Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет в Кыргызской Республике основанный на МСФО: проблемы внедрения и пути их решения'

Бухгалтерский учет в Кыргызской Республике основанный на МСФО: проблемы внедрения и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3436
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский учет / международные стандарты финансовой отчетности / Кыргызские стандарты бухгалтерской отчетности / процесс глобализации / accounting / international financial reporting standards / Kyrgyz accounting standards / globalization process.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А М. Маткеримова, Б Ш. Жанузаков

Статья посвящена становлению и развитию бухгалтерского учета в Кыргызской Республике в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО). Тема статьи актуально тем, что проблема реализации системы бухгалтерского учета, заключается, прежде всего, в недостатке в отечественной практике хозяйствования явления устойчивости системы учета, а также и в неадаптированности многих западных методик бухгалтерского учета, выработанных в условиях стабильной развитой экономики, к экономике трансформирующейся. Авторами предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING IN THE KYRGYZ REPUBLIC BASED ON IFRS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION AND WAYS OF THEIR RESOLUTION

The article is devoted to the establishment and development of accounting in the Kyrgyz Republic in accordance with the International Financial Reporting Standard (IFRS). The topic of the article is relevant in that the problem of implementing an accounting system consists, first of all, in the lack of the phenomenon of stability of the accounting system in domestic business practice, as well as in the non-adaptation of many Western accounting methods developed in a stable developed economy to a transforming economy. The authors proposed ways out of this situation

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет в Кыргызской Республике основанный на МСФО: проблемы внедрения и пути их решения»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ОСНОВАННЫЙ НА МСФО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

А.М. Маткеримова, д-р экон. наук, и.о. пофессора Б.Ш. Жанузаков, канд. экон. наук, и.о. доцента МНУ им. К.Ш. Токтомаматова (Кыргызстан, г. Жалал-Абад)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10227

Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию бухгалтерского учета в Кыргызской Республике в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО). Тема статьи актуально тем, что проблема реализации системы бухгалтерского учета, заключается, прежде всего, в недостатке в отечественной практике хозяйствования явления устойчивости системы учета, а также и в неадаптиро-ванности многих западных методик бухгалтерского учета, выработанных в условиях стабильной развитой экономики, к экономике трансформирующейся. Авторами предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, международные стандарты финансовой отчетности, Кыргызские стандарты бухгалтерской отчетности, процесс глобализации.

На сегодняшний день бухгалтерский учет имеет все признаки развитой науки -характерную предметную область, структурированный понятийный аппарат, совокупность методов представления данных. Вместе с тем, широта диапазона интересов к информации, консолидируемой в бухгалтерском учете, детерминирует потребность пересмотра содержания и структуры последнего, его научного статуса. Процесс глобализации способствовал тому, что многие аспекты бухгалтерского учета как практической деятельности, так и научной дисциплины, уже имеют международный оттенок, при этом, национальный бухгалтерский учет еще не возведен на новый уровень методологии, применяемой в глобальной мировой системе.

В конце прошлого столетия Кыргызская Республика (КР) как суверенная и демократическая государства приняло себя международные нормы бухгалтерского учета и аудита. После приобретения независимость в Кыргызстане началось попытки к переходу к международной практике систему учета и статистики на основе постановления Правительства КР. Это дало толчок дальнейшего развития системы отечественного учета и отчетности. В частности, Правительства КР постановило дальнейшие планы действия по разработке

нормативных документов учета и аудита в течение 1995-1997 гг.

В реализации намеченных работ в 1997 году с финансовой поддержки ЮСАИД разработаны 18 Кыргызские стандарты бухгалтерского учета (КСБУ) основанные с МСФО. Были приказы Минфина КР о плане перехода учетные системы предприятий и др. организации на КСБУ и приняты Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствующих субъектов.

Однако, многие хозяйствующие организации отказались, переходит на КСБУ из-за недостатков методических нормативов и нехватки специалистов которые умеет вести в новых стандартах. Тем самым в учетной системе Кыргызстана параллельно шел традиционная советская система учета. Все это негативно повлияло на внедрения отечественных стандартов учета на практику. В итоге, в целях дальнейшего развития системы учета и отчетности Президентом КР был издан Указ от 3 апреля 2000 г. № 73 «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности» и установлено, что национальные стандарты бухгалтерской и финансовой отчетности должны строго соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), разраба-

тываемым Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (г. Лондон).

В этом же году в 20 ноябре №327 Указом Президента КР были изменения и дополнения №73 Указа и установлено, что порядке стандартов аудиторской деятельности, принять соответствующим Международным стандартам аудита (МСА), разрабатываемым Международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (г. Нью-Йорк). Далее Правительства КР от 28 сен-

тября 2001 года № 593 постановлениям утвердил в качестве стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республике МСФО и график перехода юридических лиц республики на МСФО. Таким образом, в качестве стандартов отечественного учета и отчетности, контроля приняты оригинальные варианты МСФО 2001 года выпуска.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» определены окончательные даты перехода (табл. 1).

