Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / НЕЙРОНАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсакаева Х. С., Баштукаева З. И., Багандова Д. Ш.

В статье анализируются перспективы развития образования в мировом экономическом пространстве. Акцентировано внимание на приоритетах европейского высшего образования, направленных на совершенствование организационной структуры и качества научной и профессиональной подготовки: интер -национализация и транснационализация образовательных процессов, обеспечение качества высшего образования, актуализация и повышение уровня докторантуры, обучение, развитие культуры академической автономии и творчества высших учебных заведений как залог устойчивого саморазвития, ориентация на гармоничное сочетание научных занятий, бизнеса и практического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE GLOBAL ECONOMIC SPACE

The article analyzes the prospects for the development of education in the global economic space. Attention is focused on the priorities of European higher education aimed at improving the organizational structure and quality of scientific and professional training: internationalization and transnationalization of educational processes, ensuring the quality of higher education, updating and improving the level of doctoral studies, training, development of the culture of academic autonomy and creativity of higher education institutions as a guarantee of sustainable self-development, orientation to a harmonious combination of scientific studies, business and practical training.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Научная статья УДК 37:33

doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_154

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Арсакаева Хапта Салтмуратовна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия

Баштукаева Зарема Исламудиновна

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия,

bashtukaeva@mail. ru

Багандова Джамиля Шамильевна

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия,

bashtukaeva@mail. ru

Аннотация. В статье анализируются перспективы развития образования в мировом экономическом пространстве. Акцентировано внимание на приоритетах европейского высшего образования, направленных на совершенствование организационной структуры и качества научной и профессиональной подготовки: интер -национализация и транснационализация образовательных процессов, обеспечение качества высшего образования, актуализация и повышение уровня докторантуры, обучение, развитие культуры академической автономии и творчества высших учебных заведений как залог устойчивого саморазвития, ориентация на гармоничное сочетание научных занятий, бизнеса и практического обучения.

Ключевые слова: система образования; экономические ценности; концепция обучения; нейронаука.

Для цитирования: Арсакаева Х. С., Баштукаева З. И., Багандова Д. Ш. Перспективы развития образования в мировом экономическом пространстве // Региональная и отраслевая экономика. - 2023 - № 2 - С. 154-159. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_154.

Original article

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE

GLOBAL ECONOMIC SPACE

Arsakaeva Hapta S.

Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

Bashtukayeva Zarema I.

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, bashtukaeva@mail.ru

Bagandova Jamilya Sh.

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, bashtukaeva@mail.ru

Abstract. The article analyzes the prospects for the development of education in the global economic space. Attention is focused on the priorities of European higher education aimed at improving the organizational structure and quality of scientific and professional training: internationalization and transnationalization of educational processes, ensuring the quality of higher education, updating and improving the level of doctoral studies, training, development of the culture of academic autonomy and creativity of higher education institutions as a guarantee of sustainable self-development, orientation to a harmonious combination of scientific studies, business and practical training.

Keywords: education system; economic values; learning concept; neuroscience.

For citation: Arsakaeva H. S., Bashtukayeva Z. I., Bagandova J. Sh. Prospects for the development of education in the global economic space. Regional and branch economy, 2023, no. 2, pp. 154-159. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_154.

Образование - это выгодное вложение, которое со временем приносит дивиденды как отдельным лицам, так и обществу. Это подразумевает как экономические, так и социальные результаты, которые нуждаются в критической переоценке [1]. Анализ экономической и социальной отдачи от образования как с точки зрения возможности трудоустрой -ства, так и с точки зрения доходов остается ключевым направлением работы.

Концепция обучения на протяжении всей жизни не нова и уже более полувека является частью политического дискурса. Но это привело к нескольким последствиям для политики и практики. С точки зрения обучения на протяжении всей жизни различие между обучением, связанным с работой, и мотивацией людей к обучению из-за социальных, культурных или личных соображений стирается [2]. Внедрение обучения на протяжении всей жизни потребует большего, чем расширение возможностей для обучения взрослых. Это подтолкнет системы к фундаментальному переосмыслению сроков и последовательности обучения на протяжении всей жизни, что будет сопровождаться более сложными механизмами поддержки. Это включает в себя самые ранние этапы обучения, которые формируют вовлеченность учащихся на последующих этапах. Нейро-наука и работа в области дошкольного образования убедительно продемонстрировали, что ранние инвестиции имеют много положительных эффектов в более позднем возрасте и что ограничение возможностей обучения может нанести необратимый ущерб. Чтобы заложить основу для обучения на про -тяжении всей жизни, необходимо, чтобы первоначальные образовательные биографии

