Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / АДАПТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS / ADAPTIVE TRAINING COMPLEXES / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.И., Карпушкин С.В., Обухов А.Д.

Введение. Статья посвящена разработке методологии формирования у работников добывающих отраслей профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к деятельности и сохранению жизни и здоровья при наступлении чрезвычайных ситуаций и экстремального воздействия внешних факторов. Цель статьи - обосновать концептуальные подходы к моделированию компонентов компетенций будущих специалистов, повышения квалификации, направленных на подготовку к деятельности в экстремальных условиях, при использовании адаптивных тренажерных комплексов в образовательном процессе. Методология. Подготовка специалистов к деятельности в экстремальных условиях ведется на основе компетентностного и деятельностного методологических подходов. Авторами выявлены психолого-педагогические условия и определены дидактические компоненты образовательного процесса при использовании потенциала цифровой образовательной среды. Рассмотрены различные уровни погружения обучающихся в производственный процесс на основе цифровизации, проанализированы преимущества и недостатки такой организации повышения квалификации работников; показаны достоинства созданного адаптивного тренажерного комплекса для формирования компетенций конкурентоспособного специалиста. Результаты. Разработана методика оценивания результативности и эффективности использования тренажеров различных уровней цифровизации. В качестве основных инструментов оценивания компетенций предлагается использовать нестандартные задачи, отражающие предметный и социальный контексты профессиональной деятельности, а также деятельность работников в условиях реального производства по выполнению трудовых функций при аварийных ситуациях. Заключение. Сформулирована задача оптимизации расходов на переподготовку персонала к деятельности в экстремальных условиях при использовании различных типов тренажерных комплексов. Предложенные концептуальные подходы к формированию и оцениванию уровня сформированности компетенций позволят оптимизировать структуру образовательной программы и рационально использовать ее материально-техническое оснащение, в том числе адаптивные тренажерные комплексы и потенциал цифровизации, и, как следствие, обеспечат повышение конкурентоспособности работников добывающих отраслей и их безопасность при аварийных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов А.И., Карпушкин С.В., Обухов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE FORMATION AND EVALUATION OF FUTURE SPECIALISTS' COMPETENCIES

Introduction. The article is devoted to the development of a methodology for the formation of extractive industries' professional competencies for employees, which are prepared for activities and preservation of life and health in emergency situations and the extreme impact of external factors. The purpose of the article is to justify conceptual approaches to determining the content of advanced training aimed at preparing for activities in extreme conditions when using adaptive training complexes and to describe options for organizing the educational process and evaluating its effectiveness based on the developed model of a competitive specialist. Methodology. Training of specialists for activities in extreme conditions is carried out on the basis of competence and activity methodological approaches. The psychological and pedagogical conditions are identified and the didactic components of the educational process are determined using the potential of the digital educational environment. Various levels of immersion of students in the production process based on digitalization are considered, their advantages and disadvantages in the organization of advanced training of workers are analyzed. The advantages of the created adaptive training complex for the formation of competencies of a competitive specialist are shown. Results. A methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of using simulators of various levels of digitalization has been developed. It is proposed to use nonstandard tasks reflecting the subject and social contexts of professional activity, as well as the activities of workers in real-life production in fulfilling labor functions in emergency situations as the main tools for assessing competencies. Conclusion. The task of optimizing the costs of retraining personnel for activities in extreme conditions when using various types of training complexes is formulated. The proposed conceptual approaches to the formation and assessment of the level of formation of competencies will optimize the structure of the educational program and make rational use of its material and technical equipment, including and adaptive training complexes and the potential of digitalization, and as a result will increase the competitiveness of workers in the extractive industries and their safety in emergency situations.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

quests: development and application in the educational process]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26865. (In Russian).

2. Ortega-Arranz A., Er, E. [...] Muñoz-Cristóbal, J. A. Understanding student behavior and perceptions toward earning badges in a gamified MOOC. Universal Access in the Information Society. 2019.

3. Orlova O. V., Titova V. N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya [Gamification as a way of learning organization]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 9 (162). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sposob-organizatsii-obucheniya. (In Russian).

4. Igna O. N. Konceptual'nye osnovy tekhnologizacii professional'no-metodicheskoj podgotovki uchitelya [Conceptual bases of technologization of professional and methodical preparation of the teacher]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Tomsk , 2014, 42 p. (In Russian).

5. Varenina L. P. Gejmifikaciya v obrazovanii [Gamification in education]. Education and Pedagogical Sciences, Historical and Social Educational Idea's, 2014, vol. 6, no. 6, part 2, pp. 314-317. (In Russian).

6. Lipatova S. D. Tekhnologiya tvorcheskogo proekta v obrazovatel'noj deyatel'nosti Ural'skogo federal'nogo universiteta [Technology of the creative project in educational activity of the Ural Federal University]. Discussion, 2012, no. 11 (29), pp. 132-137. (In Russian).

