Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 39-45. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 39-45.
Научная статья УДК 343.8
ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЕЖИМА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1 2 Данила Витальевич Елфимов , Марина Вячеславовна Максименко ®
Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Пермскому краю, Кунгур, Россия
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия,
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы организации и обеспечения исполнения требований режима в исправительных учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Авторы анализируют состояние и динамику криминальной обстановки в учреждениях, осуществляющих изоляцию от общества, выявляют перспективы развития отдельных направлений деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по предупреждению противоправных действий со стороны осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, наказание, лишение свободы, режим, сотрудник уголовно-исполнительной системы
Для цитирования: Елфимов Д. В., Максименко М. В. Исполнение требований режима как средство обеспечения безопасности функционирования исправительных учреждений // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 39-45.
Original article
IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE REGIME AS A MEANS OF ENSURING THE SECURITY OF THE FUNCTIONING OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS
12 Danila V. Elfimov , Marina V. Maksimenko «
1 Correctional colony No. 40 of the General Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Perm Region, Kungur, Russia
Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Russia, [email protected] ^
Abstract. The article deals with the problematic issues of organization and enforcement of the regime in correctional institutions that exercise property rights in the form of freedom. The authors analyze the state and dynamics of the criminal situation in institutions, show their isolation from society, identify development prospects with special attention to the institutions of the penitentiary system to prevent illegal actions by prejudice.
Keywords: penitentiary system, punishment, deprivation of liberty, regime, employee of the penitentiary system
For citation: Elfimov V. V., Maksimenko M. V. Implementation of the requirements of the regime as a means of ensuring the security of the functioning of correctional institutions. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 39-45. (In Russ.).
© Елфимов Д. В., Максименко М. В., 2022
В современный период развития российской пенитенциарной системы отмечается усиление международно-правовой ориентации России, направленной на поиск оптимального соотношения гуманизации условий отбывания наказания осужденными и обеспечения правопорядка и безопасности в обществе. Данный процесс связан с непосредственным преобразованием законодательства и практики исполнения наказания.
Проблема совершенствования режима отбывания наказания в исправительных учреждениях является одной из важнейших, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (УИС). В целях всестороннего исследования проблем, возникающих при исполнении требований режима в исправительных учреждениях, необходимо изучить факторы, влияющие на режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
Первым фактором, влияющим на состояние режима, является его нормативно-правовое регламентирование. Безусловно, ключевые вопросы режима в исправительных учреждениях конкретизируются в соответствующих ведомственных нормативных правовых актах, но развитие общества и научно-технический прогресс заставляют законодателя идти в ногу со временем. К сожалению, пенитенциарное законодательство порой не успевает за развитием общества и государства, а особый трепет вызывает рассогласованность норм уголовно-исполнительного права. Данное обстоятельство негативно сказывается на режиме как установленном порядке отбывания наказания.
Вторым фактором выступает кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы. Многофункциональность УИС порождает потребность в специалистах различного профиля, участвующих в исполнении наказаний и обеспечении правопорядка. Состояние режима в исправительных учреждениях на современном этапе прямо зависит от того, кто будет выполнять должностные обязанности по обеспечению режима. Заметим: штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, по состоянию на 1 апреля 2022 г. составила 295 968 человек, в том числе начальствующий состав - 225 285 человек (в том числе переменный состав - 5 959 человек) [1].
В числе основных проблем считаем целесообразным назвать то, что сегодня, к сожалению, не уделяется должного внимания работе по формированию кадрового резерва из числа сотрудников младшего начальствующего состава для замещения должностей среднего начальствующего состава подразделений безопасности (режима и надзора). Так, в течение 2020 г. на должности среднего начальствующего состава было назначено 1 029 сотрудников, имеющих высшее образование, что составляет всего 9,2 % от их общего количества.
Особую озабоченность вызывает высокий некомплект младшего начальствующего и рядового состава, где в 2021 г. средний показатель по УИС составил 12,5 % [2].
Самые низкие зарплаты в УИС РФ в настоящее время - у вольнонаемных работников ведомства, а также служащих со спецзваниями рядовых / сержантов, только пришедших служить в Федеральную службу исполнения наказаний после окончания одного из ведомственных образовательных заведений на должности младшего инспектора, кинолога, помощника дежурного по КПП и др. В 2022 г. обе категории вышеуказанных работников / служащих получают в среднем 25-27 тыс. руб. в месяц. При этом на уровень заработной платы работников из числа гражданского персонала ФСИН практически не влияют ни стаж работы в ведомстве, ни опыт / квалификация. В то же время их коллеги со спецзваниями по мере службы в УИС с каждым годом получают все большие деньги (за счет присвоения очередных званий и перевода на вышестоящие должности); так, уже через пару лет после начала службы во ФСИН по контракту служащий (например, на должности инспектора или оперуполномоченного) получает около 30 000 руб. ежемесячно.
