Научная статья на тему 'Особенности организации бухгалтерского учета и применения систем налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах'

Особенности организации бухгалтерского учета и применения систем налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2292
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / PEASANT FARMS / ACCOUNTING / TAXATION / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проняева Л.И., Федотенкова О.А.

Предмет. Крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к малым формам хозяйствования, являются равноправными субъектами агробизнеса, поскольку заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса, на их долю приходится 10% производимой продукции сельского хозяйства. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся организации бухгалтерского учета и выбора системы налогообложения в данной категории экономических субъектов является весьма актуальной как для развития производства, так и для формирования бюджетов различного уровня. Цели. Основной целью научной работы является решение проблем, возникающих при ведении бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также в выборе и оптимизации систем налогообложения, применяемых в данных экономических субъектах. В соответствии с поставленной целью в работе решались задачи, связанные с оценкой места хозяйств в сельскохозяйственном производстве Орловской области, с формированием учетной информации при использовании различных форм ведения бухгалтерского учета, с выбором систем налогообложения в целях минимизации налоговой нагрузки при ведении сельскохозяйственного производства. Методология. В научной работе на основе монографического, аналитического методов, а также метода сравнения проведена оценка крестьянских (фермерских) хозяйств как сектора аграрной экономики, обоснована оптимальная система налогообложения, применяемая в данных категориях хозяйствования. Результаты. Основными результатами научного исследования явилась произведенная сравнительная оценка форм организации и ведения бухгалтерского учета, которые могут быть избраны крестьянским (фермерским) хозяйством с учетом размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, что позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления своей деятельностью. Рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства и снижению предпринимательских рисков. Выводы и значимость. Проведенное исследование связано с проблемой повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств на основе предложенных подходов к формированию учетной информации для целей управления и рекомендаций по выбору системы налогообложения, позволяющих увеличить синергетический эффект управленческой системы данных экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of organizing the accounting and using the taxation systems at peasant farms

Subject Peasant farms, being small businesses, are equitable entities of agribusiness. They produce 10% of agricultural products. Therefore, considering the organization of accounting and taxation for this category of economic entities is important for both the production development and budget formation at various levels. Objectives The core objective of the study is to solve the problems related to maintaining accounting records, and choosing and optimizing the taxation systems by farms. Methods Based on monographic, analytical methods and the comparison technique, we assess country farms as a sector of land economies, and substantiate the optimal system of taxation applied by these entities. Results The main result of the study is a comparative assessment of the forms of organization and maintenance of accounting records, which farms may choose, given the size, scale, and specific features of agricultural production. This will allow them to choose the best approaches to generating the information flows to manage their operations. The developed recommendations on tax burden optimization will help increase the efficiency of agricultural production and mitigate entrepreneurial risks. Conclusions The research focuses on increasing the efficiency of farm functioning on the basis of the offered approaches to organizing the accounting information for management purposes and recommendations on choosing the taxation system that will enable to increase the synergetic effect of the management system of these economic entities.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета и применения систем налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Национальные стандарты учета и отчетности

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

Людмила Ивановна ПРОНЯЕВА", Ольга Анатольевна ФЕДОТЕНКОВАь*

2 доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орёл, Российская Федерация pli.dom@mail.ru

ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация o-fedotenkova@yandex.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.05.2015 Принята в доработанном виде 30.09.2015

Одобрена 09.10.2015

УДК 631.115.11:631.16:[657.1+3 36.22]

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, бухгалтерский учет, налогообложение, налоговая нагрузка

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Аннотация

Предмет. Крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к малым формам хозяйствования, являются равноправными субъектами агробизнеса, поскольку заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса, на их долю приходится 10% производимой продукции сельского хозяйства. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся организации бухгалтерского учета и выбора системы налогообложения в данной категории экономических субъектов является весьма актуальной как для развития производства, так и для формирования бюджетов различного уровня.

Цели. Основной целью научной работы является решение проблем, возникающих при ведении бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также в выборе и оптимизации систем налогообложения, применяемых в данных экономических субъектах. В соответствии с поставленной целью в работе решались задачи, связанные с оценкой места хозяйств в сельскохозяйственном производстве Орловской области, с формированием учетной информации при использовании различных форм ведения бухгалтерского учета, с выбором систем налогообложения в целях минимизации налоговой нагрузки при ведении сельскохозяйственного производства.

Методология. В научной работе на основе монографического, аналитического методов, а также метода сравнения проведена оценка крестьянских (фермерских) хозяйств как сектора аграрной экономики, обоснована оптимальная система налогообложения, применяемая в данных категориях хозяйствования.

Результаты. Основными результатами научного исследования явилась произведенная сравнительная оценка форм организации и ведения бухгалтерского учета, которые могут быть избраны крестьянским (фермерским) хозяйством с учетом размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, что позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления своей деятельностью. Рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства и снижению предпринимательских рисков. Выводы и значимость. Проведенное исследование связано с проблемой повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств на основе предложенных подходов к формированию учетной информации для целей управления и рекомендаций по выбору системы налогообложения, позволяющих увеличить синергетический эффект управленческой системы данных экономических субъектов.

