Вестник Ка^НМУ №1-2019
Н.Д. Шидерова, А.С. Нурбаев, Д.Н. Маханбеткулова
«КДСЖМ» К,азацстандыцмедициналыцyHueepcumemi
К6ПСАЛАЛЫ АУРУХАНАЛАРДАГЫ ЦАБЫЛДАУ Б6Л1МДЕР1НЩ Ж¥МЫС ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
ty^h: Ма;алада кеп салалы аурухана ;абылдау бвлiмiнiц ерекшелiктерi мен Heri3ri npo^ccrepi туралы жазылган. Цабылдау
бвлiмiнде ;олданылатын нормативтiк ;ужаттар талданган.
ТYЙiндi сездер: ;абылдау белiмi, кепсалалы ауруханалар, денсаулы; са;тау
N.D. Shiderova, A.S. Nurbaev, D.N. Makhanbetkulova
Kazakhstan Medical University "KSPH"
ABOUT THE PECULIARITIES OF THE RECEPTION DEPARTMENTS OF MULTI-PROFILE HOSPITALS
Resume: The article discusses the main processes occurring in the emergency department of a multidisciplinary hospital. Analyzed the regulatory documentation of hospital admissions. The need for a specially developed regulation of the organizational activity of the doctors in the emergency departments was revealed.
Keywords: admission department, multidisciplinary hospitals, health care
УДК 658.7: 001.87. (574)
2К.Т. Надыров, 2Д.А. Оспанова, 3А.Н. Нурбакыт, 3Н.Ж. Дармен
1КМУ «ВШОЗ»
^Казахский Медицинский Университет Непрерывного Образования 3Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА АСТАНА
Начальный период формирования инфраструктуры здравоохранения города Астана характеризовался реструктуризацией имеющихся инфраструктурных ресурсов и максимальной их адаптацией к быстрорастущим потребностям в услугах здравоохранения. В дальнейшем этот «пассивный тренд» сменился значительным ростом новых мощностей амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения, которые создавали новую здравоохранительскую среду и вызывали необходимость оптимизации и реструктуризации существующей сети медицинских организаций, а также ускоренного развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. Ключевые слова: развитие здравоохранения, инфраструктура.
Введение. Правительством Республики Казахстан эффективно осуществляется политика по развитию и модернизации национальной системы здравоохранения. В рамках Единой национальной системы здравоохранения в Республике применяется принцип свободного выбора врача, вследствие чего, в учреждения города Астаны за медицинской помощью обращаются со всех регионов Республики, увеличивая и без того высокий уровень нагрузки. Кроме того, возникает проблема возмещения средств регионами республики за пролеченных иногородних пациентов [1].
Также надо отметить, что основную долю заболеваемости по-прежнему составляют социально обусловленные болезни, которые ежегодно наносят существенный экономический урон и снижают продолжительность жизни. Наибольшую значимость из них представляют болезни системы кровообращения, злокачественные
новообразования [2,3].
Поэтому с целью улучшения доступности медицинских услуг и повышения ее качества необходимо активно развивать инфраструктуру здравоохранения. Цель исследования: изучить динамику развития инфраструктуры здравоохранения города Астана за 19982017 годы.
Методы и материалы исследования:
Материалами проведенного исследования служили экстенсивные и интенсивные показатели, отражающие динамику качественных и структурных изменений, происходящих в здравоохранении г.Астана за 20 лет его развития.
Методы исследования:
-метод контент-анализа использовался при анализе и оценке динамических, уровневых, объемных и структурных изменений в индикаторах, отражающих развитие здравоохранения г.Астаны с 1998 по 2017 годы.; - статистический метод был использован при анализе и обработке растянутого во времени большого-массива статистического информации (данных официальной медицинской статистики за период с 1998 по 2017 годы: результаты собственных статистических исследований). Результаты исследования. Изучение динамики развития территориальных амбулаторно-поликлинических
организации показало, что в 1998 году в городе Астана функционировали 2 территориальные поликлиники; 6 поликлинических отделений при диспансерах; 2-ведомственные поликлиники, а также 5 частных медицинских центров, оказывающих населению платную амбулаторно-поликлиническую помощь. Через 5 лет общее число амбулаторно-поликлинических организации в городе Астана увеличилось в 2 раза и составило 16 единиц. При этом число государственных территориальных поликлиник увеличилось в 5 раз, частных амбулаторно-
поликлинических организаций увеличилось на 12,5%. Причем прирост обеспечивался за счет ввода в эксплуатацию двух новых территориальных поликлиник. Одновременно число частных амбулаторно-поликлинических организаций продолжало увеличиваться и достигло 19 единиц.
