ББК 66.60
Н. А. Шведова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
Демократическая природа партийных институтов и характер общественно-политического устройства предопределяют актуальность проблем преодоления реального отчуждения «женского фактора» в политической жизни страны. В рамках демократического процесса наблюдается сопротивление тендерному равенству, которое ограничивается типичными формами и методами, нуждающимися в осмыслении для выработки стратегии их преодоления. Определение роли политических партий в этом процессе, так же как и политического участия женщин, требует вдумчивого и системного 0 подхода. Политические партии заинтересованы в гендерном равенстве и соз-
^ дании гендерного баланса на уровне партийного лидерства и государствен-
ен ного принятия решений. Однако на практике для противостояния гендерно-
<j му дисбалансу во власти необходимо проявление политической воли. Автор
считает, что нельзя обойтись без партий в достижении цели гендерного ра-50 венства и справедливости в стране и обществе. Конечно, подобная постанов-
^ ка вопросов уместна в рамках демократического процесса.
Ключевые слова: гендерное равенство, гендерная справедливость, ^ квоты, «женский фактор», партия, электорат.
о
<N
| DOI: 10.21064/WinRS.2016.4.2
^ N. A. Shvedova. Political parties and gender equality
^
о The democratic nature of parties' institutions and the nature of the social
and political structure determine the urgency of the problems connected with § overcoming the alienation of "female factor" in the political life of the country.
Unfortunately as part of the democratic process there is resistance to gender » equality, which is limited to the typical forms and methods that need to be un-
§ derstood in order to develop strategies aimed at overcoming them. Political par-
Ц. ticipation of women and the role of political parties in this process require
й a thoughtful and systematic approach. Objectively, political parties are interested
^ in gender equality and creation of a gender balance at the level of the party lea-
dership and government. However, in practice the opposition to gender imbalance in power requires attention and political will. The author believes that parties have to play their role in achieving the goal of gender equality and justice in
© Шведова Н. А., 2016
Шведова Надежда Александровна — доктор политических наук, профессор, руководитель Центра социально-политических исследований, Институт США и Канады РАН, г. Москва, Россия, [email protected] (Dr. Sc., Professor, Head of the Centre of Socio-Political Studies, the Institute for the USA and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia).
the country and society. Of course, such a question is relevant in the framework of the democratic process.
Key words: gender equality, gender equity, quotas, "female factof', the party, the electorate.
Существует целый ряд определений понятия «партия». При всем многообразии трактовок признаются, однако, такие ее черты, как добровольный принцип объединения в сообщество (организацию) на основе общих интересов и идеалов наиболее активной части социальной группы или класса. Для чего создается партия и каковы ее цели и функции, вытекающие из миссии?
Цель любой партии — завоевание и осуществление власти, а ее функциями являются формирование правящей элиты и состава правительства, представительство. Партия — носитель определенной идеологии, мировосприятия и мировидения. При этом характерно, что классические политические партии поглощены противоборством в сфере традиционных социально-экономических и политических проблем.
Река истории неумолимо несет свои воды, порой мельчая, и не отказывает в новых реалиях. Изменение статуса женского населения как социальной группы в экономике страны и «прорыв» женщин в политическую сферу — две взаимно переплетающиеся тенденции.
Известно, что существуют зоны влияния партий, это относится и к кругу проблем, и к социальным слоям, составляющим базу партий и движений. И если традиционные партийно-политические институты неспособны своевременно и трезво оценить новые реалии в обществе в целом, значит, политическое влияние партии в немалой степени ставится под удар, ей следует пересматривать собственную деятельность.
В период неспособности партий отвечать требованиям времени движения (например, женское) формируют новые ценности в структуре массового сознания, заполняя то политическое пространство, необходимость охвата которого не была вовремя осознана. Особое историческое значение деятельности женских организаций лежит в плоскости формирования самосознания женщин, повышения их самооценки, чувства собственного достоинства, основанного на признании права выбора роли в обществе. Женское движение оказывает влияние на модификацию политических партий. В результате развивается сотрудничество с ними*.
