СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Жунусова Айгуль Райымбековна
магистр психологии, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Павлодарского государственного университета имени Султанмахмута Торайгырова, Республика Казахстан, г. Павлодар
E-mail: nessen.za@mail.ru Коспаков Айтуар Мейрамович магистрант кафедры психологии и педагогики Павлодарского государственного университета имени Султанмахмута Торайгырова,
Республика Казахстан, г. Павлодар E-mail: antuan_90210@mail.ru
CURRENT STATUS OF GENDER POLICY IN THE REPUBLIC OF
KAZAKHSTAN
Aigul Junusova
master of Psychology, senior lecturer in psychology and pedagogy department of Pavlodar State University named Sultanmahmut Toraygirov, Republic of Kazakhstan,
Pavlodar Aituar Kospakov
master in psychology and pedagogy department of Pavlodar State University named
Sultanmahmut Toraygirov, Republic of Kazakhstan, Pavlodar
АННОТАЦИЯ
Статья содержит понятие о гендерном равенстве и дан обзор современной гендерной политики в Казахстане по основным приоритетам государственной политики в отношении женщин, приведены данные рейтинга гендерного равенства, анализ доли женщин в парламенте на мировом и на республиканском уровне. Обозначены основные направления Концепции гендерной политики в РК. Гендерное равенство является важной составляющей в обеспечении активного участия женщин в политической, экономической и социальной жизни страны. Пристально охарактеризована проблема гендерного равенства в общественно-политической сфере.
ABSTRACT
This article contains the concept of gender equality and current gender policy overview in Kazakhstan on the main priorities of women state policy. The basic directions of the Gender Policy Concept in the Republic of Kazakhstan were defined. Gender equality is an important component in women active participation in political,
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
economic and social life of the country. The issue of gender equality in the political sphere was closely described. This article contains data ranking gender equality analysis of women proportion in parliament in the world and at the national level.
Ключевые слова: гендер; равенство; гендерная политика; женщины; Казахстан.
Keywords: gender; equality; gender policy; women; Kazakhstan.
Понятие «гендер» означает «род» (англ. gender, от лат. genus) т. е. это равные возможности и равные права женщин и мужчин. Это рассматривается в таком широком смысле. Иные понимают, что гендер — это просто стремление женщин к власти. В действительности можно сказать что, это широкая и актуальная проблема, где и вопросы мужчин, и вопросы женщин — равенство обоих полов [1, с. 63]. Несомненно, что проблемы есть у женщин в социуме, следовательно, в мировом обществе большой акцент сделан на женщине. Сегодня гендер в мировой системе общественных связей, образования, науки, культуры, социальной политики воспринимается как прообраз нового видения, новая модель общественных отношений и взаимодействия.
Гендерное равенство, также именуемое равенство полов, — это концепция, подразумевающая собой достижение цели равноправия в правах между сильным и слабым полом, это равная оценка обществом схожести и отличия между женщинами и мужчинами, разных социальных ролей, которые они играют, обладание ими равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека.
Гендерное равенство связывают с правами человека, в особенности правами представителей слабого пола, т. е., женщин. Организация Объединенных Наций, утверждает, что эта «цель, мотив непринужденно связана с правами женщин, и что социум, где женщины не достигли обладания равными с мужчинами правами и возможностями, никогда не сумеют достичь устойчивого развития». В таком случае, продвижение гендерного равноправия
должно восприниматься обществом как призыв к наибольшему процветанию страны в разных сферах.
Равенство длительный период считалось, в основном, проблемой женщин. Но если, проанализировав вопрос равенства, то можно придти к выводу что данная проблема считается и мужской проблемой. Таким образом, большая часть мужчин рассматривают себя не как представителей мужского рода, а как представителей рода человеческого. Гендерный или мужской шовинизм несовместим с демократией и цивилизованным обществом и развивающимся государством. Проблема равенства - это основной вопрос, вопрос о том, какое общество мы строим. Женщины испытывают откровенную дискриминацию по признаку пола, невзирая на то, что построенные с учетом гендерного подхода структуры общества освобождены от системных барьеров для полного женского экономического и социального участия.
