_УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / CRIMINAL LAW SCIENCES_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.106
НАЗНАЧЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСУЖДЁННЫМ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ЛИШЕНИЕМ
СВОБОДЫ
Научная статья
Павлова А.В.1' *
1 Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Российская Федерация * Корреспондирующий автор (alino4kakhromova[at]mail.ru)
Аннотация
На сегодняшний день в практике Российской Федерации широко распространены альтернативные виды наказания, то есть те наказания, что не имеют отношения к лишению свободы, что подтверждено статистическими показателями Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).
В данной статье автором рассматриваются вопросы о возложении на осуждённых к альтернативным наказаниям обязанностей как по инициативе суда, так и по инициативе уголовно-исполнительной инспекции (далее - инспекция), малой эффективности и недостаточности принимаемых мер в процессе исправления осуждённых, взаимодействия между судом, инспекцией, предприятиями и органами местного самоуправления в вопросах исполнения некоторых видов наказания, а именно организации трудовой деятельности и контроля за ней, а также системы стимулирования желания у осуждённых добросовестно относиться к наложенным на них обязанностям в период отбывания наказания и не допускать нарушений.
С целью устранения выявленных проблем, основываясь на мнении других учёных и опыте практических сотрудников, предложен способ решения обозначенных проблем, который сделает возможным повышение эффективности процесса исправления осуждённых, снижение количества нарушений с их стороны, а именно создание структурированной системы обязанностей с доработанным механизмом наказания и поощрения, состоящей не только из элементов негативного (устрашающего) воздействия за неисполнение либо ненадлежащее исполнение, но и содержащей в себе поощрение за добросовестное исполнение возложенных обязанностей.
Для совершенствования данного механизма института обязанностей за основу взяты принципы условно-досрочного освобождения из мест принудительной изоляции.
Ключевые слова: осуждённые, обязанности, ограничения, уголовно-исполнительная инспекция, исправление, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, принудительные работы, штраф.
ASSIGNMENT OF DUTIES TO THOSE CONVICTED TO PENALTIES NOT RELATED TO IMPRISONMENT
Research article Pavlova A.V.1' *
1 Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, Russian Federation * Corresponding author (alino4kakhromova[at]mail.ru)
Abstract
Today in the practice of the Russian Federation alternative forms of punishment are widespread, i.e. those punishments that are not related to imprisonment, which is confirmed by statistical indicators of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter - FSIN of Russia).
In this article the author examines the issues of the imposition of duties on those convicted to alternative punishments both at the initiative of the court and at the initiative of the Criminal Executive Inspection (hereinafter - inspection), the low efficiency and insufficiency of measures taken in the correction of convicts, the interaction between the court, the inspection, enterprises and local authorities in the execution of certain types of punishment, namely, the organization and control of labor activities, and the system of incentives for the desire of convicts to perform the duties imposed on them during the period of serving their sentence and not to commit violations.
In order to eliminate the identified problems, based on the opinion of other scientists and the experience of practitioners, a solution to the problems in question, which will make it possible to improve the effectiveness of the correction process of the convicts, reducing the number of violations on their part, namely the creation of a structured system of duties with a refined mechanism of punishments and incentives, consisting not only of elements of negative (deterrence) impact for non-compliance or improper performance, but also containing a reward for performing their duties well.
In order to improve this mechanism of the institution of duties, the principles of parole from places of compulsory isolation are used as the basis.
Keywords: convicts, duties, restrictions, penal inspection, correction, correctional work, mandatory work, restriction of freedom, forced labor, fine.
Введение
Изученность проблемы: вопросами назначения и исполнения обязанностей осуждёнными к альтернативным видам наказания занимались многие учёные, например, Бородина А.А., Звонов А.В., Коваленко А.П., Коржикова Т.А., Рахматулин З.Р., Саидов М.О. и другие. Каждый из них рассматривал отдельные вопросы, касающиеся обязанностей по конкретному виду наказания, но не рассматривал вопрос оптимизации механизма их назначения в направлении.
Актуальность: изучив гл. I Концепции развития Уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) до 2030 года [1], можно утверждать, что одна из основных целей, поставленных перед УИС в 2010 году, а именно гуманизация исполнения наказаний [2], была достигнута путём снижения численности лиц, приговоренных к лишению свободы, за счёт альтернативных видов наказания.
По данным ФСИН России в 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 694486 чел., а в 2021 г. - 352573 чел. [3] (в 2 раза меньше). При этом число осуждённых к альтернативным видам наказания, в 2015 г. - 306448 чел., а в 2021 г. -489825 чел. [4] (на 59 % больше).
