за соблюдением ими правил поведения.
Изучение причин, условий, способствующих совершению наиболее распространенных преступлений в местах лишения свободы, факторов, обусловливающих их совершение, позволяет сделать вывод о том, что работа по их предупреждению должна предусматривать комплекс мероприятий как общего, так и индивидуального характера (ориентированных на стимулирование правопослушного поведения осужденных с учетом их личностных особенностей). При этом приоритет необходимо отдавать:
1) повышению превентивной роли наказания в отношении осужденных, совершивших преступление во время отбывания наказания.
2) совершенствованию исполнения (отбывания) наказания, направленного на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление.
3) совершенствованию применения основных средств исправления осужденных, направленных на изменение ценностно-ориентированных и иных их личностных особенностей.
Указанные направления в предупреждении преступлений, можно будет назвать эффективными, если в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, будут созданы следующие условия: а) повышение правовой культуры осужденных; б) проведение непрерывной методической подготовки сотрудников подразделений безопасности (режима), отделов (групп) по воспитательной работе с осужденными) и оперативных отделов (групп) учреждений; в) укрепление благоприятного морально-психологического климата.
Литература и источники
1. Официальный сайт ФСИН России (дата обращения 17.10.2019) // http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20Hc%20sodergahixsya%20v%20IK/
2. Хохрин С.А. Некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков в учреждения уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 95.
3. О состоянии режима и надзора в исправительных учреждениях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в 2018 г.: информационное письмо. С. 9.
4. Некрасов А.П., Сазонова К.И. Незаконный оборот наркотиков в местах лишения свободы - проблема современности // Российский следователь. 2011. №18. С. 29-33.
5. Дворянсков И.В., Буркина О.А, Кузнецов А.И., Устинов А.А., Емельянова А.Г., Титанов М.Ю. Криминологические основы профилактики рецидивной преступности в местах лишения свободы // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 4. С. 748-760.
References and Sources
1. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii (data obrashcheniya 17.10.2019) // http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/
2. Hohrin S.A. Nekotorye aspekty protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov v uchrezhdeniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2016. № 2 (27). S. 95.
3. O sostoyanii rezhima i nadzora v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah territorial'nyh organov FSIN Rossii v 2018 g.: informacionnoe pis'mo. S. 9.
4. Nekrasov A.P., Sazonova K.I. Nezakonnyj oborot narkotikov v mestah lisheniya svobody - problema sovremennosti // Rossijskij sledovatel'. 2011. №18. S. 29-33.
5. Dvoryanskov I.V., Burkina O.A, Kuznecov A.I., Ustinov A.A., Emel'yanova A.G., Titanov M.YU. Kriminologicheskie osnovy profilaktiki recidivnoj prestupnosti v mestah lisheniya svobody // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2017. T. 11. № 4. S. 748-760.
ЕМЕЛЬЯНОВА АНАСТАСИЯ ГЕОРГИЕВНА - старший преподаватель кафедры режима и охраны, Пермский институт ФСИН России ([email protected])
EMELYANOVA, ANASTASUYA G. - Senior Lecturer, Department of Regime and Security, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).
УДК 378.6:343.83
ЗВОНОВ А.В., ГОЛУБЕВ Ю.В. МОДЕЛЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Ключевые слова: уголовное наказание, военное положение, цели наказания, уголовное законодательство, осужденные к лишению свободы.
В статье рассматривается модель уголовного наказания в условиях введения военного положения, тенденции формирования уголовной политики Российской Федерации, исходя из целей уголовного наказания под влиянием требований военного положения. В частности, указано на нецелесообразность применения некоторых правоограничений уголовных наказаний в период военного времени в отношении осужденных к мерам наказаний, не связанных с лишением свободы. Отмечено, что в условиях военного положения представляется возможным и даже целесообразным применение дополнительных ограничений и лишений к осужденным, в противном случае ценность примененного наказания может быть низвергнута. Обоснован вывод о нецелесообразности применения некоторых уголовных наказаний в период военного положения.
ZVONOV, A.V., GOLUBEV, Yu.V.
MODEL OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE CONDITIONS OF INTRODUCION OF MARTIAL LAW:
TO THE STATEMENT OF QUESTION
Keyword: criminal penalty, martial law, purpose of punishment, criminal law, sentenced to deprivation of liberty.
In the article considers the model of criminal punishment in the conditions of martial law, tendencies of formation of criminal police of the Russian Federation proceeding from the purposes of criminal punishment under the influence of requirements of a martial law. In particular it is indicated that it is inappropriate to apply certain legal restrictions of criminal penalties in the period of wartime in relation to those sentenced to punishment measures not related to deprivation of liberty. It is noted that in conditions of martial law it seems possible and even advisable to apply additional restrictions and deprivations to convicts, otherwise the value of the applied punishment may be overthrown. It substantiated the conclusion on the inappropriateness of applying certain criminal penalties during the period of martial law.
