УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10002
ББК 67
КОНСТИТУЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ
Юлия Александровна АКИМОВА, доцент кафедры психологии и педагогики Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (г. Москва), кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматривается содержание фундаментального принципа равноправия полов с учетом положений тендерной теории. Автором показано, что принцип тендерного равенства не сводится лишь к обеспечению прав женщин по сравнению с правами мужчин. По своему содержанию он охватывает гораздо больше аспектов, в частности, права «лиц нетрадиционной сексуальной ориентации».
Ключевые слова: принцип равноправия, равноправие полов, тендер, тендерное равенство, ЛГБТ.
Annotation. The article considers the content of the fundamental principle of gender equality subject to the provisions of gender theory. The author shows that the principle of gender equality is not just about women's rights over the rights of men. In content, it covers much more aspects, in particular, the rights of «gay people».
Keywords: the principle of equality, gender equality, gender, gender equality, LGBT.
В течение более чем пятнадцати последних лет в отечественной юридической науке достаточно большое распространение получила терминология, основанная на понятии «тендер»: «тендерные проблемы», «гендер-но-чувствительная государственная политика», «тендерная экспертиза законодательства» и др.1. В частности, стал использоваться термин «ген-дерное равноправие», под которым, как правило, понимают равноправие мужчин и женщин.
Так, по мнению С.В. Полениной и Е.В. Скур-ко, сущность принципа гендерного равенства состоит в том, что женщины и мужчины являются независимыми (свободными) и равными субъектами права, в том числе обладают известной и равной автономией воли в случае своего участия в социальных связях и отношениях, реализации своих прав и законных интересов2.
A.A. Максимов полагает, что «под гендер-ным равноправием следует понимать установленный обществом посредством государства принцип построения отношений полов», при этом «гендерное равноправие находит свое выражение в равенстве предоставляемых мужчинам и женщинам прав, основных свобод и обязанностей»3.
В.В. Чвыкалов под категорией «тендерное равенство» понимает принцип-идею, закрепляющий юридическое и фактическое равенство прав мужчин и женщин и возможностей для их реализации4.
О.В. Нечаева под тендерным равенством понимает «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений»5.
Центральной проблемой юридических исследований на гендерную тематику в подавляющем большинстве случаев является дискриминация женщин в той или иной сфере общественных отношений.
Например, В.В. Чвыкалов в работе «Тендерное равенство в праве» прямо пишет, что «равноправие мужчин и женщин — это юридический аспект так называемого женского вопроса, т.е. вопроса о положении женщины в обществе в сопоставлении его с положением мужчины»6.
Аналогичный подход предпринят в диссертациях М.К. Гординой «Теоретические и прак-
№ 2/2018
тические вопросы тендерного равноправия граждан в современной России»7, О.В. Нечаевой «Ген-дерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование)»8, Б.Н. Хачак «Гендерный подход в институте уголовного наказания...»9, И.Б. Карамурзо-вой «Проблемы гендерного равенства в трудовом праве России»10, а также политологической диссертации О.В. Климашевской «Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в современной России»11 и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в нашей юриспруденции понятие гендера фактически отождествляется с понятием биологического пола человека и вся непростая ген-дерная проблематика сводится только к «женскому» вопросу. Однако анализ соотношения понятий «пол» и «гендер», имеющийся в западных работах по социологии, в большинстве случаев показывает, что биологический пол человека представляет собой лишь один из гендер-ных аспектов, а само понятие пола усложнилось настолько, что перешагнуло биологический «порог», и потребовался новый термин для его обозначения. Гендерные проблемы современного общества не исчерпываются несоблюдением формального равенства прав женщин и мужчин, поскольку под категориями «женщина» и «мужчина» скрываются больше, нежели две гендерные идентичности.
Как пишет Джудит Батлер, если некто «есть», например женщина, то «это еще не обязательно значит, что это единственная его ипостась; понятие неудовлетворительно не потому, что «личность», существовавшая до полового различения, превосходит границы специфических проявлений своего пола, но потому, что в различных исторических контекстах пол не всегда согласованно и последовательно конституируется, а также потому, что пол пересекается с расовыми, классовыми, этническими, сексуальными и региональными модальностями дискурсивно конституированных идентич-ностей. В результате представляется невозможным вычленить «пол» из переплетающихся политических и культурных напластований, в которых он неизменно производится и поддер-живается»12.
В биологическом плане пол человека представляет собой «морфофункциональную характеристику организма, включающую его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить самцов от
самок»13. В то же время категория пола к настоящему времени значительно усложнилась.
Как отмечает психолог Е.П. Ильин, различия между мужчинами и женщинами в способностях, поведении, профессиональной деятельности и семейной жизни представляют собой комплексную психофизиологическую проблему, которая включает помимо биологических еще и психологические и социальные аспекты14.
