Научная статья на тему 'Оздоровительный потенциал средств физической подготовки школьников и параметры эффективных нагрузок'

Оздоровительный потенциал средств физической подготовки школьников и параметры эффективных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1737
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК / PHYSICAL READINESS / FUNCTIONAL STATE / HEALTH / EFFECTIVE PHYSICAL TENSIONS PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

В статье на основе анализа современных научных данных раскрывается значение систематических занятий физическими упражнениями для оптимизации функционального состояния и укреплении здоровья детей в процессе индивидуального развития. Рассмотрены новые подходы к нормированию физических нагрузок различной направленности в занятиях оздоровительной тренировки с детьми разного возраста. Систематизированы характеристики и критерии, отражающие количественную и качественную меру воздействия физических упражнений на функциональное состояние и здоровье занимающихся. К числу таких характеристик, определяющих эффект занятий физическими упражнениями, прежде всего, относятся: содержание, направленность, величина и организация физических нагрузок. Введено в научный оборот понятие «оздоровительный потенциал физической нагрузки». Данное понятие характеризует скрытые возможности физической активности обеспечивать адекватный уровень жизнеспособности человека, формировать и поддерживать состояние его физического, психического и социального благополучия на основе сохранения динамического равновесия организма и его функций с окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Improving Potential of Schoolchildren Physical Readiness Means and Effective Tensions Parametars

In the article on the ground of modern scientific data analyses, the meaning of systematic physical exercises lessons for functional state optimization and children’s health improving in the individual process is opened. New approaches to the physical tensions normalization of different direction at the health improving lessons training with different aged children have been examined. It was systematized the characteristics and criteria reflecting quantitative and qualitative measure of influence on physical exercises to the engaged ones’ functional state and health. To the number of such characteristics determining the effect of physical exercises lessons relate, beforehand, the content, direction, value and physical tensions organization. The notion “health improving potential of physical tension” is brought in the scientific usage. The given notion characterizes hidden capabilities of physical activity to supply the adequate level of man’s stamina, to form and to support the state of his physical, psychical and social well-being on the base of organism’s dynamic balance keeping and his functions with the environment.

Текст научной работы на тему «Оздоровительный потенциал средств физической подготовки школьников и параметры эффективных нагрузок»

УДК 373.3/.5+796

Криволапчук Игорь Альлерович

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии РАО, [email protected], Москва

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНЫХ НАГРУЗОК1

Аннотация. В статье на основе анализа современных научных данных раскрывается значение систематических занятий физическими упражнениями для оптимизации функционального состояния и укреплении здоровья детей в процессе индивидуального развития. Рассмотрены новые подходы к нормированию физических нагрузок различной направленности в занятиях оздоровительной тренировки с детьми разного возраста. Систематизированы характеристики и критерии, отражающие количественную и качественную меру воздействия физических упражнений на функциональное состояние и здоровье занимающихся. К числу таких характеристик, определяющих эффект занятий физическими упражнениями, прежде всего, относятся: содержание, направленность, величина и организация физических нагрузок. Введено в научный оборот понятие «оздоровительный потенциал физической нагрузки». Данное понятие характеризует скрытые возможности физической активности обеспечивать адекватный уровень жизнеспособности человека, формировать и поддерживать состояние его физического, психического и социального благополучия на основе сохранения динамического равновесия организма и его функций с окружающей средой.

Ключевые слова: физическая подготовка, функциональное состояние, здоровье, параметры эффективных физических нагрузок.

В последнее десятилетие Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придает большое значение решению вопроса улучшения функционального состояния и укрепление здоровья человека средствами физического воспитания [27; 42]. Сегодня, несмотря на то, что польза двигательной активности хорошо известна, в ходе эпидемиологических исследований была выявлена растущая склонность детей и подростков к малоподвижному образу жизни [27; 43]. В одном из последних докладов ВОЗ [31] об отношении детей школьного возраста к здоровью приведены результаты опроса, в котором приняли участие школьники 35 стран Европейского региона и Северной Америки. Полученные данные показали, что свыше 2/3 от общего числа опрошенных подростков не соблюдают рекомендации по использованию физической активности в повседневной жизни [25].

Предполагается, что на величину физической активности у детей и подростков влияют экологические, экономические и социальные факторы, а также соображения безопасности, доступность соответству-

ющих объектов и погодные условия [21]. В настоящее время в странах Европы разрабатываются различные подходы, нацеленные на повышение уровня физической активности у молодежи путем создания для этого благоприятных условий. При этом выявляется проблема неполного понимания запросов детей и недостаточного учета их пожеланий [30], а также необходимость сделать физическую активность привлекательной для данной возрастной группы. Эти факторы стали основанием для реализации проекта, направленного на разработку набора ориентиров по повышению привлекательности физической активности для детей [31]. Имеющиеся научные данные подтверждают представление о том, что физическая активность обеспечивает основополагающие преимущества для физического, психического и социального здоровья детей. Данный вывод основан на заключениях ряда исследований, которые показали, что более высокие уровни физической активности тесно связаны с более благоприятными параметрами здоровья и функционального состояния. Предполагается, что существует зависимость

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №16-06-00211а.

«доза - ответная реакция» (доза - эффект), при которой более высокие уровни физической активности связаны с улучшением показателей функционального состояния и здоровья [27; 39]. Важно отметить, что, несмотря на наличие тесной связи между понятиями «здоровье» и «функциональное состояние», их нельзя рассматривать как синонимы [9].

