Орлова Людмила Викторовна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО .
УДК 316.4
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В СТРАНАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
© 2017
Орлова Людмила Викторовна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Управление персоналом»
Самарский институт управления (443124, Россия, Самара, улица Дачная, 28, e-mail: orlovalv313@mail.ru)
Аннотация. В данной статье особое внимание уделяется изучению вопроса о роли женщины в политике, о политическом продвижении женщин на всех уровнях власти. Широко распространены гендерные разрывы в сфере экономических возможностей, в сфере бизнеса, в сфере власти и представления интересов. По этой причине достижение гендерного равенства становится центральным показателем развития каждой страны. В статье представлен сравнительный анализ участия женщин в политической жизни стран Таможенного союза, рассмотрено провозглашение равенства прав мужчин и женщин в конституциях этих стран. Приведены статистические данные по уровню тендерного разрыва в политике, по численности населения, по заработной плате. Представлены комментарии глав государств о роли женщины в политике. Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных интересов. Сделана попытка доказать, что власть женщине нужна для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства. Рассмотрены рекомендации для увеличения степени участия женщин в политических процессах стран.
Ключевые слова: гендерное неравенство, гендерный разрыв, гендерный дисбаланс, гендерный стереотип, женщина и политика, власть, Таможенный Союз, конкурентоспособность, Конституция.
GENDER ASPECT OF WOMEN'S POLITICAL PARTICIPATION IN CUSTOMS UNION COUNTRIES
© 2017
Orlova Lyudmila Viktorovna, doctor of sociological Sciences, Professor of Department "Personnel Management"
Samara Institute of management (443124, Russia, Samara, Dachnaya street, 28, e-mail: orlovalv313@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to the study of the role of women in politics, the political advancement of women at all levels of government. There are widespread gender gaps in economic opportunities, in business, in government and representation of interests. For this reason gender equality becomes a central indicator of the development of each country. The article presents a comparative analysis of women's participation in political life of the countries of the Customs Union, considered the declaration of the equality of rights between men and women in the constitutions of these countries. The article focuses on the statistical data on the level of the gender gap in politics, in terms of population, salaries. The country learders comments of the role of women in politics are represented in the article. The integration of women into politics involves combination of the efforts of women and men to support national interests. An attempt was made to prove that the power of women is necessary for providing influence on not only political, but also social decisions and those connecting with moral issues, human rights, family, elderly, mothers and children. In the article recommendations for increasing women's participation in the political process were observed too.
Keywords: gender inequality, gender explosion, gender disbalance, gender stereotype, a woman and politics, power, The Customs Union, competitiveness, The Constitution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Роль женщин в нашем обществе всегда была и остается особенной. Женщины не только вносят огромный вклад в воспитание и формирование будущего поколения, укрепляя институт семьи, но и в развитие государства и общества в целом. Современные женщины активно покоряют политические вершины. Во второй половине XX века, непосредственное участие женщин в политической жизни выросло, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Все чаще женщины претендуют на ответственные государственные посты, где принимаются решения, влияющие на жизнь всего государства в целом. Занятие женщинами первых постов в государстве, руководящих должностей в различных министерствах и ведомствах, становится значимой тенденцией. Однако до сих пор возникают препятствия на пути женщин в большую политику.
Существующая политическая ситуация в мире нуждается в модернизации. Катализатором этого процесса может стать активное вовлечение женщин в политические процессы.
Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у "слабого пола" в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
У женщин имитация «домашности» в отношениях с коллегами (предельно точно это выражено в названии работы Г. Бланки и К. Олас «Женщина ведет свой бизнес, как обустраивает дом») [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время исследованием тендера занимаются многие российские и западные ученые, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» - представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной.
Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что «модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины». Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «... по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» [2].
Сравним государственную деятельность женщин в странах Таможенного Союза (ТС), рассмотрим положительное влияние женщин - политиков в решении различных политических вопросов.
Гендерная структура современного общества представляет научный интерес не только теоретического характера, но вызывает практический интерес среди современных зарубежных и российских социологов.
Гендерная структура социума и неравенство статусов женщин и мужчин исследованы в работах Т. М. Дадаевой, Е. А. Здравомысловой, Л.Ф. Махмутовой, Е.Б. Мезенцевой, К. В. Фофановой и др. [3-7].
Гендерные исследования в экономической, политической и социокультурной сферах рассмотрены в работах белорусских социологов А. Н. Елсукова, С.В.Лапиной, Г.Н. Соколовой, Л.Г.Титаренко и др. [8,9].
Орлова Людмила Викторовна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ...
