УДК 343.265
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/49-57
Л. И. Разбирина
ОСУЩЕСТВЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОДИВШИМИСЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
Указом Президента РФ от 02.03.2021 № 119 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314» функция контроля за условно-досрочно-освободившимися была передана уголовно-исполнительной инспекции (далее —инспекция), однако изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующих вопрос о контроле за указанной категорией лиц, внесены не были.
На основе проведенного анализа практической деятельности инспекции в статье отражены проблемы и влияние изменений на эффективность контроля за освобожденными условно-досрочно.
Установлено, что даже за столь незначительный период — с момента передачи указанной функции, произошли существенные изменения в порядке осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными, а именно — в вопросах постановки на учет этой категории лиц, во взаимодействии инспекции с исправительными учреждениями и исправительными центрами.
В статье аргументируется необходимость внесения изменений и дополнений в нормы УК РФ и УИК РФ, регламентирующие вопросы применения института условно-досрочного освобождения.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение; уголовно-исполнительные инспекции; контроль за освободившимися условно-досрочно; осужденные к лишению свободы.
Для цитирования: Разбирина Л. И. Осуществение контроля за условно-досрочно освободившимися от наказания // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). С. 49-57. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/49-57.
L. I. Razbirina
PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF CONTROL OVER PAROLEES RELEASED FROM PUNISHMENT
By Decree of the President of the Russian Federation No. 119 of March 2, 2021 "On Amendments to the Regulation on the Federal Penitentiary Service, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 1314 of October 13, 2004 ", the function of monitoring parolees was transferred to the criminal executive inspectorate (hereinafter referred to as the inspectorate), but no changes were made to the normative legal acts regulating the issue of monitoring this category ofpersons.
The purpose of the study is to reflect the problems and the impact of changes on the effectiveness of monitoring of parolees on the basis of the conducted analysis of the practical activities of the inspection.
© Разбирина Л. И., 2021 © Razbirina L. I., 2021
As a result of the research conducted by the author, it was found that even for such a short period, namely since the transfer of the above function, there have been significant changes in the procedure for monitoring parolees, namely in the registration of this category of persons, in the interaction of the inspectorate with correctional institutions and correctional centers, etc.
The article argues for the need to make changes and additions to the norms of the Criminal Code and the Penal Code of Russian Federation regulating the use of the institute of conditional early release.
Keywords: conditional early release, criminal enforcement inspections, control over those released on parole, those sentenced to imprisonment.
For citation: Razbirina L. I. Problems in the implementation of control over parolees released from punishment. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 3 (48), p. 49-57. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/49-57.
В российском законодательстве на протяжении длительного периода времени — с момента введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. (далее — УК РФ) — существовала проблема, связанная с единообразием применения ст. 79 УК РФ в вопросе осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными.
Суды после удовлетворения ходатайств осужденных в некоторых регионах Российской Федерации возлагали обязанности по контролю за освободившимися условно-досрочно на сотрудников полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области, в других регионах — на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, что свидетельствовало о недостаточном урегулировании этого вопроса.
Важным аспектом данного правового института являлось определение органа, который призван осуществлять контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно. В ч. 6 ст. 79 УК РФ указано, что контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом. Ни в уголовном, ни в уголовно-исполнительном законодательстве не указано, какой конкретно государственный орган должен выполнять данную функцию.
П. М. Малин, В. В. Степанов, Л. В. Чуприна, Д. А. Щерба, Л. В. Яковлева и др. проводили анализ судебной практики по указанному вопросу и то же придерживались различных точек зрения.
Так, Л. В. Яковлева отмечала, что привлекательность данного вида освобождения для осужденных состоит в том, что за ними некому осуществлять контроль [9]. По ее мнению, контроль за условно-досрочно освобожденными должны осуществлять участковые уполномоченные.
Д. А. Щерба отмечает, что «неэффективность условно-досрочного освобождения обусловлена отсутствием надлежащего контроля со стороны государственного органа за поведением лиц, к которым применен упомянутый институт уголовного права, что также неблагоприятно влияет на безопасность общества в целом. Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно, должна осуществлять уголовно-исполнительная инспекция. Вместе с тем в УИК РФ необходимо закрепить ее полномочия и порядок осуществления контроля за указанными лицами, а также регламентировать исчисление испытательного срока и ответственность указанной категории лиц в случае невыполнения соответствующих требований» [8].
