ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
«PER ASPERA AD ASTRA»1. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ РОССИИ И ФРАНЦИИ
О.И. Жукова
Исследовательская лаборатория SPIRIT
Институт политических наук Бордо Аллея Осон, 11, Бордо, Франция, 33607
Вопросы положения женщин в обществе, расширение их прав и возможностей, вовлечения в процессы современного развития в качестве активных их участников являются актуальными для многих стран. В ХХ веке произошли глобальные изменения, связанные с тем, что женщины завоевали право быть не только объектом, но и субъектом политического процесса, они добились права избирать и быть избранными на политические посты во всех странах мира, в которых существуют представительные институты. Какие факторы обусловили этот процесс, как он протекал в разных странах, к каким результатам это привело? На примере России и Франции делается попытка ответить не только на эти и многие другие вопросы, но и оценить место женщин в политической жизни обеих стран.
Вопросы положения женщин в обществе, расширение их прав и возможностей, вовлечения женщин в процессы современного развития в качестве активных их участников являются актуальными для многих стран. Глобальные изменения мировой ситуации, как и современные политико-экономические, социально-культурные изменения в России, несут на себе печать разнообразных коллизий, драматично сказываются на положении, судьбах современных женщин, на нравственном состоянии общества в целом, на формировании целостного культурного облика.
В ХХ веке произошли глобальные изменения, связанные с тем, что женщины завоевали право быть не только объектом, но и субъектом политического процесса, они добились права избирать и быть избранными на политические посты во всех странах мира, в которых существуют представительные институты.
В развитых странах право женщин на участие в выборах существует с начала ХХ века. Женщины завоевали право голоса в Финляндии — в 1906 году, Норвегии — в 1913, Дании — в 1915, России — в 1917, Великобритании и Канаде — в 1918, Германии и Швеции — в 1919, США — в 1920, во Франции женщинам пришлось ждать до 1944 года, в Италии — до 1945, в Швейцарии — до 1971 года.
1 Лат. «Через тернии к звездам», т.е. через трудности к высокой цели.
Первый этап борьбы за политические права женщин закончился с получением права избирать и быть избранными. Второй этап борьбы женщин за равноправие заключается в овладении опытом и технологиями позитивного участия в политическом процессе. Этот этап наполнен сложностями и противоречиями. И здесь начинают лидировать даже те страны, которые предоставили право голоса женщинам на более позднем историческом отрезке времени.
Исторический опыт показывает, что политика в отношении женщин подвержена влиянию таких фундаментальных факторов, как экономические интересы различных классов и социальных слоев, тип политического режима. В не меньшей степени она обусловлена господствующей системой ценностей и воззрений на место и роль женщины в обществе. То есть идеологическая концепция взаимоотношения женщин и общества является интеллектуальным орудием оправдания существующего социального порядка. Ориентируя свою деятельность посредством идеологии, властные структуры обращаются к историческим традициям и образу жизни поколений, стремятся опереться на всеобщие нравственные, религиозные и другие принципы [7. С 127—130].
Борьба женщин за политические права начинается с вопроса о полноценном гражданстве, с возможности избирать и быть избранными. Именно на данном этапе многие страны столкнулись с рядом противоречий и сложностей.
Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство — понятие, имеющее не только политико-юридический, но и социальный смысл. В политико-юридическом отношении гражданство синонимично подданству как принадлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого гражданство как социальный феномен означает наличие у индивида как члена данного гражданского общества определенного набора прав, гарантирующего ему равный правовой статус с государственно-политическими субъектами. Эти права традиционно именуются гражданскими, или естественными, существующими наряду с политическими правами подданного.
Концепция гражданства имеет своим началом мировоззрение Нового времени, когда впервые и были разведены указанные толкования данного понятия. Позднее Т. Маршалл определил три составляющие гражданства: свобода слова и неприкосновенность личности; право на участие в создании тех законов, которым граждане должны повиноваться; право на такие социальные условия жизни, которые исключают возможность дискриминации личности вследствие самого факта рождения. Подлинное гражданство, как социальный, а не государственно-правовой феномен, невозможно без права экономической собственности, ведь последнее — основное гражданское (социальное) право личности. Поэтому гражданство является не столько юридическим статусом, сколько социальным процессом, сердцевиной подлинного социального развития, хотя начало этого процесса, безусловно, — обладание политическими правами, ибо равенство всех перед законом и связанные с этим гражданские права отмечают отправную точку данного раз-
вития. Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и гражданского соучастия является гражданская культура.
