Научная статья на тему 'Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время'

Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
596
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Чурганов Олег Анатольевич, Гаврилова Елена Анатольевна

Статья посвящена анализу динамики показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время за период с 2001 г. по 2014 г. Результаты исследования позволили выявить ряд тенденций в сфере физической активности детей школьного возраста, в сравнении с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения. Предложены меры, реализация которых будет способствовать повышению двигательной активности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Чурганов Олег Анатольевич, Гаврилова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical activity indicators among the school-aged children in their free from school time

This article analyzes the dynamics of the indicators of physical activity of school-aged children in their free from school time during the period from 2001 to the year 2014. The results of the study revealed a number of trends in the physical activity of the school-aged children in comparison with the recommendation of the World Health Organization. The measures, which would help increase physical activity, are proposed.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время»

110.

5. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / Щеголев В.А., Новосельцев О.В. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-17.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2002), "Basic provisions of the concept of intensive innovative transformation of national system of sports and sports education of children, teenagers and youth of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-4.

2. Bordovsky, G.A. and Izvozchikov, V.A. (1993), "New technologies of training: terminology questions", Pedagogics, No. 5, pp. 12.

3. Perekhodko, F.G. (2012), Management of physical training of students of higher education institutions about use of interactive methods of pedagogical influence: the monograph, publishing house ITMO, St. Petersburg.

4. Shchegolev, V.A. and Perekhodko, F.G. (2014), :Pedagogical regularities, the principles and functions of management of physical training of students with use of interactive methods of pedagogical influence", Physical culture and sport in professional education, the Interuniversity collection of scientific and methodical works, publishing house PANI, St. Petersburg.

5. Shchegolev, V.A. and Novoseltsev O.V. (2015), "Professional improvement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 15-17.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2015

УДК 796.011

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор, Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена анализу динамики показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время за период с 2001 г. по 2014 г. Результаты исследования позволили выявить ряд тенденций в сфере физической активности детей школьного возраста, в сравнении с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения. Предложены меры, реализация которых будет способствовать повышению двигательной активности подрастающего поколения.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, школьники, мотивация, школьный социальный капитал.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p296-301

DYNAMICS OF PHYSICAL ACTIVITY INDICATORS AMONG THE SCHOOL-AGED CHILDREN IN THEIR FREE FROM SCHOOL TIME

Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of medical sciences, professor, Oleg Anatolevich Churganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Anatolievna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, The Mechnikov NorthWestern State Medical University, St. Petersburg

Annotation

This article analyzes the dynamics of the indicators of physical activity of school-aged children in their free from school time during the period from 2001 to the year 2014. The results of the study revealed a number of trends in the physical activity of the school-aged children in comparison with the recommen-

dation of the World Health Organization. The measures, which would help increase physical activity, are proposed.

Keywords: physical activity, health, school-aged children, motivation, school social capital.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая активность школьников является одним из факторов обеспечения их физического и психического здоровья, улучшения когнитивной функции. У детей с высоким уровнем физической активности реже встречаются состояния тревожности и депрессии, тогда как малоподвижное поведение провоцирует ожирение, ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы, ослабление опорно-двигательного аппарата, а также снижение когнитивной функции.

В повседневной жизни подростка время, проведенное в школе, регламентировано. Школьная программа включает уроки физкультуры, физкультпаузы на других уроках, активные игры на переменах, спортивные мероприятия и т.д. Свободное же время подросток распределяет в основном сам и не всегда уделяет физической активности достаточного внимания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Настоящая статья посвящена анализу динамики показателей физической активности школьников в свободное от занятий время за период с 2001 г. по 2014 г.

В качестве количественных показателей, отражающих данную проблему, рассмотрены результаты исследования, проведенного в Российских школах в 2013/2014 учебном году [4] в сравнении с данными аналогичных исследований 2001/2002 и 2009/2010 учебных годов, выполненных другими авторами [1, 2].

Исследования были осуществлены в рамках международной программы «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» («Health Behavior in School-aged Children», HBSC) под эгидой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [2, 4].

Первое исследование по программе HBSC в мире состоялось в 1983/1984 учебном году в пяти странах. К настоящему времени в этой программе принимают участие более 42 стран из Европы и Северной Америки.

