Общество и реформы
К. А. КАВЕЕВ, Н. В. ПАЗИНИЧ
ПОЛИТИКА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
гендерное равенство, гендер, гендерная политика, женские организации, квоты, омбудсмен, равенство полов
В статье рассматривается политика гендерного равенства, осуществляемая в Скандинавских странах. Дается определение термина «гендер» и «гендерное равенство». Авторы отмечают, что в России гораздо меньше внимания уделялось проблеме гендерного неравенства, чем в Скандинавских странах, которые имеют длительную историю решения этого вопроса. В статье сформулированы возможные направления реализации политики гендерного равенства в России.
Гендерный аспект в системе государственного управления приобретает новые черты: женщины стали принимать более активное участие в управлении и в политической жизни страны, в деятельности в общественных женских организациях, все чаще баллотироваться в органы государственной власти, выступать за равные права с мужчинами. Таким образом было достигнуто значительное представительство женщин в органах государственной власти.
Все эти достижения женщин существенно отличаются от того положения, которое они занимали в давние времена.
KEY WORDS:
gender equality, gender, gender policy, female organizations, quotas, ombudsman, sex equality
The article is concerned with the policy of gender equality in Scandinavian countries. Definition of the term «gender» and «gender equality» is given. It is stated that the problem of gender inequality has been paid much less attention in Russia than in Scandinavian countries which have the long history of the problem solution.. Conditions of implementation in Russia the policy of gender equality of Scandinavian Countries are formulated in the article.
На начальных этапах традиционного общества — особенно в условиях рабовладения — женщина была рабой мужчины — главы семьи, который владел своей женой на правах частной собственности и мог поступать с нею так же, как он поступал с любой принадлежащей ему вещью. Господствовавший в тот период времени патриархат полностью подчинял женщину мужчине, не оставляя за ней права на свою собственную жизнь, гендерные отношения заключались в полной подчиненности женщины мужчине.
Прошел уже достаточный срок с тех пор, как было провозглашено равноправие мужчин и женщин.
Женщины к этому долго шли, преодолевая многие препятствия, как свидетельствует практика западных стран, в которых зародился «гендерный вопрос», который не обошел стороной и Россию.
Термин «гендер», введенный в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в 1968 г. [3, с. 137], обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерное равенство — это полная справедливость в распределении общественных благ и социальной ответственности между женщинами и мужчинами [1, с. 127].
Чтобы определить, как можно применить зарубежный опыт решения проблем гендерного неравенства в российской практике, необходимо проанализировать политику гендерного равенства в зарубежных странах.
Женщины стран Скандинавии по многим параметрам политического участия, в том числе по степени представленности в органах законодательной и исполнительной власти разных уровней опережают другие страны мира. В 1980-1990-х гг. Гру Гарлем Брунтланд трижды была премьер-министром Норвегии. В феврале 2000 г. в Финляндии Тарья Халонен в острой борьбе победила на президентских выборах своего соперника-мужчину и стала первой женщиной-президентом в Скандинавии.
Опыт политической эмансипации женщин в каждой из скандинавских стран имеет свои специфические осо-
бенности, связанные с их историей, традициями, партийно-политическими и избирательными системами, государственным устройством и социальной структурой. Тем не менее, можно выделить и общие черты.
Женское движение в Норвегии, Швеции, Финляндии накопило достаточный опыт, и многие реформы, способствующие интеграции женщин в общество были проведены там раньше, чем в других странах. Так, финские женщины первыми в Европе получили право участвовать в выборах в парламент и быть избранными в него. В июле 1906 г. российский император Николай II подписал указ, по которому в Финляндии создавалась демократическая парламентская система с правом голоса и для мужчин, и для женщин. Правда, к участию в муниципальных выборах финские женщины были допущены только в 1917 г. В Норвегии женщины получили право голоса в 1913 г. — вслед за женщинами из Новой Зеландии, Австралии и Финляндии. В Швеции женщины получили избирательные права в 1919 г.
Раньше, чем в других странах, в Швеции, Норвегии и Финляндии было принято законодательство, устанавливающее равную оплату за равный труд.
В скандинавских странах с их давно сложившейся партийно-политической структурой и устойчивыми избирательными системами не возникли отдельные женские партии. Политическая энергия женщин была направлена в русло уже существовав-
К. А. Кавеев, Н. В. Пазинич. Политика гендерного равенства в скандинавских странах
Общество и реформы
ших партий, а в организационном плане она приобрела форму женских партийных секций. Создание последних является неотъемлемой составной частью политической культуры стран Фенноскандии.
