Научная статья на тему 'Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации'

Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / формальное и неформальное повышение квалификации / персонализация / персонификация / индивидуализация образования. / additional professional education / formal and informal professional training / person- alization / personification / individualization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю А. Соловьева, Е А. Нагрелли

Решая задачу развития личностного потенциала субъектов образовательной деятельности, важно признать человека главной ценностью и адресатом системы образования, а его самореализацию основной целью системы образования. Дополнительное профессиональное образование играет важную роль в формировании кадровой политики. Персонализация, персонификация, индивидуализация являются ключевыми понятиями профессионального развития педагога. Индивидуализация образования — процесс управления самообразованием для удовлетворения индивидуальных потребностей личности. Индивидуализация всегда имеет личностную направленность. Персонификация связана с процессом обучения, с педагогическим взаимодействием, с созданием необходимых условий, в которых максимально раскрывается потенциал обучающегося. Персонализация образования подчеркивает ведущую роль учителя в системе профессиональной деятельности. Это не только личностная, но и социальная необходимость. Для педагога персонализация означает максимальное самовыражение в деятельности, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALISATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERSIN FORMAL AND INFORMAL PROFESSIONAL TRAINING

The solution of the fundamental task of development of the personal potential of every participant of the pedagogical process demands acknowledgement of man as the main value and addressee of the state education system and self-realization of every person in relation to oneself and the surrounding world as the main goal of education. Nowadays, additional professional education or training plays an important role in the formation of a personnel policy. Such terms as “personalization”, “personification”, “individualization” are considered to be the key concepts of professional development of a teacher. Individualization of education is the way to the subsequent managed self-education, meeting the needs of the individual to express freely his individual qualities as well as to act in accordance with his own interests, views and outlook. Process of individualization has a personal orientation or a focus. Personification is connected with the process of education, with pedagogical interaction as well as with the creation of necessary conditions, in which student’s potential can be revealed to its maximum. Personalization of education as a system emphasizes the role of a teacher as of the leading subject in a system. Personalization for the teacher means maximum of self-expression in creative activities, the unity of professional and personal improvement, formation of non-material values as dominating in the system of motivation as well.

Текст научной работы на тему «Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

УДК 352.07

Ю. А. Соловьева

Кандидат технических наук, доцент, председатель Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк E-mail: [email protected] Yulia A. Solov'eva Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Committee Chair of Department of education and science of Novokuznetsk government, Novokuznetsk

Е. А. Нагрелли

Кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк E-mail: [email protected] Elena A. Nagrelli Candidate of Pedagogical Sciences, Vice-rector for science and methodology, Municipal autonomous educational establishmentof additional professional education "Institute of advanced teachers' training", Novokuznets

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГОВ В ФОРМАЛЬНОМ И НЕФОРМАЛЬНОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Решая задачу развития личностного потенциала субъектов образовательной деятельности, важно признать человека главной ценностью и адресатом системы образования, а его самореализацию основной целью системы образования. Дополнительное профессиональное образование играет важную роль в формировании кадровой политики. Персонализация, персонификация, индивидуализация являются ключевыми понятиями профессионального развития педагога. Индивидуализация образования — процесс управления самообразованием для удовлетворения индивидуальных потребностей личности. Индивидуализация всегда имеет личностную направленность. Персонификация связана с процессом обучения, с педагогическим взаимодействием, с созданием необходимых условий, в которых максимально раскрывается потенциал обучающегося. Персонализация образования подчеркивает ведущую роль учителя в системе профессиональной деятельности. Это не только личностная, но и социальная необходимость. Для педагога персонализация означает максимальное самовыражение в деятельности, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, формальное и неформальное повышение квалификации, персонализация, персонификация, индивидуализация образования.

В условиях постоянных преобразований во всех сферах жизни общества возникает проблема оптимизации системы управления профессиональным развитием педагогических кадров. Столь пристальное внимание к процессам непрерывного повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций обусловлено, в первую очередь, возрастающими

Как цитировать статью: Соловьева Ю. А., Нагрелли Е. А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(49). С.20-28.

требованиями к профессионализму педагога. Неслучайно не прекращается обсуждение профессиональных стандартов педагогических работников, национальной системы учительского роста.

Ключевую роль в формировании кадровой политики страны играет дополнительное профессиональное образование, которое является действенным инструментом для адаптации к условиям постоянно изменяющейся внешней среды, внедрению новых технологий.

