sphere, of the legal prescriptions and imperfect world, which is converted by the law is attractive, but, in the author's opinion, is unlikely to be achieved. The findings of individua lauthors about significant heuristic potential categories of «legal life» against the background of methodological and constructive comments seem hasty.
Keywords: legal life, law, entity in law, values of the law, illegal.
АКТУАЛЬШ ПИТАНИЯ КОНСТИТУЦ1ЙНОГО ТА АДMIHIC TPАТИВНОГО ПРАВА
УДК 342.722
А. С. Журавлева
ТЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ
Тендерное равенство - составляющая общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Непосредственно в Украине гендерные отношения еще не достигли такого уровня правового регулирования, как в странах Западной Европы и Южной Америки, но Украина идет верным путем, разрабатывая свою законодательную базу, а также формируя определенную доктриналъную мысль. Проблема равенства, особенно мужчин и женщин в Украине, не исчерпывается исследованиями указанных авторов. В реальной жизни преимущественно слабая часть населения — женщины, остаются незащищенными, особенно на уровне быта и семьи. Все это обуславливает потребность в дальнейших научных разработках и усилиях политических деятелей в направлении не только законодательного обеспечения, но и практической гарантии равенства людей и их личных прав независимо от пола. В данной статьи рассматриваться основные проблем реализации гендерной политики в Украине и определение путей их решения.
Достижение гендерного равенства, выравнивание прав и возможностей женщин не должны происходить за счет ухудшения положения мужчин. Тендерный подход направлен на улучшение положения женщин и мужчин.
Современная гендерная система общества носит асимметричный и дискриминационный характер. Для преодоления негативных явлений в системе гендерных отношений и регулирования ее дальнейшего развития возникла необходимость в разработке продуманной, научно обоснованной гендерной политики, охватывающей все уровни власти - от правительства страны до муниципалитетов, а также механизмов ее реализации. Разработка гендерной политики должна основываться на глубоком гендерном анализе, включающем в себя научный и практический аспекты.
Ключевые слова: гендерное равенство, дискриминация, гендерная политика, права женщин, права мужчин.
Постановка проблемы. С 90-х годов XX века Украина вступила в новый этап своего развития. Началось кардинальное трансформирование всего общества. Произошедшая переоценка ценностей переориентировала политический курс государств на установление единых общечеловеческих принципов и стандартов [1, с.
104]. Это касалось и тендерной системы, тендерных отношений. Тендерное равенство — составляющая общего принципа равенства как принципа демократического построения общества.
Анализ последних исследований и публикаций. Непосредственно в Украине тендерные отношения еще не достигли такого уровня правового регулирования, как в странах Западной Европы и Южной Америки, но Украина идет верным путем, разрабатывая свою законодательную базу, а также формируя определенную доктринальную мысль. Вопросы тендерного равенства неоднократно рассматривались в работах С. Алексеева, В. Бабкина, Г. Бермана, Ж.-Л. Бержеля, Е. Левченко, Е. Львовой, Н. Марченко, Н. Онищенко, Л. Петровой, П. Рабиновича, А. Рудневой, В. Селиванова, В. Тация, В. Тимошенко, И. Чесгнова и др.
Изложение основного материала. Однако, проблема равенства, особенно мужчин и женщин в Украине, не исчерпывается исследованиями указанных авторов. В реальной жизни преимущественно слабая часть населения — женщины, остаются незащищенными, особенно на уровне быта и семьи. Все это обуславливает потребность в дальнейших научных разработках и усилиях политических деятелей в направлении не только законодательного обеспечения, но и практической гарантии равенства людей и их личных прав независимо от пола.
Целью данной статьи является выявление основных проблем реализации тендерной политики в Украине и определение путей их решения.
