РАЗВИТИЕ ИДЕЙ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
С.С. Аганов, д-р пед. наук, профессор Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10152
Аннотация. Автор представил характеристику основных исторических тенденций становления и развития идей самосовершенствования личности в системе профессиональной подготовки кадров в различных сферах деятельности. Провел сравнительный анализ различных точек зрения на проблему профессионального самообразования и самовоспитания с сочетанием исторического и логического способов познания, путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и в настоящее время.
Ключевые слова: тенденции, педагогическое руководство самосовершенствованием, развитие, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание.
Современное российское образование переживает кризис целеполагания, происходящий на фоне общецивилизационных сдвигов в мире и противоречивых социально-экономических реформ в нашей стране. Кризисное состояние общества в настоящее время усугубляется антисоциальными проявлениями в молодежной и детской среде: усиливается тенденция отрицательного отношения молодых людей к своей стране, ее истории и культуре» непринятия и отторжения общественных норм и ценностей, растет политический нигилизм, национальный снобизм, падает общий уровень нравственного и духовного развития молодого поколения. Острая необходимость решения социально-педагогических проблем, связанных с этими явлениями, поиски выхода из экономического, политического и национального кризисов, необходимость переосмысления воспитательных целей в общественно-педагогических системах делают объективно привлекательной и жизнеспособной идею гражданского воспитания подрастающего поколения. В этом плане особое значение приобретает сравнительно-сопоставительный анализ ценностных компонентов различных образовательных концепций, существующих в историческом опыте, в аспекте их возможного использования в современных условиях.
В педагогической практике распространено мнение, что вопрос о роли самосовершенствования в профессиональной деятельности человека любой профессии возник относительно недавно. Обратившись к периоду формирования российской государственности, можно увидеть, что самообразовательная деятельность, деятельность по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию как социально и профессионально значимая деятельность имеет длительную историю своего развития. Недостаточное знание сущности самосовершенствования приводит к выводу о необходимости обобщения научных данных о базовых, смыслообразую-щих понятиях с целью получения дополнительной информации и конкретизации понятия «самосовершенствование». О времени возникновения идеи самосовершенствования, непрерывного самообразования и самовоспитания человека в науке нет единого мнения. Одни исследователи полагают, что оно существует столько, сколько и само человечество, другие эту идею считают относительно молодой, возникшей в современности.
Идея самосовершенствования человека вытекает из закономерности, сформулированной И.П. Павловым, который говорил, что человек - это «...система, в высшей степени саморегулирующая, сама себя
поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая». Данная мысль получила свое развитие в высказывании С.Л. Рубинштейна: «...жизнь - не только движение вперед (от рождения - к смерти, от расцвета - к старости), а должна быть и движением вверх, борьбой за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия и против всего, что снижает уровень человека». В данном исследовании отправной точкой является мысль о том, что самосовершенствование личности - это система, которая включает в себя самовоспитание как процесс формирования и развития качеств в соответствии с требованиями общества и личной программы развития и самообразование, которое представляет собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому применению знаний, умений и навыков.
В целях определения специфических признаков самосовершенствования как педагогического явления представляется необходимым изучение педагогических взглядов на непрерывное образование и на разнообразную самостоятельную деятельность, в частности на самостоятельную работу, самовоспитание и самообразование.
В широком педагогическом плане проблемы самообразования не являются новыми. Эти проблемы всегда были в центре внимания прогрессивных мыслителей и педагогов. Еще известный исследователь А. Дистервег отмечал: «.развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным на пряжением». А выдающийся педагог Я. А. Коменский [1] в своих трудах призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Позднее, развивая эту мысль, К. Д. Ушинский настоятельно советовал педагогам так организовывать обучение, чтобы обучающиеся по возможности учились самостоятельно, а обучающий стремился руководить этим самостоятельным
трудом и давать для него необходимый материал. Особую роль в этом он отводил интересу к учению: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».
О значении самообразования широких народных масс задумывались передовые русские деятели просвещения XVIII в. М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев,
Н. И. Новиков.
