21. Shesler, A. V. Ugolovnaya otvetstvennost': ponyatie i formy' realizacii [Criminal liability: concept and forms of realization] // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2018, no. 3 (48).
22. Shesler, A. V. Differenciaciya i individualizaciya ugolovnogo nakazaniya kak metody' realizacii ugolovno-pravovoj politiki [Differentiation and individualization of criminal punishment as methods of implementing criminal law policy] // Vestnik Kuzbasskogo in-stituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2018, no. 3 (36).
23. Shesler, A. V. Nekotory'e aspekty' ustanovleniya ugolovnoj otvetstvennosti yuridicheskix licz [Some aspects of establishing the criminal liability of legal persons] // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2017, no. 1 (42).
24. Shirshov, A. A. Ugolovnaya otvetstvennost': problemy' ponyatiya i differenciacii [Criminal liability: problems of concept and differentiation] : cand. of law author's dis. abstract. Vladivostok, 2004.
25. Yakushin, V. A. Nakazanie i iny'e mery' ugolovno-pravovogo vozdejstviya [Punishment and other criminal measures] : monograph. Tol'yatti, Volzhsky State University named after V. N. Tatischev Publishing, 2018.
Сведения об авторах
Лапшин Валерий Федорович: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), начальник кафедры уголовного права, доктор юридических наук, доцент. E-mail: kapitan-44@yandex.ru Корнеев Сергей Александрович: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: kornei_lam@mail.ru
Information about authors
Lapshin Valery Fedorovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), head of the Chair of Criminal Law, doctor of law, associate professor. E-mail: kapitan-44@yandex.ru Korneev Sergey Alexandrovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), adjunct of the faculty of training of scientific and pedagogical personnel. E-mail: kornei_lam@mail.ru
УДК 343.262
А. В. Мусалева
ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ
Статья посвящена наказанию в виде исправительных работ. На сегодняшний день существуют проблемы в правоприменительной практике, обусловленные, в том числе пробелами в законодательстве. На основе анализа обзоров статистических данных по назначению и исполнению данного вида наказания и практики его применения автор приходит к выводу, что существует ряд проблем при реализации исправительных работ при трудоустройстве осужденных, которые можно подразделить на две группы: первая, связанная с исполнением наказания, например, отсутствие разрешения у осужденных иностранных граждан на осуществление в Российской Федерации
© Мусалева А. В., 2019 © Musaleva А. V., 2019
профессиональной деятельности; вторая — определяющая отбывание наказания, например, отсутствие правовой регламентации ответственности осужденного за нарушения порядка и условий отбывания наказания. В связи с этим автор предлагает пути совершенствования законодательства в области исполнения и отбывания исправительных работ.
Ключевые слова: исправительные работы; исполнение наказания; осужденный; отбывание наказания; уголовное наказание; уголовно-исполнительная инспекция.
А. V. Musaleva
QUESTIONS OF EMPLOYMENT OF CONVICTS TO CORRECTIVE WORKS
The article is devoted to punishment in the form of correctional labor, since today there are problems in law enforcement practice, due, inter alia, to gaps in legislation. Based on the analysis of statistical data on the appointment and execution of this type of punishment and the practice of its application, the author comes to the conclusion that there are a number of problems in the implementation of correctional work, which can be divided into two groups. The first group associated with the execution of this type of punishment: the lack of permission of convicted foreign citizens to carry out professional activities in the Russian Federation, for changing their place of residence; the lack of convicts to correctional labor the right to parole; the second-determining the serving of punishment: the lack of legal regulation of the responsibility of the convicted person for violations of the order and conditions of serving punishment. In this regard, the author suggests ways to improve legislation in the field of execution and serving of correctional labor.
Keywords: correctional labor; execution of punishment; convicted; serving a sentence; criminal punishment; criminal Executive inspection.
Гуманизация карательной отечествен- Однако анализ обзоров статистиче-
ной политики позволяет уголовному зако- ских данных по исполнению данного ви-
нодательству и правоприменительной да наказания и практики его применения
практике следовать по пути расширения позволяет выделить немало проблем в
применения наказаний, не связанных с области назначения наказания, а также
лишением свободы, в том числе исправи- при его реализации уголовно-
тельных работ [3, с. 47]. исполнительными инспекциями.
Так, в 2017 г. к данному виду наказа- Определенные трудности возникают
ния судами общей юрисдикции при рас- и у осужденных при отбывании данного
смотрении уголовных дел в первой ин- вида наказания.
