К.Ж. ЭМ1РЖАН,
младший научный сотрудник Института законодательства РК
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Происходящие перемены в современном мире являются результатом комплексного развития всего человечества. Некоторог улучшение положения женщин в мире произошло благодаря непрерывной работе сотен миллионов женщин и мужчин по преодолению гендерного неравенства в различных сферах общественной жизни, преодолению стереотипов второсортности женских проблем, унижения их человеческого достоинства.
Большую работу по улучшению положения женщин проводят международные организации, в том числе и Организация Объединенных Наций. Некоторые мероприятия, проведенные по инициативе ООН, обеспечили более интенсивную и широкую поддержку женщин, чем просто компания по защите их прав. Хартия ООН, подписанная в Сан-Франциско в 1945 г., была первым международным соглашением, провозгласившим равенство полов как основу фундаментальных прав человека. С тех пор ООН создала целый комплекс международных стандартов, стратегий и программ по повышению статуса женщины во всем мире. За эти годы деятельность ООН в усилении роли женщин приобрела четыре основных направления: совершенствование законодательства, мобилизация международной и общественной деятельности, образование и исследование, включая сбор статистики, дизагрегированной по гендер-ным признакам, и непосредственная помощь женским организациям, нуждающимся в ней.
Практически все конференции ООН, которые происходили, начиная с 1975 года, так или иначе затрагивают женский вопрос. Именно с этого времени можно говорить об особой активизации общемирового женского движения в рамках ООН. Начало этого процесса можно отнести к принятию Всеобщей Декларации прав человека (1948) и Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), где уже поднимается вопрос неравноправия женщин, что говорит о непрекращающейся работе ООН по защите всех прав людей без различия по половому признаку. По проблемам женщин под эгидой ООН были проведены четыре
всемирные конференции. Последняя из них прошла в сентябре 1995 года в Пекине и отличалась от других своей многочисленностью и более тщательной предварительной проработанностью, что свидетельствует о повышенном интересе мирового сообщества к проблемам женщин.
Все страны добились прогресса в развитии потенциала женщин, однако женщины и мужчины по-прежнему живут в мире, характеризующимся неравенством.
В сфере образования и здравоохранения возможности женщин расширяются, но в экономической и политической наблюдается застой - женщины не имеют равного доступа и возможностей, отдельные успехи в одних странах поглощаются отступлением в других.
Положение женщины характеризуется постоянно увеличивающимся вкладом в экономическое, социальное развитие человечества, в оптимизацию и модернизацию интеллектуальной базы прогресса. В отдельных странах усиливается политическая роль женщин. Однако необходимо отметить следующие проблемы, не потерявшие своей актуальности и по сей день:
- недостаточное задействование женщин в общественно-политической жизни государств. В связи с активизацией политической роли женщин в развитых странах происходит поляризация стран по степени учета гендерного фактора в политической сфере;
- усиление дифференциации экономического положения женщин по странам и социальным слоям внутри государств, в особенности развивающихся.
В 1998 году Казахстан ратифицировал «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», которая была принята Генеральной ассамблеей ООН еще в 1979 г. и направлена на обеспечение следующих прав женщин:
1) избирать и быть избранным во все публично избираемые органы;
2) участвовать в формировании и осуществлении государственной политики и состоять на государственной службе;
3) состоять в НПО, занимающихся проблемами общественно-политической жизни страны [1].
Ратифицировав данную Конвенцию, Казахстан еще раз подчеркнул свог стремление к выполнению Пекинской платформы действий, принятой международным Форумом женщин в 1995 году. Кроме того, Казахстан является участником более 20 различных договоров и конвенций по правам человека, в том числе тех, которые направлены на обеспечение равноправия между полами, а также защиту женщин и детей. Конституция РК также гарантирует равные права и возможности для всех своих граждан, независимо от пола, этнической или религиозной принадлежности, хотя подобные гарантии не способствуют автоматическому достижению реального равенства. Тендерные разрывы в политической социализации во многом связаны с неравномерностью распределения ресурсов, которые мужчины и женщины могут использовать в политике. Женщины часто приходят в политику из сфер образования и здравоохранения, имея меньший политический опыт, чем мужчины, занимающие командные посты в экономике. В последнее время ситуация меняется, в политику приходят женщины-юристы и бизнесмены, имеющие богатый политический опыт. На руководящие посты в государстве, а также в политические партии, движения, союзы, женские и благотворительные организации пришли деловые и активные женщины, образовавшие новую политическую элиту: С. Назарбаева, Н. Каюпова, Р. Кенжетаева, А. Арыстанбекова, А. Джаганова, В. Сиврюкова, Н. Савостина, Т. Квятковская, Н. Коржова, А. Са-макова, Ж. Ертлесова, Т. Карагусова, Р. Сарсен-баева и др. [2].
