Научная статья на тему 'Проблемы развития инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан'

Проблемы развития инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
528
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH CARE / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / IMPROVING HEALTH / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдулкабатова Лаура Газиявовна

Рассматриваются современные подходы к совершенствованию системы здравоохранения в стране и в регионе. Проводится анализ состояния инфраструктуры здравоохранения городов и районов Республики Дагестан, раскрываются проблемы развития здравоохранения в территориальнозональном разрезе. Предлагаются меры по улучшению системы здравоохранения и совершенствованию всей социальной инфраструктуры в регионе в целях повышения качества предоставляемыхмедицинскихуслуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HEALTH INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The modern approaches to improving the health care system in the country and the region. The analysis of the state of the health infrastructure of cities and districts of Dagestan, reveals the problems of health in geographically-zonal cross-section. Proposes measures to improve the health care system and improve the whole social infrastructure in the region in order to-improve the quality of medical services to the population.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан»

АБДУЛКАБАТОВА Л.Г.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Рассматриваются современные подходы к совершенствованию системы здравоохранения в стране и в регионе. Проводится анализ состояния инфраструктуры здравоохранения городов и районов Республики Дагестан, раскрываются проблемы развития здравоохранения в территориально -зональном разрезе. Предлагаются меры по улучшению системы здравоохранения и совершенствованию всей социальной инфраструктуры в регионе в целях повышения качества предоставляемыхмедицинскихуслуг населению.

АВОШКАВАТОУЛ Ь.О.

PROBLEMS OF HEALTH INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF

DAGESTAN

The modern approaches to improving the health care system in the country and the region. The analysis of the state of the health infrastructure of cities and districts of Dagestan, reveals the problems of health in geographically-zonal cross-section. Proposes measures to improve the health care system and improve the whole social infrastructure in the region in order to-improve the quality of medical services to the population.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, система здравоохранения, совершенствование здравоохранения, обеспеченность инфраструктурой здравоохранения.

Keywords: social infrastructure, health care, improving health, health infrastructure.

Проведенные в последние годы за счет национального проекта массивные финансовые вливания в развитие системы охраны здоровья населения, тем не менее, не дали значительного эффекта в снижении и лечении заболеваемости. Оказываемая медицинская помощь населению Республики Дагестан в силу недостатков организации инфраструктуры, слабой диагностики и низкой квалификации медперсонала не всегда своевременна и качественна и требует изменения в системе организации инфраструктуры здравоохранения и новых методов управления ею. Не все нуждающиеся в срочном вмешательстве могут своевременно получить необходимые виды медицинской помощи, особенно относящиеся к высокотехнологичной и дорогостоящей. При этом эти недостатки свойственны и коммерческому сектору здравоохранения, на который сейчас ориентируется большая часть населения, поскольку с повышением качества жизни растут требования потребителя услуг к условиям и качеству обслуживания.

Важным аспектом проблемы является социальная напряженность в об-

ществе, которая вызывается ощущением неустроенности этой отрасли социальной инфраструктуры и незащищенности от рисков здоровья. Хуже всего, когда такое тягостное ощущение запущенности возникает у больных, при котором теряется уверенность в эффективности лечения. В настоящее время у граждан, обратившихся за лечением в региональные муниципальные медицинские учреждения, больше всего вызывают недовольство старые, требующие капитального ремонта больничные корпуса, морально устаревшее медицинское оборудование, неработающая, а в ряде сельских местностей отсутствующая, система водоснабжения, канализации, не только больничных палат, но и поликлинических кабинетов, не позволяющая обеспечить в лечебных учреждениях соответствующий санитарно-эпидемиологический режим и создать приемлемые условия для пребывания больных. Сложившаяся негативная атмосфера в ряде лечебно-профилактических учреждений, связанная с коррупцией, невнимательное, черствое отношение персонала к больным, недостаточная компетентность врачей, а также большие очереди на прием и обследование вызывают серьезное недовольство у населения.