Вся совокупность имеющихся данных выступает в поддержку гипотезы о том, что регулярное выполнение физических нагрузок адекватной величины с детства и до зрелого возраста позволит людям поддерживать благоприятную структуру рисков и более низкие показатели заболеваемости и смертности от ряда неинфекционных заболеваний в старшем возрасте. В докладах ВОЗ показано, что немногочисленные факторы риска вызывают значительную часть смертности и заболеваний в странах Европы [27; 42]. Недостаточная физическая активность относится экспертами ВОЗ к числу четырех наиболее значимых факторов риска хронических болезней. Показано, что отсутствие адекватной физической активности ежегодно приводит к утрате 5, 3 млн лет здоровой жизни, вследствие преждевременной смерти (600000 случаев) и стойких нарушений здоровья. При этом ущерб, наносимый экономике низкой физической активностью населения, из расчета на одного человека, составляет 220-440 евро в год [7; 42]. Противоположный эффект оказывает адекватная физическая активность, снижая риск развития многих хронических болезней [27; 42; 43], в том числе сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов злокачественных новообразований, сахарного диабета, способствуя поддержанию оптимальной массы тела, улучшению состояния костно-мышеч-ной системы, психологического статуса, повышению устойчивости к психосоциальному стрессу. Значительное повышение уровня физической активности населения приводит к существенному снижению расходов на здравоохранение, вследствие уменьшения прямых затрат на лечение. Экономический эффект этого оценивается в миллиардах евро [38; 42].

Как было отмечено выше, в документах Всемирной организации здравоохранения применительно к детям школьного возраста

установлено, что оптимальное повышение физической активности связано с улучшением показателей здоровья и снижением потерь от ряда социально значимых заболеваний. Проведенные в разных странах широкомасштабные эпидемиологические исследования детского населения продемонстрировали высокие возможности профилактики и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний с благоприятным долгосрочным прогнозом на основе оптимизации физической активности. Документально подтвержденные преимущества для здоровья включают улучшение физической пригодности, снижение упитанности, благоприятную структуру рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний и болезней обмена веществ, укрепление костных тканей, снижение симптомов депрессии и тревожности [9; 24; 28; 34; 35; 41; 43]. Наряду с этим систематические занятия физическими упражнениями могут также вызывать другие эффекты психофизиологического и социального характера, положительно влияющие на здоровье детей: способствуют улучшению когнитивных способностей [22; 26] и учебных достижений [26; 37; 46; 47], формированию позитивной самооценки [33], повышению уверенности в себе [24], улучшению качества жизни [42].

Одним из важнейших постулатов современной профилактической медицины является возможность предупреждения заболеваний зрелого возраста, начиная с раннего детства [9]. Это связано с тем, что оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями сохраняется не только в детские годы, но и в последующие периоды жизни [27]. Предметом педагогических исследований в рассматриваемой области выступают закономерности использования средств, методов, технологий и форм физического воспитания в процессе оздоровительной тренировки в целях оптимизации функционального состояния и укрепления здоровья детей в условиях высоких когнитивных нагрузок и психологического стресса [10; 11; 29; 36; 40; 44 и др.].

Оздоровительной тренировкой называется система физических упражнений, направленная на повышение уровня функционального состояния до оптимальной величины [13]. Понятие «оздоровительная трениров-

ка» по своему содержанию в значительной степени совпадает с широко распространенным за рубежом термином «кондиционная тренировка». Основной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня функционального состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье [1; 2; 13]. Разработка программ оздоровительной тренировки основана на использовании различных вариантов сочетания основных компонентов физических нагрузок. Наиболее часто применяются программы нагрузок различной преимущественной направленности: аэробной, анаэробной и смешанной [15; 27; 39; 43]. Оздоровительная тренировка рассматривается как содержательная основа для повышения эффективности обязательного физического воспитания детей при условии максимально возможной свободы выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности [2]. Оздоровительная тренировка, в отличие от спортивной, ориентирует занимающихся не на достижение высоких спортивных результатов, а на оптимизацию их функционального состояния, расширение резервов организма, сохранение и укрепление здоровья. Ее эффективность напрямую связана с адекватностью применяемых нагрузок индивидуальным приспособительным возможностям занимающихся.

Понятие «нагрузка» в физической культуре характеризует количественную меру воздействия мышечной деятельности на организм занимающихся. В связи с этим под «нагрузкой» понимается дополнительная по сравнению с состоянием относительного покоя степень функциональной активности организма, обусловленная выполнением физической работы. В качестве основных компонентов физической нагрузки рассматриваются: направленность, длительность; интенсивность выполнения; количество повторений упражнения; длительность интервалов отдыха; характер отдыха; периодичность занятий [16; 17; 19; 32 и др.]. Задавая определенные значения этим компонентам, учитель физической культуры (тренер) может получить различный оздоровительный эффект, управляя физическими нагрузками в занятии. Изменение значения какого-либо

компонента нагрузки немедленно сказывается на величине и направленности срочных и долговременных тренировочных эффектов и, соответственно, на функциональном состоянии организма.

Как было отмечено выше, развитие адаптации под воздействием оздоровительной тренировки описывается хорошо известной зависимостью «доза - эффект». Физические нагрузки, не достигающие пороговой величины, достаточной для активации адаптационных изменений в организме, не стимулируют развитие тренируемой функции и потому рассматриваются как неэффективные [27; 43]. Для обеспечения выраженного прироста тренируемой функции под воздействием определенного вида физической нагрузки ее величина должна превышать пороговое значение. Соблюдение данного требования в целях развития необходимых адаптационных изменений под воздействием нагрузок привело к появлению принципа сверхотягощения в теории тренировки [16; 18; 32 и др.]. Согласно этому принципу, выраженные адаптационные изменения под влиянием оздоровительной тренировки произойдут лишь в том случае, если объем, интенсивность и другие параметры нагрузки будут в достаточной степени «отягощать» тренируемую функцию и побуждать ее к развитию. Зависимость «доза - эффект», определяющая соотношение между величиной выполненной тренировочной работы и приростом тренируемой функции, может быть использована для количественной оценки адаптации к физическим нагрузкам и другим адаптогенным факторам.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны физической нагрузки. Внешнюю сторону нагрузки оценивают на основе эр-гометрических критериев. К ним относят показатели объема и интенсивности, характеризующие совершаемую работу с позиций механики: скорость, мощность, время, вес, метраж, количество механической работы, произведенной за определенный временной отрезок, и т. д. Поэтому такие компоненты, как: продолжительность упражнения; скорость выполнения; длительность интервалов отдыха между повторениями; характер отдыха; число повторений и т. д., относятся к внешней стороне нагрузки. Внутренняя сторона нагрузки подразделяется на физио-

логическую и психическую. Она определяется величиной функциональных сдвигов, обусловленных выполнением мышечной деятельности. Внутреннюю нагрузку оценивают с помощью физиологических, психофизиологических и психологических показателей.

