Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсакаева Х. С., Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М.

В статье рассматриваются инновации в образовательной сфере. Отмечается, что системы образования превратились в основные двигатели экономического роста и процветания, национального и общественного строительства и социального прогресса. Системные вызовы XXI века - от изменения климата и утраты биоразнообразия до пандемий и военных конфликтов или управления технологиями - требуют тесного сотрудничества между странами. Хотя системы образования тесно связаны с национальной историей, языком и культурой, международное сотрудничество является жизненно важным компонентом архитектуры управления в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсакаева Х. С., Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article discusses innovations in the educational sphere. It is noted that education systems have become the main engines of economic growth and prosperity, national and social construction and social progress. The systemic challenges of the 21st century - from climate change and biodiversity loss to pandemics and military conflicts or technology management - require close cooperation between countries. Although education systems are closely linked to national history, language and culture, international cooperation is a vital component of the educational governance architecture.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Научная статья УДК 37:004

doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_149

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Арсакаева Хапта Салтмуратовна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, hapta76@mail.ru

Астарханова Нурият Раджабовна

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, isaevir@yandex.ru

Рабаданова Патимат Магомедовна

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия,

rabadanova1968@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются инновации в образовательной сфере. Отмечается, что системы образования превратились в основные двигатели экономического роста и процветания, национального и общественного строительства и социального прогресса. Системные вызовы XXI века - от изменения климата и утраты биоразнообразия до пандемий и военных конфликтов или управления технологиями - требуют тесного сотрудничества между странами. Хотя системы образования тесно связаны с национальной историей, языком и культурой, международное сотрудничество является жизненно важным компонентом архитектуры управления в сфере образования.

Ключевые слова: инновации; система образования; устойчивое развитие; общество.

Для цитирования: Арсакаева Х. С., Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М. Инновации в образовательной сфере в контексте устойчивого развития общества // Региональная и отраслевая экономика. - 2023 - № 2 - С. 149-153. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_149.

Original article

INNOVATIONS IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Arsakaeva Hapta S.

Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, hapta76@mail.ru

Astarkhanova Nuriyat R.

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, isaevir@yandex.ru

Rabadanova Patimat M.

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, rabadanova1968@yandex.ru

Abstract. The article discusses innovations in the educational sphere. It is noted that education systems have become the main engines of economic growth and prosperity, national and social construction and social progress. The systemic challenges of the 21st century - from climate change and biodiversity loss to pandemics and military conflicts or technology management - require close cooperation between countries. Although education systems are closely linked to national history, language and culture, international cooperation is a vital component of the educational governance architecture.

Keywords: innovation, education system, sustainable development, society.

For citation: Arsakaeva H. S., Astarkhanova N. R., Rabadanova P. M. Innovations in the field of education in the context of sustainable development of society. Regional and branch economy, 2023, no. 2, pp. 149-153. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_149.

Для педагогов, разрабатывающих политику в области образования это является проблемой. Как они могут обучить студентов применять еще не созданные рабочие места, использовать технологии, которые в данный момент никто и никогда создать небыли способны или решать проблемы социума с которыми мы только-только начинаем знакомиться? В любом случае изменения меняют мир и системы убеждений людей, независимо от того придут ли они в виде медленно развивающихся тенденций или внезапных системных потрясения. В итоге они переопределяют ожидания в отношении образования и воздействуют на способы организации обучения. Образование является теперь не просто способом получения знаний, а помощью в разработке определенного инструмента для действий, которые могут быть достаточно уверенными при нахождении сложного и непредсказуемого мира. Успешность образования на современном этапе зависит от идентичности, свободы действий (то есть способности ставить цели и думать о них ответственно для достижения изменений), ценностей. Развитие любознательности позволяет мобилизовать когнитивные, социальные или эмоциональные ресурсы организма к деятельному участию в жизни общества. Образование оказалось на перепутье, ведь перед человечеством стоят большие вызовы: изменения климата в совокупности с влиянием искусственного интеллекта (ИИ) и новых технологий; массовая миграция или глобальное налогообложение.

Разрушения, вызванные пандемией COVID-19 и войной в Украине, еще больше ускорили изменения и их неотложность. Важно найти способы поддерживать инновации в

образовании и подтвердить, что инвестиции в образование - это инвестиции в будущее процветания и благополучия общества. В этом контексте обучение на протяжении всей жизни стало ожиданием для всех. Это позво -лит отдельным лицам, сообществам, организациям и обществам преобразовать возможности в активное чувство свободы действий, необходимое для обеспечения хорошей жизни. Переход от первоначальных достижений, ориентированных на квалификацию, к новому распределению обучения и развития навыков на протяжении всей жизни - это новая реальность. Это создаст важные проблемы государственной политики, требующие развития новых партнерских отношений для поддержки обучения с использованием инновационных механизмов как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Для того чтобы следить за технологическими изменениями, нужно обладать дальновидностью и смелостью политиков (как в политической сфере), а также потенциалом на местах. Инфракрасные вычисления, огромные данные в интернете вещей или ИИ и другие средства цифровизации перестраивают современный мир [1]. Будущее выглядит все более совершенным с открытыми возможностями подключения, победными технологиями работы бизнеса- цифровой экономикой. Это может изменить и бизнес, рынки труда с их спросом на навыки работы, а также способы участия в реальных или виртуальных группах для создания личных отношений.

