Научная статья на тему 'Построение индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с профессиональным стандартом "Тренер"'

Построение индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с профессиональным стандартом "Тренер" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ТРЕНЕР" / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурганов Олег Анатольевич, Яковлев Юрий Владимирович, Калмыков Андрей Александрович, Кузнецов Павел Константинович

Высокие требования к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта обязывают создавать инновационные системы образования базируясь на профессиональных стандартах и индивидуальных образовательных траекториях в рамках своих квалификаций. Сохраняя цепочку: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, ежегодная индивидуальная образовательная траектория, это позволит специалисту в области физической культуры и спорта подготовиться и защитить свои профессиональные квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурганов Олег Анатольевич, Яковлев Юрий Владимирович, Калмыков Андрей Александрович, Кузнецов Павел Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning individual educational trajectories in accordance with professional standard “Coach”

High demands to the professional activity of the specialist in the field of physical culture and sports make it necessary to create the innovative education systems based on the professional standards and individual educational trajectories within their qualifications. Keeping the chain: the professional standard, the federal state educational standard, competences, the annual individual educational trajectory, this will allow to prepare and protect their professional qualifications.

Текст научной работы на тему «Построение индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с профессиональным стандартом "Тренер"»

14. Zaporozhanov, V.A. Empiric reliability of diagnostic and prognostic assessments of physical condition of children, practicing spoors / V.A Zaporozhanov, T. Borachinski // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - No. 11. - pp. 38-42.

REFERENCES

1. Ed. Serdyukovskoy, G.N. and Sukhareva, A.G. (1986), Hygiene of children and adolescents, Meditsina, Moscow.

2. Iberla, K. (1980), Factor analysis, Statistika, Moscow.

3. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology of functional states and cognitive activity of a healthy and sick person, Publishing House of N-L, St. Petersburg.

4. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Physical culture and sports, Moscow.

5. Chernova, M.B., Barantsev, S.A., Gerasimova, A.A., Myshchyakov, V.V. and Savushkina, E.V. (2017), "Complex indicators pedagogical control of the functional state of schoolchildren 9-10 years", Novye issledovaniya, No 3, pp. 70-78.

6. Krivolapchuk, I.A. and Sukhetskiy, V.K. (2005), "Psychophysiological characteristics of the functional state of adolescents at different stages of puberty under conditions of information load", Fizi-ologiya cheloveka, Vol. 31, No. 6, pp. 13-25.

7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2010), "Development of a model of test loads for studying the stress reactivity of adolescents)", Novye issledovaniya, No. 3, pp. 25-37.

8. Leonova, A.B. (2007), "Psychical Reliability of a Professional and Modern Technologies of Stress Management", VestnikMGU. Ser. 14. Psychology, No 3, pp. 69-81.

9. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B., Gerasimova, A.A., Barantsev, S.A. and Myshchyakov, V.V. (2016), "Substantiation of a set of indicators for diagnosing the functional state of students in the initial period of adaptation to the educational environment", Novye issledovaniya, No. 3, pp. 10-18.

10. Platonov, V.N. (2005), Fundamentals of management in the system of training athletes, System of training athletes in the Olympic sport: General theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.

11. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, Knizhnyy dom "LIBROKOM", Moscow.

12. Shlyk, N.I. (2009), Heart rhythm and type of regulation in children, adolescents and athletes, publishing house Udmurt university, Izhevsk.

13. Kenney, W.L., Wilmore, J. and Costill, D. (2015), Physiology ofSport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.

14. Zaporozhanov, V.A, Borachinski, T. (2012), "Empiric reliability of diagnostic and prognostic assessments of physical condition of children, practicing spoors", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No 11, pp. 38-42.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.07.2018

УДК 378.046.4

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ «ТРЕНЕР»

Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, начальник центра мониторинга, анализа и стратегического развития высшего и дополнительного профессионального образования СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий сектором физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления,

Санкт-Петербург

Аннотация

Высокие требования к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта обязывают создавать инновационные системы образования базируясь на

профессиональных стандартах и индивидуальных образовательных траекториях в рамках своих квалификаций. Сохраняя цепочку: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, ежегодная индивидуальная образовательная траектория, это позволит специалисту в области физической культуры и спорта подготовиться и защитить свои профессиональные квалификации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Тренер», национальная система квалификаций, индивидуальный образовательный маршрут.

PLANNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARD "COACH"

Oleg Anatolyevich Churganov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, chief of the center of monitoring, analysis and strategic development of the higher and additional professional education of NWSMU n.a. I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Andrey Alexandrovich Kalmykov, the senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuz-netsov, the candidate of sociological sciences, manager of the sector ofphysical culture and sport, Northwest Institute of Management, St. Petersburg

Annotation

High demands to the professional activity of the specialist in the field of physical culture and sports make it necessary to create the innovative education systems based on the professional standards and individual educational trajectories within their qualifications. Keeping the chain: the professional standard, the federal state educational standard, competences, the annual individual educational trajectory, this will allow to prepare and protect their professional qualifications.

