Научная статья на тему 'Совершенствование организации учетно-аналитической работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах'

Совершенствование организации учетно-аналитической работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / PRIMARY ACCOUNTING DOCUMENTATION / ACCOUNTING FINANCIAL ACCOUNTING / ACCOUNTING MANAGEMENT ACCOUNTING / RESPONSIBILITY CENTERS / MANAGEMENT OF PRODUCTION COSTS / FINANCIAL CONTROL / PEASANT (FARM) ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гонова О.В.

В статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского финансового и управленческого учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для обеспечения эффективности работы крестьянского (фермерского) хозяйства независимо от правового статуса, предупреждения возможных диспропорций в его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, анализа и контроля над состоянием и движением хозяйственных средств, сохранностью собственности крестьянина (фермера) необходима учетная информация. Поэтому крестьянские (фермерские) хозяйства нуждаются в ведении бухгалтерского учета. Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью. Автором осуществлен теоретический обзор современного состояния учетно-аналитической работы на предприятиях данной организационно-правовой формы хозяйствования, сделаны практические предложения по совершенствованию сферы учета и анализа в крестьянских (фермерских) хозяйствах на материалах К(Ф)Х «Центурий» Лухского района Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гонова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL WORK IN THE PEASANT (FARMER) FARMS

The article deals with the organization of financial and management accounting in the peasant (farmer) farms. To ensure the effectiveness of the peasant (farmer) economy, regardless of the legal status, prevention of possible imbalances in its production,economic and financial activities, analysis and control over the state and movement of economic funds, the preservation of the property of the peasant (farmer) requires accounting information. Therefore, the peasant (farmer) farms are in need of accounting. Accounting activities in the peasant (farmer) economy affects a particular amount of the condition and changes of assets, materials and products, cash and labor resources. The volume and degree of accuracy of accounting information is largely determined by the objectives of management, production necessity and economic feasibility. The author carried out a theoretical review of the current state of accounting and analytical work at the enterprises of this organizational and legal form of management, made practical proposals to improve the scope of accounting and analysis in the peasant (farmer) farms on the materials of the P(F)F "Centurium" of the Lukh District of the Ivanovo region. The presented publication is a continuation of scientific research published in the articles "Analytical practice of using a comprehensive assessment of the economic efficiency of small enterprises in the field of agribusiness" Modern science-intensive technologies. Regional supplement. No. 2 (54), 2018, "Development of a business project to improve the production and economic efficiency of the peasant (farmer) economy" Modern science-intensive technologies. Regional supplement. №1 (57), 2019

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации учетно-аналитической работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах»

УДК 657.2 : 631.15

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

О. В. Гонова

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева

В статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского финансового и управленческого учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Для обеспечения эффективности работы крестьянского (фермерского) хозяйства независимо от правового статуса, предупреждения возможных диспропорций в его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, анализа и контроля над состоянием и движением хозяйственных средств, сохранностью собственности крестьянина (фермера) необходима учетная информация. Поэтому крестьянские (фермерские) хозяйства нуждаются в ведении бухгалтерского учета. Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью. Автором осуществлен теоретический обзор современного состояния учетно-аналитической работы на предприятиях данной организационно-правовой формы хозяйствования, сделаны практические предложения по совершенствованию сферы учета и анализа в крестьянских (фермерских) хозяйствах на материалах К(Ф)Х «Центурий» Лухского района Ивановской области.

Ключевые слова: первичная учетная документация, бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, центры ответственности, управление производственными затратами, финансовый контроль, крестьянское (фермерское) хозяйство.

Представленная публикация является продолжением научных исследований опубликованных в статьях «Аналитическая практика использования комплексной оценки экономической эффективности деятельности малых предприятий сферы агробизнеса» //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. №2 (54), 2018 г., «Разработка бизнес-проекта повышения производственно-экономической эффективности крестьянского (фермерского) хозяйства»// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. №1 (57), 2019г.

Эффективное управление крестьянским (фермерским) хозяйством (К(Ф)Х) возможно лишь при наличии полной информации, характеризующей все стороны производства. Основным источником оперативной и объективной информации о развитии производства,

выполнении хозяйственных операций являются учет и отчетность. Ведение бухгалтерского учета в К(Ф)Х нередко служит показателем высокой культуры деятельности. Правильно поставленный учет способствует охране имущественных прав и законных интересов фермеров; обеспечивает необходимый объем информации для принятия своевременных управленческих решений; позволяет проводить анализ деятельности и оценку уровня рентабельности хозяйства; создает условия для контроля со стороны государственных органов за деятельностью К (Ф)Х по использованию кредитов, оплате и охране труда, уплате налогов и др.