В настоящее время наиболее объективной и целостной считается схема формирования пола в процессе индивидуального развития, предложенная американским сексологом Джоном Мани и опирающаяся на восемь критериев пола. Сюда относятся, во-первых, шесть биологических составляющих: генетический, гонадный, внутриутробный гормональный пол, внутренний морфологический пол, половая дифференциация головного мозга, пубертатный гормональный (внешний морфологический) пол. Во-вторых, две составляющие, связанные с такими психологическими и социальными факторами, как воспитание и самоидентификация15.
В настоящее время термин «пол» (в англ. яз. — sex), значение которого неоднократно менялось на протяжении веков, употребляется больше в смысле сексуального поведения и сексуальной привлекательности, а для обозначения когнитивных, поведенческих и личностных характеристик различающихся между собой мужчин и женщин применяется термин «гендер»16 (в переводе с англ. — род).
Согласно ст. 3 Стамбульской Конвенции 2011 г. (в которой Россия пока не участвует) гендер означает «социально сконструированные роли, поведение, деятельность и характеристики, которые определенное общество рассматривает как присущие женщинам и мужчинам»17.
Организация «UN Women» («ООН Женщины») определяет гендер как относящийся к «социальным характеристикам и возможностям, связанным с существом мужчины и женщины и отношениями между женщинами и мужчинами, девочками и мальчиками, а также отношениями между женщинами и отношениями между мужчинами. Эти атрибуты, возможности и отношения социально сконструированы и познаются через процессы социализации. Они обусловлены контекстом / временем и изменяемы. Гендер определяет, что ожидается, разрешается и ценится в женщине или мужчине в данном контексте. В большинстве обществ существуют различия и неравенства между женщинами и мужчинами в возложенных на них
№ 2/2018
обязанностях, осуществляемой ими деятельности, доступе и контроле над ресурсами, а также возможностях для принятия решений. Тендер есть часть более широкого социально-культурного контекста. Другие важные критерии для социально-культурного анализа включают класс, расу, уровень бедности, этническую группу и возраст»18.
По определению Европейской Комиссии, «гендер является концепцией, относящейся к социальным различиям между женщинами и мужчинами, которые были усвоены как меняющиеся со временем и имеющие большие различия как внутри, так и между культурами»19.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, слово «гендер» и прилагательное «ген-дерный» используются для описания тех характеристик женщин и мужчин, которые являются социально приобретенными, тогда как «пол» — для описания биологически предопределенных. Люди рождаются женского и мужского пола, вырастая, они учатся быть девочками и мальчиками, которые затем становятся женщинами и мужчинами. Поведенческие черты, которые они приобретают в процессе социального обучения, составляют гендерную индивидуальность и определяют гендерные роли20.
В одном из отечественных словарей гендер определяют как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола21.
По мнению Джудит Лорбер и Сюзан Фар-релл, биологический пол выступает «категорией, которая используется для объяснения того, что «естественно», что не может измениться... хотя женский и мужской пол более не являются двумя противоположными взаимно исключающими категориями». Тендерная же идентичность «включает психо-сексуальное развитие, обучение социальным ролям и формирование сексуальных предпочтений». Таким образом, «биологическое измерение гендера, которое до сих пор называлось полом, является лишь частью возможностей индивида, возникающих из ткани взаимодействий между биологическим существом и его социальным окружением»22.
В некоторых работах уже оспаривается допущение о том, что «биологическая организация наших тел является основой, базисом, сущностью социальных отношений гендера или формирует эти отношения»23. Пол — категория скорее «статичная», и если в обществе укоренились определенные половые предрассудки, например, в отношении интерсексуалов, или в
отношении женщин, которые будто бы не могут тягаться с мужчинами в сферах, требующих «приложения ума», и т.п., то гендерная теория, основанная на указанном допущении и предписывающая, какому полу что «на роду написано» делать, будет способствовать упрочению этих предрассудков, закреплению за женщинами и мужчинами исторически сложившегося тендерного поведения, не позволит выйти за рамки заданной «двоичной» системы «половых координат» (два пола — два гендера). Все это будет способствовать в итоге только закреплению ген-дерного неравноправия в обществе.
Существует точка зрения социологов Кэндес Уэст и Дона Зиммермана, которые утверждают, что гендер «создается» мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. «Создание гендера» (doing gender) включает комплекс социально контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской и женской «природы». Авторы предлагают понимание гендера не как качества личности, а, скорее, как эмерджен-тную характеристику социальных ситуаций — как результат и, одновременно, причину различных социальных отношений (arrangements), как средство легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе (т.е. разделения людей на мужчин и женщин).
