К.Ж. ЭМ1РЖАН,
младший научный сотрудник Института законодательства РК
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ
История неравноправного положения женщины в обществе уходит своими корнями в глубь веков. Вопрос истории развития гендерного неравенства наиболее фундаментально рассмотрен у Фридриха Энгельса в его труде «О происхождении семьи, частной собственности и государства». В своем исследовании он, используя теорию американского антрополога Льюиса X. Моргана, рассматривает патриархальную семью всего лишь как один из возможных вариантов. Энгельс отмечает, что основой эксплуатации является частная собственность и исключение женщины от общественного производства.
Формирование человеческого общества происходило посредством эволюции семьи: от первобытного группового брака, кровно-родственной семьи, пуналуальной семьи до человеческого рода, общества и государства. На заре человеческого общества, как отмечают многие историки, материнский род преобладал. «Ниспровержение материнского рода было всемирно-историческим поражением всего женского пола. Мужчина захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения». Патриархальная семья окончательно сформировалась сначала в форме греческой семьи, а потом в форме римской фамилии. При этом отметим, что римская - familia, означала «семью рабов», а потому скажем, что женщина в римской семье была на положении рабыни. Такой же процесс происходил в общественной и государственной сфере, где только матроны могли занимать хоть какие-то позиции.
Во многом недооценивается роль женщин, ставших историческими личностями, и отрицается полезность и позитивность их самостоятельной исторической деятельности. Яркие, политические и социально активные женщины, традиции женской самостоятельности - неотъем-
лемая, но, к сожалению, почти неизвестная, часть культурного опыта человечества и развивающейся цивилизации. Пока женщины остаются в «тени истории» [1; с. 20].
Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни существовали обычаи продажи девочек в храм, где они становились жертвами; подкидывали девочек или даже убивали, в связи с непрестижностью перспективы иметь дочь. Женщина не имела никаких политических и экономических прав и находилась в полном подчинении у мужа или у его родственников. Положение женщины в древнем мире в целом было тяжелым, особенно в Древнем Вавилоне и, как не парадоксально в стране высочайшей культуры - Греции. Исключение составляет Спарта в Греции, найяри в Индии, а также Древняя Япония, где женщина играла значительную роль как в семье, так и в обществе. В то же время можно сказать, что с психологической точки зрения лишь эллинизм открыл женщину. И то, что в стране с высокой культурой женщина не избежала маргинализованности своего положения в обществе, говорит о социальной оправданности этого явления [1; с. 25-30].
Греческий драматург Менандр говорит: «Бог один для всех - и для свободного и для раба», «Ни один человек мне не чужд, ибо от природы все равны». Зенон и стоики провозглашают то, этическая жизнь человека подчинена общим для всех законом природы и разума; это позволяет говорить о моральном равенстве всех людей, будь то мужчина или женщина. Аристотель предлагал пересмотреть взгляды на женщин и на брак. Муж и жена «помогают друг другу, при этом каждый вносит свой вклад в целое, находя в таком содружестве пользу и удовольствие». Его поддерживает Плутарх, который осуждает мужчин, имеющих связи на стороне. Таким образом, женщины пережили эллинистическую эмансипацию. Для греческих женщин стал дос-
Трибуна молодого ученого
ГйЛ
тупным мир и образование. Философией и наукой стали заниматься женщины. Они участвовали в политическом управлении государством. Спартанки воспитывались и участвовали в различных сферах жизнедеятельности на равне с мальчиками и мужчинами, они должны были рожать крепких и здоровых мальчиков, а потому обязаны были заниматься спортом. Совершенно иное отношение к женщинам у Найяров, -обитателей Мелабургского берега. У них сохранялся матриархальный уклад. В Японии было раздельное жительство мужа и жены, брак начинался с первой половой близости. В отношении супругов не существовало неравенства. Дети жили с матерью, жилище переходило от матери к дочерям. Относительно высокое общественное положение базировалось на экономической и трудовой независимости. Вплоть до периода Камакора женщина могла выполнять функции главы семьи [1; с. 30-35].