На моральном состоянии сотрудников и качестве выполнения ими своих обязанностей сказывается и, как выразился глава ФСИН, «недостаточный уровень финансового обеспечения социальных гарантий» [2].
Такое положение дел приводит к оттоку квалифицированных кадров из учреждений и органов УИС и естественно отражается на состоянии правопорядка (режиме) в исправительных учреждениях.
Третьим фактором является количественный и качественный состав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В свою очередь, качественный состав осужденных складывается из их уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристики. Говоря о количественном составе осужденных, можно с уверенностью утверждать о взятом государством курсе гуманизации назначения уголовных наказаний. Существующий арсенал иных мер уголовно-правового характера позволил значительно сократить количественный состав «тюремного населения» нашей страны. В исправительных учреждениях сосредотачиваются особо опасные преступники, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления при том или ином виде рецидива.
Четвертым и не менее важным фактором выступает состояние преступности в местах лишения свободы. По итогам последних трех лет отмечается рост случаев неправомерных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных в отношении персонала учреждений УИС, связанных с применением насилия: 2018 г. - 203 случая, 2019 г. - 300, 2020 г. - 338, большая часть из которых (243) совершены в исправительном учреждении (2019 г. - 236, 2018 г. - 175). В результате противоправных действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных причинен вред здоровью 92 сотрудников (2019 г. - 86, 2018 г. -55). За 2020 г. в учреждениях УИС зарегистрировано 498 случаев совершения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными противоправных действий, связанных с угрозами применения насилия и оскорблениями в отношении персонала УИС (2019 г. - 450, 2018 г. - 239). Еще более печально выглядит картина возбужденных уголовных дел. Всего в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных по фактам противоправных действий относительно персонала УИС в 2020 г. возбуждено 429 уголовных дел (2019 г. - 357, 2018 г. - 249), заметно двукратное увеличение возбуждаемых уголовных дел за последние три года [3]. За девять месяцев 2021 г. в учреждениях УИС обнаружено более 103 тыс. нарушений закона [4].
Существенное влияние на состояние, динамику и структуру преступности среди осужденных оказывает качественный состав лиц, отбывающих наказание. Преобладание в местах лишения свободы осужденных со стойкой антиобщественной направленностью создает наиболее опасную криминогенную среду со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, при реализации режима в исправительных учреждениях названные факторы оказывают основное влияние на правопорядок в местах лишения свободы.
Значительную роль в укреплении правопорядка играют неукоснительное соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством требований режима содержания осужденных, надзора за ними, а также правильная организация охраны. Очевидно, что надлежаще организованный режим, дисциплинируя поведение осужденных, принуждает к правопослушному поведению.
Выделим проблемы исполнения режима в исправительных учреждениях.
Одна из острых проблем деятельности исправительных учреждений - борьба с проникновением в места лишения свободы запрещенных предметов. Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, закреплен в Приказе Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внут-
реннего распорядка исправительных учреждений»1. К таким предметам относятся: оружие; денежные средства; изделия, изъятые из гражданского оборота; зажигалки; все виды алкогольной продукции; продукты питания, требующие тепловой обработки; игральные карты; ножи и т. д.
Однако статистика последних пяти лет, касающаяся деятельности персонала исправительных учреждений по изъятию денежных средств на их территориях, демонстрирует определенную цикличность, которая заключается в чередовании роста и падения количества изъятого, ежегодно сменяющих друг друга. При этом количество изъятых денежных средств постепенно снижается: к концу рассматриваемого периода практически в четыре раза (9,98 млн руб. изъято в 2015 г. против 2,67 млн руб. в 2020 г.) [5].
В результате проведенной в 2020 г. обыскной и досмотровой работы в учреждениях УИС при доставке изъято:
1) денежных средств - 2 579,1 тыс. руб.;
2) алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изготовления - 1442,8 л;
3) средств мобильной связи - 29 518 ед.
За передачу либо попытку передачи подозреваемым, обвиняемым и осужденным запрещенных предметов в пределах прилегающих режимных территорий учреждений УИС задержано 3 349 граждан. Осужденные используют так называемые каналы поставки запрещенных предметов - ухищренные способы доставки в исправительное учреждение предметов, запрещенных для хранения и использования осужденными.
