Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна

Цель статьи - рассмотреть современные проблемы экологического образования, способы формирования экологической культуры школьников в средней школе, в процессе образования и воспитания. Методы. Наблюдение, обобщение, опрос, анализ психолого-педагогической литературы. Результат. Экологическая культура обоснована в воспитании каждого человека, в понимании самоценности природы и необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений. Вывод. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SECONDARY SCHOOLCHILDREN’S ECOLOGICAL CULTURE

The aim of the article is to consider the current issue of ecological education, ways of formation the ecological culture of secondary schoolchildren in the process of education. Methods. Observation, generalization, quiz, analysis of psychological and pedagogical literature. Result. Ecological culture is grounded in the education of each person, in the understanding of the self-worth of nature and the need to preserve it as much as possible for future generations. Conclusion. The main goal of ecological education is the formation of a personality characterized by a developed ecological consciousness and culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-38-44

Формирование экологической культуры школьников в средней школе

Астарханова Н.Р. 1, Рабаданова П.М. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - рассмотреть современные проблемы экологического образования, способы формирования экологической культуры школьников в средней школе, в процессе образования и воспитания. Методы. Наблюдение, обобщение, опрос, анализ психолого-педагогической литературы. Результат. Экологическая культура обоснована в воспитании каждого человека, в понимании самоценности природы и необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений. Вывод. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, воспитание, природа.

Формат цитирования: Астарханова Н. Р., Рабаданова П. М. Формирование экологической культуры школьников в средней школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 38-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-141-38-44

Formation of Secondary Schoolchildren's Ecological Culture Nuriyat R. Astarkhanova 1, Patimat M. Rabadanova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the current issue of ecological education, ways of formation the ecological culture of secondary schoolchildren in the process of education. Methods. Observation, generalization, quiz, analysis of psychological and pedagogical literature. Result. Ecological culture is grounded in the education of each person, in the understanding of the self-worth of nature and the need to preserve it as much as possible for future generations. Conclusion. The main goal of ecological education is the formation of a personality characterized by a developed ecological consciousness and culture.

Keywords: ecological culture, ecological education, education, nature.

For citation: Astarkhanova N. R., Rabadanova P. M. Formation of Secondary Schoolchildren's Ecological Culture. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 38-44. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-38-44 (In Russian)

Введение

Модернизация образования, проводимая в России в последние годы, одним из приоритетных направлений определила формирование экологической культуры школьников в средней школе. Для его реализации требуется создание благоприят-

ной школьной среды через рациональную организацию учебно-воспитательной деятельности.

В процессе формирования экологической культуры школьников педагогам необходимо акцентировать свое внимание на становление гражданственности, чтобы

они обладали не только хорошими знаниями, но и умели сделать нравственный и ответственный выбор за свои дела и поступки. В связи с этим необходимо уделять большое внимание формированию ценностных качеств личности школьника. Потребность общества в экологических знаниях с каждым годом возрастает. Одновременно необходимо расширение и совершенствование экологического воспитания. Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности. Становление экологической культуры является результатом развития системы «общество - человек».

Цель статьи - рассмотреть современные проблемы экологического образования, способы формирования экологической культуры школьников в средней школе в процессе образования и воспитания.

Методы - наблюдение, обобщение, опрос, анализ психолого-педагогической литературы.

Результаты и обсуждение

Экологическая культура является одним из главных определяющих фактов изменения потребительских отношений, ценностных ориентировок, обычаев и привычек, господствующих в современном мире. Многолетние изменения человеком природной среды породили глобальную проблему - проблему экологическую. Она связана с ухудшением качества окружающей человека природы в результате развития промышленного производства, роста городов и транспорта, с истощением энергетических и сырьевых ресурсов, разрушительными последствиями военных конфликтов, увеличением отрицательного влияния человека на природу и связанными с ними нарушениями естественных природных процессов.

Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация:

- с одной стороны, необходимо усиление внимания к экологическим вопросам в школе и имеющимся секторам естественнонаучных дисциплин в решении задач экологического образования и воспитания школьников, возрастает интерес к решению данной проблемы со стороны учителей и школьников, а с другой - отсутствие системной работы в области экологического образования и воспитания;

- между первоочередными задачами по экологическому воспитанию и недостаточными темпами становления основ экологической культуры у школьников;

- между повышением у старшеклассников уровня теоретических знаний по экологии и недостаточной практической экологической деятельностью, в результате чего наблюдается отсутствие навыков экологической деятельности в окружающей среде и быту.

