Научная статья на тему 'Особенности построения бухгалтерской финансовой отчетности Киргизской Республики'

Особенности построения бухгалтерской финансовой отчетности Киргизской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1535
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (КСБУ) / МСФО / ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ ГААП США / СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРИНЦИПЫ МСФО / РЕФОРМА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Л. Б., Мырзалиева С. А.

В статье исследуется нормативное регулирование в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Киргизской Республики на основе национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения бухгалтерской финансовой отчетности Киргизской Республики»

УДК 332.012.23

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИя

бухгалтерской финансовой отчетности кыРГызСТАНА

Л. Б. ТРОФИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

С. А. МЫРЗАЛИЕВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов

В статье исследуется нормативное регулирование в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Киргизской Республики на основе национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Ключевые слова: киргизские стандарты бухгалтерского учета (КСБУ), МСФО, общепринятые принципы ГААП США, Совет по международным стандартам финансовой отчетности, принципы МСФО, реформа, учетная политика.

Гармонизация и стандартизация национальных систем бухгалтерского учета в последнее десятилетие стали основными направлениями развития методологии учета и методик формирования бухгалтерской финансовой отчетности во многих странах мира.

На современном этапе развития экономики Киргизской Республики основным направлением повышения качества, надежности и полезности учетно-информационного обеспечения является использование в практике бухгалтерского учета принципов МСФО, которые получили широкое применение во многих странах мира в качестве национальных стандартов учета и отчетности.

После получения суверенитета (1991 г.) и вхождения Киргизской Республики во Всемирную

торговую организацию (ВТО) произошли значительные структурные изменения в экономике страны, а также реформирование системы учета и отчетности для развития страны и привлечения иностранного капитала в экономику Киргизии.

Приказом минфина Киргизии от 01.10.1997 № 268/П «Об осуществлении перехода на национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности всех хозяйствующих субъектов (кроме банков и бюджетных организаций)» в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета были приняты киргизские стандарты бухгалтерского учета (далее — КСБУ), которые изначально предполагалось подготовить на основе общепринятых принципов ГААП США, но впоследствии они были составлены на основе МСФО.

Данный приказ был принят в целях исполнения государственной программы, утвержденной постановлением правительства Киргизии от 06.09.1995 № 376 и от 28.08.1996 № 407 «О ходе реализации министерствами, административными ведомствами мероприятий государственной программы перехода Кыргызской Республики на принятую в международной практике систему учета и статистики».

Полный перечень киргизских стандартов бухгалтерского учета от 01.10.1997 включает:

— КСБУ 1 «Учетная политика и ее раскрытие»;

— КСБУ 2 «Бухгалтерский баланс»;

— КСБУ 3 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности»;

— КСБУ 4 «Отчет о движении денежных средств»;

— КСБУ 5 «Товарно-материальные запасы»;

— КСБУ 6 «Последствия изменений курсов обмена валют»;

— КСБУ 7 «Доход»;

— КСБУ 8 «Учет основных средств и прочих долгосрочных активов»;

— КСБУ 9 «Учет налогов на доход»;

— КСБУ 10 «Учет аренды»;

— КСБУ 11 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние предприятия»;

— КСБУ 12 «Учет государственных субсидий и других видов государственной помощи»;

— КСБУ 13 «Объединения предприятий»;

— КСБУ 14 «Операции между связанными сторонами»;

— КСБУ 15 «Учет инвестиций»;

— КСБУ 16 «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия»;

— КСБУ 17 «Учет доли участия в совместных предприятиях»;

— КСБУ 18 «Затраты по займам».

Киргизские стандарты бухгалтерского учета

были разработаны на основе МСФО. В их основу были взяты те стандарты, которые действовали на момент принятия КСБУ (с IAS 1 до IAS 28 включительно). Однако такие стандарты, как МБС (IAS) 11 «Договоры на строительство», МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (ранее существовавший как IAS 8), МБС (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике», МБС (IAS) 33 «Прибыль на акцию» в качестве КСБУ приняты не были, несмотря на их значимость, а также на тот факт, что на момент принятия КСБУ они уже были введены в действие Советом (тогда еще Комитетом) по МСФО.

В состав КСБУ не вошли следующие значимые стандарты:

— МБС (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;

— МБС (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»;

— МБС (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;

— МБС (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;

— МБС (IAS) 36 «Обесценение активов»;

— МБС (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;

— МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы»;

— МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»;

— МБС (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»;

— МБС (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

Перечисленные стандарты не вошли в состав

КСБУ по причине того, что они появились в 2000 г. и позже, а перечень КСБУ не дорабатывался, поэтому киргизские стандарты не могли соответствовать как уровню требований МСФО, так и учитывать особенности киргизской экономики.

Киргизия — страна с аграрной экономикой, а стандарт по сельскому хозяйству в КСБУ принят не был. Кроме того, отсутствовали такие важные стандарты, как МБС (IAS) 19» Вознаграждения работникам», МБС (IAS) 36 «Обесценение активов», МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы» и другие стандарты.

