Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ'

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разбирина Любовь Ильинична, Дерягин Павел Сергеевич

Рассматривается регулирование исполнения наказания в виде принудительных работ в правоприменительной практике. Обосновывается, что, несмотря на принимаемые меры по созданию условий для исполнения наказания в виде принудительных работ, существуют проблемы с его исполнением. На основе анализа статистических данных констатируется несоответствие численности осужденных к лишению свободы, имеющих право на замену по решению суда лишения свободы принудительными работами, и количества мест в исправительных центрах уголовно-исполнительной системы. Аргументируется, что нарушаются права осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ за пределами региона их постоянного проживания. На основе анализа дисциплинарной практики, применяемой к осужденным, вносится предложение о запрете замены наказания в виде лишения свободы на принудительные работы осужденным при особо опасном рецидиве преступлений. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства для реализации положительного потенциала принудительных работ как вида наказания, не связанного с изоляцией осужденных от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR

The regulation of the execution of punishment in the form of forced labor in law enforcement practice is considered. It is substantiated that despite the measures taken to create conditions for the execution of punishment in the form of forced labor, there are problems with its execution. Based on the analysis of statistical data, a discrepancy between the number of convicts sentenced to deprivation of liberty, who have the right to replace deprivation of liberty by forced labor and the number of places in correctional centers of the penitentiary system is stated. It is argued that the rights of convicts serving sentences in the form of forced labor are violated outside the region of their permanent residence. Based on the analysis of the disciplinary practice applied to convicts, a proposal is made to prohibit the replacement of punishment in the form of deprivation of liberty for forced labor by convicts in case of especially dangerous recidivism of crimes. It is concluded that it is necessary to further improve the criminal, penitentiary, criminal procedure legislation in order to realize the positive potential of forced labor as a form of punishment not associated with isolation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ»

УДК 343.81

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/68-76

Л. И. Разбирина, П. С. Дерягин

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ

Рассматривается регулирование исполнения наказания в виде принудительных работ в правоприменительной практике. Обосновывается, что, несмотря на принимаемые меры по созданию условий для исполнения наказания в виде принудительных работ, существуют проблемы с его исполнением. На основе анализа статистических данных констатируется несоответствие численности осужденных к лишению свободы, имеющих право на замену по решению суда лишения свободы принудительными работами, и количества мест в исправительных центрах уголовно-исполнительной системы.

Аргументируется, что нарушаются права осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ за пределами региона их постоянного проживания. На основе анализа дисциплинарной практики, применяемой к осужденным, вносится предложение о запрете замены наказания в виде лишения свободы на принудительные работы осужденным при особо опасном рецидиве преступлений.

Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства для реализации положительного потенциала принудительных работ как вида наказания, не связанного с изоляцией осужденных от общества.

Ключевые слова: принудительные работы; исправительный центр; уголовно-исполнительная система; осужденные к принудительным работам.

Для цитирования: Разбирина Л. И., Дерягин П. С. Исполнение наказания в виде принудительных работ: состояние и переспективы // Вестник Кузбасского института. 2022. № 1 (50). С. 68-76. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/68-76.

L. I. Razbirina, P. S. Deryagin

PROBLEMS OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM

OF FORCED LABOR

The regulation of the execution of punishment in the form of forced labor in law enforcement practice is considered. It is substantiated that despite the measures taken to create conditions for the execution of punishment in the form offorced labor, there are problems with its execution. Based on the analysis of statistical data, a discrepancy between the number of convicts sentenced to deprivation of liberty, who have the right to replace deprivation of liberty by forced labor and the number of places in correctional centers of the penitentiary system is stated.

It is argued that the rights of convicts serving sentences in the form of forced labor are violated outside the region of their permanent residence. Based on the analysis of the disciplinary practice applied to convicts, a proposal is made to prohibit the replacement of pun© Разбирина Л. И., Дерягин П. С., 2022 © Razbirina L. I., Deryagin P. S., 2022

ishment in the form of deprivation of liberty for forced labor by convicts in case of especially dangerous recidivism of crimes.

It is concluded that it is necessary to further improve the criminal, penitentiary, criminal procedure legislation in order to realize the positive potential of forced labor as a form of punishment not associated with isolation.

Key words: forced labor, correctional center, penal enforcement system, prisoners sentenced to forced labor.

