ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
С. А. МЫРЗАЛИЕВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: sara-ma@mail. ru Российский университет дружбы народов
В статье приводятся результаты исследования нормативных правовых актов по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в Кыргызской Республике и предложения по внесению изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете».
Ключевые слова: Конституция Кыргызской Республики, закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», нормативные правовые акты по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в Кыргызской Республике, Международные стандарты финансовой отчетности, проект федерального закона «О бухгалтерском учете», экономический субъект, национальные стандарты, отраслевые стандарты.
Условия модернизации экономики и финансовой стабилизации в Кыргызской Республике выдвинули в число актуальных вопросов прежде всего вопрос регулирования киргизской национальной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающий совершенствование нормативной правовой базы по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с Между-
народными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в целях предоставления достоверной информации лицам, принимающим решения (руководителям организаций, потенциальным инвесторам, а также органам власти и управления Кыргызской Республики), для определения формы поддержки приоритетных производств и инновационно-инвестиционных проектов.
В Кыргызской Республике существуют определенные трудности перехода на МСФО ввиду того, что исторически в республике уже сложились свои нормы и правила учета, которые весьма сложно заменить на другие, и в связи с этим для экономических субъектов Кыргызстана возникли некоторые проблемы по применению МСФО.
Данные проблемы, по нашему мнению, связаны с непониманием экономическими субъектами прежде всего недостаточно четко изложенных отдельных положений в нормативных правовых актах Кыргызской Республики по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с МСФО, что требует необходимости внесения в них некоторых изменений, уточнений и дополнений.
Следует отметить, что в Кыргызской Республике начиная с 1995 г. были приняты такие нормативные документы по применению МСФО, как постановления Правительства Кыргызской Республики от 06.09.1995 № 376 «О ходе реализации Государственной программы перехода Кыргызской Республики на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» и от 28.08.1996 № 407 «О ходе реализации министерствами, административными ведомствами мероприятий Государственной программы перехода Кыргызской Республики на принятую в международной практике систему учета и статистики».
Кроме того, в целях регулирования вопросов, связанных с необходимостью перехода республики на национальные принципы и стандарты бухгалтерского учета и отчетности, координации проводимых в этих целях мероприятий, был издан приказ Министерства финансов Кыргызской Республики от 01.10.1997 № 268/П «Об осуществлении перехода на национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности всех хозяйствующих субъектов (кроме банков и бюджетных организаций)», в котором в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета были приняты Кыргызские стандарты бухгалтерского учета (КСБУ). Изначально предполагалось подготовить КСБУ на основе общепринятых принципов системы ГААП США (Generally Accepted Accounting Principles USA), но впоследствии они были составлены на основе МСФО. К сожалению, запланированное внедрение КСБУ в силу ряда объективных и субъективных причин не дало положительных результатов.
Более активная работа по реформированию системы бухгалтерской (финансовой) отчетности в Кыргызстане начала проводиться после издания указа президента Кыргызской Республики от 03.04.2000 № 73 «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике», в соответствии с которым была создана Национальная комиссия по стандартам финансовой отчетности (НКСФО) при президенте Кыргызской Республики.
В 2001 г. в соответствии с постановлением правительства Кыргызской Республики от
28.09.2001 № 593 (с изменениями от 27.08.2007 № 377) «О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике» в качестве национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности были окончательно утверждены МСФО. Кроме того, был утвержден график поэтапного перехода юридических лиц на МСФО, в соответствии с которым все юридические лица республики, включая крупные, средние и малые предприятия, должны осуществить переход на МСФО до 2013 г.
Законом Кыргызской Республики от 29.04.2002 № 76 «О бухгалтерском учете» (далее — Закон Кыргызской Республики о бухгалтерском учете) установлено, что «финансовая отчетность — это представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъекта». В ст. 10 «Финансовая отчетность» указанного Закона законодателем установлено, что субъекты должны составлять финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО.
В п. 1.2 «Методических рекомендаций по подготовке и представлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО» Госфиннадзора при правительстве Кыргызской Республики (далее — Методические рекомендации) сказано, что «финансовая отчетность, подготавливаемая в соответствии с МСФО, является финансовой отчетностью общего назначения, которая представляется всем пользователям, имеющим право, установленное законодательством или договором, на получение информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств организации».
В п. 2.1 ст. 2 «Цель и принципы финансовой отчетности» Методических рекомендаций изложена цель финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО, которая «состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений о платежеспособности и устойчивости данной организации, о прогнозах ее будущего развития, о возможных поступлениях и оттоках денежных средств в будущем. Кроме того, финансовая отчетность показывает результаты
деятельности руководства по управлению ресурсами организации».