Возникшее в сфере экспериментальной биологии, медицины и психологии представление об определенной последовательности протекания адаптационных процессов, явилось теоретическим фундаментом для выделения понятий «оперативное», «текущее» и «этапное» состояния, с соответствующими им видами тренировочных эффектов. Эти эффекты характеризуют связь между объемом выполненной мышечной работы и направленностью приспособительных изменений в организме. В оздоровительной тренировке традиционно различают срочный, отставленный и кумулятивный эффекты физической нагрузки [5; 6; 10; 16]. Первые возникают непосредственно во время выполнения физического упражнения; вторые - после его окончания; третьи - после длительных, регулярных занятий. Наряду с этим предполагается также учитывать частный эффект физической нагрузки, являющийся результатом воздействия на организм мышечной работы одной преимущественной направленности [3].

Взаимодействие различных видов эффектов может иметь положительный, отрицательный и нейтральный характер [6; 16]. Поэтому занятия физическими упражнениями с оздоровительной направленностью должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивалось положительное взаимодействие тренировочных эффектов, применяемых физических нагрузок. Четкое представление о тренировочном эффекте и условиях, требуемых для его достижения, является обязательной предпосылкой выбора адекватного содержания и рациональной организации систематических занятий физическими упражнениями [15; 16; 19]. Эти эффекты физических упражнений определяются, прежде всего, их содержанием, которое характеризуется совокупностью биохимических, физиологических, психологических, биомеханических процессов и морфологических изменений, развертывающихся в организме при выполнении мышечной деятельно-

сти. Если величина физической активности слишком велика или слишком мала, то тогда развиваются неблагоприятные изменения функционального состояния, характерные, соответственно, для гипер- и гипокинезии [20; 23; 39; 43]. При этом существует индивидуальный предел приспособительных изменений организма под влиянием мышечной деятельности. По мере приближения к этому пределу скорость прироста функциональных возможностей постепенно падает, вплоть до полного исчезновения эффекта. Дальнейшее наращивание нагрузок вызывает обратную реакцию, заключающуюся в том, что увеличение силы раздражителя, вместо улучшения функционального состояния, вызывает срыв, «поломку» адаптационных механизмов [5; 12; 14].

В контексте изложенного определенный интерес представляют данные о том, что средний уровень энергетических возможностей характеризуется соответствием генофе-нотипических особенностей человека относительно стабильных условий окружающей среды, формирующихся в процессе биологической и социальной эволюции. Достижение неординарно высокого уровня энергетических возможностей, вследствие применения предельных физических нагрузок, так же как и существенное снижение энергетического потенциала при малоподвижном образе жизни неадекватны «средним» требованиям, предъявляемым внешней средой организму человека в повседневной жизни. Вследствие этого признается оптимальность среднего уровня биоэнергетических (аэробных) возможностей, значительные отклонения от которого и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения не способствуют росту жизнеспособности индивида, и увеличивает вероятность развития болезней [8]. Многочисленные экспериментальные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наибольшим оздоровительным потенциалом обладают глобальные физические нагрузки смешанного и аэробного характера [20; 27; 43 и др.]. Выделяют 5 основных уровней величины физической нагрузки преимущественно аэробной направленности, обеспечивающих различные приспособительные эффекты: 1) чрезмерная нагрузка, превышающая функциональные возможности организма, вызывающая при

определенных условиях истощение резервов и перенапряжение; 2) тренирующая нагрузка, стимулирующая выраженное сверхвосстановление энергетических и структурных ресурсов и рост приспособительных возможностей организма; 3) поддерживающая нагрузка, позволяющая сохранять достигнутый уровень функционального состояния, но не обеспечивающая рост функциональных возможностей; 4) восстанавливающая нагрузка, стимулирующая процессы реституции после больших объемов проделанной работы, но недостаточная для поддержания достигнутого уровня функционального состояния; 5) незначительная малоэффективная нагрузка, не вызывающая приспособительных изменений в организме [4]. В оздоровительной физической культуре ведущая роль принадлежит тренирующей и поддерживающей нагрузкам. Они стимулируют усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в периоде восстановления, что приводит к формированию благоприятных структурных перестроек в организме, повышающих его функциональные возможности.

Среди основных видов физических упражнений, обладающих наибольшим оздоровительным потенциалом, К. Cooper [23] выделяет по степени значимости следующие: бег на лыжах; плавание; оздоровительный бег; езда на велосипеде; ходьба; катание на роликовых коньках; ритмическая гимнастика; любые продолжительные спортивные игры (гандбол, баскетбол, теннис, бадминтон). Другие авторы добавляют к этому перечню греблю, пешие прогулки, упражнения на тренажерах, упражнения со скакалкой и т. д. [18; 32]. В соответствии с рекомендациями Американского колледжа спортивной медицины и Американской ассоциации кардиологов можно использовать любые виды физических упражнений глобального характера, которые выполняются непрерывно, ритмично и характеризуются преимущественно аэробной направленностью энергообеспечения [20; 27; 39; 43]. Вместе с тем признается необходимым применение специальных анаэробных упражнений силового и скоростно-силового характера для поддержания безжировой массы тела и минерального состава костей [27; 43].