For citation: Razbirina L. I., Deryagin P. S. Problems of execution of punishment in the form of forced labor. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 1 (50), p. 68-76. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/68-76.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 44 УК РФ был включен новый вид наказания — принудительные работы.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за пять лет численность осужденных к принудительным работам и число исправительных центров и изолированных участков испра-

вительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, значительно возросли, и на 1 января 2022 г., согласно статистическим данным ФСИН России, на учете в 36 исправительных центрах и 146 изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, состоял 9461 человек [3; 9].

Динамика изменения численности осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ за пятилетний период, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика численности осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ в России, с 1 января 2018 г. по 1 января 2022 г.

Однако следует отметить, что доля осужденных к принудительным работам в общей численности отбывающих нака-

зание без изоляции от общества остается незначительной и составляет менее 2 % (рис. 2).

Рис.2. Численность осужденных без изоляции от общества на 1 января 2022 г.

Проведено исследование оснований назначения отбывания наказания в виде принудительных работ осужденными в исправительных центрах, где в одних случаях основанием является приговор суда, а в других — решение суда о применении ст. 80 УК РФ, а именно о за-

мене наказания в виде лишения свободы на принудительные работы. Данные по категориям осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, в территориальных органах УИС Сибирского федерального округа представлены на следующем рисунке.

Рис. 3. Анализ численности осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, в территориальных органах УИС СФО в 2017-2021 гг.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что наказание в виде принудительных работ в большинстве случаев отбывают осужденные, которым решением суда в соответствии со ст. 80 УК РФ лишение свободы заменено на принудительные работы.

Анализ уголовно-правовой характеристики осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, показал, что каждый третий осужден за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью. Более 85 % от состоящих на учете в исправительном центре осужде-

ны за тяжкие и особо тяжкие преступления, 15 % из них совершили преступление при особо опасном рецидиве, и им лишение свободы заменено принудительными работами.

Проведенный анализ дисциплинарной практики, применяемой к осужденным к принудительным работам, показал, что чаще допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания лица, ранее неоднократно судимые, в том числе при особо опасном рецидиве преступлений.

Так, например, в 2020 г. среди тех, кому суд за допущенные злостные нарушения порядка отбывания наказания заменил принудительные работы на лишение свободы, 45 % составили осужденные за преступления при особо опасном рецидиве, в 2021 г. их численность составила более 35 %.

Уголовное и уголовно-

исполнительное законодательство не содержит запрета на изменение вида наказания вышеуказанным лицам и не предусматривает раздельное содержание в исправительных центрах впервые осужденных и ранее неоднократно судимых.

В связи с вышеизложенным полагаем, что необходимо внесение изменений в законодательство, запрещающих замену лишения свободы на принудительные работы осужденным при особо опасном рецидиве преступлений.

Данные о замене судом принудительных работ лишением свободы от общего числа отбывающих наказание в виде принудительных работ представлены на рис. 4.

-Процентлиц. вс^вращенныхв ИК

Рис. 4. Анализ данных о замене принудительных работ лишением свободы

злостным нарушителям

Рассматривая проблему замены принудительных работ лишением свободы в случаях злостного уклонения осужденных от отбывания наказания, можно на основе изученных данных сделать вывод об отсутствии законодательно закрепленного механизма рассмотрения представлений исправительного центра о замене принудительных работ лишением свободы. Положения ч. 2 ст. 399 УПК РФ устанавливают, что суд обязан известить лиц, учреждения и

органы, участвующие в процессе, не позднее 14 суток со дня судебного заседания, т. е. на практике судебное заседание не может быть назначено ранее 14 суток с момента поступления в суд соответствующего представления. Принимая во внимание вышесказанное и по-

15 17

ложения ч. 6 ст. 60 , ч. 3 ст. 60 УИК РФ, предписывающие водворение осужденного, в отношении которого в суд направлено представление о замене принудительных работ лишением свободы,

в помещение для нарушителей, можно установить прямое влияние оперативности назначения судебного заседания на продолжительность времени нахождения осужденного в помещении для нарушителей. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии временных ограничений нахождения осужденного в помещении для нарушителей в случае уклонения от принудительных работ или злостного нарушения порядка отбывания наказания в виде принудительных работ, при этом водворение осужденного в помещение для нарушителей в качестве меры взыскания в соответствии со ст. 6014 УИК РФ может быть применено на срок до 15 суток.

Полагаем, что необходимо внести изменения в УПК РФ, наделив руководителей ИЦ, УФИЦ правом апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных актов, которыми было отказано в удовлетворении представлений о замене принудительных работ лишением свободы на определенный срок.

Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года (далее — Концепция), где в разделе XII акцентируется внимание на том, что в 76 субъектах Российской Федерации уже создана сеть исправительных центров, состоящая из 111 учреждений, с возможностью размещения в них 8,2 тыс. осужденных.

В то же время в соответствии с законодательством Российской Федерации, как указано в Концепции, в настоящее время около 182 тыс. осужденных к лишению свободы имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры.

В настоящее время на территории Новосибирской области функционируют три УФИЦ при колониях ИК-3, ИК-8 и

ИК-9 с лимитом наполнения 253 чел., где в настоящее время состоят на учете 518 чел. Разрешено проживание с семьей на собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр, 77 осужденным, не допускавшим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания.

Однако вопрос о месте отбывания принудительных работ на сегодняшний день остается проблематичным для всех регионов РФ.

Как было отмечено, численность осужденных к принудительным работам значительно возрастает, в настоящее время приговоры и постановления судов о назначении наказания в виде принудительных работ поступают на исполнение в количестве, значительно превышающем имеющиеся возможности исполнения данного вида наказания. И основная проблема сегодня — это решение вопроса об открытии исправительных центров в территориальных органах уголовно-исполнительной системы, что нашло отражение в Концепции: «Представляется, что одним из приоритетных направлений развития УИС до 2030 года будет кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам».

Законом определено, что при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам либо по месту его осуждения исправительного центра или при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (при-

влечения к труду), и как факт можно констатировать, что в одном исправительном центре могут содержаться осужденные из нескольких субъектов Российской Федерации.

Полагаем, что указанное положение не обеспечивает возможность поддержания социально полезных связей осужденного и нарушает его право в части возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни в порядке поощрения. Кроме того, осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра не может быть разрешено проживание с семьей на собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Осужденным, прибывшим из других регионов, может быть лишь предоставлено право проживания на арендованной жилой площади, что является проблематичным для них в связи с затрудненным материальным положением, так как их заработная плата в большинстве случаев не превышает размера МРОТ, к тому же из нее производятся удержания на основании приговора суда (от 5 до 20 %) и другие удержания.

Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Проведение проверок по месту работы и по месту проживания за пределами исправительного центра проблематично по причине большого количества мест, где трудоустроены осуж-

денные, а также отсутствия в штате водителей и автотранспорта.

Все вышеуказанные проблемы в применении такого вида наказания, как принудительные работы, требуют внесения изменений и дополнений в уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, а также в ведомственные нормативные акты.

Так, 31 января 2022 г. Президент РФ В. В. Путин провел рабочую встречу с министром юстиции К. А. Чуйченко, в ходе которой обсуждались проблемы, относящиеся к деятельности уголовно-исполнительной системы. В ходе рассмотрения данной темы Президентом РФ было одобрено создание порядка 100 тыс. мест в исправительных центрах до 2024 г. «Но мы исходим из того, что на сегодняшний день порядка 100 тыс. человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно заменить лишение свободы на принудительные работы. Люди, которые работают в исправительных центрах, не считаются лишенными свободы, они юридически свободны. Но понятно, что это уголовное наказание, а значит, там есть карающая составляющая, в отношении них есть определенные ограничения» [8].

Подводя итоги рассмотрения проблем применения принудительных работ, следует акцентировать внимание на том, что озвученные проблемы, затрудняющие исполнение данного наказания, не повлияли на темпы роста применения указанного наказания. За незначительный период число исправительных центров и изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, а также численность лиц, в отношении которых исполняется наказание в виде принудительных работ, значительно возросли, и этот процесс продолжается.

Тот факт, что развитию данного вида наказания уделено внимание в ходе обсуждения на высшем политическом

уровне, а в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года определено, что одним из приоритетных направлений будет кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, позволяет сделать вывод о перспективах значительного роста применения принудительных работ как альтернативы лишению свободы.

С учетом вышесказанного полагаем, что необходима более полная реализация положительного потенциала принудительных работ для увеличения удельного веса именно этого вида наказания в приговорах судов как реальной и востребованной альтернативы изоляции осужденного от общества.

Литература

1. Дворянсков, И. В., Дорошенко, О. С. Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ // Пенитенциарная наука. — 2018. — № 1 (41). — С. 25-29.