Проблема заключается в их низкой эффективности в части исполнения наложенных обязанностей, что подтверждает исследование Звонова А.В. [5, C. 18].
Целесообразность: решение данного вопроса будет способствовать более эффективному процессу исправления и формированию у осуждённых законопослушного поведения, т. е. формированию прогрессивной системы, о которой говорил Саидов М.О. [6, C. 307].
Научная новизна: в ходе исследования доработан механизм назначения обязанностей осуждённым.
Цель заключается в реформировании института обязанностей осужденных к альтернативным лишению свободы наказаниям.
Задачи:
1. Провести анализ обязанностей назначаемых осуждённым.
2. Рассмотреть механизм замены наказаний согласно законодательству при наличии нарушений.
3. Предложить изменения механизма назначения обязанностей осуждённым, дополнив поощрительными мерами.
Теоретическая значимость: проведён анализ действующего законодательства, эмпирические материалы других
авторов по тематике исследования, что даёт возможность их обобщения для достижения поставленной цели.
Практическая значимость состоит в повышении эффективности альтернативных лишению свободы наказаний.
Основные результаты
В нормативной базе России понятия обязанностей осуждённых не существует. В ст. 11 УИК РФ даётся лишь перечень общих обязанностей, не деля спецконтингент на какие-либо категории. Персонально для каждого вида наказания в Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее - Инструкция) [7] расписано, какие обязанности могут быть установлены.
Юридические обязанности осуждённых являются структурным элементом их правового положения. Но, как отмечено ранее Дуюновым В.К., чтобы эффективно бороться с преступностью необходима система - «живой», функционирующий организм, который не просто перечислен, а обеспечивает достижение целей [8, C. 67-68].
Вопросы необходимости систематизации затрагивались и в работах Звонова А.В. при рассмотрении уголовно-правовой и уголовно-исполнительной ответственности осуждённых [9], [10].
На сегодняшний день мы имеем следующее. Когда осуждённого ставят в инспекции на учёт, то разъясняют особенности наказания, к которому он был приговорён, выдаётся памятка с перечнем его обязанностей согласно п. 24 гл. III Инструкции.
В УК РФ законодатель прописал, какие санкции возможны для лица в случае злостного уклонения от исполнения наказания [11]: штраф = другое наказание, кроме лишения свободы (далее - л/св); в границах санкции статьи УК РФ (п. 5 ст. 46), 8 часов обязательных работ = 1 день принудительных работ (далее - пр/р) / л/св (п. 3 ст. 49), 3 дня исправительных работ = 1 день пр/р / л/св (п. 4 ст. 50), 2 дня ограничения свободы = 1 день пр/р / л/св (п. 5 ст. 53), 1 день пр/р = 1 день л/св (п. 6 ст. 53.1). Интересно, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выпадает как вид наказания из системы и не имеет санкций за неисполнение обязанностей. Лишь в п. 39 гл. IV Инструкции прописано, что срок наказания продлевается на то время, в течение которого не соблюдались требования приговора суда.
Проанализировав данные положения в законодательстве, стоит отметить, что эти нормы содержат в себе лишь негативные последствия, но не содержат позитивных. Такую точку зрения ранее высказывали Степанов А.С. и Костенко Н.И. [12].
Например, при назначении исправительных работ можно было бы суду назначать максимальный процент удержаний (20 %), а спустя определённого срока, предположим, предоставить возможность инспекции на основании справки с места работы обращаться в суд с ходатайством о снижении процента удержаний. С одной стороны, государству обеспечивается изначально максимальная «прибыль» от данного вида наказания (а в случае нарушений - на весь срок исправительных работ), с другой - создаётся дополнительный стимул для добросовестного выполнения обязанностей.
По аналогии можно преобразовать и обязательные работы. По Инструкции обязательные работы не могут превышать ... в рабочие дни - 2 ч после работы, учебы или службы, а при согласии осужденного - 4 ч. Если лицо ежедневно по 4 ч отбывает наказание, добросовестно исполняет обязанности, можно расценивать это как стремление к скорейшему отбытию наказания и подавать ходатайство о сокращении количества часов.
Что касается ограничения свободы, при добросовестном исполнении всех обязанностей в течение определённого времени, можно уменьшать количество посещений инспекции (например, изначально было назначено 4 раза в месяц, уменьшить до 2 раз), если установлен запрет на посещение мест, где проводятся массовые и иные мероприятия, а также запрет на участие в них, заменить на следующее: не посещать их с 19.00 и до 09.00 следующего дня (т. е. общественные мероприятия в дневное время посещать допустимо с условием не употреблять алкогольную продукцию, наркотические и психотропные вещества, а также соблюдать все остальные обязанности и ограничения).
