Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление учителя / учитель / профессиональное развитие / профессионализм / professional development of teacher / teacher / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З К. Багирова, Х С. Арсакаева, Л А. Акбулатова

В статье рассмотрен процесс профессионального становления учителя как психолого-педагогическая категория. Сделан вывод о том, что система личностно-профессионального развития учителя – это совокупность принципов, правовых основ, элементов, методов, технологий, средств, обеспечивающих изменение личностно-профессиональных качеств учителя. Все больше профессиональное становление и развитие педагога зависит от личности самого учителя, его целей и ценностных установок, самообразования и самосовершенствования. Работая учителем сегодня, необходимо помнить о важности самообразования и самосовершенствования. Именно тогда педагог сможет повести за собой учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З К. Багирова, Х С. Арсакаева, Л А. Акбулатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CATEGORY

The article examines the process of professional development of a teacher as a psychological and pedagogical category. It is concluded that the system of personal and professional development of a teacher is a set of principles, legal foundations, elements, methods, technologies, means that ensure a change in the personal and professional qualities of a teacher. More and more in the professional formation and development of a teacher depends on the personality of the teacher himself, his goals and values, self-education and self-improvement. Working as a teacher today, every teacher should understand that self-education and self-improvement are important for him. It is then that he will be able to lead the disciples. The main condition for the high quality of resolution of professional development crises is the person’s awareness of the dissonance of such development, the correlation of requirements with abilities, awareness of the need for professional growth and its importance.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

УДК 378

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: hapta76@mail.ru

Arsakaeva Kh.S, senior teacher, Department of Russian Language, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: hapta76@mail.ru

Akbulatova L.A., teacher, Department of Physical Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: hapta76@mail.ru

PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CATEGORY. The article examines the process of professional development of a teacher as a psychological and pedagogical category. It is concluded that the system of personal and professional development of a teacher is a set of principles, legal foundations, elements, methods, technologies, means that ensure a change in the personal and professional qualities of a teacher. More and more in the professional formation and development of a teacher depends on the personality of the teacher himself, his goals and values, self-education and self-improvement. Working as a teacher today, every teacher should understand that self-education and self-improvement are important for him. It is then that he will be able to lead the disciples. The main condition for the high quality of resolution of professional development crises is the person's awareness of the dissonance of such development, the correlation of requirements with abilities, awareness of the need for professional growth and its importance.

Key words: professional development of teacher, teacher, professional development.

З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: hapta76@mail.ru

Х.С. Арсакаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: @mail.ru

Л.А. Акбулатова, преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Е-mail: hapta76@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье рассмотрен процесс профессионального становления учителя как психолого-педагогическая категория. Сделан вывод о том, что система лич-ностно-профессионапьного развития учителя - это совокупность принципов, правовых основ, элементов, методов, технологий, средств, обеспечивающих изменение личностно-профессиональных качеств учителя. Все больше профессиональное становление и развитие педагога зависит от личности самого учителя, его целей и ценностных установок, самообразования и самосовершенствования. Работая учителем сегодня, необходимо помнить о важности самообразования и самосовершенствования. Именно тогда педагог сможет повести за собой учеников.

Ключевые слова: профессиональное становление учителя, учитель, профессиональное развитие, профессионализм.

Стремительные преобразования касаются сегодня всех сфер общества, в том числе, а может и наибольшими темпами, они происходят в системе образования. И в первую очередь они отражаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Оказалось, что именно он, учитель, нуждается в помощи, сопровождении, поддержке в условиях современных вызовов к образованию, и сейчас уже видно, что это обозначилось как проблема. Учитель является важным субъектом, реализующим на практике основные нововведения, на нем лежит огромная ответственность. Каким образом возможно помочь учителю в совершенствовании умений изменять себя под влиянием внешних факторов в виде социальных норм и средств осуществления профессиональной деятельности, трансформировать свой внутренний мир?