2. Грушин, Ф. В. Некоторые теоретические и практические проблемы системы уголовных наказаний // Уголовно-исполнительное право. — 2021. — Т. 16 (1-4). — № 3. — С. 291-295.

3. Интервью начальника Управления исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России Е. А. Коробковой // ФСИН России: официальный сайт. — URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php? ELEMENT_ID=464843 (дата обращения: 18.01.2022).

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы на 1 июля 2020 года // ФСИН России: официальный сайт. — URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (дата обращения: 17.08.2020).

5. Лядов, Э. В., Грушин, Ф. В. Уголовное наказание в виде принудительных работ: правовое регулирование назначение и исполнения: учеб. пособие / под ред. Э. В. Лядова. — Рязань: ИП Коняхин А. В., 2021. — 138 с.

6. Лядов, Э. В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. — 2013. — № 1 (80). — С. 98101.

7. Ольховик, Н. В. Рецидивная преступность осужденных, отбывающих принудительные работы // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 1 (46). — С. 4553.

8. Стенограмма рабочей встречи Президента РФ В. В. Путина и министра юстиции Чуйченко К. А. // Официальный сайт Президента РФ. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/67666 (дата обращения: 03.02.2022).

9. Характеристика лиц, содержащихся на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Официальный сайт ФСИН России. — URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20YII/ (дата обращения: 03.02.2022).

References

1. Dvoryanskov I. V., Doroshenko O. S. Pravovye problemy ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot [Legal problems of execution of criminal punishment in the form of forced labor]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary Science]. 2018, no. 1 (41), p. 25-29.

2. Grushin F. V. Nekotorye teoreticheskie i prakticheskie problemy sistemy ugolovnyh nakazanij [Some theoretical and practical problems of the system of criminal penalties]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2021, vol. 16 (1-4), no. 3, p. 291-295.

3. Interv'ju nachal'nika Upravlenija ispolnenija nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osu-zhdennyh ot obshhestva, FSIN Rossii E. A. Korobkovoj [Interview of the head of the Department of Execution of Punishments not related to the isolation of convicts from the society of the Federal Penitentiary Service of Russia Korobkova E. A.]. FSIN Rossii: oficial'nyj sajt [Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=464843 (accessed 1/18/2022).

4. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na 1 ijulja 2020 goda [Brief description of the penal enforcement system as of July 1, 2020]. FSIN Rossii: oficial'nyj sajt [Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (accessed: 8/17/2020).

5. Lyadov E. V., Grushin F. V. Ugolovnoe nakazanie v vide prinuditel'nyh rabot: pravovoe regulirovanie naznachenie i ispolnenija [Criminal punishment in the form of forced labor: legal regulation of appointment and execution]. Textbook. Ed. by E. V. Lyadov. Ryazan, Konyakhin A. V., 2021. 138 p.

6. Lyadov E. V. Prinuditel'nye raboty kak vid ugolovnogo nakazanija: realii i perspektivy [Forced labor as a type of criminal punishment: realities and prospects]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2013, no. 1 (80), p. 98-101.

7. Olkhovik N. V. Recidivnaja prestupnost osuzhdennyh, otbyvajushhih prinuditel'nye raboty [Recidivism of convicts serving forced labor]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 1 (46), p. 45-53.

8. Stenogramma rabochej vstrechi Prezidenta RF V. V. Putina i ministra justicii Chu-jchenko K. A. [Transcript of the working meeting of the President of the Russian Federation V. V. Putin and the Minister of Justice Chuichenko K. A.]. Oficial'nyj sajt Prezidenta RF [Official website of the President of the Russian Federation]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/67666 (accessed: 03.02.2022)

9. Harakteristika lic, soderzhashhihsja na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcijah [Characteristics of persons registered in criminal enforcement inspections]. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20YII/ (accessed 2/3/2022).

Сведения об авторах

Любовь Ильинична Разбирина: Новосибирский государственный университет экономики и управления (г. Новосибирск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права и национальной безопасности, кандидат юридических наук. E-mail: razbirina@bk.ru

Павел Сергеевич Дерягин: Новосибирский государственный университет экономики и управления (г. Новосибирск, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовного права и национальной безопасности. E-mail: advocat.deryagin@bk.ru

Information about the author

Lyubov I. Razbirina: Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law and National Security, candidate of law. E-mail: razbirina@bk.ru Pavel S. Deryagin: Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Criminal Law and National Security. E-mail: advocat.deryagin@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.