Авторы определяют пол как «определенность, основанную на использовании социально принятых биологических критериев для классификации индивидов как женщин или мужчин». Критерием для классификации могут быть гениталии при рождении или хромосомный тип до рождения (которые не обязательно соотносятся друг с другом). Приписывание пола происходит посредством использования критериев пола, однако в обыденной жизни оно поддерживается социально заданными идентификационными проявлениями (дисплеями), которые свидетельствуют о принадлежности к той или иной категории по признаку пола. В этом смысле категория принадлежности по полу в отношении кого-либо предполагает пол этого индивида и выступает в качестве выражения этого пола в различных ситуациях, однако пол и категория принадлежности по полу могут изменяться независимо друг от друга. Это означает, что возможно претендовать на принадлежность к какой-либо категории по признаку пола в случае, когда биологических критериев пола недостаточно.
№ 2/2018
В противоположность этому гендер является деятельностью по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу. Гендерные виды деятельности обусловлены принадлежностью к категории по признаку пола и поддерживают ее. Таким образом, утверждается, что «аналитическое различение пола, категории принадлежности по полу и гендера является существенным для понимания отношений между этими элементами и для понимания того, как осуществляется работа взаимодействия, способствующая «бытию» гендерной личности в об-ществе»24.
На вопрос о том, сколько полов у человека, ученые не могут ответить однозначно. С точки зрения репродуктивной биологии, есть два пола — мужчины и женщины, но если определять половую принадлежность по строению гениталий (а именно так определяется пол новорожденного), то можно говорить о пяти полах:
1) обладатели женских гениталий — женщины;
2) обладатели мужских гениталий — мужчины;
3) обладатели смешанных гениталий — гермафродиты (гермы);
4) обладатели преимущественно женских, но с мужскими элементами гениталий — фемининные псевдогермафродиты (фермы) и
5) обладатели преимущественно мужских, но с женскими элементами гениталий — маскулинные псевдогермафродиты (мермы)25.
Помимо гермафродитов (более употребимым в настоящее время является термин «интерсек-суалы»), существует целая категория анатомически нормальных мужчин и женщин, которые убеждены в том, что они обладают личностными свойствами, типичными для противоположного пола (транссексуалы)26. А если взять за основу разделения полов направленность сексуального желания, то получится пять типов гендерной идентичности:
1) мужской;
2) женский;
3) мужской-гомосексуальный;
4) женский-гомосексуальный и
5) транссексуальный27.
В разных культурах концепция пола человека различна, и если «в нашей культуре репродуктивная дихотомия считается абсолютным основанием гендера и сексуальности.», то «не во всех культурах это так»28. Некоторые обще-
ства признают три пола (тендера) или больше. Например, североамериканское племя навахо признавало три тендера: один — для маскулинных мужчин, один — для фемининных женщин и еще один под названием «нэдл» (nadle) — для тех, пол которых при рождении н епод-дается однозначному определению. «Нэдл» можно было родиться, но можно было и стать по собственному желанию. Друтой обычай среди некоторых культур коренных жителей Америки, Юто-Восточной Азии и Южной Океании — это «бердаче» (berdache).
«Бердаче» — представители одното биоло-тическото пола, принимающие тендерную идентичность друтото пола, чаще всето мужчины, которые одевались, работали и вели себя как женщины, но при этом все знали, что биолоти-чески они мужчины. В племени Кроув Северной Америки бердаче были просто мужчинами, которые не хотели становиться воинами. В племени мохавков имелось четыре тендера и разрешалось и женщинам, и мужчинам переходить из тендера в тендер с тщательно разтраничен-ными ролями. На Ближнем Востоке в Омане существуют труппы мужчин, которых называют «ханит» (xanith). Биолотически они мужчины, но их социальная идентичность является женской. Есть и друтие примеры29.
Более тото, концепция пола со временем может меняться. Как отмечает российский этолот и антрополот М.Л. Бутовская, западная культурная модель на значительном промежутке времени — от античности до конца XVII в. — была, в сущности, однополой: единственным полноценным полом признавался мужской, а женщина рассматривалась как недоразвитый мужчина. И лишь в XVIII в. стало постепенно формироваться представление о том, что мужчины и женщины — это два разных пола30. До конца XVIII в., т.е. до зарождения специально-то движения в защиту прав женщин, вопрос о равенстве женщин и мужчин не поднимался31.
Вплоть до второй трети XX в. в европейских культурах сохранялось представление о существовании у человека двух полов — мужс-кото и женското32. В современных США и ряде европейских стран фактически признанным является «третий пол» — катетория, применяющаяся для обозначения некоето промежуточ-ното статуса для томосексуалистов, которая появилась по причине их неоднозначното положения в обществе 1950 — 1960-х тодов33. В Непале и Бантладеш «третий пол» недавно получил юридическое признание, как и в Авст-
№ 2/2018
ралии, и в Новой Зеландии, где стало возможным получить документы на лицо «неопределенного пола»34.
