СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитриев А., к.э.н. доцент кафедры МиЛ МФПУ «Синергия»
Клейменов А., преподаватель кафедры ФРиВО МФПУ «Синергия»
В статье отмечается, что в настоящее время происходит стремительное увеличение лизинговых услуг в Российской Федерации. Рассматриваются современная динамика совокупного лизингового портфеля российских компаний и структура рынка по предметам лизинга. Для организаций лизинг может стать эффективным финансовым инструментом и оптимальным способом для модернизации и расширения производственной базы, приобретения современного оборудования, транспорта, имущественного комплекса, а также для внедрения новых технологий.
Ключевые слова: лизинг, финансы, аренда, лизингодатель, лизингополучатель.
MODERN DEVELOPMENT OF LEASING ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Dmitriev A., Ph.D., docent, MiL chair, MFPU Sinegia Kleimanov A., lecturer, FRiVO chair, MFPU Sinegia
The article notes that in the present time there is a rapid increase in the leasing services in the Russian Federation. Examines the current dynamics of the total leasing portfolio of Russian companies and market structure on the subjects of leasing. For organizations, leasing may be an effective financial tool and the best way for the modernization and expansion of industrial base, purchase of the modern equipment, transport, property complex, as well as for the introduction of new technologies.
Keywords: leasing, finance lease, the lessor, the lessee.
На современном этапе развития Российской Федерации, основополагающим направлением государственной политики становится модернизация экономической системы, освоение новых технологий, являющихся основой качественного инновационного экономического роста. Инновационный путь развития невозможен без целостной инновационной системы, позволяющей преобразовывать научные идеи в конкурентоспособные знания и технологии. Между тем переход к инновационному развитию связан не только с внедрением результатов инновационного прогресса, но и с обеспечением инновационного-активных организаций необходимой материально-технической базой. Сдерживающим фактором является использование морально и физически изношенных производственных фондов, что делает задачу эффективного ресурсного обеспечения национальной инновационной системы одной из центральных при переходе к стабильному экономическому развитию страны [4]. Одним из ключевых вариантов решения текущих проблем может быть лизинг, который унифицирует элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Лизинговая деятельность - сложное социально-экономическое явление, которое выполняет ряд важнейших задач по формированию и развитию основных отраслей экономики страны, способствует активизации инвестиционных процессов[1]. В странах с рыночной экономикой весомая часть всех инвестиций - это инвестиции, связаны с лизингом. К лизингу обращаются любые субъекты предпринимательской деятельности, независимо от сферы деятельности, формы собственности, размера, уровня развития, финансового положения. С другой стороны, юридические и физические лица активно инвестируют свободные финансовые ресурсы в создание лизинговых схем.
Лизинговый рынок впервые показал результаты, превышающие
самый успешный докризисный 2007 год, прошедший 2012 год для российского рынка стал самым удачным за всю современную историю.
Быстрому росту рынка способствовали, прежде всего, стабилизация финансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями. Рост рынка за 2012 год составил 58%. Темпы роста российского рынка лизинга существенно превышают темпы роста европейского рынка. Россия по объему лизингового рынка среди стран Европы уверенно занимает 5-е место, уступая лишь Германии, Франции, Великобритании, Италии.
Среди ключевых тенденций российского лизингового рынка мы отмечаем продолжающуюся консолидацию отрасли. В 2011 году на 10 крупнейших компаний пришлось 66,5% новых сделок, тогда как в 2010 году на топ-10 приходилось 62,4%, а в 2009 году - 50%. Лизинговые компании крупнейших российских госбанков благодаря поддержке материнских структур продолжают усиливать лидирующие позиции в секторе. В 2011 г. на три крупнейшие компании (ВЭБ-Лизинг, ВТБ-Лизинг и Сбербанк Лизинг) суммарно пришлось 43% от всего объема новых договоров лизинга (в 2010-м -41,1%).
Структура российского рынка лизинга по типам оборудования (рис.2) также продолжает оставаться высококонцентрированной. В совокупном объеме новых договоров, заключенных в 2011 г., на сегмент железнодорожной техники пришлось 48,6% сделок, а доля железнодорожной техники в совокупном лизинговом портфеле составила 47,4% на 01.01.2012 г.
