УДК 332.012.23
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИя
бухгалтерской финансовой отчетности кыРГызСТАНА
Л. Б. ТРОФИМОВА,
кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
С. А. МЫРЗАЛИЕВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов
В статье исследуется нормативное регулирование в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности Киргизской Республики на основе национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Ключевые слова: киргизские стандарты бухгалтерского учета (КСБУ), МСФО, общепринятые принципы ГААП США, Совет по международным стандартам финансовой отчетности, принципы МСФО, реформа, учетная политика.
Гармонизация и стандартизация национальных систем бухгалтерского учета в последнее десятилетие стали основными направлениями развития методологии учета и методик формирования бухгалтерской финансовой отчетности во многих странах мира.
На современном этапе развития экономики Киргизской Республики основным направлением повышения качества, надежности и полезности учетно-информационного обеспечения является использование в практике бухгалтерского учета принципов МСФО, которые получили широкое применение во многих странах мира в качестве национальных стандартов учета и отчетности.
После получения суверенитета (1991 г.) и вхождения Киргизской Республики во Всемирную
торговую организацию (ВТО) произошли значительные структурные изменения в экономике страны, а также реформирование системы учета и отчетности для развития страны и привлечения иностранного капитала в экономику Киргизии.
Приказом минфина Киргизии от 01.10.1997 № 268/П «Об осуществлении перехода на национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности всех хозяйствующих субъектов (кроме банков и бюджетных организаций)» в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета были приняты киргизские стандарты бухгалтерского учета (далее — КСБУ), которые изначально предполагалось подготовить на основе общепринятых принципов ГААП США, но впоследствии они были составлены на основе МСФО.
Данный приказ был принят в целях исполнения государственной программы, утвержденной постановлением правительства Киргизии от 06.09.1995 № 376 и от 28.08.1996 № 407 «О ходе реализации министерствами, административными ведомствами мероприятий государственной программы перехода Кыргызской Республики на принятую в международной практике систему учета и статистики».
Полный перечень киргизских стандартов бухгалтерского учета от 01.10.1997 включает:
— КСБУ 1 «Учетная политика и ее раскрытие»;
— КСБУ 2 «Бухгалтерский баланс»;
— КСБУ 3 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности»;
— КСБУ 4 «Отчет о движении денежных средств»;
— КСБУ 5 «Товарно-материальные запасы»;
— КСБУ 6 «Последствия изменений курсов обмена валют»;
— КСБУ 7 «Доход»;
— КСБУ 8 «Учет основных средств и прочих долгосрочных активов»;
— КСБУ 9 «Учет налогов на доход»;
— КСБУ 10 «Учет аренды»;
— КСБУ 11 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние предприятия»;
— КСБУ 12 «Учет государственных субсидий и других видов государственной помощи»;
— КСБУ 13 «Объединения предприятий»;
— КСБУ 14 «Операции между связанными сторонами»;
— КСБУ 15 «Учет инвестиций»;
— КСБУ 16 «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия»;
— КСБУ 17 «Учет доли участия в совместных предприятиях»;
— КСБУ 18 «Затраты по займам».
Киргизские стандарты бухгалтерского учета
были разработаны на основе МСФО. В их основу были взяты те стандарты, которые действовали на момент принятия КСБУ (с IAS 1 до IAS 28 включительно). Однако такие стандарты, как МБС (IAS) 11 «Договоры на строительство», МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (ранее существовавший как IAS 8), МБС (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике», МБС (IAS) 33 «Прибыль на акцию» в качестве КСБУ приняты не были, несмотря на их значимость, а также на тот факт, что на момент принятия КСБУ они уже были введены в действие Советом (тогда еще Комитетом) по МСФО.
В состав КСБУ не вошли следующие значимые стандарты:
— МБС (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;
— МБС (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве»;
— МБС (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;
— МБС (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;
— МБС (IAS) 36 «Обесценение активов»;
— МБС (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;
— МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
— МБС (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»;
— МБС (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»;
— МБС (IAS) 41 «Сельское хозяйство».
Перечисленные стандарты не вошли в состав
КСБУ по причине того, что они появились в 2000 г. и позже, а перечень КСБУ не дорабатывался, поэтому киргизские стандарты не могли соответствовать как уровню требований МСФО, так и учитывать особенности киргизской экономики.
Киргизия — страна с аграрной экономикой, а стандарт по сельскому хозяйству в КСБУ принят не был. Кроме того, отсутствовали такие важные стандарты, как МБС (IAS) 19» Вознаграждения работникам», МБС (IAS) 36 «Обесценение активов», МБС (IAS) 38 «Нематериальные активы» и другие стандарты.