В аграрной сфере в состав экономических субъектов входят крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), относящиеся к малым формам хозяйствования. Они функционируют в производственной сфере наряду с другими видами аграрных формирований и относятся в соответствии с Федеральным

законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям1.

1 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от

29.12.2006 № 264-ФЗ.

Поддержка фермерского сектора на селе является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на развитие сельских территорий, сокращение безработицы, решение демографических проблем, сохранение традиций и особенностей сельского уклада жизни различных народностей в стране. Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства играют свою роль в обеспечении импортозамещения и решении проблемы продовольственной безопасности страны.

Для оценки результатов деятельности, прогнозирования направлений развития, осуществления мер поддержки К(Ф)Х со стороны государства управленческим структурам различных уровней необходимо обладать достаточным объемом информации, используемой для принятия экономических решений. Эффективное функционирование любой организации обеспечивается в результате взаимодействия информационных потоков, с помощью которых поддерживается связь с внутренними структурами и хозяйствующими субъектами2.

Важным поставщиком такой информации является учетная система. Данные бухгалтерского учета используются в процессе управления в фермерских хозяйствах как в части управления имущественным положением, так и в части повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Проблема организации и ведения бухгалтерского учета в К(Ф)Х является достаточно актуальной. Выбор формы организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах напрямую зависит от размеров, масштабов производственной деятельности, специфических особенностей сельскохозяйственного производства, а также от отнесения этих организаций к субъектам малого предпринимательства.

В нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, для субъектов малого предпринимательства разработаны различные методики и варианты организации учета. Однако не все из них позволяют учитывать особенности сельскохозяйственной деятельности и предоставляют возможность формирования полной и достоверной информации о происходящих процессах в хозяйственной деятельности для управления и другим категориям заинтересованных пользователей.

2 Проняева Л.И. Управленческий учет и иновационно-инвестиционная политика в АПК // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 12-22.

При организации бухгалтерского учета в К(Ф)Х ориентируются на требования, установленные в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.3.

В соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данная форма хозяйствования представляет собой объединение граждан, связанных родством, располагающих собственным имуществом и лично осуществляющих различные виды деятельности в сельскохозяйственной сфере4.

Зарождение фермерского движения в нашей стране совпало с кардинальными изменениями в экономике страны, связанными с переходом от административно-плановой системы хозяйствования к рыночной экономике. В начале 1990-х гг. крестьянские (фермерские) хозяйства стали возрождающейся формой организации производства в сельском хозяйстве, что было закреплено Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»5.

В то время считалось, что только фермерство способно решить проблему обеспечения населения продуктами питания, промышленность - сельскохозяйственным сырьем и возродить деревню. Однако развитие рыночных отношений в последующие годы до настоящего момента показало, что эти вопросы в большей мере способны решить крупные агроформирования, использующие современные инновационные технологии и обеспеченные соответствующей техникой и оборудованием. В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства заняли свою нишу в аграрном секторе и выполняют присущие им функции.

В Орловской области еже годно происходит сокращение крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, их количество к 2014 г. сократилось на 33% по сравнению с 2008 г., среднегодовой темп снижения данного показателя составил 4,7 п.п. (рис. 1).

Несмотря на снижение численности фермерских

3 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 425-ФЗ); О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4 О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № 446-ФЗ).

5 О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 (ред. от 21.03.2002).

Рисунок 1

Динамика изменения количества крестьянских (фермерских) хозяйств Орловской области

700

бОО

IIIIIII

200S

2009

2010

201 1

2012

2013

2014

Примечание. Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/enterprises/investment/.

хозяйств в Орловской области, наблюдается рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, приходящегося на данный сегмент сельскохозяйственного производства (рис. 2).

Объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2014 г. выросли почти в 3,5 раза по сравнению с 2005 г., причем в Орловской области крестьянские (фермерские) хозяйства занимаются производством растениеводческой продукции, а на долю отрасли животноводства приходится чуть более 12% валового производства. Наименьший разрыв в отраслевом диапазоне наблюдался в 2010 г., когда на долю животноводческой продукции приходилось более 22%. Данная ситуация в основном связана с низкой инвестиционной привлекательностью отрасли животноводства и низкой конкурентоспособностью

Рисунок 2

Валовое производство сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств Орловской области, млн руб.

как в Орловской области, так и в России в целом, а также несоизмеримыми уровнями рентабельности отраслей растениеводства и животноводства.

При имеющемся многообразии организационных форм субъектов, занятых сельскохозяйственным производством и функционирующих в Орловской области, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств в 2014 г. приходилось около 8% валового производства, четвертая часть производилась в личных подсобных хозяйствах, а большая доля объемов продукции приходилась на сельскохозяйственные организации, причем такая ситуация наблюдалась в течение последних трех лет (рис. 3).

Крестьянские (фермерские) хозяйства, как и все остальные субъекты агробизнеса,

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

♦ Продукция сельского хозяйства, всего

Растениеводства А ■ Животноводства

Примечание. Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/enterprises/investment/.

