Научная статья на тему 'Развитие системы дошкольного образования как элемента социальной инфраструктуры в сельских территориях республики Дагестан'

Развитие системы дошкольного образования как элемента социальной инфраструктуры в сельских территориях республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОХВАТ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

В настоящей работе анализируется современное состояние системы дошкольного образования сельских территорий как составляющей социальной инфраструктуры. Рассматриваются такие показатели, как число учреждений, численность детей, посещающих дошкольные учреждения, численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения. Особое внимание уделено определению степени охвата детей дошкольным образованием и уровню обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. В статье предлагаются меры по расширению инфраструктуры дошкольного образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы дошкольного образования как элемента социальной инфраструктуры в сельских территориях республики Дагестан»

Развитие системы дошкольного образования как элемента социальной инфраструктуры в сельских территориях Республики Дагестан

Development of system of preschool education as element of social infrastructure in rural territories of the Republic of Dagestan

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства

8-909-484-98-77 chaha@mail.ru

Аннотация: В настоящей работе анализируется современное состояние системы дошкольного образования сельских территорий как составляющей социальной инфраструктуры. Рассматриваются такие показатели, как число учреждений, численность детей, посещающих дошкольные учреждения, численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения. Особое внимание уделено определению степени охвата детей дошкольным образованием и уровню обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. В статье предлагаются меры по расширению инфраструктуры дошкольного образования в регионе.

Abstract: In the real work the current state of system of preschool education of rural territories as the making social infrastructure is analyzed. Such indicators as number of establishments, number of the children visiting preschool institutions, number of the children consisting on the account for definition in preschool educational institutions are considered. The special attention is paid to definition of extent of coverage of children by preschool education and to the level of security of children with places in preschool educational institutions. In article measures for expansion of infrastructure of preschool education in the region are offered.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, сельские территории, развитие дошкольного образования, охват детей дошкольным образованием, обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.

Keywords: social infrastructure, rural territories, development of preschool education, coverage of children preschool education, security of children with places in preschool educational institutions.

Система дошкольного образования Республики Дагестан как составной части социальной инфраструктуры муниципальных образований характеризуется существенными сложностями и кроме того, не в достаточной мере соответствует потребностям современного общества. Особенно остро эта ситуация затрагивает жителей горных территорий и сельских поселений. Дисбалансы в развитии социальной инфраструктуры, в частности

в обеспечении населения учреждениями образования, приводят к нарушению принципов социальной справедливости, не обеспечивая равных условий доступа к социальным благам и услугам граждан, проживающих на разных территориях. В этой связи, особую значимым является определение направлений модернизации социальной инфраструктуры, предполагающей консолидацию организационно-кадровых, научно-информационных и финансовых ресурсов местного самоуправления, в целях повышения жизненного уровня населения с позиции наиболее полного удовлетворения.

Важнейшим показателем, характеризующим качество жизни и уровень развития человеческого потенциала, является степень образованности населения и доступность образовательных услуг [14]. Образовательные услуги в сельских муниципальных районах предоставляются дошкольными и школьными учреждениями.

Одной из проблем, требующих первоочередного решения, является увеличение обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями. Вместимость детских садов в сельских территориях республики составляет 27132 человека. Очередь в детские дошкольные учреждения составляет 17259 детей, или 36,4% от числа имеющихся мест в дошкольных учреждениях [13]. Хотя с учетом общей численности детей дошкольного возраста потребность в местах в дошкольных учреждениях значительно выше.

В настоящее время в сельских муниципальных районах республики функционирует 457 учреждений детского дошкольного образования. За последние пять лет их количество увеличилось всего на 13 единиц. Введением в действие дошкольных образовательных учреждений более активно занимались в Ботлихском, Табасаранском, Кизлярском, Карабудахкентском и Чаро-динском районах. В перечисленных муниципальных районах в совокупности увеличилось число детских дошкольных учреждений на 16 ед. Во всех остальных сельских территориях региона было открыто всего 17 ед. новых детских учреждений.

В некоторых районах наблюдается снижение числа дошкольных образовательных учреждений, лидером среди которых выступает Цунтинский район, в котором закрылось 12 учреждений из 13 ед. В Ногайском районе уменьшилось число детских садов на 5 ед., в Сергокалинском и Буйнакском районах - по 2 ед., в Ахвахском и Дербентском - по 1 ед..