На сегодняшний день особое внимание уделяется изучению вопроса о роли женщины в политике, о политическом продвижении женщин на всех уровнях власти. И более активны в реализации гендерной политики из стран ТС является Казахстан.
Исследования феномена гендерного неравенства представлены в работах казахстанских социологов Р. Б. Сарсембаевой, С. М. Шакировой, Н.У. Шеденовой и др. [10,11,12].
Статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 2530 % женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты. А это указывает на то, что соблюдение и обеспечение прав человека в соответствии с основными демократическими требованиями не выполняется в полной мере. Поэтому не удивительно, что борьба за подлинную демократию включает в себя очень важную составляющую - полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную справедливость и стабильность в обществе.
В результате продвижения прав женщин выиграет экономика и все общество.
Формирование целей статьи (постановка задания). Автор особое внимание уделяет изучению вопроса о роли женщины в политике, о политическом продвижении женщин на всех уровнях власти. Ставит следующие задачи: представить сравнительный анализ участия женщин в политической жизни стран Таможенного союза, показать провозглашение равенства прав мужчин и женщин в конституциях этих стран.
Как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в странах ТС? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны [13].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно данным статагентства Республики Казахстан (РК), соотношение мужчин и женщин в Казахстане по состоянию на 1 января 2013 года составило 1072 женщин на 1000 мужчин. Большая половина населения Казахстана - женщины [14].
В Казахстане проживает более 8 млн женщин. Численность женщин, проживающих в Казахстане, по предварительным данным, на начало 2013 года составила 8 751 516 человек, или 51,7% от общей численности населения [15].
Согласно данным, представленным Национальным статистическим комитетом Беларуси, в республике на 1 тысячу мужчин приходится 1 150 женщин. По предварительной информации Белстата, к 1 января нынешнего года в Республике Беларусь (РБ) насчитывалось 5 млн 72 тысячи женщин, что составляет 53,5% всего населения [16].
Перевес численности женщин над численностью мужчин характерен для населения большинства стран мира, причем он резко возрастает в периоды социальных катаклизмов и войн.
Среди социально активной части населения преобладание женщин над мужчинами достаточно ощутимо. Однако путь женщины к управленческим вершинам труден и тернист, в то время как мужчине для достижения тех же самых вершин требуется куда меньше усилий. Тезис о том, что женщине добиваться одних и тех же позиций с мужчиной куда труднее, подтверждают данные Росстата РФ: важнейший показатель - заработная плата. Зарплата женщины в среднем по России составила 65% от зарплаты мужчин в 2009 году [17].
Во всем мире в среднем зарплата женщин отстает от зарплаты мужчин на 23% [16].
До сих пор даже в развитых странах, за одну и ту же работу женщины получают меньше мужчин. Они заняты, как правило, менее квалифицированным трудом и слабо представлены на руководящих постах.
По данным Росстата, в 2013 году средняя женская зарплата составила лишь 74% от средней мужской. Зарплата женщин-руководителей составляла 68% от зарплаты руководителей мужчин [13].
Анализируя данные статистики, отметим, что в среднем гендерный разрыв в заработной плате в РК составляет 34% [17].
Разница в средней зарплате мужчин и женщин в РБ составляет около 25% в пользу мужского населения.
Главный фактор, который существенно сдерживает продвижение женщин в политику и власть - это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов. Человечество сможет полноценно развиваться только тогда, когда искоренит в себе патриархальное самосознание.
Сегодня стало модно рассуждать о кризисе семьи, о демографическом кризисе. А, может быть, дело, прежде всего, в необходимости полноценного и гарантированного соблюдения прав женщин и мужчин? Ведь многочисленные мониторинговые исследования ученых, к сожалению, показывают, что гендерный дисбаланс власти негативно сказывается на повседневной жизни женщин - на их зарплатах, пенсиях, пособиях для детей. И такое положение дел по-прежнему сохраняется.
В рейтинге 2014 года по уровню гендерного разрыва Россия занимает 75 место из 142 стран, в то время как страны ТС - Казахстан и Беларусь находятся на 43 и 32 местах соответственно [18]. Наиболее слабые показатели России отмечаются в таких областях, как участие женщин в экономической жизни, карьерные возможности, представительство в политике (прежде всего, в законодательных и исполнительных органах власти), а также соотношение размера заработной платы у мужчин и женщин за одну ту же работу. Среди наиболее сильных показателей страны остаются такие категории как доступ женщин к высшему образованию и доля участия на рынке труда.