Рисунок 3

Структура продукции сельского хозяйства по категориям организаций Орловской области*

Сельскохозяйственные организации, % Хозяйства населения, % К(Ф)Х, %

Примечание. Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/enterprises/investment/.

зарегистрированные в установленном порядке в налоговых органах, обязаны составлять бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность и представлять ее соответствующим органам ведомственных управлений.

Ведение бухгалтерского учета в К(Ф)Х может быть возложено на его руководителя (так как они относятся к субъектам малого предпринимательства), а также на штатного бухгалтера, или же фермерское хозяйство может прибегать к услугам специализированных бухгалтерских фирм.

Проблемами организации и ведения бухгалтерского учета в К(Ф)Х занимались различные ученые с начала 1990-х гг., т.е. с момента зарождения фермерского бизнеса в нашей стране. Данные организации относятся к субъектам малого предпринимательства, в связи с этим большая часть разработок ученых была направлена на возможность упрощенного ведения учета в них. Так, Р.А. Алборов и С.М. Концевая [1], В.П. Петров [2] в своих работах предлагали подходы к организации учета в фермерских хозяйствах с применением бухгалтерских счетов, принципов двойной записи и различных учетных регистров. М.Ф. Бычков [3] предлагал не применять для учета хозяйственных операций бухгалтерские счета, а в качестве учетного регистра использовать Книгу учета доходов и расходов. Организация бухгалтерского учета в К(Ф)Х в первую очередь зависит от размеров, производственных целей, потребностей руководства в учетной информации и других факторов. Современные средства компьютеризации учета позволяют избегать трудоемкости учетных работ. Но, как отмечает Э.Н. Фахретдинова [4], при автоматизации учета

в данных хозяйствах разработчикам необходимо будет учитывать специфику их деятельности. Формирование специфичных регистров для отражения особенностей сельскохозяйственной деятельности в первую очередь необходимо для обеспечения учета затрат по производственной деятельности, что облегчит организацию контроля за ними и сделает информацию более наглядной и легко анализируемой даже для экономически неподготовленных пользователей, какими зачастую являются руководители К(Ф)Х. Интересные предложения по совершенствованию форм и содержания учетных регистров для данных хозяйств имеются в работах Э.Н. Фахретдиновой [4], М.И. Спехиной [4] и И.Ф. Хусаинова [6]. Системный подход к организации бухгалтерского учета в К(Ф)Х предложен И.Ф. Хусаиновым [7], начиная с разработки упрощенного плана счетов, совершенствования форм учетных регистров и финансовой отчетности.

Говоря об организации бухгалтерского учета в К(Ф)Х, необходимо отметить, что ее выбор должен быть основан на двух формах: обычной и упрощенной. Исследуемые организации самостоятельно выбирают форму ведения бухгалтерского учета, исходя из информационных потребностей и масштаба своего производства и управления, закрепляя избранную форму в учетной политике.

При этом необходимо отметить, что сущность учетной политики заключается в выборе одного из предлагаемых нормативными документами вариантов учета конкретных хозяйственных операций, а также в возможности самостоятельной разработки способов ведения учета [8].

Рисунок 4

Схема формирования учетной информации в крестьянских (фермерских) хозяйствах при использовании обычной формы ведения учета

ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

I

СВОДНЫЕ И НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ (ведомости аналитического учета, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости)

И

ГЛАВНАЯ КНИГА

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

При обычной форме организации учета в К(Ф)Х все хозяйственные операции регистрируются в первичных документах, данные которых обобщаются и накапливаются по всем разделам бухгалтерского учета в регистрах аналитического и синтетического учета в течение отчетного периода. Группировка информации производится по показателям, необходимым для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью К(Ф)Х, а также для составления управленческой и финансовой отчетности (рис. 4).

При применении обычной формы учета его ведение может быть организовано как в автоматизированном режиме, так и в ручном формате. В системе учета выделяются следующие разделы: учет денежных средств и расчетов, учет внеоборотных активов и материально-производственных запасов, учет затрат и выхода продукции, учет продаж и финансовых результатов.

Формирование управленческой отчетности целесообразно в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые можно отнести к субъектам среднего бизнеса в аграрном секторе. Потребности менеджмента организации в принятии обоснованных управленческих решений обусловливают необходимость разработки организационно-хозяйственного механизма управления. Эти решения являются основой для выявления резервов роста прибыли и повышения рентабельности аграрного производства6.

6 Проняева Л.И., Федотенкова О.А. Применение учетного инструментария для целей управления затратами и исчисления себестоимости продукции зернопроизводства // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 1. С. 31-42.

Фермерское хозяйство может применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Она может быть организована по двум вариантам: без использования регистров учета имущества и с их

7

использованием7.

Первый вариант ведения бухгалтерского учета по упрощенной форме предполагает, что все хозяйственные операции, как и при обычной форме учета, находят свое отражение в первичных документах. Их данные группируются в соответствующих учетных регистрах (типовых ведомостях), предназначенных для формирования информации для нужд управления и составления различных отчетных форм. При упрощенной форме учета для крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрено ведение ограниченного числа типовых регистров, рекомендованных к применению для субъектов малого предпринимательства.

