Научная статья на тему 'Направления регулирования и модернизации инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан'

Направления регулирования и модернизации инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / AN INFRASTRUCTURE / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH SERVICES / РЕГИОН / REGION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ / SECURITY TREATMENT-AND-PROPHYLACTIC ESTABLISHMENTS / РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / REGULATION OF DEVELOPMENT OF PUBLIC HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стофарандова Виктория Васильевна

Анализируется состояние системы здравоохранения в Республике Дагестан, раскрывается уровень обеспеченности региона лечебно-профилактическими и амбулаторно-поликлиническими учреждениями в разрезе районов и городов, определяется инвестиционная емкость процесса модернизации здравоохранения региона и основные направления государственного регулирования развития инфраструктуры здравоохранения врегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS ON MODERNIZATION AND INFRASTRUCTURE OF HEALTH IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The condition of system ofpublic health services in Republic Dagestan is analyzed, level of security of region treatment-and-prophylactic and out-patient-polyclinic establishments in a cut of areas and cities reveals, the investment capacity of process of modernization of public health services of region and the basic directions of state regulation of development of an infrastructure of public health services in region is defined.

Текст научной работы на тему «Направления регулирования и модернизации инфраструктуры здравоохранения в республике Дагестан»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

СТОФАРАНДОВА В.В.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Анализируется состояние системы здравоохранения в Республике Дагестан, раскрывается уровень обеспеченности региона лечебно-профилактическими и амбулаторно-поликлиническими учреждениями в разрезе районов и городов, определяется инвестиционная емкость процесса модернизации здравоохранения региона и основные направления государственного регулирования развития инфраструктуры здравоохранения врегионе.

STOFARANDOVA К К

DIRECTIONS OF REGULATION AND MODERNIZATION OF AN INFRASTRUCTURE OF PUBLIC HEALTH SERVICES IN REPUBLIC

DAGESTAN

The condition of system ofpublic health services in Republic Dagestan is analyzed, level of security of region treatment-and-prophylactic and out-patient-polyclinic establishments in a cut of areas and cities reveals, the investment capacity of process of modernization of public health services of region and the basic directions of state regulation of development of an infrastructure of public health services in region is defined.

Ключевые слова: инфраструктура, здравоохранение, регион, модернизация, обеспеченность лечебно-профилактическими учреждениями, регулирование развития здравоохранения.

Keywords: an infrastructure, public health services, region, modernization, security treatment-and-prophylactic establishments, regulation of development of public health services.

Принципиально важной социальной проблемой, имеющей важное значение для обеспечения воспроизводства населения и сохранения репродуктивного здоровья, является количество и качество оказываемых услуг здравоохранения. Здравоохранение республики в последние годы в рамках реализации федеральной национальной программы, федеральных и республиканских целевых программ, республиканской инвестиционной программы и др. получает существенную поддержку. Численность работающих в здравоохранении и предоставлении социальных услуг в 2008г. составила 61,4 тыс. человек (6,5% занятых в экономике) и по сравнению с 2000г. увеличилась на 27,1%. За это время постепенно начало увеличиваться число больничных коек, мощность врачебно-амбулаторно-поликлинических учреждений, численность

врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала. Улучшается оснащение медицинских учреждений современным оборудованием и приборами, проектируется использование высоких медицинских технологий. Однако здравоохранение республики сталкивается с весьма серьезными проблемами, а состояние и уровень развития не вполне удовлетворяют потребности населения. По мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения республика отстает от России в 2,2 раза. На 10000 человек населения в Дагестане приходится на 22,8 врачей меньше, чем в среднем по стране. Заболеваемость на 1000 человек населения в республике выше на 10,6%, чем в России. Среди регионов России республика по числу больничных коек на 10000 человек населения занимает 82-е место, по численности врачей - 59-е место, среднего медицинского персонала - 77-е место [1, с. 298-327].

Анализ процессов в регулировании развития здравоохранения в Республике Дагестан характеризует то, что вопросы здоровья населения и развития здравоохранения в числе главных приоритетов стратегии развития. Положительным моментом в функционировании здравоохранения Республики Дагестан является наметившаяся тенденция повышения своевременной обращаемости населения за помощью в медицинские учреждения.

