Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Э. Л., Магазиева З. А.

В статье рассматриваются практико-ориентированные технологии в образовательном процессе в контексте развития цифровизации. Отмечается, что в настоящее время мировая экономика переходит на новый уровень развития. Ускоренными темпами развиваются новые технологии, автоматизируется большинство производственных процессов. Эти вариации приводят к быстрой смене экономического и социального порядка в обществе. Мир вступает в эпоху цифровой экономики, которая диктует свои требования к образованию и получению знаний. Экономика требует специалистов нового типа на рынке труда. На первое место при получении образования выходит формирование комплекса навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности в будущем, будучи готовыми к последующей переподготовке. В связи с этим образовательный процесс меняется с традиционного на практико-ориентированный, что позволяет быстро получить необходимый набор навыков и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION DEVELOPMENT

The article discusses practice-oriented technologies in the educational process in the context of the development of digitalization. It is noted that currently the world economy is moving to a new level of development. New technologies are developing at an accelerated pace, and most production processes are being automated. These variations lead to a rapid change in the economic and social order in society. The world is entering the era of the digital economy, which dictates its own requirements for education and knowledge acquisition. The economy requires a new type of specialists in the labor market. The formation of a set of skills comes first when receiving education, having mastered which, employees will be able to gain a foothold in a particular activity in the future, being ready for subsequent retraining. In this regard, the educational process is changing from traditional to practice-oriented, which allows you to quickly get the necessary set of skills and competencies.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 37:004

doi: 10.47576/2411-9520_2023_3_149

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Исаева Элина Лечаевна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, elina6868@mail.ru

Магазиева Зарема Абусамитовна

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Zarema_it@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются практико-ориентированные технологии в образовательном процессе в контексте развития цифровизации. Отмечается, что в настоящее время мировая экономика переходит на новый уровень развития. Ускоренными темпами развиваются новые технологии, автоматизируется большинство производственных процессов. Эти вариации приводят к быстрой смене экономического и социального порядка в обществе. Мир вступает в эпоху цифровой экономики, которая диктует свои требования к образованию и получению знаний. Экономика требует специалистов нового типа на рынке труда. На первое место при получении образования выходит формирование комплекса навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности в будущем, будучи готовыми к последующей переподготовке. В связи с этим образовательный процесс меняется с традиционного на практико-ориентирован-ный, что позволяет быстро получить необходимый набор навыков и компетенций.

Ключевые слова: образование; технологии; информация; компетенции; цифрови-зация.

Для цитирования: Исаева Э. Л., Магазиева З. А. Практико-ориентированные техно -логии в образовательном процессе в контексте развития цифровизации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 3. - С. 149-153. https://doi. org/10.47576/2411-9520_2023_3_149.

Original article

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES

IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT

OF DIGITALIZATION DEVELOPMENT

Isaeva Elina L.

Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, elina6868@mail.ru Magazieva Zarema A.

Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, Zarema_it@mail.ru

Abstract. The article discusses practice-oriented technologies in the educational process in the context of the development of digitalization. It is noted that currently the world economy is moving to a new level of development. New technologies are developing at an accelerated pace, and most production processes are being automated. These variations lead to a rapid

change in the economic and social order in society. The world is entering the era of the digital economy, which dictates its own requirements for education and knowledge acquisition. The economy requires a new type of specialists in the labor market. The formation of a set of skills comes first when receiving education, having mastered which, employees will be able to gain a foothold in a particular activity in the future, being ready for subsequent retraining. In this regard, the educational process is changing from traditional to practice-oriented, which allows you to quickly get the necessary set of skills and competencies.

Keywords: education; technology; information; competencies; digitalization.

For citation: Isaeva E.L., Magazieva Z.A. Practice-oriented technologies in the educational process in the context of digitalization development. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 3, pp. 149-153. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_149.

В рамках исследования авторским коллективом разработан и описан механизм использования практико-ориентированных технологий в образовательном процессе вуза с целью повышения деловых компетенций преподавателей и качества образования в целом. Использование данного механизма на практике в учебных заведениях повысит вовлеченность студентов в образовательный процесс, студенты смогут соответствовать современным реалиям меняющегося общества, основным приоритетом которого является адаптация к быстро меняющимся условиям труда.

