Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пермиловская Евгения Анатольевна

Уголовно-исполнительная политика государства определяет порядок и условия исполнения уголовных наказаний, структуру и функции уголовно-исполнительной системы. На ее формирование оказывают влияние различные факторы общественной жизни. Под их воздействием изменяется содержание уголовно-исполнительной политики, формируются приоритетные направления ее дальнейшего совершенствования. В статье раскрывается современное состояние российской политики в сфере исполнения уголовных наказаний, определяются основные векторы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL EXECUTIVE POLICY IN RUSSIA

The penitentiary policy of the state determines the procedure and conditions for the execution of criminal penalties, the structure and functions of the penitentiary system. Its formation is influenced by various factors of social life. Under their influence, the content of the penitentiary policy changes, and priority directions for its further development are formed. The article reveals the current state of Russian policy in the field of execution of criminal penalties, defines the main directions of its development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

УДК 343.8

ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА ПЕРМИЛОВСКАЯ

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск e.permilovskaya@narfu. ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация. Уголовно-исполнительная политика государства определяет порядок и условия исполнения уголовных наказаний, структуру и функции уголовно-исполнительной системы. На ее формирование оказывают влияние различные факторы общественной жизни. Под их воздействием изменяется содержание уголовно-исполнительной политики, формируются приоритетные направления ее дальнейшего совершенствования. В статье раскрывается современное состояние российской политики в сфере исполнения уголовных наказаний, определяются основные векторы ее развития.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительная система, исполнение уголовных наказаний

Тематический рубрикатор e-Library: 10.83.21

EVGENIA AN. PERMILOVSKAYA

Senior Lecturer, Department of Criminal Law and Procedure Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

CURRENT STATUS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL EXECUTIVE POLICY IN RUSSIA

Abstract. The penitentiary policy of the state determines the procedure and conditions for the execution of criminal penalties, the structure and functions of the penitentiary system. Its formation is influenced by various factors of social life. Under their influence, the content of the penitentiary policy changes, and priority directions for its further development are formed. The article reveals the current state of Russian policy in the field of execution of criminal penalties, defines the main directions of its development.

Keywords: penitentiary policy, penitentiary system, execution of criminal penalties

Уголовно-исполнительная политика является одним из направлений деятельности государства в сфере противодействия преступности. Она определяет цели, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, средства и методы исправительного воздействия на осужденных, формы взаимодействия уголовно-исполнительной системы с иными органами государственной власти и общественными формированиями.

Государственная политика в сфере исполнения наказаний включает в себя две взаимосвязанные стороны: теоретико-нормативную и организационно -практическую. Теоретико -нормативный аспект предполагает выработку, формирование политики, ее научное обоснование и нормативно-правовое оформление. Организационно-практический аспект включает реализацию, проведение политики, применение нормативных установок в сфере исполнения наказаний и исправления осужденных за совершение преступлений лиц. Субъектами формирования уголовно-исполнительной политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и Министерство юстиции РФ. Они определяют приоритетные направления развития политики государства в

сфере исполнения уголовных наказаний, создают ее нормативно-правовую основу. К субъектам, реализующим уголовно-исполнительную политику, относятся ФСИН России и ее территориальные органы, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.

На формирование и реализацию уголовно-исполнительной политики, определение приоритетных направлений ее дальнейшего развития оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это содержание уголовно-правовой политики, установленные уголовным законом система, цели и юридическое содержание уголовных наказаний. Еще одним важным фактором является политическая составляющая общественной жизни: степень демократизации государственного управления, защищенности прав и свобод граждан. Чувствительна уголовно-исполнительная политика и к социально-экономическому состоянию общества, уровню благосостояния населения, социальной ориентированности экономической политики государства, его способности выделить достаточное количество финансовых, технических и иных ресурсов для эффективного функционирования системы учреждений и органов, исполняющих нака-

© Е.А. Пермиловская, 2023

зания. Учитывая требование научной обоснованности уголовно-исполнительной политики, большое влияние на ее формирование и развитие оказывают достижения современной науки, позволяющие разрабатывать новые формы и методы исправительного воздействия на осужденных, пресечения их противоправного поведения и стимулирования законопослушного.

Важными факторами являются уровень общей и правовой культуры и правосознания граждан, система их морально-нравственных ценностей, позитивное восприятие уже сложившейся тенденции гуманизации процесса исполнения уголовных наказаний. Признание принципов и норм международного права, устанавливающих правила обращения с осужденными, требует приведения в соответствие с ними действующего национального уголовно-исполнительного законодательства. Оказывают влияние на содержание уголовно-исполнительной политики государства современное состояние преступности, изменение ее криминологических показателей. Прежде всего, речь идет о показателях рецидивной, пенитенциарной и постпенитенциарной преступности, негативные изменения которых могут свидетельствовать о неэффективности наказаний либо условий их исполнения, применяемых средств исправления осужденных.

