Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / профессиональная деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций / подготовка к профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций / студент / преподаватель / emergencies / professional activity in emergency situations / preparation for professional activity in emergency situations / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Р. Астарханова, Д.Ш. Багандова, З.И. Баштукаева

В статье освещаются некоторые аспекты процесса формирования готовности будущих педагогов и медиков к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в процессе их профессиональной подготовки. В начале статьи доказывается важность развития соответствующих компетенций у членов современного общества с его специфическими чертами развития. Демонстрируется, что для будущих педагогов и медиков складывание системы таких знаний, умений и навыков является более важным, чем для лиц, осваивающих большинство других профессий. Далее рассматривается структура готовностью будущих профессионалов к действиям при ЧС. Определяется комплекс требований, предъявляемых современным обществом к соответствующему сегменту профессиональной подготовки педагогов и медиков. Затем рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие развитие у студентов показателей готовности действовать в условиях ЧС. Демонстрируются наиболее эффективные, на взгляд авторов, формы и методы обучения, позволяющие развивать такие компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Р. Астарханова, Д.Ш. Багандова, З.И. Баштукаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR ACTION IN EMERGENCY SITUATIONS AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Some aspects of the future teachers’ and doctors’ readiness for acting in emergency situations forming process are highlighted as part of their professional training. The article reveals the importance of developing relevant competencies among modern society members with its specific development features. It is demonstrated that for future teachers and doctors, the formation of such knowledge, skills and abilities system is more important than for people mastering other professions. Next, the structure of future professionals’ readiness to act in an emergency is considered. Definitions of the complex with the requirements imposed by modern society to the relevant teachers and physicians professional training segment. Then the pedagogical conditions are determined that ensure the development of students’ readiness indicators to act in an emergency. The most effective, in the authors’ opinion, forms and methods of training that allow developing such competencies are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378

Astarkhanova N.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Bagandova D.Sh., teaching assistant, Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Bashtukayeva Z.I., senior teacher, Department of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

FORMATION OF READINESS FOR ACTION IN EMERGENCY SITUATIONS AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. Some aspects of the future teachers' and doctors' readiness for acting in emergency situations forming process are highlighted as part of their professional training. The article reveals the importance of developing relevant competencies among modern society members with its specific development features. It is demonstrated that for future teachers and doctors, the formation of such knowledge, skills and abilities system is more important than for people mastering other professions. Next, the structure of future professionals' readiness to act in an emergency is considered. Definitions of the complex with the requirements imposed by modern society to the relevant teachers and physicians professional training segment. Then the pedagogical conditions are determined that ensure the development of students' readiness indicators to act in an emergency. The most effective, in the authors' opinion, forms and methods of training that allow developing such competencies are demonstrated.

Key words: emergencies, professional activity in emergency situations, preparation for professional activity in emergency situations, student, teacher.

Н.Р. Астарханова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

Д.Ш. Багандова, асс, Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

З.И. Баштукаева, ст. преп., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: nots-not.dgpu@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье освещаются некоторые аспекты процесса формирования готовности будущих педагогов и медиков к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в процессе их профессиональной подготовки. В начале статьи доказывается важность развития соответствующих компетенций у членов современного общества с его специфическими чертами развития. Демонстрируется, что для будущих педагогов и медиков складывание системы таких знаний, умений и навыков является более важным, чем для лиц, осваивающих большинство других профессий. Далее рассматривается структура готовностью будущих профессионалов к действиям при ЧС. Определяется комплекс требований, предъявляемых современным обществом к соответствующему сегменту профессиональной подготовки педагогов и медиков. Затем рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие развитие у студентов показателей готовности действовать в условиях ЧС. Демонстрируются наиболее эффективные, на взгляд авторов, формы и методы обучения, позволяющие развивать такие компетенции.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, профессиональная деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций, подготовка к профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, студент, преподаватель.

Актуальность темы статьи обусловливается тем, что каждый член современного общества должен помнить, что он несёт персональную ответственность за обеспечение как личной, так и общественной безопасности. Соответственно, мы можем говорить о важности проблем, связанных с процессом её формирования [1-12]. Сказанное представляется особенно важным применительно к педагогам и медикам. Люди этих профессий в ходе осуществления своей деятельности оказывают существенное влияние не только на себя, но и на других людей - учащихся и пациентов. Из вышеизложенного следует, что вопросы, связанные с формированием готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций у осваивающих соответствующие программы профессиональной подготовки студентов являются на сегодняшний день весьма актуальными. Их рассмотрению будет в основном посвящено наше исследование.

Цель данной статьи - всестороннее изучение процесса формирования готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций у студентов-педагогов и медиков в процессе их профессиональной подготовки.