Согласно перечисленным ранее нормативным актам все хозяйствующие субъекты в Киргизии, за исключением банков и бюджетных организаций, с 01.01.1998 должны были перейти на КСБУ. Отношения в сфере организации и деятельности банков в Киргизии в соответствии с законом от 29.07.1997 № 60 «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» должны были регулироваться международными стандартами банковской системы. В бюджетных организациях бухгалтерский учет до сих пор ведется по старой (советской) системе учета. Следует отметить, что в связи с переходом Киргизии на МСФО КСБУ применяются в немногих хозяйствующих субъектах страны.
В целях совершенствования системы бухгалтерского учета подписано лицензионное соглашение с Советом по МСФО. В настоящее время Киргизская Республика, как и многие другие страны мира, вовлечена в глобальный процесс конвергенции национальных учетных систем с МСФО.
Постановлением правительства Киргизской Республики от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности были утверждены МСФО, а также
утвержден график поэтапного перехода юридических лиц на МСФО (далее — График). Следует отметить, что в соответствии с Графиком все юридические лица страны, включая крупные, средние и малые предприятия, должны осуществить переход на МСФО в Киргизии до 2013 г.
С практической точки зрения реализация реформы бухгалтерского учета роль МСФО и их применение в Киргизии оправданы принятием закона Киргизской Республики от 29.04.2002 № 76 «О бухгалтерском учете». Согласно данному закону устанавливаются правовая и методологическая основы организации и ведения бухгалтерского учета в Киргизии, определяются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, права и обязанности лиц, осуществляющих организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. В соответствии с данным законом единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой на территории Киргизии для всех субъектов независимо от формы собственности (кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей), являются МСФО.
В отношениях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются стандарты бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов, принятые в соответствии с законодательством Киргизской Республики.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
— систематическое формирование полной и достоверной информации о деятельности субъектов и доведение ее до внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности;
— составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» и МСФО, действующих стандартов на момент составления финансовой отчетности.
Постановлением правительства Киргизской Республики от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» в качестве стандартов финансовой отчетности в Киргизии введены международные бухгалтерские стандарты в редакции Совета МСФО за 2009 г. Для осуществления задач, связанных с
внедрением МСФО, изменяются подходы к постановке бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах, которые самостоятельно разрабатывают учетную политику, наиболее подходящую для них, которая наилучшим образом сможет отразить финансовое положение и результаты операций.
Руководство хозяйствующего субъекта должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы финансовая отчетность строго соответствовала всем требованиям каждого применимого международного бухгалтерского стандарта.
При отражении информации в системе бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применяются следующие базовые и качественные принципы: начисления, непрерывности деятельности, понятности, уместности, существенности, надежности, полноты, нейтральности, преобладания сущности над формой, осмотрительности, сопоставимости и правдивого представления. Перечисленные принципы составляют концептуальную основу МСФО и используются для разъяснения общих положений стандартов.
Учет бухгалтерской информации основывается на принципе начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются) в том периоде, когда они заработаны, а расходы и убытки — в том периоде, когда они понесены.
Все юридические лица, действующие на территории Киргизии, а также филиалы и представительства иностранных субъектов обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с законодательством республики
Все субъекты за исключением бюджетных учреждений представляют финансовую отчетность учредителям, участникам или собственникам имущества. Другим государственным органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством Киргизии.
Субъекты, за исключением бюджетных учреждений, обязаны представлять годовую финансовую отчетность в течение 60 дней по окончании отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Киргизской Республики. Представляемая годовая финансовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном законодательством республики.
Отчетным годом для всех субъектов считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для
вновь созданного субъекта либо реорганизованного субъекта считается период со дня его государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для субъекта, вновь созданного после 1 октября (кроме бюджетных учреждений), — со дня государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенной до даты государственной регистрации вновь созданного субъекта, включаются в его финансовую отчетность за первый отчетный год.
В соответствии с законодательством Киргизской Республики субъекты республики публикуют свою финансовую отчетность по истечении 90 дней после окончания отчетного года, но не позднее 1 июня текущего года. Финансовая отчетность должна подтверждаться независимыми индивидуальными аудиторами и (или) аудиторскими организациями на предмет достоверности сведений, представленных в ней, и ее соответствия МСФО.
Годовой баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть утверждены ежегодным общим собранием акционеров. Аудиторское заключение включается в состав публикуемой финансовой отчетности. Порядок опубликования, а также объем публикуемой финансовой отчетности устанавливаются уполномоченным органом.
Уполномоченный орган в качестве органа государственного управления проводит единую государственную политику по введению МСФО в республике и осуществляет контроль за их применением, а также проводит ряд следующих мероприятий:
— обеспечивает условия для распространения вновь принятых Советом по МСФО стандартов и внесенных в них изменений;
— разрабатывает совместно с заинтересованными организациями методические рекомендации по применению МСФО;
— разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета;
— оказывает содействие в разработке образовательных программ в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
— ведет государственный реестр нормативных правовых актов, а также методических указаний по их применению, принимаемых упол-
номоченным органом, иными государственными органами Киргизской Республики;
— осуществляет координацию деятельности соответствующих государственных органов в вопросах регулирования бухгалтерского учета;
— контролирует соответствие нормативных актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности государственных органов Киргизской Республики МСФО, нормам законодательства республики;
— осуществляет сотрудничество с профессиональными общественными организациями и проводит регулярные консультации в целях совершенствования системы бухгалтерского учета;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Киргизии, другими нормативными правовыми актами республики.