7. Istomina V. V. Aktivnye metody obucheniya kak komponent podgotovki budushchih bakalavrov professional'nogo obucheniya k uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Active learning methods as a component of training of future bachelors of vocational training to academic and professional activities]. Collection of materials of the International scientific-practical conference "Humanitarian and economic sciences: problems and solutions". Chelyabinsk, 2018, pp. 29-33. (In Russian).

8. Kuznecova I. I. Aktivnye metody obucheniya v prepodavanii po programmam professional'nogo obucheniya (professional'noj podgotovki) [Active methods of teaching in teaching programs of vocational training (vocational training)]. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference "Pedagogy and psychology in the activities of employees of internal affairs

bodies: theory, methodology, practice". Saint Petersburg, 2018, pp. 188-192. (In Russian).

9. Gorban A. Realizaciya metoda aktivnogo obucheniya pri vzaimodejstvii prepodavatelya i studenta [Implementation of the method of active learning in the interaction of teacher and student]. A collection of scientific reports on obschedeni on the international scientific conference "Interaction for a teacher and a student in terms of university education: problems and prospects". Kiten, Bulgary, 2017, pp. 262-267. (In Russian).

10. Osipovskaya A. V. K voprosu o motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov [On motivating students toward academic activities]. Economic Journal, 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-o-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov. (In Russian).

11. Verbach K. Vovlekaj i vlastvuj: igrovoe myshlenie na sluzhbe biznesa [Engage and conquer: gaming thinking in the service of business]. Moscow, 2015, 223 p. (In Russian).

12. Gajdukov A., Alchebaev M. Gejmifikaciya ili mistifikaciya [Gamification or a hoax?]. Education and Staff. World of Transport, 2014, no. 3, pp. 220-228. (In Russian).

13. Nogales K. Gejmifikaciya [Gamification]. Available at: https://4brain.ru/gamification/igrovaja-motivacija.php. (In Russian).

14. Nikitin S. I. Gejmifikaciya, igrofikaciya, igraizaciya v obrazovatel'nom processe [Gamification, gamification, gameization in the educational process]. Young Scientist, 2016, no. 9, pp. 1159-1162. Available at: https://moluch.ru/ archive/113/28806/. (In Russian).

15. Kuprin A. A. Gejmifikaciya [Gamification]. Available at: http:// uchitel.uss.dvfu.ru. (In Russian).

16. Sanchez D. R., Langer M., Kaur R. Gamification in the classroom: Examining the impact of gamified quizzes on student learning. Computers and Education, 2019. Available at: 10.1016/j. compedu.2019.103666.

17. Hoholeva E. A. Predprinimatel'skij potencial i vozmozhnosti ego aktivizacii u studentov upravleniya personalom v obrazovatel'noj programme vuza [Entrepreneurial potential and opportunities for its activation by students of personnel management in the educational program of the University]. Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia, 2019, no. 5, pp. 50-58. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 А. И. Попов, С. В. Карпушкин, А. Д. Обухов

A. Popov, S. Karpushkin, A. Obukhov

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE FORMATION AND EVALUATION OF FUTURE SPECIALISTS' COMPETENCIES

Введение. Статья посвящена разработке методо- щих готовность к деятельности и сохранению жизни логии формирования у работников добывающих отрас- и здоровья при наступлении чрезвычайных ситуаций лей профессиональных компетенций, обеспечиваю- и экстремального воздействия внешних факторов.

Цель статьи - обосновать концептуальные подходы к моделированию компонентов компетенций будущих специалистов, повышения квалификации, направленных на подготовку к деятельности в экстремальных условиях, при использовании адаптивных тренажерных комплексов в образовательном процессе.

Методология. Подготовка специалистов к деятельности в экстремальных условиях ведется на основе компетентностного и деятельностного методологических подходов. Авторами выявлены психолого-педагогические условия и определены дидактические компоненты образовательного процесса при использовании потенциала цифровой образовательной среды. Рассмотрены различные уровни погружения обучающихся в производственный процесс на основе цифровизации, проанализированы преимущества и недостатки такой организации повышения квалификации работников; показаны достоинства созданного адаптивного тренажерного комплекса для формирования компетенций конкурентоспособного специалиста.

Результаты. Разработана методика оценивания результативности и эффективности использования тренажеров различных уровней цифровизации. В качестве основных инструментов оценивания компетенций предлагается использовать нестандартные задачи, отражающие предметный и социальный контексты профессиональной деятельности, а также деятельность работников в условиях реального производства по выполнению трудовых функций при аварийных ситуациях.

Заключение. Сформулирована задача оптимизации расходов на переподготовку персонала к деятельности в экстремальных условиях при использовании различных типов тренажерных комплексов. Предложенные концептуальные подходы к формированию и оцениванию уровня сформированности компетенций позволят оптимизировать структуру образовательной программы и рационально использовать ее материально-техническое оснащение, в том числе адаптивные тренажерные комплексы и потенциал цифровизации, и, как следствие, обеспечат повышение конкурентоспособности работников добывающих отраслей и их безопасность при аварийных ситуациях.

