Научная статья на тему 'Современное развитие непрерывного образования в системе физической культуры и спорта'

Современное развитие непрерывного образования в системе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурганов Олег Анатольевич, Яковлев Юрий Владимирович, Спицын Олег Леонтьевич, Кузнецов Павел Константинович

В статье рассматриваются современные тенденции развития непрерывного образования в системе физической культуры и спорта с учетом современных мировых тенденций, и требований развития общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурганов Олег Анатольевич, Яковлев Юрий Владимирович, Спицын Олег Леонтьевич, Кузнецов Павел Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern development of continuous education in the system of physical culture and sports

In the article, the modern tendencies of the development of continuous education in the system of physical culture and sport are considered, considering the modern world tendencies, and requirements to the development of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Современное развитие непрерывного образования в системе физической культуры и спорта»

2. Евдокимов, В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : библиографический указатель авторефератов диссертаций (1995-2007 гг.) / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов, Н.А. Вертаков ; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Военный ин-т физической культуры. - Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2009. - 81 с.

3. Олейникова, О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. / О.Н., Олейникова, А.А. Муравьева. - М. : АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

REFERENCES

1. Ananyina, L.E. (2013), "Interrelation of educational and professional standards as a pedagogical problem", Bulletin of the East Siberian Open Academy, Vol. 11, No. 11 (11), pp. 2.

2. Evdokimov, V.I., Churganov, O.A. and Vertakov, N.A. (2009), Safety in emergencies: bibliographic index of abstracts of dissertations (1995-2007), All-Russian Center for Emergency and Radiation Medicine A.M. Nikiforov EMERCOM of Russia, Military Institute of Physical Culture, publishing house Polytechnika-Servis, St. Petersburg.

3. Oleinikova, O.N. and Muraveva, A.A. (2011), Professional standards: principles of formation, purpose and structure. Toolkit, ANO Center of IRPO, Moscow.

Контактная информация: churganov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2018

УДК 378.046.4

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, начальник центра мониторинга, анализа и стратегического развития высшего и дополнительного профессионального образования СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Олег Леонтьевич Спицын, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий сектором физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются современные тенденции развития непрерывного образования в системе физической культуры и спорта с учетом современных мировых тенденций, и требований развития общества в целом.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональный стандарт специалиста, индивидуальная образовательная траектория, оценка квалификаций специалиста.

MODERN DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Oleg Anatolyevich Churganov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, chief of the center of monitoring, the analysis and strategic development of the higher and additional professional education of NWSMU n.a. I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Oleg Leontyevich Spitsyn, the senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuz-netsov, the candidate of sociological sciences, manager of the sector ofphysical culture and sport, Northwest Institute of Management, St. Petersburg

Annotation

In the article, the modern tendencies of the development of continuous education in the system of physical culture and sport are considered, considering the modern world tendencies, and requirements to the development of society as a whole.

Keywords: continuous education, professional Standard specialist, individual educational trajectory, assessment of the qualifications of a specialist.

ВВЕДЕНИЕ

В майских указах Президента Путина В.В. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача по увеличению доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [1]. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва [1]. Становиться очевидно, что предстоит большая работа в области физической культуры и спорта, но без подготовленных профессиональных кадров достичь намеченных стратегических задач, практически невозможно.

МЕТОДИКА

В работе использовался теоретический анализ и синтез педагогической и методической литературы по вопросам повышения квалификации и системы непрерывного образования, системный и трансдисциплинарный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современные тенденции профессионального образования направлены прежде всего на создание цифровой образовательной среды, которая позволит обеспечить высокое качество и доступность образования через интерактивные и дистанционные форматы. Непрерывное образование, образование через всю жизнь, это вторая отличительная черта современных требований к образованию и конечно использование высокотехнологичных дистанционных методов обучения по адаптивным, практико-ориентированным гибким образовательным программам. Нормативная база этих преобразований закреплена федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, и формированием в нашей стране системы независимой оценки профессиональных квалификаций в соответствии с федеральным законом «О независимой оценке квалификаций». Независимая оценка квалификации работников - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом [2].

В связи с этим необходимо создание принципиально новой системы непрерывного образования специалистов в области физической культуры и спорта, стимулирующей профессиональное развитие педагогов, тренеров в течение всей жизни, с учетом постоянно меняющихся требований потребителей и общества в целом. Основная нагрузка непрерывного образования переходит от фундаментального базового высшего образования к дополнительному профессиональному образованию [3-4]. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как правило были привязаны к пятилетнему сроку, что не обеспечивало достаточную гибкость обучения и образования в соответствии с индивидуальными потребностями и требованиями профессионального и карьерного развития специалистов [5]. Стремительное развитие общества требует постоянного ежегодного повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам профессиональной деятельности. Как организовать непрерывное образование специалистов в области физической культуры и спорта? Мы предлагаем следующий трехуровневый алгоритм. Ежегодное повышение квалификации в рамках непрерывного образования, короткими циклами (18-36часов) по наиболее актуальным профессиональным вопросам (актуальная нормативная база, инновационные методики спортивной подготовки, современная экспресс

