Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магазиева З. А., Хажбикарова М. И., Мамалова Х. Э.

В статье рассматривается влияние глобализации на современные образовательные процессы. Авторы исследуют общие вопросы образования, рассматривают противоречия в образовании, характерные для новой эпохи глобализации, и доказывают, что глобализация может иметь положительные и отрицательные последствия для образования. Образование - это деятельность человека, подверженная изменениям, происходящим в мире. Он отражает и демонстрирует качество современных трансформаций и претерпевает огромные исторические изменения, вызванные социально-экономическими и культурными трансформациями, развитием интернет-технологий, духом современной эпохи глобализации. Глобальные изменения оказывают огромное влияние на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магазиева З. А., Хажбикарова М. И., Мамалова Х. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article examines the impact of globalization on modern educational processes. The authors explore the general issues of education, consider the contradictions in education characteristic of the new era of globalization, and prove that globalization can have positive and negative consequences for education. Education is a human activity that is subject to changes taking place in the world. It reflects and demonstrates the quality of modern transformations and is undergoing huge historical changes caused by socioeconomic and cultural transformations, the development of Internet technologies, the spirit of the modern era of globalization. Global changes have a huge impact on education

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 37

doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_189

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Магазиева Зарема Абусамитовна

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Zarema_It@mail.ru

Хажбикарова Марет Имрановна

Академия наук Чеченской Республики, Грозный, Россия, margaretta72@mail.ru

Мамалова Хадижат Эдильсултановна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, mamalovah@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается влияние глобализации на современные образовательные процессы. Авторы исследуют общие вопросы образования, рассматривают противоречия в образовании, характерные для новой эпохи глобализации, и доказывают, что глобализация может иметь положительные и отрицательные последствия для образования. Образование - это деятельность человека, подверженная изменениям, происходящим в мире. Он отражает и демонстрирует качество современных трансформаций и претерпевает огромные исторические изменения, вызванные социально-экономическими и культурными трансформациями, развитием интернет-технологий, духом современной эпохи глобализации. Глобальные изменения оказывают огромное влияние на образование.

Ключевые слова: образование; интернет-технологии; трансформация; эпоха глобализации.

Для цитирования: Магазиева З. А., Хажбикарова М. И., Мамалова Х. Э. Совре -менное образование в условиях глобализации // Региональная и отраслевая экономика. - 2023 - № 2 - С. 189-193. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_189.

Original article

MODERN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Magazieva Zarema A.

Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny,

Russia, Zarema_It@mail.ru

Khazhbikarova Maret I.

Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia, margaretta72@mail.ru

Mamalova Khadizhat E.

Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, mamalovah@mail.ru

Abstract. The article examines the impact of globalization on modern educational processes. The authors explore the general issues of education, consider the contradictions in education characteristic of the new era of globalization, and prove that globalization can have positive and negative consequences for education. Education is a human activity that

is subject to changes taking place in the world. It reflects and demonstrates the quality of modern transformations and is undergoing huge historical changes caused by socioeconomic and cultural transformations, the development of Internet technologies, the spirit of the modern era of globalization. Global changes have a huge impact on education

Keywords: education; Internet technologies; transformation4 the era of globalization.

For citation: Magazieva Z. A., Khazhbikarova M. I., Mamalova Kh. E. Modern education in the context of globalization. Regional and branch economy, 2023, no. 2, pp. 189-193. doi: 10.47576/2949-1916 2023 2 189.

Практически все сферы человеческой культуры и человеческой деятельности зависят от образования, от уровня образования, знаний и профессиональных навыков, достигнутых политиками, учителями, родителями, обществом в целом. Образование влияет на мировые процессы через концептуализацию, разработку и внедрение инновационных и образовательных программ. Напротив, образование как стабильный и важный аспект и часть всей общественно-политической инфраструктуры зависит от социально-политических и экономических изменений. Изменения и реорганизация в общественно-политической и экономической сферах могут переориентировать методы и принципы образования, управления обучением, стили взаимодействия учитель-ученик и ученик-ученик, что говорит о влиянии глобализации и демократических принципов на российскую систему образования.

В данном исследовании авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, синтез, системный подход и классификация, исторический метод.

Демократическая реструктуризация 1990-х годов была новым явлением, которое повлияло на образовательную методологию, организацию, учебные планы, языковое планирование, международное и поликультурное образование [1].

Стала очевидной необходимость гуманизации и демократизации. Образовательный процесс (от детских садов до дистанционного обучения взрослых) в большей степени ориентирован на детей и студентов. Под влиянием современных интеграционных процессов и демократии произошли два существенных изменения: децентрализация и создание альтернативных образовательных городов, воссоздание домашнего образования. Существенные изменения коснулись планирования учебных программ. Использование трех

компонентов учебного плана - федерального, регионального и местного - позволило разработать программы, отобрать знания и создать дидактические методы и стратегии в соответствии с этнокультурной спецификой, стилем обучения учащихся, народными традициями обучения [2].

