Научная статья на тему 'Формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии'

Формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT / FORMATION OF THE NEED FOR PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT IN FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпин Василий Николаевич, Саяпин Николай Васильевич

Изложены данные теоретического анализа проблемы профессионального самосовершенствования, необходимость формирования которого обусловлена интенсивной модернизацией системы образования в России, протекающей на основе бурных социально-экономических процессов в стране и за ее пределами, а также целенаправленным развитием личности обучающегося. Представлено понимание потребности профессионального самосовершенствования будущего учителя как сложного явления, базирующегося на совокупности побуждений и условий, определяющих и регулирующих процесс ее формирования. Формирование потребности профессионального самосовершенствования как одной из основных в системе потребностей будущего учителя технологии реализовывается неотрывно от развития базовых профессиональных потребностей в определенных видах подготовки: личностной, общекультурной, психологической, коммуникативной, методологической, технологической, управленческой и т. д., что позволяет повысить конкурентоспособность учителя на рынке педагогического труда и расширить границы трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саяпин Василий Николаевич, Саяпин Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Need for Professional Self-Improvement of Future Teachers of Technology

The article presents data on theoretical analysis of the problem of professional self-improvement. The necessity of self-improvement’s formation is conditioned by intensive modernization of the Russian educational system, which taking place alongside with dramatic social and economic processes in the country and world-wide; it is also conditioned by goal-oriented development of student’s personality. The article reveals understanding of the need for professional selfimprovement of a future teacher, as a rather complex phenomenon, which is based on a complex of incentives and conditions, which determine and regulate the process of its formation. Formation of the need for professional self-improvement as one of the major needs within the system of needs of a future teacher of technology is being steadily implemented together with the development of basic professional needs during various types of trainings: personal, general cultural, psychological, communicative, methodological technological managerial, etc., which allows to increase these teachers’ competitiveness on the labour market and widen the horizons for their employment.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

НАУЧНЫЙ

ОТДЕЛ

В. Н. Саяпин, Н. В. Саяпин

Саяпин Василий Николаевич - кандидат педагогических наук, профессор, кафедра технологического образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: sayapinnv@gmail.com

Саяпин Николай Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологического образования, Саратовский государственный университет, россия E-mail: sayapinnv@gmail.com

Изложены данные теоретического анализа проблемы профессионального самосовершенствования, необходимость формирования которого обусловлена интенсивной модернизацией системы образования в России, протекающей на основе бурных социально-экономических процессов в стране и за ее пределами, а также целенаправленным развитием личности обучающегося. Представлено понимание потребности профессионального самосовершенствования будущего учителя как сложного явления, базирующегося на совокупности побуждений и условий, определяющих и регулирующих процесс ее формирования. Формирование потребности профессионального самосовершенствования как одной из основных в системе потребностей будущего учителя технологии реализовывается неотрывно от развития базовых профессиональных потребностей в определенных видах подготовки: личностной, общекультурной, психологической, коммуникативной, методологической, технологической, управленческой и т. д., что позволяет повысить конкурентоспособность учителя на рынке педагогического труда и расширить границы трудоустройства.

Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование, формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии.

Введение

Практика показывает, что существующая в настоящее время целенаправленно организуемая подготовка будущих учителей технологии уже не может охватить тот круг задач, которые встают перед преподавателями в связи с меняющимися и возрастающими требованиями. Эффективное решение этих задач возможно при опоре на выявленную в отечественной педагогике и психологии закономерность формирования личности, её усилий и резервов.

Увеличение в последнее время доли психолого-педагогических представлений в научном знании, объективная потребность поиска путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей с учетом современных требований к ней и нарастанием инновационных процессов в высшем образовании, повышенное внимание ученых к разработкам, освещающим проблемы развития личности, создают реальные предпосылки анализа профессионального самосовершенствования студентов, делают актуальной проблему исследования различных аспектов формирования соответствующей потребности. Рассмотрение профессионального совершенствования как специфического вида профессиональной деятельности будущих учителей предполагает обращение к нему уже в период их подготовки и выделение в виде одного из её компонентов.

© Саяпин В. Н, Саяпин Н. В., 2015

В. Н. Саяпин, Н. В. Саяпин. Формирование потребности профессионального самосовершенствован

Понимание профессионального самосовершенствования как сознательного, целенаправленного процесса повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития позволяет говорить о нем как о процессе, строящемся согласно требованиям общества и профессии к личности будущего учителя. Причем эти требования должны быть несколько выше имеющихся у конкретного студента возможностей, в противном случае не возникнет предпосылок самосовершенствования в виде внутренних противоречий в процессе его ведущей деятельности, разрешение которых приводит к целенаправленному развитию собственной личности.

Таким образом, осознанное взаимодействие в этом процессе студентов с конкретной образовательной средой вуза позволяет пробудить их потребность в овладении системой профессиональных и личностных компетенций, приобретении педагогического опыта, умений адекватно оценивать свои достижения, вырабатывании личностных качеств, гарантирующих успех не только в учебной, но и профессиональной деятельности и в жизни вообще.

