Научная статья на тему 'Лизинг на воздушном транспорте как инвестиционный механизм обновления авиционного парка'

Лизинг на воздушном транспорте как инвестиционный механизм обновления авиционного парка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛИЗИНГ / АВИАСУДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЛИЗИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / AIR TRANSPORT / LEASING / AIRCRAFT / INTERNATIONAL AIR TRANSPORT / FINANCING / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкашин Д.С., Комарова В.В., Милая А.В.

В статье рассматриваются перспективы лизинга авиасудов на российском транспорт-ном рынке. Представлен анализ действующего механизма лизинга в различных отраслях и особенности его применения для авиации. Рассматривается динамика лизинговых операций на воздушном транспорте в международном аспекте и возможности авиакомпаний России использовать механизм лизинга в пополнении парка авиасудами российского и иностранного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING ON AIR TRANSPORT AS AN INVESTMENT MECHANISM OF THE UP-DATE OF AERONAUTICAL PARK

The article looks at the prospects of leasing aircraft on the Russian transport market. The analysis of the current mechanism of leasing in various branches and features of its application for aviation is presented. The dynamics of leasing operations in air transport in the international aspect and the ability of Russian airlines to use the leasing mechanism in the replenishment of the fleet by Russian and foreign aircrafts are considered.

Текст научной работы на тему «Лизинг на воздушном транспорте как инвестиционный механизм обновления авиционного парка»

6. Мандриков, М.Е. Затраты на грузовые перевозки по участкам сети железных дорог[Текст] / М.Е. Мандриков, А.М. Шульга, Н.Г. Смехова, М.В. Сугробова; под ред. М.Е. Мандрикова.- М.: Транспорт, 1991. - 223 с.

7. Мачерет, Д.А. Экономические методы управления производствен-ными ресурсами и работой железнодорожного транспорта[Текст] / Д.А. Мачерет. - М.: МИИТ, 2000. - 146 с.

8. Олянич, Д.В. Теория организации[Текст] : учебник для вузов / Д.В. Олянич [и др.]. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -408 с.

9. Подсорин, В.А. Экономическая оценка капитализации транспортной компании [Текст]/ В.А. Подсорин. - М.: МИИТ, 2007 - 239 с.

10. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учебник для вузов / Г.В. Савицкая.-6-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2013. -607 с.

11. Терёшина, Н.П. Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок [Текст] / Н.П. Терёшина. - М.: ЦНТБ МПС РФ, 1994. - 132 с.

12. Устойчивоеэкономическоеразвитиевусловияхглобализа-циииэкономикизнаний: концептуальныеосновытеорииипрактика управления [Текст]/Д.Б. Берг [и др.] ; подред. В.В. Попкова. -М.: Экономика, 2007. - 294с.

13. Горохов, Д.А. Применение методов линейного программирования при оптимизации ресурсов системы ремонтов подвижного состава [Текст] / Д.А.Горохов, Д.Г.Колядин //Бюллетень ОУС ОАО

«РЖД». - 2013. - № 1. - С. 53-57.

14. Филипченко, С.А. Совершенствование учета вагонных парков различных собственников[Текст] / С.А. Филипченко // Железнодорожный транспорт. - 2010. - № 10. - С. 62-64.

15. INFOLmeRailRussiaTOP№1 2015 год : периодический обзор [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoline.spb.ru/shop/ periodicheskie-obzory/page.php?ID=98059#tab-tg-link - 25.04.2017.

16. Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке грузов при выполнении перевозочного процесса на железнодорожном транспорте с участием вагонов различной собственности: аналитический отчёт /АНО «Институт проблем естественных монополий».- М., 2012. - 99 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipem.ru/research/rail_transport/rail_works/84.html - 25.04.2017.

17. Годовые отчёты ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/m?STRUCTURE_ ГО=4237 - 25.04.2017.

18. Годовые отчёты АО «ПГК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pgkweb.ru/investors/centre-results/- 25.04.2017.

