Научная статья на тему 'К вопросу о преемственности этапов профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей-филологов в условиях непрерывного образования'

К вопросу о преемственности этапов профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей-филологов в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / PROFESSIONAL AND SELF-IMPROVEMENT / ABILITY AND READINESS TO COMPETE / LIFE-LONG LEARNING CONCEPT / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Анна Анатольевна

В статье рассматриваются педагогические аспекты и направления становления и развития личности преподавателя-филолога, которые являются как стимулирующими факторами профессионально-личностного самосовершенствования, так и самостоятельными регуляторами конкурентоспособности и творческой активности будущего специалиста. Показывается, что преемственность этапов профессионально-личностного самосовершенствования и образовательной подготовки на основе принципа преемственности, успешность и продуктивность этих процессов являются одновременно предпосылкой и условием совершенствования всей системы непрерывной подготовки современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SELF-DEVELOPMENT IN FUTURE TEACHERS OF PHILOLOGY WITHIN THE FRAMEWORK OF LIFE-LONG LEARNING

This article is devoted to the problems of self-development as a multifold process within the process of professional education, professional growing and creative activity of teacher. The ultimate worth of professional and self-development for teachers and philologists is the essential role it plays in the improvement of educational process as a whole. That makes the future teachers able and ready to compete and be creative in their work and life. The results of professional job performance, each professional development effort should be accompanied by a specifically-organized educational environment based on the principles of succession and life-long learning concept.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преемственности этапов профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей-филологов в условиях непрерывного образования»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

УДК 371.13(075)

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© А.А.Каримова

В статье рассматриваются педагогические аспекты и направления становления и развития личности преподавателя-филолога, которые являются как стимулирующими факторами профессионально-личностного самосовершенствования, так и самостоятельными регуляторами конкурентоспособности и творческой активности будущего специалиста. Показывается, что преемственность этапов профессионально-личностного самосовершенствования и образовательной подготовки на основе принципа преемственности, успешность и продуктивность этих процессов являются одновременно предпосылкой и условием совершенствования всей системы непрерывной подготовки современного специалиста.

Ключевые слова: профессионально-личностное самосовершенствование, конкурентоспособный специалист, непрерывное образование, преемственность.

Современная политическая и экономическая ситуация в России и в мире в целом обусловливают целый ряд качественных изменений в жизни общества, и особенно в образовании как стратегической детерминанте его развития. При этом качественная диверсификация потребностей современного общества актуализирует проблему построения эффективной модели непрерывного личностного образования, выполняющей двуединую задачу подготовки личности к жизни и труду на благо общества и обеспечения условий для развития и саморазвития самой личности как члена этого общества. Процесс подготовки конкурентоспособных специалистов современного формата, способных к саморазвитию, принятию нестандартных решений, активному восприятию нового, базируется на личностной готовности будущего специалиста к непрерывному самосовершенствованию.

В системе непрерывного профессионального образования вузы внедряют в практику обучения новейшие образовательные технологии развивающего обучения, успешно решая поставленные перед ними задачи специализированной, профильной и профессиональной подготовки квалифицированных специалистов. В первую очередь, это достигается за счет открытости, гибкости и высокой эффективности учебновоспитательного процесса на любом образовательном этапе, что позволяет говорить о реализации принципа преемственности на уровне построения и организации системы обучения и вос-

питания. Вместе с тем фактор учета индивидуальных возможностей, способностей и, что особенно важно, потребностей личности в системе профессиональной подготовки зачастую понимается формально и не прослеживается в образовательных стандартах современного поколения. Формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании, как в личностном, так и в профессиональном плане - задача сложная, требующая глубокого анализа и четкого понимания механизмов ее осуществления в педагогической практике.

Однако, применяя данное положение к пониманию подготовки и переподготовки специалистов и роли их личности в осуществляемой ими профессиональной деятельности, следует отметить усложнение понятия компетентности будущего специалиста, когда она выступает критерием оценивания качества его подготовки и является отражением сложного взаимодействия профессиональных и личностных характеристик. Чтобы овладеть системой профессиональных и личностных компетентностей, необходимо актуализировать потребность в этом, вооружить соответствующим опытом, умениями оценивать собственные достижения. Постоянное испытание и реализация своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека.