Путь к международному признанию принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин начался движением по защите прав женщин. Вопрос о необходимости создания специального механизма защиты прав женщин впервые был поставлен на международном уровне в начале XX века. Первоначально запрет дискриминации содержался в таких международных документах по защите прав человека общего характера, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт о социальных, экономических и культурных правах. Позднее принцип запрета дискриминации был систематически инкорпорирован в значительное количество других международно-правовых договоров. Это, например, такие договоры в рамках ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
На региональном уровне к числу международных актов по запрету дискриминации относятся: Декларация основных прав и свобод, Хартия основных социальных прав трудящихся и Хартия основных прав, принятых на уровне Европейского Союза; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (в рамках Совета Европы); Межамериканская конвенция прав человека; Африканская хартия прав человека и народов; Конвенция о защите прав человека и основных свобод Содружества Независимых Государств; а также ряд других актов, направленных на особую защиту наиболее уязвимых групп населения [2].
Равенство определяется в юридической литературе как один из основных принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина. Конституция Украины признает, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах (ст. 21). Вместе с тем, в соответствии с Конституцией Украины не может быть привилегий или ограничений по признакам пола [2, с. 329].
Ключевым понятием в раскрытии принципа тендерного равенства является феномен тендера, который является социальной категорией и неразрывно связан с биологическим полом человека. Тендерное равенство — один из признаков правового
государства. Государство обязано обеспечивать соблюдение прав человека, предусмотренных международным законодательством.
Тендер в переводе с английского языка означает биологические, социальные, культурные особенности человека в зависимости от пола. В российской и украинской литературе, исходя из исторического развития данной идеи, под тендером понимают социальные роли, которые выполняют мужчины и женщины, т.е. когда говорят о тендерном равенстве, имеют в виду равенство статусов мужчины и женщины в разных сферах социальной жизни [3, с. 187-188].
Тендерное равенство - составляющая общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Право понимается сегодня как равная мера свободы всех и каждого - мужчин и женщин. Конструкция тендерного равенства раскрывается через категорию прав человека как универсального стандарта равенства, который является единым для обоих полов [1, с. 104].
Когда речь идет о равенстве полов как идеале общественно-политического развития, под этим понятием могут пониматься: а) формальное равенство (равенство юридическое, закрепленное законодательно); б) равенство возможностей (предоставление определенного законодательно закрепленного преимущества определенной социально-демографической группе для создания одинаковых с другими группами условий на старте); в) равенство результата (целенаправленное обеспечение ликвидации для конкурирующих сторон препятствий, которые могут быть обусловлены предыдущей дискриминацией) [4, с. 10].
В мире происходит процесс наполнения тендерным содержанием национальных законодательств. Учет равных прав и возможностей в законодательстве разных стран происходит в зависимости от силы влияния других социальных норм — традиций, обычаев, устоявшейся морали, политических норм и т.п. Религия оказывает значительное влияние на формирование традиционных норм в национальных обществах. По-разному происходит процесс освоения тендера нового времени и отображение его в действующем законодательстве разных отраслей права. Даже Европа не является гендерно однородной и имеет определенные особенности относительно реализации тендерной политики в разных ее частях. И вопреки всем особенностям существует тенденция к сближению тендерных процессов в юридическом их закреплении, а именно формирование тендерного компонента в системе законодательства [5, с. 42-43].
Исходя из ценности тендерного содержания права, соответствующим образом должна проводиться работа с действующим украинским законодательством, которое, несмотря на провозглашение Украиной равенства прав мужчин и женщин, еще содержит значительные дискриминационные тендерные искажения.
Исправить такую ситуацию может создание законодательства, ориентированного на решение практических тендерных проблем, детальное регулирование отдельных аспектов становления тендерного равенства, законодательное определение всего спектра прав и возможностей, которые содержат понятие «тендерное равенство» [6, с. 218].
На сегодняшний день перед законодателем стоит нелегкая задача: необходимо законодательно закрепить такой механизм правового регулирования, который не только будет отвечать совершенной правовой форме и будет иметь высокую прикладную оценку, но и будет культивировать правосознание граждан, закладывать мировоззренческие основы тендера. При этом, следует учитывать такие извечные правовые и моральные ценности, как справедливость, свобода, равноправие. Ведь на них основывается правовое сознание граждан, которое мгновенно реагирует на искривление этих категорий, неадекватное их применение. Задекларированный в
украинском законодательстве принцип равенства предусматривает, что все граждане являются равными как представители человечества, как носители общечеловеческих прав и свобод. Справедливое равенство возможное лишь как равенство возможностей в реализации способностей, как предоставление равных прав для развития тех прирожденных и приобретенных качеств, которыми люди наделены, как справедливое распределение прав и обязанностей, т.е. как доступность справедливости.
