Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению'

Роль дополнительного профессионального образования в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / НЕЗРЯЧИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Мария Александровна, Щербаков Александр Алексеевич

В статье приводится теоретическое обоснование и практический опыт, демонстрирующий эффективность профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению. Приводится обоснование значимости профессионального самоопределения и профессиональной реализации, описываются типичные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению при трудоустройстве. Обобщается опыт Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» в области обучения незрячих по программам дополнительного профессионального образования с использованием информационных технологий. Делается вывод о том, что профессиональная реабилитация оказывает положительное влияние на психологическое состояние инвалидов по зрению, приводятся примеры позитивных психологических изменений, произошедших вследствие профессиональной реабилитации. Делается вывод о том, что профессиональная реабилитация играет значимую роль в комплексном реабилитационном воздействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербакова Мария Александровна, Щербаков Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of additional professional education in the complex rehabilitation system for persons with visual disabilities

This article contains theoretical evidence and practical experience showing efficiency of the professional rehabilitation in the complex rehabilitation system for persons with visual disabilities. The work includes rationale of the professional importance of self-determination and professional realization, describes typical problems that persons with visual disabilities face in employment. The experience of the Institute of professional rehabilitation and training of persons of All-Russian Blind Society “Rehacomp” is generalized in field of training for persons with visual disabilities on programs of the additional professional education with the use of information technology. It made a conclusion that the professional rehabilitation has a positive impact on psychological state of persons with visual disabilities. Examples of positive psychological changes happened because of the professional rehabilitation are given. To sum it up, the professional rehabilitation plays an important role in complex rehabilitation impact.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению»

успешности системы непрерывного образования должно быть тесное взаимодействие образовательных организаций с научно-исследовательскими учреждениями, а также со всеми заинтересованными сторонами. Все это позволит решить задачи обеспечения физической культуры и спорта квалифицированными специалистами, способными реализовать стратегические задачи развития физической культуры и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 01.06.2018).

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71433946/ (дата обращения: 01.06.2018).

3. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (литературный обзор) / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Адаптивная физическая культура. -2014. - Т. 58. - № 2. - С. 7-12.

4. Евдокимов, В.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : библиографический указатель авторефератов диссертаций (1995-2007 гг.) / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов, Н.А. Вертаков ; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Военный ин-т физической культуры. - Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2009. - 81 с.

5. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 243 с.

REFERENCES

1. The decree of the Russian President of May 7, 2018 No. 204 "About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024", available at: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

2. The federal law of July 3, 2016 N 238-FZ "About independent assessment of qualification", available at: http://base.garant.ru/71433946/.

3. Evseev, S.P., Shelkov, O.M., Churganov, O.A. and Gavrilova, E.A. (2014), "Scientific and methodical maintenance of Paralympic sport (literary review)", Adaptive physical culture, Vol. 58, No. 2, pp. 7-12.

4. Evdokimov, V.I., Churganov, O.A. and Vertakov, N.A. (2009), Safety in emergencies: bibliographic index of abstracts of dissertations (1995-2007), All-Russian Center for Emergency and Radiation Medicine A.M. Nikiforov EMERCOM of Russia, Military Institute of Physical Culture, publishing house Polytechnika-Servis, St. Petersburg.

5. Evdokimov, V.I. and Churganov, O.A. (2010), Methodology and technique of carrying out scientific work on physical culture and sport, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: churganov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2018

УДК 376.32

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Мария Александровна Щербакова, магистр психолого-педагогического образования, начальник отдела реабилитации инвалидов, Александр Алексеевич Щербаков, магистр психолого-педагогического образования, заместитель начальника отдела реабилитации инвалидов, Институт Профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»), Москва

Аннотация

В статье приводится теоретическое обоснование и практический опыт, демонстрирующий эффективность профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению. Приводится обоснование значимости профессионального самоопределения и

профессиональной реализации, описываются типичные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению при трудоустройстве. Обобщается опыт Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» в области обучения незрячих по программам дополнительного профессионального образования с использованием информационных технологий. Делается вывод о том, что профессиональная реабилитация оказывает положительное влияние на психологическое состояние инвалидов по зрению, приводятся примеры позитивных психологических изменений, произошедших вследствие профессиональной реабилитации. Делается вывод о том, что профессиональная реабилитация играет значимую роль в комплексном реабилитационном воздействии.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, незрячие, комплексная реабилитация, профессиональная реабилитация, инвалидность.