Благоприятное развитие экономике способствовало наращиванию инвестиционной активности предприятий, реализуемой, в том
Рис.1 Динамика совокупного лизингового портфеля российских компаний Источник: «Эксперт РА»
Предметы лизинга Доля в новом бизнесе в 2011 г.,% Доля в новом бизнесе в 2010 г.,% Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.12,%
Железнодорожная техника 48.6% 39.1% 47.4%
Грузовой автотранспорт 9.5% 8.4% 6.2%
Авиационный транспорт 7.5% 10.5% 12.0%
Строительная и дорожная техника 7.6% 7.9% 6.0%
Легковые автомобили 6.2% 7.1% 4.0%
Добыча полезных ископаемых 3.3% 3.6% 3.7%
Здания и сооружения 2.7% 3.2% 2.7%
Машиностроение и металлообработка 2.7% 1.6% 2.1%
Суда морские и речные 1.7% 2.4% 2.6%
Автобусы и микроавтобусы 1.3% 1.7% 1.2%
Энергетическое оборудование 0.7% 2.0% 2.7%
Прочее 8.2% 12.5% 9.5%
Рис.2. Структура рынка по предметам лизинга Источник: «Эксперт РА»
числе, через лизинг. По предварительной оценке Росстата, увеличение инвестиций в основные фонды составило 6% в 2011г, по отношению 5,9% в 2010 г и прогнозируемому приросту инвестиций в основной капитал, что примерно составило 7,8% в конец 2012 г [6].
Доля лизинговых госкомпаний (в том числе дочерних компаний государственных банков) в 2011 г. превысила 52%объема лизингового бизнеса. В 2010 г. пришлось почти 50%, в 2009 г. их доля была в 2 раза ниже (25,4%), в 2008 г. она составляла только 13,7%. Данная экспансия, на взгляд авторов, обуславливается следующими факторами:
• Гарантии и права, предусмотренными законодательством и распределяемыми с учетом справедливого учета рисков участников лизинговых отношений, т.е. зависят от механизма правового движения[2];
• Реализация государственных программ через государственные компании, в том числе дочерних компаний государственных банков;
• Более квалифицированный управленческий состав;
• Недорогим масштабом фондированием.
Однако на растущем рынке места пока хватает всем: несмотря на рост концентрации лизинговых сделок, более 60% лизингодате-лей-респондентов отметили, что не вступали в конкуренцию с государственными лизинговыми компаниями.
Нужно отметить, что сразу же после кризиса началась массовая критериев риска по лизинговым сделкам, которые были существенно ужесточены в 2008-2009 гг. Ужесточение условий лизинга коснулось всех основных параметров сделок. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой
Желез подо рожна я техника
Грузовой автотр а не п орт
Легковые автомобили
Э нер гстическое оборудование
Строительная техника
Сел ьскохозяйствен Ная техника
Дорожно-строительная
техника
Авиационный
транспорт
Оборудование для нефтедобычи и переработки
Автобусы и микроавтобусы
1 1 1 1 1 55.І
— ,1 9,3 53,9
6,( б. ■ J
4,4 | 0,5
4,1 ШШ 4'9
■ 3,1 [0,7
2,9 ■ 3,6
2,0 ■ 3,0
|и 3 о с с ■ ■ іугодие 2 іугодие 2 012 года 011 года
1 1,5 |l.7
ГрафикІ.Распределение новых сделок по сегментам оборудования.
Источник: «Эксперт РА»
надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставления лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента, то на сегодняшний день такой подход остался в прошлом. Компании с плохим финансовым состоянием крайне сложно заключить договор лизинга, даже если она хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов и даже если она готова внести весьма высокий, первоначальный взнос (30-40%).
Иное направление ужесточение условий - это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. На сегодняшний день желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы и некоторые виды ликвидной спецтехники.
Практически никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае сделку осуществить возможно, правда, ее размер должен составлять не менее 1 млн. долл. США[5].
Не смотря на некоторые улучшения, система риск-менеджмента на рынке в целом далека от совершенства. Все еще менее половины компаний на лизинговом рынке имеют в своей структуре отдел риск-менеджмента по управлению рисками. Более 2/3 компаний не устанавливают лимитов по сделкам в отношении размера собственных активов или капитала, столько же формируют отчета об управлении рисками в рамках управленческой отчетности. Более 40% компаний - участниц опроса «Эксперта РА» считают, что лизингодателям не нужно создавать резервов и отражать в отчетности уровня просроченной задолженности[3].
По оценки агентства «Эксперта РА», при отсутствии негативных законодательных и налоговых изменений (в том числе отмены ускоренной амортизации) объем новых сделок на российском рынке лизинга, может достигнуть порядка 1,5 трлн руб., а темпы прироста рынка составят 10-20%. Замедление роста рынка в 2012 г. связано с эффектом высокой базы, ростом процентных ставок, а также негативными ожиданиями участников рынка в отношении законодательных изменений. Поддержку рынку будет оказывать сохраняющаяся высокая потребность российских предприятий в модернизации оборудования и относительно невысокий уровень проникновения лизинговых услуг в России.
Быстрый рост, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей вследствие чего, позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования лизингополучателей), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с го-сучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций.
Рассмотрим подробнее схемы финансового лизинга, широко применяемые в западных странах и уже начавшие применяться в Российской Федерации.