19. Годовые отчёты АО «ФГК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.railfgk.ru/akcyoneram-investoram/raskrytie-informacii/godovye-otchety/- 25.04.2017.

20. Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года[Электронный ресурс].Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4237 - 25.04.2017.

УДК 65

ЛИЗИНГ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ АВИЦИОННОГО ПАРКА

Черкашин Д.С., к.э.н., доцент, ведущий специалист отдела радиотехнического обеспечения полетов и авиационной связи филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Комарова В.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Милая А.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный уни-верситет путей сообщения»

В статье рассматриваются перспективы лизинга авиасудов на российском транспорт-ном рынке. Представлен анализ действующего механизма лизинга в различных отраслях и особенности его применения для авиации. Рассматривается динамика лизинговых опера-ций на воздушном транспорте в международном аспекте и возможности авиакомпаний России использовать механизм лизинга в пополнении парка авиасудами российского и ино-странного производства.

Ключевые слова: воздушный транспорт; лизинг, авиасуда, международный авиализинг, финансирование, инвестиции.

LEASING ON AIR TRANSPORT AS AN INVESTMENT MECHANISM OF THE UPDATE OF AERONAUTICAL PARK

Cherkashin D., Ph.D., Associate Professor, Leading Specialist of the Department of Radio Engineering Support of Flights and Aeronautical Communications of the Aeronavigation of the Far East branch of FSUE «State Corporation for ATM» Komarova V., Ph.D., Associate Professor, Management chair, FSEIHE «Far Eastern State Transport University» Milaya A., Ph.D., Associate Professor, Management chair, FSEI HE «Far Eastern State Transport Uni-versity»

The article looks at the prospects of leasing aircraft on the Russian transport market. The analysis of the current mechanism of leasing in various branches and features of its application for aviation is presented. The dynamics of leasing operations in air transport in the international aspect and the ability of Russian airlines to use the leasing mechanism in the replenishment of the fleet by Russian and foreign aircrafts are considered.

Keywords: air transport; Leasing, aircraft, international air transport, financing, invest-ments.

Лизинг получил повсеместную известность как сделка с участием финансового субъекта, который инвестирует свободные денежные средства в имущество, передаваемое по заключенному договору в аренду, как правило, на продолжительный срок. Несмотря на кажущуюся простоту, для выработки инструмента финансирования подобных сделок и их повсеместного распространения, мировой экономике потребовалось много лет и при-шлось преодолеть ряд более простых ступеней в эволюции механизма привлечения свободных средств[1-4,5-6].

В западноевропейских странах лизинговые операции традиционно занимают высокое место среди остальных финансовых операций, их доля составляет 20-25% от общего объема реализуемых инвестиций [9]. В США на лизинговые операции приходится более 50% всех инвестиций. Развитие лизинга обусловлено государственным стимулированием, предоставляемыми налоговыми льготами, включающими ускоренную амортизацию, отнесением лизинговых платежей на себестоимость продукции [11]. Среди особенностей

лизинговой индустрии выделяются: низкая капитализация лизинговых компаний, связанная с несущественным объемом собственных средств, образованных из фондов прибыли лизингодателей.

В России амортизация исторически является основным источником финансирова-ния инвестиций в основные средства [7], что наглядно представлено на рис. 1.

Структура российского рынка по предметам (объектам) лизинга за период с 2011 г. по 1 полугодие 2016года представлена в таблице 1.