* В США женщины-республиканки добились одобрения Правила № 32, требовавшего от каждого штата «прилагать усилия» к достижению равного представительства мужчин и женщин в делегациях на конвентах (1971 г.), а Национальный конвент Демократической партии поддержал представительство женщин на партийном съезде, основанное на соотношении числа мужчин и женщин в населении страны. В 1972 г. впервые в истории США Д. Уэствуд заняла пост председателя Национального комитета Демократической партии, а Э. Армстронг получила аналогичный пост в Республиканской партии в 1971 г.
Почему партиям необходимы женщины в своих рядах и в электоральной базе
Исследователи отмечают целый ряд факторов, требующих вовлечения женского населения в полноценный политический процесс. С точки зрения цивилизованного общества паритетное представительство женщин в выборных и назначаемых органах власти — это дело справедливости и равенства. Пол и географически сбалансированные институты, правительство (сообщество) являются источником эффективных, всеобъемлющих и устойчивых результатов.
Женщины, одна из двух основных гендерных констант общества, нужны партии как электорат и как ее активные члены. Источник полной и представительной демократии сокрыт в политическом партнерстве. Именно партнерство способствует реальному учету многополюсных интересов в обществе. Неслучайно в международных документах неоднократно проводилась мысль о том, что политика, разработанная только мужчинами, и решения, принимаемые только ими, отражают лишь часть человеческого опыта и потенций, такая политика и такие решения не склонны учитывать гендерные последствия, а также экономические и социальные факторы, которые оказывают влияние на жизнь женщин.
Партии борются за власть. Придя к власти, они должны выполнять взятые государством обязательства, в том числе положения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Заметим, что ее одобрили 189 из 193 стран — членов ООН, т. е. 97,9 % [Meeting of States Parties... , 2016].
Женских голосов во многих странах значительно больше, чем мужских. Это само по себе служит объективным фактором влияния женского населения на политический процесс в условиях зрелой демократии. Показатель явки голосующих женщин, как правило, выше, чем показатель мужчин.
Женщины-кандидаты необходимы как ролевая модель, а также они вносят особый вклад в общественно-политическую жизнь. Эти женщины способны представлять свои интересы не хуже мужчин, а иногда и лучше, и неоднократно доказали способность влиять на политическую систему, занимая руководящие должности. Опыт свидетельствует, что в сфере политики женщины чаще, чем мужчины, требуют отдавать приоритет социальным программам, а не тратить деньги на военные цели. Конечно, следует заметить, что женщины, пробившиеся к рычагам власти, неодинаковы и не всегда являются защитниками объективных интересов женского населения. Те из них, кто предпочитают быть в группе подавляющего большинства, зачастую декларируют, что в политике они не женщины, желая завоевать себе таким заявлением «бонусы» в господствующей мужской среде.
Наблюдая за карьерным ростом женщин в партиях, многие специалисты отмечают, что в процессе вовлечения женщин в политику и продвижения в ней институт партий является важнейшим, наиболее устоявшимся и активным инструментом. Здесь необходимо понять функции каждого этапа жизнедеятельности партии в контексте политической карьеры женщин. Условно можно выделить следующие основные факторы:
— наличие женских подразделений и программ наставничества (планы действий по гендерным вопросам);
— привлечение и удержание перспективных женщин (необходимо стимулировать активность женщин);
— отбор и подготовку кандидатов (нужна финансовая поддержка женщин);
— осознание пользы увеличения числа женщин — кандидатов и представителей.
Очевидно, что партиям необходима мобилизация поддержки в обществе, социальная стабильность и широкая электоральная база. Участия женщин требует и поддержание престижа власти как внутри страны, так и за рубежом. Без половины населения, так или иначе участвующего в политическом процессе, немыслимо проведение социально достаточной политики.
Происходит разделение бремени социальной ответственности, растет заинтересованность в строительстве новых политических, экономических и социальных структур и реализации научно-исследовательских разработок и проектов. Усиливается добровольческий потенциал. Кроме того, стимулирование подготовки кадров для общественно-политического лидерства нацелено на привлечение новых сил в партийные ряды. Иными словами, ответ на вопрос, почему важно преодолеть отчуждение «гендерного фактора» в политической жизни страны, предполагает следующие аргументы:
— политика, разработанная только мужчинами, и решения, принятые только ими, отражают лишь часть человеческого опыта и потенциала, в некотором смысле они неэффективны;
— такая политика и такие решения не склонны учитывать гендерные последствия, а также экономические и социальные факторы, которые влияют на жизнь женщин;
— партнерство женщин и мужчин в политическом участии является источником полной и представительной демократии.
Между тем на политическом пространстве ряда стран, Российская Федерация, к сожалению, в их числе, существуют ярко выраженные факторы гендер-ной дисгармонии. К ним следует отнести отсутствие должного интереса и соответствующего внимания к проблеме гендерного неравенства со стороны партий и блоков, реально располагающих властью в стране, отсутствие политической и государственной воли по реализации целей гендерного равенства, а также эффективного национального механизма по вопросам продвижения интересов женщин (см.: [Шведова, 2014]). При этом наблюдается мизерное участие женщин в принятии решений, а проблемы методов продвижения идеи равенства между полами практически не ставятся на повестку дня на фоне широкого распространения сексистских предубеждений и атмосферы мизогинии.
Сопротивление тендерному равенству сводится к следующим типичным формам и методам:
— формальному признанию идей гендерного равенства;
— равнодушию к данным идеям, их неприятию, активному противодействию;
— отрицанию наличия проблемы (часто в узком контексте утверждается, что конкретная деятельность или программы не дискриминационные);
— определению «актуальных» и острых проблем и потребностей женщин на основе нерепрезентативных и поверхностных суждений;
— проволочкам с принятием конкретных мер (решение вопроса откладывается);
— ошибочной интерпретации стратегии интеграции гендерного подхода (вовлечение женщин в реализацию таких программ и такую деятельность, где их вклад чрезвычайно незаметен и участие незначительно);
— созданию видимости деятельности или предпочтению символических действий;
— номинальному участию женщин (назначение одной-двух женщин, преимущественно «послушных», на высокие должности).
Пути преодоления сложившейся негативной ситуации
с точки зрения гендерной гармонии
Прежде всего необходимы предпосылки вовлечения женщин в партийные ряды. Гендерное образование и просвещение, наличие организационных структур национального механизма, активная позиция НПО, целенаправленные и устойчивые меры внутренней политики — важнейшие условия достижения ген-дерного равенства. И конечно, в этом ряду трудно переоценить значение воли и реального настроя гендерно-чувствительных политиков и государственных чиновников, которые в определенные моменты играют исключительную роль. Так, в документе «Обзор Межпарламентского союза» подчеркнута необходимость «бдительности и постоянного действия» для того, чтобы прогресс в продвижении тендерного равенства являлся «неизбежным», а также дана рекомендация воспользоваться политическими возможностями в целях его стимулирования. В частности, замечено, что такие возможности существуют в периоды реконструкции (см.: [Шведова, 2015]).
Опыт отдельных стран в решении проблемы продвижения женщин на уровень принятия не только партийных, но и государственных решений заставляет обратить внимание на политические меры. Это прежде всего введение квот в сфере политического представительства. Эффективность их применения доказана в 120 странах [IPU Presentation. , 2015]. На уровень принятия решений должно быть привлечено большее число женщин-лидеров. Здесь целесообразны меры по выявлению и подготовке женщин — потенциальных лидеров, привлечению женщин к деятельности таких объединений, как профессиональные союзы и ассоциации.