Задачи нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- вывести понятие готовности осваивающих педагогические и медицинские специальности студентов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- исследовать структуру готовности студентов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- определить комплекс требований, предъявляемых современным обществом к данному сегменту подготовки будущих педагогов и медиков;

- определить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование готовности будущих педагогов и медиков к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- рассмотреть формы и методы обучения, позволяющие эффективно формировать эту готовность у обучающихся.

При подготовке настоящего исследования авторами были использованы такие методы, как анализ собственного педагогического опыта, а равно и изучение специальной литературы, посвящённой соответствующей проблематике.

Научная новизна статьи заключается в том, что были выявлены наиболее значимые аспекты процесса формирования готовности студентов, осваивающих педагогические и медицинские специальности, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Теоретическая значимость - в определении структуры и основных закономерностей процесса подготовки учащихся к действиям, адекватным потенциальным чрезвычайным ситуациям.

Практическая значимость состоит в том, что продемонстрированы конкретные возможности формирования соответствующих умений и навыков в условиях современной системы высшего медицинского и педагогического образования.

Таблица 1

Структура готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях

Наименование компонента Характеристика

Мотивационный Ответственность за выполнение задач в чрезвычайных ситуациях, чувство долга, осознание требований общества, собственных потребностей и требований, предъявленных другими его членами

Ориентационный Знания об особенностях деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, соответствующих им требованиях к личностным и профессиональным компетенциям, понимание предстоящих условий деятельности, знакомство с основными и вспомогательными способами решения задач [8, с. 138-139]

Операционный Владение умениями и навыками, позволяющими действовать адекватно конкретной чрезвычайной ситуации, умение прогнозировать проявления собственных интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценивать свои возможности

Психологический Способность к самоконтролю и мобилизации собственных сил в соответствии с текущими условиями, самовнушение в достижении поставленных целей

Оценочно-рефлексивный Наличие развитой способности к адекватной самооценке, а также к оценке используемых путей решения текущих задач с целью поиска тех из них, что в наибольшей степени соответствуют текущей ситуации, способность к снятию тревожности, стрессов и страхов

Готовность студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях, по существу, представляет собой систему личностных качеств, психологического состояния, знаний, умений и навыков, в своём единстве позволяющих будущим профессионалам обеспечить адекватное поведение, эффективность и результативность собственных действий в условиях чрезвычайных ситуаций [1; 5-8].

Структура готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях включает ряд компонентов (табл. 1).

Рассмотренные выше характеристики готовности студентов к действиям в ЧС дают нам возможность для определения комплекса современных требований, предъявляемых к их подготовке. Эти требования можно условно разделить на три блока (табл. 2).

В целях развития у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях нами была определена система условий (табл. 3).

Для эффективной подготовки будущих педагогов и медиков к эффективной деятельности в условиях ЧС также предусматривается использование разнообразных организационных форм обучения (табл. 4).

В качестве примера индивидуализированной формы учебной деятельности, ориентированной на развитие у студентов системы знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях, можно привести преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» будущим медикам, обучающимся в Донецком национальном университете. При изучении входящей в программу соответствующего курса темы «Медико-биоло-

Таблица 2

Блоки требований, предъявляемых современным социумом к подготовленности студентов к действиям в условиях ЧС

№ п/п Характеристика Требования

1. Требования, которые касаются личностных морально-психологических и физических качеств Готовность будущего педагога или медика к осознанным действиям и поступкам, адекватным потенциальным чрезвычайным ситуациям

Достаточный уровень развития системы психических качеств личности будущего педагога или медика: волевых, познавательных, социально-психологических, эмоциональных [2]

Наличие у обучающихся развитых чувств ответственности и долга по обеспечению безопасности ближайшего окружения и общества вообще

Наличие физических качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Достаточный уровень развития общефизических качеств, связанных с выполнением функций по противодействию опасным факторам возможных чрезвычайных ситуаций [4; 7]

2. Требования, имеющие отношение к теоретической подготовке к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Уверенное знание будущим педагогом или медиком основных правил поведения в условиях ЧС

Наличие у будущего медика или педагога сформированной системы знаний по различным проблемам деятельности в условиях ЧС

Знание индивидуальных особенностей собственного организма и путей их использования в ходе самоподготовки к действиям в условиях возникновения экстремальных ситуаций

Наличие знаний, касающихся роли и места безопасности личности в нашей стране и мире [2; 7; 8]

Знание приемов самообороны и способов физического развития для подготовки к действиям в условиях ЧС соответствующего характера

Наличие уверенного знания способов преодоления интеллектуальных, психических и физических напряжений

3. Требования, касающиеся адекватности проявления личностных качеств в условиях ЧС Наличие умения переносить морально-психологические качества с одного вида деятельности на другой [3; 5]

Способность адаптироваться к экстремальным условиям, наличие психологического опыта соответствующего поведения в экстремальных условиях