По итогам 1-го полугодия 2016года, крупнейшим сегментом рынка стал автоли-зинг, доля которого достигла 20,1%, обеспечив прирост своей доли с 2011года на 12,5% [14]. Автосегменту удалось отстоять лидирующие позиции на рынке за счет запуска гос-программы по льготному автолизингу, а также введения лизингодателями экспресс-продуктов и предоставления скидок. Грузовой и легковой автотранспорт совокупно вы-росли с 17,1% на 01.01.2011 до 39,9% на 01.07.2016.Доля железнодорожного сегмента с 2011года

□ 4% -П 10%

Рисунок 1. - Источники финансирования инвестиций в основные средства Таблица 1 - Структура рынка по предметам лизинга, %

Предметы (объекты) лизинга 2011 г., % 2012 г., % 2013 г., % 2014 г., % 2015 г., % 6 мес. 2016 г., %

Железнодорожная техника 48,6 41,3 37 22,7 17,9 13,3

Грузовой автотранс-порт 9,5 11,2 12,3 18,9 16,8 19,8

Легковые автомобили 7,6 9,9 10,7 16,9 19,8 20,1

Авиатехника 7,5 8,7 15,8 12,9 20,6 18,1

Строительная и до-рожная техника 7,6 7,5 7,6 9,7 5,8 7,9

Недвижимость 2,7 1,5 1,5 2,1 2,6 1,7

Оборудование 13,9 15,9 11,8 13,9 13 15,1

Другое 2,6 4 4,3 5 3,5 4

Источник: РА Эксперт

на рынке упала с 48,6 до 13,3%, а в абсолютном выражении объем нового бизне-са с железнодорожной техникой на 1-ое полугодие 2016года сократился на 35,3% [14].

Еще один крупный сегмент российского рынка лизинга - авиатехника имеет как положительную и отрицательнуюдинамику. С 2011года по 2013год объём данного сег-мента увеличился с 7,5 до 15,8%, т.е. на 8,3%, а потом снизился до 12,9 % в 2014года. В 2015 году объем авиализинга увеличился на 7,7%. Основным фактором роста за данный период является предлагаемая господдержка в виде возмещения части затрат на лизинго-вые платежи (Постановление Правительства РФ № 1212), при приобретении российскими авиакомпаниями отечественных воздушных судов[16,17,18].

В докризисный период темпы роста лизингового сектора значительно превышали темпы роста большинства других секторов финансового рынка и во много раз опережали темпы развития российской экономики в целом. Однако и падение объемов рынка в 2009 году также значительно превзошло снижение других отраслей. Объем рынка восстановился практически так же быстро, как сократился. Уже по итогам 2011 г. показатель более чем на 1/3 превысил докризисный уровень и составил около 1,3 трлн. руб. В таблице 2 представлены индикаторы развития лизинга в России. По предварительным данным Росстата, ВВП России в 2015 году сократился на 3,7%, а объем промышленного производства упал на 3,4%. Состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за 2015 год сократились на 8,4% по сравнению с 2014

годом. Лизинговый рынок, один из индикаторов инвестиционной активности в экономике, также показал отрицательную динамику. Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%, а его номинальный объем, по оценке ИЛЕХ (Эксперт РА), не превысил 545 млрд. рублей (годом ранее - 680 млрд. рублей). От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию авиационного лизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года.

Показатель нового бизнеса является важнейшим индикатором лизингового рынка. Новый бизнес (стоимость имущества) является показателем, используемым для оценки объема лизингового рынка Европейской лизинговой федерации Leaseurope. Новый бизнес представляет собой сумму стоимости имущества по новым договорам лизинга, без учета НДС и иных финансовых надбавок [8].

Падение спроса лизинговых услуг было вызвано ростом стоимости кредитов, а также нестабильностью экономической и внешнеполитической ситуации, вызванных введением санкций в отношении РФ. Сектор российского авиационного лизинга контролируют 15 иностранных лизинговых компаний, крупнейшие из которых GECAS и ILFCсодержащие в своих российских портфелях от 80 до 100 самолетов каждая [1,16, 18].