В научно-педагогической литературе понятие «дополнительное профессиональное образование» определяется через развитие способностей личности, которые соответствуют ее потребностям, темпу, реализуемости, времени, способностям и т.д. [1; 3]. В ответ на современные вызовы система дополнительного профессионального образования должна быть нацелена на учет личностных качеств обучаемых, что актуализирует необходимость перехода к развивающей педагогике и андрагогике.

Персонализация, персонификация, индивидуализация являются ключевыми понятиями профессионального развития педагога и все чаще употребляются в контексте дополнительного профессионального образования.

С 2015 года Новокузнецким институтом повышения квалификации ведется научно-исследовательская работа по вопросам персонализации профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность определить, что в настоящее время нет точного определения понятий «персонализация», «персонификация», «индивидуализация».

Начнем с последнего. Так как в советском, а позже и в российском образовании на протяжении многих десятилетий приоритетным был принцип уравнительности, индивидуализация носила скорее исключительный характер. Сегодня мы живем в других политических и социально-экономических условиях. В частности, развитие экономики государства объективно требует воспитания творческой и инициативной личности, способной действовать в неопределенных условиях, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.

На современном этапе развития российского образования не только научно-педагогическая литература, но и нормативно-правовые акты (в частности, Федеральный закон 27Э-ФЗ «Об образовании в РФ») открывают перспективу развития вариативных форм обучения, в том числе электронного, дистанционного и неформального. Понятия персонального образовательного результата и персонального образовательного продукта вводятся в Доктрине образования в Российской Федерации [15].

Л. С. Выготский отмечал, что индивидуальная (или внутренняя) деятельность является производной внешней (коллективной социальной) деятельности человека. Отдельные ученики осознанно присваивают внешнее, делая его своим, внутренним, от этого напрямую зависит процесс обучения [3, с. 118].

С. Л. Рубинштейн считал, что индивидуализация всегда личностно окрашена, при этом развитие является продуктом самого человека, включенного в различные виды деятельности и взаимоотношения с окружающими [13, с. 41]. «Индивидуальность — это „глубина" личности и субъекта деятельности»,— писал Б. Г. Ананьев [12, с. 504].

Индивидуализацию образования мы определяем как процесс управления самообразованием для удовлетворения индивидуальных потребностей личности. На наш взгляд, индивидуализация образования определяет выбор учащимся направления образовательного процесса. Индивидуализацией в профессиональной деятельности педагога можно считать неформальное педагогическое взаимодействие, создание им методических материалов и т.п.

Одним из важнейших принципов развития личности является персонификация. В условиях педагогического взаимодействия с идеалами, культурными историческими образцами происходит духовно-нравственное личностное развитие [6, с. 42]. С точки зрения процесса персонификации, профессиональное развитие личности педагога обусловлено стремлением к самосовершенствованию и самореализации [10, с. 117].

Теоретические основы персонифицированного подхода в системе дополнительного профессионального образования впервые были представлены в исследованиях Т. Э. Галкиной [8, с. 137]. Впоследствии был разработан персонифицированный подход к педагогическим работникам в процессе повышения квалификации [5, с. 136], а также персонифицированно-индивидуализиро-ванный подход [10, с. 117].

Непрерывное профессиональное и личностное развитие педагогических работников достигается в процессах самообразования, корпоративного и неформального образования [9, с. 9]. В системе образования города Новокузнецка создаются необходимые условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников. При научно-методическом сопровождении института повышения квалификации, который выполняет функции муниципальной методической службы, педагоги города имеют возможность выстраивать индивидуальные маршруты профессионального развития на основе интеграции формального и неформального образования.

Курсы повышения квалификации строятся на модульной основе, педагоги имеют возможность выбора программ и направлений курсовой подготовки, а зачетно-модульная и дистанционная системы обеспечивают накопительный формат прохождения курсов. В системе формального повышения квалификации активно используется ценный педагогический опыт победителей конкурсов профессионального мастерства, а также образовательных организаций, имеющих статус федеральных, региональных или муниципальных инновационных площадок.

В межкурсовой период, в условиях неформального повышения квалификации педагогические работники могут выбрать необходимый маршрут профессионального развития. В банке данных ежегодно более пятидесяти

социально-значимых образовательных событий (конференции, фестивали, выставки, форумы и др.), где в течение учебного года педагоги могут представить свои наработки, поделиться опытом, обсудить профессиональные проблемы.