Ключевой характеристикой современного образования является вопрос его качества, в котором развитие способностей субъектов образовательного процесса, в том числе и учителей, их готовности к переменам, к деятельности в условиях постоянных изменений - один из сложных. Современная ситуация такова, что от педагогов ожидают проявление самостоятельности, инициативы как ресурса их профессионального развития. Такой учитель постоянно совершенствуется сам, а значит, сможет оказать положительное влияние, быть примером для обучающихся [1 - 4].

Сегодня учитель выполняет сложные задачи: он инициатор педагогических новаций, объединяет педагогическую деятельность с творческим поиском, учитывает особенности обучающихся в условиях дифференцированного обучения, анализирует методы, приемы и средства обучения при решении педагогических задач; проводит рефлексию воздействий тех или иных приемов; каждый день сталкивается с различными педагогическими ситуациями.

Современный учитель нуждается в условиях, которые будут помогать его развитию: исследовать и проектировать свой профессиональный маршрут, использовать самые современные образовательные инструменты, управлять собственной педагогической деятельностью, анализировать результаты своего труда, проводить рефлексию и применять средства коррекции для дальнейшего профессионального роста.

Школа нуждается в обоснованной программе развития своих педагогов с использованием собственных внутренних ресурсов, позволяющей создать комфортную среду для их эффективной работы, саморазвития и самосовершенствования.

Сегодня система повышения квалификации предъявляет требования к соответствию уровня профессионализма учителя той или иной категории квалификации. Новый же подход даст возможность педагогам продемонстрировать свои знания и опыт независимо от стажа работы. Иными словами, если специалист стремится к росту в профессиональном и личностном плане, он может занять более высокую ступень вне зависимости от опыта работы.

Законодательная основа в виде нормативно-правовых актов даст возможность привести к общему знаменателю критерии оценки профессионализма педагога, упорядочить их.

И, наконец, использование разнообразных ресурсов стимулирования учителей к самообразованию и профессиональному развитию - это еще один из важнейших элементов системы, призванный дать толчок учительскому росту.

Все больше в профессиональном становлении и развитии педагога зависит от личности самого учителя, его целей и ценностных установок, самообразования и самосовершенствования. Работая учителем сегодня, каждый педагог должен понимать: для него самым важным является самообразование и самосовершенствование. Именно тогда он сможет повести за собой учеников.

Процесс профессионального развития предполагает и процесс развития личности: меняются установки, индивидуальные качества, ценности, самооценка. Профессиональное развитие и профессионализм учителя сегодня играют важную роль в образовании, так как являются показателями качества образования.

Уровнями профессионализма учителя являются ступени, этапы его перехода к высоким уровням педагогической работы:

- уровень мастерства профессии, адаптация к ней, первичное усвоение педагогических норм, менталитетов, основных приемов, технологий;

- уровень педагогического мастерства;

- уровень самореализации учителя в профессии;

- уровень педагогического творчества.

В своем исследовании мы не могли пройти мимо такого важного аспекта, как кризисные явления. Причиной такого явления может быть замедление или регресс развития. Важную роль в этом процессе играет результат, который ожидает сама личность, и объективность самооценки.

Главной фигурой системы образования выступает учитель - создатель педагогического процесса, носитель и субъект общей профессиональной культуры. Какие факторы и средства способствуют его личностно-профессиональному развитию?

Коллектив педагогов, состоящий из многогранных личностей, всегда задаёт вектор движения и развития, так как сумма единиц больше единицы, а сумма нулей всегда равна нулю. Важный фактор, обеспечивающий результативность образовательного процесса, - потребность оценивания уровня собственной компетентности.

В развитии личности как профессионала выделяют следующие кризисы: действие, вакуум или бессмысленность. Таким образом, развитие личности в профессиональном плане представляет собой непредсказуемый маршрут, в котором, с одной стороны, каждый этап профессиональной карьеры предполагает развитие, с другой стороны, психологическая организация личности, представ-

ленная на данный момент, определяет реализацию педагогических возможностей в предметной деятельности. Считается, что главным условием высокого качества разрешения кризисов профессионального развития является осознание человеком диссонанса такого развития, соотнесение требований со способностями, осознание необходимости профессионального роста и его важности.