В 2009г. показатели общей заболеваемости и болезненности чуть выросли по сравнению с 2008г. Проведенная дополнительная диспансеризация населения показала, что уровень распространенности заболеваний среди населения практически в 1,5-2 раза выше, чем сложились традиционно. В структуре заболеваемости ведущее место занимают органы пищеварения, дыхания, болезни кровообращения. Отмечается рост болезней кровообращения. В результате повышения качества оказания неотложной медицинской помощи больным с острыми формами сердечно-сосудистых заболеваний уровень больничной летальности снижается, в том числе и показатель летальности от инфаркта миокарда. Распространенность йододефицитных заболеваний в республике остается высокой. Больных сахарным диабетом зарегистрировано больше, чем в 2008г. Отмечается рост осложнений сахарного диабета.1_В целом, несмотря на ограниченность финансовых возможностей, система здравоохранения Республики Дагестан в ходе проводимых структурных преобразований в обществе пострадала несущественно, а по некоторым направлениям даже наблюдается повышение качества оказываемых услуг (см. табл. 1).

В настоящее время в системе здравоохранения Республики Дагестан медицинскую помощь населению оказывают 36 центральными районными больницами на 4003 койки, 3 межрайонными больницами на 215 коек, 109 участковыми больницами на 2165 коек, 4 поселковыми больницами на 180 коек, 5 центральными районными поликлиниками, 176 врачебными амбулаториями и 1052 фельдшерско-акушерскими пунктами. Специализированную

1 Для анализа ситуации в здравоохранении республики используются отчетные данные Министерства здра-воохранения и социального развития РД

медицинскую помощь граждане получают в 10 городских и 64 республиканских лечебно-профилактических учреждениях.

Таблица 1.

Основные показателиработы здравоохранения Республики Дагестан в 2000-2009гг.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Численность врачей:

всего, человек 9059 9252 9446 9773 10022 10062 10635 10636 10827 10781

на 10000 населения 36,4 36,5 36,6 37,6 38,2 38,1 40,0 39,6 39,9 39,4

Численность среднего меди-

цинского персонала:

всего, человек 19380 19407 20601 21048 21615 21296 21839 21944 22684 22996

на 10000 населения 78,0 76,5 79,8 80,9 82,4 80,6 82,1 81,6 83,7 84,0

Число больничных учрежде-

ний, единиц 188 196 198 198 200 206 201 118 239 123

Число больничных коек -

всего, единиц 17546 17555 17805 17935 18261 18123 18488 18353 18459 18657

на 10000 населения 70,6 69,2 69,0 68,9 69,6 68,6 69,5 68,3 68,1 68,2

Число врачебных амбула-

торно-поликлинических уч-

реждений 409 418 422 419 422 426 170 164 234 191

Мощность врачебных амбу-

латорно-поликлинических

учреждений (число посещений в смену: всего, единиц 29,0 28,6 28,6 28,8 30,5 30,5 31,3 31,0 31,9 32,2

на 10000 населения 116,7 112,8 110,8 110,7 116,3 115,5 117,7 115,3 117,6 117,4

Число женских консульта-

ции, детских поликлиник,

амбулаторий (самостоятель-

ных) и число учреждений,

имеющих женские консуль-

тации и детские отделения,

единиц 462 444 406 417 428 469 209 227 280 210

Число коек для беременных

женщин и рожениц, единиц 2012 1966 2040 2100 1964 1945 1940 1951 1962 1984

Число фельдшерско-

акушерских пунктов, единиц 1093 1093 1087 1082 1078 1077 1073 1076 1062 1052

В целях модернизации материально-технической базы системы здравоохранения за последние три года введены в эксплуатацию 20 больниц на 536 коек, 87 фельдшерско-акушерских пунктов на 696 посещений в смену, 13 ам-булаторно-поликлинических учреждений на 970 посещений в смену. Сведения о фактической обеспеченности населения Республики Дагестан койками и амбулаторно-поликлиническими учреждениями (АПУ) в 2009 году и дополнительная потребность в них в разрезе муниципальных образований представлена в таблице 2.