Особая роль в развитии профессионализма педагогов и руководителей образовательных организаций отводится инновационной деятельности. Сегодня в городе Новокузнецке действуют три федеральные экспериментальные площадки. Более 30 образовательных организаций имеют статус региональной инновационной площадки. 53 образовательные организации реализуют 16 муниципальных инновационных проектов (два проекта — сетевые).

Муниципальные инновационные проекты реализуются по шести направлениям:

1.«Здоровье и образование».

2. «Проектирование новых образовательных систем в условиях модернизации российского образования».

3. «Социализация обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

4. «Одаренные дети».

5. «Создание воспитательной системы образовательных учреждений.

6. «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов».

В направлении «Здоровье и образование» учреждения формируют здоро-

вьесберегающую компетентность педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования; апробируют на практике использование средств здравотворческой образовательной деятельности при организации педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках направления «Проектирование новых образовательных систем в условиях модернизации российского образования» разрабатывается модель муниципальной информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (сетевой проект); механизмы управления качеством образования через создание лицейского центра мониторинга.

В направлении «Социализация обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» ведется работа по социализации посредством гуманизации образовательной среды; создаются условия формирования эффективных стратегий социального поведения в конфликте.

Новым направлением инновационной деятельности стало направление «Одаренные дети». Образовательные организации создают особую образовательную среду начальной школы для эффективной работы с одаренными детьми, разрабатывают систему психолого-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников в условиях введения ФГОС ОО.

Важным для развития муниципальной системы образования считаем также направление «Создание воспитательной системы образовательных учреждений». Учреждения работают над формированием гражданского са-

мосознания у воспитанников социально активной школы; созданием системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях внедрения ФГОС; развитием компетентности педагогов детского дома по сопровождению приемных родителей и др.

Расширяется в последние годы направление «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов». В своих инновационных проектах учреждения формируют профессиональную компетентность педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ОО; изучают возможности школьного музея как ресурса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях новых образовательных стандартов; формируют профессиональную компетентность педагогов по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся; разрабатывают и апробируют модель муниципального образовательного пространства поддержки разнообразия дошкольного детства в условиях реализации ФГОС.

Инновационная деятельность — это качественный этап саморазвития, процесс самоактуализации субъектов образовательного процесса. Поэтому для образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерны процессы самоорганизации и развития, как в педагогической, так и ученической среде: наблюдается значительный рост профессиональной компетентности педагогов, возрастает качество образовательных услуг по различным показателям.

В последнее время много говорится о необходимости проведения общественной экспертизы деятельности образовательных организаций. Для системы образования города Новокузнецка этот процесс стал системным и технологичным. Взаимодействие с инновационными площадками строится на принципах открытости: ежегодно в феврале в рамках Дней науки проходит публичная презентация результатов инновационной деятельности и новых инновационных проектов. С развитием информационных технологий появилась возможность привлекать к обсуждению вопросов внедрения инноваций родителей, учеников, социальных партнеров. Традиционным стал Фестиваль муниципальных инновационных площадок, идеей которого является популяризация инновационных идей, концепций, трансляция результатов деятельности, продвижение инновационных продуктов.

На основе анализа деятельности муниципальных инновационных площадок в инновационную деятельность включено более восьмисот педагогов и порядка десяти тысяч обучающихся и воспитанников.

Кроме того, формирование практического опыта педагогов будет протекать успешнее, если этот процесс строить на основе профессиональных объединений и творческих групп, организованных на базе образовательных учреждений. Именно поэтому отдельным направлением персонификации в неформальном образовании являются профессионально-педагогические сообщества, в том числе сетевые.

Персонализация образования подчеркивает ведущую роль учителя в системе профессиональной деятельности. А. В. Петровский рассматривает персонали-зацию не только как личностную, но и как социальную необходимость [11, с. 259]. В условиях персонализации педагог выступает в качестве организатора взаимодействия учащихся и коллег [14, с. 26].

При этом, на наш взгляд, наиболее емким и точным по содержанию является определение персонализации, данное А. С. Ворониным. С его точки зрения, персонализация напрямую связана «...с обретением субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности» [2, с. 77].

Примерами персонализации педагога являются такие показатели, как: сертификаты участника конференций и других социально значимых образовательных событий; победы в профессиональных конкурсах; получение грантов; вхождение в состав экспертных групп; другие факты признания персонального вклада педагога в общее дело развития системы и учреждений образования.

В муниципальной системе образования обеспечивают персонализацию в повышении квалификации три стороны:

- Институт повышения квалификации, который разрабатывает и внедряет новые персонализированные модели и механизмы в формальном и неформальном повышении квалификации.