Кроме конституционно закрепленного равенства всех граждан Украины независимо от пола, украинское законодательство содержит также и специальные нормативные акты относительно тендерного равенства и поддержки прав женщин. Среди них следует особенно отметить Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» и Указ Президента Украины «Об усовершенствовании работы центральных и местных органов исполнительной власти относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин». Именно это законодательство, регламентирующее основные направления государственной политики относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, предусматривает необходимость проведения гендерно-правовой экспертизы законодательства Украины, мониторинг органами государственной статистики показателей положения женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, установление запрета дискриминации по половому признаку. Этим законодательством определяются полномочия Верховной Рады Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Кабинета Министров Украины, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; определены полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, а также уполномоченных лиц (координаторов) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.
Лица, причастные к реализации государственной политики, несут большую ответственность за обеспечение того, чтобы правительственная политика, программы и законодательство были справедливыми и для женщин, и для мужчин. Для полноценного выполнения этих обязанностей лица, привлеченные к реализации государственной политики, должны хорошо ориентироваться в тендерных вопросах. Государственные служащие, ответственные за реализацию государственной политики, обязаны сознавать, что они привносят в свою деятельность собственные ценности: манеру работать, базу знаний, источники информации, контакты, культурный и жизненный опыт, менталитет, которые влияют на то, как эти лица понимают вопрос политики, какими подходами пользуются, т.е. поддерживают ли ценности системы, в которой работают. Бюрократические и политические процессы насыщены ценностями, которые влияют на разработку политического курса. Они, в свою очередь, помогают формировать и иные социальные ценности. Гендерно чувствительная политика может время от времени вступать в конфликт с доминирующими ценностями, на которых формируется общество. Женский опыт в развитии общества часто измеряется мужскими стандартами. Поэтому государственные служащие должны противостоять этим конфликтующим и конкурирующим ценностям [6, с. 219].
Несмотря на то, что тендерное неравенство во многом формируется экономическими процессами, одной из первоочередных задач для расширения прав и возможностей женщин является обеспечение равного доступа мужчин и женщин к политическим институтам и органам государственной власти. Недопредставленность женщин в органах власти препятствует пониманию необходимости реализации политики, направленной на достижение тендерного равенства, ограничивает внимание
властных структур к социальным проблемам женщин, закрепляет в сознании мужчин-политиков представления о «естественности» существующего распределения тендерных ролей. Но обеспечение равного тендерного политического представительства должно быть подкреплено действиями и в других направлениях. При этом действия для достижения тендерного равенства должны приводить не только к улучшению положения женщин, но и к улучшению положения мужчин. Достижение тендерного равенства, выравнивание прав и возможностей женщин не должны происходить за счет ухудшения положения мужчин. Тендерный подход направлен не на достижение равенства в бедности и социальных потерях, а на улучшение положения женщин и мужчин.
Несовершенным еще остается механизм внедрения принципа тендерного равенства на личностном уровне человека, взаимоотношений между полами в пределах семьи и быта. Средства массовой информации переполнены фактами насилия и жестокости в этих скрытых от глаз сообщества сферах личной жизни. Все это обуславливает необходимость проведения кропотливой работы политических деятелей государства и их глубокого убеждения и осознания того, что тендерное равенство является одной из ценностей, на которых строится правовое государство. Таким образом, современная тендерная система общества носит асимметричный и дискриминационный характер. Для преодоления негативных явлений в системе тендерных отношений и регулирования ее дальнейшего развития возникла необходимость в разработке продуманной, научно обоснованной тендерной политики, охватывающей все уровни власти — от правительства страны до муниципалитетов, а также механизмов ее реализации. Разработка тендерной политики должна основываться на глубоком тендерном анализе, включающем в себя научный и практический аспекты. Научный анализ необходим для концептуализации проблем развития тендерных отношений. Практический тендерный анализ должен строиться на гендерно чувствительных индикаторах, которые позволяют выявлять конкретные изменения в обществе, касающиеся положения женщин и мужчин, и носить комплексный характер.