«Христианские средние века были менее благоприятны для женщины, чем законодательство варварской эпохи». Таким тезисом можно охарактеризовать историческое время, хронологические рамки которого 5-15 вв. н.э. В средние века во времена рыцарства существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Мужчина возвышает женщину, идеализирует ее образ, но в реальности господствует над ней. Женщина в понятии мужчины это-символ доброты, нравственности и красоты, но никак не равноправная личность. Но нельзя сказать, что женщины в прошлом сидели, сложа руки, были полностью покорны и молчаливы. Они участвовали так или иначе в исторической жизни, обладали политическим весом и могли оказывать влияние на ход политической жизни во многих государствах, которые были еще до нашей эры уже в новом христианском тысячелетии. В средние века на положение женщин в обществе оказывала большое влияние религия. Господствовавшие принципы римской правовой практики не позволяли женщине встать на активные позиции в жизни общества [2; с. 12].
Библия является таким религиозным источником, который наиболее полно отражает истинное положение женщин в средневековом обществе. Христос не видел разницы между полами.
Он не прогнал блудницу, пришедшую с покаянием; говорил о греховности всех людей. Он проповедовал, что все имеют право приходить к нему с покаянием, без разницы, богат этот человек или нет, женщина или мужчина. Среди учеников Христа были и женщины. Первыми, кто пришел к его могиле, и увидели воскресение, были женщины-мироносицы. По христианским канонам греховные поступки, а не принадлежность к какому-либо классу, расе или полу мешают человеку достичь его блаженства. В этом плане платформа Христа ясна, изложена в Нагорной проповеди. Такова точка зрения Христа -основателя мировой религии [2; с. 20-27].
Исторические судьбы казахстанских женщин сложились таким образом. До эпохи великих тюркских каганатов женщина пользовалась большим уважением и авторитетом. Во времена саков кочевыми племенами, населявшими территорию нынешнего Казахстана, правила легендарная царица Томирис, которая снискала славу своими военными подвигами и объединительной политикой, она стала символом царицы - воина [3; с. 60].
Покровительницей домашнего очага считалась богиня Умай, которую кочевники чтили так, что даже с приходом ислама богине Умай поклонялись косвенно, через почитание первой жены Мухаммеда. В кочевом обществе почитался больше идеальный образ женщины - послушной, кроткой, покорной и способной к деторождению. При этом женщина-казашка могла претендовать на почет и уважение мужа и его родственников только в том случае, если она родила хотя бы одного ребенка мужского пола.
Понижение общественного статуса женщин традиционно связывается с приходом мусульманской религии. Однако ислам, который проповедовал Мухаммед и который проповедовали простым людям муллы и «просвещенные» правители, имеют множество принципиальных различий. Коран проповедует равенство мужчин и женщин, хотя и утверждает лидерство мужского начала, что отнюдь не отрицает превосходства женщины в некоторых областях жизни над среднестатистическим мужчиной. Предания же такую возможность отрицают. Усложняет задачу для проведения объективного анализа и такая негативная тенденция в источниках и исто-
риографии, как выдвижение на первые позиции мужчины и затушевывание роли женщины. Поэтому очень сложно до конца определить истинное место женщины в истории. В то же время женщина на Востоке могла занимать и важные государственные посты, поощрялось и женское образование. Однако постепенно в исламе стали нарастать негативные тенденции, что повлияло и на формирование сознания номада. Номад дистанцировался от женщины по вертикали. А женщина становится бесправным и забитым существом, не имеющим права на свободу, зато имеющим многочисленные домашние заботы и правила поведения, которые она должна беспрекословно выполнять [4].
Женщина-казашка пережила два этапа эмансипации: первый связан с исламом, второй с европейской цивилизацией. Ислам не угнетает женщину, более того, он имеет большую заслугу в деле эмансипации женщины в пору своего становления, но развитие негативных явлений в менталитете номада привело женщину почти к рабскому положению, элементы которого сохраняются и по сей день [5; с. 96].
Казахстан является частью мирового сообщества, а потому его история неразрывно связана с мировой историей.
Задача науки должна заключаться в том, чтобы помогать социуму изживать те негативные социальные стереотипы о женской природе и таким образом формировать демократическую ментальность у граждан Республики Казахстан. В ново время английская революция, а потом великая французская снесли основные барьеры, стоявшие в тот, период на пути освобождения женщин [6; с. 86].