В отечественном лизинговом бизнесе наблюдается высокочувствительное воздей-ствие единичных лизингополучателей на рынке. В то же время банковский сектор, в условиях повышенных рисков по кредиту, начал являться не в роли кредитора, а заемщика

Таблица 2 -Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд. рублей 430 180 450 741 770 783 680 545

Темпы прироста, % - -58,1 150,0 64,7 3,9 1,7 -13,2 -19,9

Сумма новых дого-воров лизинга, млрд. рублей 720 315 725 1300 1320 1300 1000 830

Объем полученных лизинговых плате-жей, млрд. руб. 403 320 350 540 560 650 690 750

Объем профинанси-рованных средств, млрд. руб. 442 154 450 737 640 780 660 590

Совокупный лизин-говый портфель, млрд. руб. 1390 960 1180 1860 2530 2900 3200 3100

Номинальный ВВП России, млрд. руб. (по данным Росстата) 41276 38807,2 46308,5 59698,1 61791,6 62581,9 63049,2 60687,1

Доля лизинга (объе-ма нового бизнеса) в ВВП, % 1 0,5 1 1,2 1,2 1,3 1,1 0,9

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 32,7 50 62,4 66,5 63 65 66,4 66

Составлено по [15, 19].

Таблица 3. Объем инвестиционного портфеля лизинговых компаний России, рабо-тающих в авиационном сегменте, 2015г.

Наименование лизинговой компании Объем портфеля, млн. руб.

1. ВЭБ-лизинг 710 217

2. ВТБ Лизинг 417 615,00

3. Сбербанк лизинг (ГК) 371 170,90

4. Государственная транспортная лизинговая компания 216 637,50

5. Ильюшин Финанс Ко. 18 364,90

ИТОГО 1 734 005

Суммарный объем портфеля лизингового рынка 110 крупных лизинговых компаний, млн. руб. 2 571 606,10

Удельный вес, % 67,43

Источник: составлено по [15,19].

[3,17,18].Крупнейшие российские компании, по данным 2015года в авиационном лизинге представлены в таблице 3.

Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) в 2016году должна была стать владельцем 100% акций российской авиакомпании RedWings. Непосредственным покупателем перевозчика станет дочерняя структура ИФК. Продажа должна была состо-ятся до конца 2016 года. Покупкой авиакомпании ИФК планировала увеличить свои соб-ственные активы и объем портфеля заказов. На 01.11.2016год в парке RedWings насчиты-валось восемь самолетов, все российского производства (семь Ту-204 и один Ту-214), большая часть из которых принадлежит ИФК. Весной 2017 года планируется пополнение парка еще одним Ту-204-300, оснащенном VIP-салоном, который ранее использовался пе-ревозчиком «Владивосток Авиа» и одним Ту-214 [5,18].

Основным направлением работы вышеперечисленных российских лизинговых компаний является лизинг отечественных самолетов. До последнего времени они не пре-доставляли услугу по операционному лизингу, чем эффективно пользовались иностранные конкуренты. В 2015 году в России было заключено почти на 50% меньше договоров, чем в 2014 году, предметом которых является поставка воздушных судов.

Портфель заказов самолетов в России составляет свыше 690 единиц и формируется на 3-4 года вперед. В целом, доля иностранных судов, эксплуатируемых в лизинге, со-ставляет 63%, относительно российских самолетов этот показатель выше и составляет около 79%. Значительное влияние на развитие лизинга в РФ за период 2013-2015 гг. оказа-ла господдержка авиализинга российских самолетов. Отдельно стоит отметить докапита-лизациюГТЛК на 30 млрд. рублей, госсубсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат по кредитам, а также программу гарантирования остаточной стоимости рос-сийских самолетов, реализация которой в дальнейшем также может позитивно отразиться на лизинге (аренде)авиасудов в России [15].В настоящее время более 60% всех передан-ных в аренду и лизинг самолетов в России приходится на иностранных лизингодателей. Так, еще в начале 2003 года эксперты отмечали, что доля иностранных лизинговых ком-паний превышает 70%, на российские же финансовые учреждения приходилось менее 30% рынка. В начале 2016 года доля российских лизингодателей составляла уже более 35%. Данная тенденция обязана реализацией крупных проектов, финансируемых россий-скими компаниями, а также более значительным участием государства в финансировании внутреннего лизинга[18]. Одними из ключевых преимуществ иностранных лизинговых компаний перед российскими является опыт и компетенции в оперативном лизинге авиа-судов: не менее 80-90% своего парка иностранцы сдают в оперативную аренду, в то время