- Образовательная организация, которая за счет внутрифирменного профессионального развития формирует запрос на персонализированные модели повышения квалификации.

- Сам педагог, который выстраивает и реализует свой персональный образовательный маршрут.

Мотивирует педагога на построение своего персонального образовательного маршрута целый ряд факторов: личностное развитие и профессиональное самоутверждение, потребность быть в коллективе и социальный успех, процедуры аттестации и сертификации, приобретение новых профессиональных знаний и умений, творческая реализация в профессиональной деятельности.

В ходе работы над исследованием по проблемам персонализации профессионального развития педагогов кафедрами института повышения квалификации проводились кафедральные исследования. Так, кафедра дошкольного образования работала над темой «Персональная образовательная среда профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС». За время исследования спроектирована индивидуальная программа («дорожная карта») профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС; разработана и реализуется модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС дошкольного образования; создано сетевое интернет-сообщество «Дошколка», где ведется обсуждение профессиональных

проблем и представляется ценный педагогический опыт.

Исследование показало, что каждый педагог является одновременно поставщиком и потребителем образовательных услуг. При этом «потребитель» — педагог, осваивающий формальные и неформальные составляющие образовательной среды, а «производитель» — педагог, предлагающий материалы для формальной и неформальной составляющей в интернет-ресурсах.

Научно-исследовательская работа кафедры теории и методики общего образования была посвящена построению индивидуальных образовательных маршрутов как средству персонализации профессионального развития педагогов. Выбор темы научного исследования определялся рядом факторов. Во-первых, необходимостью перехода на концепцию образования в течение всей жизни (lifelong learning) и в объеме жизни (lifewide learning), которая может быть реализована в единстве профессиональной деятельности и повышения квалификации педагога, с использованием индивидуальных образовательных программ.

Во-вторых, важной ролью непрерывного неформального образования и самообразования педагога. В этом контексте актуальны исследования возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов как средства персонализации профессионального развития педагогов.

В-третьих, одной из ведущих задач современной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования является теоретическая и практическая поддержка педагогов в преодолении существующих профессиональных затруднений. Наибольший ресурс в системе повышения квалификации для разрешения профессиональных затруднений содержится в реализации персонифицированной модели обучения педагогов. В этой связи встает проблема поиска путей практической реализации технологий повышения квалификации, обеспечивающих индивидуализацию обучения взрослых в системе профессионального образования.

В ходе работы представлены результаты исследования по созданию единой информационно-образовательной среды в муниципальной системе образования, по организации массовых открытых онлайн-курсов как средства реализации эффективной стратегии профессионального развития педагога; рассмотрены условия профессионального развития педагога в условиях формального и неформального повышения квалификации; описаны составляющие информационной культуры участников образовательных отношений, особенности деятельности по организации командной работы по формированию у педагогов компетенции в области организации учебно-исследовательской деятельности в пространстве неформального образования, способы формирования позитивного практического опыта учителей в условиях неформального повышения квалификации и др.

Следует отметить, что работа по совершенствованию муниципальной системы персонализации профессионального развития педагогов будет продолжена, в перспективе создание муниципальной карты неформального

повышения квалификации.

В 2018 году начинается работа над новой научной темой — «Разработка и внедрение муниципальной модели управления качеством образования». Темами научных лабораторий станут: «Акмеологическое сопровождение руководителей и педагогов муниципальной системы образования»; «Интеграция формального, неформального повышения квалификации как условие профессионального развития педагогических кадров»; «Лонгитюдное исследование оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне» и др. Результаты данных исследований будут представлены научно-педагогической общественности.

Литература

1. Ахмедов А. Э., Шаталов М. А. Институциональные доминанты интеграции науки, бизнеса и образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы международной науч.-практ. конф. Воронеж: ВЭПИ, 2014. С. 8-13.

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология.— М.: Просвещение, 1991. 480 с.

4. Галкина Т. Э., Никитина Н. И. Персонифицированный подход в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 2011. № 2 (7). С. 40-45.

5. Жаркова Е. Н. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3. С. 135-144.

6. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-социальный аспект // Человек и образование. 2010. № 2. С. 40-46.

7. Казаков И. С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. 2011. № 3. С. 127-129.

8. Кашина О. В. Понятие и сущность профессионального развития педагогических кадров // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 136-142.

9. Общие Европейские принципы признания (валидации) неформального и информального обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adukatar.net/wpcontent/uploads/2009/12/Adukatar_14_ Pages_22-25.pdf (дата обращения: 18.12.2017).