Сегодня вопрос о том, какой специализированный государственный орган
должен осуществлять контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, не является дискуссионным в силу того, что Указом Президента РФ от 02.03.2021 № 119 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314» функция контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными, была передана уголовно-исполнительной инспекции.
Но в связи с передачей этой функции уже выявлен ряд проблем применения норм права, требующих внесения изменений и дополнений в законодательстве.
ФСИН России в целях организации исполнения возложенной функции и повышения эффективности профилактики рецидивной преступности во все территориальные органы направила указание с прилагаемым алгоритмом действий для инспекций — «Последовательность действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания» (далее — последовательность), и сегодня этим документом руководствуются сотрудники инспекции при осуществлении контроля за вышеуказанной категорий лиц [4].
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2021 № 119 территориальные органы ФСИН России обязаны организовать взаимодействие с территориальными органами МВД России по оперативному обмену информацией о лицах, ранее освободившихся условно-досрочно с не истекшим сроком неотбытой части наказания. Процесс передачи в территориальных органах до настоящего времени не завершен, так как в территориальных органах МВД России личные дела на указанную категорию лиц не во всех случаях имелись в наличии либо отсутствуют необходимые документы.
В соответствии с вышеуказанной последовательностью в день явки осужденного инспекция проводит с ним пер-
воначальную беседу, составляет анкету. По окончании беседы составляет документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период оставшейся не отбытой части наказания — подписка. В день регистрации копии постановления (определения) суда на каждого осужденного заводится личное дело, порядок оформления которого определен Последовательностью [4].
Инспекция формирует и ведет автоматизированную базу данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением, в соответствии с указанием ФСИН России. Однако до настоящего времени централизованно не внесены соответствующие изменения (вкладки) в систему автоматизированного учета спецконтингента.
Последовательностью действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, определено то, что при осуществлении контроля за поведением осужденных инспекции руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации
[4].
В общих положениях последовательности также определено, что инспекции анализируют работу при осуществлении контроля за поведением осужденных, готовят в соответствии с актами Федеральной службы исполнения наказаний статистическую отчетность, а также информационно-аналитические и другие документы для территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Анализ статистических данных уголовно-исполнительной инспекции по Новосибирской области отражают тот факт, что в исследуемый период с 1 ап-
реля 2021 г. до 1 июля 2021 г. из 470 человек 46 осужденных (9,8%) из состоящих на учете в инспекции области допустили различные нарушения.
Проведенный анализ применения условно-досрочного освобождения в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Новосибирской области показал, что условно-досрочно были освобождены в 2019 г. — 1379 человек, а в 2020 г. — 1104 человека. В 2020 г. у 2576 осужденных наступил формальный срок условно-досрочного освобождения, из них 1524 человек, или 59,1 %, обратились с ходатайством в суд.
Из всех представленных 1524 осужденных подано 1183 ходатайств с положительной характеристикой и поддержкой администрации.
За 2020 г. освобождено условно-досрочно 1104 человек, из них 1066 осужденных, или 96,6 %, с положительной характеристикой, и 38 осужденных, или 3,4 %, были освобождены судом с отрицательной характеристикой администрации исправительного учреждения. Всего за 2020 г. было освобождено из исправительных учреждений области 5183 человека, из них 1104 человека, или 21,3 % — условно-досрочно, что фактически в два раза ниже показателей 2010 г. Показатель условно-досрочного освобождения в последние три года сократился по той причине, что осужденные обращаются в суд с ходатайством об освобождении в соответствии со ст. 80 УК РФ, так как формальный срок на возможную замену не отбытого наказания на более мягкий вид наказания у них наступает раньше, чем на условно-досрочное освобождение. В 2019 г. по ст. 80 УК РФ было заменено наказание в виде лишение свободы более мягким 962 осужденным, а в 2020 г. — 655 осужденным. В 2010 г. этот показатель был в десять раз ниже.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что за последние десять лет произошли изменения в отношении судов к рассмотрению вопроса об условно-досрочного освобождения осужден-
ных, так, до 2009 г. суды отказывали в условно-досрочном освобождении до 40 % из представленных с поддержкой администрацией ходатайств осужденных, в 2020 г. таких лиц было лишь 10 %.