Возникновение экологических проблем обусловлено социально-экономическими факторами, и решаться эти проблемы должны не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. На наш взгляд игра может с успехом использоваться во внеурочной работе со школьниками и рассматриваться как форма и метод экологического воспитания. Игры способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы. Игровые формы обучения и воспитания способствуют развитию экологического мышления, повышают интерес к экологическим проблемам, вырабатывают позитивное отношение к природе. Для проведения в школе можно использовать различные игры экологического содержания: соревновательные, ролевые, имитационные.

Учебные заведения пока еще не в полной мере нацелены на решение проблемы экологического образования школьников. Полученные в результате мониторинга учебных заведений нашей республики данные свидетельствуют о том, что у большинства учащихся экологическая культура находится на низком уровне, который характеризуется тем, что школьники знают незначительное количество экологического материала и затрудняются в ответе.

При таком разнообразии исследований, современная экология, на наш взгляд, больше, чем любая другая область знаний, отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. В результате этого исчезли некоторые виды животных, загрязняются

реки, озёра, океаны, воздух, почва, уменьшаются площади лесов.

Концепция принятия воспитания экологически культурной, высоконравственной личности поможет решить экологическую проблему. В современных условиях важным воспитательным фактором при этом является природа. «Природа - не только среда, окружающая нас, но и всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это краевая нить мировоззренческих убеждений...» [2, с. 12].

В концепции непрерывного образования отводится определенное место экологическому образованию.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий (конфликтов) в системе «природа - общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности. Познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя [10].

Природа обогащает человека духовно, общение с ней благоприятствует формированию у людей моральных качеств. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся увидеть истинную красоту природы, относиться к ней с большим трепетом и бережливо пользоваться ее благами. Нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды формирует моти-вационную сферу учащихся.

К сожалению, в общественном сознании людей различных слоев населения чаще всего проявляется невежество, хищничество в отношениях с социоприродной средой. Достижение цели экологического образования затруднено кризисными явлениями во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры.

Экологическая ответственность проявляется в:

- ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

- ответственности за свое здоровье и здоровье других людей, как личной и общественной ценности;

- активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждении негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье [5].

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями.

Сущность и содержание экологического образования и воспитания определяются учеными следующим образом:

- под экологическим образованием и воспитанием принято понимать психолого-педагогический процесс взаимодействия сознания и поведения человека с целью формирования у него знаний, научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, определённых ценностных ориентаций о нормах устойчивого поведения в отношении к природе, активной сознательной позиции в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

- под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [6];

- экологическое образование - это процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения и самооб-

разования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности, под непрерывным экологическим образованием - обогащением его экологической культуры на протяжении всей жизни [8].

Многие ученые и методисты занимались проблемами формирования экологической культуры учащихся: С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный занимались изучением модели организации экологического образования и воспитания начальной школы [2; 9]; проблемами внедрения экологической информации в традиционные предметы занимались Н. Ф. Виноградова и А. С. Бейсенова; исследованием форм, методов и средств экологического образования занимались Л. В. Моисеева, И. Н. Пономарева, И. В. Цветкова, З. А. Клепинина, Е. П. Торохова [1; 2; 4; 8].

А. Н. Захлебный выделяет четыре основных компонента в системе формирования экологической культуры:

1. Научно-познавательный, который содержит материал, раскрывающий основные свойства предметов и явлений, их многообразие и взаимосвязь.

2. Ценностный, который направлен на то, чтобы осветить учащимся значимость изучаемых объектов в жизни общества.

3. Нормативный, регламентирующий нормы, правила, запреты, предписания поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении.

4. Практически-деятельностный, является критерием развивающегося сознания, отражает окончательный результат отношений.

По мнению Е. Н. Дзятковской, экологическая культура - это качество личности, главными компонентами которой являются: активный интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и основных способах ее охраны; нравственные и эстетические установки по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к окружающей среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение человека в природном окружении [ 7].