Основания для «улучшения» должны учитываться следующие. Во-первых, документально подтверждённый факт добросовестного отношения осуждённого к обязанностям (справка из организации от непосредственного руководителя, ходатайство от сотрудника инспекции, согласованное с начальником), отсутствие нарушений за весь
срок наказания. Также можно рассмотреть такой критерий, как привлечение лица ранее к данному виду наказания. Например, если осуждённый ранее не отбывал данный вид наказания, то срок подачи ходатайства для смягчения брать V назначенного срока, а если отбывал - то М от назначенного срока.
Вопросы замены штрафа зачастую рассматривается исключительно в рамках негативных последствий неуплаты [13, C. 8-9], [14, C. 7-8]. Но что если дать людям возможность на «скидку» по примеру уплаты штрафов за нарушение ПДД? В этом случае даже небольшое улучшение с точки зрения психологического воздействия будет носить позитивный характер и формировать у человека желание этой «скидкой воспользоваться», следовательно, выплатить штраф быстрее.
Заключение
Таким образом, учитывая тот факт, что данные виды наказания считаются менее жесткими по сравнению с лишением свободы, подобные меры, кроме того, что будут носить прогрессивный характер и соответствовать гуманистической политике в реформировании уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, должны повысить эффективность выполнения назначенных обязанностей, стимулировать у осуждённого желание качественно и быстро выполнять свою работу (если говорить о трудовой деятельности), а также не допускать нарушений. Ведь как было отмечено Кравцовой О.А. и Комиссаровой С.В., человек «стремится к свободе, он хочет, чтобы никто ему не мешал жить и действовать в обществе» [15]. А задача, стоящая на пути исправления, по формированию поведения, не переступающего границы законодательства, реализовывалась не только при помощи карательного воздействия, а посредством целого механизма, включающего также и элементы поощрения, тем самым образуя баланс в системе исправления.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Батыщева И.В., Волгоградская академия МВД России,
Волгоград, Российская Федерация
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.106.1
Conflict of Interest
None declared.
Review
Batishcheva I.V., Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russian Federation DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.106.!
Список литературы / References
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 17.05.2021. - № 20. - Ст. 3397.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 25.10.2010. - № 43. - Ст. 5544 (утратила силу).
3. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых / Официальный сайт ФСИН России. - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ Характеристика%20лиц,%20содержащихся%20в%20исправительных%20колониях%20для%20взрослых.pdf (дата обращения: 9.09.2022).
4. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях / Официальный сайт ФСИН России. - URL : https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/xar-ka%20v%20yii/характеристика%20лиц, %20состоящих%20на%20учете%20в%20уголовно-исполнительных%20инспекциях.pdf (дата обращения: 09.09.2022).
5. Звонов А.В. Кара уголовного наказания в виде исправительных работ: краткий анализ содержательной стороны / А.В. Звонов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2020. - № 1(38). - С. 15-19.
6. Саидов М.О. О юридической природе замены назначенного наказания более строгим видом наказания // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 3. - С. 305-307.
7. Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утв. приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142: ред. от 22.08.2014 // СПС «Гарант»
8. Дуюнов В.К. О толковании некоторых уголовно-правовых понятий / В.К. Дуюнов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2010. - № 2. - С. 66-69.
9. Звонов А. В. Механизм замены уголовных наказаний без изоляции от общества / А. В. Звонов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 1. - С. 102-109.
10. Звонов А.В. «Лестница» уголовных наказаний, альтернативных изоляции от общества: краткая оценка построения // Б-ка уголов. права и криминологии. - 2018. - № 1(25). - С. 67-76.
11. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон : [от 13.06.1996 № 63-ФЗ: ред. от 24.09.2022] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
12. Степанов А.С. Возможна ли замена наказания в виде исправительных работ более мягким видом наказания: опыт постановки проблемы / А.С. Степанов, Н.И. Костенко // Очерки новейшей камералистики. - 2015. - № 2. - С. 8083.
13. Зайнулабидова С. М. Штраф как уголовное наказание и проблемы его применения: по материалам Республики Дагестан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Зайнулабидова С.М. - 26 с.
14. Подройкина И.А. Штраф как вид наказания в современном уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Подройкина И.А. - Ростов-на-Дону, 2004. - 220 с.