За шесть месяцев 2021 г. из исправительных учреждений ГУФСИН России по Новосибирской области условно-досрочно было освобождено 432 осужденных, в том числе совершивших преступления при рецидиве и особо опасном рецидиве — 41,7 % , совершивших особо тяжкие преступления впервые — 12,5 %. Проведенный анализ лиц, освобожденных из исправительных учреждений области, показал, что категория условно-досрочно освобожденных, состоящих на учете в инспекции, существенно отличается по своим социально-правовым и психологическим характеристикам от категории лиц, условно осужденных, что необходимо учитывать сотрудникам инспекции при осуществлении контроля за ними.
На учете в уголовно-исполнительной инспекции состоит на 1 июля 2021 г. 670 человек. Сотрудники полиции продолжают в некоторых случаях осуществлять в отношении условно-досрочно освобожденных контроль, так как изменений в ведомственные приказы МВД России не было внесено, не все материалы из территориальных органов МВД переданы инспекции.
Инспекцией ежемесячно с момента передачи функции контроля и постановки на учет в инспекцию лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, анализируются результаты работы с этой категорией лиц, который представляется в ГУФСИН России по Новосибирской области. За указанный период совершили уголовное преступление 8 человек. Около 46 человек, или 9,8% лиц от общей численности, состоящих на учете, допустили различные нарушения. Совершили административное правонарушение, направленное на нарушение общественного порядка, 10 человек, или 21,7 % из допустивших нарушения. Так,
наиболее распространенным нарушением является неисполнение установленных обязанностей: 14 человек, или 30,4 % из нарушителей, не являлись на регистрацию, сменили место жительства без уведомления инспекции, не трудоустроились. Скрылись от контроля, в отношении которых проводились и проводятся первоначальные розыскные мероприятия — 6 человек. Ведут антисоциальный образ жизни (не работают, злоупотребляют спиртными напитками, не имеют определенного места жительства) 15 человек, или 32,6 % от допустивших нарушения.
В соответствии с Последовательностью администрация исправительного учреждения при направлении в день освобождения осужденного незамедлительно направляет в инспекцию по месту жительства осужденного справку на осужденного с указанием фамилии, имя, отчества, даты рождения, даты освобождения, информацию, имеющуюся в личном деле, о родственниках осужденного, его месте жительства, характеризующий материал, а также подписку о необходимости явки в инспекцию [4].
Полагаем, что для эффективного контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, и профилактики рецидива в инспекцию, кроме вышеуказанных документов, должна направляться копия характеристики осужденного, представленная в суд при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении.
В то же время необходимо отметить, что не во всех случаях судом на лиц, поставленных на учет, обязанности были возложены.
В ч. 2 ст. 79 УК РФ устанавливается, что, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на освобожденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение не отбытой части наказания.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного осво-
бождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (п. 10) рекомендовано судам при применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания рассматривать предоставленную законом возможность возложения на осужденного исполнение обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ. При этом судья вправе в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ установить как одну или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, а также возложить иные обязанности, способствующие его исправлению [3].
Анализ решений судов об условно-досрочно освобождении показал, что установлены лишь обязанности не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа. Не во всех случаях суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль для регистрации. Имеют место случаи, когда освобожденным условно-досрочно обязанности вообще не были установлены. Менее 5 % из состоящих на учете установлены иные обязанности, в том числе в течение одного месяца трудоустроиться или встать на учет в органы занятости по избранному месту жительства и единичные случаи установления обязанности ежемесячно возмещать ущерб потерпевшим по исполнительным листам с предоставлением соответствующих справок в контролирующий орган.
П. М. Малин, В. В. Степанов,
Л. В. Чуприна, Д. А. Щерба и другие авторы неоднократно обращали внимание на то, что судам необходимо не только рассматривать и обосновывать возможность возложения обязанностей, способствующих исправлению осужденного, но и в обязательном порядке мотивировать в постановлении свое решение о не возложении таких обязанностей [2; 5]. Также авторы не имеют единой точки зре-
ния в вопросе, кто должен устанавливать такие обязанности.
Так, Л. В. Чуприна полагает, что по представлению инспекции налагать обязанности на условно-досрочно освобожденного должен суд по месту жительства освобожденного, где он должен встать на учет [7].