Национальная ассоциация спорта и физической культуры США предложила реко-

мендации по режиму двигательной активности детей и молодежи, в соответствии с которыми для мышечной деятельности каждый день должно отводиться от 60 минут до нескольких часов. В течение дня необходимый объем двигательной активности может быть реализован за счет нескольких кратковременных нагрузок, минимальная длительность которых составляет 10-15 мин. Достижение оптимального уровня здоровья и высокой физической работоспособности различных групп населения может быть обеспечено ежедневным применением разнообразных, соответствующих возрасту, физических упражнений. В документах Совета министров Евросоюза также рассматривается необходимость улучшения качества физического воспитания в школе и высших учебных заведениях. Предполагается гарантировать три часа занятий физкультуры для каждого человека в неделю и продвигать идеал одного часа физической деятельности каждый день для детей и молодых людей [39; 45].

На необходимость оптимизации функционального состояния детей средствами физической подготовки обратила внимание Всемирная организация здравоохранения. Эксперты ВОЗ на основе анализа имеющейся научной информации о взаимосвязях между частотой, продолжительностью, интенсивностью, видом и общим объемом физической нагрузки, с одной стороны, и снижением риска развития неинфекционных заболеваний, с другой, разработали наиболее общие рекомендации по физической активности детей и молодежи 5-17 лет [27]. Эти рекомендации представляют минимальные требования к ежедневной физической активности детей в целях укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний:

- дети и молодые люди в возрасте 5-17 лет должны заниматься физической активностью средней и высокой степени интенсивности не менее 60 мин в день;

- физическая активность свыше 60 мин в день дает дополнительные преимущества для здоровья;

- большая часть ежедневных занятий физической активностью должна быть посвящена аэробике. Физической активностью высокой интенсивности, включая упражне-

ния по укреплению мышц и костных тканей, следует заниматься как минимум 3 раза в неделю.

При этом эксперты ВОЗ подчеркивают, что для получения максимального оздоровительного эффекта в структуру физической активности детей должны быть обязательно включены следующие три вида упражнений:

- физические упражнения аэробной направленности средней и высокой интенсивности;

- упражнения с сопротивлением для увеличения силы мышц основных мышечных групп;

- упражнения, отягощенные весом собственного тела или внешним сопротивлением для укрепления костных тканей. Данный вид физической активности повышает содержание минералов в костных тканях и плотность костной ткани.

Эти специальные виды физических упражнений могут быть объединены в единый комплекс с целью достижения времени занятия до 60 и более минут в день.

Специфическая особенность систематических занятий физическими упражнениями с детьми и подростками школьного возраста состоит в необходимости создания прочного фундамента для укрепления их физического и психического здоровья, а также повышения эффективности учебной деятельности. Вследствие этого применяемые нагрузки должны быть адекватны текущему уровню функционального состояния и регулироваться в соответствии с изменениями приспособительных возможностей занимающихся.

В этой связи необходимо отметить, что в документах ВОЗ отсутствуют четкие рекомендации относительно регулирования величины физических нагрузок с учетом уровня физического состояния детей. Нет также сведений о параметрах и соотношении нагрузок различной преимущественной направленности в занятиях оздоровительной тренировки с детьми разного возраста, отличающимися по уровню и структуре физической работоспособности и двигательной подготовленности. Наряду с этим поиск оптимальных физических нагрузок оздоровительной направленности должен базироваться на анализе характеристик и критериев, отражающих количественную и качественную меру воздействия, используемых упражнений на функциональ-

ное состояние и здоровье занимающихся. К числу таких характеристик, определяющих эффект занятий физическими упражнениями, можно отнести: содержание, направленность, величину и организацию физических нагрузок (рис.).

При нормировании нагрузки в процессе систематических занятий принимаются во внимание основные ее компоненты, тесно взаимосвязанные друг с другом:

- содержание (тип мышечных сокращений, объем активной мышечной массы, структура движений, специфичность тренировочного эффекта);

- направленность (аэробная, смешанная аэробно-анаэробная, анаэробная гликолити-ческая, анаэробная алактатная);

- величина (интенсивность, объем, кратность занятий, характер и продолжительность интервалов отдыха);

- организация (распределение нагрузки, взаимосвязь срочных, отставленных и кумулятивных эффектов).

От соотношения параметров этих компонентов зависит оздоровительный потенциал физической нагрузки. Он определяется особенностями влияния мышечной активности на организм занимающихся, способностью поддерживать состояние физического, духовного и социального благополучия на адекватном уровне. Поэтому физическая нагрузка одной и той же величины может обладать разным оздоровительным потенциалом в отношении индивидов, различающихся по уровню приспособительных возможностей организма. Чем оптимальнее изменения функционального состояния под влиянием нагрузки, выше неспецифическая резистентность организма, ниже заболеваемость, лучше умственная и физическая работоспособность, тем больше ее оздоровительный потенциал. В связи с этим оздоровительный потенциал физической нагрузки нельзя отождествлять с максимальными достижениями в двигательной сфере, которым очень часто сопутствуют неблагоприятные изменения функционального состояния и здоровья. Вместе с тем позитивные приспособительные перестройки в организме под влиянием физической нагрузки наблюдаются только тогда, когда ее величина превышает некоторые пороговые значения. Принято различать порог интенсивности и порог продолжительности. С уменьше-

Рис. Характеристики физической нагрузки

нием интенсивности нагрузки возрастает порог ее продолжительности и наоборот. Пороговая нагрузка, обеспечивающая выраженный прирост функциональных возможностей организма, существенно превосходит привычную повседневную мышечную активность данного индивидуума, но в то же время, она не является для него предельной.

По мере расширения резервных возможностей организма оздоровительный потенциал нагрузки одной и той же величины уменьшается, что вызывает необходимость ее постепенного увеличения. Поэтому для целенаправленного улучшения функционального состояния, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться параллельно с ростом работоспособности. Между изменениями функционального состояния и величиной используемых физических нагрузок имеется определенная зависимость, которая может быть представлена графически в виде инвертированной и-образной функции, отражающей динамику приспособительных возможностей организма в ответ на увеличение объема двигательной активности.