Наличие позитивного опыта, связанного с преодолением физических, моральных, а равно и волевых перегрузок

Наличие развитого умения психологически нацеливать себя на исполнение норм и требований дисциплины в любых условиях, в том числе в условиях ЧС

Наличие практического опыта различных форм рискованной деятельности

Умение контролировать собственное поведение, в т. ч. блокировать либо подавлять отрицательные психические состояния [2; 4; 8]

Таблица 3 Условия развития у студентов готовности к действиям в условиях ЧС

№ п/п Группа условий Характеристика

1. Организационные Связаны с организацией практико-ориентированного характера изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющего наиболее рационально и эффективно подготовить будущих педагогов и медиков к эффективным действиям в экстремальных ситуациях [3; 9]

2. Психологические Способствуют формированию у студентов активной жизненной позиции, а равно и мотивационно-ценностного отношения к действиям в экстремальных ситуациях, активизации и формированию жизненно значимых личностных качеств учащихся

3. Методологические Представлены системой процессуальных и коммуникативных дидактических средств [2, с. 203]

4. Педагогические Связаны с практической реализацией современных принципов организации образовательного процесса в вузах [2; 9; 10]

Таблица 4

Организационные формы обучения, применимые в ходе подготовки будущих педагогов и медиков к эффективной деятельности в условиях ЧС

Группа Примеры организационных форм Роль в подготовке к действиям в условиях ЧС

Коллективные Лекция Обеспечивают для обучающихся равенство стартовых возможностей по ходу формирования готовности к действиям в условиях ЧС

Семинар

Практическое занятие

Индивидуальные Самостоятельное выполнение будущими педагогами и медиками заданий различной степени сложности Влияют на уровень сформированности профессиональных и личностных качеств, необходимых для продуктивных действий в чрезвычайных ситуациях [8; 9; 10]

Индивидуализированные Все формы работы, направленные на персонификацию учебной деятельности Позволяют учесть возможности каждого студента в ходе подготовки к действиям в условиях ЧС [4; 5]

гические основы безопасности» студенты получают индивидуализированные задания, связанные с получением знаний, умений и навыков, касающихся биологической безопасности и характеристик патогенных микроорганизмов [11, с. 35]. Сформированные таким образом компетенции предоставляют будущим медикам широкие возможности для дальнейшего осознанного применения их в целях создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности, своей и окружающих [7; 9; 11].

На взгляд авторов настоящей статьи, эффективность подготовки будущих педагогов и медиков к результативной профессиональной деятельности в условиях ЧС предопределяется широким использованием активных методов обучения в ходе образовательного процесса во всех его формах [9, с. 50]. Такого рода методы направлены, прежде всего, на развитие творческого мышления студентов и способностей к квалифицированному решению различных профессиональных задач, в т. ч. в экстремальных условиях. К этим методам могут быть отнесены: групповая и парная работа обучающихся, «круглый стол», анализ потенциально опасных ситуаций, а также метод учебных проектов [2; 4; 10]. Существенная роль в ходе подготовки будущих педагогов и медиков к действиям в условиях ЧС принадлежит организации контроля. Контрольно-оценочную деятельность необходимо ориентировать на формирование у обучающихся сознательного отношения к обучению. При этом целесообразным представляется введение специально разработанной системы мониторинга [4; 8].

Например, при подготовке будущих педагогов в пространстве Ивановского государственного университета для определения уровней сформированности готовности студентов к действиям в условиях ЧС используется стобалльная система оценивания. При этом главным критерием её сформированности выступает количество баллов, полученных по формуле:

т. _ S|L i b+p+c+d

K--1~гз- ,

n+3pcd

где n - количество дисциплин, своим содержанием и технологиями обучения способствующих формированию готовности педагогов к действиям в условиях ЧС, bn - баллы за n-ю дисциплину, р - оценка педагога, с - самооценка оценка обучающегося после выполнения контрольного задания, d - оценка за проект предстоящих действий по выходу из возможной опасной ситуации [12, с. 196].

При этом преподавателями Ивановского госуниверситета были установлены границы, определяющие уровни готовности будущих педагогов к продуктивной деятельности в условиях ЧС (табл. 5).

Таблица 5

Уровни готовности будущих педагогов к продуктивной деятельности в условиях ЧС, принятые в Ивановском государственном университете

Количество баллов Уровень

61-70 Уровень профессиональной грамотности в условиях ЧС

71-84 Уровень профессиональной образованности в условиях ЧС

85-100 Уровень профессиональной компетентности в условиях ЧС [12, с. 197]

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что каждый выпускник современного российского вуза, особенно освоивший программы по медицинским или педагогическим специальностям, должен уметь правильно оценивать степень опасности различных критических ситуаций. Необходимо также, чтобы он был способен понимать причины возникновения таковых, ориентироваться в стадиях их развития, а также уметь составлять алгоритм собственных действий в той или иной ситуации, адекватно оценивая свои возможности по их преодолению.