В соответствии с ч. 2 ст. 175 УИК РФ в характеристике на осужденного, подлежащего условно-досрочному освобождению, отражая данные о поведении осужденного и целесообразности условно-досрочного освобождения, необходимо обосновывать в характеристиках и перечень обязанностей для закрепления процесса исправления осужденного.
Это не противоречит положениям ст. 175 УИК РФ и способствует принятию судом законного и обоснованного решения. В такой ситуации, если в характеристике приводятся мотивы необходимости возложения каких-либо обязанностей, суду следует в постановлении привести доводы, по которым он соглашается с мнением администрации исправительного учреждения или принимает решение о невозложении таких обязанностей.
Данный опыт был бы чрезвычайно полезен в отношении осужденных по следующим причинам. Во-первых, лицо, отбывающее наказание, до появления у него права на обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении находится в исправительном учреждении длительный период времени, в процессе которого администрация колонии имеет возможность тщательно изучить данного осужденного. Во-вторых, рассмотрение в судебном порядке данного ходатайства должно происходить крайне внимательно и осторожно, что предполагает более подробное изучение не только оснований применения условно-досрочного освобождения, но и тщательный выбор тех обязанностей, выполнением которых освобождаемый будет доказывать свое исправление на свободе. В связи с этим мотивированное мнение администрации по данному по-
воду являлось бы крайне важным аргументом для суда при принятии подобного решения.
При возложении на условно-досрочно освобожденных конкретных обязанностей судам целесообразно исходить из характеристики личности осужденного, характера и степени тяжести совершенного им преступления, обстановки в семье, круга общения, осознания оказанного ему доверия.
Ч. 2 ст. 79 УК РФ устанавливает, что обязанности, которые суд возлагает на условно-досрочно освобождаемого, должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
С передачей функций контроля за условно-досрочно освобожденными в инспекцию уже выявлено ряд проблем применения норм права, требующих внесения изменений и дополнений в законодательстве, в том числе законом не урегулирован вопрос об объявлении в розыск и задержании лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, скрывшегося с места жительства и местонахождение которого неизвестно.
В Последовательности действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания в разделе 5 «Порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных» определено, что указанные мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном главой IX Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 [4].
В УИК РФ должны быть включены нормы, определяющие понятия уклонения и злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения.
Вместе с тем вопрос о том, является ли уклонение от выполнения возложенных судом на осужденного обязанностей
злостным, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом его продолжительности и причин уклонения, а также других обстоятельств дела.
Полагаем, что отражение в характеристике исправительного учреждения на осужденного перечня обязанностей, необходимых для закрепления процесса исправления осужденного, подлежащего условно-досрочному освобождению, не противоречит положениям ст. 175 УИК РФ.
Последовательностью действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания определен порядок внесения представления в суд об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания. Так, в случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания следующее представление вносится в суд после совершения осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного взыскания, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей, а равно мер медицинского характера [4]. В указанных случаях инспекция не имеет право обжалования решения суда, и процесс внесения представлений может продолжаться до снятия осужденного с учета в связи с истечением срока оставшейся не отбытой части наказания.
В связи с изложенным представляется целесообразным в ближайшее время внести изменения и дополнения в нормативные акты, касающиеся осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, так как последовательность по своей правовой сути является методическими рекомендациями ФСИН России.
Для законодательного урегулирования вопросов, связанных с осуществлением контроля за лицами, условно-
досрочно освобожденными от наказания уголовно-исполнительной инспекцией, необходимо внесение изменений в УИК РФ — включение в него главы «Осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно».
Требующим законодательного изменения остается вопрос, касающийся обязанностей, возлагаемых на освобождаемых условно-досрочно, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
В ч. 2 ст. 79 УК РФ необходимо внести изменения, изложив ее в следующей редакции: «Применяя условно-досрочное освобождение, суд возлагает на осужденного обязанности: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего контроль. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль для регистрации.
Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Суд может возложить на условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания исполнение и других обязанностей, способствующих эффективному контролю и профилактике рецидивной преступности.
Для повышения эффективности и определения наиболее оптимального круга обязанностей, возлагаемых на данное лицо в целях контроля его поведения и дальнейшего воспитательного воздействия судам, необходимо учитывать мнение администрации исправительного учреждения, где содержится лицо, подлежащее условно-досрочному освобождению.