Сложившаяся в республике ситуация в сфере здравоохранения является результатом не только кризиса системы государственного здравоохранения, его недостаточного финансирования, но и нерационального использования выделяемых средств, в том числе для приобретения высокотехнологического оборудования.

В сфере здравоохранения встречаются факты неоказания требуемой помощи, хищения и нецелевого использования выделенных лекарственных средств, недостаточно внедряются рыночные механизмы, позволяющие гражданам осуществлять выбор страховой компании, лечебного учреждения и врача с учетом признанного рейтинга качества оказываемых ими услуг.

Существующая система оплаты труда медицинских работников требует коренного пересмотра, что подтверждено и результатами проведенного социологического опроса Общественной палатой, где более 90% респондентов высказались за необходимость серьезного увеличения заработной платы медицинских работников (минимум в 3-4 раза), считают действующую систему оплаты труда в этой сфере порочной, требующей коренного пересмотра [2].

К концу 2008г. в сфере здравоохранения Республики Дагестан функционируют 49 центральных районных больниц на 5069 коек, 113 участковые больницы на 2216 коек, 192 врачебных амбулаторий и 1568 фельдшерско-акушерских пунктов [1]. Специализированную медицинскую помощь жители республики получают в 12 городских и 30 республиканских лечебно-профилактических учреждениях. Несмотря на это, в республике все еще недостаточным остается показатель обеспеченности населения больничными койками. Потребность учреждений здравоохранения в медицинской технике и оборудовании удовлетворяется примерно на 35-45%. В больницах и поликлиниках эксплуатируется до 78% физически и морально устаревшей медицинской техники.

Несмотря на то что общее количество больниц увеличилось в целом на 4 единицы, по городам наблюдается различная тенденция (табл. 1). Так, на-

пример, за исследуемый период в городе Дербенте число больниц увеличилось на 5 единиц, в Каспийске, Кизляре, Хасавюрте - на 1 единицу. А вот в городе Махачкала число больниц уменьшилось на 3 единицы, в Кизилюрте на 1 единицу, в остальных городах ситуация осталась неизменной.

Таблица 1.

Уровень обеспеченности городов Республики Дагестан инфраструктурой

здравоохранения

Города Число Обеспечен- Число Обеспеченность

больниц, ед. ность больнич- амбулаторно- амбулаторно-

ными коиками, поликлиниче- поликлиническими

% ских учрежде- учреждениями, %

НИИ, ед.

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Буйнакск 3 3 190,0 163,9 3 6 21,2 126,6

Даг. Огни 1 1 38,8 41,1 4 7 37,7 201,3

Дербент 1 6 51,5 20,6 4 15 17,3 30,6

Избербаш 2 2 43,0 47,6 3 4 36,6 145,6

Каспийск 2 3 47,5 46,0 7 8 51,0 42,2

Кизилюрт 3 2 111,8 109,2 5 3 61,0 170,2

Кизляр 4 5 93,8 90,2 5 10 113,3 154,1

Махачкала 8 5 114,3 16,7 29 107 39,5 34,1

Хасавюрт 2 3 68,2 12,7 6 5 23,5 75,8

Ю.Сухокумск 1 1 48,9 48,3 1 1 64,5 82,7

Итого 27 31 40,2 36,9 67 166 54,7 65,0

* Данные Министерства экономики РД.

Отрицательная тенденция наблюдается в целом по всем городам по показателю обеспеченности койками, т.е. по коечному фонду. Так, например, по сравнению с 2003 г. в 2008 г. коек стало меньше на 8,2%. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех городах республики. В г. Махачкале процент обеспеченности койками снизился на 85,4%, в Буйнакске - на 13,7%, в Хасавюрте - на 81,4%, в других городах тоже, соответственно, идет тенденция к незначительному снижению процента коечного фонда за исключением г. Дагестанские Огни и Избербаша, где наблюдается повышение процента обеспеченности - на 5,9% и 10,7%.