В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства существенно различаются как по своим размерам, так и по организационно - правовой форме деятельности. Крестьянские (фермер-

ские) хозяйства могут иметь или не иметь статус юридического лица. Все эти компоненты оказывают влияние на документирование бухгалтерской деятельности.

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, цели и функций бухгалтерского учета и отчетности определены так: «...формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями...». С этим нельзя не согласиться, ведь отчетность,

Пользователи отчетности

«составленная в соответствии с международными принципами, нацелена исключительно на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей», тогда как в российском законодательстве и большинстве литературных источников принято пользователей бухгалтерской информации делить на внутренних и внешних [6].

Систематизированный перечень пользователей отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства и перечень информации, необходимой данным пользователям, представлен автором в таблице 1.

Таблица 1

1х и средних предприятий

Пользователи Необходимые показатели

Внутренние Собственники Показатели, характеризующие финансовые перспективы и возможности получения доходов в будущем.

Руководитель предприятия Показатели, позволяющие принимать управленческие решения для оценки.

Администрация, работники Перечень показателей определяется выполняемой функцией.

Внешние С прямым финансовым интересом: инвесторы, банки, кредиторы Показатели для определения инвестиционной привлекательности компании, оценки возможных рисков.

с косвенным финансовым интересом Налоговые органы Для фискальных целей: проверки правильности и своевременности уплаты налогов в бюджет

Внебюджетные фонды (ПФР, ФСС) Информация, для проверки правильности и своевременности уплаты страховых взносов.

Государство (министерства и ведомства) Для разработки программ развития малого и среднего бизнеса, с выделением соответствующих средств из бюджета, оценки целевого использования средств государственной помощи.

Иные пользователи Используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния).

Без финансового интереса (Госкомстат и др.). Показатели о деятельности МСП используются для проведения анализа на макроуровне и др.

Для различных пользователей необходим различный объем информации, содержащейся в разных видах отчетности. Особенностью малых предприятий является то, что часто собственник и руководитель выступает в одном лице. Сведения о финансовом состоянии предприятия необходимы для получения кредита в кредитных учреждениях, государственных субсидий и др. Мероприятия, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, требуют экономического мониторинга их деятельности. Сбор и обработку данных об основных показателях их деятельности осуществляется статистическими, налоговыми и иными государственными органами [1,2].

Исходя из условий хозяйствования крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно выбирает учетную политику, формы организации и методы ведения бухгалтерского учета, определяет технологию обработки учетной информации вручную, с использованием калькуляторов или компьютеров. Небольшие по размеру крестьянские (фермерские) хозяйства (с численностью до 100 чел.) могут применять упрощенные варианты учетных регистров. Крупным фермерским хозяйствам (с численностью от 101 до 250 человек) более подходящей и привычной является система счетов и двойной записи. Двойная запись позволяет детально отразить на счетах все хозяйственные операции, происходящие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, объективно зафиксировать совершающиеся в них хозяйственные процессы производства, обращения и распределения.

Поэтому неоднозначность состояния в сфере учета и анализа в крестьян-

ских (фермерских) хозяйствах является актуальной проблемой, требующей глубокого изучения.

Объектом исследования выступает типичное предприятие сферы малого агробизнеса - К(Ф)Х «Центурий» Лухско-го района Ивановской области. Производственное направление - молочное скотоводство. Отрасль растениеводства является дополнительной. Обе ведущие отрасли обслуживаются службой механизации и электрификации предприятия, а также строительным цехом. На долю молока в общих денежных поступлениях хозяйства приходится 65,5%. От реализации сельскохозяйственной продукции хозяйство получает прибыль, хотя уровень рентабельности низкий [4,5]. В таблице 2 представлены показатели, характеризующие размеры хозяйства.