Исследования проводятся каждые 4 года в виде опросника, который предлагается каждому учащемуся и включает 80-90 вопросов на различные темы в зависимости от поставленной цели на конкретном этапе. В каждой стране, принимающей в них участие, проводится опрос не менее 1500 учащихся по каждой возрастной группе (11, 13 и 15 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения динамики физической активности школьников в свободное время нами были проанализированы ответы только на те вопросы, которые касаются физической активности от умеренной до высокой интенсивности. В данном случае под такой активностью понимается «любая деятельность, в результате которой на некоторое время повышается частота сердечных сокращений и иногда перехватывает дыхание» [2].

В настоящее время ВОЗ разработана рекомендация для детей, в которой говорится о необходимости ежедневной физической активности от умеренной до высокой интенсивности в течение 60-ти минут [2].

Первый рассматриваемый нами вопрос направлен на определение объема недельной физической нагрузки, учитывающей рекомендуемую ВОЗ физическую активность не менее 60 минут в день: «Сколько дней за последние 7 дней ты занимался физически активной деятельностью не менее 60 мин в день?» Предлагаемые ответы: от 0 до 7 дней.

Предваряло этот вопрос раскрытие понятия «физическая активность»:

«Физическая активность - это любая двигательная деятельность, которая повышает частоту сердечных сокращений и заставляет человека дышать чаще в течение опреде-

ленного времени. Физическая активность может осуществляться на спортивных занятиях, на уроках физической культуры, во время игр с друзьями или плавание, катание на роликах, на лыжах и коньках, езда на велосипеде, гимнастика, спортивные игры, танцы и т.д.».

В таблице 1 представлен процент подростков в трех возрастных группах, выбравших ответ «7 дней», который характеризует ежедневную физическую активность от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 мин в день в течение всей недели.

Таблица 1

Количество школьников 11, 13 и 15-летнего возраста на разных этапах исследова-

ния с ежедневной физической активностью не менее 60 мин в день (%)

Этапы исследований (учебные годы) Возраст

11лет 13 лет 15 лет

2001/2002 15,0 12,9 8,8

2009/2010 14,0 13,5 10,0

2013/2014 21,7 18,0 14,8

Количество школьников 11-летнего возраста, выполняющих рекомендации ВОЗ, увеличилось с 15% до 21,7%, 13-летнего возраста - с 12,9% до 18% и 15-летнего возраста - с 8,8% до 14,8%, то есть выросло примерно на 5^6% в каждой возрастной группе. Тем не менее, результаты последних исследований (21,7%, 18,0%, 14,8%) в среднем составляют всего лишь не более чем пятую часть всех респондентов.

Следующий вопрос направлен на определение суммарного объема физической активности в неделю в свободное от учебы время: «Сколько часов в неделю в свое свободное от занятий время ты выполняешь различные физические упражнения так, чтобы запыхаться или вспотеть?» Предлагаемые ответы: нисколько, около получаса, около 1 часа, примерно от 2 до 3 часов, примерно от 4 до 6 часов, 7 часов.

В таблице 2 приводится процент подростков, занимающихся физической активностью от умеренной до высокой интенсивности в течение двух и более часов в неделю в свободное от учебы время в разные годы.

Таблица 2

Количество школьников 11, 13 и 15-летнего возраста на разных этапах исследования с физической активностью в течение двух и более часов в целом за _неделю в свободное время (%)_

Этапы исследований (учебные годы) Возраст

11 лет 13 лет 15 лет

2001/2002 86,6 86,2 85,4

2009/2010 46,0 43,0 46,0

2013/2014 36,1 41,6 43,1

Из этих данных следует, что у подростков всех возрастов физическая активность от умеренной до высокой интенсивности за 12 лет наблюдений упала почти в два раза: у 11-летних - с 86,6% до 36,1%, у 13-летних - с 86,2% до 41,6% и у 15-летних - с 85,4% до 43,1%, причем наиболее низкие показатели выявлены у 11-летних школьников (36,1%). Более половины школьников в свое свободное время вообще не занимаются физически активной деятельностью или занимаются один час в неделю, что означает, что они практически не делают зарядку, не играют в спортивные игры, не посещают спортивные секции и т. д.