станции было осуждено 58 078 человек, При назначении исправительных ра-
из них 319 несовершеннолетних [2]. бот имеют место случаи, когда судом не
В уголовно-исполнительных инспек- учитывается личность осужденного: яв-
циях ФСИН России (УИИ) по состоянию ляются ли они лицами без определенного
на 13 августа 2019 г. состояло на места жительства, или не имеющими ре-
учете 44 737 человек, осужденных к ис- гистрации по месту жительства, или
правительным работам (для сравнения, в гражданами и лицами без гражданства, а 2015 г. — 28 090 человек, в 2016 г. — также лицами, не имеющими докумен-
24324 человека [4]). тов, удостоверяющих личность (никогда
Таким образом, наказание в виде ис- не документировались либо имеют пас-
правительных работ, представляя альтер- порт СССР; полная утрата документов и
нативу лишению свободы, является часто нежелание их восстанавливать), пенсио-
применяемым, как было отмечено выше, нерами, инвалидами, имеющими заклю-
видом наказания. чение врачей о применении легкого труда.
Так, 14 июля 2016 г. Промышленным районным судом г. Самары осужден гражданин М. по ст. 2281 ч. 1 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Куйбышевского районного суда г. Самары от 08.11.2017 по ходатайству осужденного неотбытая часть наказания заменена исправительными работами на срок 1 год 1 день с удержанием 5 % заработка в доход государства ежемесячно в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.
На момент постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции Промышленного района г. Самары было установлено, что осужденный М. является гражданином Украины, гражданства Российской Федерации и разрешения на работу не имеет.
На сегодняшний день в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ определен перечень документов, обязательных для предъявления работодателю при трудоустройстве.
Прием на работу иностранных граждан также дополнительно предусматривает наличие разрешения на осуществление в Российской Федерации профессиональной деятельности, которое выдается отделом по вопросам миграции отдела МВД России по месту пребывания данных лиц.
Таким образом, осужденный М. официально трудоустроен быть не может.
Уголовно-исполнительная инспекция выступила с предложением в отдел по вопросам миграции УМВД России по Самарской области о выдаче осужденному М., являющемуся гражданином Украины, разрешения на осуществление на территории РФ профессиональной деятельности. На основании полученного разрешения осужденный трудоустроен разнорабочим в муниципальное предприятие городского округа Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг».
В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его.
Данные нормы также регламентируют, что осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы, а осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Трудоустройство осужденных является одной из важнейших задач уголовно-исполнительных инспекций, но также до сих пор остается самой острой проблемой, [1, с. 54], поскольку на момент постановки на учет имеют основное место работы менее 20 % осужденных, остальных (более 80 %) необходимо трудоустраивать. При этом, несмотря на включение муниципальных предприятий в перечень мест для исполнения наказания в виде исправительных работ, в период экономической нестабильности вакантных рабочих мест (в том числе малоквалифицированных) в муниципальных предприятиях, учреждениях и организациях недостаточно, а руководители данных предприятий неохотно принимают на работу данную категорию осужденных.
При этом сотрудники уголовно-исполнительных инспекций отмечают необходимость исключения из действующего законодательства обязанности исполняющего органа согласования с муниципальными органами мест отбывания наказания, поскольку органы местного самоуправления формально подходят к решению данного вопроса.
Так, 16 декабря 2016 г. Кировским районным судом г. Самары осужден гражданин П. по ст. 228 ч. 2, 2641 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В соответствии с постанов-
лением Куйбышевского районного суда г. Самары от 14.07.2018 по ходатайству осужденного П. неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким видом наказания в виде исправительных работ на срок 1 год 6 месяцев 1 день с удержанием 5 % заработка ежемесячно в доход государства в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденного.
В связи с отсутствием вакансий на предприятиях, имеющихся в перечне мест для исполнения исправительных работ, осужденный П. трудоустроен только 22 августа 2018 г. в ООО «Автосити-Универсал» на должность автоэлектрика.
Также гражданин С. 6 мая 2015 г. Промышленным районным судом г. Самары осужден по ч. 2 ст. 111 УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Красноглинского районного суда г. Самары от 02.08.2018 по ходатайству осужденного оставшаяся часть наказания заменена на исправительные работы сроком на 1 год 3 месяца 3 дня с удержанием 5 % из заработной платы ежемесячно в доход государства в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденного.
На момент постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции установлено, что осужденный С. не трудоустроен, однако имеет возможность трудоустроиться, но в организацию, не включенную в перечень мест (объектов) для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Самары, утвержденного Постановлением главы города Самары.
Таким образом, необходимо законодательно закрепить право самостоятельного трудоустройства осужденных для отбывания наказания в виде исправительных работ, а также привлечения государственного органа занятости населе-
ния к решению проблемного вопроса трудоустройства осужденных к наказанию в виде исправительных работ, который законодательно задействован в данном механизме. В связи с этим необходимо инициировать внесение изменений в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» в части обеспечения со стороны государства дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, осужденным к наказанию в виде исправительных работ.