Профессионально-педагогическое самосовершенствование будущих учителей технологии

Т. Н. Сапожникова профессионально-педагогическое самосовершенствование студентов представляет в виде двух взаимосвязанных форм - самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга и оказывающих взаимное влияние на характер работы будущего учителя над собой [1]. В широком смысле самовоспитание - сознательная, активная, целеустремленная работа личности по систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Важное условие этой работы - знания личности о себе, умения адекватно оценить себя, настроить сознание на познание самого себя, что, в конечном счете, формирует её потребности, взгляды, убеждения, жизненные идеалы и цели.

Основное содержание самообразования - систематическое обновление и совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. В зависимости от формы и уровня самостоятельности различают два вида самообразования - системное и автономное. Первый побуждается, направляется и управляется учебным заведением и его субъектами, самообразовательная деятельность студентов

осуществляется при выполнении конкретных заданий.

Автономное самообразование представляет собой побуждение к образованию, исходя из потребностей, интересов самой личности. В этом случае личность сама ставит цели самообучения, определяет объем осваиваемых знаний и практических умений. В данном виде самообразования контроль за результатами и ходом этого процесса выступает в виде самоконтроля, самоотчета и т. д. Развивающаяся личность будущего учителя оценку своей значимости проводит на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях; тогда потребности в самосовершенствовании на высшем уровне могут перейти в стремление к самовоспитанию и самообразованию.

В качестве базового выберем определение профессионального самосовершенствования будущего учителя С. В. Дикановой, которая рассматривает его как целостный, разворачивающийся во времени, многокомпонентный, профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному саморазвитию, сознательному управлению своим ростом, выбору целей, путей и средств его достижения, способствующий формированию индивидуальности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности [2].

В исследованиях A. A. Деркача, Б. С. Гер-шунского, Э. Ф. Зеера, A. M. Новикова, В. В. Серикова и др. отмечается, что именно потребность является основой, определяющей интенсивность и направление развития личности. А. Г. Маслоу трактует потребность в саморазвитии личности как её желание самоосуществиться, стать тем, кем она может быть, заниматься тем, для чего она предназначена [3]. Изложенное выше позволяет потребность профессионального самосовершенствования будущего учителя определить как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования студента.

Данная потребность как специфический вид психической регуляции деятельности личности по своему развитию представляет сложную функциональную систему интегрированных воедино содержательных и динамических процессов, в которых отражаются основные ее функции: побуждения, направленности, регуляции и контроля выполнения. Данные функции логически взаимосвязаны с основными этапами развертывания потребности профессионального самосовершенствования: в самопознании, планировании самосовершенствования путём определения программы его протекания, в реализации программы самосовершенствования и сформулированных в ней задач, в самоконтроле

Педагогика развития и сотрудничества

185

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

и коррекции проводимой работы над собой. Взаимосвязь обозначенных самостоятельных этапов, последовательное и полное выполнение задач на каждом из них позволит получить искомый результат в профессиональном развитии будущих учителей.

Формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей обеспечивается в органическом единстве с формированием у них базовых профессиональных потребностей в таких видах подготовки, как личностная, общекультурная, психологическая, коммуникативная, методологическая, технологическая, управленческая и т. д. Учителями в качестве основных выделяются следующие потребности: совершенствование педагогического мастерства как основание достижения целей, адекватных социальному заказу на подготовку специалистов, декларируемому на федеральном уровне в содержании «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальной доктрины образования до 2025 года», модели «Российское образование - 2020»; реализация требований ФГОС; информирование о достижениях педагогической науки, педагогов-новаторов, результатах их внедрения на практике; обобщение индивидуального педагогического опыта и его распространение. Анализ даже небольшого перечня профессиональных потребностей учителей позволяет сделать вывод о том, что они порождаются затруднениями учителей в профессиональной деятельности или их стремлениями к профессиональному росту, поэтому формирование выделенной нами потребности как приоритетной в системе потребностей будущего учителя необходимо начинать уже в вузе на ступени становления специалиста, что позволит расширить границы его трудоустройства, быть более успешным на начальном этапе осуществления профессиональной деятельности.

Формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей согласно анализу психолого-педагогической литературы представляет собой процесс, в котором аморфная одноуровневая система побуждений переходит к сложной иерархически построенной, узкая временная сфера действия побуждений к самосовершенствованию - к автономной потребности в нём, отдельные попытки в работе над собой превращаются в постоянно действующий процесс.

Чтобы этот процесс был успешен, необходимо результаты профессионального самосовершенствования студента сравнивать не с достижениями в этом направлении других учащихся, а с его прежними, оценивать личность будущего учителя по его индивидуальному вкладу в решение учеб-

но-профессиональных задач в период подготовки. При этом важно учитывать выделенные и подробно раскрытые К. А. Абульхановой основные направления эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования:

формирование положительных установок на профессиональное самосовершенствование;

формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию;

актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности [4, с. 243-246].