Introduction. The article is devoted to the development of a methodology for the formation of extractive industries' professional competencies for employees, which are prepared for activities and preservation of life and health in emergency situations and the extreme impact of external factors. The purpose of the article is to justify conceptual

approaches to determining the content of advanced training aimed at preparing for activities in extreme conditions when using adaptive training complexes and to describe options for organizing the educational process and evaluating its effectiveness based on the developed model of a competitive specialist.

Methodology. Training of specialists for activities in extreme conditions is carried out on the basis of competence and activity methodological approaches. The psychological and pedagogical conditions are identified and the didactic components of the educational process are determined using the potential of the digital educational environment. Various levels of immersion of students in the production process based on digitalization are considered, their advantages and disadvantages in the organization of advanced training of workers are analyzed. The advantages of the created adaptive training complex for the formation of competencies of a competitive specialist are shown.

Results. A methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of using simulators of various levels of digitalization has been developed. It is proposed to use nonstandard tasks reflecting the subject and social contexts of professional activity, as well as the activities of workers in real-life production in fulfilling labor functions in emergency situations as the main tools for assessing competencies.

Conclusion. The task of optimizing the costs of retraining personnel for activities in extreme conditions when using various types of training complexes is formulated. The proposed conceptual approaches to the formation and assessment of the level of formation of competencies will optimize the structure of the educational program and make rational use of its material and technical equipment, including and adaptive training complexes and the potential of digitalization, and as a result will increase the competitiveness of workers in the extractive industries and their safety in emergency situations.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, цифровизация образования, профессиональная деятельность в чрезвычайных ситуациях, адаптивные тренажерные комплексы, повышение квалификации.

Keywords: innovative educational technologies, digitalization of education, professional activities in emergency situations, adaptive training complexes, advanced training.

Введение

Востребованное формирующейся инновационной экономикой и усиливающимися процессами глобализации повышение производительности труда и необходимость быстрой смены видов и областей дея-

тельности в условиях жесткой конкуренции и существенных материальных, социальных и финансовых последствий принимаемых решений изменяют требования общества к подготовке современного специалиста. Деятельность работников в ряде отраслей при этом связана не только с большой ответственностью за результаты функционирования хозяйствующих субъектов национальной экономики, но и определяет экологическую безопасность региона, сохранение жизни и здоровья участниками трудового процесса и прежде всего самого работника [1; 2]. Одной из самых сложных и в контексте используемого оборудования и технологий, и с позиции значимости деятельности предприятий для всей экономики страны, и по масштабности последствий возможных техногенных катастроф, и высокой степени опасности трудовой деятельности является добывающая отрасль, связанная прежде всего с добычей полезных ископаемых и сырья шахтным методом.

На основе анализа социального заказа общества на подготовку конкурентоспособного специалиста для инновационно развивающихся отраслей экономики и с учетом специфики трудовой деятельности на предприятиях, предполагающих высокую вероятность наступления нестандартных производственных ситуаций, в том числе связанных с безопасностью людей, разработана модель требуемых компетенций экстремальной деятельности. В данной модели выделяются три блока:

- универсальные компетенции, определяющие общую инновационную готовность, и прежде всего способность принимать оптимальные решения на основе творческого осмысления сложившейся ситуации, которая характеризуется нестандартной комбинацией внешних факторов и существующих ограничений на используемые ресурсы;

- компетенции, обеспечивающие выполнение востребованных стандартных трудовых функций в условиях психологического напряжения;

- готовность находить наиболее рациональное сочетание трудовых приемов и способов жизнедеятельности при выполнении трудовых функций в нестандартных ситуациях, ранее не случавшихся в данном формате ни на конкретном предприятии, где трудится работник, ни вообще в отрасли.

Рассмотрим подробнее составляющие каждого блока для проектирования наиболее эффективных средств обучения (как по результативности и качеству формируемых способностей, так и с позиции капитальных и текущих затрат в образовательном процессе).

Формирование первой группы компетенций (мягких компетенций) напрямую может быть не связано с областью и видами будущей деятельности. Наиболее значимы для творческой профессиональной деятельности в условиях экстремального сочетания внешних факторов следующие способности:

- способность к нестандартной деятельности на основе понимания логики творчества, профессионально направленная креативность [3-5], подкрепленная фундаментальными знаниями основных явлений и процессов;

- опыт творческого разрешения проблемных ситуаций, в том числе и в условиях ограничений по времени и возможности использовать ресурсы;

- готовность к самостоятельной деятельности и принятию ответственных решений на основе уверенности в своих знаниях и умениях [6];

- наличие математического мышления, обеспечивающего в экстремальных ситуациях качественный анализ имеющейся информации и оптимальный поиск недостающих данных о состоянии и перспективах развития технических и социально-экономических систем;

- цифровая грамотность, способность максимально использовать потенциал цифрового пространства для разрешения профессиональных проблем;

- коммуникабельность, готовность к установлению необходимых контактов для разрешения стоящих проблем и нестандартных задач, лидерские качества и умения повести за собой других, мотивировать других к совместной деятельности;