Государственная политика в отношении женщин необходима как самостоятельное направление, поскольку существуют специфические проблемы, связанные с положением женщин в обществе. Как подтверждает статистика, женщины слабо представлены на уровне принятия решений во всем мире. Это означает, что решения по государственной политике, которые связаны с вопросами равенства мужчин и женщин, все еще находятся в руках женщин. Ситуация может измениться, если больше женщин займет высокие посты в государственном секторе и женщины-избирательницы «используют возможности выборов как в своих собственных интересах, так и в интересах всего общества в целом».
В европейских странах предметом дискуссии стало понятие «паритетной демократии». Она опи-
рается на признание того факта, что человек - это не безличная абстрактная целостность, а мужчина и женщина, что создает трудности в достижении фактического равенства. В западной литературе по участию женщин на уровне принятия решений обычно приводятся пять основных аргументов, обосновывающих необходимость более активного участия женщин в управлении государством. Эти доводы основаны на том, что демократия означает:
1) элитаризм, равенство полов;
2) обоснование личности существующего строя;
3) различие в интересах;
4) новый взгляд на концепцию политики, ее фокуса;
5) эффективное использование человеческих ресурсов [3].
Более подробное рассмотрение феномена «паритетной демократии» и анализ каждого из представленных аргументов содержатся в работе видного казахстанского политолога Р.К. Кадыржано-ва «Гендернге образование». 29 июня 1998 года Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». «Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно со всеми соответствующими способами в проведении политики ликвидации дискриминации в отношении женщин». Ратифицирован факультативный протокол к данной конвенции. Теперь любая женщина нашей страны, оказавшаяся жертвой нарушения прав человека, может обратиться в ООН. В январе 2000 года Казахстан отчитывался в ООН о выполнении Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении прав женщин» [4].
Эксперты ООН назвали усилия Республики Казахстан по достижению гендерного равенства похвальными, отметив при этом, что Казахстан можно считать примером прогрессивных перемен, в том числе и по отношению к женщине. Для решения вопросов гендерного равенства в 1995 г. Президентом Республики Казахстан был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан, где была впервые разработана Концепция государственной политики улучшения положения женщин. В 1998 г. Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, наделенную более широкими правами и полномо-
чиями. Президентом страны Н.А. Назарбаевым определены четыре основных направления деятельности комиссии: это политическое и экономическое продвижение женщин, улучшение здоровья женщин и их семей, а также ликвидация насилия в отношении женщин. Эти направления находятся в полном соответствии с положением Пекинской Платформы действий, принятой на Всемирном форуме женщин в 1995 году [5].
Для защиты интересов семьи и женщин по инициативе Национальной комиссии в Парламенте Республики Казахстан создана депутатская группа «Отбасы» (Семья). По законодательной инициативе депутатов принят проект закона «О равных правах и равных возможностях», переданной ОБСЕ для международной экспертизы. Для анализа гендерной ситуации в стране разработан статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана». Он рассылается всем министерствам и ведомствам, местным исполнительным органам, библиотекам и доступен всем желающим.
По экономическому продвижению женщин Правительством реализуется ряд государственных программ по возрождению «мягких» отраслей экономики, где в основном работают женщины. Это Программа восстановления и развития легкой промышленности на 1999-2003 гг., Программа импортозамещения легкой и пищевой промышленности на 2000-2003 гг., Программа по борьбе с бедностью и безработицей [6].
Конвенция - фундамент для преодоления неравноправия. Вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства ООН уделяет специальное внимание. Улучшения положения большей части общества она относит к разряду глобальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере общества.
Так, признание приоритета личности как цели развития, прав человека как наивысшей ценности нашло отражение в принятой в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека. В ней Объединенные Нации подтвердили свою приверженность идее равноправия женщин и мужчин. Вопросы защиты прав женщин содержатся и в других документах, таких как Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967). В этих до-
кументах права женщин рассматриваются в общем контексте прав человека в качестве важнейшей составляющей [7].