15. Кравцова О. А. Homo Liber: человек свободный / О. А. Кравцова, С. В. Комиссарова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: Сборник статей и материалов. - Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2022. - С. 191-196.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.04.2021 № 1138-r [The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of April 29, 2021 No. 1138-r] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii [Collected. legislation Russ. Federation]. - 05.17.2021. - № 20. - Art. 3397. [in Russian]
2. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktyabrya 2010 goda № 1772-r [The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 No. 1772-r] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii [Collected. legislation Russ. Federation]. - 25.10.2010. - No. 43. - Art. 5544 (repealed). [in Russian]
3. Harakteristika lic, soderzhashchihsya v ispravitel'nyh koloniyah dlya vzroslyh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults] / Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal Penitentiary Service of Russia]. -URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/Characterization of %20 persons,%20%20 in%20correctional%20colonies%20for%20adults.pdf (accessed: 09.09.2022). [in Russian]
4. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Characteristics of persons registered with the penitentiary inspections] / Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia]. - URL : https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/xar-ka%20v%20yii/characteristic%20persons, %20%20%20registered%20%20penal-executive%20inspections.pdf (accessed: 09.09.2022). [in Russian]
5. Zvonov A.V. Kara ugolovnogo nakazaniya v vide ispravitel'nyh rabot: kratkij analiz soderzhatel'noj storony [Punishment of criminal punishment in the form of correctional labor: a brief analysis of the content side] / A.V. Zvonov // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. - 2020. - № 1(38). - P. 15-19. [in Russian]
6. Saidov M.O. O yuridicheskoj prirode zameny naznachennogo nakazaniya bolee strogim vidom nakazaniya [On the legal nature of the replacement of the imposed punishment with a more severe type of punishment] // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti [Bulletin of Economic Security]. - 2016. - № 3. - P. 305-307. [in Russian]
7. Instrukciya po organizacii ispolneniya nakazanij i mer ugolovno-pravovogo haraktera bez izolyacii ot obshchestva: utv. prikazom Minyusta Rossii ot 20.05.2009 № 142 [Instructions for organizing the execution of punishments and measures of criminal law nature without isolation from society: approved. by order of the Ministry of Justice of Russia dated May 20, 2009 No. 142]: red. from 22.08.2014 // SPS «Garant». [in Russian]
8. Duyunov V. K. O tolkovanii nekotoryh ugolovno-pravovyh ponyatij [On the interpretation of some criminal law concepts] / V. K. Duyunov // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Legal Sciences]. - 2010. - № 2. - P. 66-69. [in Russian]
9. Zvonov A. V. Mekhanizm zameny ugolovnyh nakazanij bez izolyacii ot obshchestva [The mechanism of replacement of criminal penalties without isolation from society] / A. V. Zvonov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences]. - 2020. - № 1. - P. 102-109. [in Russian]
10. Zvonov A.V. "Lestnica" ugolovnyh nakazanij, al'ternativnyh izolyacii ot obshchestva: kratkaya ocenka postroeniya ["Ladder" of criminal penalties, alternative isolation from society: a brief assessment of the construction] // B-ka ugolov. prava i kriminologii [B-ka of law and criminology]. - 2018. - № 1(25). - P. 67-76. [in Russian]
11. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Laws. The Criminal Code of the Russian Federation] : Federal Law : [dated 13.06.1996 No. 63-FZ: ed. from 09/24/2022] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii [ Collected. legislation Ros. Federation]. - 17.06.1996. - № 25. - Art. 2954. [in Russian]
12. Stepanov A.S. Vozmozhna li zamena nakazaniya v vide ispravitel'nyh rabot bolee myagkim vidom nakazaniya: opyt postanovki problemy [Is it possible to replace the punishment in the form of correctional labor with a milder type of punishment: the experience of posing the problem] / A.S. Stepanov, N.I. Kostenko // Ocherki novejshej kameralistiki [Essays on the latest cameralistics]. - 2015. - № 2. - P. 80-83. [in Russian]
13. Zainulabidova S. M. SHtraf kak ugolovnoe nakazanie i problemy ego primeneniya: po materialam Respubliki Dagestan [Fine as a criminal punishment and problems of its application: based on the materials of the Republic of Dagestan]: author. dis. ... of PhD in Legal Sciences / Zainulabidova S.M. - 26 p. [in Russian]
14. Podroikina I.A. SHtraf kak vid nakazaniya v sovremennom ugolovnom prave [Fine as a form of punishment in modern criminal law]: author. dis. ... of PhD in Legal Sciences / Podroikina I.A. - Rostov-on-Don, 2004. - 220 p. [in Russian]
15. Kravtsova O. A. Homo Liber: chelovek svobodnyj [Homo Liber: a free man] / O. A. Kravtsova, S. V. Komissarova // Smysly, cennosti, normy v bytii cheloveka, obshchestva, gosudarstva [Meanings, values, norms in the life of a person, society, state]: Collection of articles and materials. - Chelyabinsk : South Ural State Institute of Arts. named after P.I. Tchaikovsky, 2022. - P. 191-196. [in Russian]