Основная цель процесса формирования у студентов-педагогов и медиков личности безопасного типа поведения сводится к выработке у них навыков соответствующего поведения. Эти последние в дальнейшем позволят минимизировать уровень угроз, исходящих как от самого индивида, так и окружающей его действительности. Соответственно, фундаментом формирования личности безопасного типа поведения должны стать общечеловеческие ценности, ответственность, доброта, чуткость, толерантность. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит организациям высшего медицинского и педагогического образования. Более того, система высшего образования представляет собой главную ступень на пути становления такой личности.

Методика её развития основывается на комплексном подходе к обучению, предполагающем широкое использование межпредметных связей с другими академическими дисциплинами, в процессе преподавания которых так или иначе затрагиваются проблемы обеспечения безопасности.

Библиографический список

1.

Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017; № 11 (211): 8-12.

Елисеева Н.В. Экстремальная подготовка в образовательных учреждениях. Материалы XXXVI научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава. Ставрополь: Издательство СевКавГТУ, 2007: 202-203.

Шуайбова М.О., Минбулатова И.С., Багандов М.-К.И. Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 4: 107-112. Саркисян Г.Т. Личность безопасного типа поведения. Молодой ученый. 2020; № 49.1 (339.1): 16-17.

Бурцев С.П., Афонина А.А. Опыт дистанционного обучения студентов безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии. Горизонты гуманитарного знания. 2021; № 3

Галиева С.Ю., Панова Е.Н., Фурина О.В. Модель формирования безопасной образовательной среды с целью успешной социализации личности. Пермский педагогический журнал. 2020; № 11: 15-21.

Лутовина Е.Е. Формирование у обучающихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Проблемы современного образования. 2020; № 68-2: 165-168.

Сухарев А.В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубекова А.М. Практико-ориентированное обучение - залог успешного обучения. Педагогическая наука и практика. 2018; № 1 (19): 49-51.

10. Мухин М.И. К вопросу о стержневой основе парадигмы образования XXI столетия. Перспективы науки и образования. 2021; № 2 (50): 56-69.

11. Гризодуб Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Педагогическая перспектива. 2021; № 1: 31-37.

12. Михайлов А.А. Определение уровней интегративной готовности к профессиональной образовательной деятельности у будущих педагогов - бакалавров безопасности жизнедеятельности. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020; № 3 (59): 193-197.

3.

6.

7.

9.

References

1. Zimina I.S., Deminceva O.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V. Formirovanie gotovnosti uchaschihsya k bezopasnomu povedeniyu v opasnyh situaciyah. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 11 (211): 8-12.

2. Eliseeva N.V. 'Ekstremal'naya podgotovka v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Materialy XXXVI nauchno-tehnicheskoj konferencii po itogam raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava. Stavropol': Izdatel'stvo SevKavGTU, 2007: 202-203.

3. Shuajbova M.O., Minbulatova I.S., Bagandov M.-K.I. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri izuchenii discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 4: 107-112.

4. Sarkisyan G.T. Lichnost' bezopasnogo tipa povedeniya. Molodoj uchenyj. 2020; № 49.1 (339.1): 16-17.

5. Burcev S.P., Afonina A.A. Opyt distancionnogo obucheniya studentov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyah pandemii. Gorizonty gumanitarnogoznaniya. 2021; № 3

6. Galieva S.Yu., Panova E.N., Furina O.V. Model' formirovaniya bezopasnoj obrazovatel'noj sredy s cel'yu uspeshnoj socializacii lichnosti. Permskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 11: 15-21.

7. Lutovina E.E. Formirovanie u obuchayuschihsya gotovnosti k dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah tehnogennogo haraktera. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 68-2: 165-168.

8. Suharev A.V. Formirovanie gotovnosti studentov k dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah terroristicheskogo haraktera. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

9. Kubekova A.M. Praktiko-orientirovannoe obuchenie - zalog uspeshnogo obucheniya. Pedagogicheskaya nauka ipraktika. 2018; № 1 (19): 49-51.

10. Muhin M.I. K voprosu o sterzhnevoj osnove paradigmy obrazovaniya HHI stoletiya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2 (50): 56-69.

11. Grizodub N.V. Formirovanie kul'tury bezopasnoj zhiznedeyatel'nosti studentov pri izuchenii temy «Mediko-biologicheskie osnovy bezopasnosti» discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». Pedagogicheskaya perspektiva. 2021; № 1: 31-37.

12. Mihajlov A.A. Opredelenie urovnej integrativnoj gotovnosti k professional'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti u buduschih pedagogov - bakalavrov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2020; № 3 (59): 193-197.

Статья поступила в редакцию 25.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.