••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
Federation No. 413 of May 17, 2012)]. [Electronic resource]. Mode of access:
http://standart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogId=640 8 (accessed: 10.09.2019). (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Астарханова Нурият Раджабовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Рабаданова Патимат Магомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 27.01.2020 г.
11. Ekologicheskoe obrazovanie: problemy i resheniya [Environmental education: problems and solutions]. Moscow, 2008. 76 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Patimat M. Rabadanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Received 27.01.2020.
Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 373.2
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-44-50
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями художников Дагестана
Байрамбеков М. М. 1 2, Чомаева Л. М. 3,
1 Дагестанский научно-исследовательский институт
педагогики им А. А. Тахо-Годи 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected] 3 Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева,
Карачаевск, Россия; е-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Мониторинг современного состояния художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на предмет ознакомления их с произведениями художников Дагестана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), способствующим повышению интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре и эстетическому воспитанию личности. Методы. Анализ методической и искусствоведческой литературы, образовательных программ, наблюдение, беседы, опрос, изучение педагогического опыта. Результат. Разработаны научно-методические рекомендации в определении содержания художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на материале произведений художников Дагестана. Вывод. Художественно -эстетическое развитие детей в системе дошкольного образования республики осуществляется в процессе ознакомления их с произведениями художников Дагестана.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие детей, система дошкольного образования республики, произведения художников Дагестана.
Формат цитирования: Байрамбеков М. М., Чомаева Л. М. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями художников Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т.14. №1.. С. 44-50. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-44-50_
Introducing the Senior Preschool Children to the Works of Dagestan Artists
Marat M. Bayrambekov 1 2, Larisa M. Chomaeva 3
1 A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute, 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 3 U. D. Aliev Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is the monitoring of the current state of the artistic and aesthetic development of children in the system of preschool education of the republic with a view to familiarizing them with the works Dagestan artists in accordance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education, which helps to increase the interest of senior preschool children in the artistic culture and aesthetic education of the individual. Methods. Analysis of methodological and art criticism literature, educational programs, observation, discussions, survey, study of pedagogical experience. Result. Scientific and methodological recommendations are developed in determining the content of the artistic and aesthetic development of children in the system of preschool education of the republic based on the works of Dagestan artists. Conclusion. The artistic and aesthetic development of children in the system of preschool education of the republic is carried out in the process of familiarizing them with the works of artists of Dagestan.
Keywords: artistic and aesthetic development of children, the system of preschool education of the republic, works of Dagestan artists.
For citation: Bayrambekov M. M., Chomaeva L. M. Introducing the Senior Preschool Children to the Works of Dagestan Artists. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol.14. No.1.. Pp. 44-50. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-44-50(In Russian)
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и учётом современных условий развития общества, структурных изменений в системе дошкольного образования большое значение приобретает изучение проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством дагестанского профессионального изобразительного искусства -наследием наших народов, неотъемлемой частью национальной художественной культуры Республики Дагестан.
Изучение профессионального изобразительного искусства Дагестана в разные годы становилось объектом внимания многих исследований, которые раскрывают различные аспекты зарождения и дальнейшего развития профессионального изобразительного искусства в республике. Всё это, безусловно, способствовало ста-
новлению профессионального изобразительного искусства в Дагестане, а также обогащению национальной художественной культуры, появлению новых традиций. Свой вклад в исследование проблемы становления профессионального изобразительного искусства Дагестана внесли русские и дагестанские искусствоведы, историки, журналисты, ученые и педагоги, которые в разное время освещали творчество дагестанских художников. Это такие представители как: М. Г. Алиев, С. А. Бачинская, М. М. Байрамбеков, В. Бесараб, Н. П. Во-ронкина, П. Р. Гамзатова, С. Р. Гамзатова, З. А. Гейбатова-Шолохова, С. Г. Гейбатов, Д. А. Дагирова, С. Р. Дамаданова, З. З. Джандарова, И. Купцов, М. И. Магомедова-Чалабова, Н. Ф. Мусаева, А. Дж. Магомедов, Я. Д. Марковский, Т. П. Петенина, И. М. Раджабов, В. М. Шамадаева, Л. В. Шахмарданова и др.