Цифровизация влияет на безопасность и конфиденциальность, а также на здоровье и благополучие, особенно среди детей [2]. Эта трансформация привела к обилию информации, облегчила возможность мгновенного и

глобального распространения информации и перевернула традиционные источники новостей. В частности, распространение ложной и дезинформации представляет фундаментальную угрозу для свободного и основанного на фактах обмена информацией, лежащего в основе демократии. Это развитие еще раз подчеркивает необходимость вооружить людей навыками медийной и цифровой грамотности, а также развивать навыки критического мышления и этического суждения, чтобы они могли ориентироваться в этих пространствах и понимать их значение. Это является приоритетом для ОЭСР в борьбе с недостоверной и дезинформацией. Более широкое использование цифровых инструментов в образовании является одним из последствий закрытия школ из-за COVID-19, но все согласны с тем, что в этом отношении можно сделать гораздо больше [3]. Цифровые технологии могут создать новые возможности обучения для тех, кто не может получить формальное образование, и позволить охватить новые группы населения. Эти люди являются, как пожилыми людьми (старше 60 лет), так и молодёжи. Они не работают или находятся на неполной занятости в связи с отсутствием обучения по специальностям, также они относятся к категории людей имеющих особые потребности.

Современные технологии могут предоставить возможность преподавателям и учащимся получать доступ к знаниям различными путями, которые соединяют время с минимальными затратами. Цифровые технологии имеют возможность не только помогать отдельным педагогам и учащимся, но еще способны создать экосистему обучения основанную на сотрудничестве. Благодаря технологиям появилась возможность создания обществ учеников, которые сделают обучение более эффективным [4]. Они способствуют увеличению концентрации и настойчивости в разработке действенных стратегий обучения при помощи техник. Также посредством технологий возможно создание сообществ, в которых преподаватели делятся и обогащают образовательные ресурсы своих коллег. Также они совместно работают над созданием институционализации профессиональной практики студентов с целью их профессионального роста. Он может помочь лидерам и правительствам разрабаты-

вать системы образования, политики педагогики совместно с передовым опытом в этих областях.

Цифровизация откроет до сих пор неизвестные возможности. Цифровые технологии не только повлияют на нашу работу, общество и жизнь, но и воспроизведут человеческие возможности. Умные машины и био- и нейротехнологии также расширят возможности людей с улучшенными когнитивными и сенсорными способностями. Это поднимает вопросы о том, сделают ли биологическая и компьютерная инженерия некоторые формы человеческой деятельности избыточными и отделят интеллект от сознания. Цифровые технологии побуждают людей думать о том, как лучше всего интегрироваться и сотрудничать с ними, а также укреплять наиболее «че -ловеческие» части [5]. Это имеет серьезные последствия для цели образования. Знания об образовании превращаются в ценнейший ресурс для самого образования. Действительно, рост науки и исследований также по -вышает преобразующую способность систем образования. Новые знания об образовании создаются очень быстрыми темпами, обновляя базу знаний, на которой процветает образование. Появляется новая «наука об обучении», состоящая из строительных блоков когнитивной психологии, неврологии, исследований мозга и социальной психологии. Это открывает широкие возможности для образовательных систем, чтобы переосмыслить свои цели, дизайн и реализацию.

Обучение как фундаментальная человеческая деятельность не ограничено пространством и временем. Институционализированные условия остаются важными в обеспечении пространства и возможностей для обучения, но ценностное предложение традиционных образовательных учреждений находится под пристальным вниманием, и возникают вопросы относительно того, обеспечивают ли они образование, соответствующее потребностям реального мира [6]. Когда спрос на возможности обучения на протяжении всей жизни продолжает расти, технологии облегчают доступ как к обучению на протяжении всей жизни, так и к способам признания такого обучения за пределами систем формального образования. В то же время все большее признание получают различные участники общества, предлагающие

