13. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2017), "Ratio of forces in world rhythmic gymnastics at the beginning of a new Olympic cycle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 220-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2018
УДК 796/799
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ
Мария Дмитриевна Тузлукова, инструктор-методист ЛФК, Врачебно-физкультурный диспансер Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия для подготовки спортсменов с ограничениями по зрению. Основными принципами реализации достижений в спорте слепых являются: общие (принцип гуманистичности, принцип социализации, принцип оздоровительной и реабилитационной направленности); методические (принцип сознательности, принцип систематичности и непрерывности, принцип доступности и индивидуализации); спортивно-специфические (принцип нозологической особенности структуры соревновательной деятельности, принцип направленности на спортивные рекорды).
Ключевые слова: слепые, спорт слепых, спортсмены с нарушением зрения, педагогика спорта, адаптивный спорт.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING OF ATHLETES WITH VISUAL
IMPAIRMENT
Maria Dmitrievna Tuzlukova, instructor-methodologist of medical physical culture, Medical and sports clinic of Krasnogvardeisky district, St. Petersburg
Annotation
The article considers several pedagogical conditions for the preparation of athletes with vision limitations. The main principles of realization of achievements in the sport of the blind are: general (the principle of humanism, the principle of socialization, the principle of health and rehabilitation); methodical (the principle of consciousness, the principle of systematic and continuity, the principle of accessibility and individualization); sports-specific (the principle of nozolog-ical features of the structure of competitive activities, the principle of focus on sports records).
Keywords: blind, blind sport, sportsmen with visual impairment, pedagogy of sport, adaptive sport.
Педагогические условия рассматриваются как совокупность взаимосвязанных действий, необходимых для организации тренировочного и соревновательного процессов с использованием современных диагностических технологий, связанных с физиологическими и психологическими аспектами спортивной деятельности. Педагогический аспект определяет те условия, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок на спортивный результат с учетом всех выявленных особенностей адаптации лиц с нарушением зрения [3]. Одним из важных условий является учет физиологических особенностей спортсменов - ограничения жизнедеятельности по зрению. Это педагогическое условие должно учитывать, в первую очередь, факторы риска для здоровья слепых спортсменов, что требует постоянного медико-биологического сопровождения спортивной подготовки с мониторингом психофизического состояния спортсмена. Полученные данные доказывают, что регулярный контроль психофизиологических показателей организма спортсмена дает возможность увеличить профессиональное долголетие с учетом физической и социальной реабилитации слепых паралимпийцев. Тренерским составом с учетом особенностей адаптации должны создаваться условия для реализации
достижения определенного спортивного результата.
Социализация лиц с депривацией зрения, удовлетворение их потребностей как членов общества в самоактуализации и реализации своих возможностей в условиях адаптивного спорта является приоритетным для нашего государства. Социализация, как одно из основных условий адаптации слепого спортсмена рассматривается как процесс усвоения социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, а также включение спортсмена в систему общественных отношений. Критериями социализации выступают такие ценностные ориентации как осознание ценности здоровья, нравственные ценности, межличностное общение и снижение девиантного поведения.
Регулярные занятия спортом рассматриваются как сумма специальных знаний в области физической активности, уровня развития основных физических и специальных качеств. При этом приобретается двигательный навык, координационные умения и способности в самостоятельной ориентации в социуме, а также улучшение функциональных возможностей спортсмена. Постоянное личное участие паралимпийца в спортивных движениях стабилизирует норму регуляции двигательной деятельности, формирует двигательный акт уже без специальной личностной оценки их значимости. Физическая активность в социальном аспекте позволяет выделить группу ценностей для лиц с ограничениями по зрению: ценности двигательного характера (личностные возможности движения, моторные стереотипы, физическая подготовленность), ценности социальной направленности (общественное мнение, самоорганизация, планирование свободного времени, самовоспитание, реализация поставленных задача, вера в свои возможности через спортивный результат); ценности физической реабилитации (двигательный опыт, координационные возможности, ориентация в пространстве, психологическая устойчивость и т.д.) [2].
Адаптивный спорт рассматривается как составная часть непрерывной реабилитации, дает возможность реализовать потребности слепых в достижении индивидуально значимых целей, продемонстрировать самому себе и обществу силу духа; поменять роль слепого человека на роль спортсмена, обогатить себя новыми эмоциями, общениями, впечатлениями, почувствовать силу спортивной победы и поражения.
Условия педагогического, научно-методического и медико-биологического обеспечения процесса подготовки слепых спортсменов обеспечивают особенности в ином наборе процедур педагогического обследования, физиологической и психологической диагностики, в иной логике оценки результатов комплексных обследований, обследований тренировочной и соревновательной деятельности с учетом ограничений жизнедеятельности занимающихся. На первое место выступают высокотехнологичные методы диагностики регуляции всех органов и систем, развитости адаптационных механизмов к нагрузкам высокой интенсивности, определяется уровень работоспособности спортсмена без учета его классификационной группы по виду поражения. При этом при допуске спортсмена к соревнованиям и тренировкам инвалидизирующее заболевание в расчет не берется.
Следующим условием выступает введение для спортсменов-паралимпийцев системы классификации, проводимые совместно с международной спортивной ассоциацией слепых (ГБ8Л). В основу правил классификации положены функциональные возможности, а не медицинский диагноз или степень инвалидности. Целью процесса классификации является создание объективной исходной точки соревнований. Для всех нозологий и видов спорта классификация осуществляется в соответствии с «принципом равенства», что обеспечивает всем спортсменам с ограничением функций равные возможности для достижения высокого спортивного результата и максимальной самореализации. Классификация предполагает распределение спортсменов по типу заболевания или по функциональным возможностям. Различают медицинскую или общую классификацию в соответствии с критериями международных организаций, и спортивно-функциональную в соответствии со спецификой вида спорта [3]. Следующее условие - определение процентов гандикапа (форы) при участии в состязаниях спортсменов с нарушениями различных функциональных
классов. Это дает возможность еще точнее приблизить группы спортсменов с одинаковыми ограничениями. В паралимпийском спорте классификация спортсменов для участия в соревнованиях и определение гандикапа имеет огромное морально-этическое и спортивное значение.
При работе со слепыми спортсменами целесообразно выделить психолого-педагогические условия, понимая конкретные способы педагогического взаимодействия с занимающимися, учитывая, как общие особенности для всех слепых спортсменов, так и индивидуальные психологические особенности. Создается педагогическая среда, в которой представлена совокупность факторов индивидуальных ограничений жизнедеятельности, психологических особенностей, педагогических компонентов, реализация возможности доступной спортивной деятельности через физиологические возможности [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно выделить следующие педагогические условия личностно-ориентированного подхода в процессе спортивной подготовки: личностные и мотиваци-онные качества, индивидуальные особенности адаптации к физическим нагрузкам, психолого-педагогические условия организации тренировочного процесса, организационно-методические условия, в том числе, программы спортивной подготовки, технологические условия организации тренировочного процесса и социализация спортсменов с нарушением функции зрения. Все вышеперечисленное, безусловно, требует высокой профессиональной подготовки тренерского состава для работы со слепыми спортсменами.
Анализируя педагогические условия, необходимые для подготовки спортсменов с ограничениями по зрению, определяем основные принципы реализации достижений ими спортивного результата: общие (принцип гуманистичности, принцип социализации, принцип оздоровительной и реабилитационной направленности); методические (принцип сознательности, принцип систематичности и непрерывности, принцип доступности и индивидуализации); спортивно-специфические (принцип нозологической особенности структуры соревновательной деятельности, принцип направленности на спортивные рекорды).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова, М. Д. К вопросу о психопедагогической коррекции состояния паралимпийцев с нарушением зрения в тренировочном процессе / М.Д. Гаврилова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и достижения олимпийской и паралимпий-ской подготовки в зимних видах спорта». - СПб. : ФГБУ СПбНИИФК, 2014. - С. 165-168.
2. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, О. А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Адаптивная физическая культура. -2014. - Т. 58. - № 2. - С.7-12.
3. Чурганов, О. А. Система спортивной подготовки в паралимпийском спорте / О. А. Чурганов, О.М Шелков // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 1. - С.16-19.
REFERENCES
1. Gavrilova, M.D. (2014), "On the issue of psychopedagogic correction of the condition of Par-alympians with visual impairment in the training process". Proceedings of the all-Russian scientific and practical conference "Problems and achievements of Olympic and Paralympic training in winter sports", SPBNIIFK, St. Petersburg, pp. 165-168.
2. Evseev, S.P., Shelkov, O.M., Kurganov, O.A. and Gavrilova, E.A. (2014), "Scientific and methodological support in Paralympic sport (literature review)", Adaptive physical culture, Vol. 58, No. 2, pp. 7-12.
3. Churganov, O.A. and Shelkov, O.M. (2013), "System of sports training in Paralympic sports", Adaptive physical culture, No. 1, pp. 16-19.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2018