Схематично модель организации бухгалтерского учета по упрощенной форме с использованием учетных регистров представлена на рис. 5.

Ведомости открывают и ведут по разделам учета (учет денежных средств, расчетов, основных средств, готовой продукции и др.) Хозяйственные операции регистрируются одновременно в двух ведомостях. При применении данного варианта упрощенной формы учета могут использоваться бухгалтерские счета. Тогда каждая открываемая ведомость соответствует определенному счету, и

7 Бородина В. Бухгалтерский учет для субъектов малого и

среднего предпринимательства. Об организационных формах ведения бухгалтерского учета // Финансовая газета. 2014. № 4, 5. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=PBI;n=203765.

Рисунок 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема формирования учетной информации в крестьянских (фермерских) хозяйствах

при использовании упрощенной формы ведения учета (с применением регистров учета имущества)

ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

—► Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. № В-1)

- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. №В-2)

Ведомость учета затрат на производство (ф. № В-3)

Ведомость учета денежных средств и фондов

(ф. №В-4) Книга

—1 Ведомость учета расчетов и прочих операций (ф. №В-5) —* доходов и расходов

—► Ведомость учета реализации (ф. № В-6 (оплата))

—» Ведомость учета расчетов и прочих операций (ф. В-6 (отгрузка))

—► Ведомость учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7)

—1 Ведомость учета оплаты труда (ф. № В-8)

—1 Ведомость (шахматная) - (ф. № В-9)

БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

информация в них формируется с применением принципа двойной записи на счетах.

В конце отчетного периода производится обобщение итогов финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период в сводной ведомости, на основании которой формируют управленческую или финансовую отчетность.

Субъекты малого бизнеса, к которым относятся и К(Ф)Х, могут вести бухгалтерский учет по простой форме без использования способа «двойной

записи»

Однако в настоящее время данный способ организации учета не обеспечен какими-либо методическими указаниями. Аналогичное положение содержится и в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которое разрешает применять субъектам малого предпринимательства упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности9.

К особенностям варианта ведения учета по упрощенной форме без использования учетных регистров относится не только отсутствие

8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014 ФЗ № 285-ФЗ).

9 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011

№ 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 ФЗ № 425-ФЗ).

бухгалтерских счетов, но и неприменение многих других учетных приемов.

Данный вариант организации учета может применяться теми фермерскими хозяйствами, которые совершают незначительное количество хозяйственных операций, они являются узкоспециализированными (например, в них организовано только производство зерна или овощей, или молока и т.д.), объемы производимой продукции невелики, номенклатура и размеры затрат материальных ресурсов небольшие. Данные организации для учета хозяйственных операций по текущей деятельности могут применять книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности, в которой отражается несколько групп основных операций. Записи в книгу приводятся по приходу и расходу ресурсов.

По мнению авторов, применение варианта упрощенной формы учета без использования учетных регистров осложняет составление различных отчетных форм из-за недостаточного объема сформированной информации, не позволяющего обеспечить полноту и достоверность отчетности.

Простая форма учета без использования учетных регистров может вестись параллельно с налоговым учетом по упрощенной системе налогообложения, данные которого группируются в книге учета доходов и расходов.

Ведение учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах может быть автоматизировано. В качестве рекомендуемых программных продуктов следует отметить такие, как «1С: Упрощенка 8», «1С: Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия». Кроме того, в данных программных продуктах предусмотрено автоматическое ведение книги учета доходов и расходов при регистрации первичных документов или выполнении регламентных процедур [9].

Крестьянские фермерские хозяйства, как и другие субъекты предпринимательства, являются налогоплательщиками, обязанными вести налоговый учет и представлять налоговую отчетность10.

Для крестьянских фермерских хозяйств целесообразно построить такую учетную систему, которая бы позволяла на основе учетных данных формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность [10].

10 Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах: утверждены приказом Минсельхоза России от 20.01.2005 № 6.

Международный опыт организации учета и налогообложения в фермерских хозяйствах показывает, что налоговая политика зарубежных стран носит регулирующий характер и предполагает использование налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий.

Так, например, в Германии фермерские хозяйства для целей налогообложения подразделяются на три группы (крупные, средние, мелкие), и для каждой из них определены рамки по объемам формирования учетной информации, в том числе и для целей налогового учета. Крупные хозяйства (земельная площадь более 35 га и прибыль более 40 тыс. евро) в соответствии с законодательством обязаны вести полноценный учет и формировать бухгалтерскую отчетность. Средним фермерским хозяйствам (земельная площадь от 25 до 35 га и прибыль 32-40 тыс. евро) рекомендуется учитывать свои доходы и расходы для определения прибыли для целей налогообложения. Если же они не ведут учет доходов и расходов, то сдают налоговую декларацию, в которой указывают общую сумму полученного дохода, которую налоговики увеличивают примерно на 20%, и от этой суммы производится начисление налога на доходы. Остальные фермерские хозяйства относят к мелким, для которых применяются упрощенные и усредненные методы начисления налогов.