Вместе с числом дошкольных образовательных учреждений меняется и показатель количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в сельской местности Республики Дагестан зафиксировано 27132 мест в дошкольных образовательных учреждениях. За 2006-2012 гг. их стало больше на 1840 ед. в дошкольных учреждениях по данным Росстата.

Наибольший рост числа мест в ДОУ отмечается в Карабудахкентском районе - 517 мест, где также увеличилось число дошкольных образовательных учреждений. Высокие показатели наблюдаются также в Бабаюртовском районе - 416 мест, Табасаранском - 263 мест, Ботлихском - 258 мест и Хасавюртовском районе - 220 мест.

В то же время, имеются территории, где сложилась негативная тенденция снижения числа мест в ДОУ. Хуже всего обстоят дела в Каякентском районе, где на 553 мест стало меньше за анализируемый период, что составляет 45% от показателя 2006 года, и Цунтинском, где число мест сократилось на 105 единиц или 54%. Значительные уменьшения числа мест в ДОУ наблюдается также в районах: Гунибском, Дербентском, Кизилюртовском, Ку-линском, Ногайском и Сергокалинском.

Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения за анализируемый период в сельских районах Дагестана увеличилось на 4,8 тыс. человек или 21,6%. Посещаемость дошкольных образовательных учреждений растет в большинстве районов. Снижение данного показателя отмечается лишь в тех муниципальных районах, где имелось место сокращение числа детских учреждений и мест в них. Высокий уровень роста численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения наблюдаются в районах: Карабудахкентском, Хасавюртовском, Бабаюртовском,

Ботлихском, Буйнакском, Табасаранском, Кумторкалинском. Рост посещаемости чаще наблюдается в равнинной и предгорной зоне республики, реже -в горной.

Другим показателем, характеризующим развитие дошкольного образования является численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. В настоящее время очередь в детские сады сельских территорий Республики Дагестан составляет 17,3 тыс. человек. За анализируемый период она увеличилась на 7,4 тыс. человек, или на 75%. Высокие очереди в дошкольные образовательные учреждения наблюдаются Кара-будахкентском, Шамильском и Табасаранском районах, где очередь превышает тысячу человек, а в Карабудахкентском - превышает 4,5 тыс. человек. В этих и в некоторых других районах очередь в детские сады увеличиваются. Уменьшение очередей отмечается в Буйнакском, Казбековском, Новолакском, Хивском, Гергебельском, Гумбетовском, Тляратинском, Унцукуль-ском, Хунзахском, Сергокалинском, Докузпаринском и Рутульском районах.

Всего в сельских территориях республики зафиксировано в настоящее время 176,8 тыс. детей дошкольного возраста. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет составляет - 21,9%, в то время, как по региону в целом - 30%, Высокие показатели охвата детей дошкольным образованием демонстрируют Гергебильский, Казбековский, Ногайский, Унцукульский, Хунзахский районы, где уровень вовлечения детей в дошкольное образование составляет более 40%. Менее 10% детей дошкольного возраста посещают Детские сады в Акушинском, Дахадаевском, Левашинском, Рутульском и Новолакском районах.

Наиболее информативным показателем развития инфраструктуры дошкольного образования является обеспеченность детей местами в ДОУ, которая показывает, сколько мест приходится на 1000 детей от 1 до 7 лет [2]. Нормативно-необходимое число мест в дошкольных учреждениях в сельской

местности - 400 мест на 1000 детей дошкольного возраста. Для сельских территорий Дагестана в среднем обеспеченность детей местами в ДОУ составляет 153,4 мест 1000 детей от 1 до 7 лет.

Целесообразно разделить все сельские муниципальные районы на три группы по уровню обеспеченности детей местами в ДОУ (табл.1.). Учитывая, что показания по районам варьируют от 50 до 420, примерно, в первую группу следует включать территории с очень низкой обеспеченностью, где уровень ниже 150, во вторую - территории с низкой обеспеченностью с уровнем от 150 до 250 мест на 1000 детей, и в третью группу включать районы со средней обеспеченностью, где уровень приближается к нормативно-необходимой - свыше 250 мест. Обеспеченность детей местами в ДОУ превышает нормативно-необходимое количество лишь в одном муниципальном районе - в Хунзахском, но ввиду незначительности превышения и его целесообразно включить в третью группу.