эволюционировали в более сложные и более разнообразные траектории обучения на протяжении всей жизни с интегрированием обучения в работу и другие контексты. Помимо фундаментальных изменений в организации образования, изменений требуют и другие сферы жизни общества. Теперь политика занятости, системы компенсации и меры социального обеспечения по-прежнему опираются на стандартную биографию обучения [3]. Идея о том, что полномочия сохраняются на всю жизнь, должна уступить место новым подходам, демонстрирующим соответствующие знания, навыки, отношение и ценности людей. Точно так же требуется дополнительная работа для понимания того, как сами работодатели вносят свой вклад в обеспечение обучения на протяжении всей жизни и какие политические рамки лучше всего поощряют их вклад. Квалификации и полномочия являются важной характеристикой современных систем образования. Имеются существенные признаки того, что работодатели начинают обесценивать квалификации, отражающие прошлые достижения, в пользу прямой оценки знаний, навыков, отношений и ценностей, которые они считают важными и которые работники могут демонстрировать в настоящее время. Фрагментация стандартных образовательных траекторий, распространение модульности, увеличение количества неполного обучения и двойного обучения, а также появление новых форм оценки и сертификации (микродипломы, на-ностепени, цифровые значки и т. д.) являются признаками этого изменения.

Мобилизация наилучших имеющихся научных знаний и фактических данных об обучении и их преобразование в актуальные

для политики выводы и форматы важны для улучшения и внедрения инноваций в образование. Однако во многих системах образования в настоящее время отсутствуют стимулы для педагогов вносить свой вклад в создание, использование и обмен знаниями о своей профессиональной деятельности [4]. Это имеет важные последствия для качества и эффективности обучения, а также для продуктивности инвестиций в образование. Недавние технические достижения в области неинвазивных исследований мозга и новые разработки в области нейронауки открыли новую область эмпирических исследований процесса обучения, удаленную от традиционных сфер науки об образовании. Появляется новая наука об обучении, основанная на междисциплинарной интеграции исследований в области неврологии, когнитивной психологии и многих смежных научных дисциплин. В этой области появляются важные результаты, и многие пытаются воплотить их в образовательной политике и практике [5]. Тем не менее, многое еще предстоит сделать для улучшения нашего понимания человеческого обучения, а также наших институциональных подходов к обучению в классах и школах. Одной из важных областей научных исследований человеческого обучения является взаимодействие между когнитивным развитием, мотивацией достижения, установкой на рост и благополучием. В последние годы благополучие учащихся стало важным аспектом образования. В настоящее время благополучие рассматривается как формирование социальных и эмоциональных условий для того, чтобы обучение было эффективным и устойчивым.

Формальное образование в профессиональных учебных заведениях есть и останется наиболее распространенным пространством для человеческого обучения, по крайней мере, в ближайшем будущем. Однако большая часть начального обучения происходит в семьях и сообществах. Значимый опыт за пределами формальной обстановки укрепляет и дополняет то, что учащиеся изучают в школе [6].

Лонгитюдные исследования обычно показывают, что учащиеся, работающие неполный рабочий день или работающие волонтерами в возрасте 15 лет, могут рассчитывать на значительно лучшие результаты трудо-

устройства через 10 лет. Навыки предпринимательства являются примером набора навыков, который часто лучше всего осваивается в неформальной обстановке.

Сами образовательные учреждения предоставляют множество возможностей для неформального обучения. Не все обучение, происходящее в них, по определению является «формальным» [7]. Примером этого является влияние поддерживающего отношения и заботливого поведения учителей на развитие межличностного доверия и эмпатии человека. Спорт, внеклассные мероприятия, то, что происходит на игровых площадках и т. д., оказывают глубокое влияние на обучение и благополучие детей.

Придать смысл неформальному и ин-формальному обучению далеко не просто и требует пересмотра инструментов сбора данных и анализа таким образом, чтобы они учитывали частоту и интенсивность обучения, а не средства и методы его предоставления, а также создание концептуальных рамок. Работа над ПОО направлена на изучение того, как обучение на рабочем месте и неформальное обучение соотносятся с формальным образованием.