Keywords: professional standard "Coach", national system of qualifications, individual educational

route.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие непрерывного образования сегодня является неотъемлемой частью подготовки профессиональных кадров с последующей защитой своей квалификации. Государство добивается высокого качества подготовки специалистов способных реализовывать современные методы в конкретной профессиональной сфере с непосредственным взаимодействием и реализацией требований потребителя. С выходом профессионального стандарта «Тренер» - процесс подготовки кадров приобретает конкретный характер, направленный на реализацию трудовых функций, действий, умений и знаний, определенных профессионально-общественными сообществами для максимальной реализации потребностей общества. В этой связи особое место занимает подготовка спортивных тренеров, которая должна носить социально-системный характер. Новые подходы в системе спортивной подготовки помогают выстраивать эффективную социально-гуманитарную педагогическую составляющую для качественной подготовки, как спортсменов сборной России, так и олимпийского резерва [3]. Возникает актуальная задача создания интерактивных педагогических зон непрерывного образования для тренеров различных категорий, отвечающих требованиям современных технологий спортивной подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Особое место в ряду построения индивидуальных образовательных траекторий соответствия профессиональным стандартам составляет развитие национальной системы квалификаций (НСК), которая представляет собой систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. НСК определяется тем, что через нее рынок труда дает сигнал о своих обобщенных требованиях к профессиональным компетенциям работников физической культуры и спорта. В свою очередь, это ориентир для системы образования, которая должна предложить тренерскому составу актуальные эффективные

образовательные траектории для обеспечения этих требований. Таким образом, НСК является тем связующим звеном, соединяющим систему профессионального образования с рынком труда. Мы переходим на новый уровень управления образовательными профессиональными программами в соответствии с требованиями конкретной профессии и необходимыми квалификациями. В первую очередь это касается программ дополнительного профессионального образования, они наиболее быстро могут реагировать на инновации, достижения, новые требования в системе спортивной подготовки. Управление качеством подготовки тренерского состава сегодня базируется на требованиях профессионального стандарта, как современной форме оценке профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт рассматривается как документ-позволяющий создавать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить образовательные программы всеми необходимыми компетенциями для полноценного выполнения своих квалификационных требований.

Профессиональный стандарт - это базовый документ для построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося и оценки уровня квалификации. Он должен убрать брешь между существующей, традиционно устоявшейся системой образования в сфере физической культуры и спорта и требованиями работодателя и потребителя. Федеральные образовательные стандарты и образовательные программы не успевают за стремительно меняющимися требованиями отрасли к специалистам в системе спортивной подготовки. Профессиональный стандарт позволит работодателю определить должностные квалификации, обновить должностные инструкции и наконец, провести аттестацию на соответствие занимаемым должностям и аттестацию на присвоение квалификационных категорий. Квалификация работника рассматривается по уровню знаний, умений, полученным навыкам, опыту работы, а профессиональный стандарт выступает, как характеристика квалификации, которая понадобиться специалисту для осуществления своей профессиональной деятельности [1-3]. Профессиональные стандарты предусматривают использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, национальной рамки квалификаций, с одной стороны, и образовательных стандартов, и программ - с другой. Профессиональный стандарт позволяет выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на конкретном этапе спортивной подготовки.

Для связи образования и рынка труда мировой опыт выделяет два основных направления:

1) профессиональные стандарты, на базе которых разрабатываются образовательные стандарты, профессиональные образовательные программы и т.д.

2) если профессиональный стандарт не утвержден, то в список исполнителей включают работодателей, и они принимают участие в разработке образовательных стандартов и программ, учитываются требования работодателей, с постоянно меняющимися достижениями в системе спортивной подготовки, внедрения мирового опыта в олимпизме и пара-лимпизме, с учетом международных квалификаций. Для этого необходим постоянный мониторинг ни только достижений, но и лучших практик по созданию и реализации профессиональных стандартов, образовательных программ, систем оценки и признания квалификаций как у нас в стране, так и за рубежом. Создание такого алгоритма позволит отрасли физической культуры своевременно, и с минимальными затратами подготовить необходимые документы. В тоже время, спорт высших достижений постоянно меняется, появляются инновации, достижения в науке, достижения в медико-биологическом сопровождении, недопинговые средства повышения работоспособности, все это связано с разнонаправленной системой квалификаций, повышением профессионального образования.