Наиболее остро вопрос с обеспечением детей дошкольным образованием стоит в Цунтинском районе, где на 1000 детей 1-6 лет приходится всего 36,9 мест, что составляет 9,2% от нормативно необходимого количества. Кризисная ситуация с дошкольным образованием сложилась и Хасавюртовском, Новолакском, Кизлярском, Кизилюртовском, Цунтинском, Акушинском, Да-хадаевском, Левашинском, Рутульском, где коэффициент обеспеченности ниже 100 мест на 1000 детей, или норматив исполняется меньше чем на одну четверть. Большой дефицит мест в дошкольных учреждениях также в Ах-тынском, Дербентском, Бабаюртовском, Буйнакском, Кайтагском, Агульском, Табасаранском, Ботлихском, Цумадинском, Кулинском, и Докузпарин-ском районах.

Таблица 1 - Группировка сельских территорий по уровню обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, 2012 г.

Муниципальные районы с низкой обеспеченностью

Муниципальные районы со средней обеспеченностью

Муниципальные районы с высокой обеспеченностью

местами в ДОУ (ниже 150 мест на 1000 детей дошкольного возраста) местами в ДОУ (150-250 мест на 1000 детей дошкольного возраста) местами в ДОУ (выше 250 мест на 1000 детей дошкольного возраста)

Акушинский, Ахтын-ский, Бабаюртовский, Буйнакский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Кайтагский, Кизилюртовский, Кизлярский, Лакский, Левашинский, Новолакский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Хасавюртовский, Хивский, Цунтинский Ботлихский, Гумбетов-ский, Кулинский, Курахский, Карабудахкентский, Магарамкентский, Табасаранский, Тляратинский, Агульский, Каякент- ский, Кумторкалинский, Тарумовский, Цумадин-ский Ахвахский, Гергебиль-ский, Гунибский, Казбеков-ский, Ногайский, Серго-калинский, Унцукульский, Хунзах-ский, Чародинский, Шамильский

Источник: [3]

Относительно благополучная обстановка по отношению к дошкольному образованию сложилась в 5 муниципальных районах: Гергебильском, Ногайском, Унцукульском, Хунзахском, Казбековском, где показатель обеспеченности местами в дошкольных учреждениях по отношению к нормативно-необходимому достигает или превышает 100% отметки. Высокая обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях отмечается также в Ахвахском, Шамильском, Гунибском, Сергокалинском и Чародинском районах. Достаточная обеспеченность местами обуславливает здесь и высокие показатели охвата детей дошкольным образованием и низкие очереди на устройство детей в детские сады.

Таким образом, в сельских территориях Республики Дагестан система дошкольного образования в настоящее время находится в отстающем состоянии. Во многих муниципальных районах продолжается процесс сокращения числа ДОУ и мест в них, с каждым годом снижается уровень охвата детей дошкольным образованием и степень обеспеченности детей местами в

образовательных учреждениях. Лишь в нескольких сельских территориях отмечается достижение нормативно-необходимого показателя обеспеченности местами. К тому же, на сегодня нормативный подход обеспечения детей дошкольным образования устарел. Правительство страны требует «к 2016 году обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет стопроцентной доступностью образования и расширить формы и способы получения дошкольного образования» [11]. Сегодня федеральные чиновники отмечают, что «у каждого ребенка должно быть место в образовательном дошкольном учреждении» [7].

Несмотря на снижение темпов роста рождаемости, проблемы обеспечения населения учреждениями дошкольного образования требуют безотлагательных решений. Максимальная обеспеченность детей дошкольным воспитанием - это одна из наиболее значимых составляющих качества жизни населения.

В условиях социально-экономического отставания региона для сохранения и расширения сети дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, обеспечения более полного охвата детей дошкольным образованием и создания условий для построения преемственности дошкольного и начального школьного образования необходимо усиленными темпами строить новые здания под детские сады, разрабатывать проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах. Кроме того, нужно создавать благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе, как, например, субсидирование кредитов частникам.

Необходимо развивать в сельской местности все формы и способы получения дошкольного образования. Это - частные, негосударственные детские учреждениях. Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях, важно повсеместно и без-

отлагательно начать реализацию утвержденного правительством Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, что позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима функционирования и формы собственности.

Литература:

1. Абасова Х.У. Предпосылки многофункционального развития сельских территорий // Вопросы структуризации экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2013. №2. С. 67-68.