как у российских лизинговых компаний доля оперативного лизинга в объеме нового биз-неса с авиатехникой редко превышала 10%. Однако в 2015 году за счет крупных сделок ГТЛК доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса в авиасегменте выросла до 31% (см. рисунок 2). Распространение государственных субсидий на оперативный лизинг российских самолетов может положительно отразиться на наращивании лизинговыми компаниями компетенций в аренде самолетов в ближайшие годы.

Кроме того, оперативный лизинг остается более привлекательным для авиакомпа-ний в связи с тем, что он не требует значительного первоначального взноса, а краткосроч-ный договор оперативного лизинга позволяет более гибко управлять парком в текущих условиях нестабильности в авиационной отрасли. Однако низкий уровень капитализации российских авиакомпаний и кризис в авиаотрасли снижают привлекательность авиационного сегмента для лизингодателей. Кроме того, при аренде самолетов, в отличие от финансового лизинга, лизингодатели больше подвержены рискам в связи с возможной потерей значительной части остаточной стоимости самолета, который нужно будет передать другому клиенту или реализовать на вторичном рынке [14,18].

Если сделки по аренде самолетов до 2010 года делили между собой фактически два игрока («ВТБ Лизинг» и «Ильюшин Финанс Ко.»),то в настоящее время крупные авиационные договоры приходятся на пять вышеперечисленные госкомпаний, доля кото-рых в портфелеавиасделок составляет около 95%. Выход госкомпаний в сегмент аренды воздушных судов, в которомпо-прежнему доминируют иностранные лизингодатели, свя-зан как с госсубсидированием оперативного лизингароссийских самолетов, так и с вос-требованностью такой услуги со стороны авиакомпаний. В результатеприрост объемов аренды воздушных судов компенсировал сокращение объемов аренды железнодорожной техники. Суммарно на эти сегменты по-прежнему приходится примерно 90% сделок ли-зинга. Структура оперативного лизинга приведена на рисунке 3 [14].

Как правило, оперативный лизинг пользуется спросом со стороны клиентов, ко-гда лизинговыйрынок находится на этапе стабильного роста. Однако в условиях спада как в отдельных отраслях, таки в экономике в целом лизингополучатели предпочитают приобретать оборудование и технику варенду под конкретный проект [14].Опе-рационный лизинг в период риска возможного резкого сокращения спроса представляет высокую ценность. Среднемировые показатели свидетельствуют, что около 40% воздушных судов находятся в операционном лизинге. В России его доля в абсолютных величинах составляет около 400 самолетов. Авиакомпании, имеющие большой опыт работы на российском рынке, предпочитают иметь часть парка

Рисунок 2. Динамика перераспределения финансового и оперативного лизинга в авиационном секторе

10 20 30 40 50 60 70 80 I Авиационный транспорт ■ Железнодорожная техника

Автотранспорт Здания и сооружения

Рисунок 3. Структура оперативного лизинга Источник: составлено по [14].

в оперативном лизинге, позволяющем произвести достаточно быстрый маневр в случае необходимости оперативной корректировки провозных емкостей.

Среди ключевых особенностей авиационного лизинга в России является то, что наибольшее число сделок заключается на иностранные воздушные суда, как новые, так и бывшие в эксплуатации. По оценкам экспертов, около 80% лизинговых сделок на постав-ку воздушных судов в России заключаются на подержанные самолеты, приобретаемые у таких европейских перевозчиков, как Уи^шААапйс, Яуапак и других [13].На долю сделок с иностранными судами приходится около 2/3 всего парка воздушного транспорта. По-добная тенденция предопределяет высокую зависимость российских авиакомпаний от западных поставщиков [17, 18].Лишь крупнейшие российские авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии», «87» и «ЮТэйр» способны пополнять парк новыми судами. Комплексную финансовую процедуру доступа к международному лизингу не в состоянии провести небольшие отечественные авиакомпании, что влечет их еще большее отставание в сфере современногоавиацион-ного сервиса, являющееся ключевым критерием выбора перевозчика у платежеспособных пассажиров, обеспечивающих наибольший доход авиакомпании [13].

