Научная статья на тему 'Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей как педагогическая проблема'

Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3330
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Марина Николаевна

Статья затрагивает ключевую проблему современной педагогики индивидуализацию и персонификацию дополнительного образования детей, объективно обусловленную потребностями современной науки и практики, приоритетами государственной образовательной политики. Автор раскрывает суть процессов индивидуализации, персонализации и персонификации, ориентированных на воспитание и развитие социально-значимых личностных качеств учащихся. Дополнительное образование детей рассматривается как воспитательное пространство, в условиях которого можно максимально осуществлять развитие индивидуальности каждого ребенка в ситуации успеха в значимой для него деятельности. Предложенные автором инструменты оценки личностных достижений учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности могут быть использованы педагогами в конкретной прикладной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей как педагогическая проблема»

Теория инновационной деятельности

УДК 371.398

М.Н. Филатова

Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей как педагогическая проблема

Аннотация

Статья затрагивает ключевую проблему современной педагогики — индивидуализацию и персонификацию дополнительного образования детей, объективно обусловленную потребностями современной науки и практики, приоритетами государственной образовательной политики. Автор раскрывает суть процессов индивидуализации, персонализации и персонификации, ориентированных на воспитание и развитие социально-значимых личностных качеств учащихся. Дополнительное образование детей рассматривается как воспитательное пространство, в условиях которого можно максимально осуществлять развитие индивидуальности каждого ребенка в ситуации успеха в значимой для него деятельности.

Предложенные автором инструменты оценки личностных достижений учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности могут быть использованы педагогами в конкретной прикладной деятельности.

I

Ключевые слова: индивидуализация, персонализация, персонификация, социокультурная компетентность, дополнительное образование детей.

Abstract

The article addresses the key issue of the modern pedagogy — the individualization and personification of out-of-school education — which is tightly bound with demands of the modern science and practice, as well as those of the state education policy. The author of the article explains the principles of such processes as individualization, personalization and personification that are designated for education and developing socially important personal qualities of pupils. The author considers out-of-school education as a pedagogic field which allows to maximally develop the individuality of every child making success in meaningful for him of her activities.

The evaluation methods for personal achievements of pupils in out-of-school education offered in the article can be used by teachers in their work.

Щ Keywords: individualization, personalization, personification, sociocultural competence, out-of-school education

Проблема индивидуализации и персонификации образования в настоящее время приобретает особую значимость в связи с современными тенденциями, которые обозначились в обществе, в системе отечественного образовании. В качестве определяющего направления национальной образовательной политики выбран курс на повышение качества результатов образования на разных его уровнях. В контексте данного приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании, определение того,

какие индивидуально усвоенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны в целом. Это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Качественные преобразования должны происходить с учетом реализации современных форм обучения и воспитания, а также пересмотра содержания

дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на достижение личностных и метапред-метных результатов учащихся.

Поэтому целью и основным результатом образования сегодня является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [11].

В связи с этим сегодня требуется создание условий для развития личности учащихся, ее индивидуальности, т.к. она является основной формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества.

Широкие возможности для решения поставленных задач создает дополнительное образование детей, которое в силу конкурентных преимуществ по сравнению с другими институтами формального образования, является средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум и потому может стать «инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающих поколений» [4]. Оно представляет собой ту благоприятную полисферу социализации и социального воспитания, в условиях которой можно максимально осуществлять развитие индивидуальности каждого ребенка в ситуации успеха в значимой для него деятельности.

Именно дополнительное образование принципиально расширяет возможности ребенка, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, превращать в ресурс собственные личные качества, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества [4]. В связи с этим одной из основных задач реализации Государственной программы города Москвы «Столичное образование» является повышение качества дополнительного образования, как деятельности, направленной на всестороннее развитие и духовно-нравственное воспитание учащихся [3].

Дополнительное образование детей в современных условиях является не только «зоной ближайшего развития» учащихся, его можно назвать «основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [4]. Не случайно одним из ожидаемых результатов реализации «Концепции развития дополнительного образования детей» является «создание условий и сформированность компетенций для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга» [4].