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL Уо!. 14. N0. 1. 2020
С целью реализации содержания регионального компонента в дошкольном образовании республики были разработаны образовательные программы [1; 5]. Содержание этих программ раскрывает художественно-эстетические традиции народных художественных промыслов Дагестана, имеет теоретический и практический характер изложения материала и направлено на развитие личности дошкольника как носителя национальной художественной культуры. К сказанному можно добавить и то, что в них также предусмотрены задачи, которые позволяют нам обратить особое внимание на художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства Дагестана. К примеру, так можно определить эти задачи:
1. Воспитание духовно-нравственных, художественно-эстетических качеств ребёнка путем ознакомления старших дошкольников с произведениями художников Дагестана.
2. Формирование гуманистической системы ценностей в детях через произведения дагестанских художников, отражающих природу, быт, различные события из жизни народов Дагестана, характеризующие его культуру и духовное наследие накопленные поколениями (обряды, праздники, пейзажи, трудовые и семейные будни, портреты, натюрморты, скульптуры и т. д.).
3. Создание оптимальных условий для приобщения детей к художественной культуре - профессиональному изобразительному искусству Дагестана. Активизировать познавательные интересы, побуждать старших дошкольников к поисково-творческой деятельности.
4. Содействие развитию у детей эстетического и художественного вкуса к произведениям изобразительного искусства, воспитание любви и уважения к творчеству мастеров живописи, графики, скульптуры.
5. Обогащение предметно-развивающей среды произведениями художников Дагестана, развитие интереса и желания создавать красоту вокруг себя.
6. Организация образовательных маршрутов по родному краю, посещение музеев, мастерских художников, выставок, художественно-эстетическое развитие и воспитание личности дошкольника.
В своих трудах многие ученые и педагоги придают большое значение изобразительному искусству в воспитании личности дошкольника, основанному на художественных традициях. Так психологические основы проблемы развития способности детей старшего дошкольного возраста к эстетическому восприятию искусства, формированию творческой активности представлены в работах Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Д. В. Колесова, Г. А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н. А. Ветлугиной, А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, О. П. Радыновой, Е. А. Флёриной, Н. Б. Халезовой и др.
Актуализирует исследование проблемы художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования сегодня и то, что её реализация на практике требует тщательного изучения состояния работы дошкольных образовательных организаций республики с целью разработки содержания художественного образования в соответствии с ФГОС ДО, поиска оптимальных форм, методов для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями художников Дагестана.
Цель исследования - мониторинг состояния художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на предмет ознакомления их с произведениями художников Дагестана в соответствии с ФГОС ДО, способствующими повышению интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре и эстетическому воспитанию личности.
Методы - анализ методической и искусствоведческой литературы, образовательных программ, наблюдение, беседы, изучение педагогического опыта.
Обсуждение и результаты
В решении обозначенной педагогической проблемы исследования особая роль принадлежит национальной художественной культуре Дагестана и определению её места в системе дошкольного образования. В первую очередь здесь необходимо руководствоваться содержанием федерального закона «Об образовании», национальной доктриной Российской Федерации, ФГОС ДО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда-
нина России. К примеру, в концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 11]. Всё это соответствует цели нашего исследования и подчёркивает необходимость приобщения детей дошкольного возраста к художественным традициям.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года, являющейся важным документом о формировании российской нации, можно оценить, насколько обширны и значимы задачи, поставленные перед системой образования. Известно, что образование в настоящее время рассматривается как часть национальной безопасности. Исходя из этого, в целом следует отметить задачи, которые свидетельствуют об эффективности этнокультурного развития личности: 1) обеспечение преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к истории и наследию народов России; 2) уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, формирование культуры мира и межличностных отношений; 3) развитие культуры межнациональных отношений; 4) сохранение и поддержка этнической и национальной культуры, самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации [3].