Женщина в структурах власти привносит в социальную жизнь страны элементы инноваций, поскольку оказывает влияние на трансформацию традиционных ген-дерных стереотипов.
Мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях - фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 3040% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.
Привлечение большего числа женщин на высшие посты управления является насущной необходимостью, так как это значительно повышает конкурентоспособность и эффективность бизнеса.
Как показывает опыт, во многих странах мира продвижение женщин во власть, в систему управления всех уровней признано важнейшим направлением государственной политики.
Показательным в сфере политического продвижения женщин в странах ТС является РК. В стране сформировалась собственная, с учетом национальных особенностей и международного опыта, модель гендерной политики.
Глава государства Н.А. Назарбаев на первом съезде женщин в 2009 году отметил: «Наша задача - больше женщин вовлекать в политику и общественную деятельность. Из моего жизненного опыта женщина-руководитель, женщина-министр всегда более ответственна, более честна...».
В связи с этим Глава государства поручил соответ-
Орлова Людмила Викторовна социологические
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ... науки
ствующим органам разработать План действий до 2016 года по расширению участия женщин в политической жизни страны. На сегодняшний день принятые меры по реализации этого плана приносят ощутимые результаты и являются свидетельством того, что в политике государства особое значение придается гендерному равноправию, создаются условия для политического продвижения женщин по вертикали. Тысячи женщин сейчас участвуют в политической, экономической и культурной жизни страны. Но самое ценное то, что теперь уже на всех уровнях власти сформировалось понимание, насколько значимым является женский капитал для развития страны.
В России же пока не просматривается дальнейшая серьезная государственная поддержка, связанная с расширением системы мер продвижения женщин во власть.
Президент Путин на годовой пресс-конференции сказал: «Участие женщин в политике - признак зрелости общества. К сожалению, у нас женщин в политике и крупных компаниях мало. Что касается квот, то здесь возможна дискриминация по половому признаку. Присутствие женщин во власти делают её более дееспособной» [19].
По мнению Президента РБ «женщины играют активную роль в политической жизни страны» [20]. «Роль женщин в общественной жизни Беларуси постоянно возрастает» - заявил президент Александр Лукашенко, - «И как нельзя кстати приходятся здесь ваши здравомыслие, целеустремленность и умение находить согласие» [21].
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ (НСУР-2020) определено, что достижение гендерного равенства является одним из основных принципов устойчивого развития страны [22].
Рассмотрим как законодательно подкреплены права женщин в странах ТС. В Конституции Российской Федерации зафиксированы правовые гарантии гендер-ного равенства.
В статье 19 официально признано равенство полов в обществе: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [23].
Согласно Конституции РК статья 33, граждане имеют равные права и возможности на участие в управлении делами государства. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме [24].
В РБ равноправие женщин и мужчин косвенно закреплено в Конституции: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» (ст. 22). Основным Законом предусмотрено, что женщинам обеспечивается «предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья» (ст. 32) [25].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, каждое государство провозглашает обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод в качестве одного из конституционных принципов, следовательно, и приоритетов государственной политики. Однако, несмотря на провозглашение равенства прав мужчин и женщин в конституциях этих стран реализация политических прав женщин требует дополнительных гарантий.
«Борьба за права женщин в целом выиграна» - отметила однажды в своем выступлении выдающаяся женщина - политик Маргарет Тэтчер, заслужившая право называться гением власти, которая всю свою жизнь посвятила на благо Родине, но также она была хорошей женой и прекрасной матерью. 112
Возможно для гендерной сбалансированности в сфере политики необходимо принять Закон о квотах. Возможно законодательное закрепление механизма квотирования, может обеспечить гендерный баланс в структуре власти, что позволит уровнять возможности мужчин и женщин в политическом управлении.
Политологи считают, что помимо выделения квот нужны дополнительные меры для увеличения степени участия женщин в политических процессах стран.
Между тем, как отмечают эксперты, женщины во многих случаях приходят во власть с помощью квот, а не в результате политической борьбы. А от формального равенства лиц обоего пола в вопросах принятия политических решений до фактического равенства их возможностей - огромная дистанция. Поэтому важно, чтобы влияние женщин в политике укреплялось естественным путем.
В противном случае, гендерное неравенство в сфере политики останется одним из самых существенных препятствий на пути дальнейших демократических преобразований. В качестве стимулирующих мер для политического участия женщин можно предложить следующее: совершенствование избирательного законодательства, создание эффективного механизма по продвижению женщин в органы власти на всех уровнях - от местного до федерального, выдвижение женщин на ответственную работу, с которой они могли бы уйти «во власть», создание школ женщин - лидеров, специальную подготовку женщин в органах власти. В РК разработан проект по политическому продвижению женщин - женское политическое лидерство. С 2006 года действует сеть школ женского лидерства, где проводятся различные тренинги с включением гендерного компонента, мастер - классы с участием действующих женщин - депутатов, семинары и конференции, направленные на подготовку женщин - лидеров в общественно - политической и социально - экономической сферах.