Во Франции применяются три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода фермерского хозяйства. Для мелких фермеров с низким уровнем доходов предусмотрено предоставление налоговых льгот. В США для фермеров не предусмотрено льгот по налогам, но существует градация ставок подоходного налога в зависимости от уровня полученного дохода. Большая часть фермеров в США относится к предпринимателям с низким доходом, поэтому они уплачивают налог по минимальной ставке11 [11].

К(Ф)Х в нашей стране имеют право применять общую систему налогообложения или специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, ЕСХН). Многие отечественные фермерские хозяйства выбирают общую систему налогообложения в целях расширения круга бизнес-партнеров, которые предпочитают закупать сельхозпродукцию у организаций - плательщиков НДС для снижения своей налоговой нагрузки по данному налогу, который в структуре налоговых платежей организаций занимает значительный

11 URL: www/lanawirschaft/ab-materialtab017.ht.

s

удельный вес. Покупатели сельхозпродукции таких фермерских хозяйств получают возможность возмещать НДС, получая дополнительную выгоду от сделок.

К(Ф)Х на общей системе налогообложения должны уплачивать налог на прибыль, НДС, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество организации, НДФЛ (как налоговые агенты) и страховые взносы в фонды социального страхования и обеспечения.

Налог на прибыль является прямым налогом, величина которого зависит от размера финансового результата фермерского хозяйства. Прибыль определяется как разница между доходами и расходами организации, признанными для целей налогообложения. Порядок налогообложения налогом на прибыль установлен в главе 25 НК РФ.

К(Ф)Х, как и другие сельскохозяйственные организации, фактически освобождаются от уплаты налога на прибыль (применяется ставка 0%) с той части финансового результата, который получен от сельскохозяйственной деятельности. Этот порядок могут применять только те фермерские хозяйства, у которых объем выручки от продажи сельскохозяйственной продукции превышает 70% в общем объеме выручки (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Прибыль, полученная от операций, не связанных с продажей сельхозпродукции, в К(Ф)Х облагается налогом на прибыль по ставке 20%.

Значительный удельный вес в структуре налоговой нагрузки организаций занимает НДС. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части стоимости готового продукта, которая создается на всех стадиях процесса производства. Конечным плательщиком НДС является потребитель товара, работы или услуги. Налоговые ставки НДС в России составляют 18%, 10% и 0%. При продаже своей продукции К(Ф)Х на обычной системе налогообложения по НДС применяют ставку 10%.

Фермерские хозяйства - владельцы земельных участков уплачивают земельный налог, рассчитываемый от их кадастровой стоимости. Ставки земельного налога устанавливаются местными органами управления на уровне муниципальных образований. При этом налоговые ставки не могут превышать: 0,3% - в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, земель сельских населенных пунктов; 1,5% - в отношении прочих

земельных участков (ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации).

Крестьянские (фермерские) хозяйства являются плательщиками транспортного налога, если у них имеются зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства. Налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ.

Согласно п. 2 ст. 358 гл. 28 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации

не являются объектом налогообложе ния

тракторы, самоходные комбайны всех марок,

специальные автомашины, зарегистрированные

на сельскохозяйственных товаропроизводителей и

используемые при сельскохозяйственных работах

12

для производства продукции12.

В Орловской области для организаций аграрной сферы установлены льготы в размере 50% от ставки транспортного налога для грузовых автомобилей выпуска 2005 г. и позднее, зарегистрированных на организации, которые соответствуют критерию отнесения к сельхозтоваропроизводителям13'14.

Налог на имущество в РФ уплачивается по итогам налогового периода (календарного года) и рассчитывается умножением налоговой базы на ставку, не превышающую 2,2% (конкретные ставки устанавливаются в регионах). В соответствии с положениями закона Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ «О налоге на имущество организаций» его ставка установлена в размере 1,1% от среднегодовой стоимости имущества организаций, используемого исключительно и непосредственно в процессе производства сельскохозяйственной продукции. Освобождаются от уплаты данного налога организации, которые занимаются молочным скотоводством, если численность среднегодового поголовья коров составляет 10 голов в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий и одновременно численность среднегодового поголовья коров молочного стада превышает 4 000 голов15.

12 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.10.2014 ФЗ № 285-ФЗ).

13 Бородин В.А., Малахов П.В. Налоговая нагрузка как составляющая финансовой устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 32.

14 Закон Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 28.11.2014 № 1695-ОЗ).

15 Закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ «О налоге на

имущество организаций» (в ред. от 28.11.2014 № 1697-ОЗ).

Все другие виды имущества К(Ф)Х облагаются налогом на имущество, налоговой базой которого является остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным бухгалтерского учета.

Крестьянские (фермерские) хозяйства производят платежи в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения (ПФР, ФСС и ФФОМС).

Расчетный период по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование -календарный год. Он состоит из отчетных периодов -I квартал, полугодие, девять месяцев, год. Суммы страховых взносов определяют нарастающим итогом с начала года.