ХХ век в большинстве государствах мира провозглашен равноправием мужчин и женщин, в связи с этим женщины добились значительного прогресса в разных сферах жизни и с этого момента начинается этап, которого можно охарактеризовать как скрытое или косвенное нарушения прав женщин, который анализировать и исследовать гораздо сложнее, так как нарушения прав женщин в большинстве случаев не явны. Формально государство допускает равноправие мужчин и женщин во всех сферах деятельности, но фактически реализация этого принципа им не всегда обеспечена, это затрудняется с культурными, общественными и экономическими ограничениями прав женщин.
Не существует единого для всех стран мирового сообщества, стандарта по достижению гендерного равенства. Каждая страна, ставящая перед собой такую цель, проделывает на этом сложном пути уникальную работу с учетом своего исторического, культурного и политического опыта.
В настоящее время во всем мире исторически сложившийся стереотип доминирования мужчин над женщинами претерпевает изменения. На основе данных в промышленно развитых и социально ориентированных странах
женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей, к примеру, по статистическим данным международной организации парламентов «Межпарламентский союз», доля женщин в мировом парламенте за последние три года значительно выросла.
Процентная доля женщин в парламенте
20,30%
Рисунок 1. Процентная доля женщин в парламенте 188 стран мира
В Стратегии гендерного равенства Программы развития ООН (далее ПРООН) на 2014—2017 гг., основное направленность миссии данной стратегии гендерного равенства является внесение своего вклада в искоренение нищеты и сокращение гендерного неравенства путем расширения возможностей женщин, поощрения и защиты их прав. К продвижению гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в качестве лидеров в процессах развития, определяющих их жизнь, ПРООН предусматривает мир более инклюзивным, устойчивым и упругим [4, с. 4].
Казахстан достиг весомых результатов при преодолении гендерного дисбаланса, который исторически сложился в общественных и социальных отношениях между мужчинами и женщинами. Исторически в стране ограничение прав женщин было связано с тем, что для мужчин их сфера деятельности определялась как публичная, а для женщин как частная. Следовательно мир женщины это замужество, рождение детей, домашнее хозяйство (домашний труд), о роли женщины в политической, социальной жизни говорить не приходится.
В контексте кочевой культуры, ее ритма и приоритетов женщина не могла полностью реализовать свои истинные природные задатки и наклонности. Кочевой мир считалось миром мужчин, войн, мужества, храбрости и силы. Вследствие этого разделение труда возлагало на женщину все домашние промыслы, отнимавшие большое количество времени и доводившие ее до изнеможения [3, с. 6].
Обязанностью женщин было рожать и воспитывать здоровых детей. В отечественной истории из покон веков семьи сложилось правило что, казахские семьи были многодетными. Следовательно, на это существовало множество причин. По традиции на мужчин ложилось содержание семьи и детей, разводы были редки, а также женщины выйдя замуж, с уверенностью состояли в браке и могли позволить себе родить столько детей,з сколько бог даст. В дальнейшем постепенное развитие казахской семьи шло по традициям, где содержание родителей было обязанностью младшего из сыновей. В связи с активными проявлениями протестов и выступлений за равноправие, т. е., за гендерное равенство утвердившиеся взгляды общества изменилось, что повлекло за собой трансформацию социальных ролей полов, однако гендерные стереотипы о предназначении женщины в семье и социуме оказались живучими и для их преодоления необходимо вмешательство государства. В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни мы видим картину что, женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.
За годы независимости Казахстан достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин. За этим прогрессом стояли важные принятые документы для имиджа государства и общества. 1998 год присоединение Казахстана к Конвенции Организации Объединенных Наций «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Страной ратифицированы конвенции Организации Объединенных Наций «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», конвенции Международной организации труда, в том числе «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».
Новатором и лидером при решении проблем семьи, женщин и детей в Казахстане поправу считается Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев. В 1995 году по его инициативе был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Советом была разработана и распоряжением Президента от 5.03.1997 года № 3395 одобрена «Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан». В 1998 году Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, данной комиссией был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин в Казахстане, утвержденный постановлением Правительства от 19.07.1999 года.
В 2005 году была принята Концепция гендерной политики РК, а в 2005 году Указом Президента РК утверждена национальная Стратегия гендерного равенства на 2006—2016 гг. В настоящее время реализуется План мероприятий Правительства по выполнению Стратегии гендерного равенства на 2006—2016 годы. Он содержит крупные мероприятия по политическому и экономическому продвижению женщин, сохранению репродуктивного здоровья женщин, мужчин и подростков, борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин и детей, достижению гендерного равенства в семейных отношениях. Вопросам гендерного равенства уделено внимание в Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. В 2009 году в Казахстане приняты законы «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О профилактике бытового насилия» и т. д. Международная и отечественная правовая база содержит ряд нормативных положений, направленных на повышение информирования и обучение общества по вопросам гендерного равенства.