Развитию личностных качеств, составляющих основу индивидуальности человека, способствуют индивидуализация и персонификация образования, которые, с точки зрения ученых, являются необходимыми условиями развития способностей и интересов учащихся, успешного их социокультурного развития и самоопределения, а также способствуют осознанию растущим человеком своего отличия от других.

Понятия «индивидуализация», «персонализация», «персонификация» прочно вошли в понятийный аппарат и широко используются в современной педагогике. В последнее время появилось немало работ по изучению индивидуализации отечественного образования. (Л.В. Байбородова, В.В. Беличенко, О.С. Газ-ман, Н.Б. Крылова, Т.М. Ковалёва, Н.А. Нефедова,

A.С. Прутченков, Д.И. Фельдштейн и др.). Отдельные аспекты данной проблемы применительно к дополнительному образованию детей отражены в исследованиях А.Г. Асмолова, В.П. Голованова, Т.Н. Гущиной, Е.Б. Евладовой, Б.В. Куприянова, Л.Г. Логиновой, Н.А. Морозовой, Л.М. Митрофановой, и др.

Однако в целом, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, вопросы индивидуализации и персонификации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей не нашли достаточного отражения в педагогической теории и практике.

Одной из сложных задач является разработка инструментов оценки личностных результатов учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности. Ведь на самом деле в теории образования нет однозначного мнения по решению этого вопроса. С точки зрения одних специалистов, результат личностного развития не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, измерение допустимо, так как всегда можно выявить проявление того или иного личностного качества ученика в его поведении, отношении к окружающим, какова динамика его развития по сравнению с предыдущими проявлениями.

Таким образом, объективная необходимость осуществления индивидуализации и персонификации дополнительного образования детей и недостаточная разработанность научно-методических основ данных процессов подчеркивают актуальность настоящей работы.

Попытаемся выяснить суть данных понятий применительно к нашему исследованию. Изучив и проанализировав круг психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что одни исследователи (А.А. Кирсанов, Н.Н. Гордеева, С.В. Кора-блева, И.Э. Унт, Т.М. Ковалева и др.) видят главное назначение индивидуализации в адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого обучающегося. Они акцентируют внимание на отборе форм, методов и приемов обучения, то есть внешней стороне индивидуализации, идущей от учителя к ученику.

Ряд других ученых (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондарев-ская, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Мудрик,

B.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Н.Б. Крылова, Д.И. Фельдштейн и др.) определяют индивидуализацию как процесс присвоения внешнего через внутреннее (присвоенное поведение, ценностные ориентации, мотивы поведения). По их мнению, благодаря индивидуализации развитие ребенка осуществляется не только в направлении становления его как социальной единицы общества, но и по пути формирования индивидуального, личностного.

Как не вспомнить в данном случае и педагогику С.И. Гессена, слова которого особенно актуальны в настоящее время: «Целью образования является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности заключается, прежде всего, — в ее духовности. Могущество индивидуальности коренится не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа» [2, с. 7].

Обобщая и учитывая различные точки зрения по данной проблеме, нам удалось выявить сущность понятия «индивидуализация». Индивидуализация представляет собой процесс создания условий в образовательной среде, направленный на развитие индивидуальности ребенка, которая определяется как характеристика личности и представляет собой совокупность социально-значимых личностных качеств, таких как познавательная активность, гражданская ответственность, социальная активность, коммуникабельность, нравственность, целеустремленность и др.

Индивидуализация не может осуществляться вне реалий общественных отношений. Она предполагает взаимоотношения в социуме, в которые включается ребенок в процессе своей деятельности, развиваясь при этом как личность. Поэтому в понятие индивидуально -сти включаются не только личностные свойства, находящиеся в стадии развития, но также те потенциалы, которыми обладает учащийся, и которые могут оказаться нереализованными, поскольку их развитие зависит одновременно и от самого ребенка, и от возможностей образовательной среды. В ходе исследования мы также определили, что развитие индивидуальности ребенка является не только результатом, но и представляет собой процесс саморазвития личности.

В современной психолого-педагогической литературе в последнее время часто встречаются термины «персонали-зация» [9] и «персонификация» образования.

Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения ребенка (подростка) в систему социальных отношений. Опираясь на концепцию В.А. Петровского, согласно которой персонализация определяется как процесс изменения в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека, авторскую позицию А.В. Мудрика, в основе которой лежит развивающая система отношений учащегося, с одной стороны, к миру и с миром, а с другой — к себе и с самим собой, а также на другие исследования других ученых, мы смогли определить, что персонализация является внутренней стороной индивидуализации и представляет собой процесс качественных изменений в личностном развитии учащихся, направленный на реализацию их индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, личностных смыслов, поведенческой активности. Изменения проявляются в поступках и действиях учащихся через рефлексию собственной деятельности.

Термин «персонификация» (от лат. «persona» — лицо, и «facere» — делать) обозначает олицетворение,

т.е. представление предмета в виде личности [10]. В контексте психолого-педагогических исследований персонифицированное дополнительное образование можно определить как личностно-ориентированный процесс, направленный на развитие ребенка как самообучающейся личности на основе его потребности к самореализации, самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию. Каждый учащийся, при этом, осуществляет свободный сознательный выбор образовательного маршрута. Это означает, что учащиеся по собственному выбору включаются в исследовательские проекты, творческие занятия, различного вида мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, пробовать и осознавать свои возможности в различных видах деятельности.

Разнообразие и вариативность видов деятельности (культурных практик) должны быть определены и отражены педагогом в рабочей программе, которая может иметь модульную структуру. Каждый из модулей программы должен быть ориентирован на конкретный вид деятельности: познавательную, проектную, культур-но-досуговую, коммуникативную, художественно-издательскую, творческую, игровую или какую-либо другую [15, С.6-10].

При отборе содержания программы педагогу нужно учитывать, что целью ее реализации должно стать развитие индивидуальности ребенка. В связи с этим важно предусмотреть, какие социально-значимые личностные качества и компетенции будут развиваться в процессе освоения программы, на достижение каких результатов будет нацелен каждый модуль программы. Таким образом, важно понимать, что содержание программы должно быть ориентировано на развитие личностных качеств учащихся, усвоение знаний и навыков, способствующих их успешной социализации. К таким качествам и навыкам, в числе прочих, относятся ответственность, инициативность, умение работать в коллективе, усвоение норм поведения в обществе и правил этикета, формирование активной гражданской позиции и др.

В связи с этим необходимо наполнить содержание занятий ценностными смыслами, включить тематику социального и культурного характера, изучение материала по культурному и духовному наследию страны.

Обобщая, можно сказать, что общим методологическим основанием данного исследования является положение о главенствующей роли личности, ее индивидуальности как непреходящей ценности, о ее развитии в деятельности с учетом принципов демократизации и гуманизации образования.

В связи с этим методологическую основу данного исследования составили важнейшие педагогические теории, среди которых:

- гуманистические теории (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов) рассматривают человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к само-

развитию, самоопределению, самореализации. Среди зарубежных ученых наибольший вклад в развитие этой теории внесли А. Маслоу и К. Роджерс — философ-ско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна о личности как субъекта жизни, которая нашла отражение в трудах отечественных ученых, его продолжателей. (К. А. Абульханова, А.В. Брушлинский).

- культурно-историческая теория Л.С. Выготского, ядром которой является идея о развитии личности как культурно-историческом процессе, о ее «культурном восхождении». Л.С. Выготский рассматривает процесс культурного развития в единстве и взаимодействии внешних и внутренних факторов, в особом сочетании внешних условий и внутренних процессов развития. С точки зрения культурно-исторической концепции развития личности богатство индивидуальности определяется и

обеспечивается влиянием исторически развивающейся культуры; успешность социализации и индивидуализации личности задается ее социально-культурным контекстом, а в качестве объекта оптимизации данных процессов рассматривается «зона ближайшего развития» — социально-культурная среда как пространство для формирования личности человека и реализации его потенциалов.

Обобщение идей, заложенных в указанных концепциях, позволило нам сформировать собственную позицию по исследуемой проблеме, отметив при этом роль гуманистического воспитания, самостоятельной деятельности учащихся и социальной среды в процессе развития их индивидуальности.