Расчет взносов в социальные фонды производят от сумм начисленной заработной платы работников К(Ф)Х, их ведут по каждому работнику. В 2015 г. для начисления страховых взносов установлены следующие тарифы для К(Ф)Х: ПФР - 22%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 5,1%.

Главы К(Ф)Х уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (26%) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) в фиксированном размере. Размер страхового взноса по каждому виду страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда (в 2015 г. - 5 965 руб.), тарифа страховых взносов в соответствующий фонд и увеличенное в 12 раз, если величина дохода за календарный год не превышает 300 000 руб.16.

Рассмотренный порядок налогообложения К(Ф)Х, применяющих обычную систему налогообложения, требует оценки налоговой нагрузки для ее сравнения с другими системами налогообложения.

Уровень налоговой нагрузки оказывает существенное влияние на финансовое положение экономического субъекта (налогоплательщика), и ее расчет необходим для выработки альтернативных управленческих решений по применению налоговых режимов. Налоговая нагрузка может быть определена одним из следующих способов:

- как отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме чистой (расчетной) прибыли организации;

- как отношение суммы начисленных налогов и

16 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 31.12.2014).

сборов к сумме выручки, включая внереализационные доходы организации;

- как отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме добавленной стоимости (вновь созданной стоимости).

Для расчета налоговой нагрузки могут использоваться различные методики, позволяющие наиболее точно оценить текущую ситуацию по налоговым платежам организации. Официальная методика расчета налоговой нагрузки, установленная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», определяется отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг)17.

Схожие подходы к определению степени влияния налоговой системы на деятельность хозяйствующего субъекта можно увидеть в методиках, предложенных такими авторами, как В.А. Бородин и П.В. Малахов18 [1 2] (частные и обобщающие коэффициенты налоговой нагрузки рассчитываются отношением налоговых издержек к соответствующему источнику покрытия: выручке, себестоимости, финансовым результатам, собственному капиталу и др.), М.И. Литвиной [13] (показатель налоговой нагрузки определяется отношением суммы налогов к источнику средств для уплаты налогов, в качестве которого предлагается выбирать доход экономического субъекта в различных формах), Н.М. Крейниной [13] (налоговая нагрузка определяется только по влиянию прямых налогов, т.е. отношением суммы прямых налогов к валовому доходу или чистой прибыли организации).

На примере данных К(Ф)Х «Время» Кромского района Орловской области, использующего общую систему налогообложения, представим в табл. 1 данные о налоговой нагрузке за 2013-2014 гг.

Рассмотрим состав и структуру налогов, уплачиваемых К(Ф)Х «Время» в 2014 г., с учетом льгот по отдельным налогам для сельскохозяйственных производителей, рассмотренных ранее (табл. 2).

Данные табл. 2 показывают, что сумма взносов на социальное страхование и обеспечение в структуре налоговой нагрузки К(Ф)Х занимает значительную

17 Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММ-7-2/297@).

18 Бородин В.А., Малахов П.В. Налоговая нагрузка как составляющая финансовой устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 32.

Таблица 1

Расчет общей налоговой нагрузки экономического субъекта (при применении методики Департамента налоговой политики Минфина России)

Показатель 2013 г. 2014 г.

Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции, тыс. руб. 6 791 10 118

Сумма налогов, уплаченная по данным отчетности в течение года, тыс. руб. 171 131

Налоговая нагрузка, % 2,5 1,3

Таблица 2

Состав и структура налогов, уплаченных К(Ф)Х «Время» Кромского района Орловской области в 2014 г.

Вид налога Сумма, руб. Удельный вес, %

Земельный налог 8 906 2,8

Транспортный налог 13 975 4,4

Налог на имущество организации 17 546 5,5

Налог на добавленную стоимость 13 718 4,3

Налог на прибыль организации 2 438 0,7

НДФЛ 74 578 23,6

Фиксированный ПФР 17 329 5,4

налог ФФОМС 3 399 1,1

(на главу КФХ)

ПФР (страховая часть) 120 892 37,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФСС 13 816 4,3

ФФОМС 21 230 6,6

Страховые взносы на травматизм 12 089 3,8

Общая сумма налогов, 319 916 100,0

подлежащих уплате в бюджет

долю, превышающую все другие налоговые платежи в совокупности.

При принятии управленческого решения по выбору системы налогообложения в К(Ф)Х необходимо произвести оценку налоговой нагрузки при применении различных систем налогообложения. Фермерские хозяйства могут применять наряду с обычной системой налогообложения специальные налоговые режимы - упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Сравнительная оценка налоговой

нагрузки позволит осуществить выбор оптимальной системы налогообложения с минимальными налоговыми потерями (табл. 3).

Учитывая произведенные в табл. 3 расчеты, для К(Ф)Х «Время» будет выгодно перейти на ЕСХН, используя налоговую ставку, равную 6%. В данном случае общая сумма налоговых платежей хозяйствующего субъекта будет наименьшей. Однако, учитывая ее незначительное отклонение в размерах от суммы налоговых платежей, уплачиваемых при обычной системе налогообложения, при принятии управленческого решения о выборе налоговой системы К(Ф)Х «Время» следует принять во внимание тот факт, что переход на ЕСХН может привести к потерям части покупателей, предпочитающих совершать сделки с плательщиками НДС.