Объекты перехода Сроки исполнения (годы)

Эмитенты, осуществившие публичное размещение ценных бумаг, Открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму 500 тыс.сомов и более: АО гор. Бишкека и Чуйской области АО Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской областей 2003-2007

Открытые акционерные общества, разместившие акции на сумму менее 500 тыс.сомов 2005-2011

Закрытые акционерные общества: АО гор. Бишкека и Чуйской области 2005-2010

АО Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской областей 2007-2017

Крупные и средние предприятия согласно законодательству Кыргызской Республики, кроме акционерных обществ 2005-2018

Малые предприятия 2012-2018

В основном по республике переход на МСФО осуществили крупные предприятия 43,1%, средние - 35,2%, малые - 21,6%._

Доля перешедших предприятий на МСФО

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

57

Основной

41,2

Основной

20

Основнб сн оянайь i

09

22 18,4 Основной

Основн

34,9

О

новно

й4б-

сновн

О

овной

У

оГ

□ крупные

□ средние

□ малые

Рис. 1. Сведение о количестве предприятий энергетической отрасли перешедших на

МСФО по состоянию на 1.01.2019 г.

0

Таблица 1. График перехода экономических субьектов на МСФО

Отметим, что наибольший процент перехода на МСФО показывают предприятия г. Бишкек - 89%, и Чуйской области -66,4%.

По хронологии реформирование системы учета и отчетности в КР, раньше всех др. отраслей действовал банковская система в КР. Причиной этого стало валютные операции, поступления инвестиции и грантов из зарубежных стран. С июля 1997 г. в соответствии с законами КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и «О Национальном банке Кыргызской Республики» в банковской системе веден порядок бухгалтерского учета и отчетности и аудиторской проверки, в соответствии с МСФО.

Ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности по МСФО в секторе государственного управления началось с 2012 года после внесении изменений и дополнений в Законе КР «О бухгалтерском учете».

В настоящее время отечественная система бухгалтерского учета и отчетности реализуется с различием между субъектами страны в нормативно-методическом плане. Они финансово-хозяйствующие субъекты, субъекты бюджетных учреждений и субъекты финансово-кредитной системы. Основным различием их является в применяемые Планы счетов, в структуре формы и статьей финансовой отчетности, а также внутренних нормах субъектов по учету-отчетности и аудиту. Однако, все

субъекты КР по законодательному акту обязаны использовать международные принципы учета и аудита.

Системы регулирования бухгалтерского учета и аудита в Кыргызской Республике показаны в рисунке 2.

Что касается, по внутренней части бухгалтерского учета каждого сектора экономики КР существуют недостатки и пробелы, которые необходимо решать. Например, в бухгалтерском учете финансово-хозяйствующих субъектах учетные прибыль различаются от налоговой прибыли, которые для определения налогооблагаемой прибыли требуется по Налоговому кодексу КР определенные расчеты. На практике многие бухгалтера об этом говорят, и что такое нормы каждый отчетный период усложняет бухгалтерский учет с дополнительными работами. Поэтому было бы лучше, если упростит правовые нормы, связанные с бухгалтерским учетом и налогообложению по определению налогооблагаемого дохода юридических лиц.

Другая не точность, которые заметить в нормативных актах, например, в Положении по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, где в параграфе 2 Плана счетов, в состав основных средств включены нематериальные активы. Ведь, нематериальные активы - это по МСФО как отдельные объекты внеоборотных активов.

Рис. 2. Система регулирования бухгалтерского учета в Кыргызской Республике

Формирование стандартов международного уровня представляется работой кропотливой и длительной, охватывающей промежуток, приблизительно, в три года, которую, поэтапно обобщая, можно продемонстрировать в нижеследующем виде:

1 этап - создание комиссии по редакции;

2 этап - подготовка проекта международного стандарта;

3 этап - разработка и представление рабочего проекта положений стандарта;

4 этап - одобрение и утверждение рабочего проекта Правлением.

Отметим, что классификация МСФО -это допустимая группировка стандартов по каким-то аналогичным мерам, согласно тем или другим требованиям МСФО можно классифицировать в зависимости от смысла содержания, сущности и иных критериев МСФО имеет смысл классифицировать, т.е. группировать по отдельным направлениям. В различной специальной

литературе, посвященной проблематике МСФО, по-разному происходит толкование термина «классификация». По-видимому, это сопряжено с тем, что вырабатывались стандарты в разные годы и с дифференциальными функциональными целями.