Выводы. С учетом проанализированной ситуации хотелось бы выделить основные направления реализации тендерной политики государства: обеспечение выравнивания возможностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам; ликвидация дискриминационной практики в области труда и занятости; снижение неоправданно высокой доли женщин в составе бедного населения страны; создание системы реальных механизмов предотвращения насилия в отношении женщин; снижение воздействие неблагоприятных социальных факторов на здоровье и продолжительность жизни.
Список использованной литературы
1. Руднева Е. Тендерное равенство как принцип закондательства Украины / Е. Руднева // Право Украины. - 2002. - № 4. - С. 103-108.
2. Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации. Ч. 1 : учеб. пособ. / сост. О. Федорова. - М. : Моск. Хельсинк. группа, 2005. - 286 с.
3. Правовые основы формирования и развития тендерной среды в Украине: моногр. / под ред. Н. Н. Онищенко, Н. Н. Пархоменко. - К.: Юрид. мысль, 2010.- 352 с.
4. Интегрирование тендерного подхода в государственную политику Украины. - К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. - 128 с.
5. Мельник Т. М. Международный опыт тендерных преобразований / Т. М. Мельник. -К.: Логос, 2004. - 320 с.
6. Львова Е. Л. Принцип равенства в праве как ценностная составляющая тендерной политики / Е. Л. Львова // Альманах права. Основоположные принципы права как его
ценностное измерение. - К.: Институт государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, 2012. - Вып. 3. - С. 217-221.
Стаття надшшла до редакци 15.11.2013 р.
A. S. Zhuravleva
GENDER POLITICS IN UKRAINE
Gender equality is a component of the general principle of equality as a principle of building a democratic society. Directly in Ukraine gender relationship have not yet reached the level of legal regulation in the countries of Western Europe and South America, but Ukraine is the right way , developing its legislative framework, as well as forming a doctrinal thought. The problem of equality, especially men and women in Ukraine is not an exhaustive study of these authors. In the life, mainly the weakest parts of the population are women remain unprotected, especially at the level of everyday life and family. All this causes a need for further research and development efforts in the direction not only of legislative support, but also a practical guarantee of equality of human beings and their individual rights regardless of gender. This article discusses the basic problems of the gender policy in Ukraine and to identify ways to address them.
Achieving gender equality, the alignment of rights and opportunities for women should not come at the expense of that of men. The gender approach is aimed at improving the situation of women and men.
The modern gender system of society is asymmetrical and discriminatory. To overcome the negative phenomena in the system of gender relations and the regulation of its further development was necessary in the design of sound, science-based gender policies covering all levels of government - from the government to the municipalities, as well as mechanisms for its implementation. The development of gender policy should be based on a thorough gender analysis, which includes scientific and practical aspects.
Keywords: gender equality, discrimination, gender politics, rights of women, right of
men.
А. С. Журавльова
ГЕНДЕРНА ПОЛ1ТИКА В УКРА1Н1
Тендерна piemcmb - складова загалъного принципу pienocmi як принципу демократично! побудови сустлъства. Безпосереднъо в Украгш гендерт вЮносини ще не досягли такого piaun правового регулювання, як у кратах 3axidnoi Свропи та Швденног Америки, але У крата йде шрним шляхом, розробляючи свою законодавчу базу, а також формуючи певну доктриналъну думку. Проблема pienocmi, особливо чоловтв i жшок в Украгш, не вичерпуетъся досл1дженнями зазначених aemopie. У реальному .нсштт переважно слабка частина населения - жтки, залишаютъся незахищеними, особливо на pieni побуту i ciM'i. Все це обумовлюе потребу в подалъших наукових розробках i зусиллях полтичних (Унте у напрямку не тыъки законодавчого забезпечення, але i практичног гаранты pienocmi людей та ix особистих прав незалежно eid cmami. У дашй cmammi розглядатися основт проблем реал1заци гендерног полтики в Украгш та визначення шляхie ix виршення.
Досягнення гендерног pienocmi, еир1енюеання прав i можливостей жшок не повинт вЮбуватися за рахунок no?ipu<eiiiin становища чоловтв. Тендерний nidxid спрямований на полтшення становища жшок i чоловиив.