До начала 1970 гг. политические партии Скандинавии, как и других государств Европы, оставались «мужскими» организациями. Женщины составляли в них меньшинство и были лишь в незначительной степени представлены в среде партийного руководства и кандидатов в члены парламента. Поэтому женские секции стали своего рода центрами, где женщины могли самоидентифициро-ваться и формулировать программу своих требований.
Первоначально цель женских партийных секций состояла в том, чтобы разными методами привлекать к участию в партийной деятельности новых сторонников из женской среды и мотивировать женщин-избирателей к поддержанию этих партий на выборах.
К началу XXI в. женские секции вышли за пределы только электоральной роли и приняли активное участие в кампании за равные права женщин. Они стали своеобразной школой политического лидерства, где получают политическое воспитание и опыт политического участия будущие руководители-женщины.
Так, в Швеции центристская партия в конце 1980-х гг. располагала самой крупной женской секцией — около 75 тыс. чел. Это повлияло на избрание в 1986 г. лидером партии
бывшего министра иностранных дел Карин Содер, которая стала первой женщиной — руководителем политической партии в Швеции. В Финляндии женская секция партии центристов достигала в конце 1990-х гг. до 60 тыс. чел [4, с. 208].
Анализируя политику гендерного равенства в зарубежных странах, нельзя обойти вниманием гендерные нормы политического присутствия — существующие там квоты в рекомендательной, но не обязывающей форме, не предусматривающей никаких «санкций» в случае их неприменения. Эти квоты широко распространены в скандинавском регионе. Так, в Швеции в 1979 г. женщины из пяти крупнейших партий — социал-демократической, партии центра, коммунистической, либеральной и умеренной — совместно потребовали от руководства увеличения политического представительства. Эта инициатива привела к положительному результату — принятию всеми указанными выше партиями принципа, согласно которому во внутрипартийных списках кандидатов на руководящие должности на муниципальном, региональном и национальном уровнях представительство каждого пола не должно составлять менее 40 % и выше 60 %. Важно заметить, что этот принцип оказался очень действенным. В 1980 гг. доля женщин в руководящих органах этих партий заметно выросла, а их влияние усилилось [4, с. 208].
Однако отношение к гендерным квотам в более обязательной статусной форме остается в скандинавских
странах различным. Наибольшее распространение они получили в Норвегии, где квоты давно и успешно применяются политическими партиями, как при внутрипартийных выборах, так и при выдвижении кандидатов в органы представительной власти [4, с. 208].
Тем не менее, за последние тридцать лет во всех государствах Скандинавии сложились государственные механизмы по преодолению дискриминации по признаку пола и обеспечению равных возможностей для всех членов общества. Эти механизмы включают в себя, с одной стороны, широкую сеть учреждений и должностей, занятых продвижением политики гендерного равенства, с другой, систему антидискриминационного законодательства. В состав механизмов равенства также входят финансируемые и организационно поддерживаемые государством сети гендерных исследований, созданные в каждой скандинавской стране и активно сотрудничающие друг с другом.
Следующим этапом в этом регионе стало учреждение институтов контроля над проведением в жизнь соответствующей политики и над выполнением законов по гендерному равенству, которые были приняты в Норвегии и Швеции в 1978-1979 гг., а в Финляндии в 1986 г.
В Норвегии впервые в мире в 1979 г. был назначен омбудсмен — уполномоченный по гендерному равенству и создана апелляционная комиссия для рассмотрения вопросов, связанных с гендерным равенством.
Швеция ввела должность омбудсмена и создала аналогичную комиссию в 1980 г., Финляндия — в 1987 г. Задачей омбудсмена является контроль за соблюдением законодательства о равенстве полов и информирование общественности о соответствующих требованиях закона. Омбудсмены добиваются добровольного выполнения законов о гендерном равенстве, не имея при этом полномочий налагать какие-либо наказания, в том числе штрафы. В случае отказа добровольно следовать закону омбудсмены обращаются в апелляционные комиссии, которые могут либо запретить какие-то действия, либо потребовать принятия необходимых мер. Практика показала, что в большинстве случаев омбудсменам удается самостоятельно решать спорные вопросы. В целом деятельность омбудсменов имеет большое значение для реализации законов о равенстве.