В соответствии с ФГОС ДО (п. 2. 6) художественно-эстетическое развитие предполагает: 1) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений, восприятия искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 2) становление эстетического отношения к окружающему миру; 3) формирование элементарных представлений о видах искусства; 4) стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 5) реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Исходя из этого, одним из важных вопросов художественно-эстетического развития дошкольников в реализации ФГОС ДО является ознакомление детей с произведениями великих мастеров живописи, графики, скульптуры с помощью специальных бесед, когда у них формируются первые впечатления об окружающем мире и совершенствуются представления через произведения искусства. Они учатся понимать их содержание посредством наблюдения и овладения языком художественной выразительности. В них воспитывается бережное отношение к природе, памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Через восприятие произведений искусства дети лучше понимают содержание картин, то, что они изображают (жизнь, природу, события, национальные традиции).
Старший дошкольный возраст по определению Л. С. Выготского является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребёнка» [4, с. 536]. Из этого следует, что в этот период особо важно уделять внимание развитию художественно-эстетического понимания действительности, способности художественного видения мира искусства, особенно через восприятие произведений художников.
Поэтому ознакомление с искусством должно начинаться с дошкольного детства и продолжаться в школе (на уроках, факультативах). Важно научить детей смотреть и видеть особенности создания образа (человека, природы, событий, предметов и т. д.) с помощью средств художественной выразительности. По мнению В. Б. Розен-вассер: «Самый верный и наиболее плодотворный путь приобщения к искусству -это живое общение с ним. Постоянно посещая музеи и выставки, знакомясь с памятниками архитектуры, рассматривая репродукции, мы незаметно для самих себя накапливаем бесценный опыт «эстетического отношения к действительности» [6, с. 5].
Справедливым можно назвать рассуждение о том, что сегодня как никогда возрастает потребность детей в подлинности ознакомления с произведениями изобразительного искусства, что чрезвычайно показательно, так как это способствует приобщению их к национальной культуре непо-
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL Уо!. 14. N0. 1. 2020
средственно через произведения художников Дагестана. Всё это, безусловно, влияет на формирование художественного вкуса детей в процессе эстетического восприятия произведений художников, расширяет степень познания окружающего мира, способствует росту самосознания детей. Знакомство посредством картин с художественными образами людей (портреты и тематические картины), пейзажи разных видов природы (горные, морские, сельские, городские), изображения различных предметов, в том числе и народного искусства (натюрморты с цветами, фруктами, предметами быта и т. д.), всё это расширяет детское восприятие красоты окружающей действительности, вызывает у них эмоциональный отклик на художественные образы, пробуждает интерес к творчеству художников, воспитывает эстетические чувства. Достичь этого можно, только понимая творческую и духовную сущность изобразительного искусства, его место в современной культуре и в жизни ребёнка.
Для решения этих задач в системе дошкольного образования необходимо найти и соответствующие пути художественно-эстетического развития детей средствами изобразительного искусства. Нами уже разработана система приобщения подрастающего поколения к народному искусству Дагестана в дошкольном образовании республики. При этом следует отметить, что в этой цепочке художественно-эстетического развития личности дошкольника осталась неисследованной проблема ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями художников Дагестана. Эта проблема остаётся сегодня малоизученной, неразработанной с научной педагогической точки зрения и вызывающей неподдельный интерес у педагогов дошкольного образования одновременно.
С учётом всего этого и сложившейся педагогической практики и следует рассмотреть данную проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства художников Дагестана как часть единого целого направления художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из важных вопросов в решении этой проблемы сегодня, безусловно, остаётся правильный отбор произведений изобразительного искусства как условие
эстетического воспитания дошкольников, которое оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, где всё способствует гуманизации личности ребёнка.