диагностика функционального состояния спортсменов, антидопинговые программы и т.д.). Обучение в рамках деятельности профессионально-общественных некоммерческих организаций, участие в семинарах, круглых столах, мастер-классах и т.д. И наконец организация индивидуальной образовательной среды ("самообразование"), с использованием электронных библиотек, электронного методического материала, кейс-технологий. Последнее направление крайне актуально для тренеров, работающих с командами, как правило на выезде. Такое построение непрерывного образования должно обеспечить все необходимые потребности ожидаемые обучающимся. Прежде всего профессиональная подготовка, возможность в полном объеме сформировать профессиональные компетенции, запланированные образовательной программой и подтвердить своею квалификацию. Социальный аспект повышения квалификации пополняет процесс взаимодействия тренера с занимающимся, расширяет адаптационные возможности к постоянно возрастающему повышенному уровню ответственности на занятиях по физической культуре и спортивной подготовке. Самостоятельная работа, практические кейсы, стажировки развивают индивидуальные личностные функции, обеспечивающие удовлетворение познавательных потребностей, мотивацию к поиску нового и стремление к профессиональному росту.

Система непрерывного образования обязывает специалиста формировать индивидуальный план повышения квалификации (индивидуальную образовательную траекторию) с учетом необходимых компетенций занимаемой должности, формировать личный кабинет, личное портфолио специалиста и индивидуальную пятилетнюю образовательную траекторию повышения квалификации (формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности и его дискретное освоение в течение 5 лет). Обучающийся выбирает образовательные программы, соответствующие требованиям профессиональных стандартов; удобные образовательные технологии обучения, обеспечивая для себя новый уровень сформированных компетенций и готовность пройти процедуру подтверждения соответствия квалификации в независимом центре. Мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что обучающийся выбирает актуальные для себя модули, востребованные в своей практической деятельности, а система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков с использованием современных образовательных технологий.

Обобщая особенности непрерывного образования в системе физической культуры и спорта необходимо выделить следующие направления: модульное построение образовательных программ, кредитная система оценки, участие профессиональных-общественных организаций в получении кредитов, индивидуальная траектория образования, формирование профессионального портфолио, современные технологии образования.

Образовательные модули должны быть по наиболее актуальным инновационным темам с обязательным дистанционным компонентом, со стажировками, как в образовательных организациях, так и на своем рабочем месте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для дальнейшего развития непрерывного образования в системе физической культуры и спорта предстоит большая работа по формированию нормативной правовой базы по вопросам непрерывного образования. Большая часть спортивных специалистов постоянно находится в командировках на сборах и соревнованиях и им требуются дистанционные модули образования, стажировки на своих рабочих местах, сформированные образовательные кейсы для самостоятельной работы. Образовательные программы требуют более качественной проверки путем проведения независимой экспертизы, через процедуры профессионально-общественной и общественной аккредитации, методами бережливого менеджмента и применения в образовательных организациях систем менеджмента качества и других актуальных моделей гарантий качества. Кроме того, необходимым условием

успешности системы непрерывного образования должно быть тесное взаимодействие образовательных организаций с научно-исследовательскими учреждениями, а также со всеми заинтересованными сторонами. Все это позволит решить задачи обеспечения физической культуры и спорта квалифицированными специалистами, способными реализовать стратегические задачи развития физической культуры и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 01.06.2018).

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71433946/ (дата обращения: 01.06.2018).

3. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Адаптивная физическая культура. -2014. - Т. 58. - № 2. - С. 7-12.

4. Евдокимов, В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : библиографический указатель авторефератов диссертаций (1995-2007 гг.) / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов, Н.А. Вертаков ; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Военный ин-т физической культуры. - Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2009. - 81 с.

5. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 243 с.

REFERENCES

1. The decree of the Russian President of May 7, 2018 No. 204 "About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024", available at: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

2. The federal law of July 3, 2016 N 238-FZ "About independent assessment of qualification", available at: http://base.garant.ru/71433946/.

3. Evseev, S.P., Shelkov, O.M., Churganov, O.A. and Gavrilova, E.A. (2014), "Scientific and methodical maintenance of Paralympic sport (literary review)", Adaptive physical culture, Vol. 58, No. 2, pp. 7-12.

4. Evdokimov, V.I., Churganov, O.A. and Vertakov, N.A. (2009), Safety in emergencies: bibliographic index of abstracts of dissertations (1995-2007), All-Russian Center for Emergency and Radiation Medicine A.M. Nikiforov EMERCOM of Russia, Military Institute of Physical Culture, publishing house Polytechnika-Servis, St. Petersburg.

5. Evdokimov, V.I. and Churganov, O.A. (2010), Methodology and technique of carrying out scientific work on physical culture and sport, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: churganov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2018

УДК 376.32

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Мария Александровна Щербакова, магистр психолого-педагогического образования, начальник отдела реабилитации инвалидов, Александр Алексеевич Щербаков, магистр психолого-педагогического образования, заместитель начальника отдела реабилитации инвалидов, Институт Профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»), Москва

Аннотация

В статье приводится теоретическое обоснование и практический опыт, демонстрирующий эффективность профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению. Приводится обоснование значимости профессионального самоопределения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.