- психологическая устойчивость к необходимости принимать в условиях стресса или экстремального сочетания внешних факторов фондо- и материало-емкие решения, а также имеющие значительные социальные последствия и решения, связанные с безопасностью людей и материальных средств, собственной безопасностью;

- гражданская ответственность и правовое сознание, обеспечивающие выполнение интегрированных требований личной безопасности, личностных профессиональных и карьерных целей, интересов других людей, хозяйствующего субъекта и общества в целом (например, при решении задач экологии);

- физическое и интеллектуальное здоровье, способность оптимально использовать силы и личностный потенциал для деятельности в нестандартных ситуациях;

- готовность к развитию общих способностей организма для успешной (и безопасной) профессиональной самореализации.

Значительная часть способностей к творческой деятельности определяется еще в детском возрасте при формировании эго-идентичности личности. В процессе профессионального становления, и тем более в процессе профессионального совершенствования и повышения квалификации, развитие данных способностей сильно затруднено, прежде всего психологической инерцией, сложившимся мировоззрением и жизненным укладом, и предполагает использование специфических педагогических приемов. Особо отметим, что в силу своего универсального характера указанные способности могут развиваться сотрудниками в рамках неформального и информального образования.

Рассматривая экстремальную ситуацию на предприятиях добывающих отраслей в большинстве случаев как нестандартную комбинацию (набор) негативных факторов, подвергающих опасности жизнь и здоровье человека, нормальное протекание производственного процесса и сохранность материальных ценностей, предполагаем, что ее преодоление работником становится более вероятным, если он до автоматизма отработал последовательность действий в наиболее распространенных аварийных ситуациях и сформировал навыки распределять силы организма и время при эвакуации или спасательных работах. Это предопределяет необходимость формировать и постоянно совершенствовать навыки работника при наступлении нештатных ситуаций. Непрерывность обучения вызвана и сменой используемого оборудования и экипировки работника на основе внедрения новых технологий, и необходимостью рассмотрения последних аварий на производстве, и психологическим привыканием длительное время работающего специалиста на стабильном производстве к планово протекающим производственным процессам.

Данная группа компетенций определяется в первую очередь конкретной должностью и спецификой предприятия (например, работа в угольной, нефтяной, солевой шахте и т.п.), характером выполняемых работ. Целесообразно выделить следующие компетенции, имеющие инвариантную основу:

- способность выполнять базовую трудовую функцию и сохранять показатели функционирования организма в допустимых пределах при наступлении вследствие техногенной аварии (уже встречавшейся на родственных предприятиях) условий труда, отличных от нормальных (например, при повышенной температуре или давлении, измененном составе воздуха);

- способность при типовой аварии, изменившей инфраструктуру рабочего пространства, всесторонне

оценить сложившуюся ситуацию и выбрать оптимальный вариант деятельности, направленный на снижение материальных и людских потерь посредством использования возможностей технических систем предприятия;

- способность ориентироваться в измененном при аварии рабочем пространстве (например, при обрушении какого-либо тоннеля, блокировании прохода, пожаре, задымлении и т.д.) и определять оптимальные способы и режимы эвакуации;

- психологическая готовность принять на себя лидерские функции и ориентировать подчиненных в экстремальных ситуациях на предприятиях отрасли.

Отличительной особенностью данной группы компетенций является то, что они формируются на основе моделирования уже произошедших чрезвычайных ситуаций (которые имели реальный опыт их разрешения, может быть, не всегда успешный), поэтому можно их рассматривать как типовые. Процесс формирования необходимых навыков основан на корректировке деятельности обучающегося в сторону оптимального, с точки зрения экспертов, варианта. Овладение типовыми приемами деятельности в экстремальных ситуациях является неотъемлемой составляющей готовности специалиста в работе на производственных объектах с высоким уровнем риска как самих работников, так и для окружающей среды. Владение типовыми приемами, подкрепленное универсальными способностями к деятельности в нестандартных условиях, создает основу для достижения работниками профессионального мастерства, в том числе и в формате готовности к любым нештатным ситуациям.

Готовность специалиста разрешать нестандартные проблемные ситуации на производстве, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также материальным ценностям, включает следующие составляющие:

- способность прогнозировать развитие негативных событий при техногенной аварии с учетом реалий конкретного предприятия;

- способность к нахождению нестандартных решений по организации работы в экстремальных ситуациях посредством новой комбинации типовых приемов деятельности при авариях;

- психологическая готовность к организаторской деятельности при неконтролируемом эмоциональном сбое у других подчиненных;

- способность к рефлексии деятельности при нетиповых аварийных ситуациях, необходимой для проведения корректирующих мероприятий и подготовки персонала в дальнейшем.