Современной школе необходим новый учитель, это продиктовано следствием реформы и модернизации российской системы образования. Главная ценность - человек, который способен к гибкости и изменению.

В концепции профессионального развития учителя объектами развития являются целостные характеристики личности: педагогическая направленность, компетентность, гибкость [1]. Ведущим фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, способность человека гибко реагировать на любые изменения (адаптироваться).

Сегодня большинство исследователей определяют фасилитацию как важный фактор обучения и развития отдельной личности. Фасилитация педагогического развития - это ценности, идеи, новое осмысление педагогической траектории развития. Новая культура взаимодействия используется в формальном и неформальном общении. Интерактивные собрания являются инструментом, способствующим самопознанию, развитию коммуникации, эффективному поиску знаний, и учителя получают обратную связь.

В процессе фасилитации групповой динамики важны активность; вовлечение каждого участника; перерывы; промежуточные выводы [2].

Рассмотрим еще один фактор, социальный контекст - одобрение, отсутствие давления, поддержка. Понятие «контекст» - новое психологическое условие, но очень схожее с процессом социализации. Механизмы данного фактора применяются для понимания таких элементов, как психические явления - от бессознательного и иллюзий восприятия до творческого мышления. Социальный контекст зависит от многих факторов и обстоятельств: деятельность, среда, задатки человека, оказывающих воздействие на поведение и деятельность человека на всех возрастных этапах его развития. Положительное отношение к результатам работы - это условие профессионального долголетия и развития человека.

Еще одним вектором личностного развития является педагогическое творчество. Это поиск нового, неизведанного. Исследователь Л. Терстоун пришел к выводу [3], что восприимчивость к новым идеям стимулирует развитие творчества. Если рассматривать творчество личности как объект, то особое внимание следует уделить способностям, чертам (психическим, личностным, мотивацион-ным, интеллектуальным).

На творчество учителя влияет совокупность факторов: внешние (семья, поддержка, безопасность), творческий климат (свобода, интерес, признание), способность «выходить за пределы» ситуации (но это возможно при высоком уровне профессионального самосознания).

Позитивные мотивы профессиональной деятельности могут сочетаться с узкими личными мотивами. По сути, самореализация в творчестве - высшая цель личности, так как она предполагает внутриличностные изменения и изменения среды.

Получается, что учитель должен все время работать над собой, самообразовываться, самосовершенствоваться в своей педагогической деятельности. И процесс личностно-профессионального развития зависит от многих условий, но в первую очередь - от личностного потенциала учителя.

Самосознание формируется при помощи такого механизма, как рефлексия. При помощи рефлексии учитель оценивает себя, свою деятельность в соответствии с образами, шаблонами и формирует вывод о своих успешности и неудачах. И это помогает ставить цели, работать над траекторией саморазвития. Поэтому можно утверждать, что рефлексия выполняет следующие функции: моделирования, взаимодействия, творческую функцию и мотивационную. Рефлексия опирается на свойства личности и может быть следующих видов: личностная, интеллектуальная, коммуникативная. Профессиональная рефлексия отображает личностную характеристику учителя и требует большой работы над своим внутренним «Я», а также анализа профессиональной деятельности и своей динамики.

Библиографический список

Рефлексия сегодня является ведущим механизмом для профессионального роста и развития учителя. Она может быть представлена как череда этапов [4]: осознание своей роли и места в профессии; анализ деятельности «со стороны»; получение результатов; поиск ресурсов; изменение траектории.

Школьные образовательные учреждения в настоящее время имеют тенденцию к интенсивному развитию и трансформации.

Основой этого процесса является деятельность. Организовывая мероприятия как основу для развития образовательной среды, учителя образовательных организаций стремятся повысить уровень профессионализма, активно внедряют передовые технологии и готовы поделиться своими наработками.