Работа в области образования и ухода за детьми младшего возраста (ЕСЕС) сосредоточена на среде обучения, которая на самом деле не соответствует различию между формальным и неформальным. Текущая работа по оценке социальных и эмоциональных навыков направлена на выявление роли семьи, общественной жизни и школы в развитии этих навыков.

Международное сотрудничество должно идти дальше в этом. Неформальное обучение представляет собой обширную, но в значительной степени неизведанную территорию. Мало известно о том, где и как люди учатся, и еще меньше о том, как сделать улучшение неформального обучения предметом государственной политики [8]. Однако есть и многообещающие достижения в этой области.

Известно, что качество работы и рабочих мест положительно влияет на обучение и развитие навыков на работе. Культура сотрудничества и условия работы, поощряющие сотрудничество, позволяют людям учиться друг у друга. Взаимодействие с физической средой, передвижение, навигация

по сложным средам и путешествия в другие места влияют на когнитивное и некогнитивное развитие [9].

Также проводятся важные исследования влияния медиа, цифровых устройств и социальных сетей в частной сфере на обучение. Интересные идеи также могут быть получены из поведенческой экономики о подталкивании к определенному поведению. Предоставление политических рекомендаций по содействию желаемому неформальному обучению является многообещающей областью будущей работы.

Обучение как фундаментальная человеческая деятельность не ограничено пространством и временем. Институционализированные условия остаются важными в обеспечении пространства и возможностей для обучения, но ценностное предложение традиционных образовательных учреждений находится под пристальным вниманием, и возникают вопросы относительно того, обеспечивают ли они образование, соответствующее потребностям реального мира [10].

Когда спрос на возможности обучения на протяжении всей жизни продолжает расти, технологии облегчают доступ как к обучению на протяжении всей жизни, так и к способам признания такого обучения за пределами систем формального образования. В то же время все большее признание получают различные участники общества, предлагающие возможности для обучения. Семьи и личные социальные отношения, которые сами постоянно трансформируются, составляют важную среду обучения, с которой школы должны вести переговоры и сотрудничать.

Социальные институты, такие как системы здравоохранения и социального обеспечения, политика, религия, традиционные и социальные сети и многие другие аспекты современного общества, будут играть все более важную роль в социализации людей и предоставлении возможностей для обучения. Работодатели играют решающую роль в обучении на протяжении всей жизни, обеспечивая непрерывную профессиональную подготовку и неформальное обучение на рабочем месте, а также участвуя в социальном диалоге о целях, актуальности и сути образования.

Более того, участие работодателей лежит в основе эффективной профориентации мо-

лодых людей, усиливая сигналы рынка труда и позволяя продвигаться к привлекательной занятости. Стирание четкой границы между приобретением знаний и навыков (в учебных заведениях) и их применением (в обществе и на рабочем месте) дает возможность сделать обучение более актуальным, аутентичным и увлекательным. Для формального образования в учебных заведениях, таких как школы и университеты, более тесное сотрудничество с другими участниками общества предлагает важный путь для самореализации, что потенциально может принести значительные преимущества учащимся.

Когда системы образования испытывают повышенное давление, они иногда предоставляют меньше возможностей для экспериментов и инноваций и возвращаются к тому, что работало в прошлом [7]. Причин тому много, в том числе неуверенность в том, кто и в какой степени выиграет от реформ. Это распространяется на вопросы о затратах и о том, кто за них отвечает, а также есть страх перед потенциальной потерей преимуществ.

Даже небольшие реформы могут потребовать масштабного перераспределения ресурсов и затронут жизни миллионов людей. Тем не менее, аргументы в пользу инноваций в образовании очевидны.

Растет число систем образования, которые устанавливают руководящие принципы или стандарты на национальном уровне и предоставляют образовательным учреждениям или местным органам власти свободу формировать свои собственные ответные меры. Это открывает возможности для большей инновационности образования в плане улучшения результатов, экономической эффективности и справедливости.

В этом контексте важно быть строгим в отношении инноваций и сосредоточиться на инновациях для обучения, основанного на изучении науки. Мощная система знаний, основанная на научных исследованиях и управляемая данными и анализом, необходима для разработки доказательной базы для политики и направления инноваций и экспериментов.

В то же время, чтобы инновации и эксперименты были ценными, системы должны развивать способность учиться на них, будь то успехи или неудачи [8]. Это пространство,

где международное сотрудничество может принести дополнительную пользу.

Успешные инновации зависят от совместных усилий всех участников и заинтересованных сторон как внутри, так и за пределами системы, объединенных убедительным повествованием и целеустремленностью. Но необходимо более глубокое понимание того, как возникают инновации в образовании. Это кажется важным пространством для многостороннего сотрудничества [11].