Согласно концепции Т. Маршалла все три составляющие гражданства будут развиваться последовательно наравне с приобретением соответствующих прав: гражданских, политических и социальных, процесс будет проходить ступенчато и равномерно. Английская исследовательница Сильвия Волби, проанализировав историю гражданства Великобритании, ставит под вопрос достоверность и логику теории Маршалла. В своем исследовании она доказывает тот факт, что три составляющие гражданства развиваются исторически неравномерно по гендерному признаку, то есть женщины и мужчины имеют неодинаковый доступ к политическим, гражданским и социальным правам. Так, например, в Великобритании сначала женщины получили гражданские права, а лишь потом, спустя некоторое время, политические, этот факт противоречит логике теории Маршалла. Инвалидность данной теории можно также продемонстрировать на примере и других стран, таких как Франция и Россия. Составляющие гражданства, формы и пути достижения и приобретения гражданства в этих странах варьировались в зависимости от исторического периода, от социальных групп и гендерных переменных [15. С. 13—20].
В истории общественного сознания отражены различные взгляды на природу женщины и ее положение в обществе. Женский вопрос в различные исторические периоды наполняется конкретно-историческим содержанием, обладает соответствующими характеристиками: целями, формами, степенью социальной видимости.
Используя компаративный метод исследования, ряд ученых-политологов предприняли попытку выделить основные факторы, влияющие на процесс приобретения политического гражданства женщинами. На мой взгляд, следует выделить два основных типа получения женщинами гражданских прав.
Северные страны и англо-саксонский вариант. Эта модель характерна для стран, где получение женщинами гражданских прав и возможности избирать происходило одновременно с мужчинами, при этом необходимо подчеркнуть наличие всеобщего избирательного права. Важно отметить значительную роль феминистского движения суфражисток, организованного в конце 19 века, которое, приняв массовый характер, сыграло решающую роль в развитии северных стран и особенно Великобритании. Другим объяснением прорыва скандинавских и англосаксонских стран в вопросе получения женщинами политического гражданства и прав, с одной стороны, является протестантская религия, защищающая права человека, с другой — стремительный процесс индустриализации этих стран. Как отмечает в своем произведении «Протестансткая этика и дух капитализма» Макс Вебер, «Католик ... предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом ... протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать» [8. С. 16]. Природа права в системе стран англосаксонского права также оказала благотворное влияние на возможность женщинам получить гражданские права [8. С. 14—28].
Вариант латинских стран. Этот вариант характеризуется значительным отставанием в предоставлении женщинам гражданских прав. В 1804 году Наполеон I издал Гражданский кодекс, состоявший из 36 законов и охватывавший все аспекты жизнедеятельности французов. Он представлял собой совокупность запретов для женского пола: женщина объявлялась юридически бесправной. Гражданский кодекс демонстрирует полную неправоспособность замужних француженок: «Муж должен обеспечивать защиту своей жене, жена обязана повиноваться своему мужу». Таким образом, замужняя женщина рассматривалась так же, как и лицо несовершеннолетнее, зависимое от супруга. Без согласия «второй половины» жена не имела права сдавать экзамены, поступать в университет, открыть счет в банке, получить паспорт, пройти курс лечения или подать судебный иск. В дополнение к перечню узаконенных табу в 1810 году законом были установлены меры наказания за супружескую измену.
В странах, подчиняющихся кодексу Наполеона, женщины получили политические права только после Второй мировой войны, намного позже мужчин, в условиях благоприятной международной обстановки, способствующей распространению прав человека. (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которая утверждала равенство полов во всех областях.)
В отличие от предыдущей модели, феминистические течения носили менее выраженный и организованный характер, партии, в большинстве своем, были против вхождения женщин в политическую сферу жизнедеятельности общества. К тому же католическая религия была настроена менее благосклонно и осуждала женскую эмансипацию.
Можно выделить ряд основных факторов, оказывающих влияние и обуславливающих процесс принятия политических прав и обязанностей женщинами: природа политического режима, политическая стратегия партий, доминирующая религия, развитие и влияние феминистических течений [8. С. 17].
В качестве примера хотелось бы рассмотреть проблемы и перспективы, а также некоторые исторические предпосылки участия женщин в политическом процессе России и Франции. До первой половины XX века во Франции гендерный статус являлся основополагающим фактором при распределении общественно-политических компетенций. Широкомасштабные инициативы, предпринятые «слабым полом» относительно формирования национального статуса Франции на международной арене, имплицитное воздействие «второго» пола на процессы радикальных внутриструктурных преобразований страны реализовывались в контексте «всеобщего» признания нравственного догмата: сакральное предназначение женщины заключалось в исполнении функций матери и супруги.