Следует также отметить, что в половине городов РД общая обеспеченность больничными койками значительно ниже нормативно необходимой, учитывая тот факт, что доля городского населения в республике имеет устойчивую тенденцию к росту, связано это с тем, что наблюдается снижение общего коечного фонда, что свидетельствует о негативных процессах в развитии городской сети стационарных лечебно - профилактических учреждений.

Интересным представляется анализ данных таблицы 1, демонстрирующих обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями, поскольку на сегодняшний день одной из важных задач реформирования системы медицинского обслуживания населения является смещения акцента со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую.

В целом по всем городам республики число амбулаторно-

поликлинических учреждений увеличилось в 1,5 раза. Аналогичная картина наблюдается почти во всех городах республики. Исключением из этого списка являются города Кизилюрт и Хасавюрт, где число амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось. Соответственно, это сказалось на снижении показателя обеспеченности населения этих городов именно по данному виду медицинской помощи.

Как нам известно, без анализа кадрового состава невозможно изучение уровня развития городской инфраструктуры здравоохранения.

Говоря об обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, нельзя не отметить тот факт, что в большинстве районов данный показатель заметно вырос в 2008г. по сравнению с 2003г. (табл. 2). Так, например, в особенности такая тенденция наблюдается в городах Дагестанские Огни, где этот процент вырос в 4,4 раза, Кизилюрте - в 1,8 раза, Избербаше - в 1,1 раза. Хотя, в общем, по всем районам этот подъем составляет 18,8%. В других городах также наблюдается хоть и небольшое, но все-таки повышение, за исключением г.Каспийска и г.Махачкалы, где наблюдается снижение процента обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями (17,3%; 13,7%).

Таблица 2.

Уровень обеспеченности городов Республики Дагестан медицинским

персоналом

Города Общая Обеспеченность Общая числен- Обеспеченность

численность врачами, % ность среднего средним меди-

врачей, чел. медицинского цинским персо-

персонала, чел. налом, %

2003 2008 2003 2008 2003 2008 2003 2008

Буйнакск 352 273 149,2 44,8 904 892 141,9 146,2

Даг. Огни 94 93 79,2 35,8 178 892 55,9 343,1

Дербент 399 164 101,0 15,2 784 496 72,4 45,9

Избербаш 158 182 101,2 43,3 342 379 76,9 90,2

Каспийск 297 289 102,6 34,8 614 577 74,1 69,5

Кизилюрт 247 342 143,6 100,6 641 584 134,8 171,8

Кизляр 197 213 107,0 43,5 478 507 93,0 103,5

Махачкала 4056 1438 263,4 30,6 5476 2242 130,7 47,7

Хасавюрт 384 377 105,3 29,9 621 1043 60,7 82,8

Ю.Сухокумск 21 23 51,7 23,0 75 72 66,4 72,0

Итого 6205 3394 42,1 33,6 10113 7684 69,5 76,2

* Данные Министерства экономики РД.

Общая численность городских врачей за исследуемый период существенно снизилась, почти на половину, хотя поотдельным городам можно отметить незначительную, но положительную динамику, а также и негативную. В большинстве городов, например, в г.Избербаше число врачей за исследуемый период выросло на 15,2%, в Кизляре - на 8,1%, в Ю.Сухокумске - на 9,5%, а во всех остальных городах этот показатель значительно снизился. Например, в городе Дербенте - на 58,9%, г. Кизилюрте - на 38,5%, в г.Махачкале - на 65%. Такое резкое падение численности врачей связано с тем, что часть вы-

сококвалифицированного медицинского персонала перешла из сферы бюджетного в коммерческую сферу здравоохранения, т.е. открыли свои частные клиники, перешли в такие клиники, где их труд оплачивается на более высоком уровне.