Согласно перечисленным ранее нормативным актам все хозяйствующие субъекты в Киргизии, за исключением банков и бюджетных организаций, с 01.01.1998 должны были перейти на КСБУ. Отношения в сфере организации и деятельности банков в Киргизии в соответствии с законом от 29.07.1997 № 60 «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» должны были регулироваться международными стандартами банковской системы. В бюджетных организациях бухгалтерский учет до сих пор ведется по старой (советской) системе учета. Следует отметить, что в связи с переходом Киргизии на МСФО КСБУ применяются в немногих хозяйствующих субъектах страны.

В целях совершенствования системы бухгалтерского учета подписано лицензионное соглашение с Советом по МСФО. В настоящее время Киргизская Республика, как и многие другие страны мира, вовлечена в глобальный процесс конвергенции национальных учетных систем с МСФО.

Постановлением правительства Киргизской Республики от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности были утверждены МСФО, а также

утвержден график поэтапного перехода юридических лиц на МСФО (далее — График). Следует отметить, что в соответствии с Графиком все юридические лица страны, включая крупные, средние и малые предприятия, должны осуществить переход на МСФО в Киргизии до 2013 г.

С практической точки зрения реализация реформы бухгалтерского учета роль МСФО и их применение в Киргизии оправданы принятием закона Киргизской Республики от 29.04.2002 № 76 «О бухгалтерском учете». Согласно данному закону устанавливаются правовая и методологическая основы организации и ведения бухгалтерского учета в Киргизии, определяются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, права и обязанности лиц, осуществляющих организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. В соответствии с данным законом единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой на территории Киргизии для всех субъектов независимо от формы собственности (кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей), являются МСФО.

В отношениях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются стандарты бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов, принятые в соответствии с законодательством Киргизской Республики.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— систематическое формирование полной и достоверной информации о деятельности субъектов и доведение ее до внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности;

— составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» и МСФО, действующих стандартов на момент составления финансовой отчетности.

Постановлением правительства Киргизской Республики от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» в качестве стандартов финансовой отчетности в Киргизии введены международные бухгалтерские стандарты в редакции Совета МСФО за 2009 г. Для осуществления задач, связанных с

внедрением МСФО, изменяются подходы к постановке бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах, которые самостоятельно разрабатывают учетную политику, наиболее подходящую для них, которая наилучшим образом сможет отразить финансовое положение и результаты операций.

Руководство хозяйствующего субъекта должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы финансовая отчетность строго соответствовала всем требованиям каждого применимого международного бухгалтерского стандарта.

При отражении информации в системе бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применяются следующие базовые и качественные принципы: начисления, непрерывности деятельности, понятности, уместности, существенности, надежности, полноты, нейтральности, преобладания сущности над формой, осмотрительности, сопоставимости и правдивого представления. Перечисленные принципы составляют концептуальную основу МСФО и используются для разъяснения общих положений стандартов.

Учет бухгалтерской информации основывается на принципе начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются) в том периоде, когда они заработаны, а расходы и убытки — в том периоде, когда они понесены.

Все юридические лица, действующие на территории Киргизии, а также филиалы и представительства иностранных субъектов обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с законодательством республики

Все субъекты за исключением бюджетных учреждений представляют финансовую отчетность учредителям, участникам или собственникам имущества. Другим государственным органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством Киргизии.

Субъекты, за исключением бюджетных учреждений, обязаны представлять годовую финансовую отчетность в течение 60 дней по окончании отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Киргизской Республики. Представляемая годовая финансовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном законодательством республики.

Отчетным годом для всех субъектов считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для

вновь созданного субъекта либо реорганизованного субъекта считается период со дня его государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для субъекта, вновь созданного после 1 октября (кроме бюджетных учреждений), — со дня государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенной до даты государственной регистрации вновь созданного субъекта, включаются в его финансовую отчетность за первый отчетный год.

В соответствии с законодательством Киргизской Республики субъекты республики публикуют свою финансовую отчетность по истечении 90 дней после окончания отчетного года, но не позднее 1 июня текущего года. Финансовая отчетность должна подтверждаться независимыми индивидуальными аудиторами и (или) аудиторскими организациями на предмет достоверности сведений, представленных в ней, и ее соответствия МСФО.

Годовой баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть утверждены ежегодным общим собранием акционеров. Аудиторское заключение включается в состав публикуемой финансовой отчетности. Порядок опубликования, а также объем публикуемой финансовой отчетности устанавливаются уполномоченным органом.

Уполномоченный орган в качестве органа государственного управления проводит единую государственную политику по введению МСФО в республике и осуществляет контроль за их применением, а также проводит ряд следующих мероприятий:

— обеспечивает условия для распространения вновь принятых Советом по МСФО стандартов и внесенных в них изменений;

— разрабатывает совместно с заинтересованными организациями методические рекомендации по применению МСФО;

— разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета;

— оказывает содействие в разработке образовательных программ в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО;

— ведет государственный реестр нормативных правовых актов, а также методических указаний по их применению, принимаемых упол-

номоченным органом, иными государственными органами Киргизской Республики;

— осуществляет координацию деятельности соответствующих государственных органов в вопросах регулирования бухгалтерского учета;

— контролирует соответствие нормативных актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности государственных органов Киргизской Республики МСФО, нормам законодательства республики;

— осуществляет сотрудничество с профессиональными общественными организациями и проводит регулярные консультации в целях совершенствования системы бухгалтерского учета;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Киргизии, другими нормативными правовыми актами республики.