Таким образом, индивидуализация, персонализация и персонификация дополнительного образования — это взаимосвязанные между собой процессы, направлен-

Таблица 1

Критерии и показатели оценки развития индивидуальности учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности

#

Критерии оценки Социально-значимые личностные качества учащихс Показатели оценки Развиваемые компетенции: познавательные, ценностные, деятельностные

Когнитивный (познавательный) компонент

Познавательная активность (эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию) Развитие данного качества способствует самопознанию и саморазвитию учащихся. - наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции; - умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую информацию; - овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности; - умение представлять результаты своей деятельности; - усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий и др.

Духовно-нравственный компонент

Нравственность (сознательность, справедливость, гуманность, духовность). Акцент воспитания на данные характеристики позволяет учащимся осмысливать и осваивать в соотнесении со своими действиями такое образное понятие как культура, соблюдать этические нормы поведения, уметь управлять собой. - выбор высоконравственных позиций при решении проблем; - усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам (культура поведения с окружающими, культура речи, уважение других культур, самоконтроль и саморегуляция поведения, уважительное отношение к личности другого); - приобретение опыта позитивного отношения к культурным и духовным ценностям общества. -сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления. - умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения;

Социально-адаптивный компонент

Гражданская ответственность (ответственность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе) Развитие данного качества позволяет занимать нравственную гражданскую позицию, соотносимую с представлением о себе как гражданине своей страны, держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями. Основой развития гражданской ответственности является система отношений ребенка, определяющая его социальную направленность. - способность брать на себя ответственность за решение социально-значимых проблем; - проявление активной гражданской позиции; (способность отстаивать собственную нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве долга и ответственности перед гражданским коллективом, обществом; проявление чувства гордости за свою страну, народ, историю); - умение руководствоваться в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями, соблюдение прав и обязанностей ученика; - добросовестное выполнение общественных поручений, участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность; - проявление потребности делать добрые дела и приносить пользу обществу.

Ф

Ф

Критерии оценки Социально-значимые личностные качества учащихс Показатели оценки Развиваемые компетенции: познавательные, ценностные, деятельностные

Социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность, организованность) Характеристика процесса деятельности человека. Это те изменения, которые мы наблюдаем в действительности в результате деятельности. Умение и способность адаптироваться в обществе, занимать активную жизненную позицию. - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений; - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; - умение принимать и претворять в жизнь обоснованные, твердые решения; - умение разумно планировать и организовать свою деятельность, свободное время с целью собственного развития

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность). Развитие данного качества позволяет самостоятельно организовывать ситуацию коммуникативного взаимодействия. - приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения взаимопонимания); - приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности; - способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач; - умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь - способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны. - умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.

Мотивационно-ценностный компонент

Целеустремленность, настойчивость Каждый человек в той или иной степени анализирует свою деятельность, подводит итоги, строит планы на будущее. Благодаря развитию данного качества формируется устойчивая внутренняя мотивация к обучению и познанию. - способность и умение подчинять свои действия поставленным целям; - способность прилагать определенные усилия в процессе освоения новых видов деятельности; - умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями; - преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для осуществления в будущем в профессиональной деятельности, самоутверждение, самооценка); - осознанный выбор способов личностного самоопределения (стремление получить высокую оценку результатов своего труда).

Ф

ные на развитие индивидуальности учащихся, которая определяется как характеристика личности и представляет собой совокупность социально-значимых личностных качеств (целеустремленности, самостоятельности, коммуникабельности, гражданской ответственности, сознательности, гуманности, духовности и др.). В ходе этих процессов происходит присвоение учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностях; принятие ценностных установок по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людям; формирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества [13, С.242-259].

Опираясь на исследования И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.А. Морозовой, С.Б. Серяковой и др., мы определили, что показателями развития индивидуальности (социально-значимых личностных качеств) являются познавательные, ценностные, деятельностные, компетенции, которые сочетают в себе приобретенные знания, сформированные общественные отношения, проявляющиеся в деятельности учащихся (табл. 1).

Перечисленные показатели (компетенции) интегрируются в такую важную характеристику личности, как социокультурная компетентность [14, С.430-434], которая определяется совокупностью способностей, находящихся в тесной взаимосвязи с личностными качествами и, следовательно, может быть выбрана в качестве единицы измерения развития индивидуальности учащихся.

