Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / РЕФОРМА / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамытов Т.Т., Кокуева Э.С.

Статья посвящена исследованию вопросов современного состояния бухгалтерского учета и организации внутреннего аудита в аграрном секторе. Изучены нормативные и методические документы по ведению и организации бухгалтерского учёта крестьянских (фермерских) хозяйств и обоснована необходимость по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учёта. Предложены варианты бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах с учетом отраслевой специфики и размеров производства. А также, обосновывается необходимость организации аудиторской службы и укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях хозяйствования, так как это требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF ACCOUNTING AND INTERNAL AUDIT IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

The article is devoted to the study of issues, regulatory and methodological documents on the maintenance and organization of accounting, peasant (farm) enterprises, and the need to improve the current accounting system is substantiated. Options for accounting in peasant (farm) households are proposed, taking into account industry specifics and the size of production. And also, the necessity of organizing an audit service in the agricultural sector is substantiated. Strengthening the status of an enterprise in the agricultural sector as an independent economic entity in the new conditions requires fundamentally new approaches to monitoring its activities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Т.Т. Мамытов, канд. экон. наук, доцент Э.С. Кокуева, канд. экон. наук, доцент Международный университет им. К.Ш. Токтомаматова (Кыргызстан, г. Джалал-Абад)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-207-213

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов современного состояния бухгалтерского учета и организации внутреннего аудита в аграрном секторе. Изучены нормативные и методические документы по ведению и организации бухгалтерского учёта крестьянских (фермерских) хозяйств и обоснована необходимость по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учёта. Предложены варианты бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах с учетом отраслевой специфики и размеров производства. А также, обосновывается необходимость организации аудиторской службы и укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях хозяйствования, так как это требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью.

Ключевые слова: международные стандарты бухгалтерского учета, аграрный сектор, крестьянские (фермерские) хозяйства, реформа, внутренний аудит, международные стандарты аудита.

В современных условиях хозяйствования с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета, всем хозяйствующим субъектам предоставлена право осуществлять собственную бухгалтерскую политику. Однако становление цивилизованного фермерского уклада, как показывает мировой опыт, - это постепенный процесс, который невозможно осуществить в короткий период времени. Реализация данной общенациональной задачи требует больших инвестиционных вложений, решения комплекса правовых, экономических и организационных вопросов. Важной стороной деятельности каждого крестьянского (фермерского) хозяйства является ведение бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Значение и необходимость учета и внутреннего аудита в крестьянском (фермерском) хозяйстве обусловлена, с одной стороны, потребностью в информации об имеющемся в хозяйстве имуществе, затратах, объемах производства продукции и поступлениях доходов от реализации продукции, а с другой стороны, обязанностью представления в государственные учреждения информации о результатах производственно-

хозяйственной деятельности. Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью.

Следовательно, ведение учета для главы фермерского хозяйства является делом не добровольным, а обязательным.

С появлением в аграрном секторе страны крестьянских (фермерских) хозяйств, как основных производителей сельскохозяйственной продукции, возникла необходимость в разработке теоретических основ ведения бухгалтерского учета в мелких аграрных формированиях. С переходом на рыночную экономику появились методические рекомендации, предложения отдельных авторов по ведению бухгалтерского учета. За этот небольшой период становления крестьянских хозяйств накоплен определенный опыт как в практическом, так и в теоретическом плане. Анализ различных точек зрения показал, что авто-

ры единодушны во мнении, что учет в крестьянских хозяйствах должен быть, по возможности, простым, ясным и доступным. Ранние разработки по ведению учета ориентировали фермера на использование простой системы учета и применение без регистрации внутренних оборотов по движению имущества, материальных ценностей. Кроме того, применение принципа двойной записи и, соответственно, других элементов бухгалтерского учета считалось ненужным. Это объяснялось не многочисленностью штата работников и небольшими размерами крестьянских и фермерских хозяйств, а также отсутствием у них практического опыта в таком деле.