Современный этап развития общества характеризуется сменой образовательных парадигм, то есть переходом к новым практи-ко-ориентированным [1-11] педагогическим технологиям, суть которых заключается в развитии творческого потенциала учащихся. У студентов формируются навыки быстрого включения в инновационные процессы и умения соотносить свою профессиональную деятельность в зависимости от объективных и субъективных условий. Лавинообразное наступление эпохи финансовых технологий требует от преподавателей постоянного саморазвития. В вузах на первый план выходит не конкуренция между преподавателями, а объединение усилий для своевременного реагирования и принятия решений в условиях глобализации экономики и общества в целом. Для обеспечения успешного функционирования образовательной организации, реализующей программу высшего образования, необходима консолидация усилий всех участников образовательного процесса. Только в сотрудничестве с финансовыми институтами и работодателями образование

может обеспечить устойчивое экономическое развитие общества.

На сегодняшний день статистика не оптимистична, большинство выпускников вузов трудоустроены не по полученной специальности, а причиной тому жесткое требование со стороны работодателей - наличие опыта работы. В настоящее время в ведущих вузах страны на достаточно высоком уровне сформированы академические компетенции всех преподавателей. Отвечая реалиям современного мира, для всех участников образовательного процесса, при подготовке выпускников любого профиля на первый план выходит задача усиления практической подготовки будущих специалистов. Коллектив авторов одним из приоритетных направлений в решении проблемы считает внедрение новых эффективных технологий обучения [11]. В настоящее время актуальны образовательные технологии, основанные на активных и интерактивных методах обучения, к которым относятся проектные или проблемно-ориентированные методы [1-11].

Современное общество выдвигает двоякие требования по отношению к образованию [5]. С одной стороны, это сохранение фундаментальности образования, а с другой - постоянное обновление его содержания за счет усиления практической направленности. В таких условиях наиболее эффективно усиление роли практико-ориентированных [3] технологий в образовательном процессе, то есть гармоничное сочетание теоретических знаний при решении практических вопросов. Не снижая полностью значения теоретического блока, практико-ориентированный подход нацеливает образовательные организации [4] на разработку таких форм обра-

зовательного процесса, которые позволяют эффективно использовать кейс-стади [5], мастер-классы, тренинги, деловые игры [6], проектно-проблемные методики, самостоятельные исследования.

Использование этого механизма в образовательном процессе вуза сопряжено с определенными трудностями, которые вызваны двумя основными причинами, это требует:

1) определенных условий и квалификации преподавателей, капиталовложений;

2) непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагога посредством профессионального обучения.

В настоящее время в России реализуется двухуровневое высшее образование, что связано со вступлением России в Болонский процесс в 2011 г. Само по себе разделение на бакалавриат и магистратуру дает большие возможности для обучающихся, в том числе возможность получить две совершенно разные специальности за 6 лет. Поэтому завершив обучение по технической сфере, студенты поступают в магистратуру по гуманитарной сфере и наоборот. Этот аспект положительно влияет на востребованность выпускников работодателями. Однако это также связано с некоторыми трудностями: освоение магистерской программы для студентов с непрофильным базовым образованием затруднено, так как направленность магистерских программ предполагает углубленное изучение отдельных аспектов конкретного направления подготовки, освоение которых требует от студентов с непрофильным базовым образованием больших усилий, чем от студентов, закончивших обучение по профильному направлению бакалавриата. При этом возникает необходимость соблюдения определенного баланса между различными базовыми уровнями подготовки студентов [9] в магистратуре.