Зададимся теперь вопросом, какие вопросы в мировой научной мысли охватываются научными исследованиями на гендерную тематику? Эти исследования начинались как «женские», и их развитие, по мнению Е. Ярской-Смирно-вой, проходило через следующие этапы.
На первой стадии развития женских исследований в США (конец 1960-х — 1970-е годы) произошло создание новой академической дисциплины женских исследований (women's studies) в университетах и создание в 1977 г. Национальной ассоциации женских исследований, основной целью которой было поддержка, распространение и развитие новых университетских программ по женским исследованиям.
Вторая стадия развития женских исследований характеризуется их институциализаци-ей в системе высшего образования США с начала 1980-х годов. Были открыли исследовательские институты и центры, в университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были учреждены и специальные журналы в области женских исследований (Feminist Studies, Women's Studies, Signs, Quest, Sex Roles, Women's Studies Newsletter). Также были опубликованы первые антологии и хрестоматии по женским исследованиям.
И наконец, в основу третьей стадии развития женских исследований положен принцип мультикультурализма, что связано с включением опыта меньшинств, большей толерантности и чувствительности к мультикультураль-ным различиям. В мультикультурной перспективе учитывается опыт женщин всех рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций. Это уже качественно новый уровень.
Четвертая стадия развития женских исследований открылась в начале 1990-х годов и связана с перспективами глобализации, повышением внимания к международным проблемам женщин35.
Однако постепенно гендер перестал быть исключительно «женским вопросом»36. На «поле» равенства прибыли новые «игроки»37. В зарубежных гендерных научных исследованиях в единых рамках объединяются женско-феминистские, лесбийские-гей и квир38-иссле-
дования, разъединять их считается нецелесооб-
разным39.
Как полагает Е. Ярская-Смирнова, «проблема различий между гендерными и женскими исследованиями связана, во-первых, с эволюцией академического феминизма и политической практики; во-вторых, с изменением основного предмета женских исследований (вместо одного или даже двух полов в центр внимания гендерных исследований помещаются по меньшей мере пять полов: женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный); в-третьих, со сменой феминистской методологии от эссенциализма (базирующегося на логике сущности, в частности, на единой субстанциальной категории «женщины» в женских исследованиях) к постмодернизму и постфеминизму (базирующихся на логике различия в гендерных исследованиях)».
Гендерные исследования более толерантны: допускаются исследования и мужчин, и женщин, и людей с различной сексуальной ориентацией и половой идентичностью. Основным предметом «женских» исследований были анализ угнетения женщин, неравенство, дискриминация. Основным предметом изучения гендерных исследований становятся гендерные отношения, различия и сходства полов, гендерная история, репрезентация гендера в культуре.
Современные западные феминистские исследователи отвергают приписывание социальных ролей, которые якобы соответствуют качествам мужчины или женщины: «Мы отрицаем те оценки, которые фиксируют предустановленные «маскулинные» качества, например агрессию, и отвергаем предустановленные «феминные» качества, например сочувствие. Любое качество может проявиться у любого человека и должно быть оценено само по себе, а не в терминах пола того человека, в котором оно проявилось»40.
И наконец, рассмотрим понятие гендерного равноправия, как оно понимается в документах Совета Европы: в качестве принципа прав человека и прав женщин, неотъемлемой составной и неделимой части всеобщих прав человека, а также требования для достижения социальной справедливости и непременного условия демократии41.
«Тендерное равенство означает равную видимость, расширение возможностей и участие обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни. Тендерное равенство является противоположностью гендерного неравенства, а не гендерных различий, и направлено на содей-
№ 2/2018
ствие всестороннему участию женщин и мужчин в обществе. Это означает принятие и оценивание в равной степени различий между женщинами и мужчинами и разнообразных ролей, которые они играют в обществе. Гендерное равенство включает право быть разными. Это означает учет существующих различий между женщинами и мужчинами, которые связаны с классом, политическими убеждениями, религией, этническим происхождением, расой или сексуальной ориентацией. Гендерное равенство означает обсуждение того, как можно идти дальше, чтобы изменить те общественные структуры, которые способствуют поддержанию неравных властных отношений между женщинами и мужчинами, и достичь лучшего баланса в различных женских и мужских ценностях и при-оритетах»42. Гендерное равенство «также означает равный доступ и распределение ресурсов между женщинами и мужчинами»43.
Резюмируем все изложенное выше. Равноправие женщин и мужчин закреплено в Международном билле о правах человека, многих других международно-правовых актах и признано многими государствами на конституционном уровне. Равноправие женщин и мужчин является центральным элементом гендерного равноправия, поскольку большинство людей относит себя все-таки либо к мужчинам, либо к женщинам, а также потому, что данный принцип ориентирован, по нашему мнению, на выравнивание исторической «несправедливости» по отношению к наиболее многочисленному биологическому полу — женщинам.