Работа с коллегами выстраивается на принципе «не навреди» и ориентируется на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждой личности.

Чтобы не спровоцировать перегрузку, усталость, невроз, требуется сформулированная стратегия управления личностно-профессиональным развитием учителей, которая заключается в мотивации, осмыслении, гибкости применяемых средств на основе выявленных факторов.

Изменение профессионального уровня учителей является одним из внутренних источников развития самой системы образования. Обеспечение того, чтобы профессиональный опыт учителей обладал необходимым ресурсом, рассчитанным на цели и задачи системы образования, и был отражен в организационных и рабочих структурах, - одна из задач управления педагогами. С учетом этих запросов и формируется соответствующая система повышения квалификации, выстраивается модель социального партнерства, разрабатывается программа развития, создаются фокус-группы, привлекаются специалисты.

Как уже отмечалось, развитие профессиональных навыков учителя происходит в процессе реализации профессионального опыта и анализа своей педагогической деятельности.

И то, и другое должно быть реализовано и находиться в процессе функционирования системы профессионального развития и профессионализации учителя.

Личностно-профессиональное развитие учителей предполагает наличие среды - управление профессиональным развитием учителя; информации - механизмы управления профессиональным развитием учителя; технологий - процессы управления профессиональным развитием. Система управления личност-но-профессиональным развитием учителей представляет собой совокупность функций и полномочий органов управления, необходимых для содействия профессиональному росту учителей.

Таким образом, система управления личностно-профессиональным развитием учителей поддерживает интегрированное управление, которое оказывает существенное влияние на многоплановый процесс личностного роста учителей.

Система управления профессиональным развитием учителей, представленная технологическим уровнем, - это специфические методы и формы, методики обучения, взаимодействия, с помощью которых осуществляется прямая модификация способностей, прирост специальных знаний, развитие умений, навыков в структуре и технологическом уровне управления.

Личностно-профессиональное развитие учителей представляет собой довольно сложное социальное образование, это надо учитывать и подходить к вопросу обдуманно и обоснованно.

Система личностно-профессионального развития учителя - это совокупность принципов, правовых основ, элементов, методов, технологий, средств, обеспечивающих изменение личностно-профессиональных качеств учителя.

В рамках решения задач текущей практики работы с учителями следует разработать принципы организации и функционирования системы личностного развития учителей; определить наиболее эффективные инструменты и методы; создать эффективные механизмы личностно-профессионального развития учителей; разработать соответствующую личностным потребностям практики модель профессионального развития и, соответственно, структуру образовательной программы, формы, виды, уровни работы по повышению квалификации учителя внутренними ресурсами школы.

1. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Профессиональное развитие: на перепутье эпох, культур и парадигм. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии. Москва: Институт психологии РАН, 2015: 64 - 73.

2. Волобуева Т.Б. Фасилитация развития профессионализма педагогов. Научно-теоретический журнал. 2018; № 3 (36).

3. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект. Общество: социология, психология, педагогика. 2014; № 1.

4. Лидак Л.В., Колосова О.А. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии: монография. Москва: Минеральные воды: МФ АПУ 2008.

References

1. Len'kov S.L., Rubcova N.E. Professional'noe razvitie: na pereput'e 'epoh, kul'tur i paradigm. Sovremennye tendenciirazvitiya psihologii truda iorganizacionnojpsihologii. Moskva: Institut psihologii RAN, 2015: 64 - 73.

2. Volobueva T.B. Fasilitaciya razvitiya professionalizma pedagogov. Nauchno-teoreticheskijzhurnal. 2018; № 3 (36).

3. Eremina L.I. Razvitie kreativnosti lichnosti: psihologicheskij aspekt. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2014; № 1.

4. Lidak L.V., Kolosova O.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'nojrefleksii: monografiya. Moskva: Mineral'nye vody: MF APU, 2008.

Статья поступила в редакцию 20.11.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.