Для обеспечения эффективности работы крестьянского (фермерского) хозяйства независимо от правового статуса, предупреждения возможных диспропорций в его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, анализа и контроля над состоянием и движением хозяйственных средств, сохранностью собственности крестьянина (фермера) необходима учетная информация. Поэтому крестьянские (фермерские) хозяйства нуждаются в ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства как хозяйствующие (экономические) субъекты предпринимательства являются плательщиками отдельных налогов и обязаны вести налоговый учет, составлять и передавать в органы Государственной налоговой инспекции отчетность в порядке и по формам, установленным законодательством.

Таблица 2

Анализ показателей, характеризующих размеры хозяйства

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2018 год, % к 2014 году

1. Стоимость валовой продукции в средних ценах реализации, тыс. руб. 5241,6 5343,6 7748,8 8387,4 9398,7 179,3

2. Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 4680 4994 7109 7988 8467,3 180,9

4. Стоимость основных производственных фондов (на конец года), тыс. руб. 5427 5731 5675 5150 6890 127

5. Среднегодовая численность работников, чел. 24 25 25 24 25 104,2

в т.ч. занятых в с/х пр-ве, чел. 24 25 25 24 25 104,2

6. Среднегодовое поголовье КРС 100 105 94 167 176 176

в т.ч. коров 51 51 51 90 93 168,4

6.Земельная площадь, га 2254 3203 3203 3203 3203 142,1

в т.ч. с/х угодий 2026 2975 2975 2975 2975 146,8

из них пашни 1874 2823 2823 2823 2823 150,6

8.Энерге-кие мощности, л.с. 1783 1783 1783 2023 2223 124,7

9. Потреблено электроэнергии, тыс. кВт/час 4519,2 4949,4 4069,9 5019,3 5913 130,8

У крестьянских (фермерских) хозяйств очень часто возникает необходимость в учете наличия и использования земельных участков, зданий, машин, оборудования, животных и других основных средств, сельскохозяйственной продукции, покупных товарно-материальных запасов, денежных средств, расчетов с членами коллектива, другими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и кооперативами, ассоциациями, с разными предприятиями, организациями и отдельными лицами, а также собственных доходов и расходов [3].

Крестьянские (фермерские) хозяйства, как правило, ведут учет собственными силами. Не исключено при этом, что руководствуясь целесообразностью, учетные функции могут передаваться ассоциациям крестьянских (фермерских) хозяйств или аудиторским и другим организациям на договорной основе.

В крестьянском (фермерском) хозяйстве учет своей хозяйственной деятельности осуществляет глава хозяйства или один из его членов, обладающий необходимыми навыками по этому виду

трудовой деятельности. Не исключено, что для выполнения учетных работ, особенно при применении двойной системы учета, могут привлекаться специалисты со стороны.

Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, производственной необходимостью и экономической целесообразностью.

Значение и необходимость учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве обусловливается, с одной стороны, потребностью в информации об имеющемся в хозяйстве имуществе, затратах, объемах производства продукции и поступлениях выручки от реализации продукции, работ, услуг, а с другой стороны, обязанностью представления в государственные учреждения информации о результатах производственно-хозяйственной деятельности. Глава хозяйства несет установлен-

ную законодательством ответственность за искажение государственной отчетности. Следовательно, ведение учета для главы фермерского хозяйства является делом не добровольным, а обязательным [статья 23 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»] [6].

Таким образом, учет - это неотъемлемая и обязательная функциональная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивающая в то же время и контроль над производством, наличием и использованием материальных, трудовых и денежных средств. Поэтому главе хозяйства или другому лицу, осуществляющему учет, необходимо: обязательно определять экономическую целесообразность и выгодность того или иного хозяйственного действия прежде, чем приступить к его реализации; уметь правильно в момент совершения хозяйственной операции (сделки) составлять первичные документы и ежедневно и аккуратно вести записи в соответствующих книгах, журналах, на отдельных листах о свершенных за день хозяйственных операциях (сделках) на основании оформленных документов. Чтобы добиться объективной оценки состояния хозяйства и строгого учета всех хозяйственных процессов, в крестьянском (фермерском) хозяйстве необходимо должным образом наладить весь учетный процесс.

Изучение организации учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в крестьянском (фермерском) хозяйстве позволило предложить ряд направлений по ее совершенствованию. Они представлены на рисунке 1.