В современных политических реалиях вопросы надлежащего обеспечения уголовной политики государства в отношении лиц, совершивших преступления, являются повседневными, но при этом не перестают быть актуальными. Эти вопросы не теряют своей значимости в обычной - «мирной» жизни и приобретают повышенное значение в экстремальных условиях. К таким условиям, наряду с чрезвычайной ситуацией и чрезвычайным положением, законодатель относит и военное положение. Военное положение вводятся с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации [1, 2]. Совокупный анализ оснований введения военного положения позволяет говорить о направленности Закона на защиту государства от внешних угроз насильственного характера.
В науке уголовного права существует множество подходов к определению лишений и ограничений в рамках уголовных наказаний. Наиболее оптимальной, в аспекте рассматриваемого вопроса, по нашему мнению, является классификация, согласно которой уголовные наказания дифференцируются в зависимости от объекта прав и свобод, обладаемых человеком: морально-психологическое воздействие, финансово-имущественные лишения и ограничения, лишения и ограничения в трудовой сфере, ограничение свободы и лишение свободы, лишение жизни [3].
Для определения места и влияния института военного положения на формирование уголовной политики государства, необходимо более подробно остановиться на целях уголовных наказаний.
Цель восстановления социальной справедливости, в общих чертах, представляет из себя некую компенсацию вреда, причиненного преступлением личности и общественным интересам, осуществляемую посредством лишения или ограничения прав виновного, соответствующих тяжести совершенного деяния и личности преступника [4]. В обычных условиях данная цель достигается путем применения к осужденным правоограничений, не реализуемых в отношении правопослушной части общества, что и понятно. По общему признанию, указанная цель вполне достижима в рамках действующей системы наказаний применительно к каждому из них. Таким образом, все наказания, в большей или меньшей степени, соответствуют условиям достижения данной цели: наказали - восстановили справедливость (если, конечно, это обеспечивается).
Однако на период действия военного положения предусмотрено применение правоограничений в отношении всех лиц, находящихся на соответствующей территории. Такое положение дел может способствовать некоему «размыванию» черты, отражающей разницу правового положения осужденных, особенно осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества в специализированных учреждениях, и обычных гражданских лиц, что, по нашему мнению, несправедливо в отношении последних. Может возникнуть справедливый вопрос: а в чем наказание, если правоограничения, предусмотренные его содержанием, применяются в отношении всех лиц в рамках введенного особого положения?
В связи с этим, в условиях военного положения представляется возможным и даже целесообразным применение дополнительных ограничений и лишений к осужденным, в противном случае ценность примененного наказания может быть низвергнута. В данном случае, конечно же, речь в первую очередь идет о так называемых альтернативных наказаниях и мерах.
Цель исправления осужденного достигается изменением у него негативных морально-нравственных качеств с одновременным формированием уважительного отношения к общепринятым общественным ценностям [5]. Ее юридическое фиксирование состоит в недопущении последующего преступного поведения и совершения новых преступлений, а моральное - в позитивном изменении морально-нравственных взглядов осужденного [6]. Ее достижение является сугубо субъективным аспектом, если таковое вообще возможно. Заметим, что ее достижение и в обычных условиях достаточно условно, не говоря уже об экстремальных.
Цель предупреждения совершения новых преступлений представлена в виде общей и частной превенции. Если в части первой отмеченных выше составляющих ситуация коренным образом не изменяется и реализуется прежними методами, то при введении военного положения сама обстановка на территории его введения изменяется, в результате чего проведение мероприятий частной превенции совершения новых преступлений становится затруднительным, в том числе, по вышеуказанным нами причинам.
Что касается правоограничений в военное время, то в данном случае мы наблюдаем ущемление в правах правопослушной части населения относительно осужденных в экстремальных условиях нового правового режима. Кроме указанного, на территории введения военного положения, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ и от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ могут быть введены и иные правоограничения, например усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности...; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток ...; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации, и другие.
Анализ представленных данных позволяет говорить о существенном объеме различного рода ограничений, а также, что немаловажно в рамках проводимого исследования, некотором совмещении правоограничений, предусмотренных как для осужденных, так и для граждан, не имеющих судимости. Так, в целом аналогичные обязанности и ограничения в отношении осужденных применяются при назначении уголовного наказания в виде ограничения свободы и уголовно-правовой меры воздействия - условного осуждения. Некоторые из них реализуемы в части иных наказаний, таких, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы и других уголовно-правовых мерах воздействия.
Применение на основании указанных нормативных актов одинаковых правоограничений как в отношении правопослушной части общества, так и к осужденным - дополнительно по приговору суда, ставит их, по существу, в одинаковое положение по объему ограничений и лишений. Таким образом, если соотношение правоограничений данных категорий лиц в обычное время достаточно различно, то в экстремальных условиях оно частично выравнивается в части осужденных без изоляции от общества.
В обычных условиях свобода человека ограничивается там, где начинаются свободы другого человека или государства в его действиях. При осуждении ее пределы сдвигаются, что также стоит в зависимости от примененного уголовного наказания. Такие же сдвиги происходят и при введении военного положения по отношению ко всему населению, тем самым выравнивая объем правоограничений лиц, не имеющих судимости, в сравнении с осужденными [7].