Гендерная сбалансированность управленческих команд - вопрос конкурентного преимущества всех стран в целом. Необходимо учитывать во всех социальных программах гендерные вопросы, пути и механизмы улучшения положения женщин этих стран. Несмотря на различие подходов в решении гендерной проблематики, прослеживается одна общая тенденция: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению равноправия, эффективна в том случае, если она разрабатывается и контролируется государством. Чем больше будет женщин в политике, тем гуманизированной будет эта политика.
Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бланки Г., Олас К. Женщина ведет свой бизнес, как обустраивает дом... / Пер. с англ. // Наука и жизнь. 1994. № 3. 83 с.
2. Бутаева М.А. Исследование гендерных стереотипов в современном обществе // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2010. №3. С.155-163.
3. Дадаева Т. М. Гендерная структура современного российского общества: реальность и тенденции развития. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та. 2005. 272 с.
4. Фофанова К.В. «Институционализация тендерных отношений в социальной сфере». Дисс. на соиск. учен степ док. соц. Наук. 2006. 387 с.
5. Здравомыслова Е., Темкина, А. Социология ген-дерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. Здравомыслова, А. Темкина. // Социс. 2000. № 3. С. 15-23.
6. Махмутова Л.Ф. Гендерная сегрегация и ген-дерные стереотипы в сфере политического управления / Л.Ф. Махмутова // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием.
Орлова Людмила Викторовна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ...
Коллективные монографии [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2767-2012-05-25-15-33-00, свободный. - (Дата обращения 11.02.2017).
7. Мезенцева Е. Тендерная экономика: теоретические подходы / Е. Мезенцева. // Вопросы экономики. 2000. №4. С.55.
8. Титаренко Л.Г. Тендерная социология. Мн.: БГУ, Электронная книга БГУ, 2007. 154 с.
9. Соколова Г. Гендерные проблемы в транзитивной экономике Беларуси // Иной взгляд. Междисциплинарный альманах гендерных исследований. Минск. 2002. С.14-15
10. Сарсенбаева, Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ: дисс.... д.соц.н.:22.00.04 / Сарсенбаева Раушан Бергимбаевна. — КазНУ им.аль-Фараби. 2005. 276 с.
11. Шакирова С.М. Что такое гендер? // Алматы: «Институт Развития Сотрудничества». 2002. № 2.
12. Шеденова Н. У. Гендерная политика и глобализация // Евразия, Алматы: ОФ «Демократия и культура». 2002. № 5.
13. Росстат Российской Федерации [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru. Свободный. -(Дата обращения 30.01.2017).
14. Агентство Республики Казахстан по статистике [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. analitika.kz/images/Gulden/statkz.pdf. Свободный. - (Дата обращения 12.02.2017).
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] - Режим доступа: http://belstat.gov.by. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
16. Наш град 29.04.2015 [электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.nashgrad.in.ua/?p=4875
17. Казахстанские мужчины зарабатывают в среднем на 40 тысяч тенге больше женщин [электронный ресурс] - Режим доступа: http://tengrinews.kz/private_ finance/nazvana-srednyaya-zarplata-kazahstane-mujchin-jenschin-266717/. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
18. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню тендерного разрыва 2014 года // Центр гуманитарных технологий. — 31.10.2014. [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/ news/20Î4/10/31/6970. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
19. See more at [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/society/01-02-2007/211651-putin-0/#sthash.gPMv5Eqa.dpuf. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
20. Лукашенко: Совет Республики занимает важнейшее место в политической системе Беларуси http:// news.21.by/politics/2012/10/19/642896.html). Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
21. Александр Лукашенко: роль женщин в общественной жизни Беларуси постоянно возрастает http:// www.open.by/country/48570. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
22. Протасевич Н.В. Гендерная политика Республики Беларусь [электронный ресурс] - Режим доступа: rep. bntu.by. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
23. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. ru/popular/cons/. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).
24. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1005029. Свободный. -(Дата обращения 21.02.2017).
25. Конституция Республики Беларусь 1994 года
[электронный ресурс] - Режим доступа: http://president. gov.by/ru/constitution_ru. Свободный. - (Дата обращения 21.02.2017).