В XIX в. пропаганду идей самосовершенствования, разработку некоторых теоретических и организационно методических вопросов самообразования вели В. Г. Белинский, А. И. Герцен,
Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. Однако постановка проблемы самообразования в данный период связывается, прежде всего, с именем исследователя проблем самообразования Н. А. Рубакина, с точки зрения которого «.самому добиваться образования - это и значит заниматься самообразованием. Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Красной нитью через все его работы проходит мысль о том, что самообразование - это важнейший фактор развития личности: «В сущности, это не только работа культурная, не только стремление к просвещению, это внутренний процесс духовного самовооружения.». Рубакин Н. А. говорил, что книга - это только инструмент, который побуждает к самостоятельному мышлению: «.читатели сплошь и рядом сводят самообразовательную работу к усвоению чужих идей, мнений, теорий. Между тем, самая суть этой работы вовсе не в усвоении чужого, а в процессе мышления, продумывания» [2].
Особый интерес представляют высказывания Н. А. Корфа, В. Н. Водовозова, Н. Ф. Бунакова, Д. И. Тихомирова,
В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, которые, каждый посвоему, отмечали, что задача школы - содействовать всеми силами всестороннему и гармоничному развитию человека, сообразно его природе, как организма растущего, живущего, чувствующего, желающего, мыслящего и способного к
бесконечному самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.
После известных событий 1917 г. в стране изменились взгляды на процесс образования народных масс. Решение этой проблемы связывалось, прежде всего, с самообразованием и саморазвитием. Существенное влияние на формирование научно педагогических основ профессиональной подготовки специалистов и их самообразовательной деятельности в то время оказали известные общественные деятели и педагоги П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский,
М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, в последующем - А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие ученые педагоги, организаторы народного образования. Следовательно, уже в то время педагоги практики и ученые подходили к мысли о том, что учебно-воспитательный процесс имеет два взаимосвязанных и взаимообусловленных направления. С одной стороны, это четко регламентированная организованная образовательная деятельность со стороны педагогов, с другой - это деятельность по самообразованию, организованная самим обучающимся, хотя и направляемым извне. От того, насколько согласованы, связаны и «синхронизированы» эти процессы, напрямую зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.
Придавая большое значение вопросам самообразования, П. П. Блонский писал: «Мы не хотим научить студента "всему", но мы хотим научить его самообразованию, научить его самостоятельно, в течение всей его буду щей жизни, когда при нем не будет ни лекторов, ни преподавателей, изучать все, что ему нужно» [3].
В 20-30е гг. XX в. параллельно с разработкой основ самообразования развивается научное обеспечение системы самостоятельной работы. В послевоенный период по мере ликвидации неграмотности в стране, расширения сети школ вопрос о самообразовании специалистов начал терять свою остроту, а впоследствии на долгие годы совсем, как писал М. Н. Скаткин, «... выпал из поля зрения дидактов, между тем, было необходимо всесторонне иссле-
довать содержание, методы и организационные формы этой работы, издавать пособия для учащихся по самообразованию» [4].
Фундаментальные научные исследования в области самообразования возобновились к середине 60х гг. XX в., появилось значительное количество монографических работ по указанной проблематике. Например, известный специалист в сфере образования Б. П. Есипов самостоятельную работу рассматривал как соединение самостоятельной мысли обучающихся с их самостоятельным и физическим действием, которая выполняется «.без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.» [5].
Несмотря на значительное количество исследований по самостоятельной учебно-познавательной работе учащихся, проблема самообразования решалась ограниченно и поэтому малоэффективно - только на репродуктивном уровне. Чтобы ликвидировать указанные недостатки, ученые стали ориентировать педагогические исследования первоначально на самостоятельную познавательную деятельность творческого характера. К данному аспекту можно отнести научно-исследовательскую деятельность Д. В. Вилькеева, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова,
М. Н. Скаткина и др.