Несоответствие реального уровня подготовки специалиста требованиям современного общест-

ва к его личности во многом обусловлено наличием противоречий, вытекающих из сущности самого процесса обучения в системе высшего профессионального образования:

- между необходимостью подготовки будущих специалистов, способных к систематическому самообразованию и саморазвитию, и недостаточным уровнем развития у студентов потребности в профессионально-личностном самосовершенствовании;

- между необходимостью построения индивидуальной траектории профессионально-личностного самосовершенствования студентов и отсутствием технологий ее построения и внедрения в практику образовательного процесса на всех его этапах.

Таким образом, потребность в самосовершенствовании личности будущего специалиста недостаточно актуализируется или данный процесс оказывается малоэффективным вследствие нарушения целостности и преемственности его этапов.

Анализ научных работ, посвященных самообразовательной деятельности, позволяет сделать вывод, что самообразование представляет собой сложный вид образовательной деятельности, обязательным условием которой являются рефлексия, навыки самооценки, умение самостоятельно приобретать и преобразовывать информацию. Особую значимость имеет выявление педагогических условий самообразования студентов, так как данный период становления личности характеризуется стремлением к самоактуализации, самоопределению в межличностных отношениях и в жизни в целом, и в будущей профессиональной деятельности в частности.

Проблемами самообразования непосредственно занимались такие исследователи, как Ю.П.Азаров, А.Е.Аргунов, Т.Г.Браже, А.А.Вайс-берг, Т.А.Воронова, Г.М.Гнездилов, Д.М.Гри-шин, А.К.Громцева, С.Б.Елканов, М.М.Заборщи-кова, В.И.Завьялова, В.И.Ковалевский, Н.В.Кузьмина, О.Е.Лебедев, А.Е.Марон, И.Л.Наумченко, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая и другие. Разработанные ими теоретические основы самообразования и концепция его педагогического стимулирования обосновывают взаимосвязь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности специалиста, определяя пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию.

Исследованию профессионального мастерства и творчества, механизмов профессионального самосознания и процессов профессиональноличностного самосовершенствования посвящены работы В.П.Беспалько, Е.Н.Богданова, С.Л.Кан-

дыбович, И.Н.Семенова, Л.Ф.Спирина, Н.М.Та-ланчук, Л.В.Темновой, О. В. Москаленко.

Пути и средства формирования готовности будущих специалистов к самообразованию получили достаточно полное освещение в работах Т.А.Вороновой, Г.И.Гусева, Н.Д.Ивановой,

Т.Е.Климовой, Б.Ф.Райского и других.

Однако вплоть до настоящего времени недостаточно разработаны механизмы актуализации потребности в профессионально-личностном самосовершенствовании и обеспечения преемственности этапов этого многоаспектного процесса, отсутствуют технологии построения индивидуальной траектории данного процесса.

Профессионально-личностное самосовер-

шенствование преподавателя-филолога выступает как:

- содержательная основа процесса саморазвития его личности в целом;

- особый вид его познавательно-творческой профессиональной активности;

- неотъемлемая часть его профессиональной подготовки и переподготовки.

Движущей силой процесса профессиональноличностного самосовершенствования преподава-теля-филолога является осмысление социальной и личностной значимости выбранной профессии, четко осознаваемое стремление приблизиться к социально значимым уровням профессионализма в своей области, обрести профессиональноделовую состоятельность и личностно самоутвердиться в профессиональной среде и в обществе в целом.

Эффективность процесса самосозидания обеспечивается творческой учебно-познавательной деятельностью, организованной на основе принципа преемственности этапов профессионально-личностного саморазвития, что способствует общему процессу совершенствования непрерывной подготовки специалистов в области филологического образования.

Обеспечение преемственности этапов профессионально-личностного самосовершенствования обучающегося и этапов его непрерывной педагогической и филологической подготовки обеспечивает поступательное движение его личности в образовательном пространстве, дает возможность самостоятельно моделировать траекторию своей профессионально-личностной самореализации.

Самосовершенствование при всей своей индивидуальности не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, успешность и результативность которого зависит от соблюдения основополагающего принципа преемственности этапов процесса профессионально-личностного са-

моутверждения и самореализации с этапами образовательной подготовки, что позволяет системно объединить усилия самой личности и педагогического коллектива по подготовке самосовершенствующегося конкурентоспособного специалиста современного типа.