Эта эпоха породила феминизм, который возник из протеста женщин против их общественного подчинения. Революционная эпоха выдвинула идею всеобщего равенства людей на земле. Феминизм, как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, возник в 18 веке. Первая волна включает в себя период с 1776 по 1929 гг.- борьба за достижение юридического равноправия. Она называется еще «старым феминизмом». Истоки его кроются в революционно-демократическом движении среднего класса 18 в., а сам феминизм порожден этой революционной эпохой.
В конце 18 века движение феминисток выдвигает своим идеологом сторонницу Великой французской революции английскую журналистку М. Уоллстонкрафт. Она выступала с острой критикой устоявшегося мнения, что женщина должна быть покорной, домашней, молчаливой, такой своеобразной домашней утварью, лишенной всех политических и экономических свобод [6; с. 97].
Второй этап начинается с середины 19 в., после периода упадка феминизма из-за излишней концентрации на идеях суфражизма - он характеризуется борьбой за фактическое равенство полов. Дальнейшее развитие философской мысли о равноправии привели к возникновению движения суфражисток - борьбы за предоставление женщинам юридических прав. Причем все начиналось с малого, с борьбы за избирательные права, что впоследствии выросло в движение за достижение абсолютных прав. Это стало возможным тогда, когда в рядах женского движения стали понимать невозможность достижения полного равноправия только при наличии равных избирательных прав. Данное явление породило движение за достижение полнейшего юридического равноправия [6; с. 87].
Однако, как показала дальнейшая жизнь, и этого было недостаточно для того, чтобы преодолеть вечное противостояние мужского и женского начал. Далее женщины увидели причину неравноправия в наличии дискриминации в общественной и политической жизни. Эту проблему стало решать Движение за освобождение женщин, которге возникло в США и составило политическую основу течения «неофеминизма». В начале 20 в. в период, когда женщины получили политические права, стала вынашиваться идея «гуманистического пути освобождения женщин». Его суть заключалась в смене человеческого с маскулинного на феминный. Только в этом случае считалось возможным достижение равноправного общества.
Происходящие перемены в современном мире, пусть пока и не устойчивые, являются результатом комплексного развития всего человечества. Некоторое улучшение положения женщин в мире произошло благодаря непрерывной работе сотен миллион женщин и мужчин по преодолению стереотипов второсортности женских
Трибуна молодого ученого
шл
проблем, унижения их человеческого достоинства. Женщины всегда участвовали во всех сферах экономической и социальной жизни - как работницы сельского хозяйства, торговли, производства, домашнего хозяйства и ухода за членами семьи. Однако женщины не являются полноправными участницами от своего труда в связи с существующей дискриминацией. Они составляют среди маргинализованных социальных слоев и продолжают подвергаться дискриминации в области образования, здравоохранения и занятости [7].
Выход женщин на активную социальную арену из ограниченного мира дома и семьи стал существенной частью борьбы за права человека. Кроме того, броьба за равноправие между мужчинами и женщинами и их полное участие в жизни общества осуществляется через признание широких прав женщин - жен, матерей, дочерей, домохозяек и.т.д. Большую работу по улучшению положения женщин проводят международные организации, в том числе и Организация Объединенных наций. Некоторые мероприятия, проведенные по инициативе ООН, обеспечили более интенсивную и широкую поддержку женщин,
чем просто компания по защите их прав. Хартия ООН, подписанная в Сан-Франциско в 1945 г., была первым международным соглашением, провозгласившим равенство полов как основу фундаментальных прав человека. С тех пор ООН создала целый комплекс международных стратегий, стандартов и программ по повышению стутуса женщин во всем мире. За эти годы деятельность ООН в усилении роли женщин приобрела четыре основных направления: -совершенствование законодательства; -мобилизация международной и общественной деятельности;
-образования и исследования, включая сбор статистики, дизагрегированный по гендерным признакам, и непосредственная помощь женским организациям, нуждающимся в ней.
Из всего вышесказанного мы видим, что история нам показывает реальную картину прошлых лет. Гендерное неравенство берет свои корни еще с древних времен. Поэтому необходимо изжить те негативные социальные стереотипы о женской природе и таким образом формировать демократическую ментальность у граждан Республики Казахстан.