В крестьянских хозяйствах объем учетной работы намного меньше, чем в крупных сельхозпредприятиях, но требования к ней не снижаются. Как и все другие предприятия, крестьянские хозяйства должны отражать на бухгалтерских счетах всю информацию, необходимую для управления и контроля. Для этого необходимо разработать свой рабочий план счетов на основе плана счетов финансово-хозяйственной деятельности субъектов Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства от 7 октября 2010 года под № 231.

Несомненно, важными моментами организации учета в крестьянских хозяйствах являются подбор и ведение учетных регистров. В небольших односемейных хозяйствах, где учетом занимаются лица, не имеющие специального образования и опыта ведение бухгалтерского учета, целесообразно использовать регистры, построенные по простому принципу записей «приход-расход-остаток» и вполне доступные широкому кругу фермеров.

Для организации бухгалтерского учета в крестьянских хозяйствах надо вести следующие учетные регистры: Книгу учета имущества крестьянского хозяйства, Книгу учета продукции и материалов, Книгу учета труда, Журнал учета хозяйственных операций, Ведомость финансовых результатов.

Есть ли необходимость в ведении всех этих регистров? Теоретически да, а прак-

тически их не ведет большинство хозяйств.

Для индивидуальных крестьянских хозяйств с небольшим объемом производства, где за год совершается не более 50 хозяйственных операций, достаточным является открытие на год Книги учета хозяйственных операций. В нее сначала записывают остатки по счетам на начало года, а затем хозяйственные операции на основании первичных документов в хронологической последовательности и с соблюдением способа двойной записи.

Данная книга является комбинированным учетным регистром, заменяет журналы-ордера (мемориальные ордера) и выполняет роль Главной книги. Она доступна, проста, охватывает все хозяйственные операции.

В односемейных крестьянских хозяйствах основные средства представлены в виде двух-трех единиц техники, на которые можно открывать карточки учета основных средств, а на производственные запасы-карточки складского учета. Ведение книг учета затрат на производство не практикуется, так как в таких хозяйствах, как правило, выращивают одну культуру или группу скота. Для учета оплаты труда используют расчетно-платежные ведомости.

Хорошо налаженный учет позволяет фермеру оценить финансовое состояние своего хозяйства и доходность производства, своевременно представлять установленные формы отчетности.

Таким образом, учет - это неотъемлемая и обязательная функциональная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивающая в то же время и контроль за производством, наличием и использованием материальных, трудовых и денежных средств.

Современный этап развития рыночных условий в нашей стране характеризуется последовательным осуществлением мероприятий, направленных на углубление экономических реформ, разработку и применение рыночных механизмов хозяйствования, преодоление спада производства, финансовую стабилизацию предприятий, решение социальных проблем и др. Осо-

бую значимость они имеют для аграрного сектора экономики - важнейшей отрасли народнохозяйственного комплекса, от уровня развития которого зависит успех всех других отраслей.

В настоящее время проблема бухгалтерского учета в крестьянских хозяйствах стала обсуждаться как для мелких, так и для более крупных хозяйств.

В условиях рыночных отношений учет должен содержать информацию необходимую и крестьянину, и государству для проведения в жизнь аграрной политики. Поэтому, чтобы успешно осуществлять поставленные цели, государственным органам требуются статистические данные об экономических результатах работы крестьянских фермерских хозяйств и полагаем, что в условиях рынка статистическая отчетность должна сохраниться как необходимая для принятия решений на государственном уровне. Крестьянские хозяйства тоже должны давать сведения о своей хозяйственной деятельности в системе показателей, характеризующих объем его производства, структуру затрат, товарную продукцию и прочие. Необходимые данные о производственно-экономических показателях можно получить только в системе сплошного бухгалтерского учета. Крестьянин сможет получить нужные ему сведения о наличии и движении основных средств, производственных запасах, затратах по производству конкретных видов производимой продукции с помощью бухгалтерского учета, который содержит полную информацию о финансовом состоянии хозяйства.