В исследованиях Л. П. Аристовой, Л. И. Божович, Н. А. Менчинской,
Ю. А. Самарина и др. акцент переносится с активной репродуктивной на самостоятельную творческую деятельность обучающихся, делаются попытки создания системы, моделей и модулей активной и самостоятельной образовательной деятельности учащихся и студентов. 60-70е гг. ХХ в. характеризуются значительным повышением интереса к проблеме самообразования (Л. П. Аристова, Г. С. Закиров, И. Л. Наумченко). Это связано с тем, что именно в 60-е гг. в связи с постоянным увеличением объема информации, вызванным научно-техническим прогрессом, наметилась тенденция, связанная с невозможностью школ и вузов дать необходимый запас знаний на весь
период профессиональной деятельности. В этот период времени феномен самообразования учеными рассматривается с различных точек зрения: как звено между отдельными ступенями обучения (А. Л. Загорский); как форма познавательной деятельности (А. П. Владиславлев, А. К. Громцева, Б. Ф. Райский); как условие непрерывного образования (Н. В. Косенко); как компонент системы непрерывного
образования (В. Н. Турченко) и др. Ис-торико-Педагогический аспект проблемы самообразования рассматривают
А. К. Громцева, Н. В. Кузьмина,
Б. Ф. Райский. Они связывают его с задачей формирования готовности обучающихся к этому виду деятельности. Вопросам педагогического руководства самообразованием обучающихся посвящены исследования И. А. Редковец, которая отмечает, что обеспечение полноценного становления личности обучающихся, подготовка их к непрерывному образованию, вооружение учащихся всеми компонентами самообразовательной работы возможны только в условиях специально организованного руководства этой деятельностью.
В вузовской педагогике исследуются вопросы формирования потребности в самообразовании (И. И. Ильясов); вопросы стимулирования самообразовательной деятельности студентов (Г. Н. Сериков, Л. Я. Яснова); проблемы формирования готовности к самообразовательной деятельности
(Т. А. Воронова, Н. Д. Иванова,
Н. Д. Хмель); основные условия и факторы повышения учебной активности студентов (В. П. Павловский). Педагоги
А. П. Владиславлев, В. Г. Онушкин,
Е. П. Тонконогая и др., изучающие самообразование взрослых, рассматривают самообразовательную деятельность как часть непрерывного образования специалистов. Весомый вклад в формирование понятий «самостоятельная работа» и «самообразование» внесли представители различных силовых ведомств, ученые, занимающиеся проблемами военной педагогики. Еще великий полководец
А. В. Суворов (см.: [6]) говорил, что метод самостоятельной работы с целью расширения своего общего кругозора и профессиональной подготовки - основа в становлении офицера. Спустя столетие крупный военачальник М. И. Драгомиров указывал: «.офицеру нужно беспрерывно и настойчиво учиться» [7]. На значение самостоятельной работы в совершенствовании профессиональной подготовки офицерского состава указывал М. В. Фрунзе, отмечая необходимость упорной систематической работы над своим самообразованием.
Представители различных исследовательских школ по своему трактуют самообразование, выделяя существенные признаки: целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самим учеником
(А. К. Громцева); познавательную деятельность, осуществляемую в соответствии с внутренними побуждениями и отсутствием обязательности (Н. Д. Иванова, Н. Д. Хмель); познавательную деятельность, основывающуюся на предшествующих формах обучения и являющуюся их следствием и диалектическим продолжением (Н. Ф. Голованов); внутренне мотивированную деятельность (В. П. Павловский); деятельность, осуществляемую по инициативе самой личности (Б. Ф. Райский); добровольное систематическое добывание знаний, основанное на познавательном интересе (Т. С. Лопатина) и т. д.
Нужно отметить, что, несмотря на разнообразие в понимании сущности самостоятельной учебной познавательной деятельности и самообразования, все авторы сходятся во мнении, что самообразование является познавательной деятельностью, что оно не может осуществляться само по себе, а ее основой являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Эти выводы указывают на тесное единство учения и самообразования, т. к. и учение, и самообразование являются познавательной деятельностью. Кроме того, как уже было отмечено, основой самообразования является самостоятельная работа, которая осуществляется при управляющей функции педагога. Всякое обуче-
ние, по мнению Л. С. Выготского, «.является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут» [8, 9].