Методология

Формирование всех указанных составляющих компетенций предполагает построение образовательного процесса с соблюдением следующих психолого-педагогических условий. Во-первых, целесообразно использование импульсного педагогического воздействия, которое обеспечивает периодическую интенсификацию деятельности на сверхвысоком уровне сложности, сменяемую этапами рефлексии и релаксации. Во-вторых, необходимо применение адаптивного управления персональной образовательной траекторией посредством выбора педагогического средства на основе уровня психологической, интеллектуальной, креативной и физической готовности обучающегося. В-третьих, необходимо максимальное погружение обучающегося в профессиональную деятельность при сохранении личной безопасности и минимальных финансовых затратах.

Как было отмечено ранее, для эффективного формирования рассмотренных компетенций готовности к экстремальной деятельности необходимо разрабатывать и использовать инновационные педагогические технологии, подкрепленные соответствующими инструментальными средствами. При этом наиболее рациональным решением будет интеграция традиционных образовательных технологий, методически сопровождаемого самообразования (в том числе и в цифровом пространстве) и приобретения устойчивых навыков и умений (при использовании сложных технических систем и тренажерных комплексов). Поэтому целесообразно руководствоваться положениями не только компетентностного подхода, но и деятельностной педагогики, а также специфическими возможностями цифровизации образования. Подробнее рассмотрим дидактические компоненты, реализуемые в результате интеграции указанных подходов при использовании потенциала цифровой образовательной среды [7].

Во-первых, моделирование производственной деятельности позволяет рассмотреть все возможные сценарии деятельности предприятия как при стационарном режиме, так и при наступлении техногенной аварии. Возможно создание моделей как среднестатистических предприятий отрасли, так и способных отразить инфраструктуру и технологические процессы конкретного заказчика. Во-вторых, мониторинг состояния обучающегося во время образовательной деятельности позволяет корректировать прохождение образовательной траектории с учетом познавательных потребностей и возможностей человека при выборе оптимальной именно для него интенсивно-

сти импульсных воздействий. В-третьих, современные цифровые технологии позволяют по приемлемой цене создать дополненную или виртуальную реальность, обеспечивающую полное погружение обучающегося в экстремальную производственную ситуацию посредством создания тренажерных комплексов [8-12].

Можно выделить несколько уровней погружения обучающегося в производственный процесс на основе использования технологий цифровизации.

Первый уровень при помощи средств компьютерной техники создает вербальное описание проблемной ситуации, предполагающей разрешение, и ее математическую модель. Программный комплекс предлагает обучающемуся производственную ситуацию, описанную словами на экране компьютера (мобильного устройства) или воспроизведенную звуковыми устройствами. Необходимая для поиска выхода из кризиса информация также размещается на экране монитора. Результат деятельности обучающегося вводится им при помощи клавиатуры или мыши. Виртуальная реальность в данном случае понимается как воображение обучающегося, который в сознании представляет развитие событий при различных сценариях его деятельности, а компьютерные средства дают ему возможность лишь по ответной реакции математической модели на принятое решение (введенное число или выбор одного из предлагаемых вариантов) оценить правильность своих действий. К достоинствам такого варианта использования цифровых тренажеров можно отнести возможность с их помощью развивать типовые умения поведения в экстремальных ситуациях, а также отрабатывать навыки поиска нестандартных решений при различных комбинациях негативных факторов и состояниях технических систем и трудовых ресурсов. Ориентация лишь на программу, моделирующую различные варианты событий и представление (а также и получение) обратной связи вербально, в виде символов или чисел, позволяет данный тренажер адаптировать к любому виду технических компьютерных средств (в том числе и портативному). Это обеспечивает возможность прохождения обучения на данном уровне вне учебного заведения в удобном для обучающегося объеме и временном режиме, тем самым повышается значимость неформального образования и профессионального самосовершенствования.

Наиболее проблемными моментами такого варианта цифровизации будут некорректные временные интервалы выполнения тех или иных действий в экстремальных ситуациях и восприятие проблемы лишь

как учебной (допускающей многократное прохождение, что соответственно снижает уровень психологического напряжения обучающегося), а также отсутствие возможности формировать физические умения организма, необходимые человеку для поведения в типовых аварийных ситуациях и при нестандартной комбинации факторов. Невозможность формировать механизмы поведения при экстремальных ситуациях, которые укладываются в конкретные спасательные нормативы (например, время действия приборов для дыхания), связана с необходимостью преобразования вербальной и символьной информации, заданной из вне, в образную и понятную обучающемуся, а затем перевод принятых решений (которые в большинстве случаев предполагают активную физическую деятельность) в слова и введение их в компьютерное устройство. При этом обучающийся не испытывает сопутствующих аварии физических нагрузок и психологического дискомфорта, изменяющих механизм его деятельности при решении нестандартных задач.