Нами было выявлено, что в хозяйстве недостаточное внимание уделяется кадровой политике. Повышение квалификации регулярно проходит только главный бухгалтер. Другие сотрудники бухгалтерии не прошли ни одного обучения по вопросам бухгалтерского учета. Мы считаем, что руководству хозяйства необходимо организовывать прохождение курсов повышения квалификации,

обучающих семинаров всеми сотрудниками бухгалтерии не реже, чем 1 раз в 3 года. Кроме этого, было бы целесообразно главному бухгалтеру организовывать обучающие мероприятия для своих сотрудников с целью ознакомления их с новыми нормативными документами, касающимися ведения бухгалтерского учета на предприятии. Хорошей традицией может стать участие в вебинарах, организуемых компанией «КонсультантПлюс» и другими справочными системами.

Предприятию необходимо разработать организационную систему бухгалтерского учета с выделением финансового и управленческого учета. Финансовый учет решает проблемы формирования картины финансового положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Результаты финансового учета предназначены главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних потребителей. Управленческий учет предназначен для формирования информационно-аналитической базы для руководителей всех уровней, на основании которой будут приниматься оптимальные управленческие решения. Также управленческий учет поможет установить уровень ответственности отдельных работников, повысит качество планирования и прогнозирования экономической эффективности работы предприятия и ее отдельных структурных подразделений, будет способствовать более глубокому анализу. Центры ответственности по затратам необходимо сформировать в каждом цехе (растениеводства, животноводства, механизации и электрификации, строительства и ремонта) и службе хозяйства. По центрам ответственности будет осуществляться управленческий учет и контроль. Ответственность за результаты деятельности центров полностью ляжет на начальников цехов и служб. Работа сформированных центров должна контролироваться администрацией хозяйства.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В К(Ф)Х «ЦЕНТУРИЙ»

Совершенствование кадрового состава бухгалтерии

Обязательное прохождение повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года

Организация обучающих мероприятий в хозяйстве

Разработка организационной системы бухгалтерского учета с выделением финансового и управленческого учета

Обособление счетов управленческого учета

Совершенствование документооборота

Разработка графика документооборота

Введение новых форм ведомостей

Рис. 1. Направления совершенствования организации учетно-аналитической работы

в К (Ф) Х «Центурий»

Счета управленческого учета следует методически и организационно обособить от других счетов бухгалтерского учета, поскольку на них создается конфиденциальная информация для внутрифирменного управления, а также в отличие от других счетов отражается не только фактическая, но и планово-бюджетная информация в детальном разрезе по центрам ответственности, калькуляционным объектам. Отражение плановых и фактических данных на счетах позволит в реальном режиме времени по-

лучать отклонения от планово-бюджетных показателей в виде сальдо на счетах [7,8].

Для этого в утвержденном Плане счетов можно занять свободные номера счетов и вести на них учет по элементам расходов, чтобы совместить в единых регистрах получение информации о затратах в интересах и бухгалтерского, и налогового учета. Таким образом, мы откроем дополнительные счета, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Предлагаемые дополнительные счета бухгалтерского и налогового учета

Наименование счета Номер счета Наименование субсчета

Основные средства 01 01.1 Скот рабочий и продуктивный. 01.2 Земельные участки и объекты природопользования. 01.3 Прочие производственные основные средства. 01.4 Вложения во внеоборотные материальные А. 01.5 Арендованные основные средства. 01.5 Прочие материальные внеоборотные активы.

Амортизация основных средств 02

Нематериальные активы 04 04.1 Нематериальные активы. 04.2 Вложения во внеоборотные нематериальные активы.

Амортизация нематериальных активов 05

Материалы 10 10.1 Покупные запасы. 10.2 Материально-производственные запасы собственного производства. 10.3 Товары для перепродажи.

Животные на выращивании и откорме 11

НДС по приобретенным ценностям 19

Основное производство 20 20.1 Продукция растениеводства. 20.2 Продукция животноводства.

Материальные затраты 31

Затраты на оплату труда 32

Амортизационные отчисления 33

Прочие затраты 34

Отражение затрат 37

Касса 50

Расчетный счет 51

Расчеты по займам и кредитам 66 66.1 Краткосрочные заемные средства. 66.2 Долгосрочные заемные средства. 66.3 Другие долгосрочные обязательства.

Расчеты по оплате труда 70

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 76.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 76.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 76.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетными фондами по страховым платежам. 76.4 Учет расчетов с подотчетными лицами. 76.5 Учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал.