Что касается языкового планирования и языковой политики, то поликультурная и полиязычная среда, представленная нерусскими этносами, изменилась. В школах, где учатся представители татарской, башкирской, марийской, удмуртской и чувашской национальностей, значительно увеличилось количество академических часов на обучение родному языку и культуре. Качество преподавания родного и иностранных языков улучшилось за последние два десятилетия благодаря современным интенсивным методам обучения. Демократические реформы способствовали мультикультурному и глобальному образованию и расширению международных обменов студентами, преподавателями и исследователями.

Современная объединяющая и информационно насыщенная эпоха требует и создает возможности для непрерывного образования. Это еще один важный вопрос и серьезная задача, которую предстоит решить в новом столетии. Важнейшей целью является расширение прав и возможностей для всех людей. Предоставление каждому возможности получить базовое образование и борьба с неграмотностью по-прежнему остается главным приоритетом, требующим постоянной мобилизации энергии. Недавние исследования показывают, что от одной десятой до одной пятой населения страдают функциональной неграмотностью. В связи с быстрым распространением новых технологий и различных научных инноваций традиционные формы обучения не отвечают требованиям образования и грамотности взрослых [2].

Хотя не все люди могут иметь качественное начальное и среднее образование, а некоторые вообще не имеют доступа к образованию, среднее или начальное образование играет огромную роль на протяжении всей жизни. Кроме того, среднее образование должно быть сильным и фундаментальным. Начальное профессиональное образование и обучение должны обеспечивать всех моло -дых людей знаниями и навыками в сочетании со способностью учиться [3].

Эффективное обучение должно основываться на тесном сотрудничестве с родителями и местными сообществами. Должны быть поставлены важные цели для удовлетворения многочисленных образовательных потребностей молодых людей. Должна быть доступна гибкая система образования, охватывающая как государственный, так и частный секторы. Профессиональное образование и обучение должны быть улучшены для повышения уровня и базы соответствующих знаний и навыков.

Высшее образование должно быть улучшено и дополнено более профессионально ориентированными квалификациями. Наконец, стратегии непрерывного обучения не могут быть эффективными, если они не представляют собой усилия в рамках системы формального образования и не связаны с другими условиями обучения и подготовки кадров, повышения квалификации на предприятиях. В центре внимания этих стратегий находятся взрослые работники, чьи навыки должны постоянно повышаться в связи с технологическими изменениями. Особое внимание следует уделить женщинам, желающим продолжить работу, и переквалификации безработных. Необходимо развивать кооперацию вузов и предприятий, готовить кадры на предприятиях, повышать качество преподавания, делать актуальными курсы и учебные планы [4].

Образование должно учить людей, способных учиться самостоятельно, которые научились учиться. Это важно, так как большинство экспертов прогнозируют значительную «волатильность» на рынке труда; невозможно точно знать, какие профессии будут востребованы через 10 или 20 лет. Различие между процессом обучения и его профессиональным применением стало невозможным в обществе, где научные открытия и практи-

ческое применение этих открытий следуют друг за другом все более быстрыми темпами и намного короче, чем продолжительность жизни или карьеры человека. Вот почему университет должен предлагать возможность изменить специализацию преподавателя, чтобы справиться с экономическими и социальными изменениями [5].

Вот почему образование должно быть междисциплинарным, давать необходимый минимум научных знаний и готовить к гражданской, культурной, общественной и семейной жизни. Эффективной целью, стратегией и методом непрерывного образования является дистанционное обучение, которое развивается в промышленно развитых странах. Дистанционное обучение и образование -важный результат цифровых технологий [6].

В современном дистанционном образовании Интернет и электронная почта заменяют традиционные методы, используемые для доставки учебных материалов и обеспечения обратной связи со студентами. Дистанционное образование является наиболее яркой иллюстрацией этого потенциала. Он дополняет технический прогресс и необходимость обязательного базового образования.

Учреждений, обеспечивающих непрерывное образование, много, и одним из самых известных является Открытый университет в Соединенном Королевстве. В университете обучается более 200 000 студентов разного возраста, и через Интернет проводятся «виртуальные курсы», групповые обсуждения и коррекция домашних заданий. Дистанционное обучение представляет особый интерес в восточных и южных странах. В этом методе заинтересованы такие густонаселенные страны, как Бангладеш, Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Нигерия и Пакистан. Глобализация может ускорить разрушение национальных систем образования и местных традиций народного образования, вытеснить языки и повлиять на сельское образование. Многие люди, занимающиеся образованием, видят в глобализации «сокрушительную силу», способную разрушить национальные образовательные традиции и каноны и вытеснить страну из системы национального образования. Новые экспериментальные и глобализационные идеи разрушают национальные канон [7]. В российской системе образования существо-

вали мощные силы, выступавшие против глобализации, отвергавшие необходимость вхождения в мировое образовательное пространство. Именно благодаря этой «ненависти» национальные образовательные каноны, несмотря на значительное влияние новых и экспериментальных течений, следовали образовательным учреждениям [8].