Общая численность среднего медицинского персонала по всем городам республики за исследуемый период уменьшилась на 2429 чел. Это связано с тем, что оплата среднего медицинского персонала является одной из самых низких в бюджетной сфере. Именно поэтому кадры и закрепляются в здравоохранении и профессионально не совершенствуются. Отдельно по городам эта картина несколько иная. Так, например, в г. Хасавюрте это число увеличилось на 422 чел., в г. Дагестанские Огни - в 4 раза, а в Махачкале это число снизилось на 59%, в г. Дербенте - на 36,7%. Несмотря на это, ситуация с обеспеченностью городских лечебно-профилактических учреждений средним медицинским персоналом сложилась более благоприятная. В целом по всем городам этот показатель увеличился на 9,6% в 2008 г. по сравнению с 2003. Хотя по отдельным городам республики этот показатель снизился (г. Дербент - на 36,6%; г. Махачкала - 63,5, г. Каспийск - 6,2%).

Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в г. Дагестанские Огни, где этот показатель за исследуемые 6 лет увеличился в 5,1 раза, а в г. Кизи-люрте - на 27,5%.

Следует отметить, что в равнинных, предгорных и горных районах республики ситуация кадрового состава здравоохранения и ситуация с состоянием материально технического компонента является менее благополучной, чем в городах. Число больниц в целом по всем равнинным районам незначительно увеличилось (на 8 ед.). Это связано с тем, что в некоторых равнинных районах открылись новые больницы. В Кумторкалинском районе, по сравнению с 2003г., в 2008 г. число больниц увеличилось на 5 ед., в Магарамкентском районе открылась одна больница и в Хасавюртовском - 2 больницы [1]. Показатель обеспеченности койками в равнинных районах увеличился за исследуемый период на 8,1%. При этом реальная обеспеченность больничными койками почти в половине всех районов сократилась, это объясняется тем, что численность населения в целом по равнине возросла на 13%.

Например, в Кумторкалинском районе, несмотря на открытие 5 новых больниц, обеспеченность больничными койками незначительно, но уменьшилась, поскольку население района с 2003 по 2008 гг. значительно увеличилось на 20%, а в Хасавюртовском - уменьшилось на 55,7%. Самое неблагополучное положение по данному показателю в Бабаюртовском районе, где обеспеченность койками в стационарных учреждениях снизилась на 70,4%.

Но есть и такие равнинные районы, где процент обеспеченности больничными койками за исследуемый период увеличился (Тарумовский район -на 85,8%, Дербентский район - на 15,6%). Данный факт мы можем рассмотреть как положительную тенденцию в системе здравоохранения равнинных районов.

Следует отметить, что, несмотря на число амбулаторно-поликлинических учреждений в равнинных районах, которое незначительно,

но изменилось, т.е. сократилось на 2 ед., показатель обеспеченности амбула-торно-поликлиническими учреждениями увеличился с 2003г. по 2008г на 15,2%. Численность амбулаторно-поликлинических учреждений отдельно по районам показывают неодинаковую тенденцию.

Аналогичная двоякая тенденция роста абсолютных и снижения относительных показателей проявляется и в проценте обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями равнинных районов. Так, например, в Ка-рабудахкентском районе этот показатель увеличился в 3,3 раза, в Дербентском районе - в 1,8 раза, в Кизлярском - в 3,5 раза, в Хасавюртовском - в 8 раз, когда в Каякентском, Кумторкалинском, Тарумовском районах идет снижение данного показателя (54,5%; 41%; 25,9%).

В вопросе кадровой обеспеченности учреждений здравоохранения равнинных районов за исследуемый период сложилось весьма благополучное положение.

По данным Госкомстата РД, общая численность врачей по районам увеличилась на 253 чел. Такая тенденция наблюдается практически во всех равнинных районах, кроме Магарамкентского и Ногайского, где этот показатель снизился (21 чел., 11 чел.). То же самое можно сказать о показателе обеспеченности врачами в некоторых равнинных районах. Так, с 2003 по 2008г. обеспеченность врачами возросла. Несмотря на возросший общий уровень обеспеченности врачами отдельно по районам, почти во всех районах снизился данный показатель (в Бабаюртовском районе - на 44,4%, в Карабудах-кентском - на 54,4% в Ногайском - на 60,4%, в Кумторкалинском - на 52,3%). Только лишь в Кизлярском районе, несмотря на то, что данный район является густонаселенным, показатель обеспеченности врачами повысился на 22,8%.