Исторически сложилось так, что на всех этапах развития французского общества право женщин на присутствие в политике настойчиво табуировалось с помощью различных дискриминационных механизмов. Тем не менее, уже на начальных этапах своего развития французское государство было представлено авторитетными женскими фигурами. Наличие их влияния обусловило проведение множества крупных преобразовательных мероприятий внутри страны и имело судьбоносное значение при определении уровня национального представительства Франции в мире.
Одним из детерминантов равенства полов является возможность паритетного участия в политической жизни. По мнению политолога В. Хельфт-Мальц, у истоков проблемы устранения француженок из зон общественной и политической активности стоит Салический закон (420 год н.э.), принятый династией германских королей, обосновавшихся на галло-романских территориях [11. С. 156—158].
Этот закон лишает женщину права наследования трона, оставляя за ней лишь право на регентство, а также предусматривает передачу родовых земель в наследство исключительно по мужской линии. Таким образом, Салический закон, один из основных законов французской монархии, исключил женщин из числа претендентов на престол, а соответственно, и на политическую власть.
Несмотря на ограничение гражданских и политических прав женщин, регламентированное Салическим законом, многочисленные летописи и документальные свидетельства доказывают, что французскую историю невозможно представить без участия женщин. Спустя несколько столетий новый закон, Кодекс Наполеона, опять ограничил возможности женщин в принятии активного участия в политической жизни общества. Доминирующая католическая религия также оказала большое влияние на отрицательное отношение к женской эмансипации. На сегодняшний день можно сказать, что феминизация политического пространства Франции носит неоднозначный характер. С одной стороны, историческая тенденция и традиции способствовали минимизации женщин в политике, с другой стороны, женщины смогли преодолеть многочисленные барьеры на своем политическом пути. Конечно, Франция еще далека от гендерного прорыва скандинавских стран и значительно отстает от многих европейских государств по представленности женщин во властных структурах, но, тем не менее, налицо значительные изменения. Положение дел существенно изменилось начиная с 90-х годов с принятием закона о паритете. Женщины не только стали участвовать в процедуре выборов наравне с мужчинами, но и взяли курс на уравнивание собственных показателей с мужскими в отношении непосредственного участия в политике. На сегодняшний день можно говорить об определенных успехах, достигнутых в данной сфере. Сеголен Руаяль — первая женщина — кандидат в президенты, которая успешно прошла во второй тур президентских выборов, но, к сожалению, не добрав нескольких процентов, не стала лидером гонки. Тем не менее, следует отметить сам факт существования подобной возможности и условий, которые способствовали ее быстрому выдвижению от социалистической партии и обретению тотальной популярности среди французского населения. Несмотря на поражение Сеголен, курс на феминизацию политического пространства Франции продолжается. Новый президент Франции Николя Саркози продолжает совершенствовать политическую традицию о равенстве, паритете в политических структурах Франции. Новый состав правительства состоит на 50% из женщин [10. С. 146—150].
Феминизация исполнительной власти в настоящее время стала привычной устоявшейся практикой. Женщины — министерские работники имеют возможность занимать самые значительные позиции в порядке протокола и работать в отраслях иных, нежели ассоциирующихся с «естественно» женскими видами деятельности. Феминизационные процессы наблюдаются также и в высших го-
сударственных структурах Франции. Их действие еще более заметно на уровне министерских кабинетов, и даже в тех министерствах, которые ранее всегда считались мужской «территорией». И тем не менее женщинам, по определению, сложнее построить политическую карьеру, чем мужчинам. Имея равные возрастные и образовательные профили с мужчинами, женщины все же обнаруживают меньший интерес к политическому ремеслу. Нельзя не учитывать, что некоторые преобразования в вопросе женского представительства в национальных политических структурах были осуществлены. Однако в политике француженки по-прежнему остаются на вторых ролях, так как их оппоненты по гендерному статусу, представленные в подавляющем большинстве, руководят аппаратом исполнительной и законодательной власти на всех политико-административных уровнях, являются лидерами крупных политических партий, монополизируют пространство в парламенте, генеральных советах и т.д. [5. С. 36—47].
Процесс феминизации во Франции протекает медленно и трудно, что становится еще более очевидным при сравнении с большей частью других европейских государств. Недопредставительство женщин в политике уже стало относительно незаметным и «привычным». Однако этот факт остается неоспоримой французской реалией.