Обеспеченность больничными учреждениями РД в 2009 году составляла 67,6 койки на 10 тыс. населения, а с учетом ведомственных и частных больничных учреждений - 68,2 койки на 10 тыс. населения, при нормативе 134,7 коек (в среднем по РФ - 98,6 коек на 10 тыс. населения). Обеспеченность АПУ - 117,8 посещения в смену на 10 тыс. населения при нормативе 181,5 посещения (в среднем по РФ - 238,4 посещения) (см. рис. 1). По данным показателям Республика Дагестан занимает 82 место среди субъектов РФ.

Таблица 2.

Уровень обеспеченности районов и городов РД учреждениями здраво_охранения за 2009 год_

Наименование районов и городов Численность населения Больничные учреждения Амбулаторно-поликлинические учреждения Фельдшерско-акушер. и фельдш. пункты, всего, ед.

Факт. колич. коек Обеспеч., коек на 10 тыс.чел. Факт. колич. по-сещ. АПУ в смену Обеспеч., посещ. в смену на 10 тыс. чел.

Агульский район 10854 85 78,3 70 64,5 16

Акушинский район 52362 205 39,2 354,4 67,7 42

Ахвахский район 21229 85 40,0 223 105,0 22

Ахтынский район 31788 115 36,2 320 100,7 12

Бабаюртовский район 44463 230 51,7 328,8 73,9 12

Ботлихский район 52597 195 37,1 269,5 51,2 31

Буйнакский район 71246 225 31,6 615 86,3 17

Гергебильский район 19078 130 68,1 189,7 99,4 11

Гумбетовский район 18415 145 78,7 241,6 131,2 22

Гунибский район 25569 180 70,4 386,8 151,3 37

Дахадаевский район 37563 250 66,6 240 63,9 43

Дербентский район 92185 300 32,5 1270 137,8 23

Докузпаринский район 14873 50 33,6 216 145,2 6

Казбековский район 41341 192 46,4 400 96,8 14

Кайтагский район 34296 195 56,9 169 49,3 31

Карабудахкентский район 70020 220 31,4 783,8 111,9 8

Каякентский район 54995 165 30,0 171,4 31,2 13

Кизилюртовский район 78863 100 12,7 701,5 89,0 10

Кизлярский район 64500 10 17,1 208 32,2 59

Кумторкалинский район 23267 50 21,5 165 70,9 5

Кулинский район 10443 75 71,8 101 96,7 12

Курахский район 15043 70 46,5 230 152,9 23

Лакский район 12064 50 41,4 50 41,4 35

Левашинский район 68029 395 58,1 221,9 32,6 33

Магарамкентский район 60748 200 32,9 221 36,4 23

Новолакский район 26506 210 79,2 160 60,4 13

Ногайский район 22573 115 50,9 190 84,2 14

Рутульский район 22652 100 44,1 165 72,8 25

Сулейман-Стальский район 54555 177 32,4 376,7 69,0 27

Сергокалинский район 31091 150 48,2 230 74,0 20

Табасаранский район 54530 184 33,8 525 96,5 51

Тарумовский район 31279 190 60,7 395 126,3 31

Тляратинский район 22988 165 71,8 244 106,1 58

Унцукульский район 28548 205 71,8 225 78,8 14

Хасавюртовский район 138430 350 25,3 1995 144,1 27

Хивский район 20150 90 44,7 210 104,2 21

Хунзахский район 30710 160 52,1 111,5 36,3 50

Цумадинский район 22623 110 48,6 155 68,5 30

Цунтинский район 9242 65 70,3 105 113,6 24

Чародинский район 11406 100 87,7 241 211,3 37

Шамильский район 26023 245 94,1 352,5 135,5 34

район Бежтинский участок 8400 45 53,6 35 41,7 6

Всего по районам 1587437 6678 42,1 13863,1 87,3 1042

г. Махачкала 554093 6327 114,2 7753 139,9 9

г. Дербент 110659 780 70,5 1752 158,3 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Буйнакск 61143 1347 220,3 1519 248,4 0

г. Хасавюрт 128381 995 77,5 1251 97,4 0

г. Каспийск 83377 514 61,6 595 71,4 0

г. Кизляр 50938 595 116,8 1412 277,2 0

г. Кизилюрт 47096 620 131,6 1039 220,6 0

г. Избербаш 51246 269 52,5 1369 267,1 0

г. Дагестанские Огни 26393 144 54,6 400 151,6 0

г. Южносухокумск 10916 65 59,5 150 137,4 1

Всего по городским округам 1124242 11656 103,7 17240 153,3 10

Всего по РД 2711679 18334 67,6 31103,1 114,7 1052

Источники: Таблица составлена на основе данных Министерства экономики РД.