2. Абдулманапов П.Г. Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере Республики Дагестан) // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №35 (242). С. 37-43.

3. Абдулманапов П.Г. Демографическая безопасность регионов Северо-Кавказского федерального округа России // РППЭ, 2012. №1 С. 246-255

4. Абдулманапов, С.Г. Интеграционные процессы в регионах северокавказского федерального округа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 3. - С. 40-52.

5. Абидов М.Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане.// Народонаселение. 2008. №1. С. 31-35.

6. Азин, И. Н. Социальная инфраструктура общества в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. канд. эк. наук. - Казань, 2011

7. Голодец О.Ю. Выступление на площадке Московского дворца детского (юношеского) творчества от 23 апреля 2014 г. Код доступа: Ы1р://большоеправительство.рф^еПБ/5664/

8. Кутаев Ш.К. Ключевые факторы улучшения ситуации в экономике и на рынке труда в регионах юга России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 1 (39). С. 64-68.

9. Мудуев Ш.С. Особенности миграционных процессов в Дагестане // Сборник материалов международной научной конференции «Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе», Ставрополь, 2003. С. 145.

10. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании II Всероссийского форума сельских поселений Источник: http://premier.gov.ru/events/news/

11. Реморенко И.М. Выступление на площадке Московского дворца детского (юношеского) творчества от 23 апреля 2014 г. Источник: http://большоеправительство.рф/events/5664/

12. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 8893.

13. Федеральная служба государственной статистики. Базы данных. Показатели муниципальных образований. (www.gks.ru)

14. Хаджалова Х.М. Развитие социальной инфраструктуры региона в повышении качества жизни // Труд и социальные отношения. 2011. №2. С. 105-112.

15. Юзбеков З.Ю. Демографические особенности развития рынка труда в Республике Дагестан. Махачкала, 2010.142 с.

References:

1. Abbasovа HU Prerequisites multifunctional development of rural areas-ray // Questions of structuring the economy. Makhachkala, Dagestan Scientific Center RAS ISEI, 2013. №2. Р. 67-68.

2. Abdulmanapov PG Influence of additional measures of demographic policy on the reproduction of the population in the region (for example, the Republic of Dagestan, the public) // Economic Analysis: Theory and Practice. 2011. №35 (242). Р. 37-43.

3. Abdulmanapov PG Demographic safety regions Seva-ro-Caucasian Federal District of Russia // RPPE, 2012. №1. Р. 246-255

4. Abdulmanapov, SG Integration processes in the regions of North Caucasian Federal District // STAGE: economic theory, analysis, and practice. 2014. №3. Р. 40-52.

5. Abidov MH Population migration and migration policy to Dagestane .// Population. 2008. №1. Р. 31-35.

6. Azin, I. Social infrastructure of society in a ry-night economy: Author. dis. cand. eq. Sciences. Kazan, 2011

7. Golodets O. Speech at the site of the Moscow Palace of death-ray (Youth) Art on April 23, 2014 Access Code: http: //bolshoepravitelstvo.rf/events/5664/

8. Kutaev S.K. Key factors of improvement in the economy and the labor market in the regions south of Russia // Regional problems of transformation of the economy. 2014. № 1 (39). Р. 64-68.

9. Muduev Sh.S. Features of migratory processes in Dagestan // Proceedings of the international scientific conference «Problems of grace, and the experience of its regulation in the multiethnic Caucasus region». 2003, Р 145.

10. Putin V.V. Speech at the plenary session of the II All-Russia-ray Forum rural settlements Source: http://premier. gov.ru/events/news/15547/

11. Remorenko I.M. Speech at the site of the Moscow Palace of Children (Youth) Art on April 23, 2014. Source: http: //bolshoepravitelstvo.rf/events/5664/

12. Sagidov A.K. Basic directions of perfection sensibly-care in the region // Questions of structuring the economy. 2012. № 3. Р. 88-93.

13. Federal State Statistics Service. Databases. Indicators municipalities. (www.gks.ru)

14. Hadzhalova Hh.M. Development of social infrastructure in the region to improve the quality of life // Labour and Social Affairs. 2011. №2. Р. 105-112.

15. Yuzbekov Z.U. Demographic characteristics of the development of labor market, yes in the Republic of Dagestan. Makhachkala, 2010.142 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.