Следующим более сложным этапом в повышении роли женщин в управлении обществом в Швеции стало достижение равного представительства полов на руководящем уровне в исполнительной власти. Этой цели служит принятая в 1998 г. специальная правительственная программа, предусматривающая регулярную статистическую отчётность перед парламентом о положении женщин в государственных органах управления; этапные ориентиры в повышении пропорционального представительства женщин (30 % — к 1992 г., 40 % — к 1995 г. и 50 % в 1998 г.); специальные мероприятия
К. А. Кавеев, Н. В. Пазинич. Политика гендерного равенства в скандинавских странах
Общество и реформы
по достижению этих целей: контроль за правительственными назначениями со стороны министра по равноправию, государственная финансовая поддержка целевых программ неправительственных организаций по стимулированию женского представительства в структурах исполнительной власти и др. [см.: 2, с. 153].
Со времени принятия данной программы число женщин в «высших» эшелонах власти заметно возросло и к 1995 г. представительницы «слабого пола» замещали до половины общего числа должностей на государственной службе, занимая при этом около 20% руководящих и старших должностных постов [2, с. 153].
Требования равного статуса в Скан динавии распространяются
вплоть до правительственного уровня. Так, практикуется введение должностей министров по вопросам равенства, не являющихся членами кабинета, а в Норвегии в 1997 г. действовал заместитель премьер-министра, отвечавший за вопросы гендерного равенства.
В Швеции предусматривается, что все министры кабинета обязаны заниматься проблемами гендерного равенства в области их компетенции. Однако и там в структуре правительства был создан специальный отдел по вопросам равенства, в функции которого входит подготовка правительственных решений, координация политики по вопросам равенства и др.
Фундаментальную роль в процессе создания механизмов гендерного равенства в Финляндии, Норвегии
и Швеции сыграло принятие законов о равенстве полов. В норвежском законе о равном статусе, принятом 9 июня 1978 г., нашла отражение идея
о том, что дискриминации подвергаются в основном женщины и поэтому они нуждаются в особой поддержке [4, с. 208].
Последней из северных стран, которая официально ввела закон о равенстве полов была Финляндия — в 1986 г., что, однако, не означает отставания этого государства в осуществлении политики равных возможностей. Различия между полами по уровню образования, участия в наёмном труде, статусе на работе и политической активности в начале 1980-х гг. в Финляндии были даже менее заметны, чем в других странах. Тем не менее, и там отмечались факты дискриминации, и не происходило глубокой трансформации традиционных взглядов на роль полов.
Ещё в 1860-х гг. в связи с активизацией женского движения в Скандинавии стали проводиться исследования женских проблем. Государство финансирует изучение данной проблематики, придавая ей важное значение. При этом исследовательницы нередко в то же время сами активно участвуют в феминистском движении и в политической жизни. Безусловно, результаты этих научных работ помогали правительствам, проводившим политику равенства возможностей, формулировать лучшие программы для женщин. Под давлением национальных центров женских исследований, действовавших в на Севере Ев-
ропы (Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания) Совет министров северных стран принял решение финансировать должность координатора женских исследований в регионе, призванного играть важную роль в информационном обмене, координации исследовательских программ. Характерной особенностью последних лет стало повышение интереса к разработке гендерной тематики с позиции мужского восприятия.
Итак, политика гендерного равенства в скандинавских странах оказалась эффективной и принесла довольно положительные результаты. Можно ли попытаться применить подобную практику в России?
Отметим, что в нашей стране на федеральном уровне исполнительной власти специальный государственный орган по делам женщин (министерство, либо комитет) в настоящее время отсутствует, действует только комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве РФ1. В органах представительной власти вопросами положения женщин занимаются комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации2 и некоторые другие.
Однако ни одна из вышеназванных структур в отдельности, ни все
1 Была образована 28 января 1997 г.
2 Была образована 5 июня 2006 г.
они вместе взятые не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин.
Сам институт Уполномоченного по правам человека был создан только в 1997 г. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами» [5].
В компетенцию Уполномоченного входят восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства в этой области и приведение его в соответствие с международными стандартами. Сложность заключается в том, что вопросу о реализации женщинами равных прав с мужчинами, иначе говоря, проблеме гендерного равенства, уделяется мало внимания. В отчетных докладах «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» в 2005-2007 гг. рассматривались проблемы пенсионного обеспечения, права инвалидов, права и законные интересы ребенка, права военнослужащих и граждан, призываемых на военную службу, права че-
К. А. Кавеев, Н. В. Пазинич. Политика гендерного равенства в скандинавских странах
Общество и реформы
ловека в местах принудительного содержания, права человека в сфере миграции и гражданства, право на выбор места пребывания и жительства, право на медицинскую помощь, межнациональные проблемы.