В условиях рынка бухгалтерский учет выполняет принципиально иные функции. Это вызвано тем, что меняется структура собственности, и государственная собственность становится лишь одним из видов собственности. Появляется много новых собственников, которые заинтересованы в результатах деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку вложили в него собственные средства. В рыночных условиях, все сельскохозяйственные предприятии вынуждены искать такие управленческие решения, которые обеспечили бы ему победу в конкурентной борьбе и

необходимые финансовые результаты. В этих целях оно изучает рыночную конъюнктуру, самостоятельно планирует свою деятельность, находит поставщиков и покупателей, самостоятельно устанавливает цены и т.д.

Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета предприятий современных принципов его организации на основе международных стандартов.

На наш взгляд реформы в аграрном секторе сопровождались ростом неоправданных экономических потерь, а также неудовлетворительной работой отдельных его структур. Причинами сложившегося положения является не только общий кризис экономики сельского хозяйства. В число основных ошибок, допускаемых в ходе аграрной реформы, входит отсутствие на местном и региональном уровнях четкой организации внутреннего аудита, позволяющей эффективно управлять производственными и социальными отношениями, обеспечивать сохранность имущества собственников, повышать мотивацию труда и на этой основе формировать качественно новое отношение в оценке общественного бытия сельского населения.

Современные условия рынка заставили экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок Кыргызстана возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

С началом перестройки и рыночных преобразований возникла необходимость аудита в Кыргызской Республике, а его

дальнейшее развитие потребовало принятие нормативных актов, регулирующих деятельность аудиторских фирм и независимых аудиторов. Хотя его нынешние противоречия, состояние и перспективы развития определяются не только трудностями реальной экономики: по существу, мы только приступили к научно-практическому изучению проблем аудита.

Становления и развитие аудита в Кыргызской Республике и процессы его интеграции в Международное аудиторское сообщество, а также переход Кыргызской Республики на Международные стандарты финансовой отчетности потребовало унификации аудиторской деятельности путем их стандартизации. В связи с этим, Правительство Кыргызской Республики постановлением от 22 апреля 2002 года за № 235 утвердило в качестве стандартов аудита в Кыргызской Республике Международные стандарты аудита (МСА), разработанные Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП, г. Нью-Йорк).

Немаловажную роль в успехах отечественного аудита сыграла Госкомиссия по финансовой отчетности и аудиту (нынешний Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции КР), опираясь на широкую общественность, была действительно органом, организующим систему мер по государственной поддержке становлению и развитию рынка услуг в Кыргызстане. Госкомиссия наряду с продвижением законопроекта способствовала подготовке ряда нормативных актов, которые обеспечили безостановочное развитие аудита в современном правовом поле.

Подольский В.И. пишет: аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Другое определение об аудите дают Баканов М.И., Шеремет А.Д.: «Аудит осуществляемая на договорных началах проверка независимым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтер-

ского учета достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствие на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законодательства» [7].

Во всех вышеперечисленных определениях условием ведения любой аудиторской проверки является установление рамок конкретного хозяйствующего субъекта и его информационной базы. С учетом нашей специфики я согласен с трактовкой Биримкуловой К.Д.: «Аудит - это независимая экспертиза и анализ бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта на договорных началах, проверка состояния внутреннего контроля и соответствия бухгалтерского учета действующим законодательствам, а также оказание консультационных и иных услуг на контрактной основе» [3].

Мировой опыт аудита в странах с развитой рыночной экономикой дает основание выделить основные способы его осуществления - внешний аудит (коммерческий) и внутренний аудит предприятий, объединений. Каждый из этих способов имеет свои цели и задачи, соответствующий им правовой и организационный статус. Органичное взаимодействие внутреннего и внешнего аудита обеспечивает эффективную защиту имущественных интересов экономических субъектов.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Кыргызской Республики дается следующее определение: «внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля». Институт внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) разработал следующее определение: «внутренний аудит-это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции». Внутренний аудит представляет им для этого данные анализа, оценки,

рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах».