Опыт Франции показывает, что, как и в случае любых провозглашенных и даже официально принятых правовых актов, нормы, касающиеся равноправия женщин, автоматически не вступают в действие. Требуется значительное время и серьезные усилия всего общества для их осознания, восприятия, а тем более — реализации. Процесс осуществления этих норм наталкивается на многочисленные препятствия.
Опыт Франции показывает некоторые перспективные достижения в этой области и в то же время позволяет выявить и понять многие тупиковые концепции и институты, а также и формы общественно-политической активности. Этот опыт говорит о том, что даже в весьма схожих политических и социальных условиях не может быть какого-то универсального и единого для всех метода решения такой сложной проблемы, как проблема женских политических элит.
Российское же общество не может говорить о подобном прорыве женщин в эшелоны власти. Полученные права в 1917 году не изменили сознание масс и не гарантировали автоматического вхождения в структуры власти. Доминирующая православная религия и патриархальный уклад общества не давали возможности развиться феминистическим идеям, привнесенным с запада. Существенно и то, что появившееся в Англии движение феминисток, прижившееся и развившееся в Америке, является порождением протестантской этики с ее идеями равенства и индивидуализма. Если в протестантской культуре равенство полов — это фундаментальная, социально поощряемая норма, то у нас это совсем не так. Феминизм как совокупность нечетких представлений о судьбах женщин и методах их защиты в России существует, а самих феминисток как ярких образов и типажей нет. Феминистские движения в России представляют собой разрозненные организации [7. С. 67—78].
Западный феминизм не приживается в России из-за демографического положения (женщин, согласно статистическим данным, больше, чем мужчин), и русские женщины еще не прошли те фазы феминизма, которые стали для Европы прошлым.
На своем жизненном пути, на протяжении всей истории женщины попадали в трагическое переплетение различных коллизий, которые по разному оказывали влияние на их характер.
Но тем не менее в случае российского опыта можно сделать следующие выводы. В последние годы наблюдается небольшая эволюция в среде женских политических элит российского общества. За последние два—три года женщины начали усиливать свою активность как в политической, так и в экономической сферах. Пока они немногочисленны и уступают по всем позициям мужчинам, что обусловлено объективными причинами. Причиной гендерных диспропорций политических элит России является целый набор факторов, которые в разной степени влияют на положение женских политических сил в зависимости от конкретной исторической эпохи и доминирования то одной, то другой группы факторов. Прежде всего это — особенности политической культуры (ценности, установки, нормы и гендерные стереотипы). Далее следуют социоэкономические факторы (образование, профессиональная деятельность, доходы, гражданское состояние), и, наконец, институциональные факторы (правительственная и партийная практики назначений, избирательная система, образцы карьеры, система квот, гендерная сегрегация и дискриминация).
Следует отметить еще один важный аспект. Если ситуацию, сложившуюся во Франции, и положение женщин в политической сфере французского общества можно смело отнести к модели латинских стран, на что указывают все основные факторы, то в случае с Россией такой четкой определенности нет. Особенное положение России между Западом и Востоком всегда оказывало влияние на развитие, формирование российского общества. Западная модель ориентирована на модернизацию, восточная основывается на традиции, каждая из моделей обладает своим ценностным комплексом, своей свободой, своими правилами. Русская женщина, в силу исторических обстоятельств и своего национального менталитета пытается сочетать в себе обе модели, аккумулировать ценностные ориентации и модернизма, и традиции. Это вызывает определенные трудности.
Можно сделать вывод, что вследствие непрерывной борьбы за «место под солнцем», за лидирующие позиции женщины стали более образованными, более целеустремленными, они адаптировались к сложной обстановке выживания и способны выдерживать конкуренцию с мужчинами. К сожалению, женщины в политической элите России — феномен пока редкий, но тенденции к улучшению намечаются.
В чем же схожи предпосылки вхождения женщин в политические структуры России и Франции? Прежде всего следует отметить, что женщины получают возможность вхождения в новые сферы вследствие или в результате социальных потрясений, кризисов, когда подрываются общественные устои. В случае с Францией это было получение женщинами права избирать и быть избранными после Второй мировой войны, в случае с Россией — после событий 1917 года.
Второй общей особенностью является сильное влияние религиозной составляющей, которая накладывает отпечаток на сознание людей. Третий элемент, который, скорее, является не общим, а связующим, — это преемственность Россией идей Великой французской буржуазной революции 1789 года, на основе которых базируются первые ростки феминизма в нашей стране.