В снижении физической активности школьников немаловажную роль играет тот факт, что все большее количество подростков проводят свое свободное время в сидячем положении: за компьютером, телевизором и т.д. В приведенных исследованиях школьникам задавался вопрос: «Сколько часов в день в свое свободное время ты обычно играешь в игры на компьютере, игровой приставке, планшете, смартфоне или на другом электронном устройстве?» (версия 2014 г., в которую к компьютерам были добавлены другие электронные устройства). Предлагаемые ответы: нисколько; около получаса в день;

около 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7) часов в день (отдельно для будних и выходных дней).

В таблице 3 указан процент подростков, проводящих за компьютерными играми более двух часов в день в будние дни.

Таблица 3

Количество подростков, проводящих за компьютерными играми более двух часов в

день в будние дни (%)

Этапы исследований (учебные годы) Возраст

11 лет 13 лет 15 лет

2001/2002 25,9 32,6 32,4

2009/2010 45,0 48,0 46,0

2013/2014 40,9 46,0 42,0

Приведенные данные показывают, что за последние 12 лет количество подростков, ежедневно играющих в компьютерные игры более двух часов в день, выросло более чем на 10% в каждой возрастной группе. Тем не менее, за последние четыре года отмечается некоторое их уменьшение (на 2^4%).

Снижение физической активности подростков в свободное время, увеличение доли сидячей деятельности, включающей не только компьютерные игры, но и просмотр телевидения, а также чтение книг и выполнение домашних заданий, приводит к гиподинамии, что является одной из главных причин развития различных болезней, депрессивных состояний и снижения успеваемости.

Для повышения физической активности подростков в свободное время необходимо, прежде всего, повышать с помощью школы и общественных институтов их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом. Большую роль в повышении физической активности школьников в свободное время играет семья, пример родителей. Организация семейного досуга формирует отношение ребенка к активному образу жизни, прививает двигательные навыки и вырабатывает устойчивые привычки вести физически активную жизнь.

Имеет значение и школьный социальный капитал как один из факторов привлечения подростков к физической активности в стенах школы [5]. Доверительные отношения между учителями и учениками, а также учениками между собой способствуют тому, что детям хочется больше свободного времени проводить в стенах школы, занимаясь в спортивных секциях, играя в подвижные игры на переменах и после школы.

Немаловажным фактором в решении данной задачи является и создание соответствующей окружающей среды: основная часть респондентов отмечает тот факт, что в последнее время появилось больше возможностей занятий физической культурой за счет развития материально-технической базы физкультурно-спортивной сферы; повышения количества спортивных, физкультурно-оздоровительных объектов, находящихся в шаговой доступности от образовательных учреждений и жилых массивов, развитие кружковой деятельности, связанной с двигательной активностью (танцевальные кружки и т.д.) в стенах школы и в учреждениях дополнительного образования, организация различных соревнований в школе, районе, городе и т. д.

В этом контексте интересны и другие рекомендации. Например, в «Стратегии в области физической активности для европейского региона ВОЗ, 2016-2025 гг.» для повышения физической активности детей и подростков во время отдыха государственным органам предлагается изучить возможность применения налогово-бюджетных стимулов и субсидий, чтобы заинтересовать поставщиков в партнерстве для содействия участию детей и подростков во внешкольных программах в области физической активности. Для поощрения физической активности предлагается также использовать информационные и коммуникационные технологии, социальные сети, общественные и молодежные организации [4].

ВЫВОДЫ

Анализ материалов исследования по международной программе HBSC показал, что во всех странах-участницах физическая активность школьников от 11 до 15 лет с возрастом снижается. Это может являться отражением изменения типов физической активности в каждой возрастной группе, что не учитывается в образовательных программах, или возрастающей временной занятости по другим школьным предметам. В большинстве стран и в Российской Федерации физическая активность мальчиков значительно превышает активность девочек, что позволяет говорить об остающихся гендерных различиях. В связи с этим необходимы значительные усилия в масштабах страны, охватывающие все секторы и уровни, способствующие повышению двигательной активности детей и подростков: расширение диапазона видов физической активности, которые привлекательны именно для девочек; создание безопасной открытой физкультурной среды, в которой дети могут активно заниматься во внеурочное время. Следует принять действенные законодательные меры по повышению мотивации и созданию условий для занятий физическими упражнениями и спортом, максимально расширять спектр форм и видов двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет 2003 : Национальные и региональные особенности / А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, А.В. Малинин, В.Н. Утенко ; СПбНИИФК. - СПб. : [б. и.], 2004. - 228 с.

2. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» : международный отчет по результатам обследования 2009/10 гг. / под ред. Currie C. [и др.]. Копенгаген : Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г. (Серия «Политика охраны здоровья детей и подростков», выпуск № 6) [Электронный ресурс] // URL : http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0003/181551/E96444 part1-Rus.pdf. - Дата обращения 30.11.2015.

3. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков - проект всемирной организации здравоохранения в России / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т.В. Попова, В.В. Васильев // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. - № 3 (52). - С. 6-11.

4. Стратегия в области физической активности для европейского региона ВОЗ, 2016-2025 гг. Вильнюс, Литва : Европейский региональный комитет Всемирной организации здравоохранения, 65 сессия 14-17 сентября 2015. // URL : http://www.unmultimedia.org/radio/russian/wp-

content/uploads/2015/09/WHQ PhysicalActivityStrategy 2016 2025.pdf - Дата обращения 30.10.2015.

5. Щуров, А.Г. Школьный социальный капитал и физическая активность школьников / А. Г. Щуров, Е. А. Лопатина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 2. - С. 61-69.

REFERENCES

1. Komkov, A.G., Lubysheva, L.I., Malinin, A.V. and Utenko, V.N. (2004), Health and behavior of Russian schoolchildren. Report 2003: The national and regional particularities, publishing house "Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture", St. Petersburg.

2. Ed. Candace, Cyrie and et al. (2012), Social determinants of health and well-being among young people: Health Behavior in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Health Policy for Children and Adolescents, No. 6, available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf.

3. Churganov, Q.A., Gavrilova, E.A., Popova, T.V. and Vasilyev V.V. (2014), "Social determinants of health and well-being among young people - the project of World Health Organization in Russia", Preventive and Clinical Medicine, No 3 (52), pp. 6-11

4. WHO, Regional Committee for Europe (2015), "Physical activity strategy for the WHO European Region 2016-2025", available at:

http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/282961/65wd09e PhvsicalActivitvStrateg y 150474.pdf?ua=1 (accessed 30 October 2015).

5. Shchurov, A.G. and Lopatina, E.A. (2014), "School social capital and physical activity of school-aged children", Actual Problems of Physical and Special Training of Defense and Law Enforcement Agencies, No. 2, pp. 61-69.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2015

УДК 611.08

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Владислав Сергеевич Мартыненко, кандидат педагогических наук, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России)

Аннотация

Анализ научных представлений о живом организме, в том числе и человека, выявил определенную их закономерность: механистические идеи физики и математический подход привели к открытию рефлекса и принципа рефлекторной деятельности; работы физиков в направлении термодинамики закрытых систем обусловили рождение термодинамики биологических систем и физиологии активности; исследования в области теории систем и кибернетики стали основой для разработки теории функциональных систем в биологии; в результате дальнейшего развития общей теории систем появилась системная биология.

Ключевые слова: живой организм, организм человека, научные представления, система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p301-308

EVOLUTION OF SCIENTIFIC CONCEPTS ABOUT HUMAN BODY: ANALYTICAL

REVIEW

Viktor Stepanovich Yakimovich, the doctor of pedagogical sciences, professor; Vladislav Sergeevich Martynenko, the candidate of pedagogical sciences, The Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry

Annotation

Analysis of the scientific concepts about living organism, including human body, revealed their specific regularity: mechanistic ideas of physics and mathematical approach led to the discovery of reflex and principle of reflex activity; the works of physicists in the direction of thermodynamics of closed systems determined the origin of thermodynamics of biological systems and physiology of activity; research in the field of system theory and cybernetics formed the basis for the development of the theory of functional systems in biology; as a result of further development of the general system theory the systems biology appeared.

Keywords: living organism, human body, scientific concepts, system.

В начале XXI века у большинства ученых, представляющих различные науки, сложилось твердое убеждение, что организм человека является самой неравновесной структурой материального мира. Однако путь к такому пониманию был непростым.

А начинался он с сочинения по анатомии человека Алкмеона, врача и философа Кротонской школы, жившего в V веке до н. э. Предполагается, что он впервые стал вскрывать животных для изучения их строения с целью познания строения человеческого тела.

Несколько позже встречается описание костей человека в трудах представителя древнегреческой медицины Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.). Наблюдая особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.