Несмотря на принимаемые меры по предупреждению вышеуказанных нарушений, попытки проноса и передач запрещенных предметов не прекращаются. Их прячут в тетра-пакетах, в различных пакетах для приправ, в подкладке одежды, в пачках сигарет, в личных вещах.
Еще одна проблема в профилактике поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, - низкая оснащенность учреждений современными техническими средствами для осуществления обысков и досмотров.
Любые упущения и попустительства в работе сотрудников учреждения, в том числе возникновение неслужебных связей, напрямую способны создать обстановку, ослабляющую режим содержания в учреждении, что, в свою очередь, ведет к появлению в учреждении запрещенных предметов и веществ.
Одной из причин роста количества пенитенциарных преступлений большинством специалистов признается влияние на осужденных тюремной субкультуры «АУЕ» («Аре-стантско-уркаганское единство», «Арестантский уклад един» и т. д.). Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 г. данное движение было включено в список экстремистских организаций.
Тюремная субкультура в своем развитии обусловливает некоторые значимые традиции, в том числе правила, нормы, имеющие степень противоречий законопослушному обществу, которые часто оправдывают преступный образ жизни и систему совершения различных преступлений.
Как показывает практика, тюремная субкультура конкретизирована культурой меньшинства, так называемой системой, которая имеет ряд противоречий в стандартной системе культуры. В любом цивилизованном обществе лица, совершившие преступления, под-
1 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс]: приказ Минюста России от 16 дек. 2016 г. № 295 (ред. от 22 сент. 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102103069&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 01.04.2022).
Д. В. ЕЛФИМОВ, М. В. МАКСИМЕНКО
43
вергаются изоляции от общества. Однако, находясь в исправительном учреждении, осужденные руководствуются принципами и образцами противоправного поведения. В последующем они распространяют тюремную субкультуру среди осужденных, впервые оказавшихся в исправительных учреждениях, расширяют сферу криминогенного влияния и втягивают в орбиту преступной деятельности новые поколения правонарушителей. В настоящее время тюремная субкультура охватила наиболее уязвимую часть осужденных, которые вступили в данный вид субкультуры и при этом не пытаются из него выйти.
Криминальная ситуация в конечном счете складывается из данных о состоянии пенитенциарной преступности, ее динамики и структуры, сведений о профилактических мерах, принимаемых ФСИН России в целях предупреждения и противодействия криминальным проявлениям в расположении учреждений и органов УИС, о состоянии кадрового состава УИС и распространенности негативных, в особенности криминальных, тенденций в поведении персонала УИС разного уровня.
Латентность пенитенциарных преступлений неизбежно сопряжена с возникновением негативных последствий, таких как:
- отсутствие достоверных данных о фактических объемах преступлений, совершаемых в местах лишения свободы;
- невозможность полного учета величины и характера причиненного преступлением ущерба конкретному осужденному, исправительному учреждению или же УИС в целом;
- сокрытие существующих причин и условий, детерминирующих совершение пенитенциарных преступлений;
- нестабильная реализация принципа неотвратимости ответственности за противоправные деяния;
- формирование у спецконтингента мнения о собственной безнаказанности и ослаблении влияния администрации исправительного учреждения на существующую обстановку;
- отсутствие у осужденных уверенности в способности сотрудников пенитенциарных учреждений обеспечить их личную безопасность, защитить их права и законные интересы;
- отсутствие возможности для составления достоверного прогноза пенитенциарного преступного поведения и планирования деятельности по противодействию совершению преступлений в местах лишения свободы.
Профилактика преступлений в исправительных учреждениях может осложняться следующими обстоятельствами:
- неспособность представителей администрации своевременно осуществлять качественный анализ и оценку обстановки в исправительных учреждениях;
- слабая реакция на происходящие в обществе изменения в связи с имеющейся консервативностью уголовно-исполнительной системы;
- влияние установленной криминальной субкультуры на осужденных, которая ограничивает их в действиях по обращению к представителям администрации за содействием или помощью в разрешении отдельных ситуаций, способных привести к совершению преступлений;
- недостаточность или отсутствие компетентности отдельных сотрудников в вопросах выявления, противодействия, урегулирования и разрешения негативных ситуаций, конфликтов и т. п., что может повлечь за собой совершение преступлений лицами, отбывающими уголовные наказания;
- слабая профессиональная и физическая подготовка сотрудников, не позволяющая эффективно выполнять поставленные задачи.
Таким образом, преступность в исправительных учреждениях является достаточно сложной и серьезной проблемой, которая касается не только сотрудников, работающих в пенитенциарной системе, и осужденных, подверженных преступлениям, но и всего общества в целом.