Фактическая обеспеченность населения больничными койками на 10 тыс. человек находится на уровне среднероссийского показателя только в городских округах «г. Буйнакск» (220,3), «г. Кизилюрт» (131,6) и «г. Кизляр» (116,8). Наиболее низкая обеспеченность коайками наблюдается в Кизилюр-

товском, Кумторкалинском, Кизлярском, Хасавюртовском, Ахтынском и Бот-лихском районах - смотрите таблицу 2. Обеспеченность АПУ выше нормативного показателя наблюдается в Чародинском районе, городах Буйнакск, Избербаш, Кизилюрт, Кизляр. Данный показатель находится на очень низком уровне в Левашинском, Каякентском, Кизлярском, Магарамкентском, Хунзах-ском, Лакском и Унцукульском районах, Бежтинском участке.

160

100

60 40

2005 2006 2007 2008 2009 -Обеспеченность койками на 10 тыс.населения, норматив

. . ф. . обеспеченностькойками на 10 тыс.населения, РД

-— ~ Обеспеченностькойками на 10 тыс.населения, РФ

50

2005 2006 2007 2008 2009

" Обеспеченность АПУ на 10 тыс.населения, норматив

- - - Обеспеченность АПУна 10 тыс.населения, РД

— ^ — Обеспеченность АПУ на 10 тыс.населения, РФ

Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения РФ и РД_

Обеспеченность АПУ на 10 тыс. населения РФ и РД_

300

250

200

150

80

100

20

0

0

Рис. 1. Динамика обеспеченности РД и РФ больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 2005-2009 годы.

Существующая сегодня лечебная сеть республики недостаточно отвечает потребностям населения региона. Многие лечебные учреждения не отвечают современным требованиям. Из общего количества муниципальных учреждений здравоохранения в республике типовыми являются только 68,9%. Из общего количества фельдшерско-акушерских пунктов только 76,3% являются типовыми. Необходимо принятие мер по дальнейшему развитию инфраструктуры здравоохранения. С учетом особенностей РД, на наш взгляд, необходимо укрепление и расширение сети типовых амбулаторно-поликлинических учреждений. Анализ показывает, что для доведения объема коечной сети в стационарах до нормативного показателя необходимо дополнительно ввести 18,2 тыс. коек и амбулаторно-поликлинических учреждений на 17,5 тыс. посещений в смену.

Несмотря на все позитивные сдвиги, наблюдаемые в сфере здравоохранения республики, существуют серьезные проблемы в его развитии, а состояние и уровень развития не в состоянии удовлетворять потребности населения. Состояние материально-технической базы - один из важнейших факторов, влияющих на организацию лечебно-диагностического процесса и, в конечном итоге, на качество оказываемой социальной услуги.

Формирование инфраструктуры здравоохранения зависит от эффективности реализуемой бюджетной инвестиционной политики в регионе. В частности, как видим по данным таблицы 3, показатели по вводу в действие больничных учреждений в республике достаточно высокие по сравнению с общероссийскими. Но с учетом того, что стартовые условия низкие и на мо-

мент реформирования здравоохранения республика отставала от России серьезно, следует напрашивать инвестиции в данную сферу. Обеспеченность республики больничными учреждениями составляет 68,2 коек на 10 тыс. населения. Для достижения нормативного показателя (134,7 коек на 10 тыс. населения) необходимо дополнительно создать 18,2 тыс. коек. Ориентировочная стоимость затрат на указанные цели составляет 91 млрд. рублей (с учетом стоимости 1 койко-места 5,0 млн. рублей, согласно данных Минрегиона России).