Принятые ранее юридические документы на международном уровне были признаны недостаточными для повышения статуса женщин, поэтому в 1979 году была разработана и одобрена Конвенция по ликвидации всех форм женщин. Этот международный правовой документ призван кардинально изменить положение женщин в мире в связи с тем, что она требует принятия специальных мер. По этой Конвенции женщина должна быть равна мужчине, как по вертикали, так и по горизонтали общественной жизни вплоть до семейного уровня и межличностного общения. Конвенция обязует государства, подписавших ее, принять активную позицию в этом вопросе и признать невозможность решения женского вопроса «самотеком». Должны произойти позитивные изменения в положении женщин на различных уровнях социальной жизни: от культуры и до политики. Государствам предлагается принимать превентивные меры в целях недопущения распространения проституции, эксплуатации женщины. Эти меры должны включать предоставление равных возможностей в получении образования и работы, приобретении гарантий защиты прав на рынке труда, предоставлении равного доступа к услугам по здравоохранению по защите материнства и детства [8].
Конвенция провозглашает неотъемлемое право женщины на полную юридическую самостоятельность и равноправие в приобретении собственности. Единственным недостатком этого документа можно признать то, что он допускает оговорки на национальном уровне, (если государство имеет право адаптировать конвенцию под свою национальную специфику), если, они, конечно, не противоречат целям и задачам этой Конвенции и имеют временный характер. Тем не менее, принятие такого международного правового акта является важнейшим достижением человечества на пути демократизации и торжества принципа всеобщего равенства людей на земле [9].
Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст.2 содержится указание на то, что ничто в ней не затрагивает каких-либо положений национального законодательства стран-участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь приоритет международного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в том случае, если национальное законодательство не име-
ет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием для судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин [9].
Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действительного положения женщин в той или иной стране в соответствии с признанными на международном уровне нормами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека [10].
Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем - правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеризующих положение женщин, их место и роль в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление фактического равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения обоих полов [10].
Сегодня все происходящие перемены в обществе являются результатом развития всего человечества в целом. Некоторое улучшение положения женщин в мире произошло благодаря непрерывной работе сотен миллионов женщин и мужчин по преодолению гендерного неравенства в различных сферах общественной жизни, преодолению стереотипов второсортности женских проблем.
Женщины всегда участвовали во всех сферах экономической и социальной жизни - как работницы сельского хозяйства, торговли, производства, домашнего хозяйства и ухода за членами семьи. Однако женщины не являются полноправными участницами доходов от своего труда в связи с существующей дискриминацией.
Выход женщин на социальную арену из ограниченного мира дома и семьи стал существенной частью борьбы за права человека - наибольшей ценности в вопросах развития личности и общества. Кроме того, борьба за равноправие между мужчинами и женщинами и их полное участие в жизни общества осуществляется через признание широких прав женщин как жен, матерей, дочерей и домохозяек.
Проблемы гендерной дискриминации при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной
функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно актуальными во всем мире.
Переходный период неминуемо несет в себе черты, которые усиливают гендерное неравенство. Как правило, в основе обостряющего ген-дерного неравенства лежат проблемы как общего, так и специального характера, доставшиеся в наследство от прежней советской системы, а такие традиционно сложившиеся стереотипы продолжают оказывать сильное влияние на гендер-ные отношения.
Проблема достижения социального равенства мужчин и женщин не является новой, однако в последнее время под влиянием целого ряда правовых, социокультурных, экономических, политических и иных факторов она ставится авторитетными международными организациями в один ряд с другими глобальными задачами.
Прежде всего следует поддержать идею установления государственных гарантий равных прав женщин и мужчин и их реализации. Недостаточно задействование женщин в общественно-политической жизни государств. В связи с активизацией политической роли женщин в развитых странах происходит поляризация стран по степени учета гендерного фактора в политической сфере [12].
В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится на рассмотрении проект Закона «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин».
На сегодняшний день в Казахстане отсутствует нормативно-правовой акт, создающий условия для гендерного равенства и партнерского сотрудничества во всех сферах государственной и общественной жизни. В этой связи депутатский законопроект регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. Проект направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола [12].
Принятие такого закона позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола. Расширит возможности для реализации гражданами Казахстана - мужчинами и женщинами, - всей той совокупности прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией и нормами международного права. Новый закон заложит прочный фундамент для стабильного и устойчивого развития нашей страны.
Соответствующее поручение о создании в Казахстане Стратегии в данном вопросе озвучил Президент Н. Назарбаев на IV Форуме женщин Казахстана - в сентябре 2004 года, пояснила советник Главы государства - председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демо-графической политике при Президенте РК Гуль-шара Абдикалыкова. Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства. Документ охватывает период с 2006 по 2016 годы и состоит из 9 разделов. В каждый из них включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению тендерного равенства [11].
Казахстан, являясь частью мирового сообщества, включен в решение гендерных проблем с учетом своей социально-экономической и национально-культурной специфики.