При этом нельзя не согласиться с мнением Э.Н. Фахретдиновой и Г.С. Клычовой, что ведение бухгалтерского учета в фермерском хозяйстве имеет важное значение при использовании любой системы налогообложения. Даже в условиях применения упрощенной формы налогообложения К(Ф)Х не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, а это означает необходимость ведения учета заработной платы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Применение же единого сельскохозяйственного налога также подразумевает ведение полноценного бухгалтерского учета [14].

Основываясь на проведенных авторами данной статьи исследованиях, можно предложить к применению алгоритм принятия решения по выбору системы налогообложения и формы организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (рис. 6).

Таким образом, проведенное исследование проблем организации бухгалтерского учета и налогообложения в крестьянских (фермерских) хозяйствах позволит им выбрать наиболее оптимальные подходы к формированию информационных потоков для нужд управления основной деятельностью, что будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства за счет принятия обоснованных управленческих решений.

Таблица 3

Сравнительная оценка применения обычной системы налогообложения в К(Ф)Х «Время» и специальных налоговых режимов

Обычная Упрощенная система налогообложения ЕСХН (налоговая

Показатель система налоговая база налоговая база «доходы база «доходы минус

налогообложения «доходы», 6% минус расходы», 15% расходы», 6%)

Общая сумма налоговых 319,92 607,08 624,6 249,84 платежей, тыс. руб.

Рисунок 6

Алгоритм принятия решения по выбору системы налогообложения и формы организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах

g *

I

В

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Доходы за 2014 г. < 64,02 млн руб.

Нет

Да

Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки не превышает 70%

Нет

Применение УСН

Применение обычной системы налогообложения или ЕСХН

Использование простой формы бухгалтерского учета без использования способа «двойной записи»

Разница в уровне налоговой

Да нагрузки этих двух систем Нет

превышает расходы от потери

клиентов, желающих совершать

сделки с плательщиком НДС

Применение обычной системы налогообложения 1

Применение ЕСХН =fc

Использование обычной формы бухгалтерского учета

Использование упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием бухгалтерских счетов

ОРГАНИЗАЦИИ

За 9 мес. предшествующего года: 1) доходы <45 млн руб. х коэффициент-дефлятор;

2) средняя численность работников <100 чел.;

3) остаточная стоимость основных средств

на 1 октября <100 млн руб.

Нет

Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки не превышает 70%

Нет

Да

Применение обычной системы

налогообложения или УСН

* -

Применение ЕСХН

Разница в уровне налоговой нагрузки этих двух систем превышает расходы от потери клиентов, желающих совершать сделки с плательщиком НДС_

Нет

±

Использование упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием бухгалтерских счетов

Применение обычной системы налогообложения

Применение УСН

Использование обычной формы бухгалтерского учета

Использование упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием бухгалтерских счетов

Список литературы

1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Бухгалтерский учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозкооперативах. М.: Дело и Сервис, 1996. 159 с.

2. Петров В.П. Учет в крестьянских хозяйствах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. № 6. С. 36-41.

3. Бычков М.Ф. Проблемы формирования системы учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. № 8. С. 36-39.

4. Фахретдинова Э.Н. Анализ построения учетного процесса в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики Татарстан и основные направления его совершенствования // Вестник Казан. гос. аграрного ун-та. 2010. № 4. С. 81-83.

5. Спехина М.И. Совершенствование учетных регистров в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3. С. 202-204.

6. Хусаинов И.Ф. Организационные аспекты бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса при переходе на МСФО // Вестник Казан. гос. аграрного ун-та. 2013. № 4. С. 50-54.

7. Хусаинов И.Ф. Формирование показателей финансовой отчетности субъектами малого и среднего бизнеса // Вестник Казан. гос. аграрного ун-та. 2013. № 1. С. 59-62.

8. Федотенкова О.А. Логика формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и анализа расходов // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Т. 1. № 1. С. 24-30.

9. Говорунова Т.В., Новоселова С.А. Формирование учетной информации в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Вестник Саратовского агроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2014. № 2. С. 87-92.

10. Фахретдинова Э.Н. Бухгалтерская отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства -как основа информационного обеспечения механизма управления // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010. № 4. С. 427-432.

11. Говорунова Т.В., Шарикова И.В., Шариков А.В., Фефелова Н.П. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств: отечественный и зарубежный опыт // Аграрный научный журнал. 2015. № 1. С. 66-69.

12. Литвин М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации // Финансы. 2002. № 4.

13. Крейнина М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. № 4.