Безусловно, все вышеперечисленное заслуживает пристального внимания со стороны Уполномоченного по правам человека РФ, но, на наш взгляд, нельзя оставлять без внимания и вопрос о правах женщин. Им следует заниматься. Лишь когда социум признает, что сегодня реально существуют проблемы гендерного неравенства, разрешением которых важно активно заниматься, только тогда и можно будет добиться каких-либо существенных результатов в деле улучшения положения в обществе как женщин так и мужчин.
Отметим, что в России поле деятельности Уполномоченного по правам человека более широкое, чем в Скандинавии. На наш взгляд, опыт скандинавских стран следует использовать и ввести должность омбудсмена именно по вопросам гендерного равенства в связи с особой остротой данной проблемы для нашей страны.
В России действует множество женских организаций. Они проводят семинары, конференции, форумы с участием зарубежных специалистов и экспертов. Вопросы дискриминации женщин в российском обществе бурно обсуждаются, разрабатываются программы, направленные на их адаптацию к новым рыночным отношениям, на развитие новых форм женской деловой активности, станов-
ление женского индивидуального производства и мелкого предпринимательства. Женские организации России пока еще не добились столь значительных результатов, как женское движение Фенноскандии, но все же определенные успехи в этом направлении уже имеются.
Между тем в настоящее время необходима консолидация разрозненных женских общественно-политических движений. Только при объединении усилий и создании политической партии или движения, союза с ярким лидером во главе женские организации получат реальные шансы бороться за достойное представительство в парламентах, в целом повысить свой авторитет в политической системе.
Центры гендерных исследований играют важную роль в привлечении внимания общественности к проблемам гендерного равенства и возможном влиянии на сознание депутатов Госдумы, государственных служащих, журналистов; преподавателей высшей школы, участников женского движения. С другой стороны, попытки введения квот в России оказались малоэффективны. Еще в 1937 г. компартия широко внедряла систему неофициальных квот для женщин, среди депутатов Верховного совета СССР они составляли 30 % [4, с. 414]. В 1960 г. уровень участия женщин в представительных органах власти колебался от 27 % в Верховном Совете СССР до 41 % в районных Советах депутатов [4, с. 414]. Подобное соотношение сохранялось вплоть до
1989 г. В ходе выборов 1989 г., когда квотная система была отменена, доля представительства женщин резко упала, проявилось реальное отношение общества к участию женщин в управлении. В 2005 г. в России были предприняты попытки введения системы квот, но успехом они не увенчались.
В настоящее время законодательного акта, которым бы определялась система квот, в России нет. Хотя очевидно: для того, чтобы поднять роль женщин, создать реальные условия для их выдвижения во властные органы, подобная система была бы не только оправданной, но и необходимой. При этом подбор кандидатов следует вести по уровню их компетентности, способности принимать самостоятельные решения, отстаивать мнение, защищать интересы электората.
Система квот в демократическом обществе — не как постоянный принцип, это своего рода возврат долгов, некая специальная временная мера, которая будет способствовать вхождению в структуры власти многим та-
лантливым социально активным женщинам. Чтобы талант проявился, необходимы благоприятные условия, возможность показать себя в деле, реальный политический опыт.
Следует подчеркнуть, что политика гендерного равенства в скандинавских странах оказалась вполне эффективной. Женщины Скандинавии по многим параметрам политического участия, в том числе по представленности в законодательных и исполнительных органах власти на региональном и муниципальном уровнях опережают многие страны мира. В парламентах Швеции, Финляндии и Норвегии женщины-депутаты располагают от 36 % до 47 % мандатов. Россия же по данному показателю находится на 82 месте в мире, в нашем парламенте на долю женщин приходится всего лишь 14 % [6]. Если в странах северной Европы женщины выступают наравне с мужчинами в принятии решений, то в России существует гендерное неравенство, которое следует устранять, перенимая опыт скандинавских стран.
1. Большой толковый социологический словарь. М.: АСТ, 2001.
2. Воронина О. А. Основы гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
3. Здравомыслова Е., Темкина А. Российский гендерный порядок: социологический подход. СПб.: Европейский институт в Санкт-Петербурге, 2007.
4. Кочкина Е. В., Степанова Н. М. Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: Алетейя, 2004.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1. [Электронный документ] // URL: http://www.jurisconsult. info/index.php?option=com_content&task=view&id=658&Itemid=82 (дата обращения 10.06.2009).
6. Woman in National Parliaments Сайт [Электронный документ] // Woman in Parliaments. World classification. URL: парламентского союза. URL: http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm (дата обращения 10.06.2009).
К. А. Кавеев, Н. В. Пазинич. Политика гендерного равенства в скандинавских странах