Более благополучная ситуация сложилась с обеспеченностью средним медицинским персоналом, общая численность которого за исследуемый период возросла на 19,7%. Во многих равнинных районах республики реальная обеспеченность средним медицинским персоналом выросла, особенно в Бабаюртовском, Кизилюртовском, Тарумовском районах (53,2%; 104,7%: 90,4% соответственно). Существенное снижение значений данного показателя продемонстрировали Карабудахкентский, Ногайский районы (21,9%; 17,4%). Связано это не только с увеличением численности населения, но и уменьшением общего числа работников среднего медицинского звена.

В целом кадровая обеспеченность учреждений здравоохранения равнинных районов невысокая и, следовательно, это не может не отразиться негативным образом на качестве медицинского обслуживания.

В предгорных районах число больниц, по сравнению с 2003г., в 2008 году увеличилось на 4 единиц, а обеспеченность больничными койками в целом по всем предгорным районам уменьшилась на 9,8%. Связано с это с тенденцией увеличения численности населения. Снижение обеспеченности больничными койками, хоть и несущественное, но характерно для С.-Стальского района, в котором этот показатель с 2003 по 2008 гг. сократился на 5,5%, Казбековского - на 9,7%, Табасаранского - на 10,6%. В Кайтагском,

Новолакском, Сергокалинском районах, наоборот, прослеживается положительная динамика (28,6%; 87,8; 56,8% соответственно).

Общее число амбулаторно-поликлинических учреждений в предгорных районах, как и в 2003г., также осталось без изменений и в 2008г., но это связано с открытием в Казбековском, Новолакском и Сергокалинском районах и закрытием в Кайтагском, Табасаранском и Хивском районах по одному амбу-латорно-поликлиническому учреждению. В целом обеспеченность амбула-торно-поликлиническими учреждениями незначительно повысилась по всем предгорным районам.

Положительную динамику данного показателя демонстрирует лишь Кайтагский район, где обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями с 2003 по 2008гг. увеличилась в 4,5 раза. Наиболее отрицательную динамику нам демонстрирует Казбековский район (несмотря на то, что в 2003г. данный район был в числе самых обеспеченных районов поликлиническими учреждениями), где наблюдается тенденция к снижению на 78%.

Кадровый состав за исследуемый период в целом по всем предгорным районам увеличился незначительно - на 48 чел. Это отразилось и на обеспеченности врачами - 22,4%. А вот отдельно по районам наблюдается иная картина. Так, в Буйнакском районе обеспеченность врачами с 2003 по 2008гг. снизилась на 68%, в Новолакском - на 55,8%; в С.-Стальском - на 56,8%.

Общая численность среднего медицинского персонала за исследуемый период увеличилась на 20,2%, причем наиболее значительный рост характерен для Буйнакского, Казбековского и Сергокалинского районов - на 40,7%; 45,9%; 25,6% соответственно. В этих же районах существенно возросла и реальная обеспеченность данным уровнем медицинского персонала.

Но даже такую положительную тенденцию роста численности медицинских работников всех уровней можно считать неудовлетворительной для здравоохранения предгорных районов. Это свидетельствует о необходимости разработки и эффективной реализации политики социально-экономического стимулирования закрепления медицинских кадров в сельской местности.

В целом по горным районам число больниц за исследуемый период возросло на 28,6%, а общее число больничных коек - на 55,2%.

Наиболее положительной динамикой показателя обеспеченности больничными койками среди всех горных районов отличается Шамильский район, который с 2003г. в 8,1 раза увеличил число больничных коек, достигнув к 2008г. показателя в 67,1% обеспеченности больничными койками. Также существенно данный показатель возрос в Унцукульском и Левашинском районах.