76.6 Учет расчетов с учредителями по выплате дивидендов. 76.7 Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Уставный капитал 80

Целевое финансирование 86

Продажи 90 90.1 Продажа продукции растениеводства. 90.2 Продажа продукции животноводства. 90.3 Прочие доходы и расходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыли, убытки 99

Сальдо на счетах 31, 32, 33, 34 целесообразно закрывать только по результатам работы за год. Это позволит в течение года отражать фактические затраты нарастающим итогом с начала года по

сальдо на счетах с детальной расшифровкой фактических затрат по элементам, что существенно повысит наглядность получаемой информации.

Таблица 4

График документооборота (проект)

Утвержден приказом от 00.00.0000 № 00

График документооборота

(наименование структурного подразделения)

на 20 год

Наи- Создание документа Проверка документа Обработка Передача в ар-

мено- документа хив

вание Кол-во Отв. за Отв. за Отв. за Срок Отв. за Кто По-ря- Срок Кто Срок Кто ис- Срок

доку- экз. выпис- офор- испол- испол- про- пред- док пред- пред- ис- испол- пол- пере-

мента ку мление нение нения верку став- ставления став- пол- нения няет дачи

ляет ления няет

Главный бухгалтер подпись И.О. Фамилия

Документовед подпись И.О. Фамилия

На предприятии отсутствует график документооборота, который регламентирует движение первичных документов в бухгалтерском учете, следовательно данный порядок может быть нарушен. Предлагаемая нами форма графика документооборота представлена в таблице 4.

Кроме этого предлагаем использовать в хозяйстве следующие формы документации:

- ведомость учета расчетов и прочих операций Ф № В-6;

- ведомость учета взрослого скота и животных на выращивании и откорме Ф№МСП-сх-1;

- ведомость учета оплаты труда Ф

№ В-8.

Все вышеперечисленные предложения и рекомендации в значительной степени помогут повысить качество бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также косвенно отразятся на финансовом состоянии К(Ф)Х «Центурий» [4,5].

Предложенные направления совершенствования организации учетно-

аналитической работы будут эффективны при выполнении на предприятии следующих условий:

- создание эффективной системы управления;

- реализация мер по экономии затрат;

- автоматизация системы бухгалтерского учета бухгалтерского учета за счет внедрения отдельных программных комплексов, полностью автоматизирующих отдельные участки учета, это позволяет облегчить труд бухгалтера избавить его от рутинной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонова О.В., Буйских В.А. Современное состояние региональной системы государственного регулирования малого предпринимательства (на материалах Ивановской области). [Текст] / О.В. Гонова, В.А. Буйских // Научный журнал «Аграрный вестник Верхневолжья». -Иваново. /ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, № 3 (15), - 2016. - 152 с. - С. 111-116.

2. Гонова, О.В. Аргументация механизма государственной поддержки регионального сельскохозяйственного производства / О.В. Гонова, А.А. Малыгин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 23. - С. 14-18.

3. Гонова, О.В. Разработка алгоритмического аппарата мониторинга финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий / Аграрный вестник Верхневолжья. 2015. №1(10). С. 50-54.

4. Гонова, О.В. Разработка бизнес-проекта повышения производственно-экономической эффективности крестьянского (фермерского) хозяйства / О.В. Гонова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2019. - № 1 (57). - С. 37-44.

5. Гонова, О.В. Аналитическая практика использования комплексной оценки экономической эффективности деятельности малых предприятий сферы агробизнеса/ О.В. Гонова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2018. - № 2 (54). - С. 25-30.

6. Клычова, Г.С. Проблемы адаптации МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса / Г.С. Клычова, Э.Н. Фахретдинова, И.Ф.

Хусаинов // «Аграрная наука, творчество, рост»: материалы Международной научно-практической конференции. Том 1., г.Ставрополь 21-22 февраля 2012. - г.Ставрополь: ООО «Альфа - Принт», 2012. - С.87-89.

7. Состояние и пути совершенствования учетно-аналитической работы в сельскохозяйственных организациях (на материалах Ивановской области). Монография / Под общей редакцией О.В. Гоновой, О.В.Стуловой, А.А.Малыгина -И.: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, 2015. - 430 с.

8. Стулова, О.В. Практика внедрения управленческого учета в сферу сельскохозяйственного производства / О.В. Стулова, О.В. Го-нова, А.А. Малыгин // Аграрный вестник Верхневолжья. № 4. 2015. С. 88-89.