ROLE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE COMPLEX REHABILITATION SYSTEM FOR PERSONS WITH VISUAL DISABILITIES

Maria Aleksandrovna Scherbakova, the master's degree in psychology and education, head of the rehabilitation department, Aleksandr Alekseevich Scherbakov, the master's degree in psychology and education, deputy head of the rehabilitation department, Institute of Professional rehabilitation and training ofpersonnel of the All-Russian Blind Society "Rehacomp", Moscow

Annotation

This article contains theoretical evidence and practical experience showing efficiency of the professional rehabilitation in the complex rehabilitation system for persons with visual disabilities. The work includes rationale of the professional importance of self-determination and professional realization, describes typical problems that persons with visual disabilities face in employment. The experience of the Institute of professional rehabilitation and training of persons of All-Russian Blind Society "Rehacomp" is generalized in field of training for persons with visual disabilities on programs of the additional professional education with the use of information technology. It made a conclusion that the professional rehabilitation has a positive impact on psychological state of persons with visual disabilities. Examples of positive psychological changes happened because of the professional rehabilitation are given. To sum it up, the professional rehabilitation plays an important role in complex rehabilitation impact.

Keywords: visually impaired, blind, comprehensive rehabilitation, professional rehabilitation, disability.

На сегодняшний день во всем мире около 253 миллионов человек страдают от нарушений зрения, из которых 36 миллионов поражены слепотой и 253 миллионов являются слабовидящими [3]. По разным исследованиям до 90% всей информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Люди, лишённые зрения или испытывающие серьёзные проблемы, вызванные сенсорным дефектом, сталкиваются с целым рядом проблем, таких как барьеры в получении информации, сложности в ориентировке в пространстве, социально-психологические проблемы и т.д. Все эти проблемы, так или иначе, приводят к определённым сложностям в самоопределении и профессиональной деятельности.

В системе профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья присутствует ряд проблем. Зачастую до незрячих выпускников не доносится информация о доступных профессиях, не учитывается прогрессирующий характер заболевания, не выявляются их профессиональные склонности и возможности.

С большими сложностями сталкиваются и люди, потерявшие зрение во взрослом возрасте. Зачастую, вследствие приобретённого дефекта у них нет возможности вернуться к прежней профессиональной деятельности. По данным Всероссийского общества слепых (далее ВОС) порядка 20% незрячих людей находятся в трудоспособном возрасте. Из всех этих людей работают только около 30% [2].

Вполне естественно, что незрячему человеку в чём-то сложно конкурировать с людьми, не имеющими инвалидности, особенно на современном рынке труда. Однако люди с инвалидностью по зрению могут эффективно работать, используя в своей работе специализированные технические устройства, способные в высокой мере компенсировать

зрительный дефект. Развитие компьютерных технологий и технических средств реабилитации привело к тому, людям с проблемами зрения стали доступны персональные компьютеры, имеющие специализированное программное обеспечение, что позволило незрячим работать во многих сферах, в том числе в сферах интеллектуального труда.

С развитием информационных технологий стало очевидно, что без участия подготовленных для работы с незрячими инвалидами преподавателей освоить технические средства реабилитации и специальные программы проблематично. Понимание этого вопроса привело к созданию в обществе слепых собственной системы обучения, профессиональной реабилитации и профессиональной переподготовки незрячих.

Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (далее - Институт «Реакомп») имеет восемнадцатилетний опыт профессиональной реабилитации незрячих. С момента создания Института стало очевидно, что профессиональная и комплексная реабилитация незрячих невозможна без применения информационных технологий, а также специальных подходов к обучению и психологического сопровождения реабилитантов.

В Институте «Реакомп» проводится обучение инвалидов по зрению по целому ряду реабилитационно-образовательных программ. Это и обучение навыкам работе за компьютером (от уровня пользователя до уровня тьютора/преподавателя) и подготовка специалистов по социальной реабилитации, управлению, проектному менеджменту и адаптации среды под потребности инвалидов. Проводится психологическое сопровождение образовательного процесса. Особенностью обучения является индивидуальный подход ко всем реабилитантам, учёт степени зрительного дефекта, и опора на практическую деятельность.

Трудовая деятельность для любого человека имеет большое морально-этическое и социально-психологическое значение. Труд выступает для инвалидов по зрению не столько источником доходов, сколько средством самореализации [1].