То есть, этот принцип в первую очередь «предполагает необходимость осуществления как целенаправленной законотворческой работы, так и активной социальной политики, предоставления женщинам широких льгот и специальных гарантий для фактического выравнивания их возможностей с мужчинами»44.
Главной целью закрепления этого принципа в международно-правовых и конституционных актах является упрочение правового положения женщины в тех сферах общественной жизни, в функционировании которых она исторически либо совсем не принимала участия, либо принимала недостаточное участие, — в политике, избирательных отношениях, труде вне дома и т.д., а также предоставление женщине льгот и привилегий, обеспечивающих выполнение ею материнской функции на благо всего общества, в рамках социальной государственности. Однако следует иметь в виду, что
«по своему нормативному содержанию он исключает дискриминацию женщин в той же мере, в какой исключает дискриминацию мужчин»45, что часто недооценивается в работах по тематике равноправия полов. Иными словами, принцип гендерного равноправия требует обеспечения защиты не только прав женщин, но и других гендерных категорий, в частности мужчин.
Несмотря на то, что «большинство из нас до сих думают о себе как о жен-щине или мужчи-не»46, гендерное равенство не сводится к обеспечению формального равенства прав женщин и мужчин, хотя это положение и является центральной частью данного принципа. Можно говорить о проблемах равноправия женщин и равноправия мужчин, поскольку пренебрежение значением иных гендерных аспектов, помимо биологического пола, может привести к нарушениям прав человека. Проиллюстрируем это конкретным примером, показывающим, как один и тот же фактор гендерной идентичности одну женщину может дискриминировать как человека, а другую — нет.
В мусульманской религии ношение женщинами хиджаба является символом ее подчиненного положения в семье и обществе (похожую символику олицетворяет и головной платок православной женщины). Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ЛВФДВОЖ) 1979 г. государства обязаны «принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин» (п. <:» ст. 2)47. Является ли ношение хиджаба практикой, дискриминирующей женщин в светском государстве, которую необходимо упразднить на основании Конвенции о ЛВФДВОЖ? Известные ученые дают положительный ответ на этот вопрос48.
Между тем религиозная принадлежность является фактором, непосредственно влияющим на гендерную идентичность. Если конкретная (а не абстрактная) женщина добровольно, а не по принуждению со стороны общества, делает выбор в пользу мусульманства, обязывающего ее носить хиджаб, то запретить ей это будет означать разрушение ее гендерной идентичности. Фактически такой запрет и следует расценивать как дискриминацию по признаку гендерной идентичности, а не наоборот. Тогда уж и всем православным женщинам следует запретить носить головные платки (о чем и речи не идет).
№ 2/2018
Принцип гендерного равноправия в широком смысле включает также запрет дискриминации людей по признаку гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Следует отметить, что проблемы дискриминации людей по данному признаку уже стали предметом широкой дискуссии на уровне Организации Объединенных Наций. В 2011 г. была принята первая Резолюция Совета Европы по данному вопросу, который с тех пор стал приоритетным49.
Россия, к слову, голосовала против ее принятия, хотя долгое время оставаться в стороне мы, понятное дело, не сможем. За резолюцией последовал официальный доклад, подготовленный Управлением Верховного комиссара по правам человека, в котором была описана специфика дискриминации и насилия в отношении людей во всех регионах по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности50. Этот доклад был обновлен в 2015 г. согласно Резолюции Совета по правам человека № 27/ 32. Задокументированные в докладе факты повсеместного распространения убийств, изнасилований, пыток и других видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, произвольных арестов и задержаний ЛГБТ51, назначения смертной казни лицам, признанным виновными в гомосексуальных связях с совершеннолетними по взаимному согласию, и другие шокируют.
На уровне международных организаций выделены пять основных правовых обязанностей государств по защите прав человека ЛГБТ:
1) защищать отдельных лиц от гомо- и транс-фобного насилия, которое признается ООН насилием по признаку пола52;
2) предотвращать пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения с ЛГБТ;
3) декриминализовать гомосексуальность;
4) запретить дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности;
5) уважать свободу выражения мнений, ассоциации и мирных собраний53.
В сентябре 2015 г. Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление ООН по наркотикам и преступности, ЮНЕСКО, ООН-Женщины, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙДС, ВОЗ и другие организации ООН выпустили беспрецедентное совместное заявление, требующее от государств — членов ООН пресечения насилия и дискриминации против ЛГБТИ-сообществ всех возрастных категорий. Государства-участники по-пре-
жнему призываются к активным мерам по защите физических лиц от насилия (убийств, нападений, похищений, изнасилований, пыток, психологического насилия), отмене дискриминационных законов и защите физических лиц от дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности54.