Финансовая отчетность представляет информацию о следующих показателях (п. 2.2 ст. 2 Методических рекомендаций):
— активах;
— обязательствах;
— собственном капитале;
— доходах и расходах, включая прибыли и убытки;
— взносах владельцев и распределениях владельцам, действующим в качестве таковых;
— движении денежных средств.
Составление финансовой отчетности по
МСФО предполагает соблюдение основополагающих принципов (допущений), которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов (п. 2.3 ст. 2 Методических рекомендаций):
— достоверное представление и соответствие МСФО;
— допущение о непрерывности деятельности;
— метод начисления;
— последовательность;
— существенность и агрегирование;
— взаимозачет.
Проведенное исследование нормативного правового регулирования по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях Кыргызской Республики, в частности анализ определения категории «бухгалтерская (финансовая) отчетность», позволяет сделать следующий вывод. В нормативных правовых актах Кыргызской Республики в определении категории «бухгалтерская (финансовая) отчетность» существуют определенные отличия от принятых в МСФО.
Так, анализируя определение бухгалтерской (финансовой) отчетности, изложенное в Законе Кыргызской Республики о бухгалтерском учете, было установлено, что оно практически полностью соответствует цели составления финансовой отчетности, указанной в разделе «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности» МСФО: представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании [1]. Однако в данном законе понятие
«компания» заменено на понятие «субъект». По мнению автора, это не совсем точный перевод, поэтому следует уточнить, какой «субъект», как, например, в проекте российского федерального закона «О бухгалтерском учете» — «экономический субъект» [4]. Такое уточнение необходимо, поскольку существует много самых разнообразных субъектов, но пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованы в получении информации именно об экономическом субъекте. В связи с этим воспользуемся своим конституционным правом в соответствии со ст. 52 Конституции Кыргызской Республики, которая гласит о том, что «граждане имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения» [3], и предлагаем внести в Закон Кыргызской Республики о бухгалтерском учете такое уточнение, как «экономический субъект».
Поскольку предполагается, что пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности, в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» цель финансовой отчетности изложена следующим образом: «... представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений» [2].
В данном случае, по мнению автора, не следует акцентировать внимание на экономических решениях, поскольку это могут быть решения, касающиеся не только экономических вопросов, но также стратегических, социальных и экологических вопросов. Но то, что касается принятия решений по всем приведенным вопросам, следует, однако, уточнить, что эти решения должны быть рациональными, для чего и требуется достоверная информация.
В связи с этим предлагается следующее уточненное понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» для внесения изменений в Закон Кыргызской Республики о бухгалтерском учете. Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это систематизированная, достоверная, прозрачная информация о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях финансового
положения экономического субъекта за отчетный период, предоставляемая заинтересованным пользователям для принятия рациональных решений.
В данном трактовании, по мнению автора, достаточно четко определены:
— предмет (что предоставляется) — систематизированная, достоверная и прозрачная информация;
— объект (о чем предоставляется информация) — о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях финансового положения за отчетный период;
— субъекты — участники отношений (кому предназначается информация и о ком) — заинтересованные пользователи и экономический субъект;
— цель представления информации (как обобщающий признак) — для принятия рациональных решений.
Предложенное уточненное определение «бухгалтерская (финансовая) отчетность» в отношении достоверности информации подтверждено содержанием п. 2.3 приведенных ранее Методических рекомендаций Госфиннадзора при правительстве Кыргызской Республики.
Предлагается также следующее определение для внесения изменений в Закон Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
киргизский национальный стандарт бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности — это нормативный правовой акт, не противоречащий международным стандартам и определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с национальными особенностями ведения бизнеса в Кыргызской Республике.
Данное предложение обусловлено тем, что Кыргызская Республика таким образом сохраняет за собой максимальный суверенитет в сфере регулирования бухгалтерского учета. Киргизские национальные стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут содержать дополнительные отсутствующие в МСФО специальные требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности для удовлетворения потребностей отдельных государственных ор-
ганов и субъектов бизнеса, а также требования, сопряженные с национальными особенностями Кыргызской Республики. Следует отметить, что такие требования могут быть более жесткими по сравнению с МСФО, но они не должны противоречить положениям собственно МСФО.
Преимуществами внедрения в Кыргызской Республике киргизских национальных стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащих дополнительные требования к отчетности, не встречающиеся в МСФО, но при этом не противоречащие ни одному из требований МСФО, являются следующие:
— возможность независимого построения отношений с Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) и другими лицами;
— мобильность киргизской национальной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— облегченность прохождения киргизских законопроектов и проектов других нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— органичная реализация киргизской специфики ведения бизнеса;
— единство системы киргизских национальных стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— обоснованность затрат на совершенствование киргизских национальных и формирование отраслевых стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— использование национальной юридической техники, типовых формулировок и терминологии.