Появление и развитие гендерных подходов в Республике Казахстан охватывает следующие этапы:
1991-1994 гг. - время политического и экономического кризиса. Основная парадигма равенства в этот период - «уравнивание» (и мужчин, и женщин) в условиях рынка. В этот период на фоне возрастания общественно-политической активности населения, появления общественных объединений формируются и женские неправительственные объединения (НПО), занятые преимущественно решением социально-экономических задач;
1995-1998 гг. - развитие сети женских НПО, рост
женской деловой и политической активности, активизация вовлечения женщин в общественно-политические и социально-экономические процессы.
Основной парадигмой является равенство в ответственности за реализацию собственных целей, задач и интересов. Согласно мнению казахстанской исследовательницы Г. Хасановой, именно «в этот период происходит признание лидерами женских НПО, что выражение общественно-политических интересов должно стать делом, прежде всего, самих женщин».
В 1998 г. Казахстан ратифицировал «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (инициированную в свое время Советским Союзом), подчеркнув свое стремление к выполнению Пекинской платформы действий, принятой международным Форумом женщин.
1999-2001 гг. - развитие участия государства и углубление проводимой политики, поддержка женского политического представительства. Основная парадигма - первичная социализация в области политического равенства и сокращение гендерных разрывов. В 2001 году появилась первая политическая партия - Демократическая партия женщин Казахстана на базе Политического альянса женских организаций Казахстана (для казахстанских условий это значительное событие).
С 2001 года и по настоящее время - активизация социального фона гендерного развития, с одной стороны, с другой - дестабилизация политической жизни.
Список использованной литературы
1. Международные документы по защите прав женщин. Приложение к учебному пособию «Введение в теорию гендера». Выпуск 7. - Алматы, 1997. - С. 78.
2. Найзагараева Е. Гендерная политика в современном Казахстане // Европейское сообщество, 2004, №1.
3. Хасанова Г. А. Гендер, политика, демократия. - Алматы: «Институт Развития Казахстана», 2002. - С. 32.
4. Международные документы по защите прав женщин. Приложение к учебному пособию «Введение в теорию гендера». Выпуск 7. - Алматы, 1997. - С. 78.
5. Женщина - опора общества, гарант его здорового развития // Казахстанская правда, 2007, №6.
6. Состояние и перспективы развития гендерных исследований в Казахстане // Казахстанская правда, 2008, №4.
7. Женщины и гендерные отношения в Казахстане. Социальные последствия. - Алматы: Азиатский банк развития, 1997. - С. 71.
8. Казахстан: за равные права и возможности. Первоначальный доклад Правительства РК о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Астана: Национальная комиссия по делам семьи и женщин, 2000. - С. 102.
9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Казахстане: вопросы реализации и отчетности. - Алматы: ЮНИФЕМ, 2000-2001. - С. 52.
10. Женщины Казахстана. - Алматы: «Мальвина», 2000. - С. 36.
11. http://www.zakon.kz/127470-nachalis-debaty-po-deputatskomu.html
12. Заключение по проекту Закона Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин», г.н.с. Института законодательства, д.ю.н., профессор С.П. Мороз.
Осы мацала гендерлж тецдЫке цол жетшзуге, сондай-ац цогамдагы эйелдердщ жагдайы-мен байланысты ерекше проблемаларга багытталган.
К,аз1рг1 уацытта квптеген елдер эйелдер элеуетшц дамуында алга басуга цол жеткгздг, алайда эйелдер мен ер адамдар бурынгыдай тецс1зд1кпен сипатталатын элемде ом1р сурт келе жатыр
Бшм алу жэне денсаулыц сацтау салаларында эйелдердщ мумктдтерг артуда, бырацта экономикалыц жэне саяси вмгрде олардыц тоцырауы байцалады эйелдер барлыгына тецдей цол жетюзе алмайды кейбгр елдердегг жекелеген табыстар басца елдердегг керсеткштер-мен салыстырганда артта цалады.
Данная статья касается проблем достижения гендерного равенства, также специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе.
В настоящее время многие страны добились прогресса в развитии потенциала женщин, однако женщины и мужчины по-прежнему живут в мире, характеризующимся неравенством.
В сфере образования и здравоохранения возможности женщин расширяются, но в экономической и политической наблюдается застой - женщины не имеют равного доступа и возможностей, отдельные успехи в одних странах поглощаются отступлением в других.
This article is aimed at achieving gender equality, also on specific problems relating to the status of women in society.
Nowadays, many countries have made progress in developing the capacity of women, but women and men still live in a world characterized by inequality.
In the sphere of education and health protection opportunities for women are increasing, but there is stagnation in economic and political fields, women do not have equal access and opportunity, certain successes in some countries are meaningless because of departures in others.