Рукопись поступила в редакцию 05.07.2019

JEL code: M41, Q12

IMPROVING THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL WORK IN THE

PEASANT (FARMER) FARMS

Gonova O. V.

Ivanovo state agricultural academy of D.K. Belyaev

The article deals with the organization of financial and management accounting in the peasant (farmer) farms. To ensure the effectiveness of the peasant (farmer) economy, regardless of the legal status, prevention of possible imbalances in its production,economic and financial activities, analysis and control over the state and movement of economic funds, the preservation of the property of the peasant (farmer) requires accounting information. Therefore, the peasant (farmer) farms are in need of accounting. Accounting activities in the peasant (farmer) economy affects a particular amount of the condition and changes of assets, materials and products, cash and labor resources. The volume and degree of accuracy of accounting information is largely determined by the objectives of management, production necessity and economic feasibility. The author carried out a theoretical review of the current state of accounting and analytical work at the enterprises of this organizational and legal form of management, made practical proposals to improve the scope of accounting and analysis in the peasant (farmer) farms on the materials of the P(F)F "Centurium" of the Lukh District of the Ivanovo region.

The presented publication is a continuation of scientific research published in the articles "Analytical practice of using a comprehensive assessment of the economic efficiency of small enterprises in the field of agribusiness" Modern science-intensive technologies. Regional supplement. No. 2 (54), 2018, "Development of a business project to improve the production and economic efficiency of the peasant (farmer) economy" Modern science-intensive technologies. Regional supplement. №1 (57), 2019

Keywords: primary accounting documentation, accounting financial accounting, accounting management accounting, responsibility centers, management of production costs, financial control, peasant (farm) economy.

References

1. Gonova O.V., Bujskih V.A. Sovremennoe sostoyanie regional'noj sistemy gosudarstvennogo reguliro-vaniya malogo predprinimatel'stva (na materialah Ivanovskoj oblasti). [Tekst] / O.V. Gonova, V.A. Bujskih // Nauchnyj zhurnal «Agrarnyj vestnik Verhnevolzh'ya». - Ivanovo. /FGBOU VO Ivanovskaya GSKHA, № 3 (15), -2016. - 152 s. - S. 111-116.

2. Gonova, O.V. Argumentaciya mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo sel'skohozyajst-vennogo proizvodstva / O.V. Gonova, A.A. Malygin // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleni-ya). - 2013. - № 23. - S. 14-18.

3. Gonova, O.V. Razrabotka algoritmicheskogo apparata monitoringa finansovoj ustojchivosti sel'sko-hozyajstvennyh predpriyatij / Agrarnyj vestnik Verhnevolzh'ya. 2015. №1(10). S. 50-54.

4. Gonova, O.V. Razrabotka biznes-proekta povysheniya proizvodstvenno-ekonomicheskoj effektivnosti krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva / O.V. Gonova // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. - 2019. - № 1 (57). - S. 37-44.

5. Gonova, O.V. Analiticheskaya praktika ispol'zovaniya kompleksnoj ocenki ekonomicheskoj effektivnosti deyatel'nosti malyh predpriyatij sfery agrobiznesa/ O.V. Gonova // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. - 2018. - № 2 (54). - S. 25-30.

6. Klychova, G.S. Problemy adaptacii MSFO dlya predpriyatij malogo i srednego biznesa / G.S. Klychova, E.N. Fahretdinova, I.F. Husainov // «Agrarnaya nauka, tvorchestvo, rost»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno -prakticheskoj konferencii. Tom 1., g.Stavropol' 21-22 fevralya 2012. - g.Stavropol': OOO «Al'fa - Prints», 2012. -S.87-89.

7. Sostoyanie i puti sovershenstvovaniya uchetno-analiticheskoj raboty v sel'skohozyajstvennyh organi-zaciyah (na materialah Ivanovskoj oblasti). Monografiya / Pod obshchej redakcii O.V. Gonovoj, O.V.Stulovoj, A.A.Malygina - I.: FGBOU VO Ivanovskaya GSKHA, 2015. - 430 s.

8. Stulova, O.V. Praktika vnedreniya upravlencheskogo ucheta v sferu sel'skohozyajstvennogo proizvodstva / O.V. Stulova, O.V. Gonova, A.A. Malygin // Agrarnyj vestnik Verhnevolzh'ya. № 4. 2015. S. 88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.