Использованная литература
1. Либоракина М.И. Женщины в тени истории // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай - 96». - Москва, 1997.
2. Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6.
3. Тленчиева К.К. Права женщин в Казахстане - права человека в Казахстане // Права и свободы человека в Казахстане. На основе материалов международной конференции (г. Астана, 18-19 июня 1998 год). - Алматы, 1998. - С. 60.
4. Усачева Н.А. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. - Алматы: «Гылым». 1994. - С. 50.
5. Нуртазина Н.Д. Женщины в традиционном казахском обществе. Учебно-методический комплект по курсу «Введение в теорию тендера». - Алматы. «А^ыл ютабы», 1999. - 105 с.
6. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. - М., 1995.
7. Права женщин Казахстана на экономическую свободу.- Алматы: «Ассоциация деловых женщин Казахстана», 2001. - С. 92.-
Осы мацала гендерлж тецджке цол жетшзуге, сондай-ац цогамдагы эйелдердщ жагдайы-мен байланысты ерекше мэселелерге багытталган.
К,аз1рг1 уацытта квптеген елдер эйелдер элеуетШц дамуында алга басуга цол жетк1зд1, алайда эйелдер мен ер адамдар бурынгыдай тецЫздгкпен сипатталатын элемде вм1р сурт келе жатыр.
Бшм алу жэне денсаулыц сацтау салаларында эйелдердщ мумктдштер1 артуда, бырацта экономикалыц жэне саяси вмгрде олардыц тоцырауы байцалады, эйелдер барлыгына тецдей цол жеткгзе алмайды, кейбгр елдердегг жекелеген табыстар басца елдердегг корсеткштер-мен салыстырганда артта цалады.
Данная статья направлена на достижение гендерного равенства, также на специфические проблемы, связанные с положением женщин в обществе.
В настоящее время многие страны добились прогресса в развитии потенциала женщин, однако женщины и мужчины по-прежнему живут в мире, характеризующемся неравенством.
В сфере образования и здравоохранения возможности женщин расширяются, но в экономической и политической наблюдается застой - женщины не имеют равного доступа и возможностей, отдельные успехи в одних странах поглощаются отступлением в других.
This article is aimed at achieving gender equality, also on specific problems relating to the status of women in society.
Nowadays, many countries have made progress in developing the capacity of women, but women and men still live in a world characterized by inequality.
In the sphere of education and health protection opportunities for women are increasing, but there is stagnation in economic and political fields, women do not have equal access and opportunity, certain successes in some countries are meaningless because of departures in others.
Институт законодательства Республики Казахстан представляет:
Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и Армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс. Львов, Каменец-Подольский, 1519-1594 / Составители А.Н. Гаркавец, Г.С. Сапаргалиев. - Алматы: Дешт и Кыпчак Баур, - 2003. - 792 с.
ТОГЕ Б1Т1Г!
АРМЯНО-кьш:_исский
СУДЕБНИК
Ш9-Ч94
Адаптация Армянского Судебника 12-13 вв. к новым условиям была выполнена во Львове, и 5 марта 1519 г. Польский король Сигизмунд I Старый утвердил латинский текст Судебника для львовских армян с существенными исправлениями и дополнениями. Перевод на кыпчакский и польский языки сделан тогда же и тоже во Львове. Здесь публикуется армянский оригинал в русском переводе, латинский, кыпчакский и польский тексты Судебника.
Кыпчакский текст подготовлен к печати по трем рукописям, хранящимся во Вроцлаве, Париже и Вене. Наиболее полной из них является вроцлавская рукопись 1523 года, содержащая на 53 дополнительных кыпчакс-ких статей больше, чем парижская 1568 года и венская 1575 года. Поэтому ее авторы и взяли за основу при составлении критического текста.
Глубоко разработанная специальная кыпчакская терминология, примененная в Судебнике и в изначально составленном на кыпчакском языке Процессуальном кодексе 1523-1594 гг., свидетельствует о непрерывности кыпчакской юридической традиции, восходящей к древнетюркской тенгрианской эпохе.
Издание памятника имеет целью способствовать развитию казахской и инотюркской юриспруденции на национальной языковой основе.