Второй уровень цифровизации процесса формирования экстремальных компетенций предполагает разработку дополнительного программного обеспечения, позволяющего визуализировать на экране компьютера содержательное наполнение рабочего места специалиста (вид производственного помещения, протекающий технологический процесс, панель диспетчерского управления производством), что обеспечивает без создания дополнительных компонентов тренажера значительно более сильное погружение в производственную ситуацию. Данная визуализация предполагает определенные требования к компьютерной технике, что не всегда позволяет использовать тренажер в рамках самообразования. В то же время повышение наглядности происходящего на техническом объекте, обеспечение формирования начальных навыков ориентирования работника в пространстве рабочего места и нацеленность в образовательном процессе не только на вербальное, но и образное восприятие информации существенно повышают интенсивность формирования необходимых компетенций. Недостатком данного уровня будет неполное погружение обучающегося в виртуальную реальность (просмотр нештатной ситуации на экране монитора ставит обучающегося в позицию внешнего зрителя, который управляет действием как бы со стороны, но сам реально в нем не участвует).

Поэтому следующим этапом совершенствования тренажера для подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях является добавление нового структурного элемента - очков виртуальной реаль-

ности, которые обеспечивают практически полное погружение обучающегося в моделируемую ситуацию (с учетом того, что более 90% информации мы получаем от органов зрения). Добавление данного структурного элемента делает практически невозможным использование тренажера вне образовательного учреждения. Это обусловливает необходимость разработки не только возможных сценариев экстремальных ситуаций на производстве (которые обучающиеся на предыдущих этапах тренажера могли использовать в свободном режиме), но и подготовку полноценной методики обучения, предполагающей использование импульсных педагогических технологий. Эффективность подготовки специалистов опасных производств к принятию нестандартных производственных решений на данном этапе предполагает последовательную отработку приемов деятельности в типовых аварийных ситуациях и интенсивную работу обучающегося при разрешении нестандартной ситуации, смоделированной программой (что и является импульсным воздействием). После формирования на тренажере навыка деятельности на высоком уровне сложности обязательным является этап рефлексии для определения ошибок при выборе программы действий работника и планирование корректирующих мероприятий.

Очки виртуальной реальности обеспечивают эффект присутствия обучающегося на рабочем месте, что позволяет ему оценивать ситуацию в режиме реального времени и разрабатывать спасательные мероприятия с учетом получаемой работником при аварии информации. Это значительно повышает результативность обучения, но использование для введения результатов творческого анализа обучающимся нестандартной ситуации обычных компьютерных средств не позволяет в полной мере сформировать навыки трудовых функций, выполняемых руками. Это предопределяет необходимость использования специальных перчаток, обеспечивающих интеграцию виртуальной реальности и физических действий специалиста по управлению техническими системами при аварийных ситуациях. Тем самым обеспечивается формирование не только интеллектуальных составляющих компетенций, но и приобретаются навыки выполнения физических компонентов трудовых функций в условиях высокого психологического напряжения.

Высшим уровнем цифровизации будет создание адаптивных тренажерных комплексов, позволяющих не только воссоздавать испытываемые работниками физические нагрузки (посредством добавления тех-

нических средств, обеспечивающих имитацию деятельности работника, например беговой дорожки), но и на основе сбора данных о состоянии организма во время тренинга корректировать образовательный процесс.

Результаты

Рассмотренные уровни использования потенциала цифровизации позволяют организовать повышение квалификации работников с помощью различных технологий и форм организации обучения. При этом возможно достигать различные результаты обучения в форме востребованных современным производством компетенций.

Методика оценивания результативности и эффективности использования различных уровней цифрови-зации при создании тренажерных комплексов предполагает выбор измеряемых характеристик, валидных инструментов и математическую обработку результатов. Необходимо отметить, что результативность обучения может оцениваться по совокупности достигнутых результатов за нормативное время использования тренажера (например, период повышения квалификации), а эффективность - по количеству учебного времени, необходимого для освоения компонентов компетенций на определенном уровне.

Формирование первой группы компетенций экстремальной деятельности (которую условно можно охарактеризовать как кластер творческих компетенций) в процессе обучения на тренажерных комплексах происходит на фоне общего профессионального совершенствования работника, что предопределяет определенные трудности в оценке вклада уровня конкретного тренажера в изменение характеристик личности. Следует учитывать, что большинство версий тренажерных комплексов предполагают интенсивную деятельность обучающихся на них в процессе повышения квалификации в очной форме (то есть проходящих в течение одной-двух недель), отсюда объективно возможно оценить лишь изменение трех составляющих «мягких компетенций» способности решения нестандартных задач, самостоятельности -психологической устойчивости. Несомненно, что другие составляющие компетенций данного кластера тоже развиваются, но в силу ограниченности времени оценить данное изменение достаточно затруднительно. Поскольку данные компетенции носят характер универсальных (то есть определяющих не только деятельность в аварийной ситуации, но и выполнение производственных задач, не связанных с риском для жизни), то их проверку целесообразно проводить

посредством анализа деятельности испытуемых при разрешении проблемных ситуаций профессиональной сферы, относящихся к их компетенции [13]. Таким образом, все проверочные материалы должны отражать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности работников шахт, иметь нестандартный характер, а способ разрешения проблемных ситуаций должен предполагать вербальный или числовой результат. При этом решаемую проблему не следует рассматривать продолжением каких-либо ситуаций, заданных на тренажере. Таким образом, можно обеспечить независимость оценки формирования универсальных компетенций.