Как уже отмечалось ранее, проблема самообразования личности тесно связана с проблемой самовоспитания. Педагогическая практика свидетельствует, что в воспитании, особенно в воспитании взрослых людей, невозможно добиться желаемого результата, если не удается вызвать активного отношения к своей личности со стороны воспитуемого, ответного стремления к формированию и изменению собственной личности, т. е. потребности в самовоспитании. При этом человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен значительно расширить возможности развития необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своих поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению социальных и профессиональных функций. Термин «самовоспитание» закрепился в педагогической литературе лишь к середине XIX в. Первоначально он означал выработку характера, самообладания (Н. А. Миллер Красовский); борьбу человека со своей природой (Г. Кершенштейнер). Сторонники идеи «свободного воспитания» (Л. Н. Толстой, Э. Кей) понимали самовоспитание как процесс формирования личности, не зависящей от общества, внешних факторов. Педагоги прагматики (Дж. С. Блекки, Дж. Болдуин) рассматривали самовоспитание как приспособление человека к жизни. К. Д. Ушинский, П. Г. Редькин заостряли внимание на самовоспитании как важной части воспитания.
Научную основу проблемы самовоспитания получили в 50-60-х гг. XX в., когда были доказаны суждения психологов о человеке как активном субъекте своего собственного развития и воспитания. В этот
период публикуются труды А. Я. Арета, А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева,
А. И. Кочетова и др. Все исследователи указывают, что самовоспитание есть сложная деятельность, успех в которой зависит от специальной подготовки, в которой формируются умения самовоспитания.
В современной педагогике исследуются разные стороны самовоспитания - рассматривается связь: самовоспитания с самосознанием (И. А. Донцов); самовоспитания с воспитанием (А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк); самовоспитания с накопленным социальным опытом (Л. Н. Михайлова).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что основная идея проблемы профессионального самосовершенствования -это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства как развития профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.
Исторический обзор проблемы самосовершенствования позволяет сделать вывод о том, что самосовершенствование как общая проблема и самообразование и самовоспитание как ее части имеют давние и глубокие корни в теории и практике школьного и профессионального образования, но остаются недостаточно разработанными и в настоящее время. Одновременно можно констатировать, что в XX-XXI вв. вопросы самосовершенствования и его значение для развития личности в системе профессионального образования становятся важными проблемами отечественной педагогики, имеющими как научный, так и практический интерес.
Библиографический список
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский; под ред. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955.
2. Рубакин Н. А. Практика самообразования (среди книг и читателей): опыт системы самообразовательного чтения применительно к личным особенностям читателей / Н. А. Рубакин. - М.: Наука, 1914.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 2.
4. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / М. Н. Скаткин // Прил. к журн. «Нар. образование». - 1966. - № 1. - С. 1-11.
5. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961.
6. Ростун И. И. Генералиссимус А. В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность / И. И Ростунов. - М.: Воениздат, 1989.
7. Драгомиров М. И. Избранные произведения: вопросы воспитания и обучения войск / М. И. Драгомиров; под ред. Л. Г. Бескровного. - М.: Воениздат, 1956.
8. Асриев С.А. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя Ас-риев С.А. В сборнике: новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 6-11.
9. Катаны И.А. Мотивация и целенаправленность организации, содержания самостоятельного занятия физическими упражнениями различной направленности // И.А. Катаны, Т.В. Сапсаева, В.В. Астафьев, И.О. Перелогов, Н.Е. Винтовкина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. -№9. - С. 42-47
DEVELOPMENT OF IDEAS OF SELF-PERFECTION IN THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM: HISTORICAL-PEDAGOGICAL ASPECT
S.S. Aganov, doctor pedagogical sciences, professor
St. Petersburg university of the state fire service of the emergencies ministry (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The author presented a description of the main historical trends of the formation and development of the ideas of self-improvement of the individual in the system of professional training in various fields of activity. He conducted a comparative analysis of various points of view on the problem of professional self-education and self-education with a combination of historical and logical methods of cognition, by comparing facts and events, evaluating them in the past and in the present.
Keywords: trends, pedagogical leadership of self-improvement, development, self-improvement, self-education, self-education.