В настоящее время, в рамках реализации стратегии инновационного развития и модернизации общества, вопросы гендерного равенства являются неотъемлемой составной частью развития всех общественных отношений. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева от 14 декабря 2012 года
«Стратегия «Казахстан — 2050» подчеркнуто о необходимости реализации гендерных прав и возможностей».
В ежегодном Глобальном отчете Всемирного экономического форума о гендерном равенстве Республика Казахстан в 2013 году разместилась на 32-м место среди 146 стран мира. По данному показателю наша страна разместилась выше чем все страны Восточной Европы и Закавказья, а также Франция (45-е место), Китай (69-е), Япония (105-е).
Вместе с тем, несмотря на международное признание заслуг Казахстана в решении гендерного вопроса, сложившаяся на сегодня ситуация свидетельствует, что женщины слабо представлены на уровне принятия решений в государственных органах и на высокооплачиваемых работах в различных областях экономики. Возникает проблема, что очевидное меньшинство женщин во власти на уровне принятия решений, снижает их возможность участвовать в создании справедливого социального общества. И это несмотря на то, что высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив должностного роста. «Очень слабо выдвигаются женщины на руководящие должности в центральных органах и на местах — мужчины не пускают, потому что сразу станет ясно, что она (женщина) работает лучше, чем мужчина», — отметил НА. Назарбаев на первом съезде женщин страны.
В связи с этим глава государства поручил разработать план по расширению участия женщин в политической жизни страны. На данный момент разработан и принят план действий до 2016 года по продвижению женщин на уровень принятия решений. Во втором Национальном докладе Республики Казахстан «О выполнении международных обязательств в области защиты основных прав и свобод человека» приведены данные что, на 1 января 2013 года численность женщин на государственной службе составляет 48378 человек (55,7 %) (общая численность 91077 единиц). Доля женщин среди политических государственных служащих составляет 10 %, из них в Правительстве Казахстана из 19 министров 3 женщины (15 %). Но на данный
момент из 13 министров 2 женщины, они возглавляют такие ключевые ведомства, как Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам экономической интеграции. Отмечен рост количества женщин-депутатов в Парламенте Республики Казахстан.
По информации комитета по статистике Республики Казахстан доля мест занимаемых женщинами в Парламенте составила в 2011 году 13,7 %, в 2012 году 17,8 %, в 2013 году 20,1 %. На сегодня в Мажилисе Парламента 28 женщин, что составляет 26,1 % от общего числа депутатов (до выборов 2012 года — 19 женщин), что означает, есть значительный рост присутствия женщин в правительственных и политических структурах. Среди судей Верховного суда Республики Казахстан женщины составляют 36,4 %; среди судей местных судов женщин — более половины (53,6 %) [2, с. 17]. Действительно, на данный момент женщины недостаточно задействованы в правительственных и политических структурах, но при этом существует широко применяемая на постсоветском пространстве «гендерная вертикаль» власти, где женщины присутствуют на нижнем и среднем уровнях, но минимально представлены на высоких должностях (на уровне принятия решений).
В целом, проанализировав а также изучив проблему гендерного равенства, и нынешнее состояние гендерной политики Республики Казахстан можно сказать что на основе проделанной работы в искоренении дискриминации над женщинами, гендерная политика страны модернизирована по мировым тенденциям и создана достаточная правовая база по важным аспектам повышения присутствия женщин в общественно-политических структурах и на уровне принятия решений. Таким образом Казахстан должен стать ориентиром и примером для других стран.
Список литературы:
1. Ахметова А. Гендерная политика в РК // Эдш сот. — 2014. — № 2. —
С. 63—65.
2. Национальный доклад Совета по правам человека. Казахстан [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/KZSession20.aspx (дата обращения 16.09.2014).
3. Нуртазина Н.Д. Женщина в традиционном казахском обществе. Введение в теорию гендера: учеб. методический комплекс. Акыш ютабы, 1999. — 44 с.
4. Gender Equality Strategy 2014—2017 // United Nations Development Programme. 2014. — Р. 30.