Выбор параметров физической нагрузки, обладающих необходимым оздоровительным потенциалом, базируется на данных оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием занимающихся, полученных на основе изучения срочных, отставленных и кумулятивных приспособительных эффектов. Эти сведения служат отправной точкой для осуществления коррекции величины используемых нагрузок с учетом достигнутого уровня функционального состояния. Вместе с тем, считается, что существует обусловленный эволюцией порог аэробных возможностей, ниже которого увеличивается риск заболеваний и смерти. Этот порог, называемый безопасным уровнем соматического здоровья индивида, не зависит от возраста человека. Безопасный уровень соматического здоровья у женщин соответствует величине МПК равной 35 мл/кг/мин (9 МЕТ), а у мужчин - 42 мл/кг/мин (10 МЕТ). Физические нагрузки, обеспечивающие поддержание безопасного уровня соматического здоровья, обладают высоким оздоровительным потенциалом. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в последние годы про-

является тревожная тенденция снижения средней величины аэробных возможностей человеческой популяции за границы безопасного уровня здоровья [1; 39]. Вследствие этого применяемые физические нагрузки должны быть адекватны текущему уровню функционального состояния и регулироваться в соответствии с изменениями приспособительных возможностей занимающихся. Опираясь на адаптационные возможности организма, можно целенаправленно использовать те или иные формы воздействия и, регулируя их содержание, частоту, интенсивность, длительность, количество повторений, особенности организации во времени, направленно формировать те функциональные изменения, которые являются наиболее желательными для полноценной жизнедеятельности на данном этапе онтогенеза.

Исследования неспецифических оздоровительных эффектов физических упражнений показывают, что при 3-5 занятиях в неделю продолжительностью по 60-90 минут, величина эффективной средней интенсивности нагрузки в отношении различных показателей функционального состояния, у одного и того же ребенка, находится в диапазоне 40-85 % максимального пульсового резерва. Это связано с тем, что наиболее выраженные благоприятные изменения одних показателей происходят при меньшей интенсивности работы, тогда как положительные сдвиги других переменных наблюдаются при более высокой мощности нагрузки. Данное обстоятельство необходимо учитывать в тех случаях, когда физические упражнения применяются не только для получения общего оздоровительного эффекта, но и специфических изменений отдельных физиологических, психологических и поведенческих показателей функционального состояния. Наиболее общие рекомендации для учителей физической культуры, медицинских и социальных работников образовательных учреждений по организации эффективного педагогического сопровождения школьников, базирующиеся на учете закономерностей роста и развития детей в различные возрастные периоды, представлены в одной из ранее опубликованных работ [11]. В ней содержится информация об эффективных параметрах физической нагрузки, определяющих ее высокий оздоровительный потенциал.

Заключение

Анализ литературы и результаты многолетних исследований показали необходимость введения в научный обиход понятия «оздоровительный потенциал физической нагрузки», что характеризует скрытые возможности физической активности человека по обеспечиванию адекватного уровня его жизнеспособности). В качестве основного типа физической нагрузки, обладающего наибольшим оздоровительным потенциалом, рассматриваются глобальные циклические нагрузки аэробного характера. Однако эти нагрузки необходимо применять совместно со специальными анаэробными упражнениями силовой и скоростно-сило-вой направленности, способствующими увеличению силы основных мышечных групп, поддержанию безжировой массы тела и минерального состава костей. Для повышения эффективности оздоровительной тренировки целесообразно учитывать параметры основных компонентов физической нагрузки (содержания, направленности, величины, организации и др.), степень соответствия которых индивидуальным приспособительным возможностям организма человека в ко-

нечном счете и определяет ее оздоровительный потенциал.

В заключение следует отметить, что применительно к анализируемой проблеме остаются совершенно неизученными вопросы нормирования и программирования режима нагрузок и отдыха, регламентации занятий в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Несмотря на то что в большинстве исследований указывается на высокую оздоровительную эффективность средств физической подготовки, литературные источники не содержат достаточной информации о параметрах нагрузки и периодичности занятий, необходимых для улучшения функционального состояния школьников на различных этапах возрастного развития. Все это дает основание считать, что управление функциональным состоянием организма с помощью направленной физической подготовки является одним из наиболее важных и практически неиспользованных резервов повышения эффективности напряженной учебной деятельности, обязательным условием формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста.

Библиографический список

1. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. - 2003. - № 3. -С. 27-31.

2. Бальсевич В. Стратегия формирования и сохранения здоровья человека средствами физического воспитания и спорта // Potegowanie zdrowia. Crynniki, mehanismy i Strategie zdrowotne. - Radom, 2003. - C. 170-173.

3. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

4. Виру А. А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.

5. Волков Н. И., Осипенко А. А., Несен Э. Н., Корсун С. Н. Биохимия мышечной деятельности. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 503 с.

6. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

7. Доклад о состоянии здоровья в Европе // Региональные публикации ВОЗ. - Копенгаген,

Европейская серия, 2002. - № 97. - 165 с.

8. Дудина Е. А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С.14-16.

9. Земцовский Э. В. Физические нагрузки в подростковом возрасте. Подростковая медицина. - СПб.: Специальная литература, 1999. -С. 659-689.

10. Криволапчук И. А. Оздоровительные эффекты физических упражнений и их место в системе средств оптимизации функционального состояния человека // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. -№ 5. - С. 8-12.

11. Криволапчук И. А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: Сообщение III. Биологическая надежность, обусловленность развития полом и уровнем двигательной активности, рекомендации // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 48-56.

12. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

13. Мильнер Е. Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 9. - С. 43-45.

14. Мохан Р., Глессон М., Гринхафф П. Л. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 295 с.

15. Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., Страп-ко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 1986.-152 с.

16. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

17. Спортивная метрология / под ред. В. М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

18. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

19. Швеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине. - М.: Практика, 2011. - 672 с.

20. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Med. Sci. Sports Exerc. - 1998. - № 30 (6). - P. 975-991.