10. Обухов В. В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13. С. 115-119.

11. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Просвещение, 1998. 528 с.

12. айгородскийД. Я. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. 2-е изд., доп. Самара: БАХРАХ, 1999. 544 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 720 с.

14. Стародубцев В. А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 24-29

15. Хуторской А. В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm (дата обращения: 20.12.2017).

PERSONALISATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERSIN FORMAL AND INFORMAL PROFESSIONAL TRAINING

The solution ofthe fundamental task of development of the personal potential of every participant of the pedagogical process demands acknowledgement of man as the main value and addressee of the state education system and self-realization of every person in relation to oneself and the surrounding world as the main goal of education. Nowadays, additional professional education or training plays

an important role in the formation of a personnel policy. Such terms as "personalization", "personification", "individualization" are considered to be the key concepts of professional development of a teacher. Individualization of education is the way to the subsequent managed self-education, meeting the needs of the individual to express freely his individual qualities as well as to act in accordance with his own interests, views and outlook. Process of individualization has a personal orientation or a focus. Personification is connected with the process of education, with pedagogical interaction as well as with the creation of necessary conditions, in which student's potential can be revealed to its maximum. Personalization of education as a system emphasizes the role of a teacher as of the leading subject in a system. Personalization for the teacher means maximum of self-expression in creative activities, the unity of professional and personal improvement, formation of non-material values as dominating in the system of motivation as well.

Keywords: additional professional education, formal and informal professional training, personalization, personification, individualization of education

References

• Ahmedov A. Je., Shatalov M. A. Institucional'nye dominanty integracii nauki, biznesa i obrazovanija // Aktual'nye problemy razvitija vertikal'noj integracii sistemy obrazovanija, nauki i biznesa: jekonomicheskie, pravovye i social'nye aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: VJePI, 2014. S. 8-13. [In Rus].

• Galkina T. Je., Nikitina N. I. Personificirovannyj podhod v sisteme povyshenija kvalifikacii // Nauchnoe obe-spechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2011. № 2 (7). S. 40-45. [In Rus].

• Hutorskoj A. V. Pedagogicheskie osnovanija Doktriny obrazovanija cheloveka v Rossijskoj Federacii: Doklad k zasedaniju Bjuro Otdelenija filosofii obrazovanija i teoreticheskoj pedagogiki RAO 27 janvarja 2015 goda // Vestnik Instituta obrazovanija cheloveka; 19.01.2015 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm (data obrashhenija: 20.12.2017). [In Rus].

• Ilakavichus M. R. Pedagogicheskoe osvoenie vospitatel'nogo potenciala personificirovannyh idealov kul'tury: istoriko-social'nyj aspekt // Chelovek i obrazovanie. 2010. № 2. S. 40-46. [In Rus].

• Kashina O. V. Ponjatie i sushhnost' professional'nogo razvitija pedagogicheskih kadrov // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2016. № 1. S. 136-142. [In Rus].

• Kazakov I. S. O probleme issledovanija fenomena personifikacii obuchenija v otechestvennoj nauke // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 3. S. 127-129. [In Rus].

• Obshhie Evropejskie principy priznanija (validacii) neformal'nogo i informal'nogo obuchenija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://adukatar.net/wpcontent/uploads/2009/12/Adukatar_14_Pages_22-25.pdf (data obrashhenija: 18.12.2017). [In Rus].

• Obuhov V. V. Teoreticheskie aspekty formirovanija variativnyh modelej povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 13. S. 115-119. [In Rus].

• Petrovskij A. V., JaroshevskijM. G. Osnovy teoreticheskoj psihologii. M.: Prosvechenie, 1998. 528 s. [In Rus].

• Rajgorodskij D. Ja. Psihologija lichnosti. T.2. Hrestomatija. 2-e izd., dop. Samara: BAHRAH, 1999. 544 s. [In Rus].

• Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii, 2-e izd. SPb.: Piter, 2013. 720 s. [In Rus].

• Starodubcev V. A. Personalizacija virtual'noj obrazovatel'noj sredy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 7. S. 24-29. [In Rus].

• Voronin A. S. Slovar' terminov po obshhej i social'noj pedagogike [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf (data obrashhenija: 20.12.2017). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• VygotskijL. S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Prosvechenie, 1991. 480 s. [In Rus].

• Zharkova E. N. Model' personificirovannogo povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija: tipovoe regional'noe reshenie // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2013. № 3. S. 135-144. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.