Разработаны и активно внедряются следующие инновационные программы и схемы:
• оперативный лизинг;
• операционный лизинг;
• «связное финансирование»;
• лизинг недвижимости;
• экспресс-программа и скорринговая система лизинга автотранспорта.
В отраслевой разбивке новых сделок традиционно лидирует железнодорожная техника (график 1), в1 полугодии 2012 года ее доля вновь превысила половину заключенных контрактов (55%). Лидер сегмента в текущем году изменился - им стало ОАО «ВЭБ-лизинг» (192,6 млрд рублей от новых сделок).
Примечательно, что в текущем году прочие сегменты рынка продемонстрировали сопоставимуюдинамику - темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, соста-вили30,4% (в целом по рынку - 34%).
Вторым и третьим по объему сегментами стали грузовой и легковой автотранспорт. Во 2 полугодии серьезно улучшить позиции может сегмент лизинга авиатехники, опустившийся за год с седьмого на восьмое место: в августе ОАО «ВЭБ-лизинг» и ОАО «Аэрофлот» договорились о поставке в лизинг четырех самолетов Воет§ 777-300 общей каталожной стоимостью 1,26 млрд долларов. Компания заключила прямые контракты с производи-телями, в частности - на приобретение 15 самолетов СезБпа 208В GrandCaravan с опционом еще на 15 воздушных судов данного типа. На сегодняшний день это является самой крупной закупкой самолетов для местных авиаперевозок в России. Развитие местной и региональной авиации становится одним из приоритетных направлений государственной политики и получило дополнительный импульс развития за счет введения в действие постановления Правительства РФ № 1212 от 30.12.2011 о государственном субсидировании лизинговых платежей.
Несмотря на рост рынка в целом, за 1 полугодие 2012 года в абсолютном выражении сократились 20 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, 18 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста.
Оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончанию договора лизинга) является совершенно новым видом лизинга для России.
Еще несколько лет назад лизинг можно было считать финансовым инструментом, альтернативным кредита, в первую очередь, налоговыми льготами, предоставленными государством, а также возможностью получения некоторых дополнительных услуг. При этом лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора лизинга к лизингополучателю, так как лизинговые компании, являвшиеся финансовыми институтами, просто боялись получить назад предмет лизинга через какой-то срок по целому ряду причин:
• во-первых, они не понимали специфики бизнеса в конкретных отраслях, не знали основных игроков - потенциальных покупателей;
• во-вторых, в штате лизинговых компаний не было специалистов, умеющих продавать вторичную технику;
• в-третьих, лизинговые компании не имели возможности оценить техническое состояние и стоимость возвращаемой техники.
Большинство этих проблем удалось решить за счет наработанного лизинговыми компаниями за последние годы опыта. Было достигнуто глубокое понимание специфики отдельных отраслей, оценены перспективы их развития и изучены крупнейшие игроки в конкретных сегментах рынка. Также наладилось и плотное сотрудничество с поставщиками, которые постепенно начинают брать на себя вопросы контроля за состоянием техники в течение срока договора лизинга и риски снижения цен на предмет лизинга, подписывая договора обратного выкупа техники.
Кроме того, оперативный лизинг становится интересен рынку, так как для него характерны более низкие ежемесячные лизинговые платежи, позволяющим клиентам во многих случаях получить прибыль от приобретенного в лизинг основного средства с самого начала его эксплуатации, не дожидаясь окончания договора лизинга. Как правило, в таком договоре предусматривается возможность выкупа предмета лизинга лизингополучателем по окончании договора лизинга по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику и понять, подходит она ему или нет.
К сожалению, пока большинство компаний предлагают оперативный лизинг лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому как легковой и грузовой автотранспорт, определенные виды строительной техники. Следует также учитывать, что по некоторым видам оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в принципе из-за невозможности реализовать его на вторичном рынке.
Литература:
1. Горшков Р.К. Лизинг: проблемы и перспективы развития в России : монография / Р.К. Горшков, В.А. Дикарева; - Москва : МГСУ, 2012. - 160 с.
2. Резго П.Г. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации / П. Г. Резго; - Москва : Каллиграф , 2013 - 162 с.
3. Дун И.Р. Развитие лизинговой деятельности в Российской Федерации на современном уровне // Финансы и кредит. М. 2011. № 31. С.32-37.
4. Машегов П.Н., Бельский А.А. Специализированный инновационный лизинг: институциональная и финансовая модели // Финансы и кредит. М. 2011. № 17. С.23-31.
5. Самвелян Р.В. перспективы развития рынка лизинга. Пути повышения эффективности лизинговой деятельности в России // Финансы и кредит. М. 2011. №3. С72-77.
6. иКЬ: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2011_itogi/
7. иКЬ: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing2012_9m/