В 2016 г. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) подготовило сборник, приуроченный к 20-й годовщине Пекинской декларации и платформы действий, «принятых единогласно представителями 189 государств в качестве программы расширения прав и возможностей женщин во всем мире». Государства — участники ОБСЕ также признали принцип гендерного равенства и обязались соблюдать его, подписав ряд документов в рамках ОБСЕ и других международных организаций [Продвижение участия женщин. , 2016: 10].
Авторы сборника справедливо исходят из убеждения в том, что равное и полноценное участие женщин в общественно-политической жизни необходимо для эффективного функционирования демократического общества. Исследование, проведенное в 34 странах региона ОБСЕ, показало, что хотя и наблюдается определенный прогресс на пути достижения гендерного равенства в политической сфере, однако в значительном числе государств-участников доля женщин
в парламенте составляет не более 10—20 %, среди членов муниципальных советов — в среднем около 27 %, среди мэров — лишь 12 % [там же: 10—11]. Цифры свидетельствуют о большом разрыве между существующими международными стандартами, обязательствами, принятыми государствами-участниками, и реальным представительством женщин.
Один из материалов сборника посвящен участию женщин в деятельности политических партий. Здесь рассматриваются вопросы привлечения их в партию и сохранения членства в ней, поощрения активности женщин, подготовки кандидаток и их выдвижения, оказания им финансовой помощи, планы действий по поддержке гендерного равенства, способы и тактики увеличения числа женщин среди кандидатов и выбранных представителей. Авторы анализируют преимущества для партий, появляющиеся в связи с ростом женского представительства на политической арене.
Вызов статус-кво?
Как диспетчеры демократии, политические партии играют ведущую роль в расширении участия женщин в политике. Передовой опыт в области привлечения женщин в партию и их поддержки в партийных рядах чрезвычайно важен для увеличения количества женщин, активно участвующих в деятельности политических партий, в том числе их отдельных структур (таких как «женское крыло» партии), в рамках которых члены партии — женщины могут объединяться для определения и продвижения вопросов, важных для женщин, а также укрепления своего влияния [там же: 10]. Партиям следует руководствоваться принципами, которые обусловливают демократический характер жизнедеятельности партийных институтов.
Прежде всего необходимо обеспечить равные возможности женщин и мужчин для развития навыков, необходимых успешным политическим деятелям. Важным средством достижения этой цели является обязательное предоставление мужчинам и женщинам возможности занимать ответственные посты внутри партии. Введение внутрипартийных квот или официальных процедур, гарантирующих равное представительство женщин и мужчин, позволяет женщинам получать ответственные выборные должности и участвовать в работе органов, принимающих решения.
Замечено, что внутрипартийные процедуры выдвижения кандидатов могут стать для женщин как барьерами, так и возможностями. «Добровольные партийные квоты и законодательные квоты содействуют увеличению числа успешно избранных женщин-кандидатов, но бывают случаи, когда члены партии, выступающие против таких квот, препятствуют реализации этих мер на практике», — обоснованно утверждается в документе БДИПЧ [там же: 11].
В интересах партийного развития должна проявляться забота о выращивании молодых женских кадров, чему могли бы способствовать различные программы подготовки женщин-лидеров. Государство, если оно привержено идеям и практике гендерного равенства и справедливости, также могло бы принять участие в этих программах посредством предложения грантов, выделяя определенные средства на конкурсной основе, что будет способствовать притоку молодых женщин в члены
партий. Важно, чтобы такая деятельность развивалась на постоянной основе и рассматривалась как долгосрочное приоритетное направление.
Опыт показывает, что продвижение ценностей тендерного равенства, интеграция в международное женское движение и создание программ развития навыков лидерства совместно с женщинами ООН, разработка более глобальных программ способствуют эффективному развитию партий и повышению их способности адекватно отражать интересы групп и слоев населения и общества, которым служит та или иная партия. Ряд государств поощряют политические партии за поддержку более широкого участия женщин в политической жизни, однако такие примеры редки.