К настоящему времени уголовно-исполнительная политика России претерпела немало позитивных изменений. Существенно сократилось число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Например, по данным официальной статистики ФСИН России на 1 февраля 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 519 618 человек, а к 1 января 2023 г. их количество составило уже 433 006 человек [3]. Широко применяются наказания без изоляции осужденного от общества, которые, как правило, не препятствуют продолжению его трудовой, образовательной, творческой, предпринимательской и иной правопослуш-ной деятельности, не приводят к утрате им профессиональных и иных полезных социальных навыков, не требуют последующей длительной реабилитации осужденного после их отбытия. Коррекция поведения осужденного осуществляется посредством установления ему ограничений и обязанностей, изменения их объема в процессе отбывания наказания.

В качестве еще одной значимой черты современной отечественной уголовно-исполнительной политики можно отметить гуманизацию порядка и условий отбывания наказания, улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, совершенствование форм и методов воспитательной работы с осужденными. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляется, помимо государственного, еще и общественный контроль.

Однако не все проблемы, возникающие в процессе функционирования российской уголовно-исполнительной системы, на сегодняшний день решены. Так, стабильно высокой является доля лиц, осужденных к лишению свободы три и более раза. По официальным

данным МВД РФ больше половины (60,4%) расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, а удельный вес ранее судимых в общей массе лиц, совершивших преступления, увеличился с 30,1% до 30,8% [4].

Нуждаются в реконструкции здания и сооружения уголовно-исполнительной системы, в модернизации

- имеющееся производственное оборудование. Не все осужденные, подлежащие привлечению к труду, обеспечены работой, что не позволяет им в должном объеме возмещать причиненный преступлением ущерб, оказывать помощь собственным семьям. Длительный перерыв в трудовой деятельности приводит к утрате профессиональных навыков, затрудняет трудоустройство осужденных после их освобождения из мест лишения свободы.

Возникают трудности в процессе оказания медицинской помощи осужденным, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями.

Сохраняется проблема обеспечения личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, в случаях негативного влияния криминально ориентированных осужденных и лиц, являющихся злостными нарушителями установленного законом порядка отбывания наказания.

Кроме того, с расширением сферы применения наказаний без изоляции осужденных от общества существенно возросла нагрузка на органы и учреждения, исполняющие данные виды уголовных наказаний. Сегодня на учете в УИИ состоит около 500 тыс. человек, немалая часть которых характеризуется высокой степенью социальной запущенности.

Необходимость решения названных выше проблем обусловливает формирование приоритетных направлений дальнейшего развития отечественной системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной политики в целом.

Основополагающими правовыми документами, определяющими дальнейшее развитие уголовно-исполнительной политики России, являются Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р [2], и Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2030 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 г. № 420 [1].

Анализ указанных выше нормативно-правовых документов позволяет выделить в качестве основных направлений развития государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний следующее:

- дальнейшую гуманизацию условий отбывания наказания, защиту прав и законных интересов осужденных, применение мер исправительного воздействия, не унижающих человеческое достоинство, соответствующих закону и международным стандартам обращения с осужденными;

- широкое применение наказаний, не предполагающих изоляцию осужденного от общества, сокращение числа лиц, осужденных к лишению свободы;

- оптимизация производственной базы уголовно-исполнительной системы, создание рабочих мест

для осужденных, подлежащих обязательному привлечению к труду;

- реконструкция и строительство следственных изоляторов, исправительных, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений;

- разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного типа к 2024 г.;

- развитие сети исправительных центров для осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ;

- проведение цифровой трансформации уголовно -исполнительной системы и внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений и органов;

- поэтапное создание и развитие системы пробации, предполагающей, прежде всего, «внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2];

- обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы, в том числе, посредством электрон-

ного мониторинга поведения осужденных с помощью технологий дистанционного контроля;

- развитие международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний, изучение и заимствование положительного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран;

- совершенствование форм и методов общественного контроля, повышение уровня взаимодействия уголовно-исполнительной системы с различными институтами гражданского общества. Выводы. Таким образом, проанализировав современное состояние уголовно-исполнительной политики, можно сделать вывод о том, что перемены, произошедшие в стране в последние годы, требуют новых подходов к совершенствованию системы исполнения наказаний. Это и было реализовано в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. Данный документ определяет основные направления уголовно-исполнительной политики, способствующие повышению эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, сокращению рецидива преступлений, гуманизации условий содержания заключенных под стражей, а также взаимодействию уголовно-исполнительной системы с государственными органами и институтами гражданского общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы) : Федеральная целевая программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 г. № 420 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 16 (ч. II). - Ст. 2374. - Текст : непосредственный.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 20. - Ст.3397. - Текст : непосредственный.

3. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы : официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний РФ. - Текст : электронный. - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.01.2023).

4. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2022 года : официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. - Текст : электронный. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/ (дата обращения: 16.01.2023).

REFERENCES

1. Federal'naya tselevaya programma «Razvitiye ugolovno-ispolnitel'noy sistemy (2018 - 2030 gody)», utverzhdennaya Postanovleniyem Pravitel'stva RF ot 6 aprelya 2018 g. № 420 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 2018. - № 16 (ch. II). - St. 2374.

2. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda, utverzhdennaya Rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 29 aprelya 2021 g. № 1138-r // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 2021. - № 20. - St.3397.

3. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy RF. - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (data obrashcheniya: 16.01.2023).

4. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2022 goda. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva vnutrennikh del RF. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/ (data obrashcheniya: 16.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.