В следующем пятилетии (2008-2013 годы) рост числа государственных амбулаторно-поликлинических
организаций замедлился, а общее количество
ЮелЬик ХмжЫММ №1-2019
государственных поликлиник и центров составило 13 единиц.
В 2013-2017 г. г. число государственных амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 4 единиц и их общее число составило 17 территориальных поликлиник и центров.
Плановая мощность государственных амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения в городе Астане в 1998 году составила 67,6 посещений на 10 тыс. населения. При этом значение этого показателя было в 2,2 раза меньше, чем в среднем по стране, а на одного жителя города Астаны приходилось 8 посещений в год при среднереспубликанском показателе 5,7 посещений. В течение следующего пятилетия (1998-2003 г.г.) плановая мощность государственных амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения почти не изменилась, а среднее число посещений на 1 жителя города Астана уменьшилось с 8 до 6 посещений в год.
Дальнейшие аналитические исследования показали, что в течение 2003-2008 годов, плановая мощность государственных амбулаторно-поликлинических
организаций города Астана увеличилось на 24,5%; среднее число посещений на 1 жителя в год на 25,0%. Однако доступность населения города Астана к амбулаторно-поликлинической помощи была почти в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране.
В 2008-2013 г.г. плановая мощность государственных амбулаторно-поликлинических организаций увеличилась ещё на 7,7%; среднее число посещений на 1 жителя в год -на 4,0%. Причем в этот период значения изучаемых индикаторов максимально приблизились к
среднереспубликанскому показателю.
Наконец, последний анализируемый период (2013-2017 г.г.) характеризовался снижением плановой мощности (на 24,1%) государственных амбулаторно-поликлинических организаций и числа посещений на 1 жителя в год (на 10,3%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что динамика роста числа государственных амбулаторно-
поликлинических организаций в основном
обуславливались объемами финансовых инвестиций в капитальное строительство и реструктуризацию существующей сети амбулаторно-поликлинических организаций. При этом ввод в эксплуатацию новых территориальных поликлиник и центров не всегда сопровождался увеличением их суммарной мощности. Здесь следует отметить, что показатель плановой мощности государственных амбулаторно-поликлинических
организаций не всегда соответствует реальности и наиболее объективным показателем доступности нужно считать число посещений на 1 жителя в год.
В то же время анализ материально - технической и медико-технологической базы вновь строящихся и переоснащаемых амбулаторно-поликлинических организаций
здравоохранения города Астана показал, что в них создавались принципиально новые условия для профилактики, дифференциальной диагностики, лечения и медицинской реабилитации больных с наиболее часто встречающимися социально-важными заболеваниями. Причем для комплексной лабораторной диагностики они оснащались автоматизированными комбайнами,
позволяющими на клеточном уровне определять малейшие отклонения в составе биологической жидкостей и тканях; осуществлять точную диагностику метаболических нарушений и изменений в обмене веществ; функционировании отдельных органов и систем пациента. Ещё важнее, что в распоряжении врачей появились уникальные возможности скрининг - тестирования при ранней диагностике предраковых состояний, иммуно-генетических и других болезней.
Одновременно на смену традиционной рентгендиагностики пришли высокоточные методы ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностики. Появились принципиально новые технологии аппаратного лечения и медицинской реабилитации больных. Причем эти
нововведения сопровождались цифровизацией различных звеньев организаций амбулаторно-поликлинической помощи: от са11-центров до автоматизированной амбулаторной карты и безбумажного ведения текущей и отчетной документации. Именно таким образом в амбулаторно-поликлинических организациях города Астана последовательно создавалась новая производственная среда, позволяющая медицинскому персоналу больше времени уделять непосредственной работе с пациентами, и в целом обеспечивать высокое качество оказываемых медицинских услуг.
При изучении динамики и структуры больничных организаций в городе Астана установлено, что в 1998 году больничная помощь была представлена 4 многопрофильными, 6 специализированными
государственными больницами и 3 ведомственными. Через 5 лет число государственных больниц в городе Астана увеличилось до 14 и к ним присоединились 2 частные клиники. В 2008 году число государственных больничных организаций увеличилось с 14 до 19 (на 35,7%). При этом прирост был обеспечен за счет ввода в эксплуатацию 2 новых городских многопрофильных больниц и 3 клиник республиканских научно-исследовательских центров. Также надо отметить, что в течение 2009-2013 годов в городе Астана построена ещё одна городская больница и стали функционировать ещё 3 клиники республиканских научно-исследовательских центров, а также 1 частная клиника. За последние пять лет (в 2013-2017 годах) данный показатель уменьшился на 1 единицу за счет оптимизации и реструктуризации коечной сети. Однако, при этом в структуре больничных организаций стали дополнительно функционировать 3 частные клиники.
