Научная статья на тему 'Использование технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста по программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) для анализа их мотивационных предпочтений в занятиях физической культурой'

Использование технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста по программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) для анализа их мотивационных предпочтений в занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маточкина Анна Игоревна, Малинин Александр Владимирович, Пухов Дмитрий Николаевич

В статье приведены результатов исследования мотивационных предпочтений подростков в занятиях физической культурой. Данные исследования получены в ходе проведения мониторинга физической активности детей школьного возраста по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маточкина Анна Игоревна, Малинин Александр Владимирович, Пухов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of technology of monitoring of physical activity of children of school age for the "Health and Behaviour of School Childrens" program (HBSC) for the analysis of their motivational preferences in occupations physical culture

The article presents the results of the study of the fitness motivational preferences of adolescents. These studies were obtained during the monitoring of physical activity in the international program "Health and Behavior of school-age children" (HBSC).

Текст научной работы на тему «Использование технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста по программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) для анализа их мотивационных предпочтений в занятиях физической культурой»

среди учащихся 5-х классов количество мальчиков имеющих отрицательное отношение составляет 13,5%, а девочек - 22,5%. В 9-х классах количество мальчиков имеющих отрицательное отношение достигает - 19,4%, а девочек - 26,7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов, Д.Н. Результаты исследования здоровья и поведения детей школьного возраста / Д.Н. Гаврилов, Д.Н. Пухов // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. - № 2 (51). - С. 32-35.

2. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа : http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 02.08.2017).

3. Комков, А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников» / С.-Петерб. научно-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - С. 52-66.

4. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О.А. Чурганов, О.М. Шелков, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 2-5.

5. Пухов, Д.Н. Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста / Д.Н. Пухов // Наука-2020. - 2016. - № 3 (9). -2016. - С. 139-144.

REFERENCES

1. Gavrilov, D.N. and Pukhov, D.N. (2014), "The results of the study of health and behavior in school-aged children", Preventive and clinical medicine, No. 2 (51), pp. 32-35.

2. "Fact Sheet on Physical Activity: Global recommendations on physical activity" WHO, available at: www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0006/.../WH0-Fact-Sheet-PA-2015-RU.pdf.

3. Komkov, A.G. (2004), "Indicators of the resource of health and style of behavior of Russian school-aged children", Works of the international symposium "Health and behavior of school-aged children", publishing house SPbNIIFK, St. Petersburg, pp. 52-66.

4. Pukhov, D.N. (2016), "Experience in using technology to form a positive attitude to the physical culture of school-age children", The Science-2020, No. 3 (9), pp. 139-144.

5. Churganov, О.А. Shelkov, O.M., Malinin, A.V., Matochkina, A.I., Pukhov, D.N., Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2017), "International Program "Health and Behavior of school-age children"", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 4, pp. 2-5.

Контактная информация: health@spbniifk.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2017

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» (HBSC) ДЛЯ АНАЛИЗА ИХ

МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Анна Игоревна Маточкина, кандидат философских наук, научный сотрудник, Александр Владимирович Малинин, научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Пухов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приведены результатов исследования мотивационных предпочтений подростков в занятиях физической культурой. Данные исследования получены в ходе проведения мониторинга физической активности детей школьного возраста по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC).

Ключевые слова: мотивационные предпочтения, мониторинг, дети школьного возраста, физическая активность.

USE OF TECHNOLOGY OF MONITORING OF PHYSICAL ACTIVITY OF CHILDREN OF SCHOOL AGE FOR THE "HEALTH AND BEHAVIOUR OF SCHOOL CHILDRENS" PROGRAM (HBSC) FOR THE ANALYSIS OF THEIR MOTIVATIONAL PREFERENCES IN OCCUPATIONS PHYSICAL CULTURE

Anna Igorevna Matochkina, the candidate of philosophical sciences, researcher, Aleksandr Vladimirovich Malinin, the researcher, Dmitri Nikolaevich Pukhov, the junior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the study of the fitness motivational preferences of adolescents. These studies were obtained during the monitoring of physical activity in the international program "Health and Behavior of school-age children" (HBSC).