В заключение следует отметить, что развитие авиационного лизинга в России, имеет положительные и отрицательные моменты. Отрицательные моменты развития авиационного лизинга заключаются в следующем:ограниченный доступ авиакомпаний к получению «длинных и дешевых» инвестиционных средств;лизинговая сфера испытывает недостаток высокопрофессиональных специалистов, имеющих опыт взаимодействия, как с иностранными лизингодателями, так и знающих потребности авиакомпаний;низкий уровень правоустанавливающих документов не способствует развитию лизинга среди субъектов малого и среднего бизнеса;правовые трудности с быстрым получением имущества в случае нарушений условий договора.

Положительным моментом в развитии лизинговых отношений являет-ся:авиакомпании нуждаются в новых источниках финансирования;упрощение процедуры доступа к международному финансированию, законодательная оптимизация, отмена лицензирования деятельности лизингодателей;неразвитость вторичного рынка авиационной техники в России, потенциал расширения масштабов лизинга;тенденции в сторону увеличения сроков лизинга, что говорит о росте доверия к лизингополучателям.

Развитие лизинговых отношений в авиационной сфере требует дальнейших глубо-ких исследований и проработак, изучения финансовой эффективности данного вида инвестиций в российский авиапарк.

Литература:

1. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: ин-

тегрированная цепь по-ставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 640 с.

2. Видяпин В. И. Экономическое право: Хрестоматия. Том 1 / Под общ. ред. В. И. Видяпина. - СПб.: Питер, 2004.- 416 с.

3. ГосНИИ ГА: состояние и прогноз обновления парка ВС в России, 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosniiga.ru/ files/asc_doklad_013_03_013.pdf Дата обращения: 02.04.2015 г.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 224-ФЗ. СЗ РФ, 1996 № 5 ст. 410.

5. ИФК купит 100% акций авиакомпании RedWings // http://www. ato.ru/ Дата об-ращения 10.11.2016г.

6. Карп М. В., Махмутов Р. А., Шабалин Е. М. Финансовый лизинг на предпри-ятии. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 119 с.

7. Ковалев В. В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты: учебно-практическое пособие. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.

8. Корнийчук. Г. А. Договоры аренды, найма и лизинга / Г. А. Корнийчук. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.- 160 с. С. 139.

9. Лещенко М. И. Основы лизинга: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 428 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.- 672 с.

11. Пискунов П. Н. Лизинг авиационной техники 2014-2020. Лизинг, 1-2014. С. 37-39.

12. Родыгина Н. Ю. Особенности регулирования международных лизинговых операций // СПС «Гарант».

13. Русол В. В. Экономическая эффективность лизинга воздушных судов граж-данской авиации. - М.: АО «ЭКОС». - 1998. - 100 с.

14. Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2016 года: рост вслед за розницей // Эксперт РА. 2016. - 39 с.

15. Рынок лизинга по итогам 2015 года: на субсидиях // Эксперт РА. 2016. - 42 с.

16. Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 361-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". РГ, 27 декабря 2010 г. N 5372.

17. Федеральный закон Российской Федерации от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. ФЗ от 31.12.2014 г . N 512-ФЗ. РГ, 1998, N 211.

18. Эксперт РА - Рейтинговое агентство. Индикаторы развития рынка лизинга [Электронный ресурс]. // URL: http://www. raexpert.ru /rankingtable/leasing/leasing_2014/tab01. Дата обращения: 08.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.