Отношение к ЛГБТ как на международной арене, так и внутри отдельных государств постепенно меняется — от шельмования и «стигматизации» в сторону обеспечения юридических гарантий специальных прав и защиты от дискриминации. В течение последних нескольких лет государство Фиджи добавило в Конституцию антидискриминационную поправку, запрещающую дискриминацию по причине сексуальной ориентации, гендерной идентичности и гендерного самовыражения, а Мальта добавила гендерную идентичность в перечень запрещенных оснований для дискриминации, включенных в Конституцию.
Прямо запретили дискриминацию интерсек-суалов и укрепили антидискриминационное законодательство Грузия, Куба, Молдова, Черногория, Чили, Австралия и Мальта. В ряде стран произошло юридическое признание однополых отношений в форме либо гражданского брака (Бразилия, Дания, Люксембург, Новая Зеландия, Соединенное Королевство, Уругвай, Франция), либо гражданского союза (Ирландия, Лихтенштейн, Мальта, Хорватия, Чили). Аргентина, Дания и Мальта установили новые законы, позволяющие транссексуалам получить юридическое признание своей гендерной идентичности исходя из самоопределения, а Австралия (Австралийская столичная территория), Нидерланды и Швеция отменили требования в отношении насильственной стерилизации, принудительного лечения и развода.
Аргентина, кроме того, предоставила всем желающим доступ к бесплатной гендерно аф-фирмативной терапии. Непал и Бангладеш создали правовую категорию «третьего пола», а новые паспортные директивы в Австралии и Новой Зеландии позволяют индивидам выбирать гендерные реквизиты: мужской пол, женский пол или неопределенный пол. Верховный суд Индии подтвердил право трансгендеров на определение своей собственной гендерной принадлежности и призвал правительство обеспечить трансгендерам равные права, в том числе в плане доступа к здравоохранению, занятости и образованию.
№ 2/2018
Мальта стала первым государством, запретившим хирургические операции по корректировке пола или терапию в отношении несовершеннолетних интерсексуалов без их информированного согласия. Во многих государствах должностные лица проходят соответствующие курсы переподготовки, расширяется перечень школьных антидискриминационных и просветительских программ и т.д.55.
Россия находится в числе немногих стран — членов Совета Европы, в которых не принято специальное антидискриминационное законодательство, защищающее людей по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности (другими государствами являются Армения, Азербайджан, Лихтенштейн, Молдова, Монако, Сан-Марино, Турция и Украина)56. Можно сказать, даже совсем наоборот. В России, как и в Кыргызстане, Нигерии, Республике Молдова, Уганде и Украине действуют, так называемые «законы о запрете гей-пропаган-ды»57, которые многими международными и отечественными экспертами характеризуются как ограничивающие публичную дискуссию о сексуальной ориентации под предлогом «защиты несовершеннолетних» от информации о так называемых «нетрадиционных сексуальных отношениях», право на свободу выражения мнений и собраний, способствующие текущему преследованию ЛГБТ58.
Итак, юридический принцип гендерного (полового) равноправия является фундаментальным принципом прав человека, не соблюдение которого нивелирует весь комплекс прав и свобод человека и гражданина. Сущность гендерного (полового) равноправия состоит:
во-первых, в признании равенства правовых возможностей женщин и мужчин во всем многообразии их гендерных ипостасей, во всех сферах общественных отношений и обеспечении такого равенства путем введения особых льгот и преимуществ (а иногда и прямых обязанностей) для недостаточно представленного в той или иной сфере гендера;
во-вторых, в обеспечении особых прав женщин, обусловленных природными особенностями женского организма и необходимостью выполнять функцию материнства, что не должно рассматриваться как предоставление неоправданных преимуществ одному полу (гендеру);
в-третьих, в явно выраженном конституционном и законодательном запрете дискриминации по признакам пола, гендерной идентичности и / или сексуальной ориентации.
1 См., напр.: Тендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. М.: БЕК, 2001; Климашевская О.В., Крутое А.В. Тендерная политика государства: генезис понятия // Женщина в российском обществе. 2010. № 4. С. 22—31;
Воронина ОА. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. 2013. № 3;
Юкина И.И. Двуликий Янус гендерной политики в России // Женщина в российском обществе. 2013. № 12;
Гахраманова Г.Н. Определение понятия «гендер»: социальный и биологический пол человека // Вектор науки ТТУ. Сер.: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20); Какителашвили М.М. О дискриминации по гендерно-му принципу // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 6; и др.
2 Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. М.: Формула права, 2009. С. 14.
3 Максимов АА. Положение гендерного равноправия в системе принципов правового статуса личности в России // Проблемы права. 2012. № 5 (36). С. 31.
4 Чвыкалов В.В. Тендерное равенство в праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 9.
5 Нечаева О.В. Тендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 12—13.
6 Чвыкалов В.В. Тендерное равенство в праве... С. 18.