Необходимо также затронуть вопрос о нарушениях порядка и условий отбывания наказания осужденными. Так, ч. 4 ст. 40 УИК РФ определяет, что осужденный к наказанию в виде исправительных работ не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Вместе с тем ч. 1 ст. 46 УИК РФ не предусматривает ответственности за отказ от предложенной работы; за отказ от получения предписания уголовно-исполнительной инспекции с целью его трудоустройства; за увольнение с работы по собственному желанию без разрешения инспекции; за смену места жительства без уведомления инспекции, что может вызвать у осужденных ощущение безнаказанности. Поэтому необходимо внести дополнения в ч. 3 ст. 46 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, отказавшийся от предложенной работы, отказавшийся от получения предписания с целью его трудоустройства, уволившийся с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно».
Также считаем необходимым заметить, что к осужденным, признанным
злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, применяются гуманные меры воздействия, а именно — замена исправительных работ принудительными работами или лишением свободы из расчета три дня исправительных работ за один день принудительных работ или лишения свободы, в связи с чем многие осужденные, являющиеся безработными длительное время и не преследующие цели трудоустроиться, уклоняются от отбывания назначенного наказания. Поэтому считаем целесообразным внести изменения в ч. 4 ст. 50 УК РФ, увеличив расчет количества дней при замене неотбытого наказания в виде исправительных работ на лишение свободы.
Ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый осужденным к наказанию в виде исправительных работ, в со-
ответствии с ч. 6 ст. 40 УИК РФ исчисляется в рабочих днях, в то время как в ст. 115, 120 и других статьях ТК РФ указывается, что продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Поэтому необходимо привести в соответствие с трудовым законодательством положения ст. 40 УИК РФ, касающегося исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска осужденного.
При исполнении наказания в виде исправительных работ имеется немало проблем, связанных с трудоустройством осужденных, которые требуют настоятельного решения, в том числе путем совершенствования законодательства. В рамках данной статьи были обозначены только основные из них и намечены пути их решения.
Литература
1. Косолапова, Д. В. Проблемы своевременного привлечения уголовно-исполнительными инспекциями осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 2 (20).
2. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2017 год. — URL: http://www.cdep.ru/ userimages/sudebnaya_statistika/2017/F1-svod-2017.xls (дата обращения: 17.08.2019).
3. Рахмаев, Э. Р. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы // Преступление и наказание. — 2009. — № 2.
4. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Официальный сайт ФСИН России. — URL: http:// фсин.рф/structure /inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (дата обращения: 17.08.2019).
References
1. Kosolapova, D. V. Problemy svoevremennogo privlecheniya ugolovno-ispolnitel'nymi inspekciyami osuzhdennyh k otbyvaniyu nakazaniya v vide ispravitel'nyh rabot [Problems of timely attraction by criminal-Executive inspections of condemned to serving of punishment in the form of corrective works] // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal Executive law], 2015, no. 2 (20).
2. Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu ugolovnyh del v apel-lyacionnom poryadke [Report on the work of courts of General jurisdiction in criminal cases on appeal] // Oficial'nyj sajt Sudebnogo departamenta pri Verhovnom sude RF. Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2017 god [Official website of the Judicial Department of the Supreme court. Summary statistics on the activities of the Federal courts of General jurisdiction and justices of the peace for 2017]. URL: //http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_ statistika/2017/F1-svod-2017.xls (accessed 8/17/2019).
3. Rakhmaev, E. R. Ispolnenie nakazanij, ne svyazannyh s lisheniem svobody [The execution of punishments not connected with deprivation of liberty] // Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment], 2009, no. 2.
4. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Characteristics of persons registered in the criminal Executive inspections] // Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal penitentiary service of Russia]. URL: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (accessed 8/17/2019).
Сведения об авторе
Мусалева Анна Владимировна: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного и уголовного исполнительного права, кандидат юридических наук. E-mail: musaleva.a@yandex.ru
Information about the author
Muzaleva Anna Vladimirovna: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), associate professor of the Chair of Criminal and Penal Law, candidate of law. E-mail: musaleva.a@yandex.ru
УДК 343.8
И. С. Онищенко
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ СНГ
В статье исследуется законодательство и практика реализации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ. На основании проведенного анализа условий отбывания наказания, организации домов ребенка в исправительных учреждениях, совместного проживания осужденных женщин со своими детьми в колонии, проживания женщин со своими детьми за пределами исправительной колонии, продления администрацией исправительного учреждения срока совместного содержания матери и ребенка, если ребенок достиг 3-летнего возраста, выездов за пределы исправительного учреждения, норм жилой площади, реализации права на медицинскую помощь, применения дисциплинарных взысканий автор предлагает заимствовать положительный опыт зарубежных стран и внести ряд изменений и дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; осужденные женщины; отбывание наказания; лишение свободы; малолетние дети; дома ребенка; совместное проживание; добросовестное выполнение материнских обязанностей; правовое положение; правоприменительная практика.
© Онищенко И. С., 2019 © Onishchenko I. S., 2019