Оценку развития способности решения нестандартных задач будем проводить посредством анализа деятельности испытуемых при разрешении творческой профессиональной проблемы в виде задачи (кейса), предполагающей новую комбинацию знаний и навыков в рамках выполняемой трудовой функции. Решение данной задачи может включать ряд подзадач различного уровня сложности. Возможно решение во время испытаний ряда задач (кейсов). Оценка деятельности проводится двумя экспертами, причем учитывается не только достижение правильного ответа на каждом этапе задачи, но и ход мыслительной деятельности обучающихся.

Психологическую устойчивость целесообразно проверять в процессе лонгитюдного исследования: в течение трех дней испытуемым предлагается решить за ограниченное время комплекс нестандартных и типовых задач. В первый день испытуемому должны предъявляться задачи от простейшей типовой до наиболее сложной нестандартной. Во второй день первой предлагается наиболее сложная задача, а при проведении третьего испытания задания чередуются по сложности (то есть интенсивность мыслительной деятельности стимулируется в импульсном режиме). На решение каждой задачи выделяется определенное время (установленное экспертами в зависимости от сложности), после чего испытуемому предлагается следующая. Анализ уровня психологической готовности к деятельности в условиях стресса проводится по двум показателям - степени получения правильного результата и времени его достижения, а также учета последовательности предъявления задач по их сложности. К недостаткам данного подхода можно отнести необходимость разработки значительного комплекса типовых и нестандартных задач, отражающих специфику области профессиональной деятельности и длительность эксперимента. Поэтому с приемлемой точностью отно-

сительный уровень психологической устойчивости можно оценить по упрощенной схеме, когда испытуемому предлагается одна нестандартная задача, имеющая несколько этапов решения, а оценивается время получения правильного результата на каждом этапе (причем пока не пройден предшествующий этап, испытуемый не может перейти к следующему).

Оценивать готовность к самостоятельному принятию решений целесообразно с помощью психологических тестов, показывающих динамику личностных характеристик.

Наибольшее изменение при использовании тренажерных комплексов претерпевает компетентность работника, определяющая его способность выполнять типовые действия при преодолении последствий наиболее распространенных аварий.

Для проверки уровня сформированности способности выполнять базовую трудовую функцию возможно использовать следующие показатели (в зависимости от должностных обязанностей работника):

- время обслуживания оборудования, установленного на рабочем месте, при использовании средств индивидуальной защиты;

- время проведения эвакуации в условиях, приближенных к чрезвычайным;

- степень изменения параметров организма, определяющих результативность его функционирования (например, пульс, давление и др.);

- время принятия обоснованного решения по организации собственной деятельности и деятельности своего коллектива при наступлении нештатных ситуаций, опыт преодоления которых существует на данном или родственном предприятии.

Проверку первых трех показателей целесообразно проводить в условиях действующего предприятия, а четвертый показатель может быть оценен по правильности и быстроте решения проблемных ситуаций, основанных на совокупном опыте преодоления аварий в отрасли. Способность оптимально действовать при типовой аварии, сопровождаемой материальными разрушениями и изменением инфраструктуры, выявляется посредством разрешения проблемных ситуаций соответствующей направленности, при этом учитывается как обоснованность принимаемого решения, так и время на его разработку, а также оцениваются потери производства при выбранной стратегии специалиста.

Способность ориентироваться в измененном при аварии рабочем пространстве возможно оценить по двум показателям: выбору пути эвакуации и его прохождению в виртуальном пространстве (на тре-

нажере второго уровня цифровизации) и организация своей деятельности в условиях реального производства.

Психологическую готовность к выполнению лидерских функций проверяют посредством тестовых методик, а способность к организации деятельности коллектива - в ходе специально организованной деловой игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Специфика организации обучения и программ повышения квалификации предполагает контактную работу преподавателя и слушателя, использование под руководством наставника адаптивного тренажерного комплекса, достаточно интенсивную самостоятельную работу, в том числе и при использовании потенциала цифрового образовательного пространства. В качестве задачи оптимизации расходов на переподготовку персонала к деятельности в экстремальных условиях необходимо определить оптимальное соотношение различных видов познавательной деятельности, которое позволит на приемлемом уровне сформированности компетенций обеспечить оптимальные затраты на приобретение различных разновидностей тренажерных комплексов и оплату труда преподавателей [14]. Необходимо отметить, что использование только тренажерного комплекса в полной комплектации не является оптимальным и с позиции формирования компетенций, так как чрезмерное погружение в виртуальную реальность приводит к психологическим деформациям личности и снижает темпы развития универсальных компетенций, необходимых специалисту для адаптации к изменяющимся технологиям производства и оборудованию.

Для определения оптимального сочетания различных форм организации обучения возможно формирование нескольких образовательных программ, включающих в той или иной мере традиционные технологии и различные занятия при использовании тренажеров. Эффективность каждой технологии после курса повышения квалификации достаточно достоверно можно оценить по следующим показателям:

- время прохождения тестов;

- количество допускаемых ошибок при выполнении задания;

- оценка компонентов компетенций (выполнение нестандартных заданий).