Анализ динамики обеспеченности населения города Астана больничными койками показал, что в 1998 году, обеспеченность населения города Астана терапевтическими койками составила 12,5 на 10 тыс. населения. При этом в структуре коек 36,8% составляли инфекционные; 28,8% -неврологические; 16,8% - кардиологические; 12,0% -общетерапевтические и 5,6% - нефрологические. Одновременно установлено, что в 1998 году обеспеченность населения города Астана хирургическими койками составила 10 на 10 тыс. населения и была одинаковой с аналогичным показателем в среднем по стране. Показано при этом, что в структуре коек хирургического профиля общехирургические составляли 36,0%; урологические -32,0%; отолорингологические - 29,0%; травматологические - 18,0%; офтальмологические - 16,0% и нейрохирургические - 14,0%.
Кроме того, в 1998 году обеспеченность населения города Астана койками для беременных и рожениц составляла 7,8 койки на 10 тыс. населения, а гинекологическими - 3,2 койки.
Дальнейший анализ собранных статистических данных показал, что в течение 1998-2003 годов, обеспеченность населения города Астана терапевтическими койками сократилась более, чем в 3 раза и составила 4,1 койки на 10 тыс. населения. Причем одновременно обеспеченность населения города инфекционными койками уменьшилась более чем в 2 раза; неврологическими - почти в 3 раза; кардиологическими - на 23,8 %; нефрологическими - почти в 2 раза, а обеспеченность общетерапевтическими койками, наоборот, увеличилась на 28,3%.
В это же время обеспеченность населения города Астана койками хирургического профиля уменьшилась на 13,0% и составила 8,7 койки на 10 тыс. населения. В этот же период в структуре этих коек обеспеченность населения собственно хирургическими койками уменьшилась более чем в 2 раза; нейрохирургическими - на 64,3%; урологическими - на 46,9%; отоларингологическими - на 55,5%; офтальмологическими - 37,5%. В результате проведенной реструктуризации хирургического коечного фонда, обеспеченность населения травматолого-ортопедическими койками увеличилась на 33,3%. Однако, по-прежнему, общая обеспеченность населения города Астана койками
Вестник Ка^НЖУ №1-2019
хирургического профиля была в 1,5 -1,6 раза ниже, чем в среднем по стране.
Как показали, что следующие аналитические исследования, в течение 2003-2008 годов обеспеченность населения города Астана койками терапевтического профиля увеличилась с 4,1 до 5,5 на 10 тыс. населения или на 34,1%. При этом обеспеченность населения инфекционными койками уменьшилась на 15,0%; эндокринологическими -не изменилась, а нефрологическими, неврологическими и кардиологическими, напротив, увеличилась соответственно на 200,0%; 176,9% и 112,5%.
Установлено далее, что в период с 2003 по 2008 годы, обеспеченность населения койками хирургического профиля увеличилась на 28,7% и была уже выше, чем в среднем по стране. При этом показатель обеспеченности населения города Астана собственно хирургическими койками увеличился на 40,0%; нейрохирургическими - на 360,0%; травматолого - ортопедическими - на 33,3%; отоларингологическими - не изменился, а урологическими и офтальмологическими, напротив, уменьшился соответственно на 17,6% и 30,0%.
В эти же годы обеспеченность населения города Астана койками для беременных и рожениц увеличилась на 86,0%, а гинекологическими - в 2,3 раза.
Дальнейшее изучение динамики обеспеченности населения города Астана койками терапевтического профиля показало, что в течение 2008-2013 годов она увеличилась на 65,5% и приблизилась к среднереспубликанскому показателю. При этом обеспеченность населения города Астана инфекционными койками увеличилась в 2,3 раза, кардиологическими - в 1,8 раза; нефрологическими - на 25,0%, а неврологическими, напротив, уменьшилась на 40,9%.
Показано, что в этот период, обеспеченность населения города Астана койками хирургического профиля в целом увеличилась в 1,5 раза. На этом фоне обеспеченность населения города Астана урологическими койками увеличилась на 42,9%; общехирургическими - на 4,8%; отоларингологическими - осталась неизменной, а обеспеченность нейрохирургическими, травматолого-ортопедическими и офтальмологическими койками, наоборот, уменьшилась соответственно на 11,1%; 21,1% и 14,3%.