Keywords: monitoring, school-age children, physical activity, attitude to physical culture, motivation preferences.

Мотивационные предпочтения и интересы учащихся как основа мотивации и определенного отношения к физической культуре являются одними из наиболее сильных регуляторов в их физкультурной деятельности [2, 4]. Международная исследовательская программа HBSC предоставляет методологию, позволяющую осуществлять сравнительный анализ показателей здоровья и поведения, связанного со здоровьем, детей школьного возраста не только на межнациональном, но и на региональном уровне, выявляя, тем самым, ключевые особенности состояния здоровья школьников и их поведения, связанного со здоровьем, в различных частях страны [1]. Для анализа мотивационных предпочтений учащихся 5-9 классов в физкультурной деятельности было проведено анкетирование по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) [3, 5]. Респондентам было предложено отметить наиболее значимые для них из приведенного перечня причин, по которым школьники занимаются физическими упражнениями. Данный перечень включал 15 причин для занятий физическими упражнениями [3].

ЦЕЛЬ - анализ мотивационных предпочтений детей школьного возраста в занятиях физической культурой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов мотивационных предпочтений мальчиков и девочек 5 классов показал, что укрепление здоровья является наиболее значимым мотивом физкультурной деятельности для 66,6% респондентов мальчиков и 69,0% девочек. Независимо от пола, также достаточно выраженными среди респондентов являются показатели: 1) уметь контролировать свое тело (мальчики - 47,1%, девочки - 46,1%), 2) находить новых друзей (мальчики - 43,5%, девочки - 44,3%).

У мальчиков 5 классов выделяются мотивы: 1) побеждать - 36,2%, 2) быть способным к спорту - 50,5%. У девочек 5 классов выделяются мотивы: 1) выглядеть привлекательнее - 44,1%, 2) иметь красивую фигуру - 52,0%.

В 7 классах респонденты мальчики (63,3%) и девочки (60,4%), как и учащиеся 5 классов, считают, что укрепление здоровья является наиболее значимым мотивом физкультурной деятельности. Независимо от пола, также достаточно выраженными среди респондентов являются показатели: 1) уметь контролировать свое тело (мальчики -45,3%, девочки - 49,9%), 2) получать удовольствие (мальчики - 40,1%, девочки - 39,5%).

У мальчиков 7 классов сохраняется тенденция к выделению мотивов: 1) побеждать - 36,2%, 2) быть способным к спорту - 43,4%. У девочек в 7 классах помимо мотивов вы-

глядеть привлекательнее - 44,1%, иметь красивую фигуру - 52,0%, становится достаточно выраженным количество респондентов, для которых важно контролировать свой вес -

39,7%.

У респондентов 9 класса мальчики (56,1%) и девочки (58,9%) сохраняется тенденция к определению мотива укрепления здоровья как наиболее значимого в физкультурной деятельности. Независимо от пола, также достаточно выраженными среди респондентов являются показатели: 1) уметь контролировать свое тело (мальчики - 43,3%, девочки - 48,4%), 2) получать удовольствие (мальчики - 38,1%, девочки - 40,3%).

У мальчиков 9 классов сохраняется тенденция к выделению мотивов: 1) побеждать - 34,2%, 2) быть способным к спорту - 40,6%. Для девочек 9 классов остается важным: иметь красивую фигуру - 55,1%, выглядеть привлекательнее - 50,9%, контролировать свой вес - 37,9%.

Проведенный факторный анализ позволил интегрировать социально-психологические факторы мотивационных предпочтений школьников мужского и женского пола в занятиях физической культурой на три блока (рисунки 1 и 2).