14. ФахретдиноваЭ.Н., КлычоваГ.С. Особенности формирования учетной информации на предприятиях малого и среднего бизнеса в аграрном секторе // Вестник Казанского гос. аграрного ун-та. 2009. № 4. С.44-46.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

National Standards of Accounting and Reporting

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZING THE ACCOUNTING AND USING THE TAXATION SYSTEMS AT PEASANT FARMS

Lyudmila I. PRONYAEVAa, Ol'ga A. FEDOTENKOVAb,*

a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel Branch, Orel, Russian Federation pli.dom@mail.ru

b Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation o-fedotenkova@yandex.ru

* Corresponding author

Abstract

Subject Peasant farms, being small businesses, are equitable entities of agribusiness. They produce 10% of agricultural products. Therefore, considering the organization of accounting and taxation for this category of economic entities is important for both the production development and budget formation at various levels.

Objectives The core objective of the study is to solve the problems related to maintaining accounting records, and choosing and optimizing the taxation systems by farms. Methods Based on monographic, analytical methods and the comparison technique, we assess country farms as a sector of land economies, and substantiate the optimal system of taxation applied by these entities.

Results The main result of the study is a comparative assessment of the forms of organization and maintenance of accounting records, which farms may choose, given the size, scale, and specific features of agricultural production. This will allow them to choose the best approaches to generating the information flows to manage their operations. The developed recommendations on tax burden optimization will help increase the efficiency of agricultural production and mitigate entrepreneurial risks.

Conclusions The research focuses on increasing the efficiency of farm functioning on the basis of the offered approaches to organizing the accounting information for management purposes and recommendations on choosing the taxation system that will enable to increase the synergetic effect of the management system of these economic entities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Alborov R.A., Kontsevaya S.M. Bukhgalterskii uchet v krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistvakh i sel'khozkooperativakh [Accounting at peasant farms and agricultural cooperatives]. Moscow, Delo i Servis Publ., 1996, 159 p.

2. Petrov V.P. Uchet v krest'yanskikh khozyaistvakh [Accounting at peasant farms]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 1993, no. 6, pp. 36-41.

3. Bychkov M.F. Problemy formirovaniya sistemy ucheta v krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistvakh [Problems of organizing the accounting system at peasant farms]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 1993, no. 8, pp. 36-39.

4. Fakhretdinova E.N. Analiz postroeniya uchetnogo protsessa v krest'yanskikh fermerskikh khozyaistvakh respubliki Tatarstan i osnovnye napravleniya ego sovershenstvovaniya [Analysis of organizing the accounting process at peasant farms of the Republic of Tatarstan and the main areas of its improvement]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2010, no. 4, pp. 81-83.

5. Spekhina M.I. Sovershenstvovanie uchetnykh registrov v krest'yanskikh fermerskikh khozyaistvakh [Improving the accounting registers at peasant farms]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo

Article history:

Received 14 May 2015 Received in revised form 30 September 2015 Accepted 9 October 2015

Keywords: peasant farms, accounting, taxation, tax burden

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

instituía biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2011, no. 3, pp.202-204.

6. Khusainov I.F. Organizatsionnye aspekty bukhgalterskogo ucheta na predpriyatiyakh malogo i srednego biznesa pri perekhode na MSFO [Organizational aspects of accounting at small and medium-sized businesses during the transition to IFRS]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2013, no. 4, pp. 50-54.

7. Khusainov I.F. Formirovanie pokazatelei finansovoi otchetnosti sub"ektami malogo i srednego biznesa [Formation of indicators of financial statements by small and medium-sized businesses]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2013, no. 1, pp.59-62.

8. Fedotenkova O.A. Logika formirovaniya uchetnoi politiki dlya tselei bukhgalterskogo ucheta i analiza raskhodov [The logic of building the accounting policy for accounting purposes and analysis of expenses]. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 24-30.

9. Govorunova T.V., Novoselova S.A. Formirovanie uchetnoi informatsii v krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistvakh [Formation of accounting information at peasant farms]. Vestnik Saratovskogo agrouniversiteta im. N.I. Vavilova = Bulletin of Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, 2014, no. 2, pp.87-92.

10. Fakhretdinova E.N. Bukhgalterskaya otchetnost' sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva kak osnova informatsionnogo obespecheniya mekhanizma upravleniya [Financial statements of small and medium-sized businesses as a basis of information support to the management mechanism]. RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2010, no. 4, pp. 427-431.

11. Govorunova T.V., Sharikova I.V., Sharikov A.V., Fefelova N.P. Nalogooblozhenie krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Taxation of peasant farms: domestic and foreign experience].

Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agrarian Scientific Journal, 2015, no. 1, pp. 66-69.

12. Litvin M.I. Amortizatsionnye otchisleniya kak faktor nalogovoi zashchity kommercheskoi organizatsii [Depreciation deductions as a factor of tax protection of a commercial organization]. Finansy = Finance, 2002, no. 4.

13. Kreinina M.N. Vliyanie nalogovoi sistemy na finansovoe sostoyanie predpriyatii [Influence of the tax system on the financial condition of enterprises]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 1997, no. 4.

14. Fakhretdinova E.N., Klychova G.S. Osobennosti formirovaniya uchetnoi informatsii na predpriyatiyakh malogo i srednego biznesa v agrarnom sektore [Specifics of generating the accounting information at small and medium-sized businesses of the agrarian sector]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2009, no. 4, pp. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.