Одновременно обеспеченность населения города Астана койками для беременных и рожениц и гинекологических больных уменьшилась соответственно на 41,2% и 20,7%. Наконец, в последнем анализируемом периоде (2003-2017 г.г.), обеспеченность населения города Астана койками терапевтического профиля в целом уменьшились на 16,5%. При этом обеспеченность населения города Астана инфекционными койками почти не изменилась; гастроэнтерологическими увеличилась в 2 раза, а по остальным профильным терапевтическим койкам наблюдалось снижение изучаемого показателя до среднереспубликанских значений.
Показана, что в анализируемом периоде происходила активная реструктуризация коек хирургического профиля, а обеспеченность ими к 2017 году превысила среднереспубликанский показатель в 1,6 раза. В результате обеспеченность населения города Астана
общехирургическими койками уменьшилась на 27,3%; нейрохирургическими - на 25,0%;травматолого -ортопедическими - на 16,0%; урологическими - на 15,0%; отоларингологическими, напротив, увеличилась на 33,3%.
Такая же тенденция наблюдалась и в сокращении коек для беременных и рожениц, а также гинекологических больных. Выводы. Анализ и оценка статистических материалов о развитии инфраструктуры здравоохранения города Астана показал, что базовым ориентиром при построении и развитии системы здравоохранения в новой столице Республики Казахстан был рост численности и изменение структуры населения города. При этом определялись 3 основных трендов, которые отражали его направления, приоритеты и содержание. Это, прежде всего, обеспечение необходимой доступности к первичной медико -санитарной помощи через инструменты развития сети территориальных поликлиник, и центров для взрослого, детского и женского населения.
Вторым направлением развития инфраструктуры амбулаторно-поликлинической помощи являлось развитие амбулаторной консультативно-диагностической с максимальным использованием соответствующих подразделений территориальных поликлиник, диспансеров, научно - исследовательских центров, а также негосударственного сектора здравоохранения. Следующим приоритетом в развитии инфраструктуры здравоохранения города Астаны было развитие скорой медицинской помощи населению. Это касалось развития экстренных служб в амбулаторно-поликлинических, больничных организациях здравоохранения и собственно городской службы скорой медицинской помощи, которая являлась связывающим звеном в неразрывной цепи организации амбулаторно-поликлинической и
стационарной помощи населению.
Третьим направлением в развитии инфраструктуры здравоохранения города Астаны являлось всемерное удовлетворение населения города в
высокоспециализированной стационарной помощи в составе городских многопрофильных и
специализированных больниц и клиник научно-исследовательских центров.
Не меньшее значение имело развитие специализированной медицинской помощи населению с онкологической, туберкулезной, психиатрической и другой социально-значимой патологией.
С другой стороны определено, что потребность быстрорастущего населения города постоянно менялась даже в условиях появления в составе системы новых амбулаторно-поликлинических и больничных организации. Доказано, что начальный период формирования инфраструктуры здравоохранения города Астана характеризовался реструктуризацией имеющихся инфраструктурных ресурсов и максимальной их адаптацией к быстрорастущим потребностям в услугах здравоохранения. В дальнейшем этот «пассивный тренд» сменился значительным ростом новых мощностей амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения, в том числе республиканского значения, которые создавали новую здравоохранительскую среду и вызывали необходимость оптимизации и реструктуризации существующей сети медицинских организаций, а также ускоренного развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. В это же время активное развитие частных медицинских организаций, вовлечение их в систему государственно-частного партнерства через институт государственного заказа, восполняло незанятые ниши в государственном секторе здравоохранения и снижало напряжение в доступности населения города Астаны к самым необходимым видам медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Программа развития города Астаны на 2016-2020 годы. - Астана: 2015 год
2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы
3 Керимбаева З.А. К36 Особенности вторичной профилактики артериальной гипертензии: монография. - Шымкент: 2016. - 241 с.