К сожалению, в некоторых районах наблюдается обратная тенденция. Так, например, в Акушинском районе обеспеченность больничными койками за исследуемый период снизилась на 90,9%, а в Бежтинском участке - на 74,9%. Число амбулаторно-поликлинических учреждений за исследуемый период увеличилось на 4 единиц. Это связано с тем, что в некоторых горных районах, в таких как Унцукульский, Ахтынский, Бежтинский, открылись новые амбулаторно-поликлинические учреждения.

Наиболее сложная ситуация наблюдается в горных районах по уровню обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями. В целом по районам в 2008г. этот показатель снизился на 57,3%. По отдельным районам такое снижение носит намного более существенный характер, например, в Агульском районе показатель снизился на 90,2%, в Бежтинском участке - на 94,8%, в Гумбетовском районе - на 90%, в Цунтинском - на 82,2%, в Чаро-динском районе - на 80,6%, а вот в Шамильский район имеет самый низкий показатель. Здесь уровень обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями снизился в 1,3 раза. Положительную тенденцию данного показателя характеризуют Ботлихский, Тляратинский, Унцукульский районы, где данный показатель возрос, соответственно, на 141%; 103%; в 2,3 раза.

В ряде районов в результате снижения числа амбулаторно-поликлинических учреждений сократился и показатель обеспеченности. В связи с тем, что нагрузка на медицинских работников возрастает, ухудшается качество предоставляемой медицинской помощи. Такая ситуация объясняется тем, что в оставшихся в наличии амбулаторных учреждениях увеличивается количество посещений в смену. Такая тенденция отрицательно сказывается на обеспечении населенных пунктов необходимой медицинской помощью, поскольку поликлиники в основном располагаются в районных центрах. Здесь учитывается тот факт, что населением теряется время, т.к. удаленность горных населенных пунктов от районных центров значительная. В связи с тем, что численность населения в горных районах с каждым годом растет, целесообразно было бы местным органам власти открывать новые учреждения здравоохранения.

Ситуация с общей численностью врачей за исследуемый период изменилась незначительно, хотя в ряде отдельных районов наблюдается разнообразная тенденция. В Агульском районе, по сравнению с 2003г., в 2008г. численность врачей уменьшилась на 13,6%, в Ахтынском районе - на 13,2%, в Гумбетовском - на 16,7%, в Цумадинском - на 32%, а вот в Левашинском и Унцукульском районах этот показатель возрос (32,2%; 84,7%). Такая тенденция не могла не сказаться и на уровне обеспеченности врачами населения. Таким образом, несмотря на то, что в целом по всем горным районам ситуация с обеспеченностью врачами практически осталась неизменной, в тех районах, где общее число врачей снизилось, уменьшился и уровень обеспеченности врачами. Такое снижение объясняется тем, что значительно возросла численность населения. Весьма положительную динамику показателя обеспеченности врачами демонстрирует Левашинский и Унцукульский районы - на 32,2%; 84,6%.

В 2008г., по сравнению с 2003г., общая численность среднего медицинского персонала в горных районах увеличилась на 6,3%, а по таким районам, как Бежтинкский участок, Ботлихский, Докузпаринский, Кулинский и Шамильский, данный показатель возрос на 61,9%; 16,2%; 10,6%; 47,7%; 8,8% соответственно. Такую тенденцию можно оценить как положительную в кадровом обеспечении учреждений здравоохранения районов. К сожалению, для Ахтынского, Левашинского и Цумадинского районов характерна иная ситуа-

ция.

В результате сокращения в некоторых горных районах общей численности среднего медицинского персонала, обеспеченность медицинского персонала в этих районах значительно снизилась. На это не могло не сказаться и то явление, что оплата труда работников, среднего медицинского персонала является одной из самых низких. Естественно, данный фактор не делает работу специалистов здравоохранения привлекательной, поскольку их заработная плата не является стимулирующим фактором повышения качества медицинского обслуживания. В свою очередь, именно такие отрицательные моменты и приносят государству экономические убытки и способствуют росту инвалидизации населения.