возможности для обучения. Семьи и личные социальные отношения, которые сами постоянно трансформируются, составляют важную среду обучения, с которой школы должны вести переговоры и сотрудничать. Социальные институты, такие как системы здравоохранения и социального обеспечения, политика, религия, традиционные и социальные сети и многие другие аспекты современного общества, будут играть все более важную роль в социализации людей и предоставлении возможностей для обучения. Работодатели играют решающую роль в обучении на протяжении всей жизни, обеспечивая непрерывную профессиональную подготовку и неформальное обучение на рабочем месте, а также участвуя в социальном диалоге о целях, актуальности и сути образования. Более того, участие работодателей лежит в основе эффективной профориентации молодых людей, усиливая сигналы рынка труда и позволяя продвигаться к привлекательной занятости. Стирание четкой границы между приобретением знаний и навыков (в учебных заведениях) и их применением (в обществе и на рабочем месте) дает возможность сделать обучение более актуальным, аутентичным и увлекательным. Для формального образования в учебных заведениях, таких как школы и университеты, более тесное сотрудничество с другими участниками общества предлагает важный путь для самореализации, что потенциально может принести значительные преимущества учащимся.

Выводы: Цель образования - это стремление максимально расширить возможности

учащегося не только индивидуально, но и коллективно. Поскольку общества в будущем будут изменяться, системы образования должны предоставлять учащимся возможности для развития знаний и навыков по тем предметам, которые дают возможность осуществить их потенциал на протяжении всей жизни. Начиная от детства до старости. Для активного участия в построении общества, учащимся нужно развивать чувство ответственности и способность выбирать цели. Учащиеся должны будут иметь возможность разрабатывать свои собственные траектории обучения. Таким образом, развитие свободы действий в жизни и обучении само по себе является образовательным результатом, который поможет учащимся преуспеть в меняющемся мире. Это ставит развитие более широких трансверсальных навыков, а также отношений, ценностей, предпринимательства, критического мышления и метаког-нитивных навыков на тот же уровень, что и традиционные дисциплинарные знания. Тем не менее, учащимся потребуется руководство и поддержка, чтобы проявить свободу воли. Они должны быть уверены, что учебная среда признает их предшествующее обучение, что позволит им беспрепятственно воссоединиться с институциональным и неформальным обучением. Ввиду давления, направленного на поощрение справедливости и инклюзивности в образовании, они также нуждаются в новой инновационной поддержке, учитывая их разнообразное социальное, культурное и этническое происхождение.

Список источников

1. Leone К., Komisar S., Everham E.M. (eds.). Making the Sustainable University, Education for Sustainability. Singapore : Springer Singapore, 2021. 310 p.

2. Сибирь. Пути устойчивого развития (социогуманитарный аспект) / отв. pед. В. И. Бойко, В. А. Ламин, В. П. Фофанов. Новосибирск : Сибирское научное издательство, 2021.

3. Яковец Ю. В. О системе долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций: научный доклад. М.: МИСК: ИНЭКС, 2022. 210 с.

4. Ильин И. В., Урсул Т. А., Чумаков А. Н. У истоков отечественной глобалистики (к 85-летию А. Д. Урсула) // Век глобализации. 2021. №3. С. 128-140.

5. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития // Экономика промышленности. 2018. № 1. C. 103-115.

6. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (экспертно-анали-тический доклад) / В. А. Грачев, И. В. Ильин, А. Д. Урсул [и др.]. М. : Учитель, 2022. 207 с.

References

1. Leone K., Komisar S., Everham E.M. (eds.). Making the Sustainable University, Education forSustainability. Singapore: Springer Singapore, 2021. 310 p.

2. Siberia. Ways of sustainable development (socio-humanitarian aspect) / ed. V. I. Boyko, V. A. Lamin, V. P. Fofanov. Novosibirsk: Siberian Scientific Publishing House, 2021.

3. Yakovets Yu. V. On the system of long-term goals for the sustainable development of civilizations: scientific report. Moscow: MISK: INEX, 2022. 210 p.

4. Ilyin I. V., Ursul T. A., Chumakov A. N. At the origins of Russian globalism (to the 85th anniversary of A.D. Ursul). Century of Globalization. 2021. No.3. Pp. 128-140.

5. Ursul A.D., Ursul T. A. Russian education in the context of sustainable development strategy. Industrial economics. 2018. No. 1. C. 103-115.

6. Education for sustainable development in Russia: problems and prospects: (expert and analytical report) / V. A. Grachev, I. V. Ilyin, A.D. Ursul [et al.]. M.: Teacher, 2022. 207 p.

Сведения об авторах

АРСАКАЕВА ХАПТА САЛТМУРАТОВНА - старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, hapta76@mail.ru

АСТАРХАНОВА НУРИЯТ РАДЖАБОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, isaevir@yandex.ru

РАБАДАНОВА ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА - кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, rabadanova1968@yandex.ru

Information about the authors

ARSAKAEVA HAPTA S. - Senior Lecturer of the Department of Russian Language of the Faculty of Philology, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, hapta76@mail.ru

ASTARKHANOVA NURIYAT R. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, isaevir@yandex.ru

RABADANOVA PATIMAT M. - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, rabadanova1968@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.