Важным при этом остаётся необходимость учёта определённых требований, соблюдения принципов и условий, которые будут способствовать охвату наиболее важных сфер влияния художественного произведения на восприятие и реакцию ребёнка. Поэтому мы считаем, что успех художественного воспитания детей зависит от правильного отбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с ними дошкольников.
Практика показывает, что старшие дошкольники в процессе ознакомления выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Исходя из этого, мы и попытаемся выделить наиболее яркие и важные требования, принципы и условия, которые помогут нам правильно определить список произведений изобразительного искусства для восприятия детьми старшего дошкольного возраста.
Основные требования: 1) доступность возрасту (учёт возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей); 2) разнообразие видов и жанров изобразительного искусства; 3) содержание должно иметь художественную ценность и носить воспитывающий характер; 4) доступность содержания для детского восприятия и положительное эмоциональное воздействие ярких живописных, графических образов на ребёнка; 5) картины должны быть высокохудожественными: изображение персонажей, животных и других объектов должны быть реалистичными; 6) достоверность содержания портретов для детского восприятия, яркая выраженность эмоционального состояния; наличие воспитывающего, гуманного характера, способствующего формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений; 7) разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).
Принципы: 1) актуальность выраженного социального явления; 2) отражение знакомых детям явлений общественной жизни и природы; 3) единство в восприятии
содержания и формы произведения (о чём это произведение, какую основную мысль выразил художник); 4) концентричность (возврат к ранее воспринятым картинам) .
В результате этого были отобраны произведения многих дагестанских художников, начиная с основателей профессионального изобразительного искусства Дагестана. Это Х.-Б. Аскар-Сарыджа, М.-А. Джемал, А. И. Августович, Д. А. Капаницын, А. И. Марковская, Г. П. Конопацкая, В. Н. Горь-ков, Д. Т. Беспалов, В. П. Боровков, К. Ф. Власова, Г. Н. Гейбатов, З. Р. Рабаданов, М. М. Шабанов, Г. М. Камбулатов, Х. М. Курбанов, Г. В. Пшеницина, А. И. Газалиев, Э. И. Акуваев, М. Х. Мушаилов, Э. М. Пу-терброт, А. З. Ходжаев, Гасан и Гусейн Сун-гуровы, В. К. Скугарев, А-З. Б. Мусаев, И.-Х. Супьянов, М. Г. Магомедов, А. А. Эмирбе-ков, И.-А. Х. Халилов, А. Н. Шарыпов, И. А. Хумаев, Б. А. Мурадова, А. М. Ягудаев, С. С. Батыров, И. Ю. Шовкринский и др.
О результатах проделанной исследовательской работы можно сообщить следующее. Изучив современное состояние художественно-эстетического развития детей в системе дошкольного образования республики на предмет ознакомления их с произведениями художников Дагестана в соответствии с ФГОС ДО, мы пришли к следующим выводам:
- следует признать, что в дошкольных образовательных организациях республики нет системного подхода к организации работы по художественно-эстетическому развитию детей. Это в основном продиктовано разными условиями, уровнем подготовки воспитателей, слабой учебно-методической, материально-технической базой, ветхостью отдельных зданий, отсутствием соответствующей художественно-эстетической пространственной среды;
- необходимо разработать научно-методические, учебно-наглядные и дидактические пособия (печатные и электронные версии) по изобразительному искусству (творческие произведения художников Дагестана);
- следует создать в дошкольных образовательных организациях республики необходимые педагогические условия с целью обеспечения полноценной образовательной развивающей среды, способствующей ху-
дожественно-эстетическому развитию и воспитанию детей в процессе ознакомления с произведениями художников Дагестана.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного научного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ научных трудов ученых, педагогов, искусствоведов, историков показал огромный потенциал профессионального изобразительного искусства в части ознакомления с детьми дошкольного возраста с целью художественно-эстетического развития и воспитания подрастающего поколения (именно с дошкольного детства).
2. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей в системе дошкольного образования республики должно быть построено на изучении базовых ценностей дагестанской художественной культуры и в процессе ознакомления с изобразительным искусством, прежде всего, направлено на развитие детского восприятия красоты окружающей действительности через художественные образы в произведениях живописи, графики, скульптуры и проявление интереса к творчеству художников Дагестана.
3. Обратить внимание на планирование образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учётом дагестанской художественной культуры. Создавать мини-музеи (живописи, народных промыслов, скульптуры, архитектуры). Необходимо обеспечить живое общение дошкольника с подлинными произведениями живописи, скульптуры, графики.
4. Совершенствовать работу педагогов в применении различных методов, средств и форм организации образовательной, самостоятельной и творческой деятельности. Осуществлять комплексный подход в работе: обогащать лексику детей терминологией, позволяющей ярко и красиво охарактеризовать явления, события, образы, чувства; сопровождать процесс эстетического созерцания картин художников классическими образцами музыкальной культуры. Шире использовать беседы, искусствоведческий рассказ дидактические и развивающие игры, выполнение творческих заданий и т. д.
50 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
Литература
1. Байрамбеков М. М. От истоков прекрасного - к творчеству: образовательная программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2016. 80 с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект РАО. М. : Просвещение, 2014. 23 с.
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Режим доступа:
ma po izobrazitel'nomu iskusstvu dlya doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij Respubliki Dagestan [From the sources of beauty to creativity: an educational program in the visual arts for preschool educational organizations of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, SRI of Pedagogy Publ., 2016. 80 p. (In Russian)
2. Danilyuk, A. Ya. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhda-nina Rossii v sfere obshchego obra-zovaniya:proekt RAO [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia in the field of general education: project of RAS]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 2014. 23 p. (In Russian)
3. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 N 751 "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation". [Electronic resource]. Mode of access:
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Байрамбеков Марат М ирзоевич, доктор педагогических наук, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им А. А. Тахо-Годи; профессор, кафедра рисунка, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Чомаева Лариса Мурадиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; е-mail; [email protected]
Принята в печать 14.01.2020 г.
https://docplayer.ru/50108351 (дата обращения: 02.03.2019 г.)
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 2006. 536 с.
5. Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан / Авторы: М. И. Шурпаева, М. М. Байрамбеков, У. А. Исмаилова, А. В. Гришина и др.; под ред. Г. И. Магомедова. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2015. 296 с.
6. Розенвассер В. Б. Беседы об искусстве: пособие для учителей начальных классов. М. : Просвещение, 1979. 183 с.
4. Vygotsky L. S. Pedagogicheskaya psihologi-ya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogi-ka-Press Publ., 2006. 536 p. (In Russian)
5. Regional'naya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya Respubliki Dagestan [Regional educational program of preschool education of the Republic of Dagestan]. Authors: M. I. Shurpaeva, M. M. Bayrambekov, U. A. Ismailova, A. V. Grishin and others; ed. by G. I. Magomedova. Makhachkala, SRI of Pedagogy Publ., 2015. 296 p. (In Russian)
6. Rosenvasser V. B. Besedy ob iskusstve: posobie dlya uchitelej nachal'nyh klassov [Conversations about art: textbook for the teachers of primary school]. Moscow, Obrazovaniye Publ., 1979. 183 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Marat M. Bayrambekov, Doctor of Pedagogy, the head of the sector of Culture and Art of the Peoples of Dagestan, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute; professor, the chair of Drawing, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Larisa M. Chomaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Arts and Crafts and Design, U. D. Aliev Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia; e-mail; [email protected]
Received 14.01.2020.
References
1. Bayrambekov M. M. Ot istokov prekras- https://docplayer.ru/50108351 (accessed: nogo - k tvorchestvu: obrazovatel'naya program- 02.03.2019)