7 Гордина М.К. Теоретические и практические вопросы гендерного равноправия граждан в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
8 Нечаева О.В. Тендерные проблемы России как социального государства...
9 Хачак Б.Н. Тендерный подход в институте уголовного наказания: уголовно-правовые, пенитенциарные и криминологические проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2013.
10 Карамурзова И.Б. Проблемы гендерного равенства в трудовом праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
11 Климашевская О.В. Тосударственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в современной России: Дис. ... канд. политич. наук. М., 2011.
12 Батлер Дж. Тендерное беспокойство // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 302.
13 Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2, 2013. С. 11.
14 Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб: Питер, 2010. С. 14.
15 Бутовская М.Л. Антропология пола. С. 14.
16 Там же. С. 10.
17 Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (Стамбул, 11 мая 2011 г.) // СПС «Консультант Плюс»
18 Council of Europe Gender Equality Glossary. P. 20.
№ 2/2018
19 European Commission, 100 words for equality — A glossary of terms on equality between women and men, 1998.
20 Включение гендерной проблематики в деятельность ВОЗ. Тендерная политика ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения, 2002. С. 5 // http://who.int/gender/ documents/rupolicy.pdf
21 Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002.
22 Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 187—188.
23 Коннелл Р. Тендер и власть: Общество, личность и гендерная политика / Пер. с англ. Т. Барчуновой. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 96.
24 Подроб. см.: Уэст К., Зиммерман Д. Создание генде-ра / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 193—220.
25 Кон И.С. Пол и тендер. Заметки о терминах // Андроло-гия и генитальная хирургия. 2004. № 1—2. С. 31—35.
26 Бутовская МЛ. Антропология пола... С. 30.
27 Кон И.С. Пол и гендер...
28 Коннелл Р. Тендер и власть... С. 94.
29 См. подроб.: Киммел М. Тендерное общество / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
30 Бутовская М.Л. Антропология пола. С. 29.
31 Воронина OA. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003. С. 7.
32 Бутовская М.Л. Антропология пола... С. 29—30.
33 Коннелл Р. Тендер и власть. С. 108.
34 Доклад Верховного комиссара ООН Совету по правам человека по вопросу о насилии и дискриминации в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности № А/ИКО/29/23(май 2015 г.).
35 Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие ген-дерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦТИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 17—49.
36 Тендер в законе: Монография. М.: Проспект, 2015. С. 22.
37 Гардинер Ф. Тендерное равенство: типология государств всеобщего благосостояния // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Тардинер. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 43.
38 Термином «квир» обозначают лиц, которые не хотят быть определены с применением традиционных понятий пола и сексуальной ориентации и избегают гетеросексуальной, гетеронормативно- и гендерно-бинарной категоризации. Кроме того, это теория, которая описывает критическое отношение к гетеронормативности (см.: Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе. Страсбург: Изд-во Совета Европы, 2012. С. 163).
39 См., напр.: Аусландер Л. Женские + феминистские + лейсбийские-гей + квир-исследования = гендерные исследования? // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦТИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 63—93.
40 Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие ген-дерных исследований в США и Западной Европе. С. 17—49.
41 Recommendation CM/Rec (2007) 17 of the Committee of Ministers to member states on gender equality standards and mechanisms.
42 Gendermainstreaming. ^nceptual framework, methodology and presentation of good practices. Final report of activities of the Group of Specialists on Mainstreaming (EG-S-MS). Strasbourg: Directorate General of Human Rights, 2004. P. 8.
43 Council of Europe Gender Equality Strategy 2014-2017 // http://www.coe.int/en/web/genderequality/gender-equality-strategy
44 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 207.
45 Там же. С. 207—208.
46 Брайсон В. Тендер и политика времени. Феминистская теория и современные дискуссии / Пер. с англ. Киев: Центр учебной литературы, 2011.
47 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 г. // Ведомости ВС СССР. 1982. 23 июня. № 25. Ст. 464.
48 См., напр.: Поленина С.В. Тенденции и перспективы демократизации правотворчества в свете соотношения ген-дерной политики и патриархатной практики в Российской Федерации // Юрид. техника. 2014. № 8. С. 339.
49 Резолюция 17/19 «Права человека, сексуальная ориентация и гендерная идентичность» // www.ohchr.org
50 Доклад «Дискриминационные законы и практика и акты насилия в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности» // www/ un.org
51 Аббревиатура ЛТБТ расшифровывается как «лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры». Часто встречается также аббревиатура ЛТБТИ, где «И» означает ин-терсексуалов.
52 https://www.unfe.org/ru/actions/nov-macro-5
53 Рождены свободными и равными: Сексуальная ориентация и гендерная идентичность в международном праве в области прав человека / Управление Верховного комиссара по правам человека. Нью-Йорк и Женева, 2012.