Необходимо внести изменения в ст. 181 УИК РФ «Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказ а-ний, не связанных с изоляцией осужденных от общества», включив в нее лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, так как в указанной норме дан конкретный перечень категорий осужденных к наказаниям «в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания», в отношении которых проводятся вышеуказанные мероприятия, лиц, условно-досрочно освобожденных, в этом перечне нет.
Необходимо законодательно закрепить понятия уклонение и злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении
условно-досрочного освобождения. Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 21.04.2009 № 8 (ред. от 17.11.2015) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» дано понятие злостного уклонения от выполнения обязанностей. В вышеуказанном постановлении Пленума Верховного суда РФ в понятие злостного уклонения не включена такая категория освободившихся условно-досрочно, как скрывшиеся с места жительства осужденные, местонахождение которых неизвестно [3].
Необходимо законодательно урегулировать вопрос о порядке обжалования решения суда в случаях отказа в отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.
Литература
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы на 1 июля 2021 года // Официальный сайт ФСИН России. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 18.07.2021).
2. Малин, П. М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. — 202 с.
3. О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания: постановление Пленума Верховного суда РФ от 21.04.2009 № 8.
4. Последовательность действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания / ФСИН России. — Москва, 2021. — 9 с.
5. Степанов, В. В. Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (на примере Тамбовской области): дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 2009. — 249 с.
6. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // Официальный сайт ФСИН России. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 02.07.2021).
7. Чуприна, Л. В. Режим испытаний при условно-досрочном освобождении: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — Томск, 2012. — 23 с.
8. Щерба, Д. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания: вопросы теории и практики: дис. .канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2007. — 239 с.
9. Яковлева, Л. В. Институт освобождения от наказания в российском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. — Москва, 2003. — 393 c.
References
1. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na 1 iyulya 2021 goda [Brief description of the penal enforcement system as of June 1, 2021]. The official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed 6/12/2021).
2. Malin P. M. Ugolovno-pravovye i ugolovno-ispolnitel'nye problemy uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniya ot otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody [Criminal-legal and criminal-executive problems of conditional early release from serving a sentence of imprisonment]. Krasnodar, Krasnodar Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2001. 202 p.
3. O sudebnoj praktike uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniya ot otbyvaniya nakazaniya, zameny neotbytoj chasti nakazaniya bolee myagkim vidom nakazaniya [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 21.04.2009 No. 8 (ed. of 11/17/2015) "On the judicial practice of conditional early release from serving a sentence, replacing the unserved part of the sentence with a milder type of punishment".
4. Posledovatel'nost' dejstvij po osushchestvleniyu kontrolya za povedeniem lic, osvo-bozhdennyh uslovno-dosrochno ot otbyvaniya nakazaniya [The sequence of actions for monitoring the behavior of persons released on parole from serving a sentence]. The Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. 9 p.
5. Stepanov V. V. Problemy teorii i praktiki uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniya ot otbyvaniya nakazaniya (na primere Tambovskoj oblasti) [Problems of theory and practice of conditional early release from serving a sentence (on the example of the Tambov region)]. Cand. of law thesis. Moscow, 2009. 249 p.
6. Harakteristika lic, soderzhashchihsya v ispravitel'nyh koloniyah dlya vzroslyh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (accessed 7/2/2021).
7. Chuprina L. V. Rezhim ispytanij pri uslovno-dosrochnom osvobozhdenii [The test regime for parole]. Abstract of cand. of law thesis. Tomsk, 2012. 23 p.
8. Shcherba D. A. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie ot otbyvaniya nakazaniya: voprosy teorii i praktiki [Conditional early release from serving a sentence: questions of theory and practice]. Cand. of law thesis. Khabarovsk, 2007. 239 p.
9. Yakovleva L. V. Institut osvobozhdeniya ot nakazaniya v rossijskom prave [Institute of liberation from punishment in Russian law]. Dr. of law thesis. Moscow, 2003. 393 p.
Сведения об авторе
Любовь Ильинична Разбирина: Новосибирский государственный университет экономики и управления (г. Новосибирск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права и национальной безопасности, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Lyubov I. Razbirina: Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law and National Security, candidate of law. E-mail: [email protected]