В настоящее время согласно закону Киргизии от 24.07.2009 № 249 «О Государственной службе по регулированию и надзору за финансовым рынком Кыргызской Республики» государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при правительстве Киргизии (далее — Финнадзор) является уполномоченным органом.
Данный государственный орган, приняв все функции государственной комиссии при правительстве Киргизии, также осуществляет мониторинг соблюдения регулируемыми субъектами требований нормативных правовых актов республики, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
По результатам мониторинга по состоянию на 31.12.2008 в Киргизии действуют 1 248 акционерных обществ, 961 из которых перешло на МСФО. Оставшиеся 287 акционерных обществ ведут учет по старой системе (см. рисунок).
В процессе мониторинга и анализа финансовой отчетности хозяйствующих субъектов Финнадзором направляются предписания об устранении выявленных нарушений в финансовой отчетности. Однако некоторые компании до сих пор не устранили указанных нарушений.
В целях реализации положений закона Киргизской Республики «О бухгалтерском учете», а также во исполнение постановления правительства Киргизии от 28.09.2001 № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» Финнадзор в своем документе от 28.07.2010 № 18 указал, что все хозяйствующие субъекты Киргизии (кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей)
800п
600
400
200
287
2006
2007
2008
□ - Перешли на МСФО □ - Работают по КСБУ
Количество акционерных обществ, перешедших на МСФО в 2006-2008 гг.
должны принять к руководству и использованию электронную версию МСФО на официальном (русском) языке с учетом внесенных в него в 2009 г. изменений и дополнений.
Следует отметить, что 25.05.2000 Законодательным собранием парламента Киргизской Республики принят закон «Об официальном языке Кыргызской Республики», подписанный президентом Киргизии 29.05.2000. Настоящий закон определяет статус официального языка Киргизской Республики, и с этого момента русский язык является официальным языком в Киргизии.
В настоящее время в Киргизии уже практически создана соответствующая инфраструктура применения МСФО, которая должна включать в себя и дальнейшую разработку механизмов эффективного обеспечения соблюдения стандартов.
Между тем, по мнению авторов, несмотря на то, что в законе о бухгалтерском учете Киргизии финансовой отчетности посвящена отдельная глава, огромным его недостатком является то, что он не раскрывает того, что входит в понятие «финансовая отчетность субъектов», которые обязаны ее представлять. В этой связи, необходимо внести дополнения в гл. 3 «Финансовая отчетность», которые бы обязывали хозяйствующего субъекта предоставлять в соответствии с § 10 МБС (IAS) 1 следующие документы:
— отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
— отчет о совокупной прибыли за период;
— отчет об изменениях в капитале за период;
— отчет о движении денежных средств;
— примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.
— отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного — периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или
_ осуществляет ретроспективный пересчет
статей в своей финансовой отчетности, или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.
Кроме того, авторами предлагается на базе существующего уполномоченного органа (Финнадзора) создать консультативный совет по бухгалтерскому учету, состоящий исключительно из профессионалов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, т. е. экспертов, бухгалтеров, аудиторов и ученых, представляющих интересы хозяйствующих субъектов, связанные с внедрением МСФО для создания и обеспечения успешного внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработанных на основе МСФО, а также положений, методических рекомендаций, инструкций по их применению, так как на переходном этапе необходима разработка плана счетов с учетом исторического развития бухгалтерского учета и конкретных местных реалий экономики Киргизии. На базе исторического двухзначного плана пользователям рекомендуется план счетов, отвечающий требованиям МСФО. Данный вариант устраивал бы бухгалтеров республики, интегрируя учетные процессы в масштабе СНГ.
Таким образом, приближая национальную систему бухгалтерского учета и отчетности в республике к общепринятым в международном сообществе принципам, удастся обеспечить прозрачность и открытость финансовой отчетности страны, необходимые для привлечения инвестиций и подъема экономики в целом.
Список литературы
1. Информация об опыте применения Международных стандартов финансовой отчетности в государствах — участниках СНГ. URL: http://www.minfin.ru/ ra/accounting/mteraccounting/coordcounciL
2. Международный бухгалтерский стандарт IAS 1 «Представление финансовой отчетности». URL: http://allmsfo.ru/msfo-ias-1.html.
3. О бухгалтерском учете: закон Киргизской Республики от 29.04.2002 № 76 (в ред. законов Киргизской Республики от 17.10.2008 № 231, 15.07.2009 № 216). Бишкек: «Академия», 2009.
4. Садыков К. Р., Джолдошев Б. М. Внедрение МСФО: повышение ответственности компаний // Налоги и право. 2009. № 9.