Профессиональные стандарты в сфере физической культуры позволят:

• сформировать и поддерживать на должном профессиональном уровне тренер-ско-преподавательский состав, соответствующий потребностям современного спорта, конкурентно-способный на мировой арене;

• определять и формулировать потребности в профессиональном образовании на этапах спортивной подготовки;

• эффективно обосновать подбор кадров и провести профессиональное обучение в системе физической культуры и спорта;

• провести проверку, аттестацию и сертификацию квалификаций;

• создать инновационную электронную систему образования.

Использование профессиональных стандартов, по мнению многих авторов, практиков, экспертов и исследователей, вносит значимый вклад в развитие и функционирование, как сферы физической культуры и спорта, так и сферы образования.

Все это обязывает работника поострить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с профессиональным стандартом специалиста, федеральным государственным образовательным стандартом, федеральным стандартом спортивной подготовки по видам спорта и необходимыми компетенциями конкретной должности. От того как будет выбран и освоен индивидуальный образовательный маршрут зависит результат оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам и право продолжать работать по своей специальности. Как построить индивидуальный образовательный маршрут? Прежде всего необходимо сформировать личное портфолио, где особое внимание обратить на имеющееся образование, должность, стаж работы, это поможет вам структурировать выбранные направления подготовки согласно профессиональному стандарту. Профессиональный стандарт «Тренер», объединяющий более 10 должностей, включает в себя следующие компоненты: вид профессиональной деятельности, 9 обобщенных трудовых функций, каждая из них состоит из трудовых функций со своими трудовыми действиями, знаниями, умениями. Выбираете структурированную характеристику трудовой функции и качество их выполнения, подходящую вам, уточняете требования к уровню образования. Все трудовые функции объединены в категории, позволяющие оценить цикл управления, через анализ, планирование, в рамках функциональной карты вида профессиональной деятельности. Таким образом вы можете определить свой профессиональный уровень, выделить необходимые профессиональные компетенции и наметить образовательную траекторию, повысить и подтвердить свою квалификацию. Через показатель «Основные пути достижения уровня квалификации» определяетесь с образовательной технологией наиболее удобной для вас и начинаете формировать тематическую часть обучения. Профессиональный стандарт «Тренер», определяет требования к уровням квалификации тренерских кадров в соответствии с этапами спортивной подготовки, необходимо выбрать трудовые функции, соответствующие этапу спортивной подготовки с контингентом которого, вы работаете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальные системы квалификаций (НСК) определяют требования к образовательному процессу в рамках своих профессиональных квалификаций. С выходом профессиональных стандартов работодатель аттестовывает своих сотрудников на соответствие занимаемой должности, а сотрудник формирует для себя необходимые компетенции и планирует индивидуальную образовательную траекторию для подготовки и подтверждения уровня своей квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьина, Л.Е. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов как педагогическая проблема / Ананьина Л.Е. // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2013. - Т. 11. - № 11 (11). - С. 2.

2. Евдокимов, В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : библиографический указатель авторефератов диссертаций (1995-2007 гг.) / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов, Н.А. Вертаков ; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Военный ин-т физической культуры. - Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2009. - 81 с.

3. Олейникова, О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. / О.Н., Олейникова, А.А. Муравьева. - М. : АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

REFERENCES

1. Ananyina, L.E. (2013), "Interrelation of educational and professional standards as a pedagogical problem", Bulletin of the East Siberian Open Academy, Vol. 11, No. 11 (11), pp. 2.

2. Evdokimov, V.I., Churganov, O.A. and Vertakov, N.A. (2009), Safety in emergencies: bibliographic index of abstracts of dissertations (1995-2007), All-Russian Center for Emergency and Radiation Medicine A.M. Nikiforov EMERCOM of Russia, Military Institute of Physical Culture, publishing house Polytechnika-Servis, St. Petersburg.

3. Oleinikova, O.N. and Muraveva, A.A. (2011), Professional standards: principles of formation, purpose and structure. Toolkit, ANO Center of IRPO, Moscow.

Контактная информация: churganov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2018

УДК 378.046.4

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, начальник центра мониторинга, анализа и стратегического развития высшего и дополнительного профессионального образования СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Олег Леонтьевич Спицын, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий сектором физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются современные тенденции развития непрерывного образования в системе физической культуры и спорта с учетом современных мировых тенденций, и требований развития общества в целом.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональный стандарт специалиста, индивидуальная образовательная траектория, оценка квалификаций специалиста.

MODERN DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Oleg Anatolyevich Churganov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, chief of the center of monitoring, the analysis and strategic development of the higher and additional professional education of NWSMU n.a. I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Oleg Leontyevich Spitsyn, the senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuz-netsov, the candidate of sociological sciences, manager of the sector ofphysical culture and sport, Northwest Institute of Management, St. Petersburg

Annotation

In the article, the modern tendencies of the development of continuous education in the system of physical culture and sport are considered, considering the modern world tendencies, and requirements to the development of society as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.