Разработка системы экологического воспитания и образования является неотъемлемой частью воспитания экологически культурной личности. В учебный процесс следует включать новые технологии, учитывая психофизиологических особенностей подрастающего поколения.

Главенствующую роль в учебно-воспитательном процессе играют межличностные отношения учителя и ученика, от которых зависят эффективность и результат обучения и воспитания. Отношение учителя к предъявляемым им требованиям влияет на результат деятельности учащихся. Также немаловажным условием психолого-педагогического воздействия является социальное взаимодействие, формы и содержание конкретных межличностных отношений. Здесь важно подчеркнуть особую роль народных педагогических традиций, в которых особое место занимает бережливое отношение к природе, животному и растительному миру.

«... Для народа настоящий труженик и семьянин немыслим без таких нравственных черт, как бережное отношение к каждому кустарнику, дереву, зверьку, роднику, забота о домашних животных» [7, с. 25].

«Главное - формирование человека, его нравственный мир и в какой-то мере отношение к окружающему, - дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством» - отмечает С. Д. Лихачев [5, с. 168].

В системе взаимоотношений «человек -природа» многое зависит от нравственных качеств личности, его социальной позиции. Следовательно, без нравственности невозможно воспитание экологически культурной личности. Значение нравственного воспитания в народной педагогике отмечалось учеными И. П. Подласым, С. П. Барановым, И. Ф. Харламовым.

Основные компоненты экологической компетенции отражены в таблице

Экологическая ситуация в мире ставит перед людьми важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим встает вопрос об экологической грамотности, экологической культуре и экологическом сознании нынешнего и будущего поколений. У сегодняшнего поколения эти показатели присутствуют на очень низком уровне. Изменить ситуацию в лучшую сторону можно через экологическое воспитание детей, которое должно ре-ализовываться педагогами, обладающими помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, которые обеспечат разностороннее воздействие на школьников, формируя при этом все составляющие экологической воспитанности.

42 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Vol. 14. No. 1. 2020

Таблица

Компоненты экологической компетенции

Учебно -познавательный Общекультурный Поведенческо -волевой Коммуникативный

Предметные результаты: система знаний (основы экологического мировоззрения) об основных законах экологии, основные экологические понятия, осознание существующих экологических возможностей, формирование начальных исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Личностные результаты: способность учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состояния природы. Метапредметные результаты: формирование способности понимать и принимать учебную задачу, сохранять ее, планировать свою экологическую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждение, а также формирование коммуникативных навыков.

Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся на межпредметной основе с учётом возраста школьника.

Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельности: общественно полезный труд, туристско-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и конечно -урочная форма.

В ходе исследования выявлено, что в процессе ознакомления учащихся с экологическими знаниями, учитель в основном использует дидактические методы (словесные, наглядные).

Нами разработана программа деятельности учителя по экологическому воспитанию учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении внеклассных мероприятий. Основной акцент сделан на использовании интерактивных методов и форм, наиболее действенными из которых являются проектно-исследовательская деятельность, решение проблемного вопроса, эксперимент, экскурсия. Проектная

деятельность носила исследовательский и практико-ориентированный характер.

Результаты исследования говорят о том, что показатели экологического воспитания у учащихся повысились, расширились и значительно углубились их знания о редких видах флоры и фауны, об экологических проблемах родного края и т. д. Отношение учащихся к природоохранной деятельности также изменилось, они стали больше проявлять самостоятельность, инициативу.

Вывод

Мы считаем, система экологического воспитания на уроках будет эффективной и обеспечит высокую результативность формирования экологической культуры школьников, если:

- будет выявлен потенциал экологического образования, заложенный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), остающийся вне внимания учителей, невостребованным, и, следовательно, нереализованным;

- будет обеспечено систематическое вовлечение школьников через интерактивные методы и формы воспитания в различные виды экологической деятельности.

Литература

1. Алексеев С. В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование: сборник научных трудов. Л., 1992. С. 21-32.

2. Волошина А. С. Экологическое воспитание на уроках окружающего мира // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2018. N° 1-2 (14). С. 6-7.

3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 476 с.

4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М. : ВЛАДОС, 2010. 335 с.

5. Каленникова Т. Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1991. 19 с.