В настоящее время согласно закону Киргизии от 24.07.2009 № 249 «О Государственной службе по регулированию и надзору за финансовым рынком Кыргызской Республики» государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при правительстве Киргизии (далее — Финнадзор) является уполномоченным органом.

Данный государственный орган, приняв все функции государственной комиссии при правительстве Киргизии, также осуществляет мониторинг соблюдения регулируемыми субъектами требований нормативных правовых актов республики, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

По результатам мониторинга по состоянию на 31.12.2008 в Киргизии действуют 1 248 акционерных обществ, 961 из которых перешло на МСФО. Оставшиеся 287 акционерных обществ ведут учет по старой системе (см. рисунок).

В процессе мониторинга и анализа финансовой отчетности хозяйствующих субъектов Финнадзором направляются предписания об устранении выявленных нарушений в финансовой отчетности. Однако некоторые компании до сих пор не устранили указанных нарушений.

В целях реализации положений закона Киргизской Республики «О бухгалтерском учете», а также во исполнение постановления правительства Киргизии от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» Финнадзор в своем документе от 28.07.2010 № 18 указал, что все хозяйствующие субъекты Киргизии (кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей)

800п

600

400

200

287

2006

2007

2008

□ - Перешли на МСФО □ - Работают по КСБУ

Количество акционерных обществ, перешедших на МСФО в 2006-2008 гг.

должны принять к руководству и использованию электронную версию МСФО на официальном (русском) языке с учетом внесенных в него в 2009 г. изменений и дополнений.

Следует отметить, что 25.05.2000 Законодательным собранием парламента Киргизской Республики принят закон «Об официальном языке Кыргызской Республики», подписанный президентом Киргизии 29.05.2000. Настоящий закон определяет статус официального языка Киргизской Республики, и с этого момента русский язык является официальным языком в Киргизии.

В настоящее время в Киргизии уже практически создана соответствующая инфраструктура применения МСФО, которая должна включать в себя и дальнейшую разработку механизмов эффективного обеспечения соблюдения стандартов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем, по мнению авторов, несмотря на то, что в законе о бухгалтерском учете Киргизии финансовой отчетности посвящена отдельная глава, огромным его недостатком является то, что он не раскрывает того, что входит в понятие «финансовая отчетность субъектов», которые обязаны ее представлять. В этой связи, необходимо внести дополнения в гл. 3 «Финансовая отчетность», которые бы обязывали хозяйствующего субъекта предоставлять в соответствии с § 10 МБС (IAS) 1 следующие документы:

— отчет о финансовом положении на дату окончания периода;

— отчет о совокупной прибыли за период;

— отчет об изменениях в капитале за период;

— отчет о движении денежных средств;

— примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.

— отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного — периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или

_ осуществляет ретроспективный пересчет

статей в своей финансовой отчетности, или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Кроме того, авторами предлагается на базе существующего уполномоченного органа (Финнадзора) создать консультативный совет по бухгалтерскому учету, состоящий исключительно из профессионалов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, т. е. экспертов, бухгалтеров, аудиторов и ученых, представляющих интересы хозяйствующих субъектов, связанные с внедрением МСФО для создания и обеспечения успешного внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработанных на основе МСФО, а также положений, методических рекомендаций, инструкций по их применению, так как на переходном этапе необходима разработка плана счетов с учетом исторического развития бухгалтерского учета и конкретных местных реалий экономики Киргизии. На базе исторического двухзначного плана пользователям рекомендуется план счетов, отвечающий требованиям МСФО. Данный вариант устраивал бы бухгалтеров республики, интегрируя учетные процессы в масштабе СНГ.

Таким образом, приближая национальную систему бухгалтерского учета и отчетности в республике к общепринятым в международном сообществе принципам, удастся обеспечить прозрачность и открытость финансовой отчетности страны, необходимые для привлечения инвестиций и подъема экономики в целом.

Список литературы

1. Информация об опыте применения Международных стандартов финансовой отчетности в государствах — участниках СНГ. URL: http://www.minfin.ru/ ra/accounting/mteraccounting/coordcounciL

2. Международный бухгалтерский стандарт IAS 1 «Представление финансовой отчетности». URL: http://allmsfo.ru/msfo-ias-1.html.

3. О бухгалтерском учете: закон Киргизской Республики от 29.04.2002 № 76 (в ред. законов Киргизской Республики от 17.10.2008 № 231, 15.07.2009 № 216). Бишкек: «Академия», 2009.

4. Садыков К. Р., Джолдошев Б. М. Внедрение МСФО: повышение ответственности компаний // Налоги и право. 2009. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.