& с

Быть как спортивная звезда Для будущей работы Это меня воодушевляет Контролировать свой вес Получать удовольствие Угодить родителям Уметь управлять своим телом Выглядеть привлекательнее Иметь красивую фигуру Встречаться с друзьями Укрепить свое здоровье Находить новых друзей Побеждать Быть способным к спорту Заниматься для развлечения

18,7

///////////; 22,5

] 25 1

УУУУУУУУУУУУ! 23,1

%

Н Социальный Укрепления здоровья □ Самосовершенствования

Рисунок 1 - Блоки, характеризующие структуру мотивации мальчиков в занятиях физической культурой

(п=10350; р < 0,001)

а С

Быть как спортивная звезда Для будущей работы Это меня воодушевляет Контролировать свой вес Получать удовольствие Угодить родителям Уметь управлять своим телом Выглядеть привлекательнее Иметь красивую фигуру Встречаться с друзьями Укрепить свое здоровье Находить новых друзей Побеждать Быть способным к спорту Заниматься для развлечения

_11111111111II 14,4

'///////. 14,9

/////////;///// '/////у//////////////*

/////

] 20,6

15

39,7 39,5

49,9 50,3

55

70 %

0 10 20 30 40 50 60

И Социальный г- Укрепления здоровья □ Самосовершенствования

Рисунок 2 - Блоки, характеризующие структуру мотивации девочек в занятиях физической культурой

(п=10350; р < 0,001)

Эти блоки отражают специфику мотивационной сферы школьников. Социальный блок предпочтений характерен, для учащихся которым важно, чтобы занятия физической

культурой являлись средством общения, досуга, приобретения уверенности в себе и возможности изменить что-либо в себе. Для учащихся, которые вошли в блок самосовершенствования наиболее важным является улучшение внешней привлекательности, увеличение работоспособности. Учащиеся с выраженным социальным блоком имеют установку на самореализацию и самоутверждение. Подростки с выраженным блоком здоровья имеют установку на сохранение и укрепление здоровья, имеют в структуре мотивации потребности в коррекции физического состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволили установить, что большинство учащихся считают укрепление здоровья наиболее значимым мотивом физкультурной деятельности. Гендерные различия проявляются в том, что значительное число мальчиков выделяет мотивы: 1) побеждать - 34,2%, 2) быть способным к спорту - 40,6%. А для девочек важно: 1) иметь красивую фигуру - 55,1%, 2) выглядеть привлекательнее - 50,9%, 3) контролировать свой вес - 37,9%. В ходе анализа были выделены несколько блоков мотивацион-ных предпочтений. Каждый блок характеризует особенности и направленность мотива-ционных компонентов соответствующей группы школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов, Д.Н. Результаты исследования здоровья и поведения детей школьного возраста / Д.Н. Гаврилов, Д.Н. Пухов // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. - № 2 (51). - С. 32-35.

2. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа : http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 02.08.2017).

3. Комков, А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников» / С.-Петерб. научно-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - С. 52-66.

4. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О.А. Чурганов, О.М. Шелков, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 2-5.

5. Пухов, Д.Н. Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста / Д.Н. Пухов // Наука-2020. - 2016. - № 3 (9). -2016. - С. 139-144.

REFERENCES

1. Gavrilov, D.N. and Pukhov, D.N. (2014), "The results of the study of health and behavior in school-aged children", Preventive and clinical medicine, No. 2 (51), pp. 32-35.

2. "Fact Sheet on Physical Activity: Global recommendations on physical activity" WHO, available at: www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0006/.../WH0-Fact-Sheet-PA-2015-RU.pdf.

3. Komkov, A.G. (2004), "Indicators of the resource of health and style of behavior of Russian school-aged children", Works of the international symposium "Health and behavior of school-aged children", publishing house SPbNIIFK, St. Petersburg, pp. 52-66.

4. Pukhov, D.N. (2016), "Experience in using technology to form a positive attitude to the physical culture of school-age children", The Science-2020, No. 3 (9), pp. 139-144.

5. Churganov, О.А. Shelkov, O.M., Malinin, A.V., Matochkina, A.I., Pukhov, D.N., Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2017), "International Program "Health and Behavior of school-age children"", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 4, pp. 2-5.

Контактная информация: health@spbniifk.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.