Таким образом, можно дать следующее определение внутреннего аудита. Внутренний аудит есть независимая деятельность хозяйствующего субъекта по проверке и оценке работы.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

В настоящее время потребность во внутреннем аудите возникает на хозяйствующих субъектах сельского хозяйства в связи с тем, что руководство не занимается повседневным контролем деятельности хозяйства. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов хозяйства. Оно необходимо главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри хозяйства.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяют самим экономическим субъектом, т. е. его руководством и собственниками, в зависимости от:

- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

- сложившейся системы управления экономического субъекта;

- состояние внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей

внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

- проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;

- проверка деятельности различных звеньев управления;

- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок структурных подразделений экономического субъекта;

- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;

- работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

- оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требования к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству, собственникам и органам внутреннего контроля.

Внутренний аудитор, по мнению А.Д. Шеремета и В.П. Суйц, - это сотруд-

ник подразделения внутреннего аудита, лишь в степени точности и детальности организованного экономическим субъек- применения соответствующих методов. том. Внутренними аудиторами являются Результатом данного исследования, по

сотрудники, находящиеся в штате пред- нашему мнению, является значение, необ-приятия и подчиненные его руководству. ходимость и особенности организации

Таким образом, в рамках внутреннего бухгалтерского учета и внутреннего ауди-аудита осуществляется не только деталь- та в крестьянских (фермерских) хозяй-ный контроль за сохранностью активов, но ствах, а также оценка современного состо-и контроль за политикой и качеством яния бухгалтерского учета в сельском хо-управления. Многие функции внутренних зяйстве.

аудиторов могут быть выполнены пригла- Важнейшим направлением улучшения

шенными независимыми аудиторами; при качества и организация бухгалтерской ра-решении многих задач внутренние и боты зависит от внутреннего аудита как внешние аудиторы могут использовать составной части системы бухгалтерского одинаковые методы - разница заключается учета.

Библиографический список

1. Закон КР «О бухгалтерском учете» Кыргызской Республики от 29.04.2002 г.

2. Закон КР «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» от 11.05.1999 г.

3. Биримкулова К.Д. Аудит. Решения проблемы. Бишкек. 1998 г.

4. Шеремет А.Д., Суйц В.П Аудит Москва ИНФРА-М 2006 г

5. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве 1-2 том. - М.: «Финансы и статистика», 2002.

6. Подольский В. И. Аудит. - Москва, 2002.

7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Москва, 1996.

8. Мамытов Т.Т., Салибаева Г.П. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Вестник Международного университета имени К.Ш. Токтомаматова. - 2020. - № 2. - С. 93-98.

9. Омошев Т.Т., Сулайманова Д.К. Прогнозирования перспективных качественных показателей экономического роста аграрного сектора экономики Кыргызской Республики // Вестник Международного университета имени К.Ш. Токтомаматова. - 2021. - №1. -С. 15-22.

10. Мамытов Т.Т., Сартбаева Г.П. Крестьянские (фермерские) хозяйства в Кыргызской Республике: анализ проблемы и пути их решения на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-2 (74). - С. 6-9.

THE CURRENT STATE OF ACCOUNTING AND INTERNAL AUDIT IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

T.T. Mamytov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.S. Kokueva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.Sh. Toktomamatov International University (Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

Abstract. The article is devoted to the study of issues, regulatory and methodological documents on the maintenance and organization of accounting, peasant (farm) enterprises, and the need to improve the current accounting system is substantiated. Options for accounting in peasant (farm) households are proposed, taking into account industry specifics and the size of production. And also, the necessity of organizing an audit service in the agricultural sector is substantiated. Strengthening the status of an enterprise in the agricultural sector as an independent economic entity in the new conditions requires fundamentally new approaches to monitoring its activities.

Keywords: international accounting standards, agrarian sector, peasant (farm) enterprises, reform, internal audit, international audit standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.