Двухуровневое образование требовало от преподавателей высшей школы повышения профессионализма, постоянного совершенствования навыков использования новейших технологий обучения будущих бакалавров и магистрантов. В настоящее время проблема повышения квалификации стоит достаточно остро в каждом вузе страны, ведь от их организации требуется получение всего комплекса необходимой информации в области новейших научных достижений, а также

передового зарубежного и отечественного опыта в любой сфере. поле. Однако, к сожалению, на практике эти курсы иногда носят формальный характер. В этом случае решение проблемы также возможно за счет внедрения практико-ориентированных технологий в реализацию программ развития педагогов [1-3]. С помощью таких инструментов, как кейс-стади [6], корзин-методы, методы проектного обучения, то есть методы, основанные на имитации проблем, возникающих в повседневной работе педагогов, можно было бы повысить эффективность получения бизнес-компетенций.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников, по мнению авторов, и их неконкурентоспособности на рынке труда является отсутствие практики решения задач в сфере будущей профессиональной деятельности. Предлагаемый механизм использования практи-ко-ориентированного подхода основан на тесной взаимосвязи работодателей, преподавателей и выпускников [9]. Существенным шагом в этом направлении можно назвать конкурс студенческих работ проекта «Профессиональное обучение 2.0», организованный платформой «Россия - страна возможностей» и Общероссийским народным фронтом.

Сайт «Профстажировки.рф» [6] сегодня предлагает кейсы, сформированные предприятиями реального сектора экономики, чтобы студенты могли окунуться в проблемы предприятий еще во время учебы в вузе. Тем не менее, по мнению авторов, условия данной площадки необходимо улучшить, чтобы предоставить студентам возможность получить опыт работы в процессе обучения в вузе. Описываемый авторским коллективом механизм использования практико-ориенти-рованных [3] технологий в образовательном процессе предполагает, что работодатели на протяжении всего периода обучения будут привлекать студентов через различные виды практик (учебные, производственная, преддипломная) для решения конкретных практических задач. Это позволит образованию идти по программе опережающего развития, а общество в целом будет развиваться устойчиво.

Развитие информационных технологий и компьютерных технологий дало толчок раз-

витию так называемого информационного общества. Информационное общество - это общество, в котором промышленное, социальное и экономическое развитие зависит от производства, обработки, хранения и распространения информации [6].

Согласно т отчету IDA, анализируется менее 1 % всей существующей информации в мире. Каждый день нам приходится обрабатывать огромное количество данных. Сегодня люди отправляют сообщения с мобильных телефонов, через социальные сети, просматривают новостные ленты, видео, материалы в Интернете, читают посты в социальных сетях, ежесекундно современный человек обрабатывает информацию, полученную из различных источников. Такая глобальная информатизация [7] приводит к изменению мышления подрастающего поколения. Постоянная смена информации требует ее быстрого усвоения, поэтому у молодежи формируется так называемое «клиповое (фрагментарное) мышление». Впервые данное понятие ввел американский ученый Э. Тоффлер [11], который представил понятие клиповой культуры как характеристику общества, переходящего от массового и серийного производства к информационному. Сегодня в связи с темпом поступления информации современным школьникам не нужны детали для ее усвоения, студентам нужна общая картина происходящего. Клиповое мышле-

ние позволяет усваивать большой объем информации, не зацикливаясь на деталях, а воспринимая только общее представление. Этому способствует представление самой информации [8] вокруг нас. Информация в Интернете [10] представлена короткими текстовыми сообщениями, в основном вся информация визуализируется картинками, ин-фографикой, слайд-шоу, флеш-анимацией.

Таким образом, традиционные методы обучения нацелены на иной тип мышления, нежели последовательное, письменное мышление, которое было характерно до формирования информационного общества. Традиционные методы обучения в высших учебных заведениях включают в себя лекции, дискуссионные семинары, практические занятия и лабораторные упражнения. При этих методах монотонное и последовательное изложение материала является правилом, и делаются определенные выводы. Однако студенты с клиповым мышлением не могут воспринимать информацию, которую им дают на занятиях, так как воспринимают ее фрагментарно (без анализа). Из всего вышесказанного авторы делают вывод, что необходимо изменить способ передачи и донесения информации до современных студентов в соответствии с требованиями нового информационного общества. В современном образовании необходимо внедрять активные методы обучения.

Список источников

1. Романцев Г М., Дорожкин Е. М., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Опережающее развитие профессионально-педагогического образования как фактор обеспечения национальной безопасности России. М., 2023. С. 43-51.

2. Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. М. : Аспект, 2021. 31 с.

3. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М. : Совершенство, 2022. 192 с.

4. Рыбакина Н. А. Интеграция общего и профессионального образования в контексте парадигмы непрерывного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2022. Т. 9. № 5-2. С. 106-108.

5. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2021. № 5. С. 158-160.

6. Куприянова Л. М., Ефимова О. Н. Информационное общество: современный этап развития новой экономики // Мир новой экономики. 2022. № 3. С. 71-85. 7. Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2021. № 3. С. 53-59.

8. Pucciarelli F., Kaplan A. Competition and strategy in higher education: managing complexity and uncertainty // Business Horizons. 2022. Vol. 59. № 3. P. 311-320.

9. Shin S., Brush T. A., Saye J. W. Using technology-enhanced cases in teacher education: an exploratory study in a social studies methods course // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 78. P. 151-164.

10. Farashahi M., Tajeddin M. Effectiveness of teaching methods in business education: a comparison study on the learning outcomes of lectures, case studies and simulations // The International Journal of Management Education. 2018. Vol. 16. № 1. P. 131-142.

11. Han I., Eom M., Shin W. S. Multimedia case-based learning to enhance pre-service teachers' knowledge integration for teaching with technologies // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 34. P. 122-129.

References

1. Romantsev G. M., Dorozhkin E. M., Osipova I. V., Tarasyuk O. V. Advanced development of professional and pedagogical education as a factor of ensuring national security of Russia. M., 2023. pp. 43-51.

2. Smirnov I. P., Polyakov V. A., Tkachenko E. V. New principles of organization of primary vocational education. M. : Aspect, 2021. 31 p .

3. Berulava M. N. Integration of the content of education. M. : Perfection, 2022. 192 p.

4. Rybakina N. A. Integration of general and vocational education in the context of the paradigm of continuing education. Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2022. Vol. 9. No. 5-2. Pp. 106-108.

5. Popova O. I. Transformation of higher education in the digital economy. Management issues. 2021. No. 5. Pp. 158160.

6. Kupriyanova L. M., Efimova O. N. Information society: the modern stage of development of the new economy. The world of the new economy. 2022. No. 3. Pp. 71-85.

7. Mityagina E. V., Dolgopolova N. S. «Clip consciousness» of youth in the modern information society. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Social Sciences series. 2021. No. 3. Pp. 53-59.

8. Pucciarelli F., Kaplan A. Competition and strategy in higher education: managing complexity and uncertainty. Horizons of Business. 2022. Volume 59. No. 3. pp. 311-320.

9. Shin S., Brush T. A., Say J. U. The use of cases improved by technologies in pedagogical education: a research study in the course of methods of social research. Teaching and pedagogical education. 2019. Volume 78. Pp. 151-164.

10. Farashahi M., Tajeddin M. The effectiveness of teaching methods in business education: a comparative study of learning outcomes in lectures, case studies and simulations. International Journal of Management Education. 2018. Volume 16. No. 1. pp. 131-142.

11. Khan I., Eom M., Shin V. S. Multimedia training based on case studies to increase the integration of teachers' knowledge before the start of training using technologies. Teaching and pedagogical education. 2023. Volume 34. Pp. 122-129.

Сведения об авторах

ИСАЕВА ЭЛИНА ЛЕЧАЕВНА - кандидат химических наук, доцент, Чеченский государственный универси -тет имени А. А. Кадырова, Грозный, Pоссия, elina6868@mail.ru elina6868@mail.ru

МАГАЗИЕВА ЗАРЕМА АБУСАМИТОВНА - ассистент кафедры информационных технологий, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М. Д. Миллионщикова, Грозный, Pоссия, Zarema_ it@mail.ru

Information about the authors

ISAEVA ELINA L. - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, elina6868@mail.ru elina6868@mail.ru

MAGAZIEVA ZAREMA A. - Assistant of the Department of Economics, M.D. Millionshchikov Grozny State Petroleum Technical University, Grozny, Russia, Zarema_it@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.