Соблюдение принципа преемственности образовательных процессов и индивидуального профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя-филолога предполагает реализацию целого ряда факторов, направленных на совершенствование непрерывной подготовки и переподготовки педагогических кадров и всей образовательной системы в целом. Он включает в себя единство воспитывающей установки на самосовершенствование для всех этапов образовательной подготовки; психологической комфортности педагогического процесса, снимающего барьеры самосовершенствования; системы психолого-диагностических методик как методологической основы для сознательного управления своим личностным и профессиональным развитием с целью построения индивидуальной траектории профессионально-личностного самосовершенствования будущего специалиста; над-предметных знаний, умений и навыков, формируемых на основе новых технологий обучения, как обязательного компонента в содержание каждого этапа образовательной подготовки конкурентоспособного специалиста; структуру нормативных требований к личности с учетом ее индивидуально-психологических особенностей, духовно-познавательных потребностей и результатов диагностики ее профессиональной направленности и профессиональной компетентности на каждом этапе обучения и воспитания.

Развитие личности и индивидуальности на основе доминанты самосовершенствования [1] позволяет улучшать воспитательную систему, направляя ее на формирование духовнонравственной основы процесса обучения, позволяя сделать этот процесс индивидуально и лич-ностно значимым и успешным для каждого.

Конкурентоспособный преподаватель-филолог, стремящийся к непрерывному профессионально-личностному самосовершенствованию, -продукт «штучный», это результат, прежде всего, самостоятельного труда над собой. Помочь сделать этот процесс целенаправленным и эффективным, обеспечить его непрерывность и преемственность - задача педагогических коллективов всех институтов образования, преемственно объединенных этой целью.

Ценность установки на самосовершенствование в том, что этот подход развивает естественное стремление каждого стать лучше и с помо-

щью специально организованной адаптивноразвивающей, стимулирующей среды обучения и воспитания делает процесс самосовершенствования непрерывным.

Кризисные ситуации, которые сегодня переживает не только Россия, но и весь мир, тесно взаимосвязаны с кризисом самого человека, утратой им основ своего существования.

Согласно Э. Фромму [2], научно-технический прогресс породил особый социальный тип «кибернетического человека», который и к окружающему миру, и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций.

Одухотворение человека, возвышение его нравственности позволит разрешить возникающие противоречия между миром человека и техникой. И здесь первостепенная роль принадлежит педагогу. Перед ним стоит задача по-новому осмыслить мироздание, природу человека, одухотворить процесс познания, при этом отражая и преломляя через процесс обучения и воспитания свою собственную Я-концепцию [3]. В этой связи серьезные преобразования профессиональной подготовки будущего конкурентоспособного специалиста - осознанная необходимость.

Подготовка педагогов к профессиональной деятельности и работа по повышению их квалификации показывают, что без осуществления воздействия на собственное сознание преподаватель-филолог очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на учеников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, его жизненной концепцией. Большинство проблем, возникающих в процессе работы преподавателя-филолога, связаны с его недостаточной личностной, духовной зрелостью, а порой даже и с отсутствием стремления к ней.

Таким образом, исследование вопроса о профессионально-личностном самосовершенствовании специалиста решает одну из актуальных проблем, поставленных современным обществом перед системой непрерывного образования.

Процесс самосовершенствования представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство развития всех сфер индивидуальности и личностных качеств. Степень их сформированности позволяет выделить различные уровни: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Преобладание низкого и ниже среднего уровня творческого самосовершенствования в условиях традиционного массового обучения и воспитания, выявленное в ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы [4], указывает на то, что стихийно организованный про-

цесс самосовершенствования малоэффективен, поэтому необходима специально организованная работа, направленная на стимулирование самостоятельного совершенствования себя как личности и индивидуальности, конкурентоспособного профессионала.

Как показывает анализ образовательной практики, барьерами профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя-филолога являются:

S личная тревожность человека, обучающегося и работающего в условиях авторитарной педагогики;

S ригидность мышления, обусловленная малым объемом творческой деятельности в структуре традиционного обучения и профессиональной деятельности;

S склонность к конформизму из-за однобокости процесса воспитания, крена в сторону воспитания личности в ущерб развития индивидуальности;

S слабая развитость процессов «самости» у основной массы обучаемых и преподавателей;

S неспособность к принятию самостоятельных решений и поиску нетрадиционных подходов к решению разнообразных задач.

Уровень профессионально-личностного самосовершенствования определяется на основе характера деятельности по самосовершенствованию, степени развитости компонентов этого процесса, адекватности самооценки собственных возможностей и способностей, личностных качеств.

Стимулирование творческой деятельности по преобразованию и улучшению себя основывается на применении специальных технологий лич-ностно ориентированного обучения и воспитания, среди которых ведущее место отводится различным вариантам деловых игр.

Определение стратегии индивидуального профессионально-личностного самосовершенствования конкурентоспособного специалиста требует разработки иерархии уровней, которые должны быть достигнуты на каждом конкретном этапе.