Хуже всего обстояло дело в атлантических странах, где структура и содержание образо -вания шлифовались в соответствии с нормами общепринятых западных стандартов; еще хуже обстояло дело в некоторых странах Африки и Азии с быстрой вестернизацией и глобализацией образовательных канонов в ущерб национальным ценностям и образовательным традициям. Если для атлантических стран концепция вестернизации - это «коренное, самобытное образование», то для других цивилизаций вестернизация и глобализация - явления чуждые. Глобализация связана с вестернизацией. Однако глобализация не тождественна вестернизации [6].

Способствуя вхождению английского языка как мегагигантского языка в мировое образовательное пространство, глобализация стремится вытеснить другие мировые языки. До 1960-х и 1970-х годов во многих неанглоязычных странах средние школы, колледжи и университеты включали в свои учебные программы различные иностранные языки. Английский был одним из многих иностран-

ных языков. В Советском Союзе изучались четыре иностранных языка — английский, немецкий, французский и испанский. Снижая мотивацию к изучению немецкого, французского и испанского языков, глобализация способствовала обратному процессу - росту изучения нетрадиционных иностранных языков, таких как китайский, арабский и турецкий. Эта особенность характерна для исламских регионов России, особенно Татарстана и Башкортостана. Преподавание этих иностранных языков может быть обусловлено ростом социально-экономических и культурно-образовательных связей между этими автономными республиками и странами Ближнего Востока и Азии.

Глобализация послужила толчком для развития межвузовского сотрудничества и академической мобильности, а в условиях возникающего неравенства между университетами - особое значение имеет вопросы соответствия уровней и качества научно-образовательной деятельности университетов всего мира. Возникшая конкуренция подтолкнула руководство вузов к управленческим изменениям, лоббированию, иному позиционированию себя на глобальном и национальном уровне, так как высокие позиции в рейтингах позволяют наладить долгосрочные партнерские отношения, привлечь талантливых студентов в процесс обучения, а также в работу высококвалифицированных ученых.

Список источников

1. Борисова Н. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. 2022. № 8. С. 16-21.

2. Кротов В. М. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания. М.: Педагогика. 1989. 127 с.

3. Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики // Воспитание в советской школе. 1951. 510 с.

4. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 2020. 193 с.

5. Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). Белгород, 2022. 360 с.

6. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М. : Академия, 2019.

7. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 2022. № 2. С. 73.

8. Щелина Т. Т., Аверьянова Г А. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся // Молодой ученый. 2021. № 21.1. С. 231-233.

References

1. Borisova N. Support of innovative activity of teachers. Appendix to the journal Secondary vocational education. 2022. No. 8. Pp. 16-21.

2. Krotov V. M. The development of A. S. Makarenko's ideas in the theory and methodology of education. M.: Pedagogy. 1989. 127 p.

3. Makarenko A. S. General questions of the theory of pedagogy. Education in the Soviet school. 1951. 510 p.

4. Markova A. K. Psychology of teacher's work. M. : Enlightenment, 2020. 193 p.

5. Poderyagin V. S. What kind of teacher does the school need? Upbringing and development of a growing person: the results of the past and the problems of the present: materials of the All-Russian conference (Belgorod, April 16, 2015). Belgorod, 2022. 360 p.

6. Oliferenko L. Ya., Shulga T. I., Dementieva I. F. Socio-pedagogical support for children at risk: studies. manual for students. M. : Academy, 2019.

7. Shulga T. I., Oliferenko L. Ya. Psychological foundations of work with children at risk in institutions of social assistance and support. Applied psychology and psychoanalysis. 2022. No. 2. P. 73.

8. Shchelina T. T., Averyanova G. A. The problem of teacher training for the development of creative activity of students. Young scientist. 2021. No. 21.1. Pp. 231-233.

Сведения об авторах

МАГАЗИЕВА ЗАРЕМА АБУСАМИТОВНА - ассистент кафедры информационных технологий, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Милли-онщикова, Грозный, Россия, Zarema_It@mail.ru

ХАЖБИКАРОВА МАРЕТ ИМРАНОВНА - кандидат педагогических наук, научный сотрудник отдела языка и литературы Института гуманитарных исследований, Академия наук Чеченской Республики, Грозный, Россия, margaretta72@mail.ru

МАМАЛОВА ХАДИЖАТ ЭДИЛЬСУЛТАНОВНА - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, mamalovah@mail.ru

Information about the authors

MAGAZIEVA ZAREMA A. - Assistant of the Department of Information Technologies, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, Zarema_It@mail.ru KHAZHBIKAROVA MARET I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Researcher of the Department of Language and Literature of the Institute of Humanitarian Studies, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia, margaretta72@mail.ru

MAMALOVA KHADIZHAT E. - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Technology of Production and Processing of Agricultural Products, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, mamalovah@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.