Таблица 3.

Ввод в действие больничных учреждений (коек) и амбулаторно-

поликлинических учреждений (посещений в смену)

Всего На 100 000 человек населения

1990 1995 2000 2005 2007 2008 1990 1995 2000 2005 2007 2008

Ввод в действие болъничныхучреждений (коек)

Российская Федерация 21831 9690 9534 7025 7920 8110 15 6,5 6,5 4,9 5,6 5,7

Республика Дагестан 297 183 93 136 330 205 16 8,3 3,8 5,2 12 7,6

Ввод в действие амбулаторно-поликлиническихучреждений (посещений в смену)

Российская Федерация 85505 36076 24774 20222 31708 25327 58 24 17 14 22 18

Республика Дагестан 1096 280 113 80 250 289 59 13 4,6 3,0 9,4 1

Для улучшения ситуации в развитии здравоохранения принципиально важным является обеспечение перехода основного объема оказываемых услуг из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи, а также внедрение в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения инновационных ресурсосберегающих технологий как в диагностических, так и в лечебных подразделениях. В целом все мероприятия в данной сфере должны быть направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе оснащения учреждений здравоохранения высокотехнологичным оборудованием и повышения квалификации медицинских кадров.

Состояние инфраструктуры здравоохранения региона, процессы развития науки и техники во всем мире, специфика социально-экономической и политической ситуации в республике и особенности функционирования учреждений здравоохранения требуют активного государственного вмешательства в процесс развития и модернизации всей совокупности объектов инфраструктуры здравоохранения в регионе. На наш взгляд, основными направлениями государственного регулирования развития инфраструктуры здравоохранения в регионе являются:

1. Строительство объектов инфраструктуры здравоохранения и доведение уровня обеспеченности населения региона лечебно-профилактическими и амбулаторно-поликлиническими учреждениями до нормативных показателей или до среднероссийского уровня.

2. Техническое перевооружение и модернизация объектов здравоохранения в соответствии с современными техническими регламентами и требованиями.

3. Реформирование системы подготовки специалистов медицинского профиля и механизма финансирования оказываемых медицинских услуг.

4. Стимулирование вовлечение коммерческих структур и населения в управление и финансирование медицинских учреждений в регионе.

Проведенный анализ показал низкую обеспеченность Республики Дагестан объектами здравоохранения и их высокую изношенность, сопряженную с аварийностью. При этом высокая дотационность бюджета региона и значительная ограниченность бюджетных средств для решения данной проблемы накладывают свой отпечаток на решение этой проблемы. В частности, высокая распыленность бюджетных средств по районам и группам объектов не способствуют как формированию современных медицинских учреждений, так и повышению эффективности их функционирования. В этой связи считаем необходимым для реформирования и модернизации системы здравоохранения в регионе осуществлять следующее:

Первое. Активно формировать по всем сельским муниципальным образованиям фельдшерско-акушерские пункты и обеспечивать их необходимым инвентарем и медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Второе. С учетом территориального расположения и инфраструктурной доступности формировать межрайонные травматологические центры, способные оказывать неотложную медицинскую помощь на высоком уровне.

Третье. В крупных городах формировать медицинские учреждения с узкой специализацией и высоким материально-техническим обеспечением как диагностического, так и лечебного процесса в учреждении.

Четвертое. С муниципальных лечебных учреждений основное бремя стационарного лечения перенести на домашний лечебный режим под присмотром врачей фельдшерско-акушерских пунктов.

Реализация предлагаемого комплекса мер по реформированию системы здравоохранения в республике, на наш взгляд, позволит, во-первых, повысить качество оказываемых населению медицинских услуг; во-вторых, обеспечить высококвалифицированными специалистами учреждения здравоохранения; в-третьих, повысить их материально-техническую обеспеченность за счет специализации учреждений. Все это в итоге должно привести к росту качества жизни населения в регионе.

_Литература_

1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009: Стат.сб. -М.: Росстат, 2009.

2. Дагестан в цифрах - 2010г. Краткий статистический сборник. - Махачкала: ТОФС Госстата по РД, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.