Психологические исследования, проводимые в Институте «Реакомп» подтверждают положительное психологическое влияние профессиональной реабилитации на незрячих инвалидов. В результате профессиональной реабилитации меняются психологические установки инвалидов по зрению, появляются положительные изменения по критериям осмысленности жизни, повышается уровень жизнестойкости.

Положительный эффект достигается и в вопросе трудоустройства. Незрячий, прошедший профессиональную реабилитацию, имеет больше возможностей для трудоустройства, ему становятся доступны многие профессии, в том числе те, где необходимо уверенное владение персональным компьютером. Освоение новых перспективных специальностей, связанных с фандрайзингом, социальным проектированием и формированием доступной среды позволяют незрячим находить себя на открытом рынке труда, а специализированные программы, по социальной реабилитации и менеджменту, способствуют укреплению кадрового состава ВОС и других организаций социальной направленности.

Весь мир в целом и наше государство в частности все более активно задаются вопросами реабилитации инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов признает, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отно-шенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Одним из подобных отношенческих барьеров является убеждение, что человек с инвалидностью не может полноценно работать. Профессиональная реабилитация - это механизм, позволяющий человеку вернуться в свою профессию или овладеть новыми знаниями и умениями с учетом имеющихся трудностей, связанных со здоровьем.

Успешная профессиональная самореализация инвалида оказывает и значимый социальный эффект, он проявляется в постепенном изменении общих негативных стереотипов об инвалидах в обществе и сглаживании отношенческих барьеров, а также в изменении

установок самих инвалидов по отношению к себе и к собственным возможностям.

Профессиональная реабилитация активизирует внутренние ресурсы и занимает одну из ведущих ролей в системе комплексной реабилитации незрячих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конюхова, Е.Ю. Специфика формирования готовности к профессиональной самореализации слепых и слабовидящих детей в специальных (коррекционных) школах уральского региона: исторический аспект / Е.Ю. Конюхова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 131-136.

2. Лапшин, К.А. Трудоустройство инвалидов по зрению: основные тенденции и перспективы развития / К.А. Лапшин // Трудоустройство и занятость слепых и слабовидящих. Как решить проблему? Материалы научно-практической конференции НУ ИПРПП ВОС «Реакомп». Москва, 2016. - C. 65.

3. Bourne, RRA et al. Magnitude, temporal trends, and projections of the global prevalence of blindness and distance and near vision impairment: a systematic review and meta-analysis. // The Lancet Glob Health. Vision Loss Expert Group. - 2017. - Vol. 5 (9). - P. 888-897. - doi:10.1016/S2214-109X(17)30293-0.

REFERENCES

1. Konyukhova, E.Yu. (2015), "Specificity of formation of readiness for professional self-realization of blind and visually impaired children in special (correctional) schools of the Ural region: historical aspect", Pedagogical education in Russia, No. 3, pp. 131-136.

2. Lapshin, K.A. (2016), "Employment of visually impaired people: main trends and development perspectives", Employment of the blind and visually impaired people. How to solve the problem? Proceedings of the scientific-practical conference of the IPRPP VOS "Rehacomp", Moscow, NU IPRPP VOS "Re-hacomp", pp. 65.

3. Bourne RRA et al. (2017), "Magnitude, temporal trends, and projections of the global prevalence of blindness and distance and near vision impairment: a systematic review and meta-analysis", The Lancet Glob Health. Vision Loss Expert Group, vol. 5, no. 9, pp. 888-897, doi:10.1016/S2214-109X(17)30293-0.

Контактная информация: sherbakova@rehacomp.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2018

УДК 796.07

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КУРСАНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Алексей Алексеевич Пивачев, помощник Главнокомандующего ВМФ по физической подготовке - начальник группы физической подготовки Главного командования ВМФ, Главное командование ВМФ, Санкт-Петербург; Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академии связи имени (ВАС), Санкт-Петербург; Дмитрий Михайлович Вертаков, преподаватель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (ВУМО РФ), г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрена сущность понятия групповой сплоченности, показана роль физической подготовки для ее формирования. Изложено содержание комплексного физического упражнения, которое включает определенный комплекс военно-прикладных упражнений (двигательных действий): бег 100 м по пересеченной местности с ящиками с боеприпасами и оружием в руках; преодоление дистанции 250 м на шестивесельных ялах (Ял-6); метание на точность гранаты массой 600 г в стену, находящуюся на расстоянии 20 м. Представлены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о положительном влиянии на групповую сплоченность курсантов на занятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.