При этом стоит иметь в виду, что киргизские национальные стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут нести в себе определенные риски несоблюдения требований МСФО. Для того чтобы застраховать такие риски, реализацию внедрения в Кыргызской Республике киргизских национальных стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности можно осуществлять только при условии полного обособления:
— от вопросов налогообложения;
— от расчета налогов;
— от изменения системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Формирование киргизских национальных и отраслевых стандартов должно осуществляться негосударственными органами по результатам публичного обсуждения. Государственный орган, одобряющий киргизские национальные и отраслевые стандарты, не должен совмещать в себе фискальные функции, а должен быть связан со сферой действия интересов основных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оформление киргизских национальных и отраслевых стандартов в виде нормативных правовых актов не должно обременяться терминологическими и иными подобными несостыковками с другими отраслями законодательства. Только при выполнении указанных условий возможно избежать рисков, в частности, несоблюдения требований МСФО киргизскими национальными стандартами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и в целом их внедрения в Кыргызской Республике.
Кроме того, предлагается следующее определение для внесения изменений в Закон Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
киргизский отраслевой стандарт — это стандарт бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяющий объекты стандартизации применительно к однородным областям профессиональной деятельности, структурированной по функциональному (отраслевому) назначению конечной продукции или объектам применения результатов работ (услуг), и утвержденный органом государственного регулирования бухгалтерского учета, за исключением уполномоченного республиканского органа.
Киргизские отраслевые стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливают особенности применения киргизских национальных стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельных видах экономической деятельности. В МСФО большой массив стандартов, который требует систематизации в соответствии с отраслевой направленностью, поскольку существуют особенности в отраслевом учете, как,
например, в строительстве, сельском хозяйстве, разведке полезных ископаемых, страховании и т. д. В связи с этим автор считает, что необходимо выделить киргизские отраслевые стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые не будут противоречить киргизским национальным стандартам и будут отвечать требованиям соответствующих МСФО.
Конкретизируя определение категории «киргизский отраслевой стандарт» для сельскохозяйственной отрасли, предлагается следующее уточнение.
киргизский отраслевой (сельскохозяйственный) стандарт бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности — это
нормативный правовой акт, соответствующий киргизским национальным стандартам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаемый на объект результата сельскохозяйственной деятельности — сельскохозяйственную конечную продукцию и определяющий понятия и обозначения, нормы, правила, требования, типовые процессы, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязей организаций сельскохозяйственной отрасли.
Внедрение в Кыргызской Республике киргизских национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, не противоречащих требованиям МСФО, при условии изменения всей системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в республике, по мнению автора, предпочтительнее варианта прямого применения МСФО, разработанных СМСФО.
Таким образом, в законодательстве Кыргызской Республики предусмотрено формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с МСФО, а также в качестве национальных стандартов были утверждены МСФО. Следует отметить, что отраслевые стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательством Кыргызской Республики не предусмотрены.
В целом недостаточно полное соответствие МСФО, отсутствие положительных результатов от внедрения КСБУ затрудняют понимание положений нормативных правовых актов Кыргызской
Республики по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим уточненное определение категории «бухгалтерская (финансовая) отчетность», отражающее предмет, объект, субъекты и цель, а также предложенные определения категорий «киргизский национальный стандарт бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности», «киргизский отраслевой стандарт» и «киргизский отраслевой (сельскохозяйственный) стандарт», по мнению автора, позволит предприятиям и организациям Кыргызской Республики, в частности организациям агропромышленного комплекса (АПК), эффективно оперировать ими в процессе формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и в последующем использовать информацию, изложенную в ней, участниками экономических отношений — заинтересованными пользователями и потенциальными инвесторами, а также органами власти и управления Кыргызской Республики для принятия решений о государственной поддержке
и предоставлении государственных субсидий экономическим субъектам республики.
Список литературы
1. Международные стандарты финансовой отчетности [изд. на рус. яз.]. М.: Аскери-АССА, 2010. С. 36.
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» // МСФО ФМ 2011: [сайт]. URL: http://www. msfofm. ru (дата обращения: 19.06.2011).
3. Конституция Кыргызской Республики: принята всенародным голосованием: введена в действие Законом Кыргызской Республики от 27.06.2010 // Правительство Кыргызской Республики: [офиц. сайт] . URL: http://www. gov. kg (дата обращения: 07.04.2011) .
4. О бухгалтерском учете: проект федерального закона (одобрен Советом Федерации 29.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс».