Научная статья на тему 'Особенности планирования тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного цикла подготовки биатлонисток олимпийского и паралимпийского спорта'

Особенности планирования тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного цикла подготовки биатлонисток олимпийского и паралимпийского спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
756
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИАТЛОН / ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Лебедев Михаил Михайлович, Лебедева Мария Аркадьевна

В работе представлены результаты сравнительного анализа параметров распределения тренировочных нагрузок спортсменок высокого класса биатлонисток с повреждением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и биатлонисток, соревнующихся в олимпийских дисциплинах. Выявлен аналогичный характер распределения нагрузок различной направленности в обеих группах в соответствии с современными представлениями о планировании тренировочного процесса подготовительного периода. Имеющиеся различия в объемах дистанционной подготовки, возможно, обусловлены объективными ограничениями в выборе доступных тренировочных средств у спортсменок с ПОДА. Унификация шаблонов разработки планов и фиксации выполненной тренировочной работы позволяет не только сравнивать нагрузки в разных видах спорта, но и систематизировать их с целью дальнейшего обобщения и анализа опыта подготовки спортсменов высокого класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Лебедев Михаил Михайлович, Лебедева Мария Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of planning of training loads in the preparatory period of a year cycle of training of biathlonists of the Olympic and Paralympic sport

The article presents the results of the comparative analysis of training load distribution parameters for the biathlon athletes competing in the Olympic and Paralympic disciplines. It revealed the similar distribution pattern of loads of different directions in two groups in accordance with the modern concepts of planning of the training process for the preparatory period. The existing differences in distance training volume may be due to the objective limitation in the choice of available training facilities of Paralympic athletes. Unification of the developing patterns for the plans and fixing of the carried out training work allows not only to compare the loads in different sports, but also to organize them for further synthesis and analysis of experience in preparing the high-class sportsmen.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного цикла подготовки биатлонисток олимпийского и паралимпийского спорта»

Педагогические науки

УДК 796.015

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОК ОЛИМПИЙСКОГО И ПАРАЛИМПИЙСКОГО СПОРТА

Авак Геньевич Абалян,

Министерство спорта Российской Федерации, Москва, Михаил Михайлович Лебедев, аналитик отдела стратегического планирования и прогнозирования Аналитического управления, Мария Аркадьевна Лебедева, ведущий специалист отдела стратегического планирования и прогнозирования Аналитического управления, ФГБУ «Центр спортивной подготовки», г. Москва

Аннотация

В работе представлены результаты сравнительного анализа параметров распределения тренировочных нагрузок спортсменок высокого класса биатлонисток с повреждением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и биатлонисток, соревнующихся в олимпийских дисциплинах. Выявлен аналогичный характер распределения нагрузок различной направленности в обеих группах в соответствии с современными представлениями о планировании тренировочного процесса подготовительного периода. Имеющиеся различия в объемах дистанционной подготовки, возможно, обусловлены объективными ограничениями в выборе доступных тренировочных средств у спортсменок с ПОДА. Унификация шаблонов разработки планов и фиксации выполненной тренировочной работы позволяет не только сравнивать нагрузки в разных видах спорта, но и систематизировать их с целью дальнейшего обобщения и анализа опыта подготовки спортсменов высокого класса.

Ключевые слова: биатлон, планирование подготовки, спортсмены высокого класса, пара-лимпийский спорт, научно-методическое обеспечение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p9-14

FEATURES OF PLANNING OF TRAINING LOADS IN THE PREPARATORY PERIOD OF A YEAR CYCLE OF TRAINING OF BIATHLONISTS OF THE OLYMPIC AND PARALYMPIC SPORT

Avak Genyevich Abalyan,

Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow, Mikhail Mikhailovich Lebedev, analyst of department of strategic planning and forecasting of

Analytical management, Maria Arkadievna Lebedeva, leading expert of department of strategic planning and forecasting of Analytical management, Federal State Budgetary Institution Center of Sports Preparation, Moscow

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of training load distribution parameters for the biathlon athletes competing in the Olympic and Paralympic disciplines. It revealed the similar distribution pattern of loads of different directions in two groups in accordance with the modern concepts of planning of the training process for the preparatory period. The existing differences in distance training volume may be due to the objective limitation in the choice of available training facilities of Paralympic athletes. Unification of the developing patterns for the plans and fixing of the carried out training work allows not only to compare the loads in different sports, but also to organize them for further synthesis and analysis of experience in preparing the high-class sportsmen.

Keywords: biathlon, planning for, high-class athletes, paralympic sports, scientific and methodological support.

ВВЕДЕНИЕ

Среди основных тенденций развития паралимпийского спорта специалисты отмечают все более выраженную преемственность между практикой олимпийского спорта и практикой подготовки спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в выборе средств, методов, форм и объемов тренировочных нагрузок [6].

С целью выявления особенностей построения тренировочного процесса в эквивалентных спортивных дисциплинах, а именно, в женском биатлоне: девушек, соревнующихся в олимпийских дисциплинах и биатлонисток с ПОДА (класс LW 10-12 (сидя)) нами был проведен сравнительный анализ тренировочных планов их подготовки.

Сравнивались планы распределения нагрузок различной направленности у спортсменок высокого класса примерно одной квалификации (входящих в топ-100 в рейтинге кубка Мира) в подготовительном периоде сезона 2013/14 гг.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа использовались индивидуальные годовые планы 6 спортсменок (по 3 в каждой группе) с распределением нагрузок по недельным микроциклам, а также их скорректированные варианты, которые разрабатывались тренерами на периоды домашней подготовки и перед каждым учебно-тренировочным сбором с ежедневным планированием нагрузок.

Для обеспечения сравнимости планов и унификации понимания объемов и направленности тренировочных нагрузок была разработана их специальная классификация, а также электронные формы MS-Excel, в которые планируемые нагрузки биатлони-сток заносились для последующего усреднения и графического представления по образцу, представленному на рисунках 1 и 2.

Для сравнения были использованы параметры только тех нагрузок, которые учитывались в обеих группах спортсменок. Данные ограничения существенно не влияли на результаты исследования, так как принимаемые во внимание нагрузки суммарно составляли по времени их применения не менее 90% всех используемых средств подготовки.

На рисунке 1 представлены гистограммы, отражающие распределение недельного объема нагрузок. В связи с тем, что длительность тренировочных микроциклов, как правило, отличалась от длительности календарной недели, для сопоставимости, данные по отдельным средствам подготовки представлены в виде объемов, усредненных за календарную неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Прежде всего, следует отметить, что для девушек паралимпийского спорта планировались несколько меньшее тренировочное время, меньший общий объем, а также меньшие парциальные объемы нагрузки по зонам интенсивности циклической работы, за исключением высоко-интенсивных тренировок в 4-5-ой зонах. Это означает относительно большую долю применения интенсивных тренировочных нагрузок в подготовке спортсменок паралимпийского спорта. В то же время данная особенность может быть связана со спецификой определения зон интенсивности. В группе биатлонисток зоны интенсивности определялись на основании данных тестирования по определению зависимости кривой ЧСС-лактат в полевом тесте со ступенчато-возрастающей нагрузкой в беге на роллерах и при выполнении теста в беге на беговом тредбане с палками (оба варианта теста проводились не менее 2-3 раз за время подготовительного периода).

В то время как у девушек с ПОДА использовались известные градации зон интенсивности, которые предложил финский исследователь Карвонен [4], и которые являются опцией программного обеспечения кардиомониторов POLAR.

май июнь июль август сентябрь октябрь

а N 5 Я ц 5 J я j 1 Щ Я з * i S3 3 J "7 2 5 о

Средняя дневное тренировочное время (час:мин)

4:№<Ю

«Stfi 3S0C24 33136 252:48 224*» 165:12 126Л4 Ю7Э6

»7 ft. 12 13-13 2й26 27.31 16 №16 17-23 24-30 2.7 94 5 15-20 11-17 7Я* 5-16 17-И» 21-17 Ш 5-11 12.16 17.23 24-3 3-10 12-15

Циклическаятнагрузка в первой зоне (час:мин)

29-7 В-12 13-19 20-26 27-31 1-6 №16 17-23 24-30 3-7 9-15 15-20 21-27 2S-4 9-16 17-20 21-17 28-4 5-11 12-16 17-23 24-3 3-10 12-15

Циклическая нагрузка во-2ой зоне (час:мин)

29-7 8-12 13-19 20-26 27-31 1-6 10-16 17-23 24-30 2-7 9-15 15-20 21-27 28-4 9-16 17-20 21-27 28-4 5-11 12-16 17-23 24-3 3-10 12-15

Циклическая нагрузка в Зей зоне (чаегмин)

13-1S Ю-26 27-31

10-16 17-23 24.»

9-15 15-20 21-27

9-16 17-» 21-Я

12-16 17-2J 24-3 3-10

Циклическая нагрузка в 4-5 -ой зонах (час:мин)

13-19 20-26

10-15 17-23

15-20 21-27

17-20 21-27

1216 17-23

Рисунок 1. Недельный объем тренировочной нагрузки, выполненной в различных зонах интенсивности, в подготовительном периоде годичного цикла тренировки у биатлонисток, вступающих в олимпийских дисциплинах (n = 3), и биатлонисток ПОДА класса LW10-12, сидя (n = 3)

С помощью системы POLAR зоны интенсивности определялись с учетом максимального ЧСС и ЧСС покоя спортсменок, а планы нагрузок в каждой из зон разрабатывались на основании объемов нагрузок и их распределения, зафиксированных в предыдущие годы.

В то же время следует отметить, что градация интенсивности нагрузок по системе Карвонена разрабатывалась на основании данных, полученных на спортсменах без нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Поэтому при использовании данной методики планирования и учета интенсивности циклических нагрузок у паралимпийцев необходимо принимать во внимание особенности ограничения их работоспособности, отраженных, в частности, в их функциональных классах.

Например, в связи с отличиями в соотношении кровотока через мышцы, непосредственно участвующих в работе, и кровотока через другие органы и ткани, границы зон могут отличаться у людей с ПОДА [3].

Спринт, укороченные отрезки на роллерах /коляскам (среднее число повторений б день)

Стрельба без нагрузки (среднее число выстрелов а день}

Стрельба под нагрузкой (среднее число выстрелов в день )

Стрельба всего (среднее число выстрелов е день]

Рисунок 2. Недельный объем специальной тренировочной нагрузки аэробного характера, силовой направленности и в стрельбе в подготовительном периоде годичного цикла тренировки у биатлонисток, вступающих в олимпийских дисциплинах (n = 3), и биатлонисток ПОДА класса LW10-12, сидя (n = 3)

Эта специфика должна быть специально исследована и учитываться как при интерпретации данных функционального тестирования в рамках системы научно-методического обеспечения, так и при использовании границ зон интенсивности тренировочных нагрузок при планировании и осуществлении педагогического контроля процесса подготовки спортсменов.

Дальнейший анализ данных рисунка 2 показывает, что объем нагрузок, выполняемых на колясках и с использованием ручного тренажера существенно выше у спортсменок ПОДА. Это вполне объяснимо, так как у них имеется вполне очевидное ограничение в выборе тренировочных средств дистанционной подготовки по отношению к спортсменкам биатлонисткам, которые могут использовать кроме роллеров и ручного тренажера также езду на велосипеде, упражнения с шаговой и прыжковой имитацией и др.

Меньшие общие объемы циклической работы у спортсменок с ПОДА с высокой вероятностью связаны с тем, что существуют физиологические ограничения в нагрузке на одни и те же мышечные группы из-за появления у них мышечных болей [5], а также с тем, что существующие ограничения в выборе тренировочных средств могут повышать монотонность занятий, то есть, психологически хуже переноситься.

Меньшие объемы стрелковой подготовки, особенно «под нагрузкой» могут быть обусловлены теми же причинами.

Анализ распределения тренировочных нагрузок различной направленности у спортсменок обеих команд выявил наличие хорошо известных и описанных в научно-методической и учебной литературе закономерностей построения тренировочного процесса [1, 3].

Так, в частности, использован принцип «волнообразности и цикличности», а также этапной периодизации нагрузок на уровне мезоциклов, [3]. В применении средств силовой и скоростно-силовой (спринтерской) направленности тренеры планируют использование «блочной системы построения тренировки» [2]. Нагрузки силовой направленности сконцентрированы в начале макроцикла, а аэробной направленности - в середине макроцикла. Интенсивность применения средств дистанционной подготовки повышается к концу подготовительного периода и к началу предсоревновательного (октябрь), когда спортсменки выходят на снег с тем, чтобы интенсивность лыжной подготовки была достаточной для формирования эффективной биомеханической структуры основного соревновательного упражнения.

ВЫВОДЫ

1) Средства и методы подготовки спортсменок биатлонисток и спортсменок с ПОДА могут быть унифицированы в единой формализованной системе и предложены тренерскому составу команд и сотрудникам КНГ в составе единых электронных Форм, которые систематизируют процесс планирования и учета выполненных нагрузок. Унификация и систематизация регистрируемых параметров тренировочной нагрузки позволят специалистам накапливать базу данных по различным аспектам подготовки спортсменов для их дальнейшего анализа и разработки рекомендаций по совершенствованию методики тренировки спортсменов высокого класса.

2) Характер распределения нагрузок различной направленности и их объемы в подготовке спортсменок, выступающих в олимпийских и паралимпийских дисциплинах, отражают закономерности и принятые в настоящее время представления о принципах и технологии планирования тренировочного процесса. Это подтверждает исходный тезис исследования о преемственности в подготовке спортсменок с ПОДА (в данном случае в методике планирования подготовки) опыта подготовки и наработок олимпийских команд с их адаптацией к специфике организации тренировочного процесса. Это подтверждает несомненную пользу от интеграции баз данных и обмена опыта и знаниями между специалистами схожих видов спорта на уровне команд спортсменов высокой квалификации.

3) Специфика подготовки биатлонисток с ПОДА закономерно обусловлена наличием объективных нозологических особенностей. Выявленные специфические черты планирования подготовки дают основания для утверждения о необходимости разработки дополнительных технических средств подготовки спортсменов с ПОДА, уменьшающих психологическую усталость от монотонности применения однотипных упражнений, обусловленных ограниченными возможностями спортсменок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М. : Лань, 2005. - 378 с.

4. Метод Карвонена [Электронный ресурс] // URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%9A%D0%B0%D1 %80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0. - Дата обращения 01.03.2016.

5. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Адаптивная физическая культура. -2014. - № 2 (58). - С. 7-12.

6. Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-методическое пособие [Электронный ресурс] // URL http://osdusshor.ru/media/dokumenty/normativnye-dokumenty/adaptivny-sport/dokumenty-federalnogo-urovnya/fizicheskaya-kultura-i-sport-dlya-lits-s.pdf. - Дата обращения 01.03.2016.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Bases of special physical training of athletes, Physical culture and sport, Moscow.

2. Verkhoshansky Yu.V. (1985), Programming and organization of training process, Physical culture and sport, Moscow.

3. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, LAN, Moscow.

4. Karvonen's method, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9C%D0%B 5%D1%82%D0%BE%D0%B4_

0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%

5. Evseev, S.P., Silks, O.M., Churganov, O. A. and Gavrilova, E.A. (2014), "Scientific and methodical maintenance of Paralympic sport (literary review)", Adaptive physical culture, No. 2 (58), pp. 712.

6. Physical culture and sport for persons with limited opportunities of health. Information and methodical grant, available at: http://osdusshor.ru/media/dokumenty/normativnye-dokumenty/adaptivny-sport/dokumenty-federalnogo-urovnya/fizicheskaya-kultura-i-sport-dlya-lits-s.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.03.2016

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Николай Владимирович Елфимов, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются факторы, определяющие необходимость использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в вузах МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.