Сучасна гендерна система сустлъства носить асиметричний i дискримтацтний характер. Для подолання негативних явищ у cucmeMi гендерних вЮносин i регулювання й подалъшого розвитку виникла необх1дтстъ у розробщ продуманог, науково-обгрунтованог гендерног полтики, що охоплюе eci pieni влади - eid уряду крагни до мунщипалтет1в, а також мехатзм1в й реал1заци. Розробка гендерног полтики мае
трунтуватися на глибокому гендерному аналгзг, що включае в себе науковий г практичный аспекти.
К.иочоеЛ слова: гендернаpiemcmb, дискримтащ , гендерна полтика, права жшок, права чоловтв.
УДК 343.9
Д. Г. Заброда, О. О. Кашкаров
MIHICTEPCTBO ВНУТР1ШН1Х СПРАВ УКРАШИ ЯК СУБ'СКТ РЕАЛ13АЦП ДЕРЖАВНО! АНТИКОРУПЦШНО! ПОЛ1ТИКИ
Проана. Iiзова/к) повноваження МВС щодо реал1заци ДАП. Встановлено коло оргашв i тдроздшв МВС, що берутъ участь в оргатзаци реал1заци laxoOie ДАП. Обхрунтовано пропозици для удосконалення реал1зацтно1 д1яльност1 МВС у цт ccpepi.
К.иочоеЛ слова: державна антикорущтна полтика; корупщя; Mimcmepcmeo enympiiiuiix справ Украши.
Постановка проблеми. Серед оргашв публ1чно'1 адмшютрацп, на яю покладаеться обов'язки щодо запоб1гання i протидп корупци, провщне мюце посщае М1н1стерство внутр1шшх справ Украши та пщпорядковая! йому територ1альш шдроздши.
Зокрема, у Положенш про М1н1стерство внутршшх справ Укра'1'ни зазначаеться, що воно е центральним органом виконавчо'1 влади, д1яльнють якого спрямовуеться i координуеться Кабшетом MiHicTpiB Украши.
В абз. 2 ст. 1 цього положения зазначаеться, що МВС Украши входить до системи оргашв виконавчо'1 влади i е головним органом у систем! центральних оргашв виконавчо'1 влади «...у формуванш та реал1заци державно'1 полггики у сфер1 захисту прав i свобод людини та громадянина, власносп, iHTepeciB сусп1льства i держави вщ злочинних посягань, боротьби 3i злочиншстю, розкриття та розсл1дування злочишв...». При цьому основним завданням МВС Украши визначено «... форму вання та забезпеченняреал1заци державног полтики...» названих вище сферах [1].
Стосовно корупци, то у Положенш вказуеться, що вщповщно до покладених на нього завдань МВС у межах компетенцп, визначено'1 законодавством, бере участь у боротьб1 з тероризмом, оргашзованою злочиншстю, корупщею та у запоб1ганш легал1зацп (вщмиванню) доход ¡в, одержаних злочинним шляхом (п. 10 ст. 4), а також з метою оргашзацп свое'1 д1яльносп забезпечуе в межах повноважень здшснення заход ¡в щодо запоб1гання корупци i контроль за ïx здшсненням в anapaTi М1н1стерства, його територ1альних органах, на пщприемствах, в установах та оргашзащях, що належать до сфери його управлшня (п. 1 ст. 5).
Буквальне тлумачення зм1сту вказаних положень свщчить про можлив1сть виокремлення трьох основних напрям1в функц1онування МВС та його територ1альних пщроздш1в щодо ДАП.
Перший напрям стосуеться учасп у формування у межах свое компетенцп ДАП; другий - реал1зацп антикорупцшних заход1в у контекст1 виконання завдань, покладених на МВС, в тому чиаш й у середиш системи оргашв внутршшх справ; участь у реашзацп антикорупц1йних заход1в, забезпечення виконання яких покладено на iHini органи державно'1 влади через мехашзми координащ'1 i взаемоди.
Варто наголосити, що повноваження бшыпосп п1дрозд1л1в оргашв внутршшх справ щодо запоб1гання i протиди корупци досить докладно висвггленш у наукових працях в1тчизняних науковщв, у тому числ1 й у наших монограф1чних досл1дженнях