Уровни профессионально-личностного самосовершенствования педагога отражают духовнонравственное становление обучаемого и достижение их обусловлено специально организованным учебно-воспитательным процессом на всех этапах непрерывной профессиональной подготовки [4].

В основе уровней профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя-филолога лежит положение о том, что развитая целостная индивидуальность гармонизирует

личное и общественное, личное и индивидуальное, духовное и материальное. Личность действительно может реализовать себя, сама выбирать свой путь совершенствования.

Таким образом, профессионально-личностное самосовершенствование преподавателя-

филолога осуществляется в процессе поэтапной образовательной подготовки, начиная со школы, и достижение определенного уровня самосовершенствования на каждом этапе образовательной подготовки зависит от соблюдения принципа преемственности и непрерывности этих процессов.

Потребность общества в творческой личности совпадает с естественным стремлением личности к самосовершенствованию и саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения и их поступательное развитие открывает большие возможности повышения качества педагогического образования. Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение обучаемого самого себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития индивидуальности. Внутренние процессы самосовершенствования направляются и корректируются с помощью организации внешней части учебно-воспитательного процесса, основанного на инновационной непрерывной образовательно-воспитательной подготовке преподавателя-филолога и принципе преемственности этой подготовки с процессами профессионально-личностного самосовершенствования.

Разработанная и реализованная нами модель непрерывного профессионально-личностного

самосовершенствования конкурентоспособного преподавателя-филолога включает в себя следующие компоненты:

I. Целевой компонент: воспитание доминанты самосовершенствования личности. Формирование самоуправляющих механизмов личности, индивидуального стиля учебной деятельности [5].

II. Содержательный компонент заключается в освоении теоретических основ самосовершенствования (Теоретический курс «Самосовершенствование») и формирования опыта практического применения полученных особых знаний, умений и навыков (основы психологофизиологических знаний, умений и навыков, творческая деятельность по самосовершенствованию во время внеурочных, внеаудиторных занятий). Спецкурс - системообразующая и интегрирующая теоретическая база всего учебновоспитательного процесса, внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с этим

спецкурсом. Особое значение получают над-предметные, общеучебные умения и навыки и связанные с ними знания, развивающие культуру мышления и мировоззрения, облегчающие процесс продвижения по ступеням образовательной системы.

III. Технологический компонент - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук, взаимосогласованном просвещении учащихся, педагогов, родителей.

IV. Оценочно-результативный компонент основывается на мониторинге уровня достижений личности преподавателя-филолога в процессе самосовершенствования на всех этапах его образовательной подготовки.

В рамках данной модели средством самосовершенствования личности студента выступала разнообразная самостоятельная творческая деятельность.

На основании выделенных критериев и уровней профессионально-личностного самосовершенствования специалиста в системе непрерывного образования нами была доказана эффективность разработанной и реализованной педагоги-

ON SELF-DEVELOPMENT IN FUTURE TEACHERS OF PHILOLOGY WITHIN THE FRAMEWORK OF LIFE-LONG LEARNING

A.A.Karimova

This article is devoted to the problems of self-development as a multifold process within the process of professional education, professional growing and creative activity of teacher.

The ultimate worth of professional and self-development for teachers and philologists is the essential role it plays in the improvement of educational process as a whole. That makes the future teachers able and ready to compete and be creative in their work and life.

The results of professional job performance, each professional development effort should be accompanied by a specifically-organized educational environment based on the principles of succession and life-long learning concept.

Key words: professional and self-improvement, ability and readiness to compete, life-long learning concept, succession.

Каримова Анна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: anchous_@inbox.ru

Поступила в редакцию 13.11.2012

ческой модели преемственности этапов профессионально-личностного самосовершенствования будущих преподавателей-филологов.

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.

2. Фромм Эрих Зелигманн. Анатомия человеческой деструктивности = Лпа1от1е der МешсЫ1Леп Destruktivitat (1973) / Перевод П.С.Гуревич. - Москва: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с.

3. Гребенюк Т.Б., Конюшенко С.М., Голубин Д.В., Петрущенков А.В. Формирование информационной компетентности педагога: Монография. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2009. - 142 с.

4. Каримова А.А. Принцип преемственности профессионально-личностного самосовершенствования как основа построения успешной карьеры конкурентоспособного педагога: Монография. -Казань: Изд-во «ТАИ», 2011. - 118 с.

5. Официальный сайт Г.К.Селевко // иКЬ: http://www.selevko.net/3imodeltsrl.php (дата обращения 12.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.