В данный момент ФСИН имеет серьезные кадровые проблемы: дефицит сотрудников, их профессиональная подготовка и общий культурный уровень.
В исправительных учреждениях находятся люди с психическими отклонениями, аномалиями и патологиями, такие осужденные имеют высокую степень криминогенной опасности, а это значительно усложняет работу сотрудника исправительного учреждения с ними.
Еще одним фактором являются особые условия служебной деятельности в исправительных учреждениях. Сотрудники УИС традиционно относятся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Они исполняют свои служебные обязанности в учреждении закрытого типа и, можно сказать, являются «узниками» своей работы. В этой среде сотрудник подвергается непредсказуемости оперативной обстановки, сверхнормативности и экстремальности условий несения службы, необходимости применения оружия. Все перечисленные условия создают психоэмоциональное напряжение, которое отрицательно сказывается на личности.
Третьим фактором нужно выделить социальный образ сотрудника. В глазах окружающих людей, которые не сталкивались со службой в УИС, сотрудники оцениваются в большинстве своем как «тюремщики», в связи с чем они каждый раз вынуждены доказывать социальную значимость своей профессии.
Таким образом, все вышеперечисленные проблемы так или иначе оказывают воздействие на исполнение режима в учреждениях ФСИН. При этом состояние режима в исправительных учреждениях далеко от идеального, ежегодно в исправительных учреждениях совершаются преступления, имеют место нарушения закона не только среди осужденных, но и среди персонала. Данные вопросы требуют постоянного анализа и действий для их решения со стороны всех участников процесса обеспечения режима в уголовно-исполнительной системе.
Список источников
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Федеральная служба исполнения наказаний: офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 01.04.2022).
2. Глава ФСИН пожаловался на недостаток сотрудников и высокие нагрузки // РИА.Новости: [сайт]. 2021. 12 марта. URL: https://ria.ru/20210312/fsin-1600960376.html (дата обращения: 01.04.2022).
3. Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России за четвертый квартал 2020 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Более ста тысяч нарушений выявили в колониях и СИЗО в 2021 году // РИА.Новости: [сайт]. 2021. 16 нояб. URL: https://ria.ru/20211116/narusheniya-1759274621.html (дата обращения: 01.04.2022).
5. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // Федеральная служба исполнения наказаний: офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/Характеристика%20лиц,%20содержащихся% 20в%20исправительных%20колониях%20для%20взрослых.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
References
1. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Brief description of the penitentiary system of the Russian Federation]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii. (In Russ.). Available at: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed: 01.04.2022).
2. Glava FSIN pozhalovalsya na nedostatok sotrudnikov i vysokie nagruzki [The head of the Federal Penitentiary Service complained about the lack of staff and high workloads]. RIA.Novosti. 2021. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20210312/fsin-1600960376.html (accessed: 01.04.2022).
3. Otchet o rezul'tatakh operativno-sluzhebnoi deyatel'nosti otdelov bezopasnosti (rezhima i nad-zora) ispravitel'nykh kolonii, lechebnykh ispravitel'nykh uchrezhdenii, lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii, vospitatel'nykh kolonii, tyurem, sledstvennykh izolyatorov, otdelov (otdelenii, grupp) rezhima i nadzora territorial'nykh organov FSIN Rossii za chetvertyi kvartal 2020 goda [Report on the results of the operational activities of the security departments (regime and supervision) of correctional colonies, medical correctional institutions, medical institutions, educational colonies, prisons, detention centers, departments (departments, groups) of regime and supervision of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia for the fourth quarter 2020]. Konsul'tantPlyus.
4. Bolee sta tysyach narushenii vyyavili v koloniyakh i SIZO v 2021 godu [More than a hundred thousand violations were revealed in colonies and pre-trial detention centers in 2021]. RIA.Novosti. 2021. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20211116/narusheniya-1759274621.html (accessed: 01.04.2022).
5. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii. (In Russ.). Available at: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya %20v%20IK/Характеристика%20лиц,%20содержащихся%20в%20исправительных%20колониях%20д ,ra%20B3po^bix.pdf (accessed: 05.04.2022).
Информация об авторах
Д. В. Елфимов - заместитель дежурного помощника ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю, лейтенант внутренней службы;
М. В. Максименко - кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний.
Information about the authors D. V. Elfimov - Lieutenant of Internal Service;
M.V. Maksimenko - Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor at the Department of Criminal and Penal Law, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 16.09.2022; принята к публикации 19.09.2022.
The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 16.09.2022; accepted for publication 19.09.2022.