Такое положение дел, по нашему убеждению, как минимум, несправедливо по отношению к правопослушным гражданам. Встает вопрос: а в чем же проявляется уголовное наказание, в данном случае не связанное с изоляцией от общества, если все общество вынуждено жить в аналогичных условиях? На наш взгляд, в обоих возможных условиях жизнедеятельности (обычной и экстремальной) вопрос стоит в относительности реализуемых ограничений и лишений, которая должна основываться на обычных условиях. Правоограничения, применяемые к
осужденным, должны быть большими по объему в сравнении нормами, действующими для правопослушной части общества, как в обычных условиях, так и экстремальных. Как минимум, это будет справедливо по отношению к лицам, не приступившим уголовный закон.
В связи с изложенным мы приходим к выводу о необходимости повышенного внимания к осужденным в период введения военного положения, что может быть реализовано путем возложения дополнительных правоограничений на данную категорию лиц относительно общего объема правоограничений. Это будет способствовать реализации цели предупреждения противоправного поведения осужденных и, конечно же, их исправления.
Подводя итоги рассмотрения модели уголовного наказания в условиях введения военного положения, мы можем сделать ряд наиболее важных выводов.
Во-первых, соотнося цели наказаний с необходимостью достижения целей введения военного положения, следует отметить, что, на наш взгляд, их вполне можно сопоставить и оптимизировать для взаимного достижения. Введение правоограничений, предусмотренных военным положением, способствует уравниванию в общем их объеме правопослушной части общества и осужденных лиц, что, в первую очередь, относится к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Это способствует нарушению основополагающих принципов и целей уголовного наказания и законодательства в целом, поскольку размывается граница разницы правового положения данных категорий лиц. В связи с этим, считаем целесообразным в условиях введения режима военного положения повышение требований, предъявляемых к осужденным, за счет закрепления возможности введения новых правоограничений для последних.
Во-вторых, полученные результаты позволяют говорить и о нецелесообразности применения некоторых уголовных наказаний в период военного положения.
В части реализации правоограничений наказаний применительно к вышеупомянутым условиям следует отметить, что, с учетом экстремальности ситуации, требуется выбор приоритетных правоограничений. На наш взгляд, наиболее оптимальными правоограничениями являются: лишения и ограничения в трудовой сфере, лишение свободы и лишение жизни человека. В связи с этим, на наш взгляд, постановка вопроса о сомнительности применения наказаний, несущих морально-психологическое воздействие и финансово-имущественные правоограничений и ограничение свободы является обоснованной в условиях введения военного положения.
Литература и источники
1. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. №5. ст. 375.
2. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ// СЗ РФ. 2001. № 23. ст. 2277.
3. Звонов А.В. Система ограничений и лишений, предусмотренных отечественными уголовными наказаниями // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 2.
4. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. Уголовно-правовое воздействие: монография / и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012.144 с.
5. Уголовное право Российской Федерации. Части Общая и Особенная: учеб. пособ.: 2-е изд., испр. и доп. Владимир: ВИТ-принт, 2013. 456 с.
6. Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов: СГУ, 1962. - 189 с.
7. Звонов А.В. Терминология системы уголовных наказаний: краткий анализ // Бизнес в законе. 2014. №6.
References and Sources
1. O voennom polozhenii: federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 yanvarya 2002 g. № 1-FKZ // SZ RF. 2002. №5. st. 375.
2. O chrezvychajnom polozhenii: federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 maya 2001 g. № 3-FKZ// SZ RF. 2001. № 23. st. 2277.
3. Zvonov A.V. Sistema ogranichenij i lishenij, predusmotrennyh otechestvennymi ugolovnymi nakazaniyami // Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii. 2017. № 2.
4. Esakov G.A., Ponyatovskaya T.G., Rarog A.I. Ugolovno-pravovoe vozdejstvie: monografiya / i dr.; pod red. A.I. Raroga. M.: Prospekt, 2012.144 s.
5. Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Chasti Obshchaya i Osobennaya: ucheb. posob.: 2-e izd., ispr. i dop. Vladimir: VIT-print, 2013. 456 s.
6. Noj I.S. Voprosy teorii nakazaniya v sovetskom ugolovnom prave. Saratov: SGU, 1962. - 189 s.
7. Zvonov A.V. Terminologiya sistemy ugolovnyh nakazanij: kratkij analiz // Biznes v zakone. 2014. №6.
ЗВОНОВ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ - начальник кафедры криминологии и организации профилактики преступлений юридического факультета Академия ФСИН России.
ГОЛУБЕВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - преподаватель-методист отдела организации межвузовской учебно-методической работы Академия ФСИН России.
ZVONOV, ANDREY V. - Head of the Department of Criminology and Organization of Crime Prevention, Faculty of Law, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).
GOLUBEV, YURI V. - teacher-methodologist of the organization of inter-university educational-methodical work Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia ([email protected]).