Выводы
Если партии заинтересованы в голосах женщин-избирательниц, то им придется учитывать характер и особенности волеизъявления женского электората, который руководствуется не только гендерными интересами. Важно определить степень влияния гендерного фактора в этом сочетании интересов.
Вполне уместно предположить, что величина гендерной составляющей в волеизъявлении женского электората обусловливается степенью осознания субъектом общности своих интересов, т. е. того, что женщины представляют собой крупную социально-демографическую группу, которая нуждается в целостной государственной политике в отношении женщин. Эта политика необходима как самостоятельное направление, поскольку существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе. В деле просвещения женщин и «воспитания» женского электората велика роль женского движения. Именно от его мощи, качества и организованности зависит величина гендерной составляющей в поведении этого электората.
В любой политической культуре действует закон соответствия степени развитости женского общественного движения и величины гендерной составляющей электорального поведения. При этом признаком гендерной политической культуры является осознанное отношение политических субъектов (и прежде всего партий) к данному закону, его учет в проводимых курсах и программах, нацеленных на строительство и поддержание демократии. «Демократия — это не только цель, но и процесс, и только при полном участии и поддержке международного сообщества, государственных органов власти, общества и отдельных граждан идеалы демократии можно осуществить для каждого человека в каждом уголке мира», — подчеркнуто в материалах ООН [Глобальные проблемы ООН, 2016].
Разработка планов действий для политических партий может помочь успешному внедрению гендерного равенства в этих структурах. Исследователи выделяют ряд факторов, которые обусловливают повышение политического представительства женщин. К ним относят:
— тип избирательной системы (избрание по партийным спискам считается более благоприятным для количественного «скачка» женщин на уровне принятия решений и политического представительства);
— культуру отношения к женщинам (в том числе бытовое разделение труда, а также уровень образования девочек и женщин, роль средств массовой информации, религиозных институтов и пр.);
— квотирование для женщин (более 62 % государств — членов ООН уже его используют с применением санкций за несоблюдение [IPU presentation... , 2015]);
— закон о финансировании избирательных кампаний;
— влияние левых партий;
— поддержку женщин среди руководства партии (например, создание женских комитетов внутри партий; особое внимание уделяется гендерно-чувствительным процедурам и правилам в партиях и выборных органах);
— присутствие женщин внутри партий (особенно в партийных органах, которые занимаются отбором кандидатов и организацией внутрипартийной жизни);
— централизацию процесса выдвижения кандидатов;
— целенаправленную реализацию программ типа «Возможности в политике», отбор и подготовку кандидатов-женщин на выборные посты на уровне регионов, помощь женщинам в достижении успеха на выборах и в местных органах и другие меры;
— давление снизу и изнутри активного и независимого женского движения, без которого трудно надеяться на реализацию умной гендерной политики, особенно в странах переходного периода;
— использование программ и стратегий, которые прививают навыки лидерства девушкам и молодым женщинам (даже при наличии разнообразных программ и мероприятий, прямо или косвенно способствующих развитию навыков лидерства у молодых женщин, они слабо вовлечены в них, порой не имеют доступа к программам высокого качества).
Борьба с широким распространением идеологии сексизма, питательной среды мизогинии, — главная цель гендерного просвещения, которое призвано способствовать осознанию очевидной истины: пол не предопределяет роли в обществе — социальное устройство диктует гендерные роли.
Противодействие гендерным стереотипам, воспитательная работа по распространению гендерных знаний различных культур должны способствовать изменению отношения к женщинам общества или той его части, которая продолжает придерживаться идеологии патриархата.