21. Biddle S., Atkin A. J., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews // International Review of Sport and Exercise Psychology. - 2011. -№ 4 (1). - P. 29-41.

22. Chaddock L., Hillman C. H., Buck S. M., Cohen N. J. Aerobic Fitness and Executive Control of Relational Memory in Preadolescent Children // Med. Sci. Sports Exerc. - 2011. - Vol. 43, № 2. -P. 344-349.

23. Cooper K. H. The Aerobics Program for Total Well-Being. - New York: Bantam Books, 1982. -352 p.

24. CrewsD., LandersD. A. Meta-analytic review of aerobic fitness and reactivity to psychosocial stressors // Med. Sci. Sports Exerc. - 1987. -№ 19 (5). - P. 114-120.

25. Currie C., Gabhainn S. N., Godeau E., Roberts C., Smith R., Currie D., Picket W., Richter M., Morgan A., Barnekow V. Inequalities in young people's health: HBSC international report from the

2005/2006 survey. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2008 (Health Policy for Children and Adolescents, No. 5). - 224 p.

26. Donnelly J. E., Hillman C. H., Castelli D., Etnier J. L., Lee S., Tomporowski P., Lambour-ne K., Szabo-Reed A. N. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review // Med Sci Sports Exerc. -2016. - № 48 (6). - P. 1197-1222.

27. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva: World Health Organization, 2010. - 60 p.

28. Janssen I., Leblanc A. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth // International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity. -2010. - Vol. 7, № 40. - P. 1-16.

29. Katz D. L., Cushman D., Reynolds J., Njike V., Treu J. A., Walker J., Smith E, Katz C. Putting physical activity where it fits in the school day: preliminary results of the ABC (Activity Bursts in the Classroom) for fitness program // Prev Chronic Dis. - 2010. - № 7 (4). - 82 p.

30. Kelly P., Cavill N., Foster C. An analysis of national approaches to promoting physical activity and sports in children and adolescents. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2009. - 97 p.

31. Kelly P., Matthews A., Foster C. Young and physically active: a blueprint for making physical activity appealing to youth. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. - 34 p.

32. Kenney W. L., Wilmore J., Costill D. Physiology of Sport and Exercise. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2011. - 640 p.

33. Kirkcaldy B. D., ShephardR. J., Siefen R. G. The relationship between physical activity and self-image and problem behaviour among adolescents // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. - 2002. - № 37 (11). - P. 544-550.

34. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state // Medicina dello Sport. - 2014. - № 67 (2). - P. 241-250.

35. Lambiase M. J., Dorn J., Roemmich J. N. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth // Am J Hypertens. - 2013. - № 26 (3). - P. 409-415.

36. Larun L, Nordheim L. V., Ekeland E., Hagen K. B., Heian F. Exercise in prevention and treatment of anxiety and depression among children and young people // Cochrane Database Syst Rev. -2006. - № 19 (3). - 49 p.

37. London R. A., Castrechini S. A longitudinal examination of the link between youth physical

fitness and academic achievement // J Sch Health. -2011. - № 81 (7). - P. 400-408.

38. Martin B. W., Beeler I, Szucs T., Smala A. M., Brügger O., Casparis C., Allenbach R., Rae-ber P. A., Marti B. Economic benefits of the health-enhancing effects of physical activity: first estimates for Switzerland. Scientific position statement of the Swiss Federal Office of Sports, Swiss Federal Office of Public Health, Swiss Council for Accident Prevention, Swiss National Accident Insurance Organisation (SUVA), Department of Medical Economics of the Institute of Social and Preventive Medicine and the University Hospital of Zurich and the Network HEPA Switzerland // Schweizerische Zeitschrift fur Sportmedizin und Sporttraumatologie. - 2001. - № 49 (3). - P. 131-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. PateR. R., PrattM., BlairS. N. etal. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - P. 402-407.

40. Petruzzello S. J., Landers D. M., Hatfield B. D., Kubitz K. A., Salazar W. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise: Outcomes and mechanisms // Sports Medicine. -1991. - № 11(3). - P. 143-182.

41. Petty K. H., Davis C. L., Tkacz J., Young-Hyman D., Waller J. L. Exercise effects on depressive symptoms and self-worth in overweight children:

a randomized controlled trial // J Pediatr Psychol. -2009. - № 34 (9). - P. 929-939.

42. Physical activity and health in Europe: evidence for action / ed. by N. Cavill, S. Kahlmeier, F. Racioppi. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2006. - 34 c.

43. Physical Activity Guidelines Advisory Committee (PAGAC). Physical Activity Guidelines Advisory Committee Report, 2008. - Washington: DC, US Department of Health and Human Services, 2008. - 683 p.

44. Roemmich J. N., Lambiase M, Salvy S. J., Horvath P. J. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children // Psychophysiology. - 2009. - № 46 (4). - P. 852-861.

45. Statement on Exercise: Benefits and Recommendations for Physical Activity Programs for All Americans // Circulation. - 1996. - Vol. 94. -P. 857-862.

46. Telford R. D., Cunningham R. B., Telford R. M, Abhayaratna W. P. Schools with fitter children achieve better literacy and numeracy results: evidence of a school cultural effect // Pediatr Exerc. Sci. - 2012. - № 24 (1). - P. 45-57.

47. Wittberg R. A., Northrup K. L, Cottrell L. A. Children's aerobic fitness and academic achievement: a longitudinal examination of students during their fifth and seventh grade years // Am J Public Health. -2012. - № 102 (12). - P. 2303-2307.