Таким образом, можно сказать, что все разновидности классификаций МСФО направлены на вычленение признаков стандартов и установления однотипности структуры, внесения адекватного восприятия осуществления учета по международным принципам.

Классификация стандартов по целям подразумевает деление последних по определенным увязывающим признакам:

1) стандарты, регулирующие содержание и состав финансовой отчетности;

2) стандарты, устанавливающие правила учета отдельных объектов;

3) общеметодологические стандарты, базирующиеся на международных принципах бухгалтерского учета.

Как уже было упомянуто ранее, формирование международных стандартов непосредственно сопряжено с функционированием Комитета по международным стандартам (КМСФО), главными целями которого выступают:

- формулирование и опубликование стандартов финансовой отчетности, которые, отталкиваясь от общественных интересов, следует соблюдать при составлении и демонстрации финансовых отчетов, а также стимулирование их глобального принятия и соблюдения;

- осуществление работы по гармонизации и совершенствованию порядка стандартов учета и процессов, сопряженных с предъявлением финансовых отчетов.

Правительство Кыргызской Республики повело существенную работу по формированию и нормализации функционирования системы учета и отчетности, когнгруэнт-ной условиям рыночного развития экономики страны.

В отечественных субъектах применения последних версии МСФО стало сложных задачей. Это объясняется с необеспеченности в разработке методическими руководствами со стороны регулятивных органов. До сих пор не переведены версии МСФО в национальный язык. Все это замедляет в стране полноценного использования принципов и правил по международным стандартам учета и аудита.

Развитие системы бухгалтерского учета невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. Поэтому подготовка качественных кадров требует особое внимание.

Современные бухгалтеры и экономисты должны знать принципы и правила учета и отчетности, а также аудита применяемые в международной практике. Изученные материалы показывают, что в отечестве су-

ществует пробелы по подготовке качественных кадров экономическим направлениям. Например, по подготовке специалистов экономическим образованиям в КР не достаточно выполняются пункт 4 постановления Правительства КР от 28 сентября 2001 года №593, а также пункт 2 постановления Правительства КР от 18 октября 2013 №564. В частности, где вносимые дисциплины по экономическим направлениям в государственные образовательные стандарты КР высшего и среднего профессионального образования не полностью учтены в разработанных в государственных образовательных стандартах, утвержденные приказом Министерством образовании и науки КР от 15 сентября 2015 г. №1179/1 и 15 мая 2019 г. №567/1, соответственно.

Так, по нашему мнению, необходимо реализовать нижеследующие задачи:

1. Регламентировать в законодательном порядке методологию налогообложения и бухгалтерского учета. Тенденция усиления существующей, ныне, практики корреляции бухгалтерского учета от налогообложения приводит к оттеснению на второй план самостоятельности бухгалтерской учетной системы, область действия которой в государстве значительно шире.

2. На принципах МСФО сформировать адекватную органичную бухгалтерскую информационную систему экономических субъектов, вне зависимости от правового управления и формы собственности, с целью выработки стратегии развития последних в нынешних условиях рыночной экономики.

3. Повысить уровень квалификации бухгалтеров и аудиторов по всем этапам их профессиональной подготовки посредством совершенствования учебных вузовских программ, международного сертифицирования подготовки и переподготовки, стимулирований материального и морального плана и др.

Библиографический список

1. Закон КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» от 29 июля 1997 года № 60

2. Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики» от 29 июля 1997 года № 59

3. Постановление Правительства КР «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» от 28 сентября 2001 года №593.

4. Маткеримова А.М. Состояние и развитие системы бухгалтерского учета в Кыргызской Республики // Материалы 10 международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире». Прага, Чешская Республика, 18 декабря 2015 г. - С. 93-98.

5. Маткеримова А.М. Международные стандарты финансовой отчетности: история развития в мире и внедрение их в Кыргызской Республике // Известия ИКФБиАСЦА. -2013. - С. 86-91.

ACCOUNTING IN THE KYRGYZ REPUBLIC BASED ON IFRS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION AND WAYS OF THEIR RESOLUTION

A.M. Matkerimova, Doctor of Economics, Acting Professor

B.Sh. Zhanuzakov, Candidate of Economic Sciences, Acting Assistant Professor MNU them. K.Sh. Toktomamatova

(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

Abstract. The article is devoted to the establishment and development of accounting in the Kyrgyz Republic in accordance with the International Financial Reporting Standard (IFRS). The topic of the article is relevant in that the problem of implementing an accounting system consists, first of all, in the lack of the phenomenon of stability of the accounting system in domestic business practice, as well as in the non-adaptation of many Western accounting methods developed in a stable developed economy to a transforming economy. The authors proposed ways out of this situation.

Keywords: accounting, international financial reporting standards, Kyrgyz accounting standards, globalization process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.