Социокультурная компетентность по структуре включает в себя когнитивный, социально-адаптивный, духовно-нравственный, мотивационно-ценностный компоненты.

Оценивать результат развития индивидуальности учащихся необходимо на основе происходящих изменений, в сравнении начального уровня проявления конкретного личностного качества и конечных результатов исследования с учетом мнений родителей, педагогов, самих учащихся, то есть в сочетании внешней и внутренней оценки.

В связи с этим педагоги должны использовать разнообразные средства диагностики, с помощью которых можно выявить динамику развития личностных качеств

ребенка. На основе полученных результатов возможно корректировать цель и задачи педагогической деятельности, а также планировать дальнейшую работу по данной проблеме.

В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов, как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты измерениям.

Затруднения у педагогов вызывает диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В психолого-педагогической литературе можно найти достаточно большое количество диагностических методик, но, зачастую, в практике пользоваться ими сложно, они требуют специальной подготовки к проведению данной процедуры.

Поэтому в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, организаторам внеурочной деятельности предлагаются данные разработки, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности.

Одним из средств диагностики является метод наблюдения. В связи с этим должна быть разработана программа педагогического наблюдения за учащимися, которая позволит отслеживать достижение их личностных результатов. Оценка развития социально-значимых личностных качеств учащихся должна осуществлялась в процессе систематического наблюдения за их поведением и эмоционально-нравственным состоянием в общении со сверстниками и взрослыми, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организаци-онно-деятельностных играх, в дискуссиях по актуальным проблемам, при проведении различных мероприятий и т.д.

Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности и т.д.

В качестве формы накопления педагогической информации может быть использован «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью обучающихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений.

Другой формой фиксации результатов развития индивидуальности учащихся является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:

способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать анализировать собственную деятельность), развивает такие качества как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

Для диагностики индивидуальности учащихся кроме перечисленных методов может быть использован метод тестирования по методике «Определение уровня социокультурного развития учащихся в дополнительном образовании детей». Учащимся предлагается заполнить опросный лист анкеты «Определение уровня социокультурного развития учащихся» (Приложение 1), составленной автором на основе анализа диагностических методик Д.В. Григорьева, М. Рокича, О.И. Моткова, М.И. Рожкова, М.П. Нечаева.

В результате обработки теста можно определить уровень социокультурного развития учащихся на разных этапах работы с детьми.

Подводя итог, следует отметить, что первостепенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально-значимых личностных качеств учащихся, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе.

В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития индивидуальности каждого ребенка.

К этим условиям следует отнести:

- признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса — педагогами, родителями и самими учащимися;

- нацеленность ресурсов дополнительного образования на развитие системы ценностных ориентаций учащихся, определяющих их личностные качества;

- учет психовозрастных особенностей учащихся;

- вариативность содержания, форм и методов образовательного процесса, обеспечивающая установку на удовлетворение потребностей учащихся, формирование мировоззрения, на мотивацию к обучению как ведущую мотивацию развития личности;

- освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса.

- согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку учащихся: открытость к идеям воспитанников и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; организация разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно-значимой формой взаимодействия детей и взрослых; подготовка и проведение социальных тренингов, позволяющих ребёнку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействия; участие в разработке и реализации индивидуальных планов учащихся с целью определения перспектив и результатов развития учащихся.

Таким образом, индивидуализация и персонификация дополнительного образования, и как следствие —

развитие индивидуальности каждого ребенка, на современном этапе способствуют созданию образовательной среды, как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений [4].

Приложение 1. Анкета «Определение уровня социокультурного развития учащихся»

Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:

А - совершенно верно, постоянно; Б - относительно верно, не всегда; В - неверно, никогда.

Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист (табл. 1) рядом с номером суждения.

Часть I. Диагностика познавательной потребности

1. У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.

2. Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.

4. Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать учителю непонятные мне вопросы.

5. Мне нравится читать книги, энциклопедии, находить новую для меня информацию, смотреть познавательные передачи.

6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.

7. Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию по предмету деятельности из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.

8. Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

9. Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.

10. Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.

Часть II. Диагностика социальной активности

1. Могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.

2. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

3. Стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.

4. Разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.

5. Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.

6. Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

7. Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.

8. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

9. Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий в школе, в классе, в учреждении дополнительного образования детей.

10. Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.

Часть III. Диагностика гражданской ответственности

1. Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.

2. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

3. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

4. Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.

5. Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.

6. Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.

7. Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

8. Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.

9. Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.

Таблица 1

Опросный лист

Ф.И.О. учащегося_

Класс, возраст__

Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI

1 1 1 1 1 1

2 2 2 2 2 2

3 3 3 3 3 3

4 4 4 4 4 4

5 5 5 5 5 5

6 6 6 6 6 6

7 7 7 7 7 7

8 8 8 8 8 8

9 9 9 9 9 9

10 10 10 10 10 10

Итого Итого Итого Итого Итого Итого

10. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.

Часть IV. Диагностика нравственных качеств

Уважительно отношусь к взрослым.

Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.

Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.

У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.

Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек. Я всегда говорю правду.

Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.

10. В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.

Часть V. Диагностика коммуникативных качеств

1. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.

2. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3. В незнакомой компании я не чувствую неудобства.

4. Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.

5. Я легко адаптируюсь в новом коллективе.

6. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.

7. Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.

8. В решении важных дел принимаю инициативу на себя.

9. Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат. В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».

Часть VI. Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Тебя привлекает:

Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.

Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.

Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку. Потребность в общении со сверстниками. Возможность развивать творческие способности.

10

1.

2.

3.

6. Возможность участвовать в коллективных делах.

7. Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.

8. Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.

9. От этого зависит будущее (поступление в учебное заведение, зарплата, карьера).

10. Награда, поощрения родителей.

Обработка результатов

Для оценки используется трехбалльная шкала: Вариант «А» — 2 балла — учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.

Вариант «Б» — 1 балл — владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.

Вариант «В» — 0 баллов — не владеет.

За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.

Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (табл. 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (табл. 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.

Впишите в табл. 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток табл. 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.

Таблица 2

Сводная таблица результатов опроса учащихся группы

№ п/п Показатели развития Минимальный уровень (менее 8 баллов) Средний уровень (8-15 баллов) Высокий уровень (15-20 баллов)

Часть 1. Познавательная активность

Часть 2. Социальная активность

Часть 3. Гражданская ответственность

Часть 4. Нравственность

Часть 5. Коммуникабельность

Часть 6. Мотивация к познавательной деятельности

Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития. Повторное предъявление методики позволяет выявить динамику изменений в проявлениях личностных качеств и компетенций учащихся.

Литература

1. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение.— Образовательная политика.— № 2 (64), 2014. [Электронный ресурс].— URL: http://edupolicy.ru/wp-content/ uploads/2014/07/Asmolov-%E2%84%962.2014.pdf

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. [Электронный ресурс]. URL: http:// portal.ippd.ru/sites/default/files/Гес-сен^с

3. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.)«Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (Постановление правительства Москвы от 22.04.2014 n 206-пп). [Электронный ресурс]. URL: http://moscow-portal.info/2011/09/27/ a22886.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government. ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

5. Матвеев Ф.С. Индивидуализация, как основа образования.— М.: Книга по Требованию, 2015.

6. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goldbiblioteca.ru/onhne_psihologiya/onhne_ psistr8/758.php.

8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности. Ростов н / Д, 1996.

9. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью //Вопросы философии. /А.В.Петровский, В.А. Петровский, 1982.— № 3.— С.12.

10. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http:// vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/personalizatzija/234687.

11. Словарь иностранных слов русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http:// enc-dic.com/fwords/ Personifikacija-28295.html

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.

13. ФилатоваМ.Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Автореферат дис. ... к.п. н.: 13.00.01. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2013.

14. Филатова М.Н. Модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Коллективная монография. Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования. Железногорск: ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2014. — С.242-259.

15. Филатова М.Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Молодой уче-ный.—2015.— № 16 (96), ч. 4.— С.430-434. [Электронный ресурс] URL: http://www.moluch.ru/archive/96/

16. Филатова М.Н. Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков. Образование и воспитание. 2015. № 4 (4). С. 6-10. [Электронный ресурс] — URL: http://www.moluch.ru/th/4/ archive/13/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.