Выводы: Современное состояние высшей школы сопровождается кризисными явлениями, негативные последствия которых проявляются в: определенном отставании результатов научных исследований высшей школы от потребностей и запросов жизни; медленная переориентация на подготовку новых специалистов, дефицитных на рынке

труда; снижение качества образовательного процесса; резкое снижение уровня знаний выпускников; усиление неравенства возможностей поступления в высшие учебные заведения и их успешного окончания для представителей разных социальных слоев; растущее недовольство условиями обучения со стороны студентов, их родителей и др.

Понимание основных тенденций развития высшей школы, механизмов их реализации позволяет провести глубокий анализ образовательных процессов. Учет основных тенденций развития европейской высшей школы позволит внедрить их в национальное образование, гарантировать понятность результатов обучения, приобретенных компетенций и квалификаций, степеней для всех заинтересованных сторон.

Список источников

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия, 2020.

2. Бодрунов C. Идти за лидером. Как России попасть в шестой технологический уклад // Российская газета. 2022. 10 ноября.

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу ОВД (Образование для всех). UNESKO, 2022.

4. В России из-за роботов работу могут потерять более 20 млн. человек // ИА REGNUM. 2020. 10 сентября.

5. Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего. М. : Книжный мир, 2021.

6. Иванов О.Б. Роль, место и значение крупных компаний и корпораций в национальной и мировой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2022. № 5. С. 7-17.

7. Иванов О. Б. Современный мир: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2023. № 1. С. 20-36.

8. Иванов О. Б., Иванова С. В. Влияние глобальных рисков и вызовов на системы образования и формирование единого мирового образовательного пространства. Федеральный справочник. Образование в России. Т. 12. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2021. С. 31-38.

9. Иванова С. В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2021. № 3. С. 72-75.

10. Иванова С. В. Электронное будущее образовательного пространства: плюсы и минусы // Открытая школа. 2022 № 7. С. 19-23.

11. Международная организация труда. Официальный сайт МОТ. URL: http://www.ilo.org/global/lang-en/index.htm (дата обращения: 01.02.2023).

References

1. Bell D. The coming post-industrial society. Moscow : Academy, 2020.

2. Bodrunov C. Follow the leader. How Russia can get into the sixth technological order. Rossiyskaya Gazeta. 2022. November 10.

3. UNESCO World Report on ATS Monitoring (Education for All). UNESKO, 2022.

4. In Russia, more than 20 million people may lose their jobs due to robots. IA REGNUM. 2020. September 10th.

5. Glazyev S.Yu. The battle for leadership in the XXI century. Russia-USA-China. Seven options for the foreseeable future. Moscow : Book World, 2021.

6. Ivanov O.B. The role, place and importance of large companies and corporations in the national and world economy. STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice. 2022. No. 5. Рp. 7-17.

7. Ivanov O. B. Modern world: global trends, challenges and threats. STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice. 2023. No. 1. Pp. 20-36.

8. Ivanov O. B., Ivanova S. V. The impact of global risks and challenges on education systems and the formation of a single global educational space. Federal Directory. Education in Russia. Vol. 12. M.: NP "Center for Strategic Partnership", 2021. Pp. 31-38.

9. Ivanova S. V. On the question of the influence of infocommunication technologies on the educational space. Space and time. 2021. No. 3. Pp. 72-75.

10. Ivanova S. V. Electronic future of educational space: pros and cons. Open school. 2022 No. 7. Pp. 19-23.

11. International Labour Organization. The official website of the ILO. URL: http://www.ilo.org/global/lang-en/index.htm (accessed: 01.02.2023).

Сведения об авторах

АРСАКАЕВА ХАПТА САЛТМУРАТОВНА - старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия

БАШТУКАЕВА ЗАРЕМА ИСЛАМУДИНОВНА - ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, bashtukaeva@mail.ru

БАГАНДОВА ДЖАМИЛЯ ШАМИЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, bashtukaeva@mail.ru

Information about the authors

ARSAKAEVA HAPTA S. - Senior Lecturer of the Department of Russian Language of the Faculty of Philology, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

BASHTUKAYEVA ZAREMA I. - Assistant of the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, bashtukaeva@mail.ru

BAGANDOVA JAMILYA SH. - Senior Lecturer of the Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, bashtukaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.