Поступила в редакцию 13. 07. 2016

Krivolapchuk Igor Allerovich

Dr. Sci. (Biolog.), Head of Laboratory of Physiology of Muscular Activity and Physical Training, Institute of the Russian Academy of Education Institute for Developmental Physiology, [email protected], Moscow

HEALTH IMPROVING POTENTIAL OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL READINESS MEANS AND EFFECTIVE TENSIONS PARAMETARS1

Abstract. In the article on the ground of modern scientific data analyses, the meaning of systematic physical exercises lessons for functional state optimization and children's health improving in the individual process is opened. New approaches to the physical tensions normalization of different direction at the health improving lessons training with different aged children have been examined. It was systematized the characteristics and criteria reflecting quantitative and qualitative measure of influence on physical exercises to the engaged ones' functional state and health. To the number of such characteristics determining the effect of physical exercises lessons relate, beforehand, the content, direction, value and physical tensions organization. The notion "health improving potential of physical tension" is brought in the scientific usage. The given notion characterizes hidden capabilities of physical activity to supply the adequate level of man's stamina, to form and to support the state of his physical, psychical and social well-being on the base of organism's dynamic balance keeping and his functions with the environment.

Keywords: physical readiness, functional state, health, effective physical tensions parameters.

1 This article was prepared with the support of the Russian humanitarian science Foundation, project No. 16-06-00211a.

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS References

1. Apanasenko, G. L., 2003. Diagnostika individ-ual'nogo zdorov'ya [Diagnosis of individual health]. Valeologiya [Journal of Health and Life Sciences], 3, pp. 27-31 (in Russ.).

2. Bal'sevich, V., 2003 Strategiya formirovaniya i soxraneniya zdorov'ya cheloveka sredstvami fi-zicheskogo vospitaniya i sporta [The formation and preservation of human health strategy by means of physical education and sport]. Compounded health. Factors, mechanisms and strategies for health. Ra-dom, pp. 170-173 (in Russ.).

3. Verkhoshanskiy, Yu. V., 1985. Program-mirovanie i organizaciya trenirovochnogo processa [Programming and organization of the training process]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 176 p. (in Russ.).

4. Viru, A. A., Yurimyae, T. A., Smirnova, T. A., 1988. Aerobnye uprazhneniya [Aerobic exercise]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 142 p. (in Russ.).

5. Volkov, N. I., Osipenko, A. A., Nesen, E. N., Korsun, S. N., 2000. Bioximiya myshechnoj deya-tel'nosti [Biochemistry of muscle activity]. Kiev: Olimpiyskaya literatura Publ., 503 p. (in Russ.).

6. Godik, M. A., 1980. Kontrol' trenirovochnyx i sorevnovatel'nyx nagruzok [Control of training and competitive pressures]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 136 p. (in Russ.).

7. Doklad o sostoyanii zdorov'ya v Evrope [Report on the state of health in Europe]. Regional'nye publikacii VOZ [WHO regional publications]. Ko-pengagen: Evropeyskaya seriya, 2002, № 97, 165 p. (in Russ.).

8. Dudina, E. A., 1999. E'volyucionnyj podxod v sisteme ocenki adaptivnyx vozmozhnostej organ-izma cheloveka [The evolutionary approach to the evaluation system of adaptive possibilities of the human body]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tu-ry [Theory and Practice of Physical Culture], 5, pp. 14-16 (in Russ.).

9. Zemtsovskiy, E. V., 1999. Fizicheskie nagru-zki v podrostkovom vozraste. Podrostkovaya medicina [Physical activity in adolescence. Adolescent Medicine]. Saint Petersburg: Spetsial'naya literature Publ., pp. 659-689 (in Russ.).

10. Krivolapchuk, I. A., 2004. Ozdorovitel'nye e'ffekty fizicheskix uprazhnenij i ix mesto v sisteme sredstv optimizacii funkcional'nogo sostoyaniya cheloveka [Health effects of physical exercise and their place in the system of human resources to optimize the functional state]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical edu-

cation: education, training, workout], 5, pp. 8-12 (in Russ.).

11. Krivolapchuk, I. A., 2015. Pedagogicheskoe soprovozhdenie rosta i razvitiya detej v processe fi-zicheskogo vospitaniya: Soobshhenie III. Biologich-eskaya nadezhnost', obuslovlennost' razvitiya polom i urovnem dvigatel'noj aktivnosti, rekomendacii [Pedagogical support the growth and development of children in the process of physical education: Post III. Biological reliability due to gender development and the level of physical activity recommendation]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 3, pp. 48-56 (in Russ., abstr. in Eng.).

12. Meerson, F. Z., Pshennikova, M. G., 1988. Adaptaciya k stressornym situaciyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to the stress situations and physical loads]. Moscow: Meditsina Publ., 256 p. (in Russ.).

13. Mil'ner, E. G., 2000. Puti povysheniya e'ffe-ktivnosti ozdorovitel'noj trenirovki [Ways to improve the effectiveness of fitness trining]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 9, pp. 43-45 (in Russ.).

14. Mokhan, R., Glesson, M., Grinkhaff, P. L., 2001. Bioximiya myshechnoj deyatel'nosti i fizich-eskoj trenirovki [Biochemistry of muscle activity and physical exercise]. Kiev: Olimpiyskaya literature Publ., 295 p. (in Russ.).

15. Pirogova, E. A., Ivashchenko, L. Ya., Strap-ko, N. P., 1986. Vliyanie fizicheskix uprazhnenij na rabotosposobnost' i zdorov'e cheloveka [The impact of exercise on the performance and health]. Kiev: Zdorov'e Publ., 152 p. (in Russ.).

16. Platonov, V. N., 2005. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshhaya teor-iya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical application]. Moscow: Sovetskiy sport Publ., 820 p (in Russ.).

17. Zatsiorskiy, V. M., ed., 1982. Sportivnaya metrologiya [Sport metrology]. Moscow: Fizkul'tura i sport Publ., 256 p. (in Russ.).

18. Uilmor, Dzh. Kh., Kostill, D. L., 1997. Fiziologiya sporta i dvigatel'noj aktivnosti [Physiology of sport and motor activity]. Kiev: Olimpiyskaya literatura Publ., 503 p. (in Russ.).

19. Shvellnus, M., 2011. Olimpijskoe rukovod-stvo po sportivnoj medicine [The Olympic manual of sports medicine]. Moscow: Praktika Publ., 672 p. (in Russ.).