54 http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Discrimi-nation/Joint_LGBTI_Statement_RU.pdf
55 Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Дискриминация и насилие в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности» №A/HRC/29/23 (4 мая 2015 г.).
56 Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе. С. 53.
57 См., напр.: Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 29.06.2013 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3208.
58 Доклад № A/HRC/29/23. P. 48.
№ 2/2018
Библиографический список
1. Council of Europe Gender Equality Strategy 2014-2017 // http://www.coe.int/en/web/ genderequality/gender-equality-strategy
2. Gender mainstreaming. ^nceptual framework, methodology and presentation of good practices. Final report of activities of the Group of Specialists on Mainstreaming (EG-S-MS). Strasbourg: Directorate General of Human Rights, 2004.
3. Recommendation CM/Rec (2007) 17 of the Committee of Ministers to member states on gender equality standards and mechanisms.
4. Аусландер Л. Женские + феминистские + лейсбийские-гей + квир-исследования = тендерные исследования? // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия/ Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков: ХЦТИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
5. Батлер Дж. Тендерное беспокойство // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.
6. Брайсон В. Тендер и политика времени. Феминистская теория и современные дискуссии / Пер. с англ. Киев: Центр учебной литературы, 2011.
7. Бутовская М.Л. Антропология пола. Фря-зино: Век 2, 2013.
8. Включение гендерной проблематики в деятельность ВОЗ. Тендерная политика ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения, 2002 // http://who.int/gender/documents/ rupolicy.pdf
9. Воронина О.А. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. 2013. № 3.
10. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
11. Гардинер Ф. Тендерное равенство: типология государств всеобщего благосостояния // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Тардинер. М.: Идея-Пресс, 2000.
12. Гахраманова Г.Н. Определение понятия «гендер»: социальный и биологический пол человека // Вектор науки ТТУ. Сер.: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20).
13. Тендер в законе: Монография. М.: Проспект, 2015.
14. Тендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. М.: БЕК, 2001.
15. Гордина М.К. Теоретические и практические вопросы гендерного равноправия граж-
дан в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
16. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе. Страсбург: Изд-во Совета Европы, 2012.
17. Доклад «Дискриминационные законы и практика и акты насилия в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности» // Офиц. сайт ООН: www/ un.org
18. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Дискриминация и насилие в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности» № A/HRC/ 29/23 (4 мая 2015 г.).
19. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб: Питер, 2010.
20. Какителашвили М.М. О дискриминации по гендерному принципу // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 6.
21. Карамурзова И.Б. Проблемы гендерного равенства в трудовом праве России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008.
22. Киммел М. Гендерное общество / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
23. Климашевская О.В. Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в современной России: Дис. . канд. политич. наук. М., 2011.
24. Климашевская О.В., Крутое A.B. Тендерная политика государства: генезис понятия // Женщина в российском обществе. 2010. № 4.
25. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.
26. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. № 1—2.
27. Максимов A.A. Положение гендерного равноправия в системе принципов правового статуса личности в России // Проблемы права. 2012. № 5 (36).
28. Нечаева О.В. Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
29. Поленина С.В. Тенденции и перспективы демократизации правотворчества в свете соотношения гендерной политики и патриархат-ной практики в Российской Федерации // Юрид. техника. 2014. № 8.
30. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, ген-дер и культура в условиях глобализации. М.: Формула права, 2009.
№ 2/2018
31. Рождены свободными и равными: Сексуальная ориентация и гендерная идентичность в международном праве в области прав человека / Управление Верховного комиссара по правам человека. Нью-Йорк и Женева, 2012.
32. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002.
33. Уэст К., Зиммерман Д. Создание генде-ра / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темки-ной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.
34. Хачак Б.Н. Гендерный подход в институте уголовного наказания: уголовно-правовые,
пенитенциарные и криминологические проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2013.
35. Чвыкалов В.В. Гендерное равенство в праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.
36. Юкина И.И. Двуликий Янус гендерной политики в России // Женщина в российском обществе. 2013. № 12.
37. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Же-ребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. A.M. Осавелюка, Л.А. Казанцевой, И.А. Калиниченко. 3-е изд., перераб. и доп. M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 319 с.
Учебное пособие посвящено методике обучения в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации и в особенности методике обучения в образовательных организациях высшего гуманитарного образования. Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «магистр») и с учетом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. С позиций современного состояния юридической науки показаны изъяны диалектического метода, используемого изолированно от метафизического и иных методов познания, отмечены основные отличительные особенности преподавания в образовательных организациях Российской Федерации и ведущих зарубежных государств. Раскрываются современные методы преподавания, особенности их осуществления при различных формах обучения и проведения занятий.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных сотрудников и всех, кто интересуется современными методами преподавания и получения знаний.
№ 2/2018