В настоящее время происходит глубокое объективное переосмысление всей системы ценностей российского общества. Взгляды, концепции, трактовки положения женщин в зарубежной и российской литературе, теоретиков и организаторов феминизма, современной феминологии, сторонников гендерного и социоген-дерного подходов к изучаемой проблеме целесообразно рассматривать в их взаимосвязи, преемственности, в контексте происходящих в мире изменений.
Рассмотрение проблем, касающихся положения женщин в политике России и Франции, позволяет сделать следующие выводы.
Содержание и форма реальных прав и возможностей женщин в стране зависит, прежде всего, от общих социально-экономических условий, уровня имеющихся материальных благ, доходов населения, финансового положения семей. Эти права и возможности определяются также особенностями исторического развития, традициями, преобладающими идеологическими, философскими и политическими и иными концепциями и взглядами, степенью и конкретным уровнем влияния той или иной религии.
Положение женщин и представленность в кругах политической элиты в немалой степени зависит от степени влияния и от активности существующих политических партий и общественных организаций, от развитости политической и идеологической борьбы, под которой понимается, в частности, разработанность различных политических и идеологических концепций и теорий, а также их распространенность среди населения, в первую очередь среди женщин [1. С. 49—53].
Развитие демократического государства в современном мире невозможно без равноправного участия женщин в общественно-политической жизни, а мужчин — в семейно-частной сфере. Современные исследования показывают, что, не смотря на то, что мужчины тоже оказываются дискриминируемой группой в некоторых областях жизнедеятельности общества, наибольшее негативное воздействие гендерных диспропорций испытывают все-таки женщины, начиная с того, что интересы данной группы населения оказываются непредставленными в системе политико-административного управления, заканчивая экономическими последствиями, выраженными в тендерном разрыве оплаты труда и профессиональной сегрегации по половому признаку. История современного развития западных стран наглядно показывает, что гендерные проблемы являются значимым препятствием для достижения устойчивого экономического, социального и политического развития государства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Константинова В.Н. Женщины и проблемы политического лидерства // Женщины и социальная политика. Гендерный аспект / Институт социально экономических проблем РАН. — М., 1992.
[2] Королева Т.В. Феминистское движение во Франции в конце XIX — нач. XX века // Женщины в истории возможность быть увиденными. — Минск, 2001.
[3] Липовецкий Ж. Третья женщина. — СПб.: Изд. СПб. Алетейя, 2003.
[4] Парламентаризм в России и Германии. История и современность / Под ред. Я.А. Пляйс, О.В. Гаман-Готутвина. — М.: РОССПЭН, 2006.
[5] Степанова Н.М., Кочкина Е.В. Гендерная реконструкция политических систем. — СПб., 2004.
[6] Темкина А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. — М., 1994.
[7] Тишков В.А. Женщины в российской политике и структурах власти // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. — СПб., 1996.
[8] Achin C., Lévêque S. Femmes et politique. — Paris, 2006.
[9] Carver T., Dayan-Herzburn S., Dietz M. Genre et politique // Débats et perspectives. — Gallimard, 2000.
[10] Duby G., Perrot M. Histoire des femmes en Occident, le XX siècle, sous la direction de Françoise Thébaud. — Perrin, 2002.
[11] Genre et pouvoir dans les pays industrialisés // Enquête sur les disparités hommes/femmes, sous la direction de Gzen Moore, Mino Vianello, L'Harmattan. — France, 2004.
[12] Helf-Malz V., Levy P.-H. Les femmes et la vie politique francaise. — Paris, 2000.
[13] Maruani M. Femmes, genre et sociétés, l'état des saviors. — Paris, 2005.
[14] Sineau M. Profession femme politique // Sexe et pouvoir sous la Cinquième République, presses de Sciences Po. — Paris, 2001.
[15] Scott J.W. La citoyenne paradoxale // Les féministes françaises et les droits de l'homme. Bobliothèque Albin Michel Histoire. — Paris, 1998.
«PER ASPERA AD ASTRA». POSITION OF WOMEN IN THE POLITICS OF RUSSIA AND FRANCE
O.I. Zhukova
Institute of Political Sciences in Bordeaux
allée Ausone, 11, Bordeaux, France, 33607
The questions of women position in the society, expansion of their rights and opportunities, involving the women in the processes of modern development as their active participants are actual for many countries. There were the global changes in the XXth century connected with the fact that women have won the right to be not only the object, but also the subject of political process, they have achieved the right to select and be elites on political posts in every country in the world with representative institutes. What factors have caused this process, how it proceeded in the different countries, with what results? By the example of Russia and France attempt to answer not only on these and on many other questions, but also to estimate a place of women in a political life of both countries.