В этом случае формирование потребности профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии нами будет рассматриваться как целенаправленный процесс, ориентированный на развитие профессиональной мотивации, профессиональных качеств, рефлексии у будущих педагогов, на овладение ими знаниями и умениями самостоятельного совершенствования в практической деятельности, на включение их в самовоспитание, самообразование в период профессиональной подготовки в вузе.

Заключение

Сформированная потребность профессионального самосовершенствования будущих учителей технологии в период вузовской подготовки позволит на качественно новом уровне решать обозначенные ими самими или другими субъектами образовательного процесса профессиональные задачи, обеспечит большую свободу выбора и действий в их решении и станет определенным гарантом эффективности их последующей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Сапожникова Т. Н. Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации познавательной деятельности // Ярослав. пед. вестн. 2003. № 1 (34). URL: http://www. yspu.yar/ru.pedagoka.psichologiy (дата обращения: 10.09.2014).

2. Диканова С. В. Актуализация потребности в личностном самосовершенствовании будущего специалиста в процессе социально-проектной деятельности // Современные проблемы психологии личности : теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/bozhovich/ issue/30151.shtml (дата обращения: 12.09.2014).

3. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. М., 1999. 210 с.

4. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой. М., 1998. 320 с.

186

Научный отдел

Е. Б. Щетинина. Современные критерии классификации

профессионального

образования

Formation of the Need for Professional Self-Improvement of Future Teachers of Technology

Vasiliy N. Sayapin

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: sayapinnv@gmail.com

Nikolay V. Sayapin

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: sayapinnv@gmail.com

The article presents data on theoretical analysis of the problem of professional self-improvement. The necessity of self-improvement's formation is conditioned by intensive modernization of the Russian educational system, which taking place alongside with dramatic social and economic processes in the country and world-wide; it is also conditioned by goal-oriented development of student's personality. The article reveals understanding of the need for professional selfimprovement of a future teacher, as a rather complex phenomenon, which is based on a complex of incentives and conditions, which determine and regulate the process of its formation. Formation of the need for professional self-improvement as one of the major needs within the system of needs of a future teacher of technology is being steadily implemented together with the development of basic professional needs during various types of trainings: personal, general cultural, psychological, communicative, methodological technological managerial, etc., which allows to increase these teachers' com-

petitiveness on the labour market and widen the horizons for their

employment.

Key words: professional self-improvement, formation of the need

for professional self-improvement in future teachers of technology.

References

1. Sapozhnikova T. N. Stimulirovanie professional'nogo sa-mosovershenstvovaniya studentov vprotsesse organizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti (Stimulation of students' professional self-improvement in process of organizing of cognitive activity). Yaroslav. ped. vestn. (Yaroslavl Pedagogical Bulletin), 2003, no. 1 (34). Available at: http://www. yspu.yar/ru.pedagoka.psichologiy (accessed 10 September 2014) (in Russian).

2. Dikanova S. V. Aktualizatsiya potrebnosti v lichnostnom samosovershenstvovanii budushchego spetsialista v prot-sesse sotsial'no-proektnoy deyatel'nosti (Actualization of future specialist's need of personal self-improvement in process of social-project activity). Sovremennye problemy psikhologii lichnosti: teoriya i praktika (Actual problems of personality's psychology : theory and practice). Available at: http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30151.shtml (accessed 10 September 2014) (in Russian).

3. Maslou A. G. Motivatsiya i lichnost' (Motivation and personality). Moscow, 1999. 210 p. (in Russian, trans. from English).

4. Psikhologiya ipedagogika: ucheb. posobie (Psychology and pedagogy : the study guide). Ed. by K. A. Abul'khanova. Moscow, 1998. 320 p. (in Russian).

УДК 37.378.1

СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е. Б. Щетинина

Щетинина Елена Борисовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский государственный университет, россия E-mail: ebp1976@mail.ru

Освещены основные условия, созданные в нашей стране для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли получить высшее образование. раскрыты критерии классификации условий получения высшего образования различными категориями людей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы основные модели организации профессионального образования в различных странах. Изложены основные принципы оказания помощи в адаптации студентам с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими высшего образования. Описан опыт создания доступной образовательной среды высшего учебного заведения. Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, условия получения высшего образования, доступная образовательная среда, модели организации получения про-

фессионального образования, профессиональная сегрегация, профессиональная конкурентоспособность, профессиональная интеграция.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья была, остается и будет одной из важнейших задач, решение которой необходимо искать специалистам, работающим с данной категорией граждан. Определенная часть населения имеет особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждается в специальных мерах государственной поддержки. При этом многие из них трудоспособного возраста, стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной самореализации, но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведе-

© Щетинина Е. Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.