Просветительская программа по преодолению устоявшихся гендерных стереотипов могла бы охватить такие меры, как:
— поощрение публичных обсуждений гендерных вопросов и равенства женщин в СМИ;
— гендерное просвещение мужчин (беседы о правах женщин, специальные гендерные тренинги);
— программы общенациональных консультаций для женщин по Конституции страны, избирательному законодательству, правам женщин в рамках этих законов и вопросам гендера и управления;
— кампании юридической грамотности (специальные программы-стипендии);
— специальные программы по кадровому, научному и информационному ресурсам (законы);
— совершенствование гендерной статистики;
— обучение по гендерным вопросам (не должно проводиться только женщинами, поскольку это может привести к неверному мнению среди населения, что понятие гендера связано лишь с женскими вопросами);
— кампания «Нет "тендеру" вместо "гендера"» в Интернете.
Улучшение положения женщин с точки зрения их участия в политической жизни отличается приливно-отливным характером. Прогресс не является неизбежным. Требуется бдительность и постоянное действие. История не развивается по восходящей прямой: одни и те же причины могут вызывать различные и порой противоречивые последствия. Важно помнить, что нельзя уповать на единственный путь, который сгодится всем женщинам мира. Любая самая успешная стратегия должна опираться на демократический опыт страны, ее текущие политические проблемы, международные обязательства, социально-культурное и историческое наследие.
Библиографический список
Глобальные проблемы повестки дня ООН. 2016. URL: http://www.un.org/ru/globalissues/ democracy/index.shtml (дата обращения: 05.08.2016).
Продвижение участия женщин в политике в регионе ОБСЕ: сборник передовых практик / БДИПЧ ОБСЕ. Варшава, 2016. URL: http://www.osce.org/odihr (дата обращения: 05.06.2016).
Шведова Н. А. Гендерная политическая культура: новые тенденции // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал. 2014. № 1. С. 6—7. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=400 (дата обращения: 07.06.2016).
Шведова Н. А. Развитие человеческого капитала и гендерное равенство: умная гендерная политика // Женщина в российском обществе. 2015. № 3—4. С. 17—31.
IPU Presentation OSCE/ODIHR Expert Meeting on 20th Anniversary of Beijing Platform for Action, May 2015. URL: http://www.osce.org/odihr/160126 (дата обращения: 21.06.2016).
Meeting of States Parties to Convention on Elimination of Discrimination against Women Elects 11 Independent Experts to Treaty Monitoring Body, 21 June 2016. URL: http://www.un.org/press/en/2016/wom2083.doc.htm (дата обращения: 24.07.2016).
References
Global'nye problemy povestki dnia OON (2016) [Global issues on the UN agenda], available from http://www.un.org/ru/globalissues/democracy/index.shtml (accessed 05.08.2016).
IPU Presentation OSCE/ODIHR Expert Meeting on 20th Anniversary of Beijing Platform for Action (2015), available from http://www.osce.org/odihr/160126 (accessed 21.06.2016).
Meeting of States Parties to Convention on Elimination of Discrimination against Women Elects 11 Independent Experts to Treaty Monitoring Body (2016), available from http://www.un.org/press/en/2016/wom2083.doc.htm (accessed 24.07.2016).
Prodvizhenie uchastiia zhenshchin v politike v regione OBSE: Sbornik peredovykh praktik (2016) [The promotion of woman's participation in politics in the OSCE area], Varsha-va, available from http://www.osce.org/odihr (accessed 06.05.2016).
Shvedova, N. A. (2014) Gendernaia politicheskaia kul'tura: novye tendentsii [Gender political culture: the new trends], Rossiia i America v XXI veke: Èlektronnyï nauchnyï zhurnal, no. 1, pp. 6—7.
Shvedova, N. A. (2015) Razvitie chelovecheskogo kapitala i gendernoe ravenstvo: umnaia gendernaia politika [Human capital development and gender equality: "smart" gender politics], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3—4, pp. 17—31.
Статья поступила 24.09.2016 г.