Проектирование повышения квалификации работников добывающей промышленности с учетом готовности специалиста к деятельности в условиях экстремальной ситуации, выявленных особенностей исполь-

зования различного рода тренажерных комплексов позволит повысить качество подготовки и снизить негативные последствия наступления чрезвычайных ситуаций как для хозяйствующего субъекта, так и для работающих на нем людей. Предложенные концептуальные подходы к формированию и оцениванию уровня сформированности компетенций способствуют оптимизации структуры образовательной программы и рациональному использованию ее материально-технического оснащения, в том числе адаптивных тренажерных комплексов и потенциала цифровизации.

Литература

1. Карапузиков А. А. Педагогическая система подготовки курсантов вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 151-154.

2. Мещеряков А. В. Предпосылки создания и требования к разработке теории деятельности человека в экстремальных ситуациях // Экстремальная деятельность человека. 2017. № 1 (42). С. 9-13.

3. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. 205 с.

4. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 40 с.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.

6. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. 468 с.

7. Молоткова Н. В., Ракитина Е. А., Попов А. И. Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2018. № 2 (68). С. 163-172.

8. Lou M. A Virtual Reality Teaching System for Graphic Design Course // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2017. № 12 (09). P. 117-129.

9. A Teaching Model of Urban and Rural Planning Curriculum Integrating Virtual Simulation Technology / X. Wang, Z. Hao, S. Luo, M. Ren // International Journal of Emerging Technologies in Learning., 2018. № 13 (6).

10. Gao C., & Wu Q. Design and Practice of Surveying Experiment System based on a Virtual Platform // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2017. № 12 (4).

11. Guo H. Application of Virtual Reality Technology in Swimming Teaching // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2016. № 11 (11). P. 9-14.

12. Cao F. A ship driving teaching system based on multi-level virtual reality technology // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2016. № 11 (11). P. 26-31.

13. Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Almamater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65-71.

14. Краснянский М. Н., Попов А. И., Обухов А. Д. Оценка эффективности педагогических инноваций в высшем образовании // Экономика образования. 2019. № 2 (111). С. 57-68.

References

1. Karapuzikov A. A. Pedagogicheskaya sistema podgotovki kursantov vuza k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah [Pedagogical system of training of students of special university to activities in extreme situations]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 8, no. 1 (26), pp. 151-154. (In Russian).

2. Meshcheriakov A. V. Predposylki sozdaniya i trebovaniya k razrabotke teorii deyatel'nosti cheloveka v ekstremal'nyh situaciyah [Prerequisites of creation and the requirement to development of the theory of activity of the person in extreme situations]. Extreme Human Activity, 2017, no. 1 (42), pp. 9-13. (In Russian).

3. Barysheva T. A. Kreativnost'. Diagnostika i razvitie [Creativity. Diagnosis and development]. St. Petersburg, 2002, 205 p. (In Russian).

4. Vishnyakova N. F. Psihologicheskie osnovy razvitiya kreativnosti v professional'nojakmeologii [Psychological bases of development of creativity in professional acmeology]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1996, 40 p. (In Russian).

5. Bogoyavlenskaya D. B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow, 2002, 320 p. (In Russian).

6. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti [Konkurentnaya: training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan, 2004, 468 p. (In Russian).

7. Molotkova N. V., Rakitina E. A., Popov A. I. Mekhanizm ispol'zovaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy v inzhenernom obrazovanii [Mechanism of using digital educational environment in engineering education]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2018, no. 2 (68), pp. 163-172. (In Russian).

8. Lou M. A Virtual Reality Teaching System for Graphic Design Course. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2017, no. 12 (09), pp. 117-129.

9. Wang X., Hao Z., Luo S., Ren M. A Teaching Model of Urban and Rural Planning Curriculum Integrating Virtual Simulation Technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2018, no. 13 (6).

10. Gao C., Wu Q. Design and Practice of Surveying Experiment System based on a Virtual Platform. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2017, no. 12(4).

11. Guo H. Application of Virtual Reality Technology in Swimming Teaching. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2016, no. 11(11), pp. 9-14.

12. Cao F. A ship driving teaching system based on multi-level virtual reality technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2016, no. 11(11), pp. 26-31.

13. Popov A. I., Puchkov N. P. Studencheskie olimpiady kak sredstvo formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti k tvorcheskoj deyatel'nosti v usloviyah konkurentnoj bor'by [Student olympiads as a means of forming psychological readiness for creative activity in a competitive environment]. Alma-mater: Bulletin of Higher Education, 2017, no. 6, pp. 65-71. (In Russian).

14. Krasnyansky M. N., Popov A. I., Obukhov A. D. Ocenka effektivnosti pedagogicheskih innovacij v vysshem obrazovanii [Evaluation of the effectiveness of pedagogical innovations in higher education]. Economics of Education, 2019, no. 2 (111), pp. 57-68. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.