6. Пономарева И. Н. Экологическая культура - основа гуманизации биологического образования школьников. М., 1994. С. 12-13

problem kak sredstvo formirovaniya global'nogo myshleniya uchashchihsya. Gumanisticheskie cennosti, global'noe myshlenie i sovremennoe obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov [The study of environmental problems as a means of forming students ' global thinking. Humanistic values, global thinking, and modern education: a collection of scientific papers]. Leningrad, 1992. Pp. 2132. (In Russian)

2. Voloshina A. S. Environmental education in the lessons of the surrounding world. Aktual'nye problemy social'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogoznaniya [Current problems of socio-humanitarian and scientific-technical knowledge]. 2018. No. 1-2 (14). Pp. 6-7. (In Russian)

3. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya psihologiya i pedagogika [Environmental psychology and pedagogy]. Rostov n/D. : Feniks Publ., 1996. 476 p. (In Russian)

4. Likhachev B. T. Filosofiya vospitaniya [Philosophy of education]. Moscow, VLADOS Publ., 2010. 335 p. (In Russian)

5. Kalennikova T. G. Mezhpredmetnye svyazi kak faktor ekologichesko-go obrazovaniya i vospitaniya uchashchihsya [Intersubject relations as a factor of environmental education and education of students]. Extended abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Minsk, 1991. 19 p. (In Russian)

6. Ponomareva I. S. Ekologicheskaya kul'tu-ra - osnova gumanizacii biologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov [Ecological culture is the ba-

7. Репин Ю. В. ОБЖ - Фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 119-126.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7 ФЗ (в ред. ФЗ № З31-Ф3 от 21.11.2011 г.) «Об охране окружающей среды».

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7CatalogIcN2 588 (дата обращения: 10.09.2019 г.).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7 CatalogId=6408 (дата обращения: 10.09.2019 г.).

11. Экологическое образование: проблемы и решения. М., 2008. 76 с.

schoolchildren]. Moscow, 1994. Pp. 12-13. (In Russian)

7. Repin Yu. V. OBZH - The foundation of quality education. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. 2012. No. 1. Pp. 119-126. (In Russian)

8. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 10.01.2002 g. №7 FZ (v red. FZ № 331-FZ ot 21.11.2011 g.) «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» [Federal Law of the Russian Federation No. 7 FZ of 10.01.2002 (as amended). Federal Law No. 331-FZ of 21.11.2011) "On Environmental Protection"]. (In Russian)

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897) [Federal State Educational Standard of Basic General Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1897 of December 17, 2010)]. [Electronic resource]. Mode of access: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2 588 (accessed: 10.09.2019). (In Russian)

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standartsrednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. No. 413) [Federal State Educational Standard of Secondary (Full) General Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian

References

1. Alekseev S. V. Izuchenie ekologicheskih sis for humanizing the biological education of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federation No. 413 of May 17, 2012)]. [Electronic resource]. Mode of access:

http://standart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogId=640 8 (accessed: 10.09.2019). (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Астарханова Нурият Раджабовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Рабаданова Патимат Магомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Принята в печать 27.01.2020 г.

11. Ekologicheskoe obrazovanie: problemy i resheniya [Environmental education: problems and solutions]. Moscow, 2008. 76 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Patimat M. Rabadanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; email: nots-not.dgpu@mail.ru

Received 27.01.2020.

Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 373.2

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-44-50

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями художников Дагестана

Байрамбеков М. М. 1 2, Чомаева Л. М. 3,

1 Дагестанский научно-исследовательский институт

педагогики им А. А. Тахо-Годи 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: bairambekov@mail.ru 3 Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева,

Карачаевск, Россия; е-mail: lara.chomayeva@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Мониторинг современного состояния художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на предмет ознакомления их с произведениями художников Дагестана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), способствующим повышению интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре и эстетическому воспитанию личности. Методы. Анализ методической и искусствоведческой литературы, образовательных программ, наблюдение, беседы, опрос, изучение педагогического опыта. Результат. Разработаны научно-методические рекомендации в определении содержания художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на материале произведений художников Дагестана. Вывод. Художественно -эстетическое развитие детей в системе дошкольного образования республики осуществляется в процессе ознакомления их с произведениями художников Дагестана.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие детей, система дошкольного образования республики, произведения художников Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.