20. American College of Sports Medicine. The

recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults. Med. Sci. Sports Exerc., 1998, № 30 (6), pp. 975-991.

21. Biddle, S., Atkin, A. J., Cavill, N., Foster, C., 2011. Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology, 4 (1), pp. 29-41.

22. Chaddock, L., Hillman, C. H., Buck, S. M., Cohen, N. J., 2011. Aerobic Fitness and Executive Control of Relational Memory in Preadolescent Children. Med. Sci. Sports Exerc., 43 (2), pp. 344-349.

23. Cooper, K. H., 1982. The Aerobics Program for Total Well-Being. New York: Bantam Books Publ., 352 p.

24. Crews, D., Landers, D. A., 1987. Meta-ana-lytic review of aerobic fitness and reactivity to psychosocial stressors. Med. Sci. Sports Exerc., 19 (5), pp. 114-120.

25. Currie, C., Gabhainn, S. N., Godeau, E., Roberts, C., Smith, R., Currie, D., Picket, W., Richter, M., Morgan, A., Barnekow, V., 2008. Inequalities in young people's health: HBSC international report from the 2005/2006 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe Publ., 224 p.

26. Donnelly, J. E., Hillman, C. H., Castelli, D., Etnier, J. L., Lee, S., Tomporowski, P., Lambourne, K., Szabo-Reed, A .N., 2016. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review. Med. Sci. Sports Exerc., 48 (6), pp. 1197-1222.

27. Global Recommendations on Physical activity for Health. Geneva: World Health Organization Publ., 2010, 60 p.

28. Janssen, I., Leblanc, A., 2010. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth. International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity, 7 (40), pp. 1-16.

29. Katz, D. L., Cushman, D., Reynolds, J., Njike, V., Treu, J. A., Walker, J., Smith, E, Katz, C., 2010. Putting physical activity where it fits in the school day: preliminary results of the ABC (Activity Bursts in the Classroom) for fitness program. Prev Chronic Dis., 7 (4), 82 p.

30. Kelly, P., Cavill, N., Foster, C., 2009. An analysis of national approaches to promoting physical activity and sports in children and adolescents. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe Publ., 97 p.

31. Kelly, P., Matthews, A., Foster, C., 2012. Young and physically active: a blueprint for making

physical activity appealing to youth. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe Publ., 34 p.

32. Kenney, W. L., Wilmore, J., Costill, D., 2011. Physiology of Sport and Exercise. Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 640 p.

33. Kirkcaldy, B. D., Shephard, R. J., Siefen, R. G., 2002. The relationship between physical activity and self-image and problem behaviour among adolescents. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol., 37 (11), pp. 544-550.

34. Krivolapchuk, I. A., 2014. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state. Medicina dello Sport, 67 (2), pp. 241-250.

35. Lambiase, M. J., Dorn, J., Roemmich, J. N., 2013. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth. Am J Hypertens, 26 (3), pp. 409-415.

36. Larun, L., Nordheim, L. V., Ekeland, E., Hagen, K. B., Heian, F., 2006. Exercise in prevention and treatment of anxiety and depression among children and young people. Cochrane Database Syst Rev., 19 (3), 49 p.

37. London, R. A., Castrechini, S. A., 2011. longitudinal examination of the link between youth physical fitness and academic achievement. J Sch Health, 81 (7), pp. 400-408.

38. Martin, B. W., Beeler, I, Szucs, T., Smala, A. M., Brügger, O., Casparis, C., Allenbach, R., Rae-ber, P. A., Marti, B., 2001. Economic benefits of the health-enhancing effects of physical activity: first estimates for Switzerland. Scientific position statement of the Swiss Federal Office of Sports, Swiss Federal Office of Public Health, Swiss Council for Accident Prevention, Swiss National Accident Insurance Organisation (SUVA), Department of Medical Economics of the Institute of Social and Preventive Medicine and the University Hospital of Zurich and the Network HEPA Switzerland. Schweizerische Zeitschrift fur Sportmedizin und Sporttraumatologie, 49 (3), pp. 131-133.

39. Pate, R. R., Pratt, M., Blair, S. N. et al., 1995. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine. JAMA, 273 (5), pp. 402-407.

40. Petruzzello, S. J., Landers, D. M., Hatfield, B. D., Kubitz, K. A., Salazar, W., 1991. A me-ta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise: Outcomes and mechanisms. Sports Medicine, 11 (3), pp. 143-182.

41. Petty, K. H., Davis, C. L., Tkacz, J., Young-Hyman, D., Waller, J. L. Exercise effects on depressive symptoms and self-worth in overweight

children: a randomized controlled trial. J Pediatr Psychol., 34 (9), pp. 929-939.

42. Cavill, N., Kahlmeier, S., Racioppi, F., eds., 2006. Physical activity and health in Europe: evidence for action. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe Publ., 34 p.

43. Physical Activity Guidelines Advisory Committee (PAGAC). Physical Activity Guidelines Advisory Committee Report, 2008. Washington: DC, US Department of Health and Human Services Publ., 2008, 683 p.

44. Roemmich, J. N., Lambiase, M., Salvy, S. J., Horvath, P. J., 2009. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in

children. Psychophysiology, 46 (4), pp. 852-861.

45. Statement on Exercise: Benefits and Recommendations for Physical Activity Programs for All Americans. Circulation, 1996, 94 (4), pp. 857-862.

46. Telford, R. D., Cunningham, R. B., Telford, R. M., Abhayaratna, W. P., 2012. Schools with fitter children achieve better literacy and numeracy results: evidence of a school cultural effect. Pediatr Exerc Sci., 24 (1), pp. 45-57.

47. Wittberg, R. A., Northrup, K. L., Cottrell, L. A., 2012. Children's aerobic fitness and academic achievement: a longitudinal examination of students during their fifth and seventh grade years. Am J Public Health., 102 (12), pp. 2303-2307.

Submitted 13.07.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.