В рамках национального проекта «Здоровье» в регионах впервые всерьез взялись за формирование в отечественной медицине развитой инфраструктуры высокотехнологичных медицинских услуг. В ходе реформирования системы здравоохранения необходимо, главным образом, строить новые клинические центры в районах и регионах страны и за счет этого максимально приблизить современную качественную медицинскую помощь к нуждающимся в ней людям.

Больше всего дагестанцев разочаровывают квалификация медработников, медицинское оснащение поликлиник и организация доступа к врачам и медуслугам. В бесплатных клиниках республики многие услуги стали неофициально платными, даже при наличии у пациента страхового полиса. Платные клиники региона тоже не гарантируют качественного лечения: в них высока доля непрофессионалов, относящихся к пациенту как к неиссякаемому источнику денег.

Низкий уровень качества оказываемых медицинских услуг связано не столько с недостатком финансирования, сколько с расцветающей на всех уровнях коррупцией. В регионе имеется высокая коррумпированность, которая пронизывает сверху донизу всю систему республиканской медицины. Расхищение средств начинается с закупки дорогостоящего медицинского оборудования, где откаты достигают более половины от общей стоимости. И даже закупленное по высоким ценам высокотехнологичное оборудование зачастую простаивает, так как нет специалистов, а средств на их обучение уже не осталось. Складывается впечатление, что централизация и контроль за использованием бюджетных средств презентуются только в виде официальных отчетов. Все это, естественно, приводит к недовольству населения, которое является крайним в этой цепочке.

Необходимо акцентировать внимание при проведении системных реформ здравоохранения на усиление роли медицинского страхования, что требует совершенствования законодательной базы, создания и совершенствования функционирования соответствующей инфраструктуры медицинских и страховых организаций, совершенствования государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи и изменения системы их финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система здравоохранения региона должна обеспечивать эффективную профилактику болезней, а медицинские учреждения отвечать современным стандартам. Кроме того, необходимо продолжить работу по сокращению территориальных диспропорций оказания медицинских услуг. Все планируемые изменения в системе здравоохранения должны происходить плавно, постепенно и взвешенно и учитывать интересы всех сторон - органов власти, муниципалитетов, медицинских работников и в первую очередь пациентов [3].

При проведении модернизации здравоохранения необходимо учитывать мнения и находить поддержку медицинских работников и пациентов для того, чтобы объект модернизации становился более реальным и готовым к изменениям. Ошибочно, на наш взгляд, мнение и о том, что только совершенствование деятельности инфраструктуры здравоохранения (улучшение структуры и работы медицинских учреждений, упорядочение их финансового обеспечения, максимальное укомплектование персоналом и медицинским оборудованием) приведут к стойким изменениям здравоохранения в лучшую сторону.

Совершенствование системы здравоохранения в регионе должно быть научно обоснованной, поддержанной обществом совместно с органами власти различного уровня, органами управления здравоохранения, медицинским сообществом, основываться на реальном учете имеющихся ресурсов и суще -ствующих факторов внешней среды с целью переведения республиканского здравоохранения на уровень, отвечающий современным требованиям, соответствующим мировым стандартам.

Осуществление неотложных мер по улучшению функционирования всех видов социальной инфраструктуры, и в частности - здравоохранения, обеспечит условия для дальнейшего наращивания экономического потенциала, роста эффективности производства и повышения качества работы в учреждениях здравоохранения.

_Литература_

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] www.gks.ru

2. Здравоохранение в Республике Дагестан: состояние, проблемы и перспективы. Рекомендации Общественной палаты Республики Дагестан.

3. Путин В.В. Новая политика [Электронный ресурс] / http://www.novopol.ru/text83540.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.