Vestnik KazNMU №1-2019
Ж.Т.Надыров, 2Д.А.Оспанова, 3А.Н.Нурбакыт, 3Н.Ж. Дармен
ЩМУ «ЖКДСМ» 2К,азац Медициналыц Уздказ БШм Беру Университетi 3С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац Улттыцмедицинауниверситетi
АСТАНА ЦАЛАСЫНДАГЫ ДЕНСАУЛЫК; САЦТАУ ИНФРАЦ¥РЫЛЫМЫНЬЩ ДАМУ ДИНАМИКАСЫ
ТYЙiн: Астана каласындагы денсаулык; са;тау инфракурылымын калыптастырудыц бастап;ы кезец колданыстагы инфракурылымдык; ресурстарды кайта курылымдау жэне олардыц денсаулык; са;тау ;bi3MeTTepi Yшiн ;арк;ынды всiп келе жат;ан кажеттшжтерше максималды бейiмделуiмен сипатталды. Кешннен бул «пассивтж YPдiс» жаца денсаулык; са;тау ортасын курып, медициналык; уйымдардыц колданыстагы желiсiн оцтайландыру мен кайта куруды, сондай-ак; жогары технологиялык; медициналык; квмектiц жедел дамуын талап ететш амбулаториялык-емханалык; денсаулык са;тау уйымдарыныц жаца куаттарыныц елеулi всуiмен ауысты.
TY^H4i свздер; денсаулык; са;таудыц дамуы, инфракурылым.
3K.T.Nadyrov, 2D.A.Ospanova, 3A.N.Nurbakyt, 3 N. Zh. Darmen
1KMU «Kazakhstan Graduate School of Public Health» 2Kazakh Medical University of Continuing Education 3Asfendiyarov Kazakh National medical university
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE HEALTH CARE INFRASTRUCTURE OF ASTANA
Resume: The initial period of the formation of the health infrastructure of the city of Astana was characterized by the restructuring of the existing infrastructure resources and their maximum adaptation to the rapidly growing needs for health services. Subsequently, this "passive trend" was replaced by a significant increase in new capacities of outpatient and hospital healthcare organizations, which created a new healthcare environment and necessitated the optimization and restructuring of the existing network of medical organizations, as well as the accelerated development of high-tech medical care. Keywords: health development, infrastructure
y^K 614.39:616-053.9-082
V. Chaikovska1,3 , B. Zhanturiyev2, T. Vialykh1, V. Tolstikh1, S. Moskalyuk1
1Dmitry Chebotarev Institute of Gerontology of the National Academy of Medical Sciences,
Kyiv, Ukraine,
2 National Center for Expertise of medicine, medical devices and medical equipment,
Almaty, Kazakhstan, 3Shupyk National Medical Academy of postgraduate education, Kyiv, Ukraine,
STRENGTHENING OF ELDERLY PEOPLE CARE POTENTIAL: METHODOLOGICAL OF EDUCATIONAL PROCESS
In the article, the techniques of the educational training for the preparation of the trainers (doctors, nurses, social workers) for the organization of medico-social care for senior people were shown. This educational process is based on peculiarities of physical and psychical health of the elderly, principals of the prevention of age-dependent diseases, rehabilitation, and palliative care. A very important role plays the provision with the illustrative materials on the actual aspects of gerontology and geriatrics for medical personnel, elderly people and members of their families, instructions for the organization of health schools and rehabilitation programs for elderly people.
Keywords: elderly people, education, training, medico-social care, palliative care, prevention, rehabilitation, gerontology, geriatrics
Intensive aging of the population, accumulation of elderly people, single persons, chronically ill ones, persons with a decreased and lost capability to self-care who need a constant support from the state, society and family are observed in Kazakhstan and Ukraine. Material losses of the majority of the pensioners, connected with a retirement on a pension, impossibility of employment, losses of the significant social contacts, role functions in the family and society, are accompanied with the destruction of the stereotypes formed during the life.
Objective of the educational training is a preparation of the trainers (lecturers) (doctors, nurses, social workers) in the issues of the organization of medico-social care to elderly people, peculiarities of physical and psychical health of the elderly, basics of the prevention of age-dependent diseases, rehabilitation and care, palliative care; provision with the illustrative materials on the actual aspects of gerontology and geriatrics for the holding of the training of medical personnel, elderly people and members of their families, instruction for the organization of the schools of health and rehabilitation programs for elderly people.
As a result of the training its participants have to know:
tendencies of the demographic changes in the country and world, strip charts for the realization of the Madrid international plan on aging and ways of its realization , rights of elderly people; features of the psychology of the people of elder age groups, principles of the communication with them and psychological support in crises;
age-dependent changes in the human organism at aging and age-dependent diseases of the organs and systems, principles of prophylaxis;
ways for the decrease of the effect of negative social, physical, and psychological factors on the capability of the human for independent life;
rules of the communication with elderly people with the disorders in the functions of different organs and systems; significance of the healthy life style